рабочая программа для предшкольной подготовки
рабочая программа на тему
Рабочая программа для предшкольной подготовки "Преемственность" с тематическим планированием по развитию речи, математике, окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО _____/Абрамова М.П./ Протокол №____ от «___» _________ 2014г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ с.Тёпловка» _____/Сосновцева И.В/ «___» _________2014г. | «Утверждено» Руководитель МОУ «СОШ с. Тёпловка» _____/Новосардова А.Н/ Приказ №_____ от «___» _________2014г. |
Рабочая программа
дополнительного образования детей
предшкольной подготовки
«Преемственность»
кратковременного курса подготовки
для обучающихся 5,5 – 6,5 лет
срок реализации 1 год
Составитель: Абрамова М.П., учитель начальных классов, первая квалификационная категория.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _______
от «___» _______2014г
2014 – 2015 уч. г
Пояснительная записка
Данная Программа кратковременного курса по подготовке детей к школе составлена на основе программы «Преемственность» (научный руководитель Н.А. Федосова) Москва «Просвещение» 2012г. (программа допущена Министерством образования Российской Федерации) и адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ. Программа составлена учителем начальных классов Абрамовой Марией Павловной.
Программа «Преемственность» готовит детей к обучению в школе, осуществляется преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Программа по предшкольной подготовке для детей 5,5 – 6,5 лет, также направлена на создание условий для выравнивания стартовых возможностей неорганизованных детей перед поступлением в школу.
Общее количество часов - 159, из расчёта 6 часов учебной нагрузки еженедельно (2 дня в неделю), в течение всего учебного года с 1 октября по 30 апреля.
Занятия имеют следующую временную структуру: 30 минут занятия с 2 физминутками. Динамическая пауза после каждого занятия 10 минут.
НОВИЗНА данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Программа способствует развитию потенциальных возможностей ребёнка, посредством овладения им УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования, начинает формировать предпосылки УУД:
-познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
-регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
-коммуникативные: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
-личностные: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовки к обучению в школе, положительное отношение к обучению в школе.
Программа не предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД.
АКТУАЛЬНОСТЬ. Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации остается необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для детей (из разных социальных групп и слоев населения) при поступлении в начальную школу. Под «выравниванием стартовых возможностей детей» следует понимать создание равных условий, которые государство должно обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, проживающему в России, независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной принадлежности, для получения такого уровня развития, который позволит ему успешно обучаться в школе.
В России система дошкольного образования всегда рассматривалась как первая ступень в системе общего образования, а старший дошкольный возраст (6 -7 лет) - как возраст общей подготовки ребенка к следующей ступени образования - начальной школе. Рост интереса к дошкольному детству относится сегодня к числу общемировых общественных тенденций.
Ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов. Проблема подготовки ребенка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном отечественном дошкольном и начальном образовании. Разные стартовые возможности будущих первоклассников осложняют организацию учебного процесса и вынуждают родителей искать способы «натаскивания» ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.
Особенно остро стоит вопрос предшкольной подготовки перед родителями, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения по разным причинам: недостаточная обеспеченность населения дошкольными учреждениями, состояние здоровья ребенка, желание родителей воспитывать детей дома, материальные трудности семьи и др.
ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ данной программы от существующих в том, что подготовка к школе не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития. ОСОБЕННОСТЬЮ СОДЕРЖАНИЯ подготовки к школе является его интегрированная основа. Программа «Преемственность» не только ставит своей целью подготовить ребёнка к обучению к школе, но и носит развивающий характер, решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
ЦЕЛИ:
- создание условий для успешной адаптации детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям
- создание гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую
- создание предпосылок к школьному обучению.
ЗАДАЧИ:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
-развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам;
- воспитывать любознательность, активность, доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;
- способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, Тамбовскому краю, природе;
- формирование этических норм и правильного поведения.
Цели и задачи процесса подготовки дошкольников определяют систему следующих психолого-педагогических принципов:
принцип развития. Основная задача – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь, и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
принцип ориентировочной функции знаний. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.
