Рабочая учебная программа "Технология" 1-4 класс
рабочая программа по технологии на тему

Колобова Ирина Дмитриевна

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 6 октября 2009 г.

2.      Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации.

3.      Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.   – М.: Просвещение. 2011. – (Стандарты второго поколения).

4.      Авторская программа по предмету. Т. М. Геронимус «Технология», М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2012г.

5.      Региональный компонент государственного стандарта начального общего образования Архангельской области.

             Авторы-составители: Ногина P.M., Костина Л.Н.  Архангельск, АО ИППК РО, 2006 г.

Рабочая программа по технологии соответствует учебному плану школы в 1, 2, 3, 4 классах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya.doc391 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 6 октября 2009 г.
  2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.                                             В 2 ч.   – М.: Просвещение. 2011. – (Стандарты второго поколения).
  4. Авторская программа по предмету. Т. М. Геронимус «Технология», М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2012г.
  5. Региональный компонент государственного стандарта начального общего образования Архангельской области.

             Авторы-составители: Ногина P.M., Костина Л.Н.  Архангельск, АО ИППК РО, 2006 г.

Рабочая программа по технологии соответствует учебному плану школы в 1, 2, 3, 4 классах.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

Цели изучения технологии в начальной школе:

     - приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

     - приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности          на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

   - формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

  • духовно-нравственное развитие обучающихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
  • формирование целостной картины мира материальной и  духовной культуры  как продукта творческой  предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
  • стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать  культурные традиции своего региона, России и других государств;
  • формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к    предметно–преобразующей, художественно–конструкторской   деятельности;
  • формирование первоначальных  конструкторско–технологических знаний и умений;
  • развитие знаково–символического и пространственного мышления,  творческого и репродуктивного воображения,  творческого мышления;
  • формирование внутреннего плана деятельности  на основе поэтапной отработки предметно- преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действий), контроль, коррекцию и оценку;
  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Описание места учебного предмета «Технология» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и согласно учебному плану школы на изучение технологии в начальной школе выделяется 135ч, из них в 1 классе 33ч (1ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 34ч (1ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

При распределении часов на изучение предмета учитывалось, что 10 % от их общего количества отводится на реализацию регионального компонента.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

            

Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности обучающиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальном виде). В результате именно здесь могут закладываться основы трудолюбия и способности к самовыражению в продуктивной, творческой работе.

Занятия продуктивной деятельностью закладывают основу для формирования у школьников социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.

Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики обучающихся и для социальной адаптации в целом.

Результаты изучения курса «Технология»

1 класс

Личностными результатами изучения курса «Технология» в является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

-учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других.

Предметными результатами изучения курса «Технология»  является формирование следующих знаний и умений.

• виды материалов – природные, искусственные (бумага, картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;

• последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

• способы разметки: сгибанием, по шаблону;

• способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

• виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;

• название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;

• правила безопасности труда;

• правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

• правила организации рабочего места.

• наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

• различать материалы и инструменты по их назначению;

• различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

• качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея;

• эстетично и аккуратно оформлять изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и ее вариантами;

• использовать для сушки плоских изделий пресс;

• безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);

• выполнять правила культурного поведения в общественных местах.

• под контролем учителя рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом;

• с помощью учителя проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом по шаблону, образцу, рисунку;

• при поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.

2 класс

Личностными результатами изучения курса «Технология»  является формирование следующих умений:

- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;

- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

Метапредметными результатами изучения курса «Технология»  является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на уроке;

- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

- договариваться сообща;

- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.

Предметными результатами изучения курса «Технология»  является формирование следующих знаний и  умений.

• названия материалов, ручных инструментов, приспособлений, предусмотренных программой;

• правила:

–        безопасности труда при работе с ручным инструментом;

–        разметки по шаблонам, линейке, угольнику с применением циркуля;

–        сгибания бумаги и картона по линиям разметки;

–        резания ножом с помощью пальцев и линейки;

• приемы соединений (разъемные, не разъемные).:

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

• составлять план предстоящей работы;

• обрабатывать ручными инструментами различные материалы;

• изготавливать по образцу, графическим изображениям поделки и другие полезные предметы из различных материалов;

• экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям, оборудованию;

• под руководством учителя читать графическую инструкционную карту, сравнивать ее данные с образцом изделия;

• самостоятельно:

– размещать на рабочем месте инструменты индивидуального пользования, приспособления, санитарно-гигиенический инвентарь, проверять исправность инструментов;

– выбирать заготовки нужного размера, цвета, фактуры.

34 классы

Личностными результатами изучения курса «Технология»  является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология»  является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

- осуществлять текущий контроль за точностью выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и класифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Технология»  является формирование следующих  знаний и умений.

3-й класс

названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, ткани);

простейшие способы достижения прочности конструкций;

последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

линии чертежа;

правила безопасной работы с канцелярским ножом;

• технику выполнения косой строчки, ее варианты, назначение.

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

•  под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

читать простейшие чертежи (эскизы) разверток;

соблюдать последовательность выполнения разметки развертки (от габаритов – к деталям) и выполнять ее с помощью контрольно-измерительных инструментов;

выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж;

изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;

выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;

оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;

• с помощью учителя искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем;

• самостоятельно размещать на рабочем месте в нужном порядке с соблюдением правил хранения колющие и режущие инструменты, проверять их исправность;

читать графическую и словесную инструкционную карту, проверять соответствие размеров заготовки габаритным размерам деталей на чертеже.

4-й класс

• правила культуры труда;

• названия изученных материалов, инструментов и приспособлений, их назначение;

• правила безопасного труда при работе колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;

• правила планирования и организации труда;

• способы и приемы обработки материалов, предусмотренных программой;

• основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота).

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

• составлять план предстоящей работы;

• обрабатывать ручными инструментами различные материалы;

• изготавливать по образцу, графическим изображениям поделки и другие полезные предметы из различных материалов;

• определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления или выбранных самостоятельно изделий;

• подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий;

• эстетично оформлять изделия;

• с помощью учителя выбирать темы для практических и проектных работ; искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем;

• самостоятельно:

–        разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их;

–        распределять обязанности в группе;

–        организовывать рабочее место и подбирать необходимые материалы,    инструменты и приспособления в соответствии с разработанным проектом;

–        экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах.

Результаты освоения выпускниками начальной школы программы по технологии

Личностные результаты:

  • воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  • формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • развитие  навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений  не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления.
  •  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свое мнение, излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);

• соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономную разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия; проверку изделия в действии;

• достаточный уровень графической грамотности: выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опору на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;

• умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;

• овладение такими универсальными учебными действия ми, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;

• умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель—подчиненный);

• развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь.

Содержание учебного предмета «Технология»

Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия этих народов.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.

Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.). отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.

Практика работы на компьютере

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

В базисном учебном плане начального общего образования к обязательным предметным областям относится и предметная область «Математика и информатика». В связи с шестидневной учебной  неделей  в учебном плане МБОУ «СОШ № 36» выделен самостоятельный учебный предмет «Информатика и ИКТ», поэтому раздел «Практика работы на компьютере» в учебном предмете «Технология» реализуется через  отдельный предмет «Информатика и ИКТ»

Разделы и темы

Всего часов

1-й класс (32ч)

Общетрудовые знания, умения и способы деятельности

3

Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)

23

Домашний труд

3

Декоративное оформление предметов

4

2-й класс (34ч)

Общетрудовые знания, умения и способы деятельности

5

Технология изготовления изделий из различных материалов

21

Домашний труд

3

Декоративное оформление предметов

5

3 класс (34ч)

Общетрудовые знания, умения и способы деятельности

4

Технология изготовления изделий из различных материалов

20

Домашний труд

4

Декоративное оформление предметов

6

4 класс (34 ч)

Общетрудовые знания, умения и способы деятельности

4

Технология изготовления изделий из различных материалов

14

Домашний труд

6

Декоративное оформление предметов

10

1 класс

•        Урок-экскурсия “Красота окружающей природы”.

•        Плоская аппликация из семян на картонной основе.

•        Композиция из засушенных соцветий на открытке.

•        Тематические аппликации из засушенных листьев

               «Лес после дождя»,    «Подводное царство», «Бабочки на лугу».

•        Работа с бумагой.  Свойства бумаги, виды бумаги (практическая работа).

                Правила складывания оригами. Поделки «Собачка», «Кот».

•        Оригами. Поделки «Мышка», «Рыбка».

•        Окрашивание бумаги «Клякса».

               Гофрированная бабочка из самостоятельно окрашенной бумаги.

•        Плоские бумажные аппликации с небольшими мозаичными фрагментами.

•        Многоцветные резаные мозаичные аппликации сложного контура:

               «Петушок», «Рыбка».

•        Картонный поднос-сет, украшенный переводными картинками.

•        Именные карточки для стола с аппликациями.

•        Ребристые елочные игрушки: «Шар», «Груша», «Яблоко».

•        Гнутые елочные игрушки из квадратов «Самоцвет».

•        Ажурные изделия из складной заготовки “Снежинка”.

•        Подвеска из яичной скорлупы “Фонарик светлячка”.

