Рабочая программы учебного курса "Технология" (4 класс)
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Рабочая программы учебного курса "Технология" (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_4_klass.doc | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Рузаевского муниципального района РМ
Рассмотрена и одобрена Согласовано Утверждена
на заседании МО с зам. директора директором
Председатель МО по УВР МБОУ «СОШ № 7»
_______∕Г.А.Мадяева ______/ Е.А. Пилюгина _______/ И.В. Строкова
Протокол №______ «____»________20___г. Приказ № ____________
от «__»_______20___г, от «____» ______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса "Технология"
(4Б класс)
по учебнику Куревиной О.А., Лутцевой Е.А.. «Технология: Прекрасное рядом с тобой».
Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений.- М: Баласс, 2013г.
Образовательная система «Школа 2100».
Составитель:
О.Н.Фомина,
учитель первой
квалификационной категории
Рузаевка, 2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе авторской программы «Технология» О.А.Куревиной, Е.А.Лутцевой Баласс, УМК «Школа 2100», 2013г.
Описание места в учебном плане школы
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 4-го класса МБОУ «СОШ № 7» г. Рузаевки. По учебному плану начального общего образования на 2014-2015 учебный год в 4 классе отведено 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
Цели изучения учебного предмета
– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
– усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
– приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
– использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
– приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
– приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Технология» является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения учебных задач прикладного характера, формированием первоначального опыта практической преобразовательной деятельности В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально творческой предметной деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых технологических приёмов, конструктивных особенностей через специальные упражнения.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро- здания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Технология» в
4-м классе является формирование следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
– описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.
Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в
4-м классе является формирование следующих умений:
-знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;
-уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения),
-находить и выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы;
-уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании целостного образа в единстве формы и содержания.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | |||
Всего | Контрольные работы | Самостоятель ные | Экскурсии | ||
1 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание | 4 | |||
2 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 8 | |||
3 | Конструирование | 13 | |||
4 | Использование информационных технологий | 9 | |||
Всего: | 34 |
Содержание предмета
«Технология»
4-й класс – 68 часов
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (4 ч)
Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода).
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми приборами.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8ч)
Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом.
Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон, эластик, капрон). Их происхождение.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров. Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вариантами (тамбур, петля в прикреп и др.).
3. Конструирование (13 ч)
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям.
4. Использование информационных технологий (9 ч)
Программы Word, Power Point. Работа с текстом – создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Создание изделий (календари, листовки и другая печатная продукция). Создание презентаций на основе готовых шаблонов, распечатка подготовленных материалов.
Технико-технологические понятия: конструктивные особенности, технологический процесс, технологические операции.
Календарно-тематический план
№ п∕п | Наименование разделов и тем | Характеристика деятельности учащихся | Количе ство часов | Дата проведения занятия | |
Плани-руемая | Факти- ческая | ||||
1 | Вспомни. Одежда и мода | Под руководством учителя – коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать. Самостоятельно: – проводить доступные исследования новых материалов, конструкций с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности; – анализировать конструкторско-технологические и декоративно- художественные особенности предлагаемых заданий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы; поиск и открытие нового художественно-технологи– осуществлять доступный информационный, практический ческого знания и умения; – анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы); – создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта с учётом поставленной достижимой конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; | 1 | ||
Изготавливаем и одеваем куклу | 2 | ||||
2 | Барышня. Проектирование | 1 | |||
3 | Барышня. Конструирование Технологии обработки | 1 | |||
5 | Учимся вышивать. Технология обработки петельного стежка | 1 | |||
6 | Учимся вышивать. Технология обработки крестообразного стежка | 1 | |||
Книга в жизни человека | 2 | ||||
7 | Ремонтируем книги. Технология обработки | 1 | |||
8 | Книга о книге. Проектирование, конструирование Технологии обработки | 1 | |||
Конструкция | 2 | ||||
9 | От простой конструкции к сложной. Проектирование, конструирование Технологии обработки | 1 | |||
10 | Изготавливаем календарь. Проектирование, конструирование Технологии обработки | 1 | |||
Ритм в работах мастеров | 2 | ||||
11 | Создаем панно. Проектирование | 1 | |||
12 | Создаем панно. Конструирование Технологии обработки | 1 | |||
Ритм в декоративно-прикладном исскустве | 2 | ||||
13 | Составляем композиции панно. Проектирование | 1 | |||
14 | Составляем композиции панно. Конструирование | 1 | |||
Материал и фактура | 5 | ||||
15 | Различные фактуры из бумаги. Бумагопластика, проектирование | 1 | |||
16 | Различные фактуры из бумаги. Бумагопластика, конструирование | 1 | |||
17 | Фактура металла. Проектирование, конструирование | 1 | |||
18 | Фактура металла. Технологии обработки | 1 | |||
19 | Учимся работать с хрупкой фактурой. Проектирование, технологии обработки | 1 | |||
Образ нового человека | 6 | ||||
20 | Изготавливаем панно «Человек эпохи Возрождения». Проектирование | 1 | |||
21 | Изготавливаем панно «Человек эпохи Возрождения». Конструирование | 1 | |||
22 | Изготавливаем панно «Человек эпохи Возрождения». Технологии обработки | 1 | |||
Из тьмы явился свет | |||||
23 | Выполняем модель геликоптера (конструирование, технологии обработки) | 1 | |||
24 | Работаем с конструктором (конструирование) | 1 | |||
Для любознательных | |||||
25 | Михаил Васильевич Ломоносов (проектирование). Проверь себя | 1 | |||
Мир информации | 9 | ||||
26 | Фотография. Изготавливаем фотоколлаж | 1 | |||
Изготавливаем электронную книгу, в которой читатель сам выбирает сюжет | 8 | ||||
27 | Изготавливаем электронную книгу. Программы для презентаций. | 1 | |||
28 | Изготавливаем электронную книгу. Выбор цветового оформления. Сохранение книги | 1 | |||
29 | Изготавливаем электронную книгу. Добавление пустой страницы | 1 | |||
30 | Изготавливаем электронную книгу. Добавление текста | 1 | |||
31,32 | Изготавливаем электронную книгу. Добавление вариантов. | 2 | |||
33,34 | Изготавливаем электронную книгу. Просмотр книги | 2 |
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Библиотечный фонд | ||
Учебник для 4-го класса. «Прекрасное рядом с тобой» О.А.Куревина, Е.А.Лутцева, М.: Баласс, 2013 г. Рабочая тетрадь к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» для 4 класса, О.А.Куревина, М.: Баласс, 2013.г.
| К К | Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ. |
Печатные пособия | ||
Демонстрационный и раздаточный материал Таблицы | Д Д | Многоразового использования. |
Технические средства обучения | ||
Классная доска Магнитная доска. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор | Д Д Д Д | Кабинет информатики |
Учебно-практическое оборудование | ||
Набор инструментов для работы с различными материалами. Конструкторы | К К |
Список литературы
1.Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2009.- 23с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022138-2.
2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.- 151с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–019148-7.
3.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний [Текст]. В 2 ч. Ч. 1./[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 215с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09- 021056- 0.
4.Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ [Л.А.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–023809-0.
5.Примерные программы начального общего образования [Текст]. В 2 ч. Ч. 2.- М.: Просвещение, 2008.- 232с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–020462 -0.
6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–022995-1.7.
7.Специфика работы учителя с примерными программами в рамках нового Федерального государственного стандарта [Текст]// Начальная школа. Плюс до и после.- 2009.- № 12.- С.3 – 9.
8.Учебник для 4-го класса. «Прекрасное рядом с тобой» О.А.Куревина, Е.А.Лутцева, М.: Баласс, 2013 г.
9. Рабочая тетрадь к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» для 4 класса, О.А.Куревина, М.: Баласс, 2013.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочая программа учебного предметаРабочая программа учебного предмета- это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса, содержания, формы, методы и приемы организации образовательного
Рабочая программа учебного предмета- это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса, содержания, формы, методы и приемы организац...
Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе
Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....