Работа с бумагой. Плетение. Изделие «Коврик» по предмету Технология во 2 классе УМК «Школа России»
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему
Технологическая карта изучения темы Работа с бумагой. Плетение. Изделие «Коврик» по предмету Технология во 2 классе УМК «Школа России». Учебник: Н.И Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова «Технология» Основные понятия и термины: Переплетение, основа, уток. Карта содержит этапы урока и их содержание, деятельность учителя и учащихся, планируемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tehnologii_ispr.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы Работа с бумагой. Плетение. Изделие «Коврик»
по предмету Технология во 2 классе УМК «Школа России»
Учитель: Карнаухова Наталья Александровна
Тема: Продолжение работы над проектом «Убранство избы». Работа с бумагой. Плетение. Изделие «Коврик»
Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок – практикум)
Цели: создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе планирования и выполнения практического задания по изготовлению изделия «Коврик»
Задачи:
Предметные:
• Познакомить учащихся с новым видом работы – переплетением полосок бумаги, с основами разметки по линейке, формировать умения производить разметку деталей (основы и полосок) по линейке, выполнять разные виды переплетения бумаги, планировать и выполнять технологические операции в соответствии с инструкционной картой. • Развивать умение делать выводы, способствовать развитию мелкой моторики рук.
• Воспитывать умение работать в коллективе; аккуратность, трудолюбие, терпение, усидчивость.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы) и выполнять по ним работу; планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; умение организовывать рабочее место, рационально размещать на рабочем месте материалы и инструменты; рационально использовать и расходовать материалы.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.
Личностные УУД: соблюдение при работе безопасных приёмов труда; способность осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; способствовать формированию интереса к трудовой деятельности.
Планируемые образовательные результаты
Личностные: имеют интерес к предметно-практической деятельности, к внутреннему убранству деревенского дома.
Предметные: узнают, из чего состоит ткань, значение слов «основа», «уток», «переплетение»; научатся анализировать структуру ткани, находить «уток» и «основу» ткани, определять виды и способы переплетений, выполнять разметку деталей (основы и полосок) по линейке, выполнять разные виды переплетения бумаги, создавать узор по своему замыслу; закрепят умение раскроя деталей ножницами, соблюдать правила безопасной работы.
Метапредметные:
регулятивные – овладеют способностью принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников;
коммуникативные – научатся слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Класс: 2
Учебник: Н.И Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова «Технология»
Раздел: «Человек и земля»
Основные понятия и термины: Переплетение, основа, уток.
Формы работы: фронтальная беседа, индивидуальная работа, работа в парах, работа с книгой, с шаблоном
Оборудование: схема переплетения продольных и поперечных нитей (основы и утка); учебник «Технология», рабочая тетрадь «Технология» 2 класс Н. И. Роговцева, изображения ковров разных стран, образцы готовых изделий, доска, ножницы, клей, цветная бумага, линейка, карандаш, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
Этап урока | Содержание этапа урока | Содержание учебного процесса | Деятельность учеников | Планируемые результаты | ||
I. Организацион- ный момент. | Эмоциональный настрой учащихся | Учащиеся становятся в круг, держась за руки, учитель произносит слова шёпотом, а учащиеся повторяют их хором вслух: Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся, и всё у нас получится! | Учащиеся становятся в круг, держась за руки, повторяют за учителем слова хором вслух | Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации; эмоциональной устойчивости к стрессовым ситуациям. Регулятивные УУД: умение контролировать свою готовность к уроку; осознавать себя как ученика. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли | ||
II. Самоопределе-ние к деятельности | Беседа | На доске пословицы: Семь раз отмерь, а один отрежь. Дело мастера боится. Умелые руки не знают скуки. - Подходят ли пословицы к уроку технологии? - Чему нас учит народная мудрость?
Проверка домашнего задания. Заслушивает сообщения учащихся об убранстве древнерусской избы. – Печь для дома мы уже сложили. Теперь начнем избу обживать, то есть устраивать ее интерьер. Слайд 1.Отгадайте загадки и вы узнаете, что за изделие мы с вами будем делать на уроке. Ни пера, ни крыла, | Ответы детей.
- Сначала как следует подумать, а затем выполнять задание. - Даже самая трудная работа получится, если делать её старательно, как мастер. - Если выполнять задание на уроке добросовестно, то время проходит интересно и быстро. Слушают одноклассников, зачитывают сообщения | Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание, умение воспринимать информацию. Познавательные УУД: умение рассуждать, осознанно строить речевое высказывание. Личностные УУД: положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу | ||
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений | Познавательно-информационная беседа с опорой на личный опыт детей и иллюстративный ряд объектов, проблемная ситуация | В старину неотъемлемой частью внутреннего убранства дома были половики. Хозяйки не только украшали ими свои дома, но и плели их на продажу. Кто-нибудь знает, что такое половик? - Так вот, по словарю Ожегова Половик – это плетённый или сшитый из разноцветных обрезков ткани узкий длинный коврик, постилаемый на пол. Хозяйки не только украшали ими свои дома, но и плели их на продажу. Позже на полах в русских домах стали появляться ковры. - Откройте ваши учебники на с. 54. Посмотрите, как уютно в деревенской избе с половиком. - Откуда мы можем получить информацию о ковриках, о том, как их плели? Какими только способами не делали коврики-половики. Почему делали? И до сих пор делают! Слайды 2-5 Посмотрите на слайды и ответьте на вопрос: «Из чего сделаны коврики и каким способом?» Мы видим коврики из лоскутков, сшитых на швейной машине, коврики, связанные крючком из полосок ткани, а есть и настоящие ковры, сотканные на ткацких станках. Конечно, ковры были только в богатых домах, другие украшали жилище половичками. Наш коврик мы сегодня не будем вязать, не будем сшивать. Мы изготовим его, переплетая полоски так, как это делается на ткацком станке. – Вспомните, из чего состоит ткань. (Из нитей основы и утка). - Как получают из нитей ткань? (Путем переплетения нитей основы и утка) – Переплетения могут быть разными: простыми и сложными. Мы будем плести коврик полотняным переплетением. - Скажите, а из чего плетут настоящие ковры? На ручном ковроткацком станке мастерицы вплетали толстые шерстяные и льняные нити в сетчатую основу, закрепляя их узелками. Чем больше узелков, тем дороже был ковер. Слайд 6. Вообще ковры плетут в разных странах, существуют персидские, молдавские, узбекские, индийские ковры и много, много других. - Кстати, ковры часто встречаются в сказках. Помните ли вы, что это за сказочные ковры? - Какие вы можете вспомнить сказки, где герои летают на таких коврах? - Кто может сформулировать цель нашего урока? -Ребята, мы с вами выяснили, что ковры можно плести крючком из нитей или на ковроткацком станке. У вас есть крючок, нити, станок? - Как же мы сможем сплести коврик? - Скажите, а какой материал нам сегодня доступен для работы? | Ответы детей Из энциклопедии, Интернета, у взрослых спросить и т.д. Слушают учителя, рассматривают коврик, половички; анализируют информацию, отвечают на вопросы; участвуют в коллективном обсуждении; рассматривают схему плетения, варианты узоров; определяют нити основы, утка, особенности переплетения Ответы детей Волшебные ковры-самолеты «Тысяча и одна ночь», «Старик Хоттабыч» Познакомиться с технологией плетения коврика, научиться самим плести коврик. Нет Предположения детей Цветная бумага | Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности; эстетически воспринимают изделия, понимают значение красоты в жизни людей; проявляют интерес к предмету. Коммуникативные УУД: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Познавательные УУД: общеучебные – строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о структуре тканей; анализируют варианты переплетения нитей в ткани, определяют их вид; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах Регулятивные УУД: умеют определять (совместно с учителем) цель деятельности на уроке, сохраняют учебную задачу урока | ||
IV. Постановка учебной задачи | Анализ задания (образца изделия) | Анализ готового изделия. - Какой формы будет изделие? - Из каких материалов изготовлено? - Какими способами можно изготовить детали коврика? Выберите лучший способ для данного случая. - Как можно соединить детали (склеить, сшить, переплести)? Выберите лучший способ. - Как можно провести переплетение? - Какие варианты узоров можно получить, используя бумагу разного цвета? Нужна ли дополнительная отделка? Каким способом можно это сделать? - Назовите варианты применения поделки. | Прямоугольной Ответы детей. | Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности; Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, строить предположения. Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение. | ||