•        Снеговик из ватных шариков, обсыпанных блестками.

•        Бумажная аппликация из рваных деталей “Лес зимой”.

•        Поролоновый игольник.

•        Сервировочная салфетка с бахромой и мережечной дорожкой.

•        Вышивка швом “вперед иголку” по мережечной дорожке.

•        Автомобиль и другие игрушки из спичечных коробков.

•        Гараж-ракушка из плотной бумаги.

•        Игрушки из картонных трубочек: “Баба-Яга”.

•        Игрушки из картонных трубочек: “Пушка”, “Солдатик”.

•        Бумажный плетеный коврик с каймой.

•        Выпуклая аппликация “Утренний цветок”.

•        Выпуклая аппликация “Ваза с цветами”.

•        Пасхальные сувениры: роспись скорлупы фломастером.

•        Пасхальные сувениры: украшение скорлупы резаной мозаикой.

•        Игрушки из объемных природных материалов: “Совенок”, “Мышонок”.

•        Игрушки из природных материалов: “Бабочка”, “Петушок”, “Бычок”.

•        Работа с природными материалами: “Лесная поляна”.

•        Вертушка.

2 класс

•        Аппликация из целых и рассеченных листьев на картоне.

•        Объемные игрушки из природных материалов.

•        Композиции из семян.

•        Складная коробка для отходов.

•        Оригами. “Лебедь и утка”.

•        Оригами. “Цветы”.

•        Обрывная аппликация “Дельфин”.

•        Объемная аппликация “Рыбка”.

•        Мозаика из обрывных кусочков.

•        Аппликация из геометрических фигур “Ежик”.

•        Объемная аппликация “Аквариум”.

•        Аппликация с использованием симметричных изображений.

•        Игрушки из бумажных полосок.

•        Елочная подвеска из гнутых полос.

•        Объемные ребристые игрушки из повторяющихся деталей.

•        Новогодние подвески из конуса.

•        Композиция на тему “Мастерская Деда Мороза”.

•             Швы: “вперед иголку”, “стебельчатый”.

•        Салфетка, вышитая стебельчатым швом.

•        Швы: “вперед иголку”, “через край”.

•        Однослойная прихватка.

•        Однослойная прихватка (отделка работы).

•        Виды ниток (практическая работа). Мартинички – человечки из ниток.

•        Мартинички – человечки из ниток (декор работы).

•        Куколки-головки из целой яичной скорлупы.

•        Пасхальные сувениры из скорлупы.

•        Праздничная открытка “Зайчик”.

•        Игрушки из спичечных коробков.

•        Игрушки из спаренных спичечных коробков.

•        Игрушки из “киндер-сюрпризов”.

•        Изготовление записной книжки.

•        Декоративная отделка записной книжки.

•        Пришивание пуговиц. Панно на основе пришитых пуговиц.

•        Творческая работа “Художественные образцы из готовых форм”.

3 класс

•        Экскурсия в лес. Сбор природного  материала.

•        Работа с разными материалами. «Мир волшебных листьев».(аппликация).

•        Работа с природным материалом. Панно  из засушенных листьев.

•        Аппликация из разглаженной соломки.

•        Аппликация из разглаженной соломки.

•        Аппликация из листьев. Бабочка.

•        Поделки из шишек. Фигурки птиц.

•        Поделки из шишек. Фигурки зверей.

•        Аппликация «Мой помощник карандаш» (Прищипанная мозаика.)  

•        Картонное кружево. Гофрированная «плетенка».

•        «Картонное кружево» Аппликация «Рыбка»,  «Цветы», «Солнце».

•        Работа с разными материалами. Поздравительная открытка.

•        Прорезная (ажурная) закладка.

•        Окантовка основы полосками бумаги.

•        Окантовка основы целым листом бумаги.

•        Игрушки из бумажных  трубочек «Настольная кукла».

•        Игрушки из бумаги и обрезков. Сувенир - подвеска  «Весельчак».

•        Объемные аппликации «Друзья на празднике».

•        Игрушки на основе цилиндра.

•        Аппликация из ваты. Откуда пришла вата (практическая работа).

•        Игрушка -сувенир «Морячок».

•        Игрушка -сувенир «Морячок».

•        Цветочек- булавочница.

•        Цветочек- булавочница.

•        Игольница -Ёжик, Крош, Нюша (по выбору).

•        Грелка на чайник.

•        Грелка на чайник.

•        Колобок из нитяного помпона.

•        Колобок из нитяного помпона.

•        Сравнение свойств тканей (практическая работа).

                Творим чудеса из лоскутов и    ниток.   Прихватка для горячего.

•         Творим чудеса из лоскутов и ниток.  Прихватка для горячего.

•        Творим чудеса из лоскутов и ниток. Кармашек для мелочей.

•        Творим чудеса из лоскутов и ниток. Кармашек для мелочей.

•        Творим чудеса из лоскутов и ниток. Кармашек для мелочей.

4 класс

•        Экскурсия в парк за природными материалами.

               Сортировка и закладка на хранение собранного материала.

•        Объемные игрушки из природных материалов:

             «Райская птичка», «Папа и сыночек», «На отдыхе», «Лесные строители».

•        Работа с соломкой.

               Приемы изгибания на фальцовке деталей из распластанной соломки.

•        Игрушки из нескольких помпонов. Связывание нескольких помпонов в цепочку.

•        Игрушки из нескольких помпонов “Совенок”.

               Жесткое соединение помпонов шпилькой.

•        Ребристая упаковка для объемного подарка “Секретик”.

               Деление окружности на три части циркулем.

•        Переплетные работы.

               Правила сшивания деталей в три приема. “Тетрадка-малышка”.

•        Виды картона, происхождение, свойства (практическая работа).

               Приемы соединения деталей скобами. Блокнот для записей.

•        Приемы склеивания части круга в конус.

              «Лягушонок-озорник» из бумажных конусов.

•        Выпуклые плетеные изделия. Плетеный браслет.

•        Приемы склеивания кожаных и текстильных деталей. “Сумочка-сюрпризница”.

•        Переплетные работы. Конструктивные элементы книги.

               Устройство составной переплетной крышки. “Папочка-игольница”.

•        Складные изделия со щелевым замком. Раскладной конверт.

•        Складные изделия со щелевым замком. Подарочный конверт с аппликацией.

•        Виды текстильных материалов: ткань, нитки, тесьма, лента

                (практическая работа). Швы.

•        Работа с текстильными материалами.

               Склеивание деталей полиэтиленом. Однослойная прихватка.

•        Однослойная прихватка. Декоративная отделка изделия.

•        Особенности шитья изделий шарообразной формы из ткани.

•        Работа с текстильными материалами. “Браслет-булавочница”.

•        “Браслет-булавочница”. Дизайн изделия.

•        Некоторые разновидности термопластов.

               Свойства поролона (практическая работа).

•        Игрушки из поролона.

•        Елочное украшение “Складная звезда”.

•        Елочная подвеска “Золотая рыбка”.

•        Приемы деления круга на четыре части складыванием.

               Приемы склеивания конусов.

•        Подвеска из конусов “Петрушка”.

•        Правила изготовления ажурного нитяного кокона. Приемы отделки коконов.

•        Изделия  из  нитяного ажурного кокона.

•        Приемы подвижного соединения деталей.

               Динамическая игрушка “Зайчик-попрыгунчик”.

•        Динамическая игрушка “Зайчик-попрыгунчик”. Декоративная отделка изделия.

•        Технология получения папье-маше на неразрезанной упругой форме.

               Отделка работы жесткими деталями.

•        Копилка из папье-маше на резиновой форме “Поросенок”.

•        Папье-маше. Копилка “Поросенок”. Декоративная отделка работы.        

•        Работа с текстильными материалами. Ремонт одежды. Штопка.

 

Региональный компонент государственного стандарта

начального общего образования

Архангельской области

Содержание регионального компонента направлено на реализацию следующих целей:

  • овладение   начальными  трудовыми   умениями   и   навыками   в   области
    прикладного искусства Русского Севера;
  • развитие сенсорики, мелкой моторики рук, глазомера, пространственного
    воображения, технического мышления;
  • расширение   трудового   опыта  детей,   их   знаний   о   школах   народного
    прикладного искусства нашего края;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к труду, результатам
    своего труда.

Обязательный минимум содержания регионального компонента

Общетрудовые знания, умения и  способы деятельности

Трудовая деятельность а жизни человека. Народное творчество как часть общей культуры. Рукотворный мир как результат труда человека. Школы народных ремесел Архангельской области. Народные мастери. Содержание труда людей ближайшего окружении. Северный дом. Бытовые вещи. Архитектура.

Процесс труда: планирование, организация рабочего места, выполнение последовательности действий, контроль за ходом и результатом труда.

Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными материалами, инструментами. Создание собственных моделей несложной конструкции (обучение проектной деятельности).

Технология изготовления изделий из различных материалов

Многообразие материалов, используемых в трудовой деятельности. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов.

Знакомство с технологией изготовления изделий народных мастеров. Определение последовательности выполнения изделий. Разметка деталей по шаблонам и с применением инструментов.

Изготовление плоских, объемных изделий из различных материалов по образцам, рисункам, эскизам, чертежам (простейшим). Овладение основными приемами работы с разными материалами. Создание изделий. Сборка моделей и макетов несложных объектов из деталей.

Основные содержательные линии

В программе выделены следующие содержательные линии в соответствии с тем материалом и теми промыслами, которые имеют место в Архангельской области: «Работа с тканью», «Работа с глиной», «Работа с разными материалами», «Работа с бумагой и картоном» (северное зодчество). Данные содержательные линии расширяют программный материал федерального компонента по направлениям «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий» (практическая деятельность). Цели и задачи программы:

-   обеспечение    обязательного    минимума    содержания    регионального

компонента по предмету;

    -    овладение начальными трудовыми умениями в области прикладного

искусства Русского Севера;

- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, глазомера, пространственного воображения, технического мышления, способностей ориентироваться в необходимой информации;

- средствами содержания способствовать формированию чувства национального достоинства, воспитанию трудолюбия, уважительного отношения к труду, результатам труда.

Содержание программы

Работа с глиной

Глина как художественный материал. Пластические свойства глины. Приемы работы: вытягивание, перекатывание, примазывание, отглаживание (практическая работа - роспись по глине).

Знакомство с традиционными приемами лепки каргопольской игрушки: коня, оленя, «медведка», сказочных Полканов, фигуры человека. Составление композиций.

Вельские «свистушки» из глины. Знакомство с промыслом.

Глиняная посуда. Миска, масленка и кашечник - северная посуда. Практическая работа.

Заочная экскурсия на родину У Бабкиной в Каргополье (либо самостоятельная работа).

Работа с разными материалами

Северные пряники. Козули - обрядовое печенье. Особенности изготовления древних козуль - холмогорских и мезенских. Архангельские козули. Технология изготовления козуль. Пряничное тесто. Формы дли изготовления козуль. Украшение. Фигурные пряники, лепка (пластилин).

Каргопольские тетёрки. Технология работы. Основные элементы орнамента «тетёрок»: коники, «кукушка», «восьмерушка», др.

Практическая работа по изготовлению каргопольских тетёрок, архангельских козуль из глины, готового тес га, пластилина.

Работа с тканью

Роль вышивки в убранстве северной избы, предметах домашнего обихода и северном народном костюме. Сюжеты и образы в северной русской вышивке. Виды тканей, используемых в народных промыслах. Приемы художественной обработки материалов на примерах традиционных северных народных промыслов: вышивки, ткачества, набойки, лоскутного шитья.

Традиционные виды северных вышивок; «роспись», «набор», «мережки». Технология работы. Выполнение простейших украшений вышивкой. Инструмент и приспособления для работы с тканью. Правила обращения. Практическая работа «Северные узоры, птица» - салфетки.

Знакомство с лептиховой мозаикой. Лоскутное шитье на Севере: коврики, лоскутные одеяла, половики. Северное ткачество. Способы узорного ткачества народных умельцев. Плетение поясов - практическая работа.

Экскурсия в музей народного творчества, на выставки. Выполнение творческих проектов на темы: «Лептиховый ковер для дома», «Узор северных рукавиц», др.

Работа с бумагой и картоном

Архангельский Север - заповедник русского деревянного зодчества. Плотницкое мастерство. Дерево в жизни человека на Севере. Северный крестьянский дом. Украшения северной избы, их символика.

Экспериментирование - плотное скатывание бумаги («бревнышко»). Конструирование,  изготовление объемных макетов: колодца, избы (домика с крышей), мельницы, амбара, крестьянской утвари (по выбору) на основе традиций строительства (изготовления) их на Севере. Конструирование макета северной деревни. Коллективная работа. Памятники архитектуры деревянного и каменного зодчества Севера: Малые Корелы, Соловки, Каргополь, Архангельск, др. Заочная экскурсия.

Инструментарий для оценки планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы начального образования

Инструментарий планируемых личностных результатов освоения программы начального образования:

1. Типовые задания по оценке личностных результатов (представленные в книге: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли/ под ред. А.Г.Асмолова.- М.:Просвещение,2008.)

2. Методики для изучения процесса и результатов развития личности обучающегося, представленных в книге: Воспитательный процесс изучение эффективности / под редакцией Е.Н.Степанова.- М.: Творческий центр ,2003.

3. Методики изучения уровня адаптации для 1 и 4 классов: проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домик» - О.А. Орехова, пиктографический тест «Школа» -  Баркан А.И. ,Полуянов Ю.А., психолого-педагогический прогностический скрининг Е. Егжаковой (в 1-х классах),

4.Методика исследования эмоционально-психологического климата Карповой Г.Н. ( 4 класс)

5.Социометрия Дж. Морена.

6.Цветовой тест отношений (изучение эмоционально-психологического климата в коллективе)   Эткинд

Методы оценки: фронтальный (устный, письменный) опрос, индивидуальная беседа, анкетирование,  возрастно-психологическое консультирование, анализ продуктов деятельности.

Инструментарий планируемых метапредметных результатов освоения программы начального образования:

1. Диагностика метапредметных и личностных результатов в 1-2 классах, 3-4 классах (по А.Г Асмолову) Москва, Баласс, 2011г

2. Итоговые проверочные работы по предметам УУД как инструментальная основа, (по методике Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой)

3. Комплексные работы на межпредметной основе и  работе с информацией (по Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой).

4.  Творческие задания, проекты.

Методы оценки: фронтальный (устный, письменный) опрос, самостоятельные работы, тесты, индивидуальная беседа, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Инструментарий планируемых предметных результатов освоения программы начального образования:

В рамках промежуточной и итоговой аттестации и текущего контроля:  работы, включающие проверку сформированности базового уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник  научится») и повышенного уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник получит возможность научиться»).

Методы оценки: самостоятельные, проверочные работы, тесты, проекты, практические работы, творческие работы, (самоанализ и самооценка, наблюдения, листы достижений и др.).

 

Формы и критерии оценки планируемых личностных, метапредметных и  предметных результатов обучающихся в процессе освоения программы начального образования

Наблюдение за деятельностью обучающихся, анализ продуктов деятельности, уровня самостоятельности выполнения работы.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).

Критерии оценки планируемых предметных результатов

Работы оцениваются по следующим критериям:

•     качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;

•     степень самостоятельности в выполнении работы;

• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

В 1 классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка:

-недостаточная предметная подготовка;

-подготовка соответствует требованиям стандарта, ученики способны принимать знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

-подготовка соответствует требованиям стандарта, обучающиеся демонстрируют способность выполнять задания повышенного уровня.

 Оценивание работ проводится по уровням:

НБ (ниже базового) – выполнено верно менее 50 %  объёма работы базового уровня.

Б (базовый) – выполнено верно от 50 % до 65 % объёма  работы  базового уровня.

ВБ (выше базового) – выполнено верно от 65% до 100 % объёма работы базового уровня.

П (повышенный) – выполнено верно от 65% до 100 % объёма работы базового уровня и не менее 50 % объёма работы повышенного уровня

Характеристика цифровой оценки (отметки)

“5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);

“4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;

“3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, неопрятно, ученик не экономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Технология»

Информационно-методическое обеспечение

Для реализации цели и задач обучения технологии по данной программе используется УМК по предмету издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА».

  1. 1 класс

учебник Геронимус Т.М. Технология. 1 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]

рабочая тетрадь  Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. 1 класс.

 

  1. 2 класс

учебник Геронимус Т.М. Технология. 2 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]

Рабочая тетрадь  Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. 2 класс.

  1. 3класс

учебник Геронимус Т.М. Технология. 3 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]

Рабочая тетрадь Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. 3 класс.

  1. 4 класс

учебник Геронимус Т.М. Технология. 4 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]

Рабочая тетрадь Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. 4 класс.  

  1. Программа "Трудовое обучение. Школа мастеров. 1-4 кл"

  1. Геронимус Т.М. Уроки технологии в 1 классе: Методическое пособие  

  1. Геронимус Т.М. Уроки технологии во 2 классе: Методическое пособие

 

  1. Геронимус Т.М. Уроки технологии в 3 классе: Методическое пособие

 

  1. Геронимус Т.М. Уроки технологии в 4 классе: Методическое пособие  

Материально-техническое обеспечение

  1. Мультимедиа проектор.
  2. Многофункциональное устройство.
  3. Мебель для обучающихся.
  4. Маркер-меловая доска.
  5. Интерактивная доска.
  6. Ноутбук.


Учебно-тематическое планирование

по курсу «Технология»

3 класс (34ч)

РС (4ч)

п/п

урока в теме

Тема

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Предметные

Метапредметные, личностные

Изготовление изделий из природных материалов ( 8ч)

1

1

Экскурсия в лес. Сбор природного материала.

ТБ по правилам безопасного поведения.

Выбирать  материалы с учётом их свойств, определяемых по внешним признакам.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.    

Познавательные: ориентироваться в своей системе

знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.    

Коммуникативные: донести свою

позицию до других; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.  

Личностные: осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру; целостное восприятие окружающего мира.

2

2

Работа с разными материалами. ТБ

«Мир волшебных листьев».(аппликация).

Выбирать  материалы с учётом их свойств, определяемых по внешним признакам.

Соблюдать  последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Личностные: уважительно относиться к результатам труда мастеров.

3

3

Работа с природным материалом. ТБ

Панно  из засушенных листьев.

Изготавливать  из природного материала аппликацию.

Пользоваться природным материалом, инструментами.

Регулятивные: выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним.

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта).

Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

4

4

Аппликация из разглаженной соломки. ТБ

Выполнять  инструкции. Изготавливать  изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, чертежу, эскизу.

Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Личностные: уважительно относиться к результатам труда мастеров.

5

5

Аппликация из разглаженной соломки. ТБ

Выполнять  инструкции. Изготавливать  изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, чертежу, эскизу.

6

6

Аппликация из листьев. Бабочка. ТБ

Выполнять  инструкции. Изготавливать  изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, чертежу, эскизу.

Регулятивные: выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним.

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта).

Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

7

7

Поделки из шишек. Фигурки птиц. ТБ

Изготавливать  из природного материала поделку.

Пользоваться природным материалом, инструментами.

Регулятивные: осуществлять текущий контроль за точностью выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).

Познавательные:  искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта).

Коммуникативные:  уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

8

8

Поделки из шишек. Фигурки зверей. ТБ

Изготавливать  из природного материала поделку.

Пользоваться природным материалом, инструментами.

Работа с бумагой и картоном (11ч)

9

1

Аппликация «Мой помощник карандаш» (Прищипанная мозаика).ТБ  

Уметь  самостоятельно работать  по инструкционной  карте. Повторить   ход операции приищипывания.

Учиться  красиво, аккуратно  выполнять прищипывание.

Регулятивные: выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним.

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта).

Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

10

2

Картонное кружево. Гофрированная «плетенка». Аппликация. ТБ

Умение  использовать инструкционные карты при самостоятельной работе. Оборудовать  рабочее место.  Работать  с гофрированным картоном по технологической карте.

Регулятивные: осуществлять текущий контроль за точностью выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).

Познавательные:  искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта).

Коммуникативные:  уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

11

3

«Картонное кружево» Аппликация «Рыбка»,  «Цветы», «Солнце».ТБ

Умение  использовать инструкционные карты при самостоятельной работе. Оборудовать  рабочее место.  Работать  с гофрированным картоном по технологической карте.

12

4

Работа с разными материалами. Поздравительная открытка. ТБ

Знать  свойства бумаги; приёмы разметки деталей из бумаги. Вырезать  из бумаги детали, в том числе и симметрично.

Выбирать  материалы с учётом их свойств, определяемых по внешним признакам.

Соблюдать  последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Личностные: уважительно относиться к результатам труда мастеров.

13

5

Прорезная (ажурная) закладка. ТБ

Самостоятельно планировать последовательность выполнения действий при работе по образцу. Выбирать цвета и оттенки .

Соблюдать  последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Личностные: уважительно относиться к результатам труда мастеров.

14

6

Окантовка основы полосками бумаги. ТБ

Уметь пользоваться  двумя способами отделки одной и той же аппликации, разобраться с технологическими подробностями окантовки.

Научиться  делать полоски ля окантовки, приклеивать кант.

Регулятивные: выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним.

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта).

Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

15

7

Окантовка основы целым листом бумаги. ТБ

16

8

Игрушки из бумажных  трубочек «Настольная кукла». ТБ

Знать  свойства бумаги; приёмы разметки деталей из бумаги. Вырезать  из бумаги детали, в том числе и симметрично.

Выбирать  материалы с учётом их свойств, определяемых по внешним признакам.

Соблюдать  последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

Уметь изготавливать  игрушки  из трубок, шапок и шляп для кукол.

Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Личностные: уважительно относиться к результатам труда мастеров.

17

9

Игрушки из бумаги и обрезков. Сувенир - подвеска  «Весельчак».ТБ

18

10

Объемные аппликации

«Друзья на празднике». ТБ

Уметь пользоваться правилами вырезания, соединять детали в щелевой замок, выполнять свою часть задания.

 Выбирать цвета и оттенки .

Соблюдать  последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

Регулятивные: осуществлять текущий контроль за точностью выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).

Познавательные:  искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта).

Коммуникативные:  уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

19

11

Игрушки на основе цилиндра. ТБ

Знать приёмы разметки деталей из бумаги, вырезать из бумаги детали соединять их.

 Выбирать цвета и оттенки .

Соблюдать  последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Личностные: уважительно относиться к результатам труда мастеров.

Изготовления изделий из различных материалов (10ч)

20

1

Что умеет аппликация? Плоская, выпуклая аппликация.

Откуда пришла вата ( опыт, практическая работа).ТБ.

Аппликация из ваты.

Изготавливать   картинки и способ украшения любой вещи.  Объяснение  происхождения слова «аппликация», закрепить знания о видах аппликации.

Регулятивные: выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним.

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта).

Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

21

2

 Игрушка -сувенир

«Морячок».ТБ.

Изготавливать  изделия из доступных материалов по образцу, рисунку.

Знать приёмы разметки деталей, вырезать  детали соединять их.

 Выбирать цвета и оттенки .

Соблюдать  последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Личностные: уважительно относиться к результатам труда мастеров.

22

3

Игрушка -сувенир

«Морячок».ТБ.

23

4

Игольница -Ёжик, Крош, Нюша (по выбору). ТБ

Изготавливать  изделия из доступных материалов по образцу, рисунку.

Знать приёмы разметки деталей из бумаги, вырезать из бумаги детали соединять их.

 Выбирать цвета и оттенки .

Соблюдать  последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

Регулятивные: осуществлять текущий контроль за точностью выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).

Познавательные:  искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта).

Коммуникативные:  уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

24

5

Цветочек- булавочница. ТБ.

25

6

Цветочек- булавочница. ТБ.

Изготавливать  изделия из доступных материалов по образцу, рисунку.

Знать приёмы разметки деталей, вырезать  детали соединять их.

 Выбирать цвета и оттенки .

Соблюдать  последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

Регулятивные: выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним.

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта).

Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

26

7

Грелка на чайник. ТБ

РС«Северные узоры, птица».

Изготавливать  изделия из доступных материалов по образцу, рисунку.

Знать приёмы разметки деталей, вырезать  детали соединять их.

 Выбирать цвета и оттенки .

Соблюдать  последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Личностные: уважительно относиться к результатам труда мастеров.

27

8

Грелка на чайник. ТБ

РС «Северные узоры, птица».

28

9

Колобок из нитяного помпона. ТБ

Изготавливать  изделия из нитей  по образцу, рисунку.

Знать приёмы разметки деталей из бумаги, вырезать из бумаги детали соединять их.

 Выбирать цвета и оттенки .

Соблюдать  последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

Регулятивные: выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним.

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта).

Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

29

10

Колобок из нитяного помпона.ТБ

Изготовление изделий из текстильных  материалов (5ч)

30

1

Сравнение свойств тканей (практическая работа). ТБ

Творим чудеса из лоскутов и ниток.  Прихватка для горячего.

РС Лоскутное шитьё на Севере.

Изготавливать  изделия из доступных материалов по образцу, рисунку.

Знать приёмы разметки деталей из бумаги, вырезать из бумаги детали соединять их.

 Выбирать цвета и оттенки .

Соблюдать  последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

Осуществлять  декоративное оформление и отделку изделий.

Регулятивные: осуществлять текущий контроль за точностью выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).

Познавательные:  искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта).

Коммуникативные:  уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

31

2

Творим чудеса из лоскутов и ниток.  Прихватка для горячего.  ТБ

РС Лоскутное шитьё на Севере.

32

3

Творим чудеса из лоскутов и ниток. Кармашек для мелочей. ТБ

Знать приёмы разметки деталей из бумаги, вырезать из бумаги детали соединять их.

 Выбирать цвета и оттенки .

Соблюдать  последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

Осуществлять  декоративное оформление и отделку изделий.

Регулятивные: выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним.

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта).

Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

33

4

Творим чудеса из лоскутов и ниток. Кармашек для мелочей. ТБ

34

5

Творим чудеса из лоскутов и ниток. Кармашек для мелочей. ТБ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по курсу «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе 2011-2012 учебный год

Рабочая учебная программа по предмету «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант)...

Рабочая учебная программа по предметам учебно-методического комплекта "Гармония" для 3 класса

В комплект рабочей учебно-программной документации входят РУП курса "Русский язык" (175 ч), литературное чтение (105 ч), математика (140 ч), окружающий мир (70 ч) и технология (70 ч).Рабочая программа...

Рабочая учебная программа по курсу «Математика» во 2 классе 2011 - 2012 учебный год

Рабочая учебная программа по предмету «Математика» во 2 классе  составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденн...

Рабочие учебные программы 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочие учебные программы 4 класс по программе  "Школа России"....

Рабочая учебная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 класса

          Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство» автора С.Г. Ашиковой.  ...

Рабочая учебная программа по учебному предмету «изобразительное искусство» для обучающихся 4 класса

        Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство» автора С.Г. Ашиковой.         Программа построена в с...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2017-2018 учебный год

МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области   РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 20...