Тема урока: Вода. Практическая работа «Исследование свойств воды».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Рыбкина Ирина Александровна

Практическая работа на уроке окружающего мира в 3 классе по УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rybkina_ia_prakticheskaya_rabota_issledovanie_svoystv_vody.docx580.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Вода. Практическая работа «Исследование свойств воды».        


Цель
:создание ситуации для мини-исследования, в ходе решения которой обучающиеся узнают о свойствах воды.                                                                                          

Задачи, направленные на формирование УУД:

Предметные:                                                                                                                                           - определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,                                                             - уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект- воду, называя ее существенные признаки;                                                                                                - экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.

Метапредметные (УУД)

Познавательные:                                                                                                                                          - умение сравнивать, устанавливать аналогии;

- проводить опыты по исследованию свойств воды;

- обобщать, учить выделять существенные признаки природного объекта.

Регулятивные:                                                                                                                                                     - способность принимать и сохранять учебную задачу,

- планировать, контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные:                                                                                                                                      - учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:                                                                                                                                                    - развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах;

- развитие самостоятельности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: карточки с доп.заданиями, инструкции, листы наблюдений, эталон «Свойства воды», необходимое лабораторное оборудование для проведения 6 опытов; компьютер, 6 ноутбуков, перчатки, шапочки, фартук.

Ход урока:

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу на уроке.

- Ребята, для чего вы ходите в школу?

- Какими качествами надо обладать, чтобы хорошо учиться?

- Послушайте одну притчу. Прежде вспомним, что такое притча?

Слайд №2

Притча о силе желания.

Один юноша ежедневно мучил мудреца вопросом: «Как достичь мудрости?» Тогда мудрецу пришлось отвести юношу к реке и окунуть в воду, невзирая на его отчаянное сопротивление. Наконец, позволив юноше освободиться и отдышаться, мудрец спросил его:                                                                                                                                  - Сын мой, чего ты желал больше всего там, под водой?                                                            - Воздуха! Воздуха! Я хотел только воздуха!                                                                                                       - А не предпочёл бы ты вместо этого богатство, удовольствия, власть и любовь, сын мой?                                                                                                                                                     - Нет, Господин, я хотел воздуха и думал лишь о воздухе!                                                                           - Запомни же, сын мой, если ты будешь стремиться к мудрости с такой же страстью, ты обязательно достигнешь её! 

- О чём эта притча?

- Сегодня на уроке мы будем продолжать добывать знания.

II. Актуализация знания. Проверка домашнего задания.

- Ребята, отгадайте загадку.

Для дыхания он нужен,

С ветром, вьюгой очень дружен.

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой! (Воздух)

-Что такое воздух? (Воздух-это смесь газов)

-Какими веществами загрязняется воздух? (Ядовитые газы, сажа, пыль)

- Чтобы повторить тему прошлого урока, обратимся к тестам.

Слайд №3

https://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/3-klass/svojstva-vozduxa.html 

- В каждой группе стоит ноутбук. Работаем в группах, отвечая на вопросы теста, не забывая посоветоваться друг с другом. По окончании работы над тестом ответственный нажимает на  кнопку «Проверить результат». Занесите данные в таблицу «Лист самооценки».

Проверка. 

- На какие вопросы неверно ответили? Обсудим, найдём верное решение.

                                                    Лист самооценки

Нет ошибок

1-2 ошибка

От 3 до 4 ошибок

Более 4 ошибок

отметка «5»

отметка «4»

отметка «3»

отметка «2»

Тест 1 «Свойства воздуха»

Тест 2 «Свойства воды»

III. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

- Послушайте загадку, в которой спряталась часть темы нашего урока.

Слайд №4

В морях и реках обитает,                      
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)  

- Итак, о чем будем с вами говорить на уроке? (О воде)

- А кто из вас сможет мне ответить, что такое вода? Что мы знаем о воде? (вещ-во, жидкость)

 - В ваших ответах сейчас прозвучала фраза: Вода – это вещество. А любое вещество имеет свои свойства. Мы с вами изучили свойства воздуха. Вспомним их. (Прозрачен, бесцветен, без запаха, без вкуса, при нагревании расширяется, при охлаждении  сжимается, плохо проводит тепло)

- Сегодня мы с вами побываем в научной лаборатории в роли научных сотрудников. А знаете ли вы, что происходит в таких лабораториях? (Исследования, опыты, эксперименты)

- Но перед началом исследований выдвигается гипотеза и возможный результат исследования. Кто из вас знает, что такое гипотеза? (Предположение)

-  Мы с вами тоже выдвинем гипотезу, проведём исследования и попробуем доказать, верно ли наше предположение, и сделаем выводы.

IV. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.

Оборудование на столе учителя: перекись, уксус, вода, туал.вода, 2 лаб.стаканчика (большой, средний), колба, пробирка, перчатки, 3 стёклышка, 3 чашки петри, ложка, пипетка, подставка для пробирок. бум.салфетки.

- Предположите, что у меня в лаб. стакане? (Вода)

- Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет! Да!)

-  Почему?

- А кто-нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? Я вам сейчас их покажу. (Сравнение с перекисью, туалетной водой, уксусом и т.д.)

- Чем они похожи? (текучие, принимают форму сосуда, прозрачные).

- Перед работой с незнакомыми веществами мы должны соблюдать правила безопасности. (Учитель надевает перчатки).

1. Посмотрите внимательно, я сейчас налью предполагаемую воду, уксус, перекись водорода в разные сосуды (1 колба для воды, 1 стаканчик для уксуса, 1пробирка для перекиси).

- Какую форму они приняли? (Форму сосуда – колбы, стаканчика, пробирка)

- Какие вещества обладают подобным свойством? (жидкости)

2. Посмотрите, я сейчас нанесу пипеткой на стёклышко (3 шт.) предполагаемую воду, уксус, перекись.

- Что произошло? Показать.

(Вы пролили предполагаемую воду, уксус, перекись водорода. Они растеклись, разлились, расплескались.)

3. Аккуратно зачерпну ложкой вещество из стаканчика и снова вылью в него. Течет? Почему? (Да. Потому что перед нами жидкости, обладают свойством текучести).

 - Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай. Построены гидроэлектростанции, водяные мельницы.

Слайд 5

- Итак, ребята, перед нами стоит Проблема – определить вещество в сосуде. В нашу научную лабораторию поступило неизвестное вещество. Скажите, в каком состоянии оно находится? (В жидком)

- Поставим задачу. Чтобы определить, что это за вещество, надо знать его свойства.

Задача – определить свойства исследуемого объекта.

Слайд №6

- Давайте выдвинем с вами гипотезу. Напомните, что означает это слово.  (Предположение).

- Что за жидкость может быть в сосуде? (В сосуде находится вода).

- Объектом нашего исследования будет жидкость в сосуде. К концу урока мы должны узнать, является ли жидкость в сосуде – водой.

Слайд №7

- Прочитаем план нашей работы. 

(Исследуем объект при помощи опытов, результаты занесём в «Лист наблюдений».  Сравним полученные результаты с эталоном «Свойства воды». Сделаем выводы – подтвердим или опровергнем ГИПОТЕЗУ).

V. Первичное усвоение новых знаний

- Итак, переходим к следующему этапу нашей работы, исследование данной жидкости.

- Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать. Сейчас вы с ними познакомитесь.

Слайд 8 «Правила проведения опытов»

- Для проведения опытов мы будем использовать только известные вещества. Но, как и положено в научных лабораториях, мы наденем перчатки, халат и шапочки. Аккуратность при проведении опытов не помешает. (Бум.полотенца, пластиковые дощечки)

Переодевание в спец.одежду. Ответственный за выполнение опыта надевает перчатки.

- Внимательно послушайте Инструкцию.

1. Наклеить задание из разрезанных частей в «Лист наблюдений».

2. При помощи необходимого оборудования выполнить задание. Используйте все предметы в кейсе.

3. Результаты  только своего опыта записать словами в «Лист наблюдений».  

4. Ознакомиться всей группе с доп.материалом, лежащим в файле. Быть готовым ознакомить всех членов научной лаборатории с данным материалом во время проверки работы групп.

5. Во время проверки работы всех групп вносим результаты исследований других групп в «Лист наблюдений» при помощи знаков +/-

- Вспомним Правила работы в группах.

Слайд №9

- Выберите ответственного и распределите обязанности после выдачи заданий.

Чтение заданий 1 чел. из группы (6 заданий)

- Какие задания получились у групп? (Читают и приклеивают в «Лист наблюдений»)

- По команде учителя начинаете работу.

Работа в группах.

 Лист наблюдений один на группу. Номер группы соответствует номеру опыта. Вклеивают задания в «Лист набл.» и проводят опыты. Знакомятся с доп.материалом.

Опыт 1. Определение прозрачности.

(Задание порезано на части. Опустить  предметы  в стакан  с жидкостью.)

Оборудование: лаб. стакан с водой, лаб. стакан с молоком, чайн.ложка, 2 стекл. палочки, полоска бумаги, открытка, камушки, 1 пара перчаток.

Слайд №11

Инструкция

- Составьте задание из нарезанных частей предложения. Попробуйте при помощи данного оборудования объяснить первое свойство. Ознакомьтесь с доп. материалом и поделитесь с классом при проверке работы групп.

Проверка работы гр.№1:

- Напомните задание.

- Что делали с оборудованием и предметами для него? 

(Опустили ложку в стакан с водой, с молоком, увидели полоску бумаги сквозь стакан воды, поставили стакан на открытку, бросили камушки в воду, в молоко)

- Какой вывод сделали?  (Вывод: жидкость прозрачна) 

(В «Листе наблюдений» все ответственные члены групп ставят «+»  в п.1 «Прозрачность»)

 - Поделитесь с классом полученной информацией.

Сообщение гр.№1 на основе доп.материала.

- Скажите, а кому особенно важна прозрачность воды? 

(Подводным растениям, нуждающимся в солнечном свете; живущим в воде животным - рыбам, ракам, крабам, осьминогам, тюленям и др.)

                         Дополнительный материал для группы №1

    Вода озера Байкал отличаются своей прозрачностью. Весной, во время таяния снегов, когда отмечается загрязненность всех водоемов, Байкал по-прежнему остается очень прозрачным. Уровень прозрачности колеблется от 30 до 40 метров.

     Прозрачность и чистота воды измеряется при помощи белого диска Секки в метрах, то есть, на каком расстоянии различим диск на глубине. Диск Секки — прибор для измерения относительной прозрачности воды в водоёмах. Он представляет собой окрашенный в белый цвет металлический круг (диск) диаметром 30 см. Крепится к тросу, размеченному на метры и дециметры.

    Байкал уникальностью вод обязан рачкам, которые невидимы невооруженным глазом, их размер 1,5 мм. Они составляют 90% от всего разнообразия ракообразных этого водоема.

        Опыт 2. Определение цвета.

(Задание порезано на части. Сравнить  цвет  жидкости  с цветом  полоски.)

Оборудование: стакан с водой, цветные полоски бумаги, стакан с молоком, 1 пара перчаток.

Слайд №12

Инструкция

 Составьте задание из нарезанных частей предложения. Попробуйте при помощи данного оборудования объяснить второе свойство. Ознакомьтесь с доп. материалом и поделитесь по окончании опыта.

Проверка работы гр.№2:

- Напомните задание.

- Что делали с оборудованием и предметами для него? 

(Сравнивают цвет жидкостей с цветом полоски)

- Какой вывод сделали? О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: жидкость не имеет цвета, бесцветная 

(В «Листе наблюдений» все ответственные члены групп ставят « - »  в п.2 «Цвет»)

 - Поделитесь с классом полученной доп. информацией.

Сообщение гр.№2 на основе доп.материала.

- Почему Красное море назвали красным, а Жёлтое жёлтым? Поделитесь с классом полученной информацией.

                         Дополнительный материал для группы №2

     Красное море – самое солёное, тёплое и чистое море в мире. В Красное море не входят реки, поэтому водоём славится лазурными водами кристальной чистоты.

     Популярную гипотезу о возникновении названия Красного моря сформировали биологи. Она заключается в том, что Красное море стало называться Красным в связи с водорослями, которые растут около водной поверхности. Водоросли содержат избыточное количество красного пигмента, и при сезонном размножении вызывают цветение воды, окрашивая светло-синее море в красно-коричневый цвет. 

    А Жёлтое море получило своё имя от мути, которую выносят в него великие китайские реки с пыльных плоскогорий пустынь. Еще одна причина появления такого оттенка – песок из пустыни Гоби, который наносится в водоем весной и летом во время сезона бурь.

Опыт 3. Определение запаха. (Проговорить правила)

(Задание нарезано. Определить   жидкость  по запаху.)

Оборудование: пронумерованные закрытые стакан с кофе, стакан с соком, стакан с водой, 1 пара перчаток.

- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (Понюхать).

- Сейчас вы будете узнавать вещество по запаху. Узнаем правила безопасности при определении запаха из памятки на вашем столе. Как нужно нюхать неизвестные вещества? Изобразите.

- Попробуйте при помощи данного оборудования объяснить третье свойство.

 Слайд №13

Проверка работы гр.№3:

- Напомните задание.

- Какое чувство помогло вам? (Обоняние).

- Напомните ТБ при определении жидкости на запах.

- Легко ли определили вещества в 1 и 2 стаканчиках? (кофе, сок)

- Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха)

- Какой вывод сделали? О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: жидкость не имеет запаха 

(В «Листе наблюдений» все ответственные члены групп ставят « - »  в п.3 «Запах»)

 - Поделитесь с классом полученной доп. информацией. 

Сообщение гр.№3 на основе доп.материала.

                      Памятка «Правила техники безопасности»

Определять запах вещества нужно очень осторожно – слегка подгоняя ладонью пары вещества от отверстия сосуда к носу.

D:\!!!Загрузки\screen13.jpg

                Дополнительный материал для группы №3

                                                                  Запах воды

  Если речь идет о воде из-под крана, то у неё ощущается едва уловимый запах хлора. В водоемах, чаще всего, запах водорослей, тины, одним словом, болотистый. Кстати, как и в речке. Озёрная вода обладает своим неповторимым ароматом, который может вызывать разнообразные ассоциации у людей. Некоторые могут описать это как свежий и чистый запах, напоминающий прохладу утреннего бриза, тогда как другие могут ощущать нотки водорослей или гниющей растительности. Морская вода пахнет йодом. Ничем не пахнет вода в бутылках, питьевая, очищенная от всевозможных примесей, лежащая на прилавках магазинов и супермаркетов.

       Опыт 4. Определение вкуса.

(Задание нарезано. Определить   жидкость  на вкус.)

Оборудование: пронумерованные стаканы:  №1 - стакан с соком, №2 - стакан со сладким чаем, №3 - стакан с водой, 6 трубочек, 1 пара перчаток.

- Как можно еще отличить вещества друг от друга? (По вкусу)

- Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав на вкус. Вспомните правила безопасности.  

 (Пробовать на вкус только знакомые вещества.)                                                                                    

- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать при помощи индивидуальной трубочки.

Слайд №14

Проверка работы гр.№4:

- Напомните задание.

- Напомните ТБ при определении жидкости на вкус.

- Какие ощущения? (№1кислый, №2-сладкий, №3 – без вкуса)

- Какой вывод сделали? О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: жидкость в стакане №3 не имеет вкуса 

(В «Листе наблюдений» все ответственные члены групп ставят « - »  в п.4 «Вкус»)

 - Поделитесь с классом полученной доп. информацией. 

- А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)

- Где в жизни вы с этим встречались? (Чай, суп)

Сообщение гр.№4 на основе доп.материала.

                     Дополнительный материал для группы №4

      В день человеку надо потреблять около 2 л воды. Как быть, если пить воду надо, например, для соблюдения питьевого режима, а не хочется, потому что не нравится вкус? Существуют разные рецепты, меняющие вкус воды — стоит попробовать, возможно, какой-то из них станет решением проблемы.

1) Добавить сок цитрусовых — лимона, лайма.                                                                                                                                                                                 2) Добавить сок фруктов или отвары трав. Можно также настаивать воду на фруктах и на травах — вкус воды получается нежным и слабо выраженным. Хорошо подходят для такого рецепта клубника, малина, имбирь и мята.                          3) Замораживать фруктовые соки и другие компоненты в виде кубиков льда — при добавлении их в стакан с обычной водой они освежают ее и придают ей приятный вкус.                                                                                                                                                    4) Газировать воду. Даже самая невкусная вода воспринимается по-другому, будучи газированной. Во времена Советского Союза были популярны сифоны со сменными баллончикам с углекислым газом. Сегодня тоже можно найти такие устройства. 

Памятка «Правила техники безопасности» 

Пробовать на вкус только знакомые вещества.

   

Опыт 5. Вода – растворитель.

(Задание нарезано. Определить,  исследуемая жидкость –   растворитель?)

Оборудование:  3 лабор. стакана, 3 стеклян. палочки, соль (пачка), сахар (рафинад), песок, 1 чайн.ложка, большой стакан с тёплой водой «?», 1 пара перчаток.

- Вспомните следующее свойство, используя данное оборудование. (Добавляют в стакан соль, сахар, песок и размешивают.)

Слайд №15

Проверка работы гр.№5:

- Напомните задание.

- Что делали с предметами?

-Что произошло с солью, с сахаром? (Растворились)

- С песком?(осел на дно, не растворился)

Вывод: жидкость  – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.    

(Ответственные заносят в «Лист наблюдений» в п.5 «Жидкость - растворитель»            +, но не все вещества)

- Поделитесь с классом полученной доп. информацией. 

Сообщение гр.№5 на основе доп.материала.

- Ответим на вопрос, почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго - тяжелее?

 (Соль растворяется в воде. Вата впитала воду, поклажа потяжелела.)

                 Дополнительный материал для группы №5 

    Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой - ватой. Первый осёл едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осёл шёл весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осёл, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осёл вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осёл, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго - тяжелее?

Опыт 6. Очищение воды (группа посильнее)

- Как думаете, какое задание вам предстоит выполнить?

Задание. Очистить жидкость при помощи фильтра.

Оборудование: фильтровальная бумага, лаб. стаканчик с грязной водой «?»,  колба  для фильтрованной воды, воронка, штатив, 1 пара перчаток, инструкция.

Ознакомьтесь с инструкцией.

Инструкция для опыта №6

*Ответственный за выполнение опыта надевает перчатки!

1. Поставить лабораторный стаканчик с мутной исследуемой жидкостью под кольцо штатива.                                                                                                                                                                     2. Аккуратно вставить воронку в кольцо штатива.                                                                                                                   3. В воронку вложить фильтровальную бумагу.                                                                                       (Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам. Отделите три четвертых части в одну сторону, а одну часть - в другую. Так вставьте в воронку)                                                                                             *4. В перчатках аккуратно вливайте в воронку мутную исследуемую жидкость через фильтр.                                                                                                                                                                 5. Занесите результаты исследований в «Лист наблюдений» п.6.

Слайд №16

Проверка работы гр.№6

- Напомните задание.

- Как называется данный процесс? (Фильтрование)

-Что произошло с исследуемой жидкостью? (Подверглась очистке, профильтровалась)

Вывод: жидкость подвергается очистке. 

 (Ответственные заносят в «Лист наблюдений» в п.6 «Очистка» знак «+»)

- Поделитесь с классом полученной доп. информацией. 

Сообщение гр.№6 на основе доп.материала.

                            Дополнительный материал для группы №6       

                               Как очищают воду в производстве?

      Сейчас много рек и речушек, озёр и прудов отравили хозяйственно-бытовыми и промышленными сбросами, и в них уже не происходит процесс самоочищения. Поэтому необходимо сточные воды перед их сбросом в водоёмы предварительно очищать.  

      Сначала воду пропускают через решётки, песколовки, различные отстойники.  Затем пропускают через фильтры.  Сточные воды любого населённого пункта содержат болезнетворные бактерии.  Чтобы их уничтожить, производят хлорирование воды. После этого вода становится мёртвой, в ней нет ни солей, ни микроорганизмов.

      Воде возвращают жизнь микроорганизмы – инфузории-туфельки, коловратки.  Так называемый активный ил перемешивают с водой в специальных ёмкостях.  Вода здесь бурно кипит, насыщаясь кислородом.  Так происходит оживление воды.               

Опыты №7, №8. Что происходит с водой при нагревании и охлаждении.

Слайды №17, №18

   - Рассмотрим ещё 2 свойства на экране.

- Возьмём колбу с трубкой, заполненную подкрашенной исследуемой жидкостью. Опустим в горячую воду. Что наблюдаем? (Уровень жидкости поднимается. Жидкость при нагревании расширяется)

- Запишем в «Лист наблюдений» п.7 знак «+»

- Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. Что наблюдаем? О чём это свидетельствует? (Уровень жидкости опускается. Жидкость при охлаждении сжимается.)

- Занесём результаты в «Лист наблюдений» п.8 знак «+».

VI. Первичное закрепление

- Вспомним, какую гипотезу мы выдвигали? (В сосуде находится вода)

- В начале урока мы могли это определить? (Нет)

- А теперь? Как определим?                                                                                                         (Сравним свойства исследуемой жидкости со свойствами воды)

- Озвучим по «Листу наблюдений», какими свойствами обладает исследуемая жидкость? Для этого заполним 2 последних пункта в таблице.

Вывод: исследуемая жидкость обладает свойством текучести и не имеет форму, принимая форму сосуда.

 В «Лист набл.-ий» занести «Текучесть»- «+», «Форма» - «-», но принимает форму сосуда.

Слайд №20

Лист наблюдения

«Свойства исследуемой жидкости»

      Свойства

Результат исследования,  (+/-)

1. Прозрачность

+

2. Цвет

-

3. Запах

-

4. Вкус

-

5. Жидкость – растворитель

+,  но не все вещества

6. Очистка

+

7. При нагревании расширяется

+

8. При охлаждении сжимается

+

Жидкая, течет

+

Форма

- , но принимает форму того сосуда, в котором находится

- Сравним наши результаты с Эталоном «Свойства воды».  (Читаем по слайду)

Эталон

«Свойства воды»

      Свойства

Результат исследования,  (+/-)

1. Прозрачность

+

2. Цвет

-

3. Запах

-

4. Вкус

-

5. Вода – растворитель

+,  но не все вещества

6. Очистка

+

7. При нагревании расширяется

+

8. При охлаждении сжимается

+

Жидкая, течет

+

Форма

- , но принимает форму того сосуда, в котором находится

Вывод: и вода, и исследуемое вещество прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода и исследуемое вещество растворяют многие вещества, подвергаются очистке, при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются, текучи, принимают форму сосуда, в котором находятся.

- Мы подтвердили нашу гипотезу или опровергли? Как?                                                                   (Подтвердили, сравнили свойства исследуемой жидкости и св-ва воды по эталону, доказали, что исследуемая жидкость является водой)

Слайд №21

-В начале урока мы могли это определить?                                                                    (Нет, надо было сравнить свойства этой жидкости со свойствами воды по таблице)

- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока – определить вещество в сосуде? Почему жидкость в сосуде – вода?                                                                                                                  (Потому что обладает всеми свойствами, присущими воде) 

VII. Проверка изученного материала. Тест №2.

- Сейчас проверим, все ли на уроке были внимательными.

Проверочная работа на ноутбуках. Тест №2 «Свойства воды».

- Занесите результаты теста №2 в «Лист самооценки».

Слайд №22

(Образовательные тесты)                                                                              https://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/3-klass/voda-svojstva-i-tri-sostoyaniya.html 

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Подведем итог нашего исследования. Все ли пункты плана урока мы выполнили?

- На Земле есть 2 главных вещества, без которых жизнь просто немыслима. Какие? (Воздух и вода)

- Сравните воздух и воду по их свойствам. Что можете сказать?                                                                                     (Есть сходства: бесцветные, прозрачные, не имеют вкуса и запаха, не имеют формы)

- Молодцы, ребята! Я вами очень довольна. Сдайте ваши Листы самооценки

- А закончить урок мне хотелось бы словами Антуана де Сент – Экзюпери:

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете».

9. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

- Проработать материал учебника на с.62-63, РЛ с.44-45;

-  Подобрать пословицы о воде. Определить, о каких свойствах воды в них говорится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира ""«Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)», 3 класс.

Урок - практикум по окружающему миру в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа". На уроке представлены разнообразные формы работы. Обучающиеся выступают в роли исследователей, у...

Урок окружающего мира в 3 классе Вода в природе. Основные свойства воды.

Цели: 1. Познакомить с  основными свойствами воды;2. Установить важнейшую роль воды в жизни человека и природы.Задачи:1. Повышать познавательную активность  и самостоятельность детей;2...

Исследование свойств воды (исследовательская работа)

Исследовательская работа ученика " Свойства воды"...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»

Конспект урока окружающего мирав 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии(свойства льда)»...

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)" 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)"   3 классс.  УМК " Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)" 3 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умений определять свойства воды; правильно вести себя на льду.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять свойства льда;- знать понятие &laq...

Технологическая карта урока технологии «Фонтаны. Практическая работа: «Человек и вода». Изготовление объемной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.» 3 класс.

Тема урока «Фонтаны. Практическая работа: «Человек и вода». Изготовление объемной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.» Тип урока: "открытие...