"Художественный труд"
календарно-тематическое планирование по технологии (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Художественный труд» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов.
Цель :
гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи курса:
- развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
- формировать прикладные умения и навыки;
- воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Общая характеристика курса
Методологической основой курса является системно- деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально- творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно- нравственному воспитанию младшего школьника.
На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
- творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творчество: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие метапредметных умений.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков.
Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся.
Содержание курса
Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.).
Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить
предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации - книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества,
определяющего социальную роль ребенка.
Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.
Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий.
В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде
схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача каждого занятия - освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии.
Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Курс «Художественное творчество: станем волшебниками»
является логическим продолжением основного курса «Технология», разработанного в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Также программа «Художественное творчество» дополнена заданиями информационно- практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет пространстве. Детям предлагаются разные виды работы - от поиска информации до ведения собственной интернет- странички на сайте Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru),
посвященном предметной области «Технология».
Содержание программы рассчитано на 34 часа в каждом учебном году (1- 4 классы). Программа имеет блочный принцип .
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно- творческой деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно- творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки
и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия
в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно- творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек
зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся
получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, интеллект,
фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией
Учебно – методическое обеспечение курса
- Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: рабочая тетрадь по технологии для 2 класса. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. - 64 с.
- Цирулик Н. А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.г
- Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. -М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2011
- Интернет- сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru
- Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Собачки», «Цветы», «Деревья
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Кол-во часов | Дата | Тема урока | ||||
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Личностные УУД | Коммуникативные УУД | ||||
1 | 1 | Отпечатки на пластилине. Вспомним лето Цветы (с.46) | Поиск и выделение необходимой информации из рисунков. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание(как обращаться к учителю, одноклассникам) | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Использовать речь для регуляции своего действия. | Формировать мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развивать готовность к сотрудничеству и дружбе | Уметь слушать и вступать в диалог. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | |
2 | 1 | Аппликация с элементами оригами Цветы (с.4-7) | Извлечение необходимой информации, анализ информации. Установление аналогий | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | Эстетические потребности, ценности и чувства. Уважительное отношение к иному мнению. Доброжелательность | Уметь слушать и вступать в диалог. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | |
3-4 | 2 | Обрывная аппликация Волшебные секреты (с.6-9) | Применять правила и пользоваться инструкциями. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение | |
5-6 | 2 | Обратная пластилиновая мозаика. Фрукты. Деревья (с.31) | Применять правила и пользоваться инструкциями. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | Формировать мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | |
7-8 | 2 | Аппликация из геометрических фигур Собачки (с.24-25) | Построение рассуждения. Применять правила и пользоваться инструкциями. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Использовать речь для регуляции своего действия | Готовность и способность к саморазвитию. Эстетические потребности, ценности и чувства. | Определять общую цель и пути её достижения. Договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности. Предлагать помощь и сотрудничество. | |
9 | 1 | Аппликация из пуговиц Деревья (с.21) | Применять правила и пользоваться инструкциями. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур | Уметь слушать и вступать в диалог. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | |
10-11 | 2 | Динамическая открытка с аппликацией. Собачки (с.38) | Поиск и выделение необходимой информации из рисунков. Анализ информации | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Использовать речь для регуляции своего действия | Готовность и способность к саморазвитию. Принятие образа «хорошего ученика». | Определять общую цель и пути её достижения. Договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности. Предлагать помощь и сотрудничество. | |
12 | 1 | Аппликация из круглых салфеток Деревья (с.29) | Извлечение необходимой информации, анализ информации. Установление аналогий | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату | Готовность и способность к саморазвитию. Эстетические потребности, ценности и чувства. | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | |
13 | 1 | Лепка из соленого теста Собачки (с.28-31) | Ориентироваться в разнообразии способов. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | Уметь корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном | Готовность и способность к саморазвитию. Эстетические потребности, ценности и чувства. | Уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать | |
14-15 | 2 | Моделирование цветов из бумаги и проволоки Цветы (с.36-37) | Извлечение необходимой информации, анализ информации. Установление аналогий | Применять установленные правила в планировании способа решения. Использовать речь для регуляции своего действия | Формировать мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развивать готовность к сотрудничеству и дружбе. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение | |
16-17 | 2 | Выпуклая аппликация из кальки и цветной бумаги. Коллективная работа. Цветы (с.34-35) | Применять правила и пользоваться инструкциями. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату | Готовность и способность к саморазвитию. Эстетические потребности, ценности и чувства | Уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности. Предлагать помощь и сотрудничество. | |
18 | 1 | Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. Фисташковое дерево. Деревья (с.40-41) | Построение рассуждения. Применять правила и пользоваться инструкциями. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Использовать речь для регуляции своего действия | Формировать мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развивать готовность к сотрудничеству и дружбе | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | |
19-20 | 2 | Выпуклая аппликация из гофрированной бумаги Деревья (с.14-15) | Извлечение необходимой информации, анализ информации. Установление аналогий | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату | Готовность и способность к саморазвитию. Эстетические потребности, ценности и чувства. | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | |
21 | 1 | Многослойное торцевание. Садовые цветы. Цветы (с.24-25) | Поиск и выделение необходимой информации из рисунков. Анализ информации. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Использовать речь для регуляции своего действия | Готовность и способность к саморазвитию. Эстетические потребности, ценности и чувства. | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | |
22 | 1 | Торцевание на пластилине. Времена года. Деревья (с.26-27) | Применять правила и пользоваться инструкциями. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату | Формировать мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение | |
23-24 | 2 | Мозаика из ватных комочков. Собачки (с. 18-19) | Построение рассуждения. Применять правила и пользоваться инструкциями | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Использовать речь для регуляции своего действия | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур | Определять общую цель и пути её достижения. Договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности. Предлагать помощь и сотрудничество | |
25 | 1 | Лепка из соленого теста Собачки (с.28-31) | Ориентироваться в разнообразии способов. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | Уметь корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном | Готовность и способность к саморазвитию. Эстетические потребности, ценности и чувства. | Уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать | |
26-27 | 2 | Моделирование из картона. Рамочка для фотографии Собачки (с.42) | Извлечение необходимой информации, анализ информации. Установление аналогий | Применять установленные правила в планировании способа решения. Использовать речь для регуляции своего действия | Формировать мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развивать готовность к сотрудничеству и дружбе | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение | |
28 | 1 | Гофрированные цепочки Цветы (с.18-19) | Извлечение необходимой информации, анализ информации. Установление аналогий | Уметь корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном | Готовность и способность к саморазвитию. Эстетические потребности, ценности и чувства | Уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. | |
29-30 | 2 | Моделирование из гофрированной бумаги Цветы (с.20-23) | Извлечение необходимой информации, анализ информации. Установление аналогий | Уметь корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур. | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | |
31-32 | 2 | Выпуклая мозаика из плотной бумаги Цветы (с.38) | Извлечение необходимой информации, анализ информации. Установление аналогий | Применять установленные правила в планировании способа решения. Использовать речь для регуляции своего действия. | Формировать мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение | |
33 | 1 | Соединение различных техник в одной работе Волшебные секреты (с.48-49) | Применять правила и пользоваться инструкциями. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Использовать речь для регуляции своего действия. | Формировать мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развивать готовность к сотрудничеству и дружбе. | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | |
34 | 1 | Дополнительные материалы по выбору Сайт Страна мастеров | Извлечение необходимой информации, анализ информации. Установление аналогий | Применять установленные правила в планировании способа решения. Использовать речь для регуляции своего действия | Формировать мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | Уметь слушать и вступать в диалог. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Промыслы России. Гжель и Хохлома" урок изобразительного искусства и художественного труда
1. Познакомить с особенность с рисования на стекле. 2. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собст...
Тематическое планирование по УМК "Гармония" 3 класс (ИЗО и художественный труд)
Тематическое планирование по УМК "Гармония" 3 класс (ИЗО и художественный труд)...
Тематическое планирование по УМК "Гармония" 4 класс (ИЗО и художественный труд)
Тематическое планирование по УМК "Гармония"4 класс (ИЗО и художественный труд)...
Рабочая программа и КТП по "ИЗО и художественный труд" 4 класс
Рабочая программа МОУ Беломечетской СОШ № 7 для 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской про...
Изобразительное искусство и художественный труд 2 класс "Обитатели подводного мира"
Урок по программе Б.Неменского...
Рабочая программа и КТП по ИЗО и художественному труду 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство 2 классИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОАвторы: Б. М. Неменский, В. Г. Горяев, Г. Е. Гуров, Л. А. Неме...
Занятие по художественному труду с использованием элементов здоровьесберегающих технологий во 2 классе. Тема: Аппликация «Африка» (верблюд и черепаха).
ЦО № 1085 г.МосквыКлиндухова Л.С.Занятие по художественному труду с использованием элементов здоровьесберегающих технологий во 2 классе.Тема: Аппликация «Африка» (верблюд и черепаха).ЦЕЛЬ ЗАНЯТИ...