Рабочая программа по технологии 4 класс ФГОС
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему


Представлена рабочая программа по технологии. Школа России ФГОС для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_4b_klass_2015-2016.docx51.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 213

с углубленным изучением английского языка

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Согласовано

на методическом объединении

«___»______________ 20___ г.

Председатель МО

___________ / _____________ /

«Принято»

Заседание педсовета ГБОУ СОШ № 213

Протокол № ____ от

«___»______________ 20___ г.

«Утверждаю»        

Директор ГБОУ СОШ № 213 Чиненов Д.В.

 Приказ № _____ от  «___»______________ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

для 4 «Б» класса

«Школа России»

                                                              на 2015/2016учебный год

Разработал

учитель начальной школы

Евстигнеева Татьяна Александровна

Педагогический стаж – 21 год

                                                              Санкт-Петербург

2015

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА _________________________        3

1. Статус документа        __________________________________  3

2. Общая характеристика курса        ____________________    3

3. Особенности контингента обучающихся данного класса __  5

4. Цели обучения        __________________________________  6

5. Задачи обучения        __________________________________ 7

6. Место и роль курса в учебном плане ОУ        ____________   7

7. Используемый УМК        ______________________________ 8

8. Изменения, внесенные в программу        _________8

9. Используемые технологии и формы организации обучения  8

10. Виды и формы промежуточного, итогового контроля        ____9

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА        _________________10

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН        _________________14

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН        _____________15

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ___30

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ________30

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ_30

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ        ______________________________31

Пояснительная записка

  1. Статус документа

                Рабочая программа по технологии для 4 «Б» класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Рос-сийской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 с изменениями на 18.12.2012;
  • Примерная программа, созданная на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
  • Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования России от 09.03.2004г. №1312;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования.
  • Образовательная программа НОО ГБОУ СОШ № 213;
  • учебный план ГБОУ СОШ № 213 на 2015/ 201 учебный год
  • методические рекомендации авторов-разработчиков УМК «Школа России»              ( Научный руководитель УМК Плешаков А.А.) Сборник рабочих программ: УМК «Школа России»  – М.: Просвещение, 2011. – 528 с.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Теоретической основой данной программы являются:

  • системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.):
  • теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.

Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
  • овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
  • знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
  • знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы:
  • учатся экономно расходовать материалы;
  • осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
  • учатся преимущественно конструкторской деятельности;
  • знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

3. Особенности контингента обучающихся данного класса

ХАРАКТЕРИСТИКА 4 «Б» класса

на начало учебного года (2015-2016) На начало учебного года – 34 учащихся :12 мальчиков , 22 девочка.

Все дети на момент поступления в школу достигли возраста 6,5 лет.

Общественная и познавательная активность учащихся высокая. В коллективе поддерживается доброжелательная обстановка, которая помогает каждому быть значимым, создает творческий настрой на совместную деятельность, стимулирует личную инициативу ребят, воспитывает терпимость к чужим ошибкам.

У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Отношение к учёбе положительное, осознание важности учёбы для дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы с одноклассниками и родителями.

Для данного класса планируется включить занятия и упражнения на развитие социальных умений и навыков, мотивации на совместную деятельность, усиление самостоятельной роли учащихся в подготовке, проведении, обсуждении результатов своей деятельности. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять развитию навыков коммуникации, построения монологического высказывания, выработке произвольного внимания как наиболее проблемного  для данного класса

4. Цели обучения        

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда

5.  Задачи обучения

  • духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социачьно-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

  • внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку:
  • умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
  • коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
  • первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места:
  • первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
  • творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

6.  Место и роль курса в учебном плане ОП

На изучение технологии в 4 классе отводится 1 час в неделю.

.

7. Используемый УМК

Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Технология. 4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

8. Изменения, внесенные в программу

        (нет)

9. Используемые технологии и формы организации обучения

Педагогические условия и средства реализации стандарта:

Формы: урок.

Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала;
  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  • -комбинированный урок;
  • -урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок –  сообщение новых знаний
  • урок-закрепление знаний
  • урок-повторение знаний
  • урок – игра
  •  проверка знаний

Учебное оборудование:

  •  техические средства (  проектор, компьютер, магнитофон)
  •  учебные  (столы, доска)
  • Собственно учебные средства:
  •  наглядные пособия (таблицы,учебные картины, портреты писателей, схемы ,плакаты , таблички с терминами).

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии  и принципы обучения:

  Традиционные технологии:

 - Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);

-Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-Игровые технологии.

Технологии развивающего обучения:

-Система развивающего обучения Л.В. Занкова;

- Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова.

Принципы обучения:

  • Принцип научности обучения
  • Связи теории с практикой
  • Системности
  • Принцип сознательности и активности в обучении
  • Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
  • Принцип наглядности
  • Доступность обучения
  • Принцип прочности усвоения знаний

10. Виды и формы промежуточного, итогового контроля        

        

Формы контроля: опрос (фронтальный, индивидуальный), тест, проверочная работа.

Формы подведения итогов:

  • Индивидуальный и фронтальный опрос
  • Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
  • Работа в паре, в группе

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

№п/п

Наименование компетенций

Содержание

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания

трудовая деятельность и ее значение  в жизни человека; элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды); анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса; элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение); выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия; работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей; культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка); освоение навыковв самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

общее понятие о материалах, их свойствах, происхождение; подготовка материалов к работе и их экономное расходование; инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования; общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.); называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей, раскрой деталей, сборка изделия или его деталей; умение заполнять технологическую карту; выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России;

3

Конструирование и моделирование.

общее представление о конструировании изделий; конструирование и моделирование изделий из материалов по образцу, простейшему чертежу или эскизу; понятие о конструкции изделия; виды и способы соединения деталей; основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

4

Практика работы на компьютере.

информация, ее отбор, анализ и систематизация; способы получения, хранения, переработки информации; назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации; соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; работа с простыми и информационными объектами (текст, таблица, рисунок, схема): преобразование, создание, сохранение, удаление; создание небольшого текста по интересной детям тематике; вывод текста на принтер; использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

Результаты изучения курса.

      Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные результаты.

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и на¬ ходить выходы из спорных ситуаций.

8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты.

1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета,  готовить своё выступление и выступать с аудио-,  видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами комму¬никации и составлять тексты в устной и письменной форме.

7. Овладение логическими действиями сравнения,  анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты.

В результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на ступени начального общего образования:

• получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной средеобитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;

• получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

• получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;

• научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно – декоративных и других изделий.

Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда, самообслуживание:

Выпускник научится:

• иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;

• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в практической деятельности;

• планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

• выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Выпускник получит возможность научиться:

• уважительно относиться к труду людей;

• понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;

• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов.Элементы графической грамоты.

Выпускник научится:

• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

• применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Выпускник получит возможность научиться:

• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Конструирование и моделирование:

Выпускник научится:

• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;

• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

• соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;

• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере:

Выпускник научится:

• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

• создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы, темы

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Как работать с учебником (1 ч.)

1

2

Человек и земля (21 ч.)

3

Человек и вода (3 ч.)

4

Человек и воздух (3 ч.)

5

Человек и информация (6 ч.)

Всего:

За год:

34


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

урока п/п

Раздел программы, темы уроков

(элементы содержания)

Тип урока

Средства обучения

(включая ИКТ)

Контроль

Задания

для учащихся

Планируемые

сроки

1

Инструктаж по ТБ.Как работать с учебником 1ч

Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы.

комбинированный

учебник,

технологические

карты,

компьютер,

технический материал для изготовления поделок,

компьютерная презентация

технологические

карты,

наблюдение, самооценка,

презентация

работы

1 неделя сентября

2-3

Человек и земля

Вагоностроительный завод (2 ч.)

Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения.

Изделие "Кузов вагона"

Изделие "Пассажирский вагон". Знакомство с производственным циклом изготовления вагона.

Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова.

комбинированный

учебник,

технологические

карты,

компьютер,

технический материал для изготовления поделок,

компьютерная презентация

технологические

карты,

наблюдение, самооценка,

презентация

работы

Изделия: “Ходовая часть (тележка)”, “Кузов вагона”, “Пассажирский вагон”

2-3 неделя сентября

4-5

Полезные ископаемые (2 ч.)

Изделие "Буровая вышка"

Изделие "Малахитовая шкатулка"

Изонить.

 Знакомство с полезными ископаемыми ( в том числе и с используемыми для изготовления предметов искусства), способами их добычи и расположением месторождений на территории России (в том числе и Ленинградской области)

Понятия: полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга, поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика.

Профессия: геолог, буровик, мастер по камню.

комбинированный

учебник,

технологические

карты,

компьютер,

технический материал для изготовления поделок,

компьютерная презентация

технологические

карты,

наблюдение, самооценка,

презентация

работы

Изделия: “Буровая вышка”, “Малахитовая шкатулка”

4-5 неделя сентября

1 неделя октября

6-7

Автомобильный завод (2 ч.)

Знакомство с производственным циклом Изделие  “Камаз”.

Изделие "Кузов грузовика"

Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами.

Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция.

комбинированный

учебник,

технологические

карты,

компьютер,

технический материал для изготовления поделок,

компьютерная презентация

технологические

карты,

наблюдение, самооценка,

презентация

работы

Изделия: “КамАЗ”, “Кузов грузовика

2-3неделя октября

8-9

Монетный двор (2ч.)

Знакомство с основами чеканки медалей.

Изделие "Стороны медалей"

Изделие "Медаль"

 Овладевать новым приемом – тиснение по фольге. Работа с металлизированной бумагой – фольгой.

Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литье, тиснение.

комбинированный

учебник,

технологические

карты,

компьютер,

технический материал для изготовления поделок,

компьютерная презентация

технологические

карты,

наблюдение, самооценка,

презентация

работы

Изделия: “Стороны медали”, “Медаль”

4-5  неделя октября

10-11

Фаянсовый завод (2 ч.)

Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды.

Изделие "Основа для вазы"

Изделие "Ваза"

Текст "Как создается фаянс"

Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса.

Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор.

Профессия: скульптор, художник.

комбинированный

учебник,

технологические

карты,

компьютер,

технический материал для изготовления поделок,

компьютерная презентация

Тест:“Как создается фаянс”

технологические

карты,

наблюдение, самооценка,

презентация

работы

Изделия: “Основа для вазы”, “Ваза”

3-4неделя ноября

12-13

Швейная фабрика (2ч.)

Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике.

Изделие "Прихватка"2 ч.

Новогодняя игрушка.

Изделие "Птичка"

Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем.

Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик.

Понятия: кустарное производство, швейная фабрика, лекало, транспортер, мерка, размер, мягкая игрушка.

комбинированный

учебник,

технологические

карты,

компьютер,

технический материал для изготовления поделок,

компьютерная презентация

технологические

карты,

наблюдение, самооценка,

презентация

работы

Изделия: “Прихватка”, “Новогодняя игрушка”, “Птичка”

5 неделя

ноября, 1 неделя декабря

14-15

Обувное производство (2 ч.)

Виды обуви.Ее назначение.

Виды материалов, используемых для производства  обуви.

Знакомство с технологическим процессом производства обуви.

Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и ее назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса).

Профессия: обувщик.

Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви.

комбинированный

учебник,

технологические

карты,

компьютер,

технический материал для изготовления поделок,

компьютерная презентация

технологические

карты,

наблюдение, самооценка,

презентация

работы

Изделия: “Модель детской летней обуви”

2-3 неделя декабря

16-17

Деревообрабатывающее производство (2 ч.)

Знакомство с новым материалом – древесиной

Правила работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины.

Лесенка- опора для растений.

Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека.

Профессия: столяр.

Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк.

комбинированный

учебник,

технологические

карты,

компьютер,

технический материал для изготовления поделок,

компьютерная презентация

технологические

карты,

наблюдение, самооценка,

презентация

работы

Изделия: “Технический рисунок лесенки-опоры для растений”, “Лесенка-опора для растений

4 неделя декабря

3 неделя января

18-19

Кондитерская фабрика (2ч.)

Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий,

Изделие  "Пирожное картошка"

Изделие "Шоколадное печенье"

Технология производства шоколада из какао-бобов. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного картошка и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи и пользования газовой плитой.

Профессии: кондитер, технолог-кондитер.

Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тертое, какао-масло, конширование.

комбинированный

учебник,

технологические

карты,

компьютер,

технический материал для изготовления поделок,

компьютерная презентация

технологические

карты,

наблюдение, самооценка,

презентация

работы

Изделия: “Пирожное “Картошка””, “Шоколадное печенье”

Тест:“Кондитерские изделия”

4-5 неделя января

20-21

Бытовая  техника (2 ч.)

.Правила эксплуатации бытовой техники,

Изделие "Настольная лампа"

Изделие "Абажур"

Изделие "Кусудама"

Работа с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи.

Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер.

Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж.

”.

Знакомство с понятием “бытовая техника” и её значение в жизни людей

комбинированный

учебник,

технологические

карты,

компьютер,

технический материал для изготовления поделок,

компьютерная презентация

технологические

карты,

наблюдение, самооценка,

презентация

работы

Изделия: “Настольная лампа”, “Абажур. Сборка настольной лампы”

Тест: “Правила эксплуатации электронагревательных приборов

2,-3неделя февраля

22

Тепличное хозяйство (1ч.)

Тепличное хозяйство.

Знакомство с видами теплиц.

Уход за растениями.

 Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растений. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.

Профессия: агроном, овощевод.

Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника.

комбинированный

учебник,

технологические

карты,

компьютер,

технический материал для изготовления поделок,

компьютерная презентация

технологические

карты,

наблюдение, самооценка,

презентация

работы

Изделие: “Цветы для школьной клумбы”

4неделя февраля

23

Человек и вода (3 ч.):

Человек и вода. Водоканал

Изделие "Фильтр для очистки воды"

Значение воды в жизни человека и растений.

Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струеметра.

Понятия:водоканал, струеметр, фильтрация, ультрафиолетовые лучи.

комбинированный

учебник,

технологические

карты,

компьютер,

технический материал для изготовления поделок,

компьютерная презентация

технологические

карты,

наблюдение, самооценка,

презентация

работы

Изделие: “Фильтр для очистки воды”

5 неделя февраля

24

Порт

Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту

Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов.

Изделие "Канатная лестница"

Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами.

Профессия: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач.

Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел.

комбинированный

учебник,

технологические

карты,

компьютер,

технический материал для изготовления поделок,

компьютерная презентация

технологические

карты,

наблюдение, самооценка,

презентация

работы

Изделие: “Канатная лестница”

1 неделя марта

25

Узелковое плетение (1ч.)

Знакомство с правилами работы и последовательностью

Изделие: “Браслет”

Создания изделий в технике “макраме”. Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов морских узлов и узлов в технике  “макраме”.

Понятие: макраме.

комбинированный

учебник,

технологические

карты,

компьютер,

технический материал для изготовления поделок,

компьютерная презентация

технологические

карты,

наблюдение, самооценка,

презентация

работы

Изделие: “Браслет”

2неделя марта

26-28

Человек и воздух (3ч)

Самолетостроение. Ракетостроение

Изделие: “Самолет”,

Изделие “Ракета-носитель”, Изделие “Воздушный змей”

Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолетов и космических ракет, конструкция самолета и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолета из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором.

Летательный аппарат. Воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея.

Профессии: летчик, космонавт.

Понятия: самолет, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета; каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор.

комбинированный

учебник,

технологические

карты,

компьютер,

технический материал для изготовления поделок,

компьютерная презентация

технологические

карты,

наблюдение, самооценка,

презентация

работы

Изделие: “Самолет”, “Ракета-носитель”, “Воздушный змей”

3 неделя марта, 1-2 неделя апреля

29

Человек и информация (6 ч.)

Создание титульного листа (2 ч.)

Изделие: “Титульный лист”

Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании.

Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник.

Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный лист.

комбинированный

учебник,

технологические

карты,

компьютер,

технический материал для изготовления поделок,

компьютерная презентация

технологические

карты,

наблюдение, самооценка,

презентация

работы

Изделие: “Титульный лист”

3 неделя апреля

30

Работа с таблицами

Повторение правил работы на компьютере.

Создание таблицы в программе MicrosoftWord.

Изделие: работа с таблицами

Понятия: таблица, строка, столбец.

.

комбинированный

учебник,

технологические

карты,

компьютер,

технический материал для изготовления поделок,

компьютерная презентация

технологические

карты,

наблюдение, самооценка,

презентация

работы

Изделие: работа с таблицами

4 неделя апреля

31

Создание содержания книги ИКТ на службе человека

“Издаем книгу”

Работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере..

комбинированный

учебник,

технологические

карты,

компьютер,

технический материал для изготовления поделок,

компьютерная презентация

технологические

карты,

наблюдение, самооценка,

презентация

работы

Формирование содержания книги “Дневник путешественника” как итогового продукта годового проекта “Издаем книгу”

5неделя апреля

32-33

Переплётные работы (2 ч.)

Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками втачку (в пять проколов).

Изделие: Книга

“Дневник путешественника”

 Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплета дневника и оформление обложки по собственному эскизу.

Понятия: шитье втачку, форзац, переплетная крышка, книжный блок.

комбинированный

учебник,

технологические

карты,

компьютер,

технический материал для изготовления поделок,

компьютерная презентация

технологические

карты,

наблюдение, самооценка,

презентация

работы

Изделие: Книга “Дневник путешественника”

Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года.

2-3 неделя мая

34

Обобщающий урок


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

1.Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

2.Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

3.Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.

4.Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

5.Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

- представление и самооценка собственной работы

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Программа

Завершенная предметная линия учебников «Технология» авт. Роговцева Н.И. "Школа России"

Основная литература

Базовый учебник

Методическое пособие для ученика

Инструмент по

отслеживанию

результатов

работы

Учебно-методические пособия

для учителя

Школа России”. Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей

общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011 Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Технология. Рабочие программы. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

.

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ

Лист коррекции 4 Б класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по технологии по ФГОС 1 класс( Школа России)

рабочая программа по технологии по ФГОС  1 класс...

Рабочая программа по технологии Узорова. ФГОС. 4 класс. Планета Знаний.

Программа включает следующие  разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...

Рабочая программа по технологии по ФГОС

Рабочая программа составлена к УМК "Школа 21 века"...

Рабочая программа по технологии по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по технологии...

рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС технология

рабочая программа ПНШ  3 класс ФГОС технология...

Рабочая программа по технологии ПНШ ФГОС 1-4 класс

Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...

рабочая программа ПНШ 4 класс ФГОС технология

рабочая программа ПНШ  4 класс ФГОС технология...