Рабочая программа технология 1 класс
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса «Технология» составлена на основе Федерального образовательного стандарта, Примерной программы начального общего образования, разработана в контексте учебного комплекта «Перспективная начальная школа», авторской программы И.Б.Мыловой «Технология», утверждённой МО РФ (базовый уровень) 2010
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 46.01 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ
(1 класс 1 час в неделю, 33 часа)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Технология» составлена на основе Федерального образовательного стандарта, Примерной программы начального общего образования, разработана в контексте учебного комплекта «Перспективная начальная школа», авторской программы И.Б.Мыловой «Технология», утверждённой МО РФ (базовый уровень) 2010, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и нацелена на оптимальное развитие каждого ребенка, его способностей, интересов, склонностей. Данная программа, как и весь учебный комплект, учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется природно-предметной средой.
Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Учебный курс «Технология» является составной частью развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа».
В соответствии с концептуальными положениями системы учебный курс учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом, с удаленностью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приемов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся не только городских, но и сельских школ.
Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.
Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки освоения учащимися конкретных технологических операций.
Предмет «Технология» является опорным в проектировании УУД. В нем все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т. д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, приемов их обработки; анализ конструкций, условий и способов их создания; моделирование, конструирование из различных материалов; решение доступных конструктивно-технологических и творческо-художественных задач, простейшее проектирование, практика работы на компьютере.
В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
С 3 класса в программу включен раздел «Практика работы на компьютере». Он предусматривает первичное использование информационных технологий.
Содержательная часть программы представлена следующими разделами.
В первом разделе «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания» раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды на основе знакомства с особенностями труда, быта, ремесел (включая ремесла родного края), даются первоначальные представления о мире профессий, об эстетической культуре ручного, механизированного и автоматизированного труда; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников, включая самообслуживание, дается общее представление о проектной деятельности.
Освоение обучающими проектной деятельности начинается со 2 класса. Особенность ее содержания состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер. Они объединяют знакомые, легко повторяющиеся действия, ставят близкие и важные для ребенка цели: изготовление движущихся воздушных и плавающих игрушек и моделей, макетов архитектурных построек. Организуя проектную деятельность, важно активизировать детей на самостоятельное обоснование проекта, выбор конструкции, отбор материалов и их экономное расходование, продумывание плана и последовательности проведения работ.
Содержание данного раздела изучается в контексте с другими содержательными линиями.
Во втором разделе «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» дается информация о материалах, которые будут обрабатывать школьники, перечислены инструменты и приспособления для их обработки, технологические операции, подлежащие освоению, указаны виды практических работ.
Информация о видах и применении материалов сопровождается заданиями, цель которых - наблюдение и опытное исследование свойств этих материалов. Программой предусмотрено не только знакомство со свойствами одного материала, но и сравнение одних и тех же свойств разных материалов, например бумаги и картона, бумаги и ткани, пластилина и глины, что содействует обоснованному выбору обработочных операций. Раздел содержит сведения и о подготовке материалов к работе.
Предлагаемый программой перечень практических работ и объектов труда может быть изменен с учетом региональных особенностей, национальных традиций, наличия природных (искусственных, синтетических) материалов.
На изготовление рекомендуемых изделий может быть затрачено от одного до трех уроков.
Третий раздел «Конструирование и моделирование» содержит информацию о современном транспорте, в нем делается акцент на чтении схем и простейших чертежей, обеспечивающих конструирование и моделирование несложных технических объектов, естественным результатом изготовления которых является проверка их в действии на уроках технологии и других предметах.
Четвертый раздел «Практика работы на компьютере» предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников, с которыми обучающиеся целенаправленно работают (включая Интернет).
Учебные материалы для 4 класса позволяют организовать практическую работу детей с электронными справочниками (для формирования первоначальных умений по поиску информации с использованием электронных справочников и энциклопедий).
Программа предполагает обучение младших школьников умению организовать работу по самообразованию с использованием программных средств. В частности, дети учатся работать с тренажерами.
Особое внимание при изучении вышеуказанных разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям.
Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и с коллективной работой, что особенно актуально для малокомплектных классов сельской школы.
Готовые изделия используются на других уроках, при организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений, для подарков родителям, детским садам, ученикам младших классов.
Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, цель которой – формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой задачи рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), посещать местные музеи декоративно-прикладного творчества, выставки.
Для успешной реализации программного материала следует проводить эвристические беседы в сочетании с поисковой исследовательской деятельностью детей для получения новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиске возможных и рационных способов их обработки, правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции, конструкции.
Основными задачами курса являются:
• Развитие учебно-познавательной активности ребенка:
мыслительной, эмоциональной, двигательно-опорной, культурно-этической.
• Развитие личности ребенка. Развитие воображения, мышления, интеллекта, фантазии, художественного вкуса, технического мышления и конструкторских способностей.
• Формирования навыков общения и коллективной деятельности.
• Воспитание уважительного отношения к человеку труда.
• Развитие и совершенствование ручной умелости, мелкой моторики рук, расширение сенсорного опыта, формирование умений в области технологической обработки доступных детям материалов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа»(вариант 1), курс окружающего мира представлен в предметной области «Технология». На изучение технологии в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, всего 135 часов, из них в первом классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2, 3 и 4 классах 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Особое внимание в данной программе уделяется воспитанию ребенка в тесной связи с традициями той социальной среды, в которой он родился, в которой жили поколения его предков. В содержании заданий широко используется опыт народного прикладного творчества, раскрываются истоки ремесел, обычаев, традиций и взаимоотношений с миром природы и вещей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. | 1) роль трудовой деятельности в жизни человека; 2) содержание труда людей ближайшего окружения; 3) область применения и назначение инструментов: карандаша ТМ, ножниц, кисточки для клея, фальцовки, стека, швейной иглы, булавки с колечком; 4) область применения и назначения приспособлений: шаблона, подкладного листа и доски, наперстка, пялец. |
Уметь | 1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | 1)1)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 222) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 333)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; | 1) осуществлять организацию рабочего места под руководством учителя; 2) составлять словесный план собственной трудовой деятельности; 3) получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец, рисунки (на бумажных носителях); 4) изготавливать изделия из доступных материалов (цветной, альбомной бумаги, сухих листьев, веточек, семян, соцветий растений, шишек, желудей, скорлупы грецких орехов, натуральной ткани, ниток, пластилина) по сборочной схеме; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам; 5) соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия под контролем учителя; 6) создавать модели несложных объектов из природных материалов; 7) осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, вышивкой «вперед иголку», «вперед иголку с перевивом», плетеным узором, природными материалами. |
Приме-нять | 1) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 2) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | 1)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 2)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 3) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 4)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 5) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 6) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | 1) применения информации для решения различных задач; 2) выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды); 3) соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами; 4) создание различных предметов по собственному замыслу из бумаги, природных и текстильных материалов, пластилина; 5)осуществление сотрудничества в совместной работе. |
Содержание учебного предмета, курса
Общетрудовые знания, умения и способы деятельности Трудовая деятельность в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира, их назначение. Содержание труда людей ближайшего окружения. Профессии моей семьи и ближайшего окружения, связанные с созданием предметов рукотворного мира.
Процесс труда: организация рабочего места под руководством учителя. Последовательное выполнение технологических операций под контролем учителя. Обсуждение безопасных приемов труда при работе с ножницами, иглами, булавками, правила личной гигиены.
Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)
Многообразие материалов и область их применения.
Природные материалы
Растительные природные материалы: листья, веточки, семена растений, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, соцветия чертополоха, репейника. Выбор материала для изготовления изделия по
его свойствам: цвет, форма, размер. Подготовка материала к работе. Бережное использование природного материала.
Искусственные материалы
Пластилин. Назначение. Выбор материала по его свойствам: пластичность, способность сохранять форму. Экономное расходование материала при лепке.
Бумага. Виды бумаги и ее использование на уроках: газетная, обложечная, альбомная, цветная для аппликаций. Выбор бумаги по ее свойствам: цвет, блеск, прозрачность, фактура поверхности. Экономное расходование бумаги при разметке деталей по шаблонам и вырезании на глаз симметричных форм.
Текстильные материалы. Общее понятие о ткани. Ткани растительного происхождения, их виды и использование. Свойства ткани: цвет, фактура поверхности, прочность. Экономное расходование ткани при разметке по выкройке деталей прямоугольной формы.
Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач: под руководством учителя определение формы, размеров деталей, способов их соединения по образцу изделия в сборе и деталях, установление пространственных отношений между деталями; обсуждение последовательности изготовления изделия по сборочной схеме. Понятия: изделие, деталь, форма, размер, материал, инструмент, приспособление, подкладной лист и доска, разметка, шаблон, фальцовка, стека, булавка с колечком, наперсток, пяльцы, нити долевые и поперечные, шов «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом», бахрома. Ткань, лен, хлопок. Сминать, размачивать, скатывать, обрывать, складывать, переплетать, разминать, раскатывать, приплющивать. Свойства: цвет, блеск, прозрачность, прочность, фактура поверхности.
Использование измерений для решения практических задач: разметка заготовок деталей сгибанием по шаблону
Изготовление изделий из бумаги (13 ч)
Краткая характеристика операций обработки бумаги: сминать - делать мятой всю поверхность; размачивать — размягчить; скатывать - свернуть в трубку или собрать в шарик; обрывать — делать край неровным; складывать — делить на части; размечать по шаблону - обвести внешний контур предмета; резать — отделить от целого.
Инструменты и приспособления: карандаш ТМ, ножницы, кисточка для клея, фальцовка, шаблон, подкладной лист.
Основные способы соединения деталей изделия: склеить, переплести.
Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам: выбор заготовки с учетом размеров изделия; экономная разметка заготовок; сминание заготовки;
размачивание комка бумаги в воде; скатывание мятой заготовки в трубку или шарик, обрывание заготовки по контуру; складывание и сгибание заготовок; вырезание бумажных деталей; плетение из бумажных полос; соединение деталей изделий склеиванием; декоративное оформление изделия аппликацией, плетеным узором.
Создание изделий по собственному замыслу.
Варианты объектов труда: пригласительные билеты, конверты, закладки для книг, снежинки, игрушки, изделия в технике оригами, декоративные композиции.
Изготовление изделий из природных материалов (8 ч)
Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов: собирать материал в сухую погоду, очищать от пыли, сортировать по цвету, размеру, форме. Сушить листья под прессом. Хранить материалы в конвертах и коробках. Наклеивать композиции из природного материала на картон. Соединять объемные детали из природного материала пластилином, клеем, на шпильках.
Инструменты и приспособления: ножницы, кисточка для клея, подкладная доска.
Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из природных материалов по сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шпильках; сборка изделия.
Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых природных форм, создание декоративных композиций в технике аппликационных работ.
Варианты объектов труда: изготовление гербария, моделей объектов окружающего мира (насекомые, паукообразные), сказочных персонажей (Баба Яга и т. п.), декоративных композиций.
Изготовление изделий из пластичных материалов (2 ч)
Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов: делить брусок пластилина на глаз, разминать материал для повышения пластичности, скатывать круглые формы, раскатывать до получения удлиненных форм, вдавливать, соединять детали прижиманием.
Инструменты и приспособления: стеки, подкладная доска.
Практические работы. Изготовление изделий из пластилина: подготовка материала к работе, формообразование деталей изделия и их соединение, использование природного материала для оформления изделия.
Создание изделий по собственному замыслу: создание моделей объектов живой природы.
Варианты объектов труда: изготовление моделей предметов живой природы (овощи, фрукты, животные).
Изготовление изделий из текстильных материалов (8 ч)
Краткая характеристика операций обработки материалов: отмерять нитку, вдевать нитку в ушко иголки, закреплять конец нитки узелком, размечать по выкройке квадратную заготовку на ткани, резать ножницами на столе, выдергивать долевые и поперечные нити по краям тканевой заготовки, образуя бахрому. Способы выполнения ручных швов: «вперед иголку», «вперед иголку с перевивом».
Инструменты и приспособления: иглы, булавки с колечком, ножницы, наперсток, пяльцы.
Практические работы. Изготовление плоских изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров изделия; разметка ткани; резание ножницами по линиям разметки, клеевое соединение. Декоративное оформление изделия вышивкой, фурнитурой.
Создание изделий и декоративных композиций.
Варианты объектов труда: закладки для книг, чехол для стакана, декоративные салфетки, декоративные композиции.
Домашний труд (2 ч)
Уход за одеждой. Правила ухода за одеждой.
Практические работы. Мелкий ремонт одежды с использованием текстильных материалов: приемы пришивания пуговиц с двумя отверстиями.Декоративное оформление предметов быта и жилища. Традиции и характерные особенности культуры и быта народов России.
Практические работы. Декоративное оформление жилища изделиями из бумаги и ткани. Оформление домашних праздников: разработка и изготовление пригласительных билетов.
№ п/п | Тематический блок с указанием количества часов на его освоение | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Изготовление изделий из бумаги (13 ч) | • рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека; • различать предметы рукотворного мира; • выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее места по окончанию работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями); • использовать приобретенные знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий; • анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение; • организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя); • экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку; • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластичных, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки; • анализировать устройство изделия, определять его назначение; • выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя; • конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы. | • бережно относиться к природе как источнику сырья; • выполнять технологический процесс изготовления поделки с опорой на рисунок, схему (под руководством учителя); • анализировать устройство изделия, определять его назначение и изготавливать (под руководством учителя); • работать в коллективе. | |
Изготовление изделий из природных материалов (8 ч) | • рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека; • различать предметы рукотворного мира; • выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее места по окончанию работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями); • использовать приобретенные знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий; • анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение; • организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя); • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластичных, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки; • анализировать устройство изделия, определять его назначение; • выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя; • конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы. | • бережно относиться к природе как источнику сырья; • выполнять технологический процесс изготовления поделки с опорой на рисунок, схему (под руководством учителя); • анализировать устройство изделия, определять его назначение и изготавливать (под руководством учителя); • работать в коллективе. | |
Изготовление изделий из пластичных материалов (2 ч) | • рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека; • различать предметы рукотворного мира; • выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее места по окончанию работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями); • использовать приобретенные знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий; • анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение; • организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя); • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластичных, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки; • анализировать устройство изделия, определять его назначение; • выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя; • конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы. | • бережно относиться к природе как источнику сырья; • выполнять технологический процесс изготовления поделки с опорой на рисунок, схему (под руководством учителя); • анализировать устройство изделия, определять его назначение и изготавливать (под руководством учителя); • работать в коллективе. | |
Изготовление изделий из текстильных материалов (8 ч) | • рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека; • различать предметы рукотворного мира; • выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее места по окончанию работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями); • использовать приобретенные знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий; • анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение; • организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя); • понимать приемы безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл, булавок с колечком; • экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку; • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластичных, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки; • анализировать устройство изделия, определять его назначение; • выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя; • конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы. | • бережно относиться к природе как источнику сырья; • выполнять технологический процесс изготовления поделки с опорой на рисунок, схему (под руководством учителя); • анализировать устройство изделия, определять его назначение и изготавливать (под руководством учителя); • работать в коллективе. | |
Домашний труд (2 ч) | • рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека; • различать предметы рукотворного мира; • выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее места по окончанию работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями); • использовать приобретенные знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий; • анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение; • организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя); • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластичных, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки; • анализировать устройство изделия, определять его назначение; • выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя; • конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы. | • бережно относиться к природе как источнику сырья; • выполнять технологический процесс изготовления поделки с опорой на рисунок, схему (под руководством учителя); • анализировать устройство изделия, определять его назначение и изготавливать (под руководством учителя); • работать в коллективе. |
№п/п | Тема урока | Учебные действия | УУД | Стр уч-ка | Цели и задачи | ||||
Изготовление изделий из природных материалов. (8 часов) | |||||||||
1 | Подготовка материала к работе: сбор, сушка, хранение. Заготовки для аппликаций и объемных изделий. | Знать правила сбора, обработки, хранения природных материалов, уметь выполнять заготовки для аппликаций и объемных изделий. | Познавательные: принимать и удерживать готовую учебную задачу, выполнять отдельные операции учебной задачи и действовать по готовому алгоритму, сравнивать объекты по критериям, понимать, читать и воспроизводить модели по образцу. Регулятивные: удержание цели урока, работа по плану, исправление ошибок в своей работе, сравнивая с образцом. Коммуникативные: слушать и слышать учителя и понимать инструкцию, соблюдать правила техники безопасности, участвовать в коллективном создании замысла. Личностные: принимать позицию учащегося, положительно относиться к школьным занятиям. | 16-17 | Учить правилам сбора, обработки, хранения природных материалов. | ||||
2 | Техника приклеивания засушенных растений. Аппликация. | Знать технику работы с природным материалом, уметь выполнять аппликацию сиз засушенных растений. Понятие «аппликация». | 18-20 | Познакомить с техникой работы с природными материалами. Выполнить аппликацию из засушенных растений. | |||||
3 | Аппликация из опилок и стружки. | Знать технику работы. Уметь выполнять аппликацию. | Познакомить с техникой работы с природными материалами. Выполнить аппликацию из опилок и стружки. | ||||||
4 | Мозаика из семян. | Знать правила работы с пластичными материалами, с несъедобными семенами и косточками растений. Уметь выполнять мозаику. Понятие «мозаика». | 21 | Формировать умение работы с пластичными материалами, выполнять мозаику из семян. | |||||
5,7 | Объемное моделирование из птичьих перьев «Птенчик в гнезде». Объёмное моделирование из сухой травы.Беседа: Соломенная кукла — закрутка — старинная народная игрушка. | Знать правила выполнения объемных изделий, соединения с помощью пластилина. Уметь выполнять объёмные модели из готовых природных форм. | 22-23 | Формировать умение работы с природными материалами и пластилином. | |||||
6,8 | Объёмное моделирование из еловых шишек. Объёмное моделирование «Баба Яга» | Знать правила выполнения объемных изделий, соединения с помощью пластилина. Уметь выполнять объёмные модели из готовых природных форм. | 76-78 | Формировать умение работы с природными материалами и пластилином. Воспитание бережного отношения к природе. | |||||
Изготовление изделий из бумаги и картона (11 часов) | |||||||||
9 | Виды бумаги и картона. Трудовая деятельность в жизни человека. Беседа «Из истории бумаги». . | Знать виды бумаги и картона, Т.Б. При работе с различными инструментами, уметь ее соблюдать, уметь рационально организовать рабочее место. | Познавательные: принимать и удерживать готовую учебную задачу, выполнять отдельные операции учебной задачи и действовать по готовому алгоритму, сравнивать объекты по критериям, понимать, читать и воспроизводить модели по образцу. Регулятивные: удержание цели урока, анализировать степень выполнения учебной задачи, определять границы умения и неумения, работа по плану, исправление ошибок в своей работе, сравнивая с образцом. Коммуникативные: слушать и слышать учителя и понимать инструкцию, соблюдать правила техники безопасности, участвовать в коллективном создании замысла. Личностные: принимать позицию учащегося, положительно относиться к школьным занятиям. | 24-26 | Познакомить с видами бумаги и картона. Учить рациональной организации рабочего места. | ||||
10 | Складывание бумаги — оригами. «Мой край». | Знать Т.Б.При работе с ножницами, уметь выполнять изделие в технике оригами, читать схему. | 46-49 | Познакомить с техникой оригами. Научить выполнять изделие в технике оригами, читать схему. | |||||
11 | Складывание бумаги — оригами. «Конверт» Беседа «Искусство оригами» | Знать Т.Б. При работе с ножницами, уметь выполнять изделие в технике оригами, читать схему, умение работать по алгоритму. | 36-38 | Совершенствовать навыки работы в технике оригами. Развивать умение работать по алгоритму. | |||||
12 | Складывание из пестрой бумаги. Декоративное панно. | Уметь выполнять дек.панно из фантиков, знать правила выполнения лоскутной техники. | 27-28 | Познакомить и научить работать с фантиками. Воспитывать аккуратность при работе с клеем. | |||||
13 | Гофрирование бумаги. «Птичка» «Солнышко» | Знать технику гофрирования, уметь выполнять изделие. | 39-40 | Познакомить обучающихся с техникой работы с гофрированной бумагой. | |||||
14 | Надрезание и вырезание из сложенной бумаги. Т.Б. | Знать приемы разметки складыванием и по шаблону. Уметь выполнять надрезание и симметричное вырезание. | 55-57 | Закрепление приемов разметки изделий складыванием и по шаблону. Совершенствовать навыки надрезания и симметричного вырезания. | |||||
15 | Аппликация из геометрических фигур. Т.Б. Беседа: « Как появились ножницы.» | Уметь вырезать по прямой, по криволинейному контуру, выполнять аппликацию. | 44-45 | Познакомить обучающихся с историей возникновения ножниц и с правилами Т.Б. при работе с ними. Учить вырезать по прямой, по криволинейному контуру, выполнять аппликацию. | |||||
16 | Симметричное вырезание. «Рыбки в аквариуме» | Знать приёмы разметки складыванием, уметь выполнять симметричные вырезания. | 32-35 | Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Развивать навыки самостоятельной работы. | |||||
17 | Вырезание из бумаги, сложенной гармошкой. «Хороводы». | Знать приемы работы складыванием, уметь выполнять разметку с помощью шаблона и вырезание из бумаги, сложенной гармошкой. | 43 | Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Развивать навыки самостоятельной работы. | |||||
18 | 1 Контурная мозаика. «Медуза» | Знать технику выполнения, уметь вырезать по криволинейному контуру, выполнять мозаику из рваной бумаги. | 29-31 | Учить вырезать по криволинейному контуру, выполнять мозаику из рваной бумаги. | |||||
19 | Разметка по линейке. Плетение. | Знать прием плетения из бумажных полос, уметь выполнять аппликацию. | 50-54 | Познакомить с приемом плетения из бумажных полос. Воспитание аккуратности. | |||||
20,21 | Моделирование и конструирование из спичечных коробков. «Домашние животные» | Знать прием плетения из бумажных полос, уметь выполнять аппликацию. | 50-54 | Совершенствовать навыки работы по изготовлению аппликаций. | |||||
Изготовление изделий из пластичных материалов (2 часа) | |||||||||
22 | Жгутики, отпечатки, шарики, мазки. Беседа: Изготовление изделий из глины — древнейшее ремесло человека. | Знать основные приемы работы с пластичными материалами, уметь выполнять из пластилина жгутики, шарики, мазки. | Познавательные: принимать и удерживать готовую учебную задачу, выполнять отдельные операции учебной задачи и действовать по готовому алгоритму, сравнивать объекты по критериям, понимать, читать и воспроизводить модели по образцу. Регулятивные: удержание цели урока, работа по плану, исправление ошибок в своей работе, сравнивая с образцом. Коммуникативные: слушать и слышать учителя и понимать инструкцию, соблюдать правила техники безопасности, участвовать в коллективном создании замысла. Личностные: принимать позицию учащегося, положительно относиться к школьным занятиям. Познавательные: принимать и удерживать готовую учебную задачу, выполнять отдельные операции учебной задачи и действовать по готовому алгоритму, сравнивать объекты по критериям, понимать, читать и воспроизводить модели по образцу. Регулятивные: удержание цели урока, работа по плану, исправление ошибок в своей работе, сравнивая с образцом. Коммуникативные: слушать и слышать учителя и понимать инструкцию, соблюдать правила техники безопасности, участвовать в коллективном создании замысла. Личностные: принимать позицию учащегося, положительно относиться к школьным занятиям. | 6-11 | Познакомить обучающихся с древнейшим ремеслом – гончарным производством. Познакомить с основными приемами работы с пластичными материалами, выполнению из пластилина жгутиков, шариков, мазков. | ||||
23 | Лепка конструктивным способом из разных форм. Мастерим сказку. | Знать основные приемы работы с пластичными материалами, уметь выполнять лепку конструктивным способом из разных форм, иллюстрировать сказку. | 12-14 | Научить составлению композиции к сказке из пластилина. Воспитывать доброжелательное отношение учеников друг к другу, взаимопомощи, терпимости, самостоятельности. | |||||
Изготовление изделий из текстильных материалов (9часов) | |||||||||
24 | Работа с иглой и ниткой. ТБ. Беседа: « Как появился наперсток.» | Знать виды текстильных материалов, их использования. Правила безопасной работы. Уметь работать с ниткой и иголкой. Способы выполнения ручных швов. | Познавательные: принимать и удерживать готовую учебную задачу, выполнять отдельные операции учебной задачи и действовать по готовому алгоритму, сравнивать объекты по критериям, понимать, читать и воспроизводить модели по образцу, постановка и решение проблем. Регулятивные: удержание цели урока, работа по плану, исправление ошибок в своей работе, сравнивая с образцом. Коммуникативные: слушать и слышать учителя и понимать инструкцию, соблюдать правила техники безопасности, участвовать в коллективном создании замысла. Личностные: принимать позицию учащегося, положительно относиться к школьным занятиям. Познавательные: принимать и удерживать готовую учебную задачу, выполнять отдельные операции учебной задачи и действовать по готовому алгоритму, сравнивать объекты по критериям, понимать, читать и воспроизводить модели по образцу. Регулятивные: удержание цели урока, работа по плану, исправление ошибок в своей работе, сравнивая с образцом. Коммуникативные: слушать и слышать учителя и понимать инструкцию, соблюдать правила техники безопасности, участвовать в коллективном создании замысла. Личностные: принимать позицию учащегося, проявлять активность в совместной учебной деятельности, положительно относиться к школьным занятиям. | 60-62 | Познакомить с видами текстильных материалов, правилами безопасности при работе с иглой. Показать способы выполнения ручных швов. | ||||
25 | Аппликация из резаных ниток «Лесные жители» | Уметь выполнять аппликацию, подбор цвета пряжи и приготовление материала. | 74-75 | Учить выполнять аппликацию из резанных ниток. Воспитание аккуратности. | |||||
26 | Плетение косичек из ниток. Закладки и игрушки. | Знать прием плетения косичек. Уметь выполнять поделки. | 74-75 | Познакомить с приёмом плетения косичек из ниток. Воспитывать бережное отношение к книгам. | |||||
27 | Аппликация из полос с бахромой. ТБ | Знать долевые и поперечные нити, уметь выполнять аппликацию, выдергивать нити, образующие бахрому. | 69-71 | Учить выполнения бахромы, путём выдёргивания нитей. | |||||
28 | Шов «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом» ТБ | Понятие «шва», развитие умения выполнять шов, способы разметки. | 72-73 | Дать понятие «шва». Совершенствовать навыки выполнения швов. | |||||
29 | Шитьё игольницы. ТБ | Разметка и раскрой ткани, определение припуска на швы, соединение деталей петлеобразными стежками. | 66-68 | Познакомить с приёмами соединения деталей петлеобразными стежками. Воспитание усидчивости. | |||||
30 | «Мои мягкие игрушки» | Знать виды работы с текстильным материалом: плетение косички, шитье и вышивание, изготовление бахромы, умение работать с разными инструментами. Декоративное оформление игрушки. | Закрепление навыков работы с различными видами текстильных материалов. Развивать творческие способности. | ||||||
31 | «Мои мягкие игрушки» | Знать виды работы с текстильным материалом: плетение косички, шитье и вышивание, изготовление бахромы, умение работать с разными инструментами. Декоративное оформление игрушки. Сбор игрушки. | Закрепление навыков работы с различными видами текстильных материалов. Развивать творческие способности. |
32,33 | Домашний труд. Уход за одеждой. Пришиваем пуговицы с двумя отверстиями. Нарядная салфетка «Цветущая поляна» |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Дата | |
План | Факт | |||
1 | ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПРИРОДНЫХ | Техника безопасности на уроке. Подготовка материала к работе: сбор, сушка, хранение. Заготовки для аппликаций и для объёмных изделий | 08.09 | |
2 | Техника приклеивания засушенных растений. Аппликация из засушенных растений | 15.09 | ||
3 | Аппликация из опилок и стружки | 19.09 |
4 | Мозаика из семян | 29.09. | ||
5 | Объёмное моделирование из птичьих перьев «Птенчик в гнезде» | 06.10 | ||
6 | Объёмное моделирование из еловых шишек «Цветы | 13.10 | ||
7 | Объёмное моделирование из сухой травы . Беседа «Соломенная кукла-закрутка – старинная народная игрушка» | 20.10 |
8 | Объёмное моделирование «Баба Яга» | 27.10 | ||
9 | ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА | Виды бумаги и картона. Трудовая деятельность Беседа «Из истории | 10.11. | |
10 | Складывание бумаги. Оригами «Мой край» | 27.11 |
11 | Оригами «Конверт» . Беседа «Искусство оригами» | 24.11 | ||
12 | Складывание из пёстрой бумаги. Декоративное панно | 30.11 | ||
13 | Гофрирование бумаги. «Птичка». «Солнышко» | 01.12 | ||
14 | Надрезание и вырезание | 08.12 | ||
15 | Аппликация из геометрических фигур . Беседа «Как появились ножницы» | 15.12 |
16 | Симметричное вырезание. «Рыбки в аквариуме» | 22.12 | ||
17 | Вырезание из бумаги, сложенной «гармошкой». «Хороводы» | 12.01 | ||
18 | Контурная мозаика. «Медуза» | 19.01 | ||
19 | Разметка по линейке. Плетение | 26.01 | ||
20 | МОДЕЛИРОВАНИЕ | Моделирование и конструирование из спичечных коробков. «Домашние животные» | 02.02 |
21 | Моделирование и конструирование из спичечных коробков. «Домашние животные» | 16.02 | ||
22 | ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ | Жгутики, отпечатки, шарики, мазки Беседа «Изготовление изделий из глины – древнейшее ремесло человека» | 29.02 | |
23 | Лепка конструктивным способом из разных форм. Мастерим сказку «Теремок» | 01.03 | ||
24 | Работа с иглой и ниткой. Правила безопасной Беседа «Как появился напёрсток» | 15.03 |
25 | ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ | Аппликация из резаных ниток. «Лесные жители» | 05.04. | |
26 | Плетение косичек из ниток. Закладки и игрушки | 12.04 | ||
27 | Аппликация из полос с бахромой. «Петушок» | 19.04 | ||
28 | Шов «вперёд иголку», «вперёд иголку с перевивом» | 26.04 |
29 | Шитьё игольницы | 03.05. | ||
30 | «Мои мягкие игрушки» | 10.05 | ||
31 | «Мои мягкие игрушки» | 17.05 |
32 | ДОМАШНИЙ ТРУД | Домашний труд. Уход за одеждой. Пришиваем пуговицы | 24.05 | |
33 | Домашний труд. Нарядная салфетка «Цветущая полянка» |
УМК «Перспективная начальная школа»:
Т.М. Рагозина, А.А. Гринёва, Технология. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2009 г.
Проснякова Т.Н. Азбука мастерства. 1 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2009 г.
Компьютерные презентации по УМК «Перспективная начальная школа»:
www.rusedu.ru/ detaie 2216htme.
www.openclass.ru/tags/18/39511.
Центральные Образовательные Ресурсы по УМК «Перспективная начальная школа»:
www.shatalovchools.ru.
Gmo.miass.edu/nach/p9aa1/ntml.
hilkovo.narod.ru/obrresvrs.html.
www.den-za-dnem.ru/page.php?artlcfe.
metod-uch@bk.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Технология 3 класс. УМК "Гармония"
Рабочая программа. Технология 3 класс. УМК "Гармония"...
Рабочая программа технология 2-4 класс
Рабочая программа по технологии 2-4 класс УМК "Гармония"...
Рабочая программа Технология 1 класс
По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по технологии (2010г.) и авторской прогр...
Рабочая программа 4 класс по технологии(автор Т.М.Геронимус)
Рабочая программа,календарно - тематическое планирование(34 ч,1 урок в неделю)...
Рабочая программа Технология 2 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 2 класса разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);- про...
рабочая программа "Технология" 2 класс по программе "Школа России"
рабочая программа "Технология" 2 класс по программе "Школа России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Технология» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Технология» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...