Рабочая программа по технологии (1 класс)
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по технологии, Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных стандартов общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_tehnologii.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по технологии

Пояснительная записка

Изучение технологии имеет особое значение в развитии младшего школьника. Оно включает и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем развитие мелкой моторики, под психическим – развитие зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли чувств.

Программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных  школ.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по технологии, Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных стандартов общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

                       

                                      1. Цели и задачи курса 

Цель предмета - оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.

 Общая характеристика учебного предмета

Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление играют существенную роль в развитии понятийного мышления не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. Исследования психологов показали, что эти формы таят в себе не менее мощные резервы, чем понятийное мышление. Они имеют особое значение для формирования ряда способностей человека. Хорошо развитый «практический интеллект» (Л.С. Выготский) необходим людям многих профессий. Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в 1 классе) на всех учебных предметах. В то же время на занятиях предметно-практической деятельностью развивается «изощренная наблюдательность» (Л.С. Рубинштейн). Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. В соответствии с поставленной целью и планируемыми результатами обучения предмету «Технология» предполагается решение следующих задач:

- духовно_нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;

- формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;

- развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;

- развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно - конструкторских и технологических задач;

- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;

- формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;

- развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;

- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.

      2.Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа составлена на основании:

Федерального закона Российской Федерации от 29.12. 2012.  N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26.11.2010)
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373
  • Закона Тамбовской области от 4 июня 2007 г. N 212-З
    "О региональном компоненте государственного образовательного
    стандарта начального общего, основного общего и среднего
    (полного) общего образования Тамбовской области"
  • Учебного плана МАОУ СОШ №4 на 2013-2014 учебный год. (утвержден приказом №_____от_______ )

3.Специфика программы

     Образовательные  и воспитательные задачи обучения технологии решаются комплексно. Учителю представляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации Учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.                          

 Содержание программы по технологии позволяет шире использовать                 дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации   нагрузки обучающихся, обеспечивает более целостное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное  продвижение в общем развитии. 

                 4. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет входит в образовательную область - Технология

На него отводится 33 часа в год, 1 час в неделю.

      5. Формы организации образовательного процесса.

    Для реализации программы используются разнообразные формы организации учебного процесса:

  • индивидуальная, фронтальная, групповая работа
  • практическая работа
  • проектная деятельность.

Основные типы уроков в РО

  • Урок постановки учебной задачи. Цель урока постановки УЗ – поиск общего способа решения широкого класса практических задач;
  • Урок моделирования и преобразования модели. Цель моделирования – выделить и зафиксировать наиболее общее отношение в предмете для его исследования;
  • Урок  решения частных задач по применению «открытого» способа. Цель урока – выработка навыка по использованию найденного детьми на предыдущем этапе способа или понятия для решения конкретно – частных задач;
  • Урок контроля. Цель урока – точно определить теоретические сведения и учебные действия по темам, над освоением которых необходимо дополнительно работать с учащимися;
  • Урок оценки способа.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

                  6.Технологии обучения.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
  • Информационно-коммуникационные технологии.
  • Игровые технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии.

         7.Механизмы формирования  ключевых компетенций обучающихся.

Теоретической основой данной программы являются:

  • Системно-деятельностный подход: обучение  на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое  обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и   формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
  •  Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта
  • Специфика программы состоит в том, что изучение систематического курса  начинается не с отдельных (частных) правил, а с общего принципа решения целого класса задач (проверки орфограмм), который затем последовательно конкретизируется на материале проверки разных типов орфограмм (безударных гласных, сомнительных согласных, непроизносимых согласных) во всех частях слова.   Таким образом решается также задача формирования системного знания,  при котором усвоение материала оказывается более качественным, т.к.  оно осуществляется главным образом в процессе понимания, а не заучивания.  

        

             8.Виды и формы контроля (согласно уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения).

Виды контроля:

  • Текущий контроль.
  • Промежуточный контроль.

Формы контроля:

  • устный опрос учащихся;
  • выставка детских работ
  • наблюдение

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • – положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;
  • – представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
  • – первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
  • – интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;
  • – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых жизненных ситуаций;
  • – знание основных моральных норм поведения;
  • – знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • – внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • – первичных умений оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • – познавательного интереса к занятиям предметно-практической деятельностью;
  • – представления о ценности природного мира для практической деятельности человека.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • – понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
  • – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • – первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
  • – в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  • – под руководством учителя осуществлять констатирующий контроль по результату.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • – под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
  • – понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
  • – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • – анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
  • – проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям;
  • – обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • – продуктивно пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
  • – основам смыслового восприятия познавательных текстов;
  • – выделять существенную информацию из познавательных текстов;
  • – на основе полученной информации принимать несложные практические решения;
  • – под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов
  • решения учебной задачи;
  • – под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять
  • класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;
  • – научиться осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • – принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
  • – понимать важность коллективной работы;
  • – контролировать свои действия при совместной работе;
  • – допускать существование различных точек зрения;
  • – договариваться с партнерами и приходить к общему решению.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • – проявлять инициативу в коллективных творческих работах;
  • – следить за действиями других участников совместной деятельности;
  • – принимать другое мнение и позицию;
  • – строить понятные для партнера высказывания.

Предметные результаты

  • Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда

Обучающийся научится:

  • – воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • – называть профессии своих родителей;
  • – организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
  • – соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;
  • – отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • – уважительно относиться к труду людей;
  • – называть некоторые профессии людей своего региона.

  Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Обучающийся научится

  • – узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;
  • – узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшихся на уроках;
  • – выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы
  • их ручной обработки;
  • – применять приемы безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • – определять последовательность реализации предложенного учителем замысла;
  • – комбинировать художественные технологии в одном изделии;
  • – изготавливать простейшие плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам.
  • Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

  • – выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
  • – изменять вид конструкции;
  • – анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;
  • – изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • – создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале.
  • Практика работы на компьютере

Обучающийся научится:

  • понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах;
  • – наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • – понимать значение компьютера в жизни человека;
  • – понимать смысл слова «информация»;
  • – наблюдать за действиями взрослого, которые помогают выйти на учебный сайт по предмету «Технология»;
  • – бережно относиться к техническим устройствам;
  • – соблюдать режим и правила работы на компьютере.

Структура курса

           Лепка- 5 часов

           Аппликация- 6 часов

           Мозаика- 5 часов

           Оригами- 4 часа

           Шитье и вышивание -3 часа

           Плетение- 3 часа

           Моделирование и конструирование -7 часов

Содержание программы

            Лепка

            Печатание на плоской пластилиновой основе узоров или рисунков.

            «Рисование» жгутиками из пластилина.

             Лепка конструктивным способом несложных фигур.

             Аппликация

            Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе.            Симметричное   вырезание.

          Аппликация из пластилина.  Плоская аппликация на бумажной основе    из природных материалов. Детали     можно дорисовывать.

              Мозаика

          Заполнение только линии контура кусочками бумаги (фольги) или

          природными материалами.

          Выполнение мозаичного изображения с помощью природных материалов   (семян растений, гальки, ракушек) на тонком слое пластилина. Основа   плоская или объемная.

             Оригами

          Складывание приемом гофрирования изделий из полоски и прямоугольника.

          Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и условных знаков.

              Плетение

          Объемное косое плетение в три пряди из различных материалов.

          Плоское прямое плетение из полосок бумаги или других материалов в

          шахматном порядке (разметка с помощью шаблона).

          Простейшее узелковое плетение.        

              Шитье и вышивание

         Швы «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом» на разреженной ткани,  ткани в полоску и  клетку. Продергивание нитей на льняной ткани, отделка  бахромой.  

       Пришивание пуговицы с двумя отверстиями.

              Моделирование и конструирование.

         Многодетальные объемные изделия из бумаги, полученные приемом          сминания. Объемные изделия из бумаги, полученные приемом скручивания.  Моделирование летательных аппаратов с разметкой по шаблону и по клеткам.  Многодетальные объемные изделия из природных материалов в соединении с бумагой, картоном, тканью, проволокой и другими материалами.                       

        Список литературы

     1. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для  

         класса.-Самара: учебная литература: Федоров, 2011.

     2. Проснякова Т.Н. Школа волшебников. Рабочие тетради для 1 кл. – Самара:

         Учебная литература: Федоров, 2011.

     3. Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для   1 кл.- Самара: Учебная литература: Федоров, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе  "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...

Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы  «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...