Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Школа XXI века" по ФГОС
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

Пономарева Оксана Валерьевна

Рабочая  программа  по  УМК  "начальная  школа  21  века"  под  ред.  Н.Ф.Виноградовой,  по   ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_tehnologii_1_.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, принят от 29 декабря 2012 г.
  • Приказ Министерства образования РФ от 06.10.2009г №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (с изменениями от 26.11.2010г. № 1241 и от 22.09.2011 г. №2357);
  • Лутцева Е.А.1-4 классы: Программа по технологии. – М.: Вентана-Граф, 2011
  • Учебный план ГБОУ "Школа № 281" на 2015/2016 уч.год;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в

образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2015/2016 уч.год

Цели и задачи курса

Главная цель курса — научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идет через осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути ее решения, выбирать один их них, проверять его, оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата.

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

«Изобразительное искусство» дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

«Математика» — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами.

«Окружающий мир» — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

«Родной язык» — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

«Литературное чтение» — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации    личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.

Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

-развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

-формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

-формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;

- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

-использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

-развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

-воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Содержание курса «Технология (Труд)»

Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям.

Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры

Линия включает информационно-познавательную и практическую части и построена в основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приемы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах ее получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.

Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются технологические операции, приемы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приемы, инструменты, материалы, виды труда.

Из истории технологии.  

Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. Отражены некоторые страницы истории человечества – от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших свое отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры.

Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремесел (разделение труда), создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности труда), изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Дается также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель — думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.

Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.

В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

3. Конструирование и моделирование.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с 1 класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приемы и способы.

Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, — продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.

При таком подходе результатом освоения содержания курса становится не только усвоение заложенных в программе знаний, качественное выполнение практических и творческих работ, но и личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.

Планируемые результаты:

 Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

  • положительно относиться к учению;
  • проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
  • принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
  • чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;
  • бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
  • осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
  • с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
  • под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.

 Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
  • сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
  • с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
  • ориентироваться в материале на страницах учебника;
  • находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
  • делать выводы о результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.

Календарно – тематическое планирование курса «Технология»

(1 класс, 33 часов, по 1 часу в неделю)

Разделы:

  • Что нас окружает? -4 часа
  • Кто где живет? - 6 часов
  • Азбука мастерства- 5 часов
  • Работа с бумагой и картоном -2 часа
  • Помощники мастера – 6 часов
  • Сначала рисуем – 7 часов
  • Работа с тканью 3 часа

Тема урока

Количество часов

Основные элементы содержания

Планируемые результаты обучения

Контроль

Дата

Предметные

Личностные,

метапредметные

План

Факт

Что нас окружает? -4 часа

1

Что ты видишь вокруг?

1

Классификация предметов по признакам

Уметь классифицировать предметы по признакам - природные и рукотворные

Личностные результаты:

-положительное отношение к учебе;

-интерес к содержанию предмета;

-осознавать хрупкость природы;

Метапредметные:

-с помощью учителя определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-учиться высказывать своё предположение;

-учиться готовить свое рабочее место.

Текущий

2

Мир природы

1

Природа в жизни человека

Знать, какое значение имеет природа в жизни человека

Текущий

3

Мир рукотворный

1

Что сделано руками человека. Особенности разных профессий

Уметь различать, что сделано руками человека, а что создано природой

Текущий

4

Окружающий мир надо беречь

1

Охрана природы. Зависимость природного мира от человека

Знать правила поведения в природе. Уметь соблюдать правила поведения в природе.

Текущий

Кто где живёт? -6 часов

5

Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нём?

1

Экскурсия в краеведческий музей. Зачем животному и человеку нужно жилище

Знать, какое животное какое жилище строит, для чего людям и животным нужны жилища

Личностные результаты:

-положительное отношение к учебе;

-интерес к содержанию предмета;

-под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на образец;

-бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников.

Метапредметные:

-учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией

-учиться слушать и слышать учителя.

Текущий

6

Помогаем дома.

1

Экскурсия на пришкольный участок

Уметь выполнять общественные важные поручения по благоустройству города

Текущий

7-8

Подари сказку «Колобок»

2

Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки «Колобок».

Разыгрывание сказки «Колобок»

Уметь работать с пластилином, сравнивать, организовывать рабочее место

Текущий

9

Готовим праздник

1

Классный праздник

«День именинника»

Знать, чем порадовать именинника.

Уметь работать в коллективе

Текущий

10

Пластилин-волшебник

1

Что сделано руками человека

Знать, что сделано руками человека, для чего, из какого материала

Текущий

Азбука мастерства-5 часов

11

Какие свойства у разных материалов?

1

Понятие «материал».

Классификация материалов. Свойства различных материалов.  Игра «Какой предмет лишний?»

Уметь классифицировать, исследовать свойства различных материалов

Личностные результаты:

-с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность

Метапредметные:

-учиться совместно с учителем давать эмоциональную оценку уроку.

Текущий

12

Как устроены разные изделия?

1

Понятие «конструкция». Сборка и разбор конструкций. Способы развинчивания и свинчивания деталей

Знать термин «конструкция».

Уметь разбирать на детали способом развинчивания и свинчивания

Текущий

13

Изделие и его детали.

1

Понятия: «однодетальные изделия» и «многодетальные изделия»

Уметь классифицировать предметы по конструктивным предметам

Текущий

14

Как соединяют детали?

1

Способы соединения деталей

Знать, с помощью чего можно соединить детали

Текущий

15

Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов?

1

Планирование своей работы

Уметь подбирать инструмент и материал. Знать этапы работы

Текущий

Работа с бумагой и картоном-2часа

16

Нужны ли нам бумага и картон?

1

Свойства бумаги

Знать свойства бумаги.

Уметь работать с ножницами, действовать с опорой на памятку

Личностные результаты:

-чувствовать удовлетворение от созданного для родных и друзей.

Метапредметные:

-с помощью учителя объяснять выбор подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.

Текущий

17

Как аккуратно наклеить детали?

Как клей сделать невидимкой?

1

Способы наклеивания. Выполнение обрывочной аппликации

Знать способы наклеивания.

Уметь выполнять обрывочную аппликацию.

Текущий

Помощники мастера-6 часов

18 - 20

Зачем человеку нужны помощники? Твой главный помощник

3

Понятия: «машины» и «инструменты»

Знать названия инструментов, составные части ножниц, технику безопасности при работе с режущими инструментами.

Личностные результаты:

-проявлять интерес к предмету.

Метапредметные:

-выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Текущий

21

Какие бывают аппликации?

1

Вырезание деталей различной конфигурации

Знать технику безопасности при работе с ножницами.

Уметь вырезать детали из бумаги по собственному вымыслу, на основе фантазии в моделировании

Текущий

22

Какие ножницы у мастеров?

1

Вырезание деталей различной конфигурации

Знать технику безопасности при работе с ножницами.

Уметь вырезать детали из бумаги по собственному вымыслу, на основе фантазии в моделировании

Текущий

Сначала рисуем-7 часов

23

Какие бывают линии?

Чем они помогают мастерам?

1

Черчение линий различной конфигурации

Уметь различать и чертить линии различной конфигурации

Личностные результаты:

-принимать помощь одноклассников и отказываться от помощи взрослых.

Метапредметные:

-с помощью учителя объяснять выбор подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

-учиться слушать и слышать учителя и одноклассников.

Текущий

24

Как нарисовать разные фигуры

1

Плетение ниток. Аппликация из ниток

Знать приёмы плетения ниток на бумажной основе.  

Уметь выполнять аппликацию из ниток

Текущий

25

Как точно резать ножницами по линиям?

1

26-27

Шаблон

Как разметить круги, треугольники и прямоугольники?

2

Обсуждение.  Разметка кругов для последующего наклеивания.

Знать термин «шаблон»; приёмы наклеивания.

Уметь выполнять разметку по шаблону.

Текущий

28

Как правильно сгибать и складывать бумажный лист?

1

Сгибание бумаги. Выполнение    цветочка в технике «оригами».

Знать приём сгибания как способ разметки.  

Уметь работать в технике «оригами».

Текущий

29

Как из квадратов и кругов получить новые фигуры?

1

Диагностическая работа

Работа с тканью-3 часа

30

Ткань. Похожи ли свойства бумаги и ткани? Иглы и булавки.

1

Повторение: свойства бумаги. Свойства ткани.

Знать сходство свойств бумаги и ткани, различия между этими материалами.

Личностные результаты:

-чувствовать удовлетворение от созданного для родных и друзей.

Метапредметные:

-с помощью учителя объяснять выбор подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.

   Текущий

31

Что умеет игла? Прямая строчка.

1

Соединение шаблонов из ткани при помощи булавок и сшивания.

Выполнение прямой строчки

Знать различные виды игл, их строение.

Уметь соединять детали разными приёмами, работать по шаблону.

Уметь вдевать нитку в иглу, выполнять прямую строчку.

Текущий

32

Как разметить дорожку для строчки? Как закрепить нитку на ткани?

1

Выполнение прямой строчки, вышивание по намеченному контуру.

Уметь выполнять прямую строчку, вышивать по контуру.

Текущий

33

Повторение

Учебно-методический комплекс

для учителя:

  • Лутцева Е.А. Технология: программа: 1-4. М.: Вентана –Граф, 2013
  • Лутцева Е.А. Технология: 1 класс: органайзер для учителя: сценарии уроков. М.: Вентана-Граф,2013.

для учащихся:

  • Лутцева Е.А.Технология: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф,2011.
  • Лутцева Е.А.Технология: 1 класс: тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф,2013.

     

     Информационно-коммуникативные средства:

  • Электронные версии приложения к газете «Первое сентября: Начальная школа» в Личном кабинете издательского дома Первое сентября.

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Математика 2 класс Школа 21 века ФГОС

Рабочая программа по предмету математика 2 класс Школа 21 века по ФГОС...

Рабочая программа по технологии «Начальная школа XXI века» 2 класс

Программа разработана на основе:- авторской программы  Е. А. Лутцевой «Технология» и снабжена учебно-методическим комплектом  «Начальная   школа XXI века»...

Рабочая программа по технологии УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Лутцевой Е.А. «Технология»

Рабочая программа по технологии УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Лутцевой Е.А. «Технология»...

Рабочая программа по технологии (УМК Школа 21 века)

Рабочая программа по технологии, разрабоана по УМК Школа 21 века.Включает в себя: особенность курса, темы, личностные, предметные и метапедметные ценности и прочее.Программа отвечает требоваиям ФГОСа....

Рабочая программа по технологии Начальная школа XXI века 1 класс

Рабочая программа по технологии Начальная школа XXI века 1 класс...