Рабочая учебная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство» автора С.Г. Ашиковой.
Программа построена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Данная программа адресована обучающимся 3 «а» класса, обучающихся по системе Л.В. Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_3a_klass.docx | 30.82 КБ |
Предварительный просмотр:
| Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов» Энгельсского муниципального района Саратовской области __________/Ефименкова О.А./ Приказ № от |
Рабочая учебная программа
по учебному предмету «изобразительное искусство»
для обучающихся 3 « а» класса
МБОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
на 2013/2014 учебный год
Составитель:
Радченко Ирина Анатольевна, учитель изобразительного
искусства
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство» автора С.Г. Ашиковой.
Программа построена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Данная программа адресована обучающимся 3 «а» класса, обучающихся по системе Л.В. Занкова.
Цель программы - духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.
Специфика предмета. Важнейшим направлением ФГОС является духовно-нравственное развитие и воспитание школьника. На уровне содержания предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования:
- патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества. Чувство гордости за русскую художественную культуру формируется благодаря знакомству с творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, З.Е. Серебряковой и др. Школьники знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца России, с шедеврами древнерусского искусства иконами А. Рублева, с народными промыслами;
- интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство учащихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов);
- уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника;
- ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоту природы);
- нравственных чувств, этического сознания;
- представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения;
- ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;
- ценностного отношения к здоровью.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии:
- проблемное обучение,
- разноуровневое обучение,
- информационно-коммуникационные технологии,
- здоровьесберегающие технологии.
Формы уроков: урок-беседа, урок-рассказ, дискуссия, урок-экскурсия, творческая работа.
Корректировка программы. С учетом особенностей учащихся и с целью создания резерва уроков, в данной программе были проведены некоторые изменения и распределены на 34 учебных часа.
Ожидаемые образовательные результаты.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
- расширять свои представления о русских и зарубежных художниках;
- различать виды художественной деятельности и участвовать в художественно-творческой деятельности;
- различать основные виды и жанры пластических искусств;
- эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку;
-различать и передавать характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка;
- расширять свои представления о ведущих музеях России и музеях своего региона;
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждениях их содержания и выразительных средств;
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания;
- видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, дизайн;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу.
- передавать движение предмета на плоскости;
- подбирать соответствующий материал для выполнения замысла;
-смешивать краски, разбеляя их или затемняя их для создания множества новых оттенков;
-применять разнообразие художественных техник в живописи и отличать их друг от друга;
- передавать объем в изображениях насекомых, птиц и рыб;
- передавать различные фактуры поверхности дерева, оперения, меха животных;
- передавать в живописи объем круглых предметов;
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;
- выполнять действия в опоре на заданный учителем ориентир;
-эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве;
-выполнять дифференцированные задания;
-выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;
- осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять предложенные в учебника задания, в том числе на самопроверку;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы с учетом ошибок;
- осуществлять выбор наиболее эффектных способов решения учебной и художественной задачи;
- выполнять действия, опираясь на заданный в учебнике ориентир.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
-использовать знаково-символические средства, в том числе схемы,рисунки, знаки и символы;
- воспринимать тексты, фрагменты из сказок, соотносить их с визуально представленным материалом;
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям;
- представлять информацию в виде небольшого сообщения;
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников;
- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
-выбирать способы решения художественной задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-самостоятельно расширять свои представления о живописи;
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;
- соотносить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусствах;
- обобщать учебный материал;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию объектов по заданным критериям;
-работать по схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной;
-строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства;
-сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
-выражать свое мнение о произведениях живописи;
- принимать активное участие в различных видах совместной деятельности;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы;
-проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ;
-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
-стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать действия других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
- понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека;
- контролировать свои действия в коллективной работе и соотносить их с действиями других участников;
- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;
- формулировать и задавать вопросы, используя речь для передачи информации;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничеств;
-Проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания;
- представление о своей гражданской идентичности через приятие образа Родины, представление о ее богатой истории;
- положительное отношение к урокам изобразительного искусства, интерес к занятиям во внеурочной деятельности;
-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им, открытость и готовность к творческому сотрудничеству и диалогу;
- представление о доброте и зле, должном и недоступном;
- первоначальные навыки оценк и самооценки художественного творчества;
Обучающийся получит возможность для формирования:
-умение реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве;
- эмоционально-ценностного отношения к разнообразным явлениям действительности, отраженным в изобразительном искусстве;
- мотивации творческого самовыражения, сотрудничества и взаимоподдержки;
-осознания нравственного содержания произведений изобразительного искусства и проекции этого содержания в собственных поступках;
- трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека;
- положительной самооценки;
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов |
1 2 3 4 | Природа-главный художник Мир цвета Искусство в человеке Человек в искусстве | 9ч 8ч 7ч 10ч Итого:34ч |
Основное содержание учебно-тематического плана
№ п/п | Тема тематического блока | Кол-во часов | Основные изучаемые вопросы. |
1 | Природа-главный художник | 9ч | Новые графические приемы. Изображение настроения рыбок с помощью пластики движения и фактуры поверхности тела. Изображение формы птицы в движении и фактуры оперения. Изображение любимого животного с передачей фактуры поверхности тела. Знакомство с разнообразием форм насекомых, поиск передачи их изящности и красоты. Построение бабочки. Изображение дерева, фактуры коры и листьев кроны. |
2 | Мир цвета | 8ч | Свет и тень. Воздушное пространство. Шар, предметы похожие на шар. Все составляющие, необходимые для передачи объема предмета па плоскости. Предметы похожие на яйцо. О творчестве Рембранта ванн Рейна, А.И.Куинджи, К.А.Коровина. |
3 | Искусство в человеке | 7ч | Работа в новой технике пуантилизма. Моделирование фигуры мальчика и украшение. Знакомство с изобретением зонтика и способы его изображения. Роспись деревянной доски узорами народов Кавказа. О творчестве К.Моне, Ж.Сера, И.Э.Грабаря. |
4 | Человек в искусстве | 10ч | Композиция планов. Композиция движения. Базовые формы в композиции и в рисунке. Портретная композиция. Изображение бабочек с прорисовкой узоров. Разные способы изображения дерева. О творчестве В.В.Верещагина. Знакомство с музеем: Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей-квартира А.И.Куинджи в Петербурге. |
ИТОГО: 34 часа
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема | Дата проведения | Условные обозначения | |
по плану | по факту | |||
Природа-главный художник.9ч | ||||
1 | Правила поведения на уроках ИЗО. Азбука рисования. Повторение. Воздушная перспектива. | 2.09 | ||
2 | Изображение рыбок. Повторение. Линия горизонта. | 9.09 | ИКТ | |
3 | Изображение птиц. Повторение. Особенности пейзажей. | 16.09 | ||
4 | Изображение животного. Тестовая работа. | 23.09 | Тест | |
5 | Знакомство с разнообразием форм насекомых. | 30.09 | ИКТ | |
6 | Изображение бабочки. | 7.10 | ||
7 | Изображение дерева. | 14.10 | ИКТ | |
8 | Летите голуби. Тестовая работа. | 21.10 | Тест | |
9 | Летите голуби. (коллективная работа) | 28.10 | ||
Мир цвета 8ч | ||||
10 | Свет и тень.Изображение предмета в объеме. | 11.11 | ИКТ | |
11 | Изображение предмета в пространстве. | 18.11 | ИКТ | |
12 | Виды тени. Изображение предметов | 25.11 | ||
13 | Полутень в натюрморте и пейзаже | 2.12 | ИКТ | |
14 | Изображение шара, предмета похожего на шар. | 9.12 | ИКТ | |
15 | Изображение яйца, предмета похожего на яйцо. Контрольная работа за 1 полугодие «Мир цвета» | 16.12 | к/р | |
16 | Райский сад (коллективная работа) | 23.12 | ||
17 | Резервный урок. | 13.01 | ||
Искусство в человеке 7ч | ||||
18 | Цвет и свет. Виды мазка в живописи. | 20.01 | ИКТ | |
19 | Пейзаж в технике пуантилизма. | 27.01 | ||
20 | Лепка фигуры человека. | 3.02 | ||
21 | Изображение зонта. | 10.02 | ИКТ | |
22 | Изображение национальных узоров Кавказа. Тестовая работа. | 17.02 | ИКТ. Тест | |
23 | Мечта о полете. Коллективная работа. | 24.02 | ||
24 | Резервный урок. | 3.03 | ||
Человек в искусстве 10ч | ||||
25 | Композиция планов. Композиция в рисунке. Портрет. | 10.03 | ||
26 | Рисунок-письмо. Первая весточка. | 17.03 | ИКТ | |
27 | Послание с Востока. Рисунок с орнаментом. | 7.04 | ||
28 | Привет из Европы. Изображение города на воде. Тестовая работа. | 14.04 | Тест | |
29 | Очарование Севера. Северный пейзаж. | 21.04 | ИКТ | |
30 | Кружевное письмо. Рискнок кружева. Повторение. Изображение предмета в пространстве. | 28.04 | ИКТ. | |
31 | Необычное письмо. Рисунок на холсте. Повторение. Изображение насекомых. | 5.05 | ИКТ | |
32 | Иллюстрация к тексту. Первые бабочки. Итоговая контрольная работа «Человек в искусстве» | 12.05 | ИКТ к\р | |
33 | Изображение храма. Коллективная работа. Повторение. Виды мазка в живописи. | 19.05 | ||
34 | Резервный час. | 26.05 |
Информационно-методическое обеспечение.
Учебно-методический комплект (УМК):
1.Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 3 класса / под ред.А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
Литература для учителя:
1.Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. Часть 2 :Издательский дом «Федоров», 2012
2.Аранова С.В. Обучение ИЗО.-СПб.:Каро,2004.
3.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе.-М.:Агаров, 1998.
4.Шоган В.В. Технологии личностно ориентированного урока.-М.,2003.
5. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994
6. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование., 2004
Литература для обучающихся:
- Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников [Текст] / И.В. Тюфанова. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.
- Пантелеев, Г.Н. Декоративное искусство – детям [Текст] / Г.Н. Пантелеев, Д.В. Максимов. - М.: Просвещение, 1976.
- Курочкина, Н.А. Детям о книжной графике [Текст] / Н.А. Курочкина. - СПб.: Детство-ПРЕСС, 2000
- Дубровская, А.В. Приглашение к творчеству [Текст] / А.В. Дубровская. - СПб.: Детство-Пресс, 2002
Адреса электронных ресурсов:
- www. zankov.ru /Ашикова С.Г. Программа по изобразительному искусству.
- htth//www.informika/ru/text/goscom/ Концепция модернизации российского образования на период до 2100года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по учебному предмету «изобразительное искусство» для обучающихся 4 класса
Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство» автора С.Г. Ашиковой. Программа построена в с...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 1 класса (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т. А. Копцевой «Изобразительное искусство» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена основе следующих нормативно-правовых документов: - Федерального государственного образовател...
индивидуальная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающегося 4 класса УО (вариант 1)
Рабочая программа для индивидуального обучающегося по программе УО вариант 1...
Рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Предметные результаты: 1) знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, н...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся 4 класса с ЗПР на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с задержкой психического развития (далее с ЗПР) для 4 класса разработана на основе:- федерального государственного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 3-4 классов по обновленной программе ФГОС НОО
Программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ...