Рабочая программа по технологии для 2 класса (УМК "Гармония")
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему
Программа разработана на основе программы "Технология" 1-4 классы Конышевой Н.М. для 2 класса на 2015-2016 учебный год. Рассчитана на 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Старостаничная средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Старостаничной СОШ
Приказ от _____________ № ______
___________________М.А.Буслаева
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
начальное общее образование
2-в класс
Количество часов - 34
Учитель: Дронова Светлана Николаевна
Программа разработана на основе программы «Технология» 1-4 классы / Конышева Н. М. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Программы общеобразовательных учреждений. Технология: программа 1-4 классы / Конышева Н. М. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72);
- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- Приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015 г. №405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год»;
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012г №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014го №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию, образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
- Устав школы, зарегистрированный 16.12.2011г;
- Положение о промежуточной аттестации обучающихся МБОУ Старостаничной СОШ Каменского района Ростовской области, утверждённое педагогическим советом от 21.08.2014 года, протокол №1;
- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ (Педагогический совет от 21.08.2014 №1).
Изучение предмета направлено на достижение следующей цели: углубление общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности; формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
При этом решаются следующие задачи:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, онаиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, понимание необходимости их сохранения иразвития, формирование представлений овлиянии предшествующих культур;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов втворческой преобразовательной деятельности;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации иформирования мотивации успеха идостижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и т.д. через формирование практических умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать сразличными источниками информации, отбирать, анализировать ииспользовать информацию для решения практических задач;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
- духовно-нравственное воспитание иразвитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку творцу и т.п.
Общая характеристика учебного предмета.
Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. В связи с этим данный учебный предмет, построенный на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании предмета более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности обучаемых.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания предмета. Помимо этого, в учебниках 2класса предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.
Таким образом, программа и созданный на ее основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать вербального подхода в освоении предмета технологии и направить главные внимание и силы обучающихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.
В целом предмет технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология»:
- формирование у обучающегося широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
- формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
- воспитание ребёнка, как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
- формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
- воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у обучающихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
Результаты освоения предмета и система их оценки.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
У обучающихся могут быть сформированы:
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
- уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающиеся научатся:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целый;
- следовать при выполнении работы указаниям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающиеся научатся:
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.)
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающиеся научатся:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
- выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Предметные результаты.
Обучающиеся научатся:
- использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
- понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Система оценки достижения планируемых результатов.
Оценка результатов предметно-творческой деятельности обучающихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения во 2 классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
- чёткость, полнота и правильность ответа на вопросы по изделию;
- соответствие изготовленной детали-изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
- целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане.
В соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательного учреждения во 2-м классе на изучение предмета «Технология» отводится 1час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа (34учебных недели).
Последовательность изучения тем.
- Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях.
- Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника.
- Изделия по мотивам народных образцов.
- Обработка ткани. Изделия из ткани.
- Декоративно-прикладные изделия различного назначения.
Содержание учебного предмета.
Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях(9ч).
Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции. Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. Использование симметрии и асимметрии в изделии. Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приемы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»).
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника. (8ч).
Привила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развертка объемного изделия. Получение и построение прямоугольной развертки.упражнения в построении прямоугольных разверток. Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчетно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка, упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).
Изделия по мотивам народных образцов. (3ч).
Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетерки». Раньше из соломки – теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.
Обработка ткани. Изделия из ткани. (7ч).
Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продергивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперед иголку». Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка).
Декоративно-прикладные изделия различного назначения. (7ч).
Конструирование игрушек из шаровидных форм (клубков, помпонов). Способы соединения деталей; отделка изделий. Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись).
Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приемов работы.
Тематическое планирование.
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Основные виды деятельности обучающихся | Формируемые умения /личные качества (планируемые результаты обучения) | |||||
план | факт | предметные умения | универсальные учебные действия | |||||||
Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях. (9ч). | ||||||||||
1 | Вводный урок. Правила техники безопасности. | 1 | Рассматривать, читать учебник. Рассказывать о подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте в течение урока и его уборке, об известных правилах обращения с инструментами. | Ознакомление с задачами, содержанием и организацией работы в предстоящем учебном году. Ознакомление с новыми свойствами материалов и особенностями их обработки на уроках технологии. Формирование умения работать с информацией. | Ориентироваться в содержании учебника. Воспринимать и анализировать учебную информацию. Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения. Руководствоваться правилами при организации рабочего места и выполнении работы. | |||||
2 | Работа с бумагой. Оригами (рыбка). | 1 | Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы. Читать и анализировать графические схемы изготовления изделий. Упражняться в изготовлении квадрата из прямоугольного листа бумаги способом сгибания. Упражняться в изготовлении базовой формы треугольник. Упражняться в изготовлении фигур на основе базовой формы. | Ознакомление с технологией получения квадрата нужного размера из прямоугольного листа способом сгибания. Ознакомление с приёмами получения простых форм в оригами и изготовления разных фигур. Развитие умения работать по инструкции в виде графической схемы. Развитие тонкой моторики, внимания, творческого воображения, мышления. | Анализировать информацию в учебнике. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно- познавательный интерес, стремление к познавательной самостоятельности. Производить оценку выполненной работы. | |||||
3 | Работа с бумагой. Оригами (бабочка, лягушка). | 1 | Рассматривать образцы изделий и композиций. Читать, слушать новую информацию по изучаемой теме. Упражняться в изготовлении различных фигур на основе базовой формы треугольник. Создавать коллективные, групповые или индивидуальные композиции на плоскости. | Формирование понятия и общего представления о композиции, элементарных правилах создания композиции на плоскости. Воспитание художественного вкуса. Развитие ассоциативно-образного мышления, коммуникативных умений. | Проявлять учебно- познавательный интерес к самостоятельности. Планировать и выполнять работу и по плану. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку выполненной работы. | |||||
4 | Работа с бумагой. Орнамент. | 1 | Читать, слушать объяснения, рассматривать и анализировать симметричные формы. Упражняться в разметке и вырезании фигур с одной осью симметрии. Создавать орнамент из симметричных фигур. | Ознакомление с особенностями симметричных форм, гармонией симметрии и асимметрии в объектах природы. Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, мышления, художественного вкуса. Воспитание внимательного отношения к формам и образам природы. | Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Принимать учебную задачу; действовать в соответствии с ней. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | |||||
5 | Работа с бумагой. Симметрия и асимметрия в композиции. | 1 | Читать, слушать информацию о симметрии как средство художественной выразительности, обсуждать её; рассматривать образцы. Вообразить композицию – картину для сказочного героя. Создавать смысловую композицию в технике художественной аппликации. Упражняться в использовании новых знаний и освоенных приемов работы для создания выразительной композиции | Ознакомление с использованием симметрии и асимметрии в композиции, с их эстетическим смыслом. Формирование первоначальных представлений о выражении характера человека через его вещи. Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления. Воспитание художественного вкуса. Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. | Анализировать образцы изделий, обсуждать их. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Проявлять учебно-познавательный интерес, стремление к познавательной самостоятельности. Внимательно выслушивать мнения одноклассников. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | |||||
6 | Поворотная симметрия. Композиция с лилией. | 1 | Рассматривать и анализировать графические схемы и инструкции. Обсуждать приёмы получения симметричных форм с поворотной симметрией. Упражняться в разметке и вырезании фигур с поворотной симметрией. Создавать композицию с симметричными фигурами. | Ознакомление с приёмами разметки и вырезания симметричных форм (с двумя осями симметрии). Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления. | Проявлять интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Осуществлять поиск способа выполнения задания. Аргументировано излагать свою точку зрения. Анализировать и оценивать полученные результаты. | |||||