V. Построение проекта выхода из затруднения | “Открытие” нового знания и практического умения | Знакомство с планом работы. Работа с учебником (Стр. 55) - Прочитайте, обсудите в парах и расскажите, в каком порядке будете выполнять работу. - Что вы уже умеете делать и с чем можете справиться самостоятельно? Проговорите как. - Что является в данной работе деталями основы? ( Шаблон рабочей тетради) - Как получить нити утка? (Нужно разметить по линейке полоски на цветной бумаге и вырезать) - Чему ещё нужно научиться? - Кто может рассказать, как из цветной бумаги нарезать полоски шириной 1 см? - Как провести плетение? | Нужно положить шаблон из рабочей тетради на согнутый пополам альбомный лист вплотную к линии сгиба, как показано на фотографии. Аккуратно вырезаем основу по шаблону. Скрепками соединяем шаблон и основу для того, чтобы сделать надрезы. Разворачиваем основу. Вносятся предложения и обсуждается их рациональность | Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, извлекать и анализировать информацию из учебника, из своего жизненного опыта, а также полученную на уроке, делать выводы, добывать знания, на основе полученной информации принимать несложные практические решения; Регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение и соотносить его с информацией в учебнике. Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения, умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения. | ||
Физкультминутка | - А теперь давайте немного отдохнём. | Выполняют упражнения под музыку | Личностные УУД: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | |||
Планирование предстоящей самостоятельной практической работы. | - Мы продолжаем работу над нашим проектом и украсим комнату самостоятельно сплетенным ковром. Назовите порядок изготовления изделия. Беседа «Что и как мы будем делать». Выстраивание последовательности изготовления изделия. - Для того чтобы вырезать полоски шириной 1 см, положите перед собой лист цветной бумаги вертикально цветной стороной вниз. Приложите линейку к верхнему краю листа так, чтобы деление «0» совпадало с левым верхним углом листа. Через каждый сантиметр поставьте карандашом засечку на листе. - Напротив каких цифр нужно поставить засечку? - Теперь ту же операцию проделаем с нижним краем листа. Но сначала опустите линейку к нижнему краю. Как надо расположить линейку? - Как вы думаете, какой следующий шаг в нашей работе? - Как это сделать? - Для этого поверните лист, чтобы он лежал перед вами горизонтально, и проведите карандашом соединительные линии между засечками, находящимися на одном уровне. Проделайте эту операцию с листами тех цветов, которые вы выбрали для работы. | План работы: 1. Организуй своё рабочее место. 2. Положи шаблон из рабочей тетради на согнутый пополам альбомный лист вплотную к линии сгиба, как показано на фотографии. 3. По шаблону вырежи основу коврика и сделай надрезы. 4. Разверни основу. 5. Из разноцветной бумаги нарежь полоски шириной 1 см. 6. Протяни полоски разноцветной бумаги через полоски основы коврика. 7. Оформи изделие. Ответы детей Чтобы деление «0» совпадало с левым нижним углом листа Соединяем верхние и нижние засечки между собой Предположения | Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, извлекать и анализировать информацию, делать выводы, добывать знания. Регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение и соотносить его с информацией в учебнике, прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения, умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения. | |||
Организация рабочего места | - Какие материалы и инструменты необходимы для работы? - Как правильно разместить инструменты и материалы на рабочем столе, чтобы они не мешали вам и вашим товарищам? | Цветная бумага, карандаш, ножницы, клей, скрепки, линейка. Ученики рассказывают о правилах работы с ножницами, организуют свои рабочие места, распределяют «роли» в паре: кто обводит по шаблону основу коврика и делает надрезы, кто размечает полоски шириной 1 см, кто нарезает полоски из разноцветной бумаги, оформляют плетение по собственному замыслу, оформляют изделие. | Познавательные УУД: общеучебные – умеют объяснять свои действия, доказывать правильность своей точки зрения; умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе. Личностные УУД: имеют желание работать; понимают значимость правильной организации рабочего места; знают правила поведения на уроке. Регулятивные УУД: контроль точности разметки деталей с помощью шаблона, коррекция, выделение и осознание того, что уже может сделать, а чему предстоит научиться; умеют вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | |||
