Рабочая программа по предмету "Трудовая подготовка"" 4 класс 8 вид
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Содержание обучения на уроках трудовой подготовки очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих глубоко умственно отсталым детям. Тяжёлые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей данной группы, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работы отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определённый этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжёлых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе в предметно-манипулятивной деятельности и дидактических играх.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovaya_podgotovka_8_vid_4_kl.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
Рассмотрено на заседании кафедры «Согласовано» Утверждено начального образования Зам. директора по УВР приказом №_____
Протокол №_______ ________/ ./ « »_________ 2014 г.
Руководитель кафедры: «____»_________2014г.
_________/.. /
« » __________ 2014г.
Рабочая программа
по трудовой подготовке для обучающегося 4 класса
индивидуального обучения (8 вида)
Составитель:
Ахматдинова Ильсияр Раисовна
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
2014 год
1. Пояснительная записка
На основании программы обучения глубоко умственно отсталых детей , Москва, 1983 г., составлена рабочая программа по трудовой подготовке для 4 класса – 8 вид У.О., авторской программы Воронковой В.В. М.:«Просвещение», 2011год, 8 вид.
Цели и задачи курса
Целью программы является овладение элементарными навыками изготовления тех или иных изделий.
Задачи:
- развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, тактильных ощущений;
- координация работы анализаторов;
- развитие пространственной ориентации, ручной умелости, наглядного мышления;
- формирование умений и навыков работы с инструментами;
- воспитание аккуратности, умения убирать за собой рабочее место;
- формирование ориентироваться в задании: анализировать объект, условия работы.
2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения на уроках трудовой подготовки очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих глубоко умственно отсталым детям. Тяжёлые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей данной группы, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работы отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определённый этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжёлых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе в предметно-манипулятивной деятельности и дидактических играх.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
3. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Трудовая подготовка» изучается в 4 классе- 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недель.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека;
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека.
Обучение глубоко умственно отсталых детей является сложным и специфическим периодом. У них затруднено принятие и понимание задачи. В ее решении их затрудняет не только овладение отдельными действиями и звеньями задачи, сколько установление связей и отношений между ними. Они не могут организовывать свою деятельность, не используют образца. У них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы систематической умственной деятельности: различения и идентификации, им не доступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос усвоенного приема и т. д. Даже имеющимися у них элементарными знаниями они не умеют пользоваться в практической деятельности.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
в контексте ФГОС второго поколения
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий на уроке;
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника;
С помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
Учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на рисунки учебника;
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы с помощью учителя;
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий;
Слушать и понимать речь других.
Предметные результаты:
Виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
Конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
Названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
Технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
Способы разметки: сгибанием, по шаблону;
Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
Виды отделки: раскрашиванием, аппликацио, прямой строчкой и её вариантами; уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
С помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий. Уметь с помощью учителя реализовывать творческий замысел.
6. Содержание учебного предмета «Трудовая подготовка»
34 часа (по 1 ч в неделю)
Работа с бумагой и картоном способствует развитию у детей с глубокой умственной отсталостью координированной деятельности различных анализаторов, корригирует мелкую моторику пальцев рук и общее физическое недоразвитие.
Работа с бумагой и картоном требует лишь незначительного мускульного напряжения, а поэтому доступна даже для самых слабых детей. Для работы необходимо иметь бумагу разных сортов: тонкую и толстую, проклеенную и не проклеенную, белую и цветную. Картон тоже должен быть нескольких сортов. Детям сообщаются элементарные сведения о бумаге и картоне, их назначении. Учитель предлагает найти в классе предметы, сделанные из бумаги и картона. Объясняет, что бумага и картон бывают разных сортов, демонстрирует коллекцию образцов бумаги и картона. Сообщает элементарные сведения о свойствах бумаги и картона: они легко обрабатываются – сгибаются, режутся, разрываются, прокалываются; их можно склеивать, сшивать, окрашивать; они очень легки, размокают в воде. Рассказ о свойствах бумаги и картона должен сопровождаться наглядным показом этих свойств.
Повторение работы по конструированию (по программе 3 класса). Выполнение построек (пройденных) без образца, по схематическим рисункам с обозначенными линиями составляющих деталей.
Несложные объемные изделия из природных материалов.
а) Изготовление по образцу ежа из пластилина с иглами из обломанных крылаток вяза.
б) Изготовление по образцу цветка. Цветоложе – из пластилина, лепестки – крылатки вяза, цветоножка – проволока.
Лепка по представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов. Сборка макетов осуществляется учителем на подставках из плотного картона или тонкой фанеры. Макеты: «Колобок», «Репка».
Лепка плоскостных фигур (овощи, фрукты) на дощечках.
Работа с пластмассовым или метало конструктором. Упражнения в приемах работы ключом или отверткой. Сборка по образцу треугольника, квадрата, домика. Обучение начинают с наиболее лёгких операций, не требующих применения инструментов. С этой целью проводятся упражнения с максимальным упрощением задания, не предусматривающие изготовление какого-либо изделия.
Затем переходят к тем операциям, при которых надо пользоваться инструментами (гладилкой, ножом, ножницами, щёткой или кистью для намазывания клеем, шаблонами).Особое внимание следует обратить на правильную хватку инструментов, с тем, чтобы в дальнейшем не пришлось переучивать учащихся.
На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие устной речи учащихся. Дети данной группы учатся рассказывать о проделанной работе, объяснять допущенные ошибки, оценивать своё и чужое изделие.
В процессе трудового обучения глубоко умственно отсталые дети должны освоить изготовление клеевых и сборных коробок, научиться в течение продолжительного времени выполнять определённую работу, у них необходимо сформировать организационные навыки производительного труда.
Обучение картонажному делу должно быть построено таким образом, чтобы учащиеся могли выполнять работу как бригадным способом, так и самостоятельно от начала, до конца.
7.Учебно- тематическое планирование и основные виды деятельности учащегося
№п.п. | Наименование раздела программы | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности в контексте ФГОС |
1. | Работа с бумагой и картоном | 14 | Закрепить элементарные сведения о бумаге и картоне, их назначении; Знакомить со свойствами бумаги и картона -сгибаются, режутся, разрываются, прокалываются; их можно склеивать, сшивать, окрашивать; они очень легки, размокают в воде., через использование и наглядный показ данных действий |
2 | Работа с тканью | 5 | Знакомство с видами, цветом, свойствами ткани Знакомство с видами работы с тканью, скручивание ткани. Изготовление изделий из ткани |
3 | Работа с металлом | 3 | Знакомство с видами, свойством, цветом металлов. Знакомство с технологией ручной обработки металлов. Изготовление изделий из металла и проволоки |
4 | Работа с проволокой | 2 | |
5 | Работа с древесиной | 4 | Знакомство с профессией людей работающих с древесными материалами. Узнать о свойства древесины. Выполнить с помощью учителя аппликации |
6 | Картонажно- переплётные работы | 3 | Упражнения в приемах работы ключом или отверткой. Сборка по образцу треугольника, квадрата, домика. |
7 | Ручные швейные работы | 3 | Изготовление изделий с помощью учителя |
Всего | 34 |
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. УМК Технология» .Ручной труд, учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида 4 класс, П.А Кузнецова, Симукова Я.С., М-Просвещение- 2013Г.
Дополнительная литература
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006
2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью/ Под ред. Е.И. Капланская.
3. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель - НИИ дефектологии АНН СССР, Москва, 1984 год
9. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Представленное в данной программе по математике содержание обучения в целом доступно детям обучающимся в классе со сложным дефектом. Однако для этой категории учащихся нельзя устанавливать традиционные требования к усвоению знаний, умений и навыков (ЗУН). В программе не могут быть сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся в обязательной форме типа: «Учащиеся должны знать», «Учащиеся должны уметь».
Более приемлема формулировка «Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».
Обучающиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями:
Базовый уровень
- основными приемами работы с различными материалами,
- уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием,
- выполнять изделия с помощью учителя,
- несложные изделия — самостоятельно,
- давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя,
- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Минимальный уровень
-уметь работать с некоторыми материалами с помощью учителя;
-проговаривать план работы совместно с учителем;
-выполнять несложные изделия с помощью учителя;
-уметь описывать, охарактеризовать изделия, аппликации с помощью учителя, применять их в повседневной жизни.
