Рабочая учебная программа по учебному предмету «изобразительное искусство» для обучающихся 4 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_4g_klass.docx | 37.62 КБ |
Предварительный просмотр:
| Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов» Энгельсского муниципального района Саратовской области __________/Ефименкова О.А./ Приказ № от |
Рабочая учебная программа
по учебному предмету «изобразительное искусство»
для обучающихся 4 « г» класса
МБОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
на 2013/2014 учебный год
Составитель:
Радченко Ирина Анатольевна, учитель изобразительного
искусства
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство» автора С.Г. Ашиковой.
Программа построена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Данная программа адресована обучающимся 4 «г» класса, обучающихся по системе Л.В. Занкова.
Цель программы - духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.
Специфика предмета. Важнейшим направлением ФГОС является духовно-нравственное развитие и воспитание школьника. На уровне содержания предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования:
- развития способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры-культуры эстетического восприятия, формирования эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства, формирования социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- овладение художественной грамотой-азбукой изобразительного искусства, совершенствования навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной деятельности, декоративной и конструктивной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и ДПИ, приобщение к достижениям мировой художественной культуры;
- развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объем, как средства художественного выражения, в процессе работы с различными изобразительными материалами: карандашом, фломастерами, маркером, ручками, акварелью, гуашью, пластилином, тушью, пастелью, цветной бумагой. Знакомство с языком изобразительного искусства.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии:
- игровые технологии,
- проблемное обучение,
- разноуровневое обучение,
- информационно-коммуникационные технологии,
- здоровьесберегающие технологии,
- коллективное взаимообучение,
- тестовые технологии.
Формы уроков: урок-беседа, урок-рассказ, дискуссия, урок-экскурсия, творческая работа.
Корректировка программы. С учетом особенностей учащихся и с целью создания резерва уроков, в данной программе были проведены некоторые изменения и распределены на 34 учебных часа.
Ожидаемые образовательные результаты.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
- различать виды художественной деятельности (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн);
- узнавать и воспринимать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
- воспринимать красоту архитектуры и понимать ее роль в жизни человека;
-понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
- использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы;
- изображать простейшую линию горизонта и ее особенности;
- различать хроматические и ахроматические цвета;
- владеть дополнительными приемами работы с новыми графическими материалами;
- выбирать характер линий для передачи выразительных образов природы разных географических широт;
- использовать базовые формы композиции: геометрическая форма- предмет;
- моделировать цветок из простейшей базовой формы;
- создавать средствами рисунка и живописи образы героев сказок народов мира;
- видеть разницу между пейзажами, ландшафта разных частей света и использовать соответствующую пейзажу линию горизонта;
- использовать различные художественные материалы для передачи пейзажей разных географических широт;
- передавать характер и намерения объекта в иллюстрации к русским и зарубежным сказкам;
- осознавать красоту окружающей природы и рукотворных творений человека и
отражать их в собственной художественно-творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания;
- видеть проявления художественнойкультуры вокруг: музеи искусства, архитектура, дизайн;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу.
- различать и изображать различные виды линии горизонта;
- подбирать соответствующий материал для выполнения замысла;
-передавать воздушную перспективу в пейзаже графическими и живописными приемами;
- применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объема или пространства;
- соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета;
- передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений средствами рисунка и живописи;
- передавать настроение в пейзажах;
- соединять различные графическиематериалы в одной работе над образом;
- изображать старинные русские города по памяти или представлению;
- создавать узоры народов мира;
- подбирать соответствующие художественные материалы для изображения главных героев произведений;
- совмещать работу на плоскости и в объем.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике;
- осуществлять контроль по результату и способу действия;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы;
- выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек).
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- расширять свои представления об искусстве (например, обращаясь к разделу «Знакомство с музеем»);
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
- читать простое схематическое изображение;
- различать условные обозначения;
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников;
- сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного опыта.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Найдите на сайте…») с помощью взрослых(рубрика «Советуем прочитать»);
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;
- соотносить схематические изображения с содержанием заданий;
- выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;
- строить рассуждения о воспринимаемых произведениях;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи, принимать участие в их обсуждении;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять работу со сверстниками;
- воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
- договариваться, приходить к общему решению.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать действия других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить их;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- проявлять инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ;
- узнавать мнение друзей или одноклассников;
- вести диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваясь к их мнению, и выражать свое терпимо и убедительно.
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению произведения изобразительного искусства, включая образы природы Земли;
- образ Родины, отраженный в художественных произведениях, в том числе через восприятие пейзажей городов Золотого кольца России;
- представление о труде художника, его роли в жизни общества;
- приобщение к мировой художественной культуре, архитектуре разных стран (рубрика «Приглашение в путешествие»);
- интерес к художественно-творческой деятельности;
- понимание чувств других людей;
- первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
- понимание значения иллюстраций к литературным произведениям (сказкам),живописи в мультипликации;
- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- нравственно-эстетических переживаний художественных произведений;
- представления о разнообразии и широте изобразительного искусства;
- интереса к характерам и настроениям людей и личностной идентификации через восприятие портретного жанра изобразительного искусства;
- принятия на первоначальном уровне нравственного содержания произведений изобразительного искусства;
- понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни;
- первоначальной потребности воплощать в реальную жизнь эстетические замыслы;
- позиции зрителя и автора художественных произведений.
На своих уроках я уделяю особое внимание формированию у учащихся следующих ключевых компетентностей:
- Социальная компетенция – знания, умения и личностные навыки, позволяющие личности реализацию жизненной стратегии существования в обществе, а также решение повседневных личностных и профессиональных задач социально приемлемым способом.
- Информационная компетенция – это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
- Компетенция саморазвития - это способность и готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии.
Для формирования ключевых компетентностей в учебном процессе использую компетентностный подход. Его специфика состоит в том, что усваиваются не “готовые знания”, кем - то предложенные к усвоению, а “прослеживаются условия происхождения данного знания”. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов |
1 2 3 4 | Природа-главный художник Мир цвета Искусство в человеке Человек в искусстве | 10ч 9ч 9ч 6ч Итого:34ч |
Основное содержание учебно-тематического плана
№ п/п | Тема тематического блока | Кол-во часов | Основные изучаемые вопросы. |
1 | Природа-главный художник | 10ч | Новые возможности карандашей, пастели. Гелевые и шариковые ручки. Варианты и элементы построения орнаментов. Построение разных форм звезд. Построение формы фантастического животного. |
2 | Мир цвета | 9ч | Изображение света. Передача воздушной перспективы и утреннего настроения в природе. Способы передачи настроения в лунную ночь. Способы передачи света звезд, северного сияния в ночном небе. Способ изображения горящей свечи. Творчество Ван Гога, И.Ф .Хруцкого, А.Рублева. |
3 | Искусство в человеке | 9ч | Элементы русских узоров в архитектуре и в одежде. Композиция группового портрета. Знакомство с особенностями фасада русской избы. Посуда, мебель, игрушки. Знакомство с видами народных игрушек. Лодки, корабли. Реки и моря. Изображение пасхального яйца. Знакомство с росписью Гжель. |
4 | Человек в искусстве | 6ч | Создание иллюстраций к сказкам (сказка о Царе Салтане; Царевна Лебедь; Тридцать три богатыря). Иллюстратор-сказочник И.Я.Билибин. Библейский стиль.сказочный мир Соломоко. Музеи-заповедники Кижи, Талашкино. |
ИТОГО: 34 часа
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема | Дата проведения | Условные обозначения | |
по плану | по факту | |||
Природа-главный художник.10ч | ||||
1 | Правила поведения на уроке ИЗО. Новые возможности карандашей, пастели. Повторение. Линия, штрих. | 4.09 | ||
2 | Космос. Построение звезд. Повторение. Линейная перспектива. | 11.09 | ИКТ | |
3 | Созвездия. Способы изображения созвездий. Повторение. Композиция. | 18.09 | ||
4 | Знакомство с орнаментом. Способы его построения. Тестовая работа. | 25.09 | Тест | |
5 | Знакомство и работа с чертежным инструментом. | 2.10 | ИКТ | |
6 | Фантастический орнамент. | 9.10 | ||
7 | Изображение фантастического животного. | 16.10 | ИКТ | |
8 | Мечты и тайны художника-фантаста. | 23.10 | ||
9 | А звездная даль так манит к себе. Тестовая работа. | 30.10 | Тест | |
10 | Коллективная работа. | 13.11 | ||
Мир цвета 9ч | ||||
11 | Азбука рисования. Изображения света. | 20.11 | ИКТ | |
12 | Передача воздушной перспективы и утреннего настроения в природе. | 27.11 | ИКТ |
13 | Пейзаж. Способы передачи настроения в лунную ночь. | 4.12 | ||
14 | Изображение света далекой звезды. Способ передачи. | 11.12 | ||
15 | Изображение северного сияния в ночном небе. | 18.12 | ||
16 | Изображение горящей свечи. Контрольная работа за 1 полугодие «Мир цвета» | 25.12 | к/р | |
17 | Изображение человека светлой души с горящим сердцем. | 15.01 | ИКТ | |
18 | Творчество великих художников. Тестовая работа. | 22.01 | Тест | |
19 | Резервный урок. | 29.01 | ||
Искусство в человеке 9 ч | ||||
20 | Изображение посуды. Натюрморт. | 5.02 | ||
21 | Изображение ладьи, корабля на реке и море. | 12.02 | ||
22 | Карл Фоберже. Изображение пасхального яйца. | 19.02 | ИКТ | |
23 | Знакомство с росписью «Гжель» | 26.02 | ||
24 | Роспись объемной формы. | 5.03 | ||
25 | Дымковская игрушка. Знакомство с росписью. | 12.03 | ИКТ | |
26 | Роспись объемной формы. Тестовая работа. | 19.03 | Тест | |
27 | В русской избе. | 2.04 | ||
28 | Резервный урок. | 9.04 | ||
Человек в искусстве 6ч | ||||
29 | Создание иллюстрации к сказке. | 16.04 | ||
30 | Базовые формы в композиции. Работа с цветом. Повторение. Композиция в ИЗО. | 23.04 | ИКТ | |
31 | Сказочный мир художника - свободный рисунок. Повторение. Жанры ИЗО. | 7.05 | ||
32 | Сказочный мир художника – заключительная работа. Итоговая контрольная работа. «Искусство в человеке». | 14.05 | ИКТ к/р | |
33 | Знакомство с музеем. Повторение. Орнамент. | 21.05 | ИКТ | |
34 | Резервный урок. | 28.05 |
Информационно-методическое обеспечение.
Учебно-методический комплект (УМК):
1.Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 4 класса / под ред.А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
Литература для учителя:
1.Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. Часть 2 :Издательский дом «Федоров», 2012
2.Аранова С.В. Обучение ИЗО.-СПб.:Каро,2004.
3.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе.-М.:Агаров, 1998.
4.Шоган В.В. Технологии личностно ориентированного урока.-М.,2003.
5. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994
6. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование., 2004
Литература для обучающихся:
- Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников [Текст] / И.В. Тюфанова. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.
- Пантелеев, Г.Н. Декоративное искусство – детям [Текст] / Г.Н. Пантелеев, Д.В. Максимов. - М.: Просвещение, 1976.
- Курочкина, Н.А. Детям о книжной графике [Текст] / Н.А. Курочкина. - СПб.: Детство-ПРЕСС, 2000
- Дубровская, А.В. Приглашение к творчеству [Текст] / А.В. Дубровская. - СПб.: Детство-Пресс, 2002
Адреса электронных ресурсов:
- www. zankov.ru /Ашикова С.Г. Программа по изобразительному искусству.
- htth//www.informika/ru/text/goscom/ Концепция модернизации российского образования на период до 2100года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 класса
Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство» автора С.Г. Ашиковой. ...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 1 класса (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т. А. Копцевой «Изобразительное искусство» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена основе следующих нормативно-правовых документов: - Федерального государственного образовател...
индивидуальная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающегося 4 класса УО (вариант 1)
Рабочая программа для индивидуального обучающегося по программе УО вариант 1...
Рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Предметные результаты: 1) знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, н...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся 4 класса с ЗПР на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с задержкой психического развития (далее с ЗПР) для 4 класса разработана на основе:- федерального государственного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 3-4 классов по обновленной программе ФГОС НОО
Программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ...