Рабочая программа по предмету "Трудовая подготовка"" 4 класс 8 вид
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Содержание обучения на уроках трудовой подготовки очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих глубоко умственно отсталым детям. Тяжёлые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей данной группы, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работы отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определённый этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжёлых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе в предметно-манипулятивной деятельности и дидактических играх.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
Рассмотрено на заседании кафедры «Согласовано» Утверждено начального образования Зам. директора по УВР приказом №_____
Протокол №_______ ________/ ./ « »_________ 2014 г.
Руководитель кафедры: «____»_________2014г.
_________/.. /
« » __________ 2014г.
Рабочая программа
по трудовой подготовке для обучающегося 4 класса
индивидуального обучения (8 вида)
Составитель:
Ахматдинова Ильсияр Раисовна
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
2014 год
1. Пояснительная записка
На основании программы обучения глубоко умственно отсталых детей , Москва, 1983 г., составлена рабочая программа по трудовой подготовке для 4 класса – 8 вид У.О., авторской программы Воронковой В.В. М.:«Просвещение», 2011год, 8 вид.
Цели и задачи курса
Целью программы является овладение элементарными навыками изготовления тех или иных изделий.
Задачи:
- развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, тактильных ощущений;
- координация работы анализаторов;
- развитие пространственной ориентации, ручной умелости, наглядного мышления;
- формирование умений и навыков работы с инструментами;
- воспитание аккуратности, умения убирать за собой рабочее место;
- формирование ориентироваться в задании: анализировать объект, условия работы.
2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения на уроках трудовой подготовки очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих глубоко умственно отсталым детям. Тяжёлые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей данной группы, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работы отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определённый этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжёлых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе в предметно-манипулятивной деятельности и дидактических играх.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
3. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Трудовая подготовка» изучается в 4 классе- 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недель.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека;
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека.
Обучение глубоко умственно отсталых детей является сложным и специфическим периодом. У них затруднено принятие и понимание задачи. В ее решении их затрудняет не только овладение отдельными действиями и звеньями задачи, сколько установление связей и отношений между ними. Они не могут организовывать свою деятельность, не используют образца. У них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы систематической умственной деятельности: различения и идентификации, им не доступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос усвоенного приема и т. д. Даже имеющимися у них элементарными знаниями они не умеют пользоваться в практической деятельности.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
в контексте ФГОС второго поколения
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий на уроке;
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника;
С помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
Учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на рисунки учебника;
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы с помощью учителя;
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий;
Слушать и понимать речь других.
Предметные результаты:
Виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
Конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
Названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
Технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
Способы разметки: сгибанием, по шаблону;
Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
Виды отделки: раскрашиванием, аппликацио, прямой строчкой и её вариантами; уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
С помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий. Уметь с помощью учителя реализовывать творческий замысел.
6. Содержание учебного предмета «Трудовая подготовка»
34 часа (по 1 ч в неделю)
Работа с бумагой и картоном способствует развитию у детей с глубокой умственной отсталостью координированной деятельности различных анализаторов, корригирует мелкую моторику пальцев рук и общее физическое недоразвитие.
Работа с бумагой и картоном требует лишь незначительного мускульного напряжения, а поэтому доступна даже для самых слабых детей. Для работы необходимо иметь бумагу разных сортов: тонкую и толстую, проклеенную и не проклеенную, белую и цветную. Картон тоже должен быть нескольких сортов. Детям сообщаются элементарные сведения о бумаге и картоне, их назначении. Учитель предлагает найти в классе предметы, сделанные из бумаги и картона. Объясняет, что бумага и картон бывают разных сортов, демонстрирует коллекцию образцов бумаги и картона. Сообщает элементарные сведения о свойствах бумаги и картона: они легко обрабатываются – сгибаются, режутся, разрываются, прокалываются; их можно склеивать, сшивать, окрашивать; они очень легки, размокают в воде. Рассказ о свойствах бумаги и картона должен сопровождаться наглядным показом этих свойств.
Повторение работы по конструированию (по программе 3 класса). Выполнение построек (пройденных) без образца, по схематическим рисункам с обозначенными линиями составляющих деталей.
Несложные объемные изделия из природных материалов.
а) Изготовление по образцу ежа из пластилина с иглами из обломанных крылаток вяза.
б) Изготовление по образцу цветка. Цветоложе – из пластилина, лепестки – крылатки вяза, цветоножка – проволока.
Лепка по представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов. Сборка макетов осуществляется учителем на подставках из плотного картона или тонкой фанеры. Макеты: «Колобок», «Репка».
Лепка плоскостных фигур (овощи, фрукты) на дощечках.
Работа с пластмассовым или метало конструктором. Упражнения в приемах работы ключом или отверткой. Сборка по образцу треугольника, квадрата, домика. Обучение начинают с наиболее лёгких операций, не требующих применения инструментов. С этой целью проводятся упражнения с максимальным упрощением задания, не предусматривающие изготовление какого-либо изделия.
Затем переходят к тем операциям, при которых надо пользоваться инструментами (гладилкой, ножом, ножницами, щёткой или кистью для намазывания клеем, шаблонами).Особое внимание следует обратить на правильную хватку инструментов, с тем, чтобы в дальнейшем не пришлось переучивать учащихся.
На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие устной речи учащихся. Дети данной группы учатся рассказывать о проделанной работе, объяснять допущенные ошибки, оценивать своё и чужое изделие.
В процессе трудового обучения глубоко умственно отсталые дети должны освоить изготовление клеевых и сборных коробок, научиться в течение продолжительного времени выполнять определённую работу, у них необходимо сформировать организационные навыки производительного труда.
Обучение картонажному делу должно быть построено таким образом, чтобы учащиеся могли выполнять работу как бригадным способом, так и самостоятельно от начала, до конца.
7.Учебно- тематическое планирование и основные виды деятельности учащегося
№п.п. | Наименование раздела программы | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности в контексте ФГОС |
1. | Работа с бумагой и картоном | 14 | Закрепить элементарные сведения о бумаге и картоне, их назначении; Знакомить со свойствами бумаги и картона -сгибаются, режутся, разрываются, прокалываются; их можно склеивать, сшивать, окрашивать; они очень легки, размокают в воде., через использование и наглядный показ данных действий |
2 | Работа с тканью | 5 | Знакомство с видами, цветом, свойствами ткани Знакомство с видами работы с тканью, скручивание ткани. Изготовление изделий из ткани |
3 | Работа с металлом | 3 | Знакомство с видами, свойством, цветом металлов. Знакомство с технологией ручной обработки металлов. Изготовление изделий из металла и проволоки |
4 | Работа с проволокой | 2 | |
5 | Работа с древесиной | 4 | Знакомство с профессией людей работающих с древесными материалами. Узнать о свойства древесины. Выполнить с помощью учителя аппликации |
6 | Картонажно- переплётные работы | 3 | Упражнения в приемах работы ключом или отверткой. Сборка по образцу треугольника, квадрата, домика. |
7 | Ручные швейные работы | 3 | Изготовление изделий с помощью учителя |
Всего | 34 |
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. УМК Технология» .Ручной труд, учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида 4 класс, П.А Кузнецова, Симукова Я.С., М-Просвещение- 2013Г.
Дополнительная литература
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006
2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью/ Под ред. Е.И. Капланская.
3. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель - НИИ дефектологии АНН СССР, Москва, 1984 год
9. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Представленное в данной программе по математике содержание обучения в целом доступно детям обучающимся в классе со сложным дефектом. Однако для этой категории учащихся нельзя устанавливать традиционные требования к усвоению знаний, умений и навыков (ЗУН). В программе не могут быть сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся в обязательной форме типа: «Учащиеся должны знать», «Учащиеся должны уметь».
Более приемлема формулировка «Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».
Обучающиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями:
Базовый уровень
- основными приемами работы с различными материалами,
- уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием,
- выполнять изделия с помощью учителя,
- несложные изделия — самостоятельно,
- давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя,
- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Минимальный уровень
-уметь работать с некоторыми материалами с помощью учителя;
-проговаривать план работы совместно с учителем;
-выполнять несложные изделия с помощью учителя;
-уметь описывать, охарактеризовать изделия, аппликации с помощью учителя, применять их в повседневной жизни.
Система оценки достижения планируемых результатов предполагает оценку достижений личностных результатов, метапредметных результатов и предметных результатов. - система оценивания предметных результатов включает в себя: текущий контроль.
10. Календарно-тематическое планирование учебного материала по трудовой подготовке на 2014-2015 учебный год
по 1 ч в неделю - 34 ч
№ п/п | Наименование разделов программы | № по теме | Тема урока | Количество часов | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
1 | Работа с бумагой и картоном (5 ч) | 1 | Что ты знаешь о бумаге. Виды, цвет, свойства бумаги. | 1 | ||
2 | 2 | Складывание из треугольников | 1 | |||
3 | 3 | Складывание простых форм из квадрата | 1 | |||
4 | 4 | Фигурка «Рыбка» | 1 | |||
5 | 5 | Игра «Геометрический конструктор | 1 | |||
6 | Работа с тканью (5 ч) | 1 | Что ты знаешь о ткани? Виды, цвет, свойства ткани | 1 | ||
7 | 2 | Виды работы с тканью. | 1 | |||
8 | 3 | Скручивание ткани | 1 | |||
9 | 4 | Игрушка «Кукла- скрутка» | 1 | |||
10 | 5 | Изделие «Салфетка с аппликацией» | 1 | |||
11 | Работа с бумагой и картоном (7 ч) . | 1. | Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей. | 1 | ||
12 | 2 | Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыплёнок в скорлупе» | 1 | |||
13 | 3 | Игрушка из бумажных кругов «Попугай» | 1 | |||
14 | 4 | Изготовление конверта для писем с клеевым соединением деталей | 1 | |||
15 | 5 | Творческая работа «Конверт с замком» без клеевого соединения деталей | 1 | |||
16 | 6 | Аппликация «Коврик» с геометрическим орнаментом» | 1 | |||
17 | 7 | Изделие «Закладка для книг из зигзагообразных полос» | 1 | |||
18 | Работа с металлом (3 ч) | 1 | Что надо знать о металле. Виды, свойства, цвет металлов. | 1 | ||
19 | 2 | Технология ручной обработки металлов. Инструменты. | 1 | |||
20 | 3 | Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие дерево. | 1 | |||
21 | Работа с бумагой и картоном (2 ч) | 1 | Игрушка «Геометрическая фигурка- раскладка» | 1 | ||
22 | 2 | Летающая модель «Самолёт» | 1 | |||
23 | Работа с проволокой. (2 ч) | 1 | Изделие «Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков» | 1 | ||
24 | 2 | Изделие из проволоки, бумаги и ниток «Муха и «Паук» | 1 | |||
25 | Работа с древесиной (4 ч) | 1 | Кто работает с древесными материалами. Свойства древесины. | 1 | ||
26 | 2 | Аппликация из карандашной стружки | 1 | |||
27 | 3 | Аппликация из древесных заготовок | 1 | |||
28 | 4 | Аппликация «Дом» | 1 | |||
29 | Картонажно- переплётные работы (3 ч0 | 1 | Картонажные изделия. Изделия в переплёте. Материалы. Инструменты и приспособления. | 1 | ||
30 | 2 | Изготовление записной книжки раскладушки с переплётной крышкой | 1 | |||
31 | 3 | 1 | ||||
32 | Ручные швейные работы (3 ч) | 1 | Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка | 1 | ||
33 | 2 | Изделие «Подушечка для игл» | 1 | |||
34 | 3 | Изделие «Тряпичная игрушка-подушка» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предшкольной подготовке
Рабочая программа по предшкольной подготовке "Первые шаги"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/07/picture-516528-1415388378.jpg)
рабочая программа для предшкольной подготовки
Рабочая программа для предшкольной подготовки "Преемственность" с тематическим планированием по развитию речи, математике, окружающему миру....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/06/picture-155909-1354813187.jpg)
Рабочая программа по дошкольной подготовке
Предлогаемый курс дошкольной подготовки дает возможность интенсивно развивать интеллектуальные возможности ребёнка дошкольного возраста. Занятия для дошкольников имеют блочную структуру. Програм...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/21/picture-283871-1379759607.jpg)
Рабочая программа по предшкольной подготовке
Рабочая программа в группе предшкольной подготовки разработана в соответствии с ООП «МБОУ « Тункинская СОШ», с учетом Федеральных государственных обра...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/03/picture-1156640-1567526496.jpg)
Рабочая программа по предшкольной подготовке.
Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе....