Цели деятельности педагога | Познакомить обучающихся с декоративным сооружением - фонтаном с видами фонтанов; научить применять правила работы с пластичными материалами, создавать из пластичного материала объемную модель по заданному образцу; закреплять навыки самостоятельного анализа и оценки изделия; учить конструировать изделие «фонтан»; воспитывать интерес к предмету. |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстрационный, практический; индивидуальная, фронтальная.
|
Основные понятия и термины | Фонтан, гейзер. |
Образовательные ресурсы | http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.mirfontanov.ru/fountain_history.html http://prigorod-peterburg.ru/petergof/fontan-samson-petergof-foto/ http://xage.ru/10-ochen-neobyichnyih-fontanov/ http://www.novate.ru/blogs/300408/9166/ http://prirodadi.ru/krasivie_mesta_mira/monzhuik-poyushhiy-fontan-v-barselone.html http://www.ilovepetersburg.ru/content/fontany-shutikhi-nizhnego-parka-petergofa http://interest-planet.ru/blog/Europe/565.html http://pochit.ru/matematika/116998/index.html |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийная презентация; макет фонтана «Слон»; образец изделия «Фонтан» |
Оборудование | Пластилин, палочка (или трубочка), шаблон бассейна фонтана, полиэтиленовый пакет. |
Планируемые образовательные ресурсы | Предметные умения: познакомятся с видами фонтанов; научатся применять правила работы с пластичными материалами, создавать из пластичного материала объемную модель по заданному образцу, конструировать изделие «Фонтан». Метапредметные УУД: познавательные - научатся самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи; регулятивные- научатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; коммуникативные- овладеют способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке |
УУД |
Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I.Организа-ционный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изученного материала | -Вспомните, что вы изучали на прошлом уроке? -Какую поделку научились выполнять на прошлом уроке? -В какой технике? Из какого материала? -Какую роль в нашей жизни играет вода? (Вода - это источник жизни, помощник в работе человека. Вода завораживает своею красотой, на потоки воды можно смотреть бесконечно). -Как водой можно украсить наш город? -Трудно представить себе город, который не украшают фонтаны. Сегодня на уроке мы будем изготавливать модель фонтана. -Какие качества потребуется применить, чтобы успешно справиться с учебно-практической задачей? | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы. | Устные ответы |
II.Изучение нового материала | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Фонтаны». Просмотр презентации. | -Подумайте, что такое фонтан? -Фонтан – это сооружение, которое служит основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих вниз струй воды. -Знаете ли вы, что фонтам можно встретить в природе. Что это за фонтаны? - Гейзеры относятся к естественным фонтанам. - Гейзер — источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара. -Так же бывают декоративные фонтаны. - Люди в прошлом, глядя на гейзеры и другие подобные источники, напоминающие нам современные фонтаны, пытались повторить гейзер, создав его искусственно. Сначала подобные источники просто украшали - основание выкладывалось плиткой или украшали камнями. А вот фонтаны Древней Греции не служили для украшения, их использовали как источник питьевой воды. В Древней Греции фонтаны стали атрибутом почти каждого двора, вслед за Древней Грецией активное строительство фонтанов началось в Древнем Риме. Декоративные фонтаны древних можно смело назвать прототипом современных фонтанов. В дальнейшем фонтаны эволюционировали от источника питьевой воды и прохлады к декоративному украшению величественных архитектурных ансамблей. -Условно декоративные фонтаны можно разделить на несколько видов. 1. Классические (скульптурные) фонтаны использовались в самых известных парках мира – Версале и Петергофе. В центре композиции классических фонтанов - скульптура. 2. Фонтан с тонкопленочными струями образовывают широкие полосы воды, водяные навесы, пленочные водопады. 3. Фонтан со струями, насыщенными воздухом. Они хорошо подходят для создания цветовых композиций. 4. Фонтан «Шутиха». Вода играет роль забавы - «плюется», меняет направление, силу струи. 5. В швейцарском фонтане струи бьют из-под воды в речке, пруду. -Какие фонтаны есть в нашем городе? -Как же устроены фонтаны? Какие элементы в них обязательны? (у фонтана должен быть бассейн с водой, устройство, приводящее воду в движение). -Ученики 4-го класса подготовили для вас сюрприз. Сейчас они расскажут нам об устройстве первых фонтанов. «Они имели очень простое устройство и совсем не были похожи на пышные фонтаны современности. Устройство фонтанов было основано на принципе сообщающихся сосудов. Воду собирают в емкость, расположенную выше бассейна фонтана. Вода собранная там, давит вниз. Чем больше разница этих высот, тем сильнее давление и выше бьет струя фонтана. Так же на высоту струи фонтана влияет диаметр выходного отверстия фонтана. Чем оно меньше, тем выше бьет фонтан. В наше время для фонтанов чаще всего используют электрические насосы». Демонстрируют макет фонтана «Слон», работающий по принципу сообщающихся сосудов. -Спасибо ребятам за интересный рассказ. | Смотрят презентацию; слушают учителя, одноклассников, участвуют в обсуждении; анализируют информацию. | Фронтальная. | Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие произведений искусства. Познавательные: извлекают необходимую информации из прослушанного объяснения учителя. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы и формулировать ответы на них. | Устные ответы |
| Физкульт-минутка
| -Вы уже знаете, что фонтаны есть почти в каждом городе. Как правило фонтаны строили на центральных площадях, как вы думаете почему? -На центральных площадях устраивали ярмарки, туда приходили путники, чтобы отдохнуть и напиться воды. Сейчас фонтаны на центральных площадях служат украшением города. -А вы знаете, что бывают музыкальные фонтаны. Это сложные сооружения, работающие при помощи автоматики. Вы когда-нибудь слышали или видели музыкальные фонтаны? А хотите увидеть? - Сейчас устройтесь удобнее, закройте глаза и представьте, что вы находитесь около музыкального фонтана, прислушайтесь к шуму воды, который еле слышен из-за звуков музыки. | Закрывают глаза и слушаю звуки музыки, расслабляются. | Фронтальная. | Личностные: положительно относятся к занятиям по снятию зрительного напряжения. | Выполнение упражнений. |
III.Творческая практическая деятельность | Организация рабочего места. | -Сегодня мы будем работать с пластилином. Как вы организуете свое рабочее место? | Организуют свое рабочее место для работы с пластилином. | индивидуальная | Познавательные: умеют организовать творческое пространство. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью | Устные ответы |
Беседа «Что и как мы будем делать?» | - Расскажите об основных правилах работы с пластилином. Какими свойствами обладает пластилин? -Подойдите все к готовому изделию. Рассмотрите его. -Какие инструменты, материалы и приспособления необходимы для выполнения работы? -Расскажите о своем варианте украшения фонтана. | Анализируют готовое изделие; слушают учителя отвечают на вопросы; проговаривают последовательность работы. | Фронтальная | Личностные: сориентированы на плодотворную работу. Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя; принимают учебную задачу. Регулятивные: планируют свою деятельность. Познавательные: анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия. | Устные ответы |
Практическое задание | - Каждый из вас получит детали чаш фонтана выполненные из картона. (Показывает ход выполняемых действий на слайде) Первое, что вы сделаете, это заполните все картонные детали тонким слоем пластилина. Во-вторых, вылепите из пластилина бортики всех чаш фонтана. В-третьих, по центру самой большой детали вылепите держатель для оси маленькой и средней чаш фонтана. Помните, что высота держателя определяет высоту, на которой будет располагаться вторая чаша фонтана. В- четвертых, аккуратно вставите ось (палочку) в держатель. В-пятых, наденьте среднюю чашу на ось, вылепите и наденьте на ось держатель для верхней чаши фонтана, затем наденьте последнюю чашу на ось. В-шестых, украсьте фонтан. | Выполняют задание | Индивидуальная | Регулятивные: выполняют контроль своих действий; вносят необходимые дополнения и коррективы. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. | Выполнение модели фонтана из пластилина |
IV. Итог урока. Рефлексия. | Выставка работ учащихся. Оценивание результатов работы.
| Обсуждение выполненных работ, их оценивание. | Рассматривают выполненные работы, оценивают их. | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение. | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Обобщение полученных на уроке знаний.
| -Как работает фонтан? -Какие виды фонтанов вы знаете? -Зачем нужны фонтаны?
| Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Фронтальная | Устные ответы |