Именно в старшем дошкольном возрасте закладывается основа формирующейся личности. Поэтому необходимо стремиться организовать работу с детьми по следующим направлениям:
– побуждение ума ребенка к активной, творческой деятельности благодаря большому количеству внешних впечатлений, активизирующих работу мозга;
– учет характерных особенностей развития ребенка для создания необходимых условий при формировании нужных психических черт и качеств личности;
– создание необходимого уровня организации познавательной деятельности, что является важным фактором развития познавательных процессов личности ребенка;
– создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей его творческий потенциал;
– вовлечение ребенка в такие формы деятельности, которые соответствуют его возрасту, являются привлекательными для него, способствуют развитию произвольности как одной из важнейших предпосылок учебной (функциональной) готовности.
При освоении программы используются различные методы и приемы обучения:
Словесные: рассказ, беседа. Приемы: указание, объяснение, педагогическая оценка.
Наглядные: наблюдение. Приемы: разъяснение, пояснение, показ образца.
Практические: упражнение, игровой метод.
ФОРМА ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В КОНЦЕ ОБУЧЕНИЯ.
Результатом освоения образовательной программы в группе предшкольной подготовки должно стать достижение воспитанниками готовности к школе, т.е. необходимого и достаточного уровня развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми образовательной программы по подготовке детей к школе базируются на итоговых результатах освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обозначенных в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Периодичность мониторинга достижения детьми планируемых результатов – 2 раза в год, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводящих к переутомлению воспитанников.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка. В связи с чем, мониторинг включает в себя 2 компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогом, ведущим занятия с дошкольниками. С помощью мониторинга образовательного процесса оценивается степень продвижения дошкольника в усвоении образовательной программы. Проведение мониторинга предполагает:
- наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в группе;
-анализ продуктов детской деятельностью;
- специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка, которая ведется в рамках реализации образовательной программы. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе.
Мониторинг детского развития проводится педагогом - психологом и включает в себя оценку физического развития, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Его основная задача - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка, определить его «зону ближайшего развития» и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия детского потенциала.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения за ребенком и бесед с ним, критериальных диагностических методик и тестовых методов. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных. На основании проведенных оценок составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория его развития.
Учебный план
Образовательные области. | Учебные предметы. | Число учебных занятий в неделю. | Число учебных занятий в год. |
Познание | Зелёная тропинка. | 2 | 53 |
Познание. | Математические ступеньки. | 2 | 53 |
Коммуникация. Чтение художественной литературы. | Развитие речи. | 2 | 53 |
Итого: | 6 | 159 |
Математические ступеньки.
С.И. Волкова
Пояснительная записка.
Курс имеет социально – педагогическую направленность.
Главные цели – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
* обучать счету в пределах 10;
* познакомить с разными видами счета (количественный, порядковый);
* упражнять детей в счете на слух, на ощупь, а так же в счете движений;
* познакомить с новыми геометрическими фигурами
( круг, квадрат, треугольник);
* научить сравнивать предметы по длине и ширине;
* познакомить с названиями частей суток и их последовательностью;
Развивающие:
* развивать умение ориентироваться в пространстве, передвигаться в заданном направлении;
* развивать мышление, память, воображение;
Воспитательные:
* воспитывать любознательность, активность, доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам.
Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования.
Содержание
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая, геометрическая, содержательно-логическая.
Вводное занятие. Игры и упражнения на выявление ЗУН воспитанников.
Признаки (свойства) предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трёх и более предметов по цвету, форме, размеру.
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.)
Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра.
Количество и счет Счёт предметов. Сравнение по количеству ( больше, меньше, столько же). Устная нумерация: название, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10.
Счёт в прямом и обратном порядке. Порядковый счёт, отличие от счёта количественного.
Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций. Цифры и числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Число 0. Число 10.
Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник.
Содержательно-логические задания на развитие внимания, воображения, памяти, мышления: игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибку»; деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей; зрительные и слуховые диктанты с использование арифметического и геометрического материала; выделение существенных признаков объекта; проведение простейших логических рассуждений.
Итоговая аттестация.
Вводное занятие
Теория – математика как наука, для чего нужна математика, где мы используем математику.
Практика – игры и упражнения на выявление имеющихся у воспитанников ЗУН.
Раздел 1. Признаки (свойства) предметов
Теория – понятия: размер (больше, меньше), форма (круглая, квадратная), цвет.
Практика – игры-упражнения на сравнение предметов по различным признакам (размер, форма, цвет), используя приемы наложения и приложения. . Игры-упражнения «Найди предметы», «Выше - ниже», «Каждой машине свой гараж», «Мама и детёныш», «Короче – длиннее», «Ведёрки для снеговиков».