Самостоятельная практическая работа | - Расскажите о технике безопасности на уроке технологии. Творческая работа. Работа в парах. - При работе в парах подумайте, какое участие в создании работы будет принимать каждый из вас. (Дети самостоятельно в парах изготавливают изделие. Учитель оказывает индивидуальную помощь, контролирует порядок на рабочем месте, экономный расход материалов, прием нанесения клея и наклеивания бумаги. Поощряет и отмечает качественную работу) | |||||
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Обобщение | - Скажите, понравилось вам работать ткачами и ткачихами на уроке? - Что нового Вы узнали на уроке и чему научились? - Что такое основа? - Что такое уток? Как провести разметку по линейке? -Можно ли утверждать, что для плетения половика нужно использовать только нити? Обоснуйте свой ответ. - Где можно использовать нашу работу? | Ответы детей | Коммуникативные УУД: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Познавательные УУД: умеют выявлять сущность и особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы. | ||
Уборка рабочих мест | Мусор выбрасывается, моются инструменты, все кладется по местам | |||||
VII. Рефлексия | Оценка творческо- практической деятельности учащихся на уроке | Выставка работ учащихся. - Продемонстрируйте свою поделку. Рефлексия. -Давайте обсудим и оценим готовые изделия по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность. Желтый смайлик – изделие сделано отлично. Зеленый смайлик – изделие сделано хорошо, но есть недостатки. Красный смайлик – над изделием надо ещё потрудиться. -Оцените работу своей пары. Была ли работа дружной? - Какую цель мы ставили в начале урока? -Удалось её решить? Каким способом? - Какое задание было интересным? -Что для вас было трудным? -Пригодилась ли вам народная мудрость, выраженная в пословицах, которые мы читали в начале урока? Домашнее задание. Выполните задание на с. 23 рабочей тетради. Найдите информацию о конструкции стола, скамьи в древнерусском доме | Дети прикрепляют готовые изделия на доску Отмечаются достоинства каждой работы. Высказываются пожелания, как можно улучшить поделку (если это необходимо).
Ответы детей | Личностные УУД: сориентированы на эстетическое восприятие изделий. Регулятивные УУД: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии. Коммуникативные УУД: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |
Список литературы:
- Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова Уроки технологии. Человек, природа, техника. 2 класс: методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2014.
- Технология: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс: Пособие для общеобразоватеьных учрежедний / Н.И. Роговцева, В.М. Данилова, Н.С. Чернышова. – М.; СПб.: Просвещение, 2014.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с. Стандарты второго поколения).
- Роговцева Н.И. Технология 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе / Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова / - 4 изд., М.; Просвещение, 2014.
- Роговцева Н.И. Технология. Рабочая тетрадь 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций с приложением / Роговцева Н.И., Н.В. Богданова, Н.В.Шипилова / - 5 изд., М.; Просвещение, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Технология» 4 класс УМК «Школа России»
Пояснительная записка.Рабочая программа составлена на основании Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-I (в последней редакции от 10.11.2009 г. N 260-ФЗ), федерального компонента г...
Рабочая программа по предмету "Технология" 2 класс, УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Технология" 2 класс, УМК "Школа России"...
Рабочая программа по предмету "Технология", 2 класс, УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Технология", 2 класс, УМК "Школа России"...
Рабочая программа и тематическое планирование по учебному предмету "Технология" 1 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа и тематическое планирование по учебному предмету "Технология" 1 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока технологии "Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение» Изделие "Коврик" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Цель урока: формирование знаний обучающихся о технике плетения бумажных полос; выполнение плетения; изделие «Коврик».Задачи урока:Дидактические:дать определение понятию «половик&raqu...
Технологическая карта урока технологии «Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение» Изделие «Коврик» (УМК «Школа России», 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование знаний учащихся о технике плетение бумажных полос; выполнение плетения; изделие «Коврик».Задачи урокаДидактические:Д...