7 8 | Аппликация из засушенных растений. | 2 | Читать, слушать объяснения, рассматривать анализировать, сравнивать особенности формы, фактуры, окраски природных материалов. Отбирать материал для работы. Осваивать новые знания (о способах создания композиции) и приёмы работы. Создавать композиции на плоскости. | Ознакомление с особенностями использования форм и образов природы в декоративно-прикладных изделиях. Освоение различных способов работы и создания различных видов композиции в зависимости от целей и декоративно-художественных качеств материала. Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие наблюдательности, мышления, воображения. Воспитание эстетического отношения к окружающему миру. | Воспринимать и анализировать информацию. Оценивать природные материалы с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Проектировать декоративно-художественную композицию на плоскости. Аргументировано излагать свою точку зрения. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Проявлять внимательное и вдумчивое отношение к объектам природы. | |||||
9 | Скульптуры из природных материалов. | 1 | Читать, слушать объяснения, рассматривать, анализировать, сравнивать особенности формы, фактуры, окраски природных материалов. Отбирать материал для работы. Осваивать новые приёмы работы. Создавать композиции в объёме. | Ознакомление с особенностями использования форм и образов природы в объёмно-пространственных композициях. Освоение новых способов работы. Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие наблюдательности, образного мышления, творческого воображения. Воспитание эстетического отношения к окружающему миру. | Воспринимать и анализировать информацию в учебнике. Проектировать композицию в объёме; создавать в воображении выразительный художественный образ. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе; воплощать замысел в изделии. Анализировать свою работы. | |||||
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника. (8ч). | ||||||||||
10 | Построение прямоугольника от двух прямых углов. | 1 | Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать графическую инструкцию в учебнике о правилах построения прямоугольника от двух прямых углов. Упражняться в построении прямоугольника от двух прямых углов. | Ознакомление с приёмами построения прямоугольника от двух прямых углов. Развитие внимания, памяти, мышления. Воспитание аккуратности, точности в работе. | Воспринимать и анализировать информацию в учебнике. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий. Прогнозировать действия с ориентацией на предполагаемый результат. Оценивать результаты работы. | |||||
11 | Развёртка. Подставка для кисти. | 1 | Рассматривать графическую техническую документацию: чертёж, технический рисунок, эскиз; читать, слушать объяснения учителя об их назначении. Ознакомиться с условными обозначениями, принятыми в простейшей технической документации. Решать задачи на мысленную трансформацию объёмной формы в плоскую развёртку. Выполнять расчётно-измерительные и вычислительные задания. Выполнять построение прямоугольной развёртки от двух прямых углов в соответствии с чертежом. | Ознакомление с понятием развёртки и способами получения прямоугольных развёрток объёмных предметов. Закрепление приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккуратности, точности в работе. | Воспринимать и анализировать, читать технический рисунок, чертёж, эскиз в учебнике и объяснение учителя. Строить работу в соответствии с инструкцией. Выполнять мысленную трансформацию объёмного изделия в плоскую развёртку. Проявлять интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Моделировать, прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Оценивать результаты выполненной работы. | |||||
12 | Новогодняя поздравительная открытка. | 1 | Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Подбирать материалы в соответствии с решаемой декоративно-художественной задачей. Выполнять построение прямоугольных деталей и разметку деталей декора. Выполнять работу по созданию декоративной композиции в заданном формате. | Закрепление приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов. Формирование представлений об использовании в новогодних открытках средств художественной выразительности (цвета, символики образов, материала). Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккуратности, художественного вкуса. Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. | Анализировать и сравнивать образцы. Понимать и анализировать информацию в учебнике, учитывать её в своей работе. Прогнозировать действия с ориентацией на предполагаемый результат. Соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Творчески использовать материалы и приёмы работы в практической деятельности. | |||||
13 14 | Развёртка. Коробка– упаковка для подарка. | 2 | Решать задачи на мысленную трансформацию развёртки в объёмное изделие, на построение развёрток. Подбирать материалы в соответствии с решаемой конструктивной и декоративно-художественной задачей. Выполнять построение прямоугольных деталей. Подбирать детали декора и изготавливать их, используя известные способы работы. Выполнять работу по изготовлению коробочки – упаковки для подарка. | Закрепление понятия «развёртка», совершенствование приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккуратности, художественного вкуса. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. | Анализировать и сравнивать образцы. Читать чертёжно- графическую документацию. Моделировать, выполнять мысленную трансформацию объёмного изделия в плоскую развёртку. Проявлять интерес, догадку, стремление к самостоятельности. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Оценивать результаты выполненной работы. | |||||
15 16 | Бумажная пластика. Фонарик– ёлочное украшение. | 2 | Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки. Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги. Мысленно трансформировать объёмные изделия в двухмерные заготовки. Изготавливать фонарик по образцу и по собственному замыслу. | Формирование приёмов обработки и пластической трансформации бумажных заготовок. Закрепление понятия «развёртка», совершенствование приёмов построения прямоугольной развёртки. Развитие тонкой моторики, аккуратности, внимания, воображения и пространственного мышления. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления. | Анализировать информацию в учебнике. Моделировать, выполнять мысленную трансформацию объёмного изделия в плоскую развёртку. Проявлять учебно- познавательный интерес, к познавательной самостоятельности. Планировать умственные и практические действия. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Анализировать полученные результаты. | |||||
17 | Новые приёмы бумажной пластики. Ёлочка. | 1 | Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Осваивать новые приёмы разметки и пластической трансформации бумаги. Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги. Мысленно трансформировать объёмные изделия в двухмерные заготовки. Изготавливать ёлочку заданной конструкции. | Обучение новым приёмам обработки и пластической трансформации бумажных заготовок. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Развитие воображения, художествен-но-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления. | Моделировать, выполнять мысленную трансформацию объёмного изделия плоскую развёртку. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Аргументированно излагать свою точку зрения. Анализировать и оценивать полученные результаты. | |||||
Изделия по мотивам народных образцов. (3ч). | ||||||||||
18 | Изделия по мотивам народных образцов. Весеннее печенье «Тетёрки». | 1 | Ознакомление с народными традициями в быту, воспитание уважительного отношения к ним. Рассматривать и обсуждать образцы. Читать и обсуждать информацию о народных традициях и их отражении в вещах. Сочинять узор для печенья на основе традиционной символики. Изготавливать печенье по мотивам народных образцов. | Ознакомление с новым поделочным материалом – соленым тестом, изучение его декоративно- художественных свойств. Обучение новым приёмам обработки материала. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки. | Воспринимать, анализировать и оценивать информацию в учебнике. Планировать умственные и практические действия. Творчески использовать приобретенные знания и умения в своей деятельности. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять внимательное и уважительное отношение к народной культуре и традициям. | |||||
19 | Изделия по мотивам народных образцов. Кукла из ниток. | 1 | Рассматривать и обсуждать образцы. Читать, слушать и обсуждать информацию о народных традициях и их отражении в вещах. Осваивать новые приёмы работы. Изготавливать куклу из ниток по мотивам народных образцов. | Ознакомление с технологическими и декоративно-художественными свойствами волокнистых материалов, с новыми приёмами их обработки; обучение приёму отмеривания нитей с помощью шаблона. Расширение культурного кругозора; воспитание внимательного и уважительного отношения к традициям. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно-творческих способностей, вкуса. | Аргументировано излагать свою точку зрения. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять внимательное и уважительное отношение к народной культуре и традициям. | |||||
20 | Игрушка по мотивам народных образцов. Игрушка-свистулька. | 1 | Рассматривать и обсуждать образцы. Читать, слушать, оценивать и обсуждать информацию о народных культурных традициях и их отражении в вещах. Изготавливать игрушку по мотивам народных образцов. | Обучение новым приёмам лепки из глины и пластилина. Расширение культурного кругозора (знаний о народных традициях); воспитание внимательного и уважительного отношения к традициям. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно-творческих способностей, вкуса. | Воспринимать, анализировать и оценивать информацию в учебнике. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять внимательное и уважительное отношение к народной культуре и традициям. | |||||
Обработка ткани. Изделия из ткани. (7ч). | ||||||||||
21 22 | Работа с тканью. Дорожная игольница. | 2 | Рассматривать и обсуждать образцы изделия. Выполнять расчётно-измерительные операции. Выполнять эскизы вариантов изделия. Определять выбор наиболее целесообразных материалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией. Обсуждать и аргументировать свой выбор. Изготавливать игольницу. | Формирование представлений о единстве функциональных и декоративных качеств изделия. Освоение приёма разметки деталей на ткани с помощью шаблона. Формирование навыка вырезания деталей из ткани. Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности. Развитие речи и пространственного мышления. | Воспринимать и усваивать новую информацию. Анализировать и сравнивать образцы изделия. Понимать алгоритм действий, выполнять работу на его основе. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Производить контроль и оценку результатов работы. | |||||
23 | Работа с тканью. Салфетка с бахромой. | 1 | Воспринимать информацию о переплетении нитей в тканях. Упражняться в разметке ткани способом продёргивания нитей, в выкраивании ткани по прямолинейной разметке. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость. Упражняться в изготовлении бахромы по краю ткани. Изготавливать салфетку из ткани. | Ознакомление с тканями полотняного переплетения. Освоение приёма разметки ткани продёргиванием нити; обучение выполнению бахромы в изделиях из ткани. Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. | Воспринимать и усваивать новую информацию. Анализировать и сравнивать образцы изделия. Понимать алгоритм действий, выполнять работу на его основе. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Производить контроль и оценку результатов работы. | |||||
24 25 | Шов «вперёд иголку». Салфетка с бахромой (завершение работы). | 2 | Рассматривать, обсуждать образцы изделия. Воспринимать информацию о взаимосвязи формы изделия и расположения вышивки. Упражняться в разметке ткани способом продёргивания нитей, в выполнении прямых стежков и шва «вперёд иголку». Изготавливать салфетку из ткани с вышивкой. | Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. Развитие креативности и творческих качеств личности. | Планировать порядок действий. Аргументировано излагать свою точку зрения. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | |||||
26 | Работа с тканью. Декоративная игольница. | 1 | Рассматривать, изучать, обсуждать образцы изделия. Обсуждать и аргументировать свой выбор с учётом единства функциональных и декоративных качеств изделия. Упражняться в разметке деталей из ткани с припуском. Изготавливать декоративную игольницу по вариативным образцам. | Формирование представлений о единстве функциональных и декоративных качеств изделия. Закрепление приёма разметки деталей из ткани по шаблону. Обучение разметке с припуском. Развитие воображения, художественного вкуса, тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. | Воспринимать и усваивать новую информацию. Анализировать и сравнивать образцы изделия. Принимать учебно-познавательную задачу, понимать алгоритм действий, выполнять работу на его основе. Творчески использовать приобретённые знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль и оценку результатов работы. | |||||
27 | Шов «через край». Декоративная игольница (завершение работы). | 1 | Рассматривать и изучать образцы изделия. Определять наиболее целесообразные способы выполнения работы. Обсуждать и аргументировать свой выбор. Упражняться в выполнении швов «вперёд иголку» и «через край». Изготавливать декоративную игольницу по вариативным образцам. | Формирование представлений о единстве функциональных и декоративных качеств изделия. Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности. | Анализировать и сравнивать образцы изделия. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Творчески использовать приобретённые знания и умения в собственной деятельности. Проявлять терпение, старательность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | |||||
Декоративно-прикладные изделия различного назначения. (7ч). | ||||||||||
28 29 30 | Работа с различными материалами. Мозаика. | 3 | Читать, слушать, обсуждать информацию о мозаике как особой художественной технике и технологии её изготовления. Воспринимать и усваивать новую информацию. Анализировать и сравнивать художественные произведения, образцы изделий. Рассматривать образцы художественных произведений в технике мозаики. Подбирать необходимые материалы для работы. Изготавливать декоративно-художественную композицию в технике мозаики. | Повторение и закрепление различных приёмов выкраивания деталей из бумаги, приёмов работы с клеем. Обогащение сенсорного опыта, впечатлений от предметов и явлений окружающего мира. Формирование представлений о выразительном художественном образе и возможных путях его создания из разных материалов. Развитие вариативности и гибкости мышления, сенсомоторной сферы. | Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Создавать в воображении образ изделия; проектировать собственное произведение. Использовать приобретенные знания и умения в собственной деятельности. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость. Оценивать результаты выполненной работы. | |||||
31 | Работа с пластилином. Барельеф. | 1 | Читать, слушать, обсуждать информацию о барельефе (горельефе) и технологии изготовления барельефа. Рассматривать и обсуждать образцы-аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений, предметов окружающего мира. Изготавливать декоративную пластину – барельеф из пластилина. | Ознакомление с барельефом, его декоративно-художественными особенностями. Обучение технике выполнения барельефа. Формирование представлений о сюжетах декоративного барельефа, о переработке природных форм в композиции барельефа. Обогащение сенсорного опыта. Воспитание художественного вкуса. | Воспринимать и усваивать новую информацию. Создавать в воображении выразительный образ для барельефа, проектировать собственное изделие. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. Оценивать результаты выполненной работы. | |||||
32 | Работа с пластилином. Ваза. | 1 | Читать, слушать, обсуждать информацию связи предмета с окружающей обстановкой, о различных способах и технологиях изготовления декоративной вазы. Рассматривать и обсуждать образцы-аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений. Изготавливать вазу на основе вариативных образцов и по собственному замыслу. | Формирование первоначальных представлений о связи предмета со средой, о единстве функции предмета и его внешней формы. Формирование представлений о гармонии формы, развитие чувства формы. Обучение приёмам лепки сосуда. Обучение приёмам декорирования поверхности сосуда в соответствии с его формой. | Анализировать и сравнивать вазы как произведения декоративно-прикладного искусства. Планировать последовательность операций. Творчески использовать приобретённые знания и умения в собственной деятельности. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, | |||||
33 | Работа с различными материалами. Книжка-календарь. | 1 | Читать информацию и инструкции в учебнике. Рассматривать образцы изделий. Читать чертежи деталей изделия. Выполнять расчёты и эскизы деталей изделия. Самостоятельно планировать этапы работы над изделием. Выполнять разметку, заготовку деталей и сборку изделия в соответствии с инструкцией и общей учебной информацией по теме. | Проверка и анализ сформированности основных предметных и метапредметных результатов у учащихся по итогам второго года обучения. | Воспринимать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Выполнять необходимые действия в соответствии с планом. Проявлять познавательную самостоятельность, настойчивость в решении поставленных задач. Соблюдать культуру труда и организованность. | |||||
34 | Обобщающий урок. Выставка. | 1 | Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Обмениваться впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях. | Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний. | Воспринимать, анализировать информацию, содержащуюся в экспонатах выставки. Аргументировано высказывать своё мнение, внимательно и доброжелательно слушать мнение товарищей и гостей выставки. Производить оценку достижений. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение.
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение.
Пособия для обучающихся:
- Конышева Н.М.Тетрадь с печатной основой к учебнику «Чудесная мастерская» для 2 класса в 2 частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
- Конышева Н.М. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. «Чудесная мастерская». – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
Пособия для учителя:
- Конышева Н.М. Методические рекомендации к учебнику и тетрадям по технологии «Чудесная мастерская» для 2 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
- Конышева Н.М. Методические рекомендации «Художественно-конструкторская деятельность». - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
- Конышева Н.М. «Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии». Книга для учителя. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
- Конышева Н.М. Рабочая тетрадь к учебнику «Чудесная мастерская» для 2 класса в 2 частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
- Конышева Н.М. Учебник «Чудесная мастерская» для 2 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
Интернет-ресурсы:
- Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
- http:www.Nachalka.com.
- http:www.viku.rdf.ru.
- http:www.rusedu.ru.
- http://www.maro.newmail.ru.
- http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html.
- http://www.int-edu.ni.
- http://standart.edu.ru/map.aspx.
- standart.edu.ru/сatalod.
Дополнительная литература.
- Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. – М.: АcademА, 2010.
- Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: Учебное пособие. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
- Петрушина С. В. Вырезаем силуэты. Материал для организации творческих занятий с младшими школьниками во внеурочное время. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УР
методического объединения
начальных классов __________ Волохова Г.Ю.
от 25 августа 2015 года № 1 (подпись)
___________ Шаповалова Н.Н. ________________
(подпись) (дата)
«Рекомендовать рабочую программу к утверждению»
Протокол заседания педагогического совета
от 26 августа 2015 года №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/28/picture-27942.jpg)
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...
Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/04/picture-157003-1354608761.jpg)
Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по технологии 3 класс Школа России, составлена на основе авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой
рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/03/picture-55304.jpg)
Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...