Система оценки достижения планируемых результатов предполагает оценку достижений личностных результатов, метапредметных результатов и предметных результатов. - система оценивания предметных результатов включает в себя: текущий контроль.
10. Календарно-тематическое планирование учебного материала по трудовой подготовке на 2014-2015 учебный год
по 1 ч в неделю - 34 ч
№ п/п | Наименование разделов программы | № по теме | Тема урока | Количество часов | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
1 | Работа с бумагой и картоном (5 ч) | 1 | Что ты знаешь о бумаге. Виды, цвет, свойства бумаги. | 1 | ||
2 | 2 | Складывание из треугольников | 1 | |||
3 | 3 | Складывание простых форм из квадрата | 1 | |||
4 | 4 | Фигурка «Рыбка» | 1 | |||
5 | 5 | Игра «Геометрический конструктор | 1 | |||
6 | Работа с тканью (5 ч) | 1 | Что ты знаешь о ткани? Виды, цвет, свойства ткани | 1 | ||
7 | 2 | Виды работы с тканью. | 1 | |||
8 | 3 | Скручивание ткани | 1 | |||
9 | 4 | Игрушка «Кукла- скрутка» | 1 | |||
10 | 5 | Изделие «Салфетка с аппликацией» | 1 | |||
11 | Работа с бумагой и картоном (7 ч) . | 1. | Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей. | 1 | ||
12 | 2 | Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыплёнок в скорлупе» | 1 | |||
13 | 3 | Игрушка из бумажных кругов «Попугай» | 1 | |||
14 | 4 | Изготовление конверта для писем с клеевым соединением деталей | 1 | |||
15 | 5 | Творческая работа «Конверт с замком» без клеевого соединения деталей | 1 | |||
16 | 6 | Аппликация «Коврик» с геометрическим орнаментом» | 1 | |||
17 | 7 | Изделие «Закладка для книг из зигзагообразных полос» | 1 | |||
18 | Работа с металлом (3 ч) | 1 | Что надо знать о металле. Виды, свойства, цвет металлов. | 1 | ||
19 | 2 | Технология ручной обработки металлов. Инструменты. | 1 | |||
20 | 3 | Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие дерево. | 1 | |||
21 | Работа с бумагой и картоном (2 ч) | 1 | Игрушка «Геометрическая фигурка- раскладка» | 1 | ||
22 | 2 | Летающая модель «Самолёт» | 1 | |||
23 | Работа с проволокой. (2 ч) | 1 | Изделие «Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков» | 1 | ||
24 | 2 | Изделие из проволоки, бумаги и ниток «Муха и «Паук» | 1 | |||
25 | Работа с древесиной (4 ч) | 1 | Кто работает с древесными материалами. Свойства древесины. | 1 | ||
26 | 2 | Аппликация из карандашной стружки | 1 | |||
27 | 3 | Аппликация из древесных заготовок | 1 | |||
28 | 4 | Аппликация «Дом» | 1 | |||
29 | Картонажно- переплётные работы (3 ч0 | 1 | Картонажные изделия. Изделия в переплёте. Материалы. Инструменты и приспособления. | 1 | ||
30 | 2 | Изготовление записной книжки раскладушки с переплётной крышкой | 1 | |||
31 | 3 | 1 | ||||
32 | Ручные швейные работы (3 ч) | 1 | Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка | 1 | ||
33 | 2 | Изделие «Подушечка для игл» | 1 | |||
34 | 3 | Изделие «Тряпичная игрушка-подушка» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предшкольной подготовке
Рабочая программа по предшкольной подготовке "Первые шаги"...
Рабочая программа по предшкольной подготовке.
Разработана на основе УМК "Ступеньки детства"...
рабочая программа для предшкольной подготовки
Рабочая программа для предшкольной подготовки "Преемственность" с тематическим планированием по развитию речи, математике, окружающему миру....
Рабочая программа по дошкольной подготовке
Предлогаемый курс дошкольной подготовки дает возможность интенсивно развивать интеллектуальные возможности ребёнка дошкольного возраста. Занятия для дошкольников имеют блочную структуру. Програм...
Рабочая программа по предшкольной подготовке
Рабочая программа в группе предшкольной подготовки разработана в соответствии с ООП «МБОУ « Тункинская СОШ», с учетом Федеральных государственных обра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ...
Рабочая программа по предшкольной подготовке.
Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе....