рабочая программа для предшкольной подготовки
рабочая программа на тему
Рабочая программа для предшкольной подготовки "Преемственность" с тематическим планированием по развитию речи, математике, окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_predshkolnoy_podgotovki_po_programme_preemstvennost.rar | 71.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО _____/Абрамова М.П./ Протокол №____ от «___» _________ 2014г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ с.Тёпловка» _____/Сосновцева И.В/ «___» _________2014г. | «Утверждено» Руководитель МОУ «СОШ с. Тёпловка» _____/Новосардова А.Н/ Приказ №_____ от «___» _________2014г. |
Рабочая программа
дополнительного образования детей
предшкольной подготовки
«Преемственность»
кратковременного курса подготовки
для обучающихся 5,5 – 6,5 лет
срок реализации 1 год
Составитель: Абрамова М.П., учитель начальных классов, первая квалификационная категория.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _______
от «___» _______2014г
2014 – 2015 уч. г
Пояснительная записка
Данная Программа кратковременного курса по подготовке детей к школе составлена на основе программы «Преемственность» (научный руководитель Н.А. Федосова) Москва «Просвещение» 2012г. (программа допущена Министерством образования Российской Федерации) и адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ. Программа составлена учителем начальных классов Абрамовой Марией Павловной.
Программа «Преемственность» готовит детей к обучению в школе, осуществляется преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Программа по предшкольной подготовке для детей 5,5 – 6,5 лет, также направлена на создание условий для выравнивания стартовых возможностей неорганизованных детей перед поступлением в школу.
Общее количество часов - 159, из расчёта 6 часов учебной нагрузки еженедельно (2 дня в неделю), в течение всего учебного года с 1 октября по 30 апреля.
Занятия имеют следующую временную структуру: 30 минут занятия с 2 физминутками. Динамическая пауза после каждого занятия 10 минут.
НОВИЗНА данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Программа способствует развитию потенциальных возможностей ребёнка, посредством овладения им УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования, начинает формировать предпосылки УУД:
-познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
-регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
-коммуникативные: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
-личностные: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовки к обучению в школе, положительное отношение к обучению в школе.
Программа не предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД.
АКТУАЛЬНОСТЬ. Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации остается необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для детей (из разных социальных групп и слоев населения) при поступлении в начальную школу. Под «выравниванием стартовых возможностей детей» следует понимать создание равных условий, которые государство должно обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, проживающему в России, независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной принадлежности, для получения такого уровня развития, который позволит ему успешно обучаться в школе.
В России система дошкольного образования всегда рассматривалась как первая ступень в системе общего образования, а старший дошкольный возраст (6 -7 лет) - как возраст общей подготовки ребенка к следующей ступени образования - начальной школе. Рост интереса к дошкольному детству относится сегодня к числу общемировых общественных тенденций.
Ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов. Проблема подготовки ребенка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном отечественном дошкольном и начальном образовании. Разные стартовые возможности будущих первоклассников осложняют организацию учебного процесса и вынуждают родителей искать способы «натаскивания» ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.
Особенно остро стоит вопрос предшкольной подготовки перед родителями, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения по разным причинам: недостаточная обеспеченность населения дошкольными учреждениями, состояние здоровья ребенка, желание родителей воспитывать детей дома, материальные трудности семьи и др.
ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ данной программы от существующих в том, что подготовка к школе не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития. ОСОБЕННОСТЬЮ СОДЕРЖАНИЯ подготовки к школе является его интегрированная основа. Программа «Преемственность» не только ставит своей целью подготовить ребёнка к обучению к школе, но и носит развивающий характер, решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
ЦЕЛИ:
- создание условий для успешной адаптации детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям
- создание гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую
- создание предпосылок к школьному обучению.
ЗАДАЧИ:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
-развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам;
- воспитывать любознательность, активность, доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;
- способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, Тамбовскому краю, природе;
- формирование этических норм и правильного поведения.
