Рабочая программа по технологии 3 класс ФГОС.
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 135
«УТВЕРЖДАЮ»
ДИРЕКТОР МБОУ СОШ № 135
____________Т.В.КОРОБКОВА
«____»______________20___ Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии (базовый уровень)
УМК: Малышева Н. А. Своими руками. Технология.3 кл. В 2 ч.: учебник - М.: Дрофа, 2012
СОСТАВИТЕЛЬ: Антонова Алёна Владимировна – учитель начальных классов
2014 / 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии (труду) создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников на основе программы Н. А. Малышевой «Своими руками».
Программа обеспечивает формирование навыков и умений в процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа. На основе знакомства с традициями народных ремёсел школьники учатся создавать произведения декоративного творчества, воплощать свои фантазии в материале, осуществляя технологическую последовательность операций в изготовлении качественных несложных изделий, полезных в быту.
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления). Только так на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения.
Общая характеристика учебного предмета
Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основная цель программы - развитие личности ребёнка с учётом индивидуальных особенностей и раскрытие его творческого потенциала через овладение технологическими приёмами обработки разнообразных материалов.
В пределах каждого года обучения учебный материал дан в виде разделов: изготовление изделий и декоративных композиций из природных материалов; изготовление изделий из бумаги и картона; выполнение изделий и декоративных композиций из пластичных материалов; изготовление изделий из текстильных материалов; изготовление изделий из проволоки и фольги.
Внутри каждого раздела содержание курса выстроено с учётом усложнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и возрастания сложности обработки материалов.
В программе не предусмотрено жёсткое разделение учебного времени по видам обрабатываемого материала, что позволяет преподавателю варьировать задание в зависимости от особенностей и условий образовательного учреждения. Это способствует более активному творческому поиску, самостоятельности в действиях ученика, его самовыражению, а так же поможет выполнению главной задачи – осуществлять развивающий характер обучения.
Описание места предмета в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
Личностные, предметные и метапредметные результаты
освоения курса «Технология»
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Основное содержание предмета «Технология»
Основные содержательные линии
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Наиболее распространённые в Вологодском края народные промыслы и ремёсла (кружевоплетение, великоустюгская чернь)
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, современные профессии (в том числе профессии села, профессии своих родителей).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе. Применение приёмов рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игра).
Выполнение символических действий моделирования и преобразования модели и работа с простейшей технической документацией: распознавание простейших чертежей и эскизов, чтение и выполнение разметки с опорой на них; изготовление плоскостных и объёмных изделий по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
3. Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий. Анализ устройства изделия: выделение деталей, их формы, определение взаимного расположения, видов соединения деталей.
Понятие о конструкции изделия. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям.
4. Знакомство с информационной технологией. Графическая информация.
Рукотворный мир как результат труда человека.
Элементы графической грамоты.
Технологические сведения и приёмы обработки.
Технологические процессы практических работ.
Проектирование.
Тематическое планирование
№ | Название тем и разделов | к-во часов | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание |
Вводная беседа по ПТБ (1ч.) | ||||||
1 | Проверь себя. | 1 |
|
| Называть правила техники безопасности при работе с ножницами, электрическим утюгом, напильником, клеем, циркулем ит.д. Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами.Объяснять новые понятия. Прогнозировать и планировать процесс освоения умений и навыков при изготовлении изделий | С.3-4читать, доделать работу |
Учимся у мастеров (13 ч.) | ||||||
2 | Вышивание крестом. | 1 |
|
| Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами и иглой. Выполнять швы «крестик», «косая строчка», «петельный».Изготавливать изделия используя изученные швы.
| С.6-9 читать, доделать работу |
3 | Швы «косая строчка» и «петельный шов». Сундучок для мелочей. | 1 |
|
| С.10-11 читать, доделать работу | |
4 | Игрушки- подушки. | 1 |
|
| С.12 читать, доделать работу | |
5 | Оригами. Складывание базовой формы «шляпа». | 1 |
|
| Сравнивать различные техники создания оригами, обобщать информацию об истории возникновения искусства оригами и его использовании. Осваивать условные обозначения техники оригами. Соотносить условные обозначения со слайдовым и текстовым планами. Осваивать приёмы сложения оригами, понимать их графическое изображение. Определять последовательность выполнения операций, используя схему. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Самостоятельно выполнять работу по схеме, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по сложению оригами.
| С.13 читать, доделать работу |
6 | Складывание изделия из базовой формы «шляпа». | 1 |
|
| С.14-1 читать , доделать работу | |
7 | Складывание объемных изделий | 1 |
|
| С.16-17 читать, доделать работу | |
8 | Рельефный рисунок | 1 |
|
| Выполнять основные приёмы обработки пластилина. Выполнять углублённый рельеф на пластилине(бороздки, углубления) при помоци стеки.Выбирать цветовое решение изделия. | С.18-19 читать, доделать работу |
9 | Вязание на спицах. | 1 |
|
| Соблюдать ПТБ при работе со спицами. Уметь набирать петли на спицы. Составлять из набранных петель композиции. | С.20 читать, доделать работу |
10 | Макраме. Узел Геркулеса. | 1 |
|
| Выполнять узоры и цепочки из двойного плоского узла. Читать Графическое изображение узоров макраме. Определять последовательность выполнения операций, используя схему.
| С.22-23 читать, доделать работу |
11 | Узоры и цепочки из двойного узла. | 1 |
|
| С.24-28 читать, доделать работу | |
12 | Изонить. Вычерчивание и заполнение нитками угла. | 1 |
|
| Соблюдать ПТБ при работе с иглой. Выполнять разметку, используя иглу.Заполнять нитью разные углы. | С.29-31 читать, доделать работу |
13 | Низание бисера на проволоку. | 1 |
|
| Находить и отбирать информацию о бисере, его видах и способах создания украшений из него. Составлять рассказ по полученной информации и на основе собственного опыта. Сравнивать и различать виды бисера. Знать свойства и особенности лески, использовать эти знания при изготовлении изделий из бисера. Осваивать способы и приёмы работы с бисером. Подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Соотносить схему изготовления изделия с текстовым и слайдовым планами. Выбирать для изготовления изделия план, контролировать и корректировать выполнение работы по этому плану. Оценивать качество выполнения работы по рубрике «Вопросы юного технолога» | С.33-34 читать, доделать работу |
14 | Составление схемы и плетение фигурки. | 1 |
|
| 35-36 читать, доделать работу | |
От замысла к изделию (8 ч.) | ||||||
15 | Преобразование плоского листа в объемное изделие «кот» или «кошка». | 1 |
|
| Создавать эскиз изделия. Продумывать конструкцию объёмного изделия.Оформлять изделие графическим рисунком. | С.38-42 читать, доделать работу |
16 | Плоские и объемные предметы. | 1 |
|
| Приводить примеры плоских и объёмных предметов. Называть геометрические фигуры.Давать определение пропорции. . | С.50-51 читать, доделать работу |
17 | Разметка открытки при помощи измерительных инструментов. | 1 |
|
| Соблюдать ПТБ при работе с ножницами. Выполнять чертёж развёртки, рицовку. Склеивать изделие.Выполнять изделие по порядку технологических операций.
| С.46-47 читать, доделать работу |
18 | Развертка рамочки в виде треугольника. Элементы из бумажных полосок. | 1 |
|
| С.49 читать, доделать работу | |
19 | Технологическая операция и технологический процесс. | 1 |
|
| С.52-53 читать, доделать работу | |
20 | Изделия из подвижных деталей. Вертушка. | 1 |
|
| Анализировать технический рисунок. Выполнять чертёж. Соблюдать ПТБ при работе с ножницами. Собирать изделие. | С.55 читать, доделать работу |
21 | «Мир профессий». Макет и модель. | 1 |
|
| Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность разных людей.Применять приёмы работы с разными материалами. Знать отличие макета от модели. | С.59,66-67 читать, доделать работу |
22 | Конструкции из металлических реек. | 1 |
|
| На основе образца готового изделия и иллюстраций к каждому этапу работы составлять план его сборки: определять количество деталей и виды соединений, последовательность операций. Самостоятельно составлять технологическую карту, определять инструменты, необходимые на каждом этапе сборки. Осваивать новые способы соединения деталей: подвижное и неподвижное. Сравнивать алгоритмы сборки различных видов автомобилей из конструктора | С.62-63 читать, доделать работу |
Учимся экономно расходовать материалы ( 5ч.) | ||||||
23 | Лоскутная мозаика. | 1 |
|
| Соблюдать ПТБ при работе с ножницами и иглой. Создавать эскизы, продумывать цветовое решение изделия. Выполнять изделие по порядку технологических операций.
| С.4-8 читать, доделать работу |
24 | Аппликация из ткани. | 1 |
|
| С.9-13 читать, доделать работу | |
25 | Конструкции из готовых форм. | 1 |
|
| На основе иллюстрации составлять план сборки изделия. Экономно расходовать материалы. Соблюдать ПТБ при работе с ножницами. | С.14-17 читать, доделать работу |
26 | Мозаика. | 1 |
|
| На основе анализа иллюстраций составлять последовательность изготовления мозаики. Экспериментировать, используя различные приспособления с разной площадкой для прижимания. | С.18-19 читать, доделать работу |
27 | Вязание крючком. | 1 |
|
| . Находить и отбирать информацию о вязании, истории, способах вязания, видах и значении вязаных вещей в жизни человека, используя материал учебника и собственный опыт. Осваивать технику вязания воздушных петель крючком. Использовать правила работы крючком при выполнении воздушных петель. Систематизировать сведения о видах ниток. Подбирать размер крючков в соответствии с нитками для вязания. Осваивать технику вязания цепочки из воздушных петель. Самостоятельно или по образцу создавать композицию на основе воздушных петель. Анализировать, сравнивать и выбирать материалы, необходимые для цветового решения композиции. Самостоятельно составлять план работы на основе слайдового и текстового планов, заполнять с помощью учителя технологическую карту и соотносить её с планом работы | С.20-22 читать, доделать работу |
Мастерим и играем в театр (3ч.) | ||||||
28 | Кукольный театр. Игрушки из папье-маше. | 1 |
|
| Осваивать и применять технологию изготовления изделия из папье-маше, создавать изделия в этой технологии. Подбирать бумагу для изготовления изделия «Воздушный шар», исходя из знания свойств бумаги. Контролировать изготовление изделия на основе технологической карты. Самостоятельно выполнять раскрой деталей корзины. Оценивать готовое изделие и презентовать | С.24-31 читать, доделать работу |
29 | Декорации из полосок. | 1 |
|
| На основе анализа иллюстраций составлять план изготовления аппликации.Делить полоски на части, сгибать и склеивать простые элементы, несложные конструкции. | С.40-43 читать, доделать работу |
30 | Технология мультипликации. | 1 |
|
| Выполнять рисунки в блокноте. Оживлять картинки при помощи карандаша и перелистывания блокнота. | С.48-49 читать, доделать работу |
Работаем с природными материалами ( 3 ч.) | ||||||
31 | Заглянем в прошлое. Плетение . | 1 |
|
| Соблюдать ПТБ при работе с ножницами. Планировать свою работу. Выполнять коврик, корзиночку используя соломку, мочало. | С.52-53 читать, доделать работу |
32 | Выращивание растений. | 1 |
|
| Знать и соблюдать основные этапы выращивания комнатных растений. Размножать растения черенками и семенами. | С.56-58 читать, доделать работу |
33 | Каркас для растений из гибких веток. | 1 |
|
| Планировать свою работу. Соединять веточки при помощи проволоки,скотча. | С.62-63 читать, доделать работу |
Знакомимся с информационной технологией (1ч.) | ||||||
34 | Записная книжка. | 1 |
|
| Осуществлять поиск информации о книгопечатании из разных источников,называть основные этапы книгопечатания, характеризовать профессиональную деятельность печатника, переплётчика. Анализировать составные элементы книги, использовать эти знания для работы над изделием. Осваивать технику переплётных работ, способ переплёта листов в книжный блок. Использовать приёмы работы с бумагой, ножницами. | С.65-74читать, доделать работу |
Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения предмета.
Нормативные документы
Технология . Своими руками. Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 классы –М:ДРОФА, 2010г.
Учебно-методические комплекты по «Технологии» для 1-4 классов.
Малышева Н. А. Своими руками. Технология.3 кл. В 2 ч.: учебник - М.: Дрофа, 2012
Таблицы:
- Стежки и швы
- Отделочные строчки
- Соединительные и закрепляющие строчки
- Приемы разметки деталей на ткани
- Работа с бумагой
- Работа с конструктором
- Природные материалы. Заготовка. Хранение.
- Уход за комнатными растениями. Подкормка комн. раст.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате обучения технологии ученик к концу 3 класса будет знать/понимать:
-роль трудовой деятельности в жизни человека;
-распространенные виды профессий;
-область применения и назначения материалов и инструментов;
-правила безопасного труда, личной гигиены, организации рабочего места и применять на практике;
-способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой;
-термины, обозначающие технику изготовления изделий, и их значение.
Учащиеся должны уметь:
-экономно размечать детали из разных материалов способами, предусмотренными программой;
-самостоятельно ориентироваться в рисунках, чертежах, схемах и выполнять их самостоятельно;
-размечать детали при помощи угольника, линейки;
-выполнять технологические приемы: лепить ажурные композиции из пластилина на проволочном каркасе, набирать петли на спицы, вязать крючком воздушную косичку;
-работать в техниках, предусмотренных программой, по схемам;
-выполнять комбинированные работы с бумагой, картоном, веревкой, бусами, неткаными материалами, готовыми формами;
-выполнять сборку изделий, композиций, конструкций, моделей, предусмотренных программой;
-оформлять готовые изделия или его детали: рисунком, вышивкой, аппликацией, мозаикой;
-контролировать на каждом этапе правильность выполнения работ и вовремя вносить коррективы;
-сравнивать и выделять особенности профессий;
-использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни.
«Рассмотрено на МО»
Протокол от «____» _______ 20___ г. № ____
«Согласовано»
Зам. директора______________
«___» ______________20 ____ г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по технологии по ФГОС 1 класс( Школа России)
рабочая программа по технологии по ФГОС 1 класс...
Рабочая программа по технологии Узорова. ФГОС. 4 класс. Планета Знаний.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...
Рабочая программа по технологии по ФГОС
Рабочая программа составлена к УМК "Школа 21 века"...
Рабочая программа по технологии по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по технологии...
рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС технология
рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС технология...
Рабочая программа по технологии ПНШ ФГОС 1-4 класс
Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...
рабочая программа ПНШ 4 класс ФГОС технология
рабочая программа ПНШ 4 класс ФГОС технология...