Раздел 2.Пространственные отношения
Теория – знакомство с понятиями: право, лево, впереди, сзади.
Практика – игры-упражнения на ориентировку в пространстве, выполнение заданий в прописях «Раскрась машины, которые едет вправо», «Помоги водителю найти дорогу», «Раскрась лыжника, который едет с левой стороны», «Раскрась предметы, которые находятся перед ёлкой», «Кто где стоит», «Живые цифры», «Каждому числу своё место»,
Раздел 3.Временные представления
Теория – знакомство с понятиями: утро, день, вечер, ночь, сутки, вчера, сегодня, завтра.
Практика – рассматривание картинок, иллюстраций, составление рассказов по ним. Восстановление правильной последовательности чередования частей суток.
Раздел 4. Количество и счет
Теория – понятия: число, цифры ( 1 – 10); соотнесение числа, цифры и количества предметов в пределах 10; понятия равенство, неравенство.
Практика – счет предметов, звуков, движений в пределах 10; обозначение количества предметов соответствующей цифрой; образование предыдущего и последующего числа натурального ряда; получение большего числа из меньшего и меньшего из большего путем добавления или убавления одного предмета; составление групп, содержащих определенное количество предметов; счет предметов на слух, на ощупь, отсчет движений. Игры-упражнения «Найди столько же», «Сосчитай геометрические фигуры», «Соедини картинку с карточкой»», «Соедини по порядку», «Раскрась столько предметов, сколько указывает цифра», «Найди цифру», «Угости кукол конфетами», «Где больше?», «Сколько овощей выросло на грядках?».
Раздел 5. Геометрические фигуры
Теория – понятия: круг, квадрат, треугольник.
Практика – игры-упражнения на узнавание, различение, нахождение отличительных особенностей геометрических фигур; упражнения на группировку фигур по форме; выкладывание контуров фигур из палочек, ниток и т. д. Игры-упражнения «Сосчитай фигуры», «На что похоже», «Найди лишнюю», «Найди пару», «Составь предмет», «Соедини предмет с фигурой».
Раздел 6. Логические игры и упражнения
Практика – выявление элементарных закономерностей между предметами или группами предметов. Игры-упражнения «Когда это бывает?», «Кто спрятался?», «Продолжи ряд», «Найди одинаковые рисунки», «Найди закономерность и дорисуй недостающие предметы», «Найди сходства и отличия», «Заполни таблицу», «Что сначала, что потом».
Раздел 7. Итоговая аттестация воспитанников.
Практика - игры и упражнения на определение уровня обученности по программе.
Тематическое планирование
по курсу «Математические ступеньки».
№ Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
1 Признаки предметов (размер, цвет, форма) 2 Высокий, низкий.Выше, ниже. 3 Слева.Справа. 4 Длинный, короткий. Длиннее. Короче. 5 Больше? Меньше? Столько же? 6 Круг. Многоугольник. 7 Прямоугольник. Квадрат. 8-9 Справа, слева, вверху, внизу. Позже, раньше. 10-11 Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее. 12 Число и цифра 1 13 -14 Число и цифра 2 14 -15 Число и цифра 3.Состав чила 3 16 – 17 Число и цифра 4 18. Нуль. 19-20 Число и цифра 5 21 Равенство. 22 Сложение 23-25 Вычитание 26- 32 Состав числа 4 33 Число и цифра 6 34 -35 Число и цифра 7 36 Число и цифра 8 37 -39 Число и цифра 9 40 -42 Число 10 43 Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших, величина – деление предмета на 4 части. 44 Порядковый счет, сравнение смежных чисел, квадрат, логические задачи. 45 Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, логическая задача на анализ и синтез, работа со счетными палочками. 46 Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, логическая задача на анализ и синтез, работа со счетными палочками. 47 Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, логическая задача на анализ и синтез, работа со счетными палочками. 48 Решение задач на сложение и вычитание, логическая задача на анализ и синтез, четырехугольники, шестиугольник. 49 Решение задач на сложение и вычитание,логическая задача на анализ и синтез, четырехугольники, шестиугольник. 50 Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей. 51 Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей. 52 Решение задачи, отгадывание загадок 53 Решение задачи, отгадывание загадок. Итого : 53 ч | 3.10 6.10 13.10 17.10 20.10 24.10 27.10 31.10 7.11 | 3.10 6.10 13.10 17.10 20.10 24.10 27.10 31.10 7.11 |
Планируемые результаты
В конце года обучения воспитанники должны:
знать | уметь |
- разные виды счета, их отличия; - названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и их отличительные особенности; - названия направлений: впереди – сзади, справа – слева; - названия частей суток и их последовательность; | - пользоваться количественным и порядковым счетом, правильно называть числительные в пределах 10; - считать на слух, на ощупь, а так же движения разного характера; - уметь сравнивать предметы по длине и ширине приемом наложения; - ориентироваться в пространстве, определять расположение предметов относительно своего место расположения; |
Виды и формы контроля освоения курса
При освоении курса предусмотрена начальная и конечная диагностика, цель которой выявить уровень освоения программы. Результаты диагностического обследования детей используются в целях проектирования воспитательно-образовательного процесса. Для этого разработаны тестовые методики и диагностические карты. Подбор учебного материала осуществляется с учетом результатов начальной и промежуточной диагностики детей. В конце курса обучения проводится заключительная диагностика, в которой используются те же тестовые методики, но задания в них усложняются.
Развитие речи.
Н.А.Федосова
Пояснительная записка.
Курс «Развитие речи» имеет социально – педагогическую направленность. Содержание включает в себя раздел «Речевое общение», «Подготовка к чтению», «Подготовка к письму».
Цель курса– совершенствование и развитие связной речи, развитие лексической стороны речи, совершенствование звуковой стороны речи, закрепление правильного произношения звуков, упражнение в дифференциации звуков на слух; развитие внимания и интереса к слову; знакомство с гигиеническими правилами письма; развитие мелкой мускулатуры кисти руки, зрительных и двигательных анализаторов.
Задачи:
Образовательные
- обогащать активный словарь словами, обозначающими качества предметов;
- формировать грамматический строй речи, путем освоения способов словообразования;
- формировать правильное произношение звуков всех звуков родного языка;
- учить составлять из слов и словосочетаний предложения;
- учить различать и подбирать слова близкие по звучанию;
- учить пересказывать небольшие литературные произведения;
- формировать навыки повествовательной речи;
- развить умения дифференцировать звуки в словах, определять позицию звука в слове (первый и последний), производить звуковой (фонетический) анализ слова;
- уточнить и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка;
- развить умения слышать слоги в слове, делить двух-трех сложные слова с открытыми слогами;
- развить умения делить короткие предложения на слова, определять количество слов в предложении;
- развивать грамматический строй речи;
- формировать навыки письма;
- ознакомить с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки.
Развивающие
- развивать фонематическое восприятие, голосовой аппарат, речевое дыхание;
- развивать познавательные процессы: память, мышление, воображение
- развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные
- воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;
- воспитывать у ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности.
Содержание.
Вводное занятие.
Практика – речевые игры и упражнения на выявление ЗУН воспитанников.
Раздел 1. Речевое общение.
Теория. Понятие об устной и письменной речи. Речевой этикет.
Жесты, мимика. Громкость, тон, темп устной речи.
Практика. Раскрашивание предметов.
Раздел 2. Подготовка к чтению.
Теория. Текст, предложение, слово – средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Практика. Членение устных текстов на предложения, предложений на слова.
Слово, слог, ударение. Наблюдение над значением слов и их звуковой структурой. Деление слов на слоги, слогов на звуки. Использование графических опор-схем для слогового анализа слов. Упражнение в составление слов из слогов, в дополнении слогов до слов с разным количеством слов, с ударением на разных слогах.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуковая структура. Слогообразующая роль гласных. Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные. Слого - звуковой анализ слов. Буквы как значки звуков.
Раздел 3. Подготовка к письму.
Теория. Ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки.
Практика. Раскрашивание внутри и снаружи предметов, дорисовывание и т.д. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке, в развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки.
Рисование декоративных узоров разных форм
Итоговое занятие
- Практика – игры и упражнения на выявление уровня обученности
воспитанников по программе.
Тематическое планирование
по курсу «Развитие речи»
№ ЗАНЯТИЯ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | Дата по плану | Дата по факту |
1-2 | 2ч | Добуквенный период (12 ч) | Развитие связной речи. Рассказ по картинке. Осенние странички Понятие предложения. Схема предложения | 3.10 6.10 | 3.10 6.10 |
3-4 | 2ч | Осенние странички. Знакомство со звуками. | 10.10 13.10 | 10.10 13.10 | |
5-6 | 2ч | Составление предложений по схеме. Зимние странички | 17.10 20.10 | 17.10 20.10 | |
7-8 | 2ч | Слог. Деление слов на слоги. Зимние странички | 24.10- 27.10 | 24.10 27.10 | |
9-12 | 4ч | Летние странички.Ударение. Ударный и безударный слоги. | 31.10 7.11 10.11 14.11 | 31.10 7.11 | |
1-2 | 2ч | Буквенный период (45 ч) | Понятие буквы и звука. | ||
3-4 | 2ч | Гласные и согласные звуки. | |||
5 | 1ч | Буква и звук о. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
6 | 1ч | Буква и звук а. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
7 | 1ч | Буква и звук у. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
8 | 1ч | Буква и звук ы. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
9 | 1ч | Буква и звук и. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
10 | 1ч | Буква и звук э. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
11 | 1ч | Буква и звук я. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
12 | 1ч | Буква и звук ю. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
13 | 1ч | Буква и звук е. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
14 | 1ч | Буква и звук ё. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
15 | 1ч | Буква л, звуки л, л'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
16 | 1ч | Буква м, звуки м, м'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
17 | 1ч | Буква н, звуки н, н'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
18 | 1ч | Буква р, звуки р, р'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
19 | 1ч | Буква в, звуки в, в'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
20 | 1ч | Буква ф, звуки ф, ф'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
21-22 | 2ч | Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
23 | 1ч | Буква з, звуки з, з'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
24 | 1ч | Буква с, звуки с, с'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
25 | 1ч | Буква ш, звуки ш Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
26 | 1ч | Буква ж, звуки ж'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
27 | 1ч | Буква б, звуки б, б'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
28 | 1ч | Буква п, звуки п, п'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
29 | 1ч | Буква д, звуки д, д'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
30 | 1ч | Буква т, звуки т, т'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
31 | 1ч | Буква г, звуки г, г'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
32 | 1ч | Буква к, звуки к, к'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
33 | 1ч | Буква х, звук х, х'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
34 | 1ч | Буква ц, звук ц. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
35-36 | 2ч | Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
37 | 1ч | Буква щ, звук щ’ . Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
38 | 1ч | Буква ч, звук ч’. Чтение слогов и слов с изученными буквами. | |||
39 | 1ч | Буква й, звуки й. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
40 | 1ч | Буквы ъ и ь знаки. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
41 | 1ч | Буквы ъ и ь знаки. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
Итого: 53ч |
Планируемые результаты
К концу года обучения воспитанники должны :
знать | уметь |
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; — знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения); — соблюдать элементарные гигиенические правила; -- элементы прописных букв. | — ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; — артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению; — обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение; — следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: — сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности; — соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание; — правильно произносить все звуки; — отчетливо и ясно произносить слова; — выделять из слов звуки; — находить слова с определенным звуком; — определять место звука в слове; — соблюдать орфоэпические нормы произношения; — составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; — составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин; — пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; — ориентироваться на странице тетради. |
Виды и формы контроля освоения программы
При освоении программы предусмотрена начальная и конечная диагностика, цель которой выявить уровень освоения программы. Диагностическим инструментарием служат специально разработанные игры и упражнения.
Зелёная тропинка.
А.А. Плешаков.
Пояснительная записка.
Курс имеет социально – педагогическую направленность. Содержание курса строится как синтез различных составляющих естественно - научного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе. В основу подготовки детей к обучению положена познавательно-исследовательская деятельность. Основное внимание уделяется формированию универсальных предпосылок учебной деятельности- умении работать по правилу, слушать взрослого, развитию творческих способностей детей, логическим действиям.
Цели: развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений.
Задачи:
Образовательные
- формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях;
- уточнять и систематизировать знания о явлениях природы;
- обогащать активный и пассивный словарь;
Развивающие
- развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки;
- формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям;
- развивать творческие способности, воображение;
- формировать общеучебные умения: умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно.
Воспитательные
- способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости;
- способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, Тамбовскому краю, природе, способность любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным.
- формировать этические нормы и правильное поведение.
Содержание.
Вводное занятие
Практика – речевые игры и упражнения на выявление ЗУН воспитанников.
Раздел 1. Окружающий мир и наша безопасность.
Теория. Правила безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Экскурсия по школе.
Раздел 2. Чудесный и мир растений и грибов.
Теория. Растения нашей местности. Грибы – не растения. Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.
Практика. Составление и отгадывание загадок, чтение литературных произведений: «Ты чей детёныш?», С. Маршак «Двенадцать месяцев», К.Д. Ушинский «Четыре желания»; организация дидактических игр «Путаница», «Съедобные и несъедобные», «Кто живёт в реке?», «Что растёт на лугу?», «С какого дерева листочек», «Оранжерея».
Раздел 3. Наши друзья животные.
Теория. Животные нашей местности (беседа, рассказ, показ картинок, презентаций).
Практика. Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций; чтение литературных произведений; дидактические игры и упражнения: «Птицы прилетели», «Угадай животное», «Ты чей, малыш?», «Золотая рыбка».Теория. Насекомые (беседа, рассказ, показ картинок, презентаций).
Практика. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» ( склеивание изображений бабочек, украшение макета цветущего луга).
Теория. Разнообразие птиц(беседа, рассказ, показ картинок, презентаций).
Практика. Сравнение птиц по размерам и окраске. Составление и отгадывание загадок, чтение литературных произведений. Дидактические игры и упражнения: «Птицы прилетели» и др.
Теория. Разнообразие зверей (беседа, рассказ, показ картинок, презентаций). Сравнение зверей по размерам, форме тела и окраске.
Практика. Сравнение зверей по размерам, форме тела и окраске. Чтение статей из «Детской энциклопедии». Дидактические игры «Кто, где живёт», «Узнай по описанию», «Дикие - домашние», лото «Парочки», «Животные и их детёныши».
Теория. Лягушки, улитки, черви – тоже животные (беседа, рассказ, показ картинок, презентаций).
Практика. Дидактические игры, чтение литературных произведений. Отгадывание загадок.
Теория. Отношение людей к животным. Правила безопасности при встречах и общении с животными(беседа, рассказ, показ картинок, презентаций).
Итоговое занятие
Практика – игры и упражнения на выявление уровня обученности
воспитанников по программе
Тематическое планирование по курсу «Зелёная тропинка».
№ п/п | Тема | Дата | |
по плану | по факту | ||
1 | Вводное занятие | 3.10 | 3.10 |
2-3 | Правила безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Экскурсия по школе. | 6.10 | 6.10 |
4 | Звёздное небо. | 10.10 | 10.10 |
5 | Солнце и луна. | 13.10 | 13.10 |
6 | Чтение литературных произведений. | 17.10 | 17.10 |
7 | Радуга. | 20.10 | 20.10 |
8 | Народные приметы. | 24.10 | 24.10 |
9 | Как узнать растения? | 27.10 | 27.10 |
10 | Травянистые растения. | 31.10 | 31.10 |
11 | Кустарники | 3.11 | 7.11 |
12 | Деревья | 7.11 | 7.11 |
13 | Декоративные растения | 10.11 | |
14 | Чтение литературных произведений. | 14.11 | |
15 | Овощи и фрукты. | 17.11 | |
16 | Съедобные и ядовитые растения. | 21.11 | |
17 | Лекарственные растения | 24.11 | |
18 | Мхи и папоротники | 28.11 | |
19 | Грибы | 1.12 | |
20 | Как узнать животных | 5.12 | |
21 | В живом уголке | 8.12 | |
22-23 | Домашние животные. | 12.12-15.12 | |
24 | Породы собак | 19.12 | |
25 | В мире насекомых | 22.12 | |
26 | Чтение литературных произведений о насекомых. | 26.12 | |
27 | В мире рыб | 29.12 | |
28-29 | В мире птиц | ||
30-31 | В мире зверей | ||
32 | Чтение литературных произведений о животных. | ||
33 | Какие бывают животные? | ||
34 | Чтение литературных произведений. К.Д. Ушинский «Четыре желания» | ||
35 | Времена года. | ||
36-37 | Зима. | ||
38-39 | Весна. | ||
40 | Экскурсия на природу. | ||
41-42 | Лето. | ||
43-44 | Осень. | ||
45 | Правила безопасности при встречах и общении с животными. | ||
46 | Наши праздники. | ||
47 | Знай и люби природу родного края. (презентация) | ||
48 | О комнатных растениях | ||
49 | Что у нас над головой.(презентация) | ||
50 | Человек трудом славен. (презентация) | ||
51 | К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла»(презентация» | ||
52 | Викторина «Когда это бывает?» ( презентация) | ||
53 | Итоговая аттестация воспитанников | ||
Итого: 53 ч |
Планируемые результаты
К концу года обучения воспитанники должны:
знать | уметь |
- элементарные правила поведения в природе; - основные особенности сезонной жизни природы; - о домашних животных (их пользе), о жизни диких животных; - правила безопасного поведения в доме и на улице; меры предосторожности при взаимодействии с другими людьми, предметами быта, животными; - о красоте в природе, искусстве, быту, человеческих отношениях; - о своих хороших и дурных привычках, о необходимости самовоспитания. - растения и животных нашей местности. - правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов. - разнообразие птиц, зверей. - правила безопасности при встречах и общении с животными. | - отличать и называть деревья и кустарники; - называть грибы, отличать съедобные и ядовитые грибы; - соблюдать правила поведения, избегая опасных ситуаций; - в случае опасности правильно реагировать и обращаться за помощью к другим; - проявлять доброту к окружающим знакомым и незнакомым людям, ничего не требуя взамен; - быть щедрым и честным человеком и ценить эти качества; - видеть красоту во всех её проявлениях, стремиться к ней; - оценивать себя и свои поступки, избавляться от плохого и вырабатывать положительный образ своего «Я». - применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач; |