Цели и задачи процесса подготовки дошкольников определяют систему следующих психолого-педагогических принципов:
принцип развития. Основная задача – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь, и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
принцип ориентировочной функции знаний. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.
Именно в старшем дошкольном возрасте закладывается основа формирующейся личности. Поэтому необходимо стремиться организовать работу с детьми по следующим направлениям:
– побуждение ума ребенка к активной, творческой деятельности благодаря большому количеству внешних впечатлений, активизирующих работу мозга;
– учет характерных особенностей развития ребенка для создания необходимых условий при формировании нужных психических черт и качеств личности;
– создание необходимого уровня организации познавательной деятельности, что является важным фактором развития познавательных процессов личности ребенка;
– создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей его творческий потенциал;
– вовлечение ребенка в такие формы деятельности, которые соответствуют его возрасту, являются привлекательными для него, способствуют развитию произвольности как одной из важнейших предпосылок учебной (функциональной) готовности.
При освоении программы используются различные методы и приемы обучения:
Словесные: рассказ, беседа. Приемы: указание, объяснение, педагогическая оценка.
Наглядные: наблюдение. Приемы: разъяснение, пояснение, показ образца.
Практические: упражнение, игровой метод.
ФОРМА ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В КОНЦЕ ОБУЧЕНИЯ.
Результатом освоения образовательной программы в группе предшкольной подготовки должно стать достижение воспитанниками готовности к школе, т.е. необходимого и достаточного уровня развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми образовательной программы по подготовке детей к школе базируются на итоговых результатах освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обозначенных в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Периодичность мониторинга достижения детьми планируемых результатов – 2 раза в год, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводящих к переутомлению воспитанников.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка. В связи с чем, мониторинг включает в себя 2 компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогом, ведущим занятия с дошкольниками. С помощью мониторинга образовательного процесса оценивается степень продвижения дошкольника в усвоении образовательной программы. Проведение мониторинга предполагает:
- наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в группе;
-анализ продуктов детской деятельностью;
- специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка, которая ведется в рамках реализации образовательной программы. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе.
Мониторинг детского развития проводится педагогом - психологом и включает в себя оценку физического развития, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Его основная задача - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка, определить его «зону ближайшего развития» и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия детского потенциала.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения за ребенком и бесед с ним, критериальных диагностических методик и тестовых методов. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных. На основании проведенных оценок составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория его развития.
Учебный план
Образовательные области. | Учебные предметы. | Число учебных занятий в неделю. | Число учебных занятий в год. |
Познание | Зелёная тропинка. | 2 | 53 |
Познание. | Математические ступеньки. | 2 | 53 |
Коммуникация. Чтение художественной литературы. | Развитие речи. | 2 | 53 |
Итого: | 6 | 159 |
Математические ступеньки.
С.И. Волкова
Пояснительная записка.
Курс имеет социально – педагогическую направленность.
Главные цели – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
* обучать счету в пределах 10;
* познакомить с разными видами счета (количественный, порядковый);
* упражнять детей в счете на слух, на ощупь, а так же в счете движений;
* познакомить с новыми геометрическими фигурами
( круг, квадрат, треугольник);
* научить сравнивать предметы по длине и ширине;
* познакомить с названиями частей суток и их последовательностью;
Развивающие:
* развивать умение ориентироваться в пространстве, передвигаться в заданном направлении;
* развивать мышление, память, воображение;
Воспитательные:
* воспитывать любознательность, активность, доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам.
Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования.
Содержание
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая, геометрическая, содержательно-логическая.
Вводное занятие. Игры и упражнения на выявление ЗУН воспитанников.
Признаки (свойства) предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трёх и более предметов по цвету, форме, размеру.
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.)
Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра.
Количество и счет Счёт предметов. Сравнение по количеству ( больше, меньше, столько же). Устная нумерация: название, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10.
Счёт в прямом и обратном порядке. Порядковый счёт, отличие от счёта количественного.
Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций. Цифры и числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Число 0. Число 10.
Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник.
Содержательно-логические задания на развитие внимания, воображения, памяти, мышления: игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибку»; деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей; зрительные и слуховые диктанты с использование арифметического и геометрического материала; выделение существенных признаков объекта; проведение простейших логических рассуждений.
Итоговая аттестация.
Вводное занятие
Теория – математика как наука, для чего нужна математика, где мы используем математику.
Практика – игры и упражнения на выявление имеющихся у воспитанников ЗУН.
Раздел 1. Признаки (свойства) предметов
Теория – понятия: размер (больше, меньше), форма (круглая, квадратная), цвет.
Практика – игры-упражнения на сравнение предметов по различным признакам (размер, форма, цвет), используя приемы наложения и приложения. . Игры-упражнения «Найди предметы», «Выше - ниже», «Каждой машине свой гараж», «Мама и детёныш», «Короче – длиннее», «Ведёрки для снеговиков».
Раздел 2.Пространственные отношения
Теория – знакомство с понятиями: право, лево, впереди, сзади.
Практика – игры-упражнения на ориентировку в пространстве, выполнение заданий в прописях «Раскрась машины, которые едет вправо», «Помоги водителю найти дорогу», «Раскрась лыжника, который едет с левой стороны», «Раскрась предметы, которые находятся перед ёлкой», «Кто где стоит», «Живые цифры», «Каждому числу своё место»,
Раздел 3.Временные представления
Теория – знакомство с понятиями: утро, день, вечер, ночь, сутки, вчера, сегодня, завтра.
Практика – рассматривание картинок, иллюстраций, составление рассказов по ним. Восстановление правильной последовательности чередования частей суток.
Раздел 4. Количество и счет
Теория – понятия: число, цифры ( 1 – 10); соотнесение числа, цифры и количества предметов в пределах 10; понятия равенство, неравенство.
Практика – счет предметов, звуков, движений в пределах 10; обозначение количества предметов соответствующей цифрой; образование предыдущего и последующего числа натурального ряда; получение большего числа из меньшего и меньшего из большего путем добавления или убавления одного предмета; составление групп, содержащих определенное количество предметов; счет предметов на слух, на ощупь, отсчет движений. Игры-упражнения «Найди столько же», «Сосчитай геометрические фигуры», «Соедини картинку с карточкой»», «Соедини по порядку», «Раскрась столько предметов, сколько указывает цифра», «Найди цифру», «Угости кукол конфетами», «Где больше?», «Сколько овощей выросло на грядках?».
Раздел 5. Геометрические фигуры
Теория – понятия: круг, квадрат, треугольник.
Практика – игры-упражнения на узнавание, различение, нахождение отличительных особенностей геометрических фигур; упражнения на группировку фигур по форме; выкладывание контуров фигур из палочек, ниток и т. д. Игры-упражнения «Сосчитай фигуры», «На что похоже», «Найди лишнюю», «Найди пару», «Составь предмет», «Соедини предмет с фигурой».
Раздел 6. Логические игры и упражнения
Практика – выявление элементарных закономерностей между предметами или группами предметов. Игры-упражнения «Когда это бывает?», «Кто спрятался?», «Продолжи ряд», «Найди одинаковые рисунки», «Найди закономерность и дорисуй недостающие предметы», «Найди сходства и отличия», «Заполни таблицу», «Что сначала, что потом».
Раздел 7. Итоговая аттестация воспитанников.
Практика - игры и упражнения на определение уровня обученности по программе.
Тематическое планирование
по курсу «Математические ступеньки».
№ Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
1 Признаки предметов (размер, цвет, форма) 2 Высокий, низкий.Выше, ниже. 3 Слева.Справа. 4 Длинный, короткий. Длиннее. Короче. 5 Больше? Меньше? Столько же? 6 Круг. Многоугольник. 7 Прямоугольник. Квадрат. 8-9 Справа, слева, вверху, внизу. Позже, раньше. 10-11 Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее. 12 Число и цифра 1 13 -14 Число и цифра 2 14 -15 Число и цифра 3.Состав чила 3 16 – 17 Число и цифра 4 18. Нуль. 19-20 Число и цифра 5 21 Равенство. 22 Сложение 23-25 Вычитание 26- 32 Состав числа 4 33 Число и цифра 6 34 -35 Число и цифра 7 36 Число и цифра 8 37 -39 Число и цифра 9 40 -42 Число 10 43 Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших, величина – деление предмета на 4 части. 44 Порядковый счет, сравнение смежных чисел, квадрат, логические задачи. 45 Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, логическая задача на анализ и синтез, работа со счетными палочками. 46 Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, логическая задача на анализ и синтез, работа со счетными палочками. 47 Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, логическая задача на анализ и синтез, работа со счетными палочками. 48 Решение задач на сложение и вычитание, логическая задача на анализ и синтез, четырехугольники, шестиугольник. 49 Решение задач на сложение и вычитание,логическая задача на анализ и синтез, четырехугольники, шестиугольник. 50 Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей. 51 Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей. 52 Решение задачи, отгадывание загадок 53 Решение задачи, отгадывание загадок. Итого : 53 ч | 3.10 6.10 13.10 17.10 20.10 24.10 27.10 31.10 7.11 | 3.10 6.10 13.10 17.10 20.10 24.10 27.10 31.10 7.11 |
Планируемые результаты
В конце года обучения воспитанники должны:
знать | уметь |
- разные виды счета, их отличия; - названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и их отличительные особенности; - названия направлений: впереди – сзади, справа – слева; - названия частей суток и их последовательность; | - пользоваться количественным и порядковым счетом, правильно называть числительные в пределах 10; - считать на слух, на ощупь, а так же движения разного характера; - уметь сравнивать предметы по длине и ширине приемом наложения; - ориентироваться в пространстве, определять расположение предметов относительно своего место расположения; |
Виды и формы контроля освоения курса
При освоении курса предусмотрена начальная и конечная диагностика, цель которой выявить уровень освоения программы. Результаты диагностического обследования детей используются в целях проектирования воспитательно-образовательного процесса. Для этого разработаны тестовые методики и диагностические карты. Подбор учебного материала осуществляется с учетом результатов начальной и промежуточной диагностики детей. В конце курса обучения проводится заключительная диагностика, в которой используются те же тестовые методики, но задания в них усложняются.
Развитие речи.
Н.А.Федосова
Пояснительная записка.
Курс «Развитие речи» имеет социально – педагогическую направленность. Содержание включает в себя раздел «Речевое общение», «Подготовка к чтению», «Подготовка к письму».
Цель курса– совершенствование и развитие связной речи, развитие лексической стороны речи, совершенствование звуковой стороны речи, закрепление правильного произношения звуков, упражнение в дифференциации звуков на слух; развитие внимания и интереса к слову; знакомство с гигиеническими правилами письма; развитие мелкой мускулатуры кисти руки, зрительных и двигательных анализаторов.
Задачи:
Образовательные
- обогащать активный словарь словами, обозначающими качества предметов;
- формировать грамматический строй речи, путем освоения способов словообразования;
- формировать правильное произношение звуков всех звуков родного языка;
- учить составлять из слов и словосочетаний предложения;
- учить различать и подбирать слова близкие по звучанию;
- учить пересказывать небольшие литературные произведения;
- формировать навыки повествовательной речи;
- развить умения дифференцировать звуки в словах, определять позицию звука в слове (первый и последний), производить звуковой (фонетический) анализ слова;
- уточнить и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка;
- развить умения слышать слоги в слове, делить двух-трех сложные слова с открытыми слогами;
- развить умения делить короткие предложения на слова, определять количество слов в предложении;
- развивать грамматический строй речи;
- формировать навыки письма;
- ознакомить с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки.
Развивающие
- развивать фонематическое восприятие, голосовой аппарат, речевое дыхание;
- развивать познавательные процессы: память, мышление, воображение
- развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные
- воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;
- воспитывать у ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности.
Содержание.
Вводное занятие.
Практика – речевые игры и упражнения на выявление ЗУН воспитанников.
Раздел 1. Речевое общение.
Теория. Понятие об устной и письменной речи. Речевой этикет.
Жесты, мимика. Громкость, тон, темп устной речи.
Практика. Раскрашивание предметов.
Раздел 2. Подготовка к чтению.
Теория. Текст, предложение, слово – средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Практика. Членение устных текстов на предложения, предложений на слова.
Слово, слог, ударение. Наблюдение над значением слов и их звуковой структурой. Деление слов на слоги, слогов на звуки. Использование графических опор-схем для слогового анализа слов. Упражнение в составление слов из слогов, в дополнении слогов до слов с разным количеством слов, с ударением на разных слогах.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуковая структура. Слогообразующая роль гласных. Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные. Слого - звуковой анализ слов. Буквы как значки звуков.
Раздел 3. Подготовка к письму.
Теория. Ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки.
Практика. Раскрашивание внутри и снаружи предметов, дорисовывание и т.д. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке, в развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки.
Рисование декоративных узоров разных форм
Итоговое занятие
- Практика – игры и упражнения на выявление уровня обученности
воспитанников по программе.
Тематическое планирование
по курсу «Развитие речи»
№ ЗАНЯТИЯ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | Дата по плану | Дата по факту |
1-2 | 2ч | Добуквенный период (12 ч) | Развитие связной речи. Рассказ по картинке. Осенние странички Понятие предложения. Схема предложения | 3.10 6.10 | 3.10 6.10 |
3-4 | 2ч | Осенние странички. Знакомство со звуками. | 10.10 13.10 | 10.10 13.10 | |
5-6 | 2ч | Составление предложений по схеме. Зимние странички | 17.10 20.10 | 17.10 20.10 | |
7-8 | 2ч | Слог. Деление слов на слоги. Зимние странички | 24.10- 27.10 | 24.10 27.10 | |
9-12 | 4ч | Летние странички.Ударение. Ударный и безударный слоги. | 31.10 7.11 10.11 14.11 | 31.10 7.11 | |
1-2 | 2ч | Буквенный период (45 ч) | Понятие буквы и звука. | ||
3-4 | 2ч | Гласные и согласные звуки. | |||
5 | 1ч | Буква и звук о. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
6 | 1ч | Буква и звук а. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
7 | 1ч | Буква и звук у. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
8 | 1ч | Буква и звук ы. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
9 | 1ч | Буква и звук и. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
10 | 1ч | Буква и звук э. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
11 | 1ч | Буква и звук я. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
12 | 1ч | Буква и звук ю. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
13 | 1ч | Буква и звук е. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
14 | 1ч | Буква и звук ё. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
15 | 1ч | Буква л, звуки л, л'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
16 | 1ч | Буква м, звуки м, м'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
17 | 1ч | Буква н, звуки н, н'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
18 | 1ч | Буква р, звуки р, р'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
19 | 1ч | Буква в, звуки в, в'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
20 | 1ч | Буква ф, звуки ф, ф'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
21-22 | 2ч | Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
23 | 1ч | Буква з, звуки з, з'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
24 | 1ч | Буква с, звуки с, с'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
25 | 1ч | Буква ш, звуки ш Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
26 | 1ч | Буква ж, звуки ж'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
27 | 1ч | Буква б, звуки б, б'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
28 | 1ч | Буква п, звуки п, п'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
29 | 1ч | Буква д, звуки д, д'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
30 | 1ч | Буква т, звуки т, т'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
31 | 1ч | Буква г, звуки г, г'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
32 | 1ч | Буква к, звуки к, к'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
33 | 1ч | Буква х, звук х, х'. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
34 | 1ч | Буква ц, звук ц. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
35-36 | 2ч | Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
37 | 1ч | Буква щ, звук щ’ . Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
38 | 1ч | Буква ч, звук ч’. Чтение слогов и слов с изученными буквами. | |||
39 | 1ч | Буква й, звуки й. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
40 | 1ч | Буквы ъ и ь знаки. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
41 | 1ч | Буквы ъ и ь знаки. Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||
Итого: 53ч |
Планируемые результаты
К концу года обучения воспитанники должны :
знать | уметь |
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; — знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения); — соблюдать элементарные гигиенические правила; -- элементы прописных букв. | — ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; — артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению; — обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение; — следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: — сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности; — соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание; — правильно произносить все звуки; — отчетливо и ясно произносить слова; — выделять из слов звуки; — находить слова с определенным звуком; — определять место звука в слове; — соблюдать орфоэпические нормы произношения; — составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; — составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин; — пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; — ориентироваться на странице тетради. |
Виды и формы контроля освоения программы
При освоении программы предусмотрена начальная и конечная диагностика, цель которой выявить уровень освоения программы. Диагностическим инструментарием служат специально разработанные игры и упражнения.
Зелёная тропинка.
А.А. Плешаков.
Пояснительная записка.
Курс имеет социально – педагогическую направленность. Содержание курса строится как синтез различных составляющих естественно - научного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе. В основу подготовки детей к обучению положена познавательно-исследовательская деятельность. Основное внимание уделяется формированию универсальных предпосылок учебной деятельности- умении работать по правилу, слушать взрослого, развитию творческих способностей детей, логическим действиям.
Цели: развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений.
Задачи:
Образовательные
- формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях;
- уточнять и систематизировать знания о явлениях природы;
- обогащать активный и пассивный словарь;
Развивающие
- развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки;
- формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям;
- развивать творческие способности, воображение;
- формировать общеучебные умения: умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно.
Воспитательные
- способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости;
- способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, Тамбовскому краю, природе, способность любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным.
- формировать этические нормы и правильное поведение.
Содержание.
Вводное занятие
Практика – речевые игры и упражнения на выявление ЗУН воспитанников.
Раздел 1. Окружающий мир и наша безопасность.
Теория. Правила безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Экскурсия по школе.
Раздел 2. Чудесный и мир растений и грибов.
Теория. Растения нашей местности. Грибы – не растения. Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.
Практика. Составление и отгадывание загадок, чтение литературных произведений: «Ты чей детёныш?», С. Маршак «Двенадцать месяцев», К.Д. Ушинский «Четыре желания»; организация дидактических игр «Путаница», «Съедобные и несъедобные», «Кто живёт в реке?», «Что растёт на лугу?», «С какого дерева листочек», «Оранжерея».
Раздел 3. Наши друзья животные.
Теория. Животные нашей местности (беседа, рассказ, показ картинок, презентаций).
Практика. Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций; чтение литературных произведений; дидактические игры и упражнения: «Птицы прилетели», «Угадай животное», «Ты чей, малыш?», «Золотая рыбка».Теория. Насекомые (беседа, рассказ, показ картинок, презентаций).
Практика. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» ( склеивание изображений бабочек, украшение макета цветущего луга).
Теория. Разнообразие птиц(беседа, рассказ, показ картинок, презентаций).
Практика. Сравнение птиц по размерам и окраске. Составление и отгадывание загадок, чтение литературных произведений. Дидактические игры и упражнения: «Птицы прилетели» и др.
Теория. Разнообразие зверей (беседа, рассказ, показ картинок, презентаций). Сравнение зверей по размерам, форме тела и окраске.
Практика. Сравнение зверей по размерам, форме тела и окраске. Чтение статей из «Детской энциклопедии». Дидактические игры «Кто, где живёт», «Узнай по описанию», «Дикие - домашние», лото «Парочки», «Животные и их детёныши».
Теория. Лягушки, улитки, черви – тоже животные (беседа, рассказ, показ картинок, презентаций).
Практика. Дидактические игры, чтение литературных произведений. Отгадывание загадок.
Теория. Отношение людей к животным. Правила безопасности при встречах и общении с животными(беседа, рассказ, показ картинок, презентаций).
Итоговое занятие
Практика – игры и упражнения на выявление уровня обученности
воспитанников по программе
Тематическое планирование по курсу «Зелёная тропинка».
№ п/п | Тема | Дата | |
по плану | по факту | ||
1 | Вводное занятие | 3.10 | 3.10 |
2-3 | Правила безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Экскурсия по школе. | 6.10 | 6.10 |
4 | Звёздное небо. | 10.10 | 10.10 |
5 | Солнце и луна. | 13.10 | 13.10 |
6 | Чтение литературных произведений. | 17.10 | 17.10 |
7 | Радуга. | 20.10 | 20.10 |
8 | Народные приметы. | 24.10 | 24.10 |
9 | Как узнать растения? | 27.10 | 27.10 |
10 | Травянистые растения. | 31.10 | 31.10 |
11 | Кустарники | 3.11 | 7.11 |
12 | Деревья | 7.11 | 7.11 |
13 | Декоративные растения | 10.11 | |
14 | Чтение литературных произведений. | 14.11 | |
15 | Овощи и фрукты. | 17.11 | |
16 | Съедобные и ядовитые растения. | 21.11 | |
17 | Лекарственные растения | 24.11 | |
18 | Мхи и папоротники | 28.11 | |
19 | Грибы | 1.12 | |
20 | Как узнать животных | 5.12 | |
21 | В живом уголке | 8.12 | |
22-23 | Домашние животные. | 12.12-15.12 | |
24 | Породы собак | 19.12 | |
25 | В мире насекомых | 22.12 | |
26 | Чтение литературных произведений о насекомых. | 26.12 | |
27 | В мире рыб | 29.12 | |
28-29 | В мире птиц | ||
30-31 | В мире зверей | ||
32 | Чтение литературных произведений о животных. | ||
33 | Какие бывают животные? | ||
34 | Чтение литературных произведений. К.Д. Ушинский «Четыре желания» | ||
35 | Времена года. | ||
36-37 | Зима. | ||
38-39 | Весна. | ||
40 | Экскурсия на природу. | ||
41-42 | Лето. | ||
43-44 | Осень. | ||
45 | Правила безопасности при встречах и общении с животными. | ||
46 | Наши праздники. | ||
47 | Знай и люби природу родного края. (презентация) | ||
48 | О комнатных растениях | ||
49 | Что у нас над головой.(презентация) | ||
50 | Человек трудом славен. (презентация) | ||
51 | К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла»(презентация» | ||
52 | Викторина «Когда это бывает?» ( презентация) | ||
53 | Итоговая аттестация воспитанников | ||
Итого: 53 ч |
Планируемые результаты
К концу года обучения воспитанники должны:
знать | уметь |
- элементарные правила поведения в природе; - основные особенности сезонной жизни природы; - о домашних животных (их пользе), о жизни диких животных; - правила безопасного поведения в доме и на улице; меры предосторожности при взаимодействии с другими людьми, предметами быта, животными; - о красоте в природе, искусстве, быту, человеческих отношениях; - о своих хороших и дурных привычках, о необходимости самовоспитания. - растения и животных нашей местности. - правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов. - разнообразие птиц, зверей. - правила безопасности при встречах и общении с животными. | - отличать и называть деревья и кустарники; - называть грибы, отличать съедобные и ядовитые грибы; - соблюдать правила поведения, избегая опасных ситуаций; - в случае опасности правильно реагировать и обращаться за помощью к другим; - проявлять доброту к окружающим знакомым и незнакомым людям, ничего не требуя взамен; - быть щедрым и честным человеком и ценить эти качества; - видеть красоту во всех её проявлениях, стремиться к ней; - оценивать себя и свои поступки, избавляться от плохого и вырабатывать положительный образ своего «Я». - применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач; |
Виды и формы контроля освоения программы
При освоении программы предусмотрена начальная и конечная диагностика, цель которой выявить уровень освоения программы. Диагностическим инструментарием служат специально разработанные игры и упражнения.
Общая схема организации занятия:
1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Дети сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия. Каждый ребенок должен принять участие в игре.
Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:
- понимать, что от него требуется в игре;
- определить, может он играть в эту игру или не может;
- определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
2. Затруднение в игровой ситуации
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Учитель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
3. Открытие нового знания или умения
Учитель с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
5. Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
6. Итог занятия.
Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали; б) где новое пригодится.
Учитель прививает старшим дошкольникам следующие учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия дошкольников качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения дошкольников, способствует становлению у детей положительной самооценки.
Основной деятельностью детей в предшкольном образовании остается – игровая деятельность, как важнейший фактор развития ребенка, в создании образовательной среды, способствующей социальному, нравственно-эстетическому развитию личности, сохранению детской индивидуальности, развитию способностей и познавательных интересов. Деятельность ребенка должна организовываться так, чтобы ее результатом стали вопросы детей, направленные на понимание ими окружающего мира. Появляется переходная форма деятельности – учебно-игровая, для которой характерно то, что она осуществляется под непосредственным руководством взрослого: он задает мотивы, учит ставить задачу, показывает способы ее решения, оценивает результат.
Игра становится формой, в которой усваивается содержание новой деятельности – учения и таких его компонентов как общеучебные умения, действия контроля и оценки. Таким образом, происходит подготовка к выполнению нового вида деятельности - учебной и организуется плавный переход от одной ведущей деятельности к другой. Педагог, организуя деятельность детей, использует игровые ситуации, игровые сюжеты, занимает игровую позицию, что создает творческую, доброжелательную, не принужденную атмосферу на занятиях.
Методическое обеспечение программы
Материально-техническое оснащение:
- учебный кабинет;
- столы и стулья, соответствующие росту детей;
- доска аудиторная (магнитная);
- указка;
- мультимедиапроектор;
- экран настенный;
- счётные палочки;
- набор геометрических фигур;
- учебно-наглядные пособия по темам программы;
- плакат настенный «Цифры»;
- набор счётного материала;
- раздаточный счетный материал
- учебно-наглядные пособия по темам программы; времена года, растения, животные, насекомые, транспорт, учебные принадлежности и т.д.;
- алфавит настенный;
- лента букв;
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Зелёная тропинка (А.А. Плешаков)
2. Математические ступеньки (С.И. Волкова).
3. От слова к букве (Н.А. Федосова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предшкольной подготовке
Рабочая программа по предшкольной подготовке "Первые шаги"...
Рабочая программа по предшкольной подготовке.
Разработана на основе УМК "Ступеньки детства"...
Рабочая учебная программа по предшкольной подготовке "Солнечные ступеньки" для детей 5 лет
Данная рабочая программа является комплексной, разработана на основе серии тетрадей для дошкольного образования "Солнечные ступеньки", обеспечивает полноценную подготовку детей 5 лет к обучению ...
Рабочая программа по предшкольной подготовке
Рабочая программа в группе предшкольной подготовки разработана в соответствии с ООП «МБОУ « Тункинская СОШ», с учетом Федеральных государственных обра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ...
Рабочая программа по предшкольной подготовке.
Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе....
Рабочая программа по предшкольной подготовке.
Рабочая программа по предшкольной подготовке....