Виды и формы контроля освоения программы
При освоении программы предусмотрена начальная и конечная диагностика, цель которой выявить уровень освоения программы. Диагностическим инструментарием служат специально разработанные игры и упражнения.
Общая схема организации занятия:
1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Дети сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия. Каждый ребенок должен принять участие в игре.
Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:
- понимать, что от него требуется в игре;
- определить, может он играть в эту игру или не может;
- определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
2. Затруднение в игровой ситуации
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Учитель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
3. Открытие нового знания или умения
Учитель с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
5. Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
6. Итог занятия.
Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали; б) где новое пригодится.
Учитель прививает старшим дошкольникам следующие учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия дошкольников качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения дошкольников, способствует становлению у детей положительной самооценки.
Основной деятельностью детей в предшкольном образовании остается – игровая деятельность, как важнейший фактор развития ребенка, в создании образовательной среды, способствующей социальному, нравственно-эстетическому развитию личности, сохранению детской индивидуальности, развитию способностей и познавательных интересов. Деятельность ребенка должна организовываться так, чтобы ее результатом стали вопросы детей, направленные на понимание ими окружающего мира. Появляется переходная форма деятельности – учебно-игровая, для которой характерно то, что она осуществляется под непосредственным руководством взрослого: он задает мотивы, учит ставить задачу, показывает способы ее решения, оценивает результат.
Игра становится формой, в которой усваивается содержание новой деятельности – учения и таких его компонентов как общеучебные умения, действия контроля и оценки. Таким образом, происходит подготовка к выполнению нового вида деятельности - учебной и организуется плавный переход от одной ведущей деятельности к другой. Педагог, организуя деятельность детей, использует игровые ситуации, игровые сюжеты, занимает игровую позицию, что создает творческую, доброжелательную, не принужденную атмосферу на занятиях.
Методическое обеспечение программы
Материально-техническое оснащение:
- учебный кабинет;
- столы и стулья, соответствующие росту детей;
- доска аудиторная (магнитная);
- указка;
- мультимедиапроектор;
- экран настенный;
- счётные палочки;
- набор геометрических фигур;
- учебно-наглядные пособия по темам программы;
- плакат настенный «Цифры»;
- набор счётного материала;
- раздаточный счетный материал
- учебно-наглядные пособия по темам программы; времена года, растения, животные, насекомые, транспорт, учебные принадлежности и т.д.;
- алфавит настенный;
- лента букв;
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Зелёная тропинка (А.А. Плешаков)
2. Математические ступеньки (С.И. Волкова).
3. От слова к букве (Н.А. Федосова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предшкольной подготовке
Рабочая программа по предшкольной подготовке "Первые шаги"...

Рабочая учебная программа по предшкольной подготовке "Солнечные ступеньки" для детей 5 лет
Данная рабочая программа является комплексной, разработана на основе серии тетрадей для дошкольного образования "Солнечные ступеньки", обеспечивает полноценную подготовку детей 5 лет к обучению ...

Рабочая программа по предшкольной подготовке
Рабочая программа в группе предшкольной подготовки разработана в соответствии с ООП «МБОУ « Тункинская СОШ», с учетом Федеральных государственных обра...

Рабочая программа по предшкольной подготовке.
Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе....