Урок технологии . Тема : " Хозяйка красна, и изба весела!"
план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему
План-конспект урка технологии ( вышивка " крестом") с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план урока | 23.14 КБ |
презентация к уроку | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока: познакомить учащихся с рукодельем русских женщин, своих прабабушек . предметами трудовой деятельности, обучить приему вышивки «крестиком», познакомить с характерными элементами, узорами вышивки нашего края, учить языку народной культуры.
Развивать творческие способности, эмоциональное восприятие учащихся, способствовать расширению кругозора.
Воспитывать любовь к Родине, родному краю, изучая его обычаи , традиции, историю.
Оборудование : экспонаты музея, старинная посуда, предметы быта, предметы одежды, платки, расшитые полотенца, таблицы по ТБ, ИКТ, костюмы детей.
Ход урока:
1. Оргмомент.
(Открывают урок зазывалы – дети в народных костюмах)
-Здравствуйте гости дорогие, добро пожаловать!
– Веселья вам , да радости!
Учитель: Давно мы вас ждем, поджидаем, урок без вас не начинаем.
–У нас для каждого найдется и местечко , и словечко!
.– Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Учитель: Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны, нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи.
Вспомним нашу старину!
2.Знакомство с новым материалом. Выход на тему.
- Собрались мы в нашей горнице сегодня для того, чтобы поговорить о русской женщине: хозяйке. Мастерице на все руки, о её помощниках и кое-чему научиться.
Тема нашего занятия: «Хозяйка красна, и изба весела!» ( слайд 1)
- Как вы понимаете это выражение?
( ответы детей)
- Украшали дом золотые женские руки вместе со славными помощниками. Это валек, рубель. ( показ предметов, разъяснение для чего они использовались) Их смастерили и украсили умелые мужские руки. Они удобны в работе, а значит и красивы . В потайные выемки вкладывались горошины, они постукивали в такт ударов при работе и веселили хозяйку.
Красили дом и прялки. Одни были цельные и стояли на лавке, а другие – разборные, состояли из лопатки с ножкой и донца. Донце после работы вешалось на стену.( Слайд2)
При шить е на руках помогала швейка. Узорный столбик для упора. (Слайд 3)На нем изображали различные узоры.
Какие это были узоры, напомните мне. Что они обозначали?
В старинном доме у каждой вещи своё место и дело. Бесполезных вещей не было, и всегда их соединяли вместе польза и красота. Каждая вещь украшала дом. Взгляните хотя бы на посуду, что можете сказать? ( слайд 4)
- В работе у мастериц порядок, всё разложено по своим местам.
В ларце хранили мелкие вещи, в сундуках – одежду. (Слайд 5)
В ларце лежали мелкие вещи, нужные в рукоделье. А какие отгадайте, найдите лишние предметы. (Слайды с загадками 6 – 14 )
А теперь будьте внимательными и скажите, какой предмет лишний?
( Молоток – это предмет для мужской работы).
В будни украшен дом женским рукодельем скромно, обычно лишь красный угол убран вышитыми полотенцами. (Слайд 15)
- Кто знает, что такое красный угол? Есть ли у кого в доме красный угол?
Часть избы, которая пользовалась самым большим почетом, называлась большим или красным углом. Об этом и загадка говорит: Четыре братца годами равные, один главный.
Если печь стоит слева от входа , то красный угол – передний справа и наоборот. Но всегда старались, чтобы он на восход смотрел, на красно солнышко. Красный угол- самое светлое место. Освещают его три красных лицевых окна. Вверху , на полке- божнице- иконы, перед ними лампадка. Под божницей четыре братца под одним покровцем стоят. Это стол.
Лавка вдоль передней стены тоже называется красной. Место на этой лавке в красном углу называется большим или княжеским. Сюда сажали почетных гостей.
Но зато в праздники все преображалось. Окна и даже стены наряжены, как невесты. Деревянные гвозди спицы втыкали в стены и на них вешали полотенца с узорами. Тут перед нами - белый свет со всеми чудесами.
Все ,что ткала, вышивала мастерица – это пожелание добра, счастья, верности, спокойной жизни в дому. Злу , уродству, страху тут нет места. И это главное чудо из чудес. Хозяйка весела, и изба красна! Какова душа, такова и строчка.
- Как вы понимаете это выражение?
-Могут ли быть вещи полезные. Но не красивые, красивые, но бесполезные?
3. Изучение нового материала через региональный компонент.
- Что из старинного дома вы бы взяли в свой дом?
А теперь расскажите и покажите с чем вы пришли на урок, какое рукоделье вы принесли? Кто его выполнил?
(Ответы детей. Рассказ с краткими сведениями из жизни, сопровождается показом фотографий. Слайды 19, 20, 21, 22, 23)
_ Обратите внимание , какие цвета использовали ваши прабабушки для вышивания? Красный цвет считался обереговым, он обладал магической силой.
Красный и черный это характерные цвета для вышивки Тульской губернии. Эти два цвета также преобладают и в женских костюмах. (Слайд 24)
На Руси умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение и обучать этому ремеслу начинали с 4-5 лет. К 15-16 годам девушка должна была сама приготовить себе приданое. В её сундуках накапливалось до 100 вышитых изделий: полотенца, скатерти, подзоры, наволочки, праздничные одежды и десятки метров холста, сотканного её руками. На свадьбе из девичьего приданого устраивали выставку, и гости строго оценивали умение и художественный вкус невесты, убеждались в её усердии и терпении. В дом жениха входила прекрасная хозяйка и заботливая жена.
Достоинством каждой семьи считалось бережливость и аккуратность. «Хорошие жены – рукодельные - доход и сбереженье всему.» И сейчас мы вам покажем и докажем, что трудолюбивая девочка всегда будет счастлива.
4.Физминутка - сценка.
Учащиеся показывают номер в русских народных костюмах « Старик и рукодельницы».
5. Практическая работа- вышивание « крестиком».
Пришёл черед кое-чему научиться. Мы постараемся с вами научиться вышивать полотенце, как это делали наши пра- пра – бабушки.
Подготовка к вышиванию
Перед началом вышивания следует вымыть руки с мылом, чтобы вышиваемое изделие не пачкалось. С этой же целью на колени нужно положить белую ткань, а при длительном выполнении вышивания рекомендуется хранить изделие в куске белой ткани.
Вышивая, сидеть надо прямо, прислонившись к спинке стула. Под ноги ставят небольшую скамеечку. Вышивать лучше в дневное время, а вечером можно работать при свете настольной лампы, направляя его на вышивку с левой стороны. Комната должна быть проветрена. Через каждые 40—50 минут работы необходимо делать перерыв на 5—10 мин, чтобы не утомляться.
6 .Правила безопасной работы во время вышивания.
При работе с иглами, булавками, ножницами необходимо соблюдать правила безопасной работы, чтобы не подвергать себя и окружающих опасности получить травму. Иглы и булавки хранят в игольнице или вкалывают в мягкую подушечку. Не подносите иглу с рабочей нитью к лицу, не вкалывайте иглу в свою одежду. По окончании работы иглу следует вколоть в подушечку или положить в игольницу. Работая с булавками (при перебивке рисунка), вкалывайте их в ткань от себя. Рабочую нить отрезайте ножницами. Острые концы ножниц не подносите близко к лицу.
- Начинать работу необходимо с изнаночной стороны, выполнять вышивку в одном направлении, выдерживая размер стежков.
6. Самостоятельная работа уч-ся по схеме. Выполнение вышивки бордюра красным и черным цветом.
7.Показ и анализ готовых работ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Посуда
Ларец и сундук.
Тонка, длинна, одноуха, остра, всему миру краса.
Два братца- одно сердце.
Маленько, кругленькое- за хвост не поднять.
Иду, уду, конца не найду.
Тит на работу вышел – каждый услышал.
Свинка - серебряная спинка
Красный угол в русской избе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока технологии Тема урока: Роспись пасхальных яиц.
Цели: 1)Познакомить детей с историей возникновения символа праздника Светлой Пасхи; показать и познакомить с видами росписи и покраски яиц; выполнить покраску яйца.2)Развивать воображение, мелку...
«Современный урок: метапредметное содержание» Урок технология. Тема « Народные промыслы. Матрешка»
«Современный урок: метапредметное содержание» Урок технология. Тема « Народные промыслы. Матрешка»...
Урок технологии "Тема урока: «Приёмы выполнения сгибов на картоне и плотной бумаге. Декоративная тематическая композиция на плоскости» Изделие: открытка ко Дню защитника Отечества
МКОУ «Мостовская СОШ»...
Конспект урока технологии .Тема урока: технология выполнения строчки косых стежков. Изделие: «Кошелек»
Тема урока: технология выполнения строчки косых стежков. Изделие: «Кошелек»...
Конспект урока изоискусства Тема: «Двор, что город, изба, что терем», 3 класс УМК "Перспектива"
Цели деятельности учителя: дать представление о том, что крестьянская изба – удивительное явление в народном деревянном зодчестве; углубить представление учащихся о знаках-символах в народн...
УМК "Перспектива" конспект урока технологии 2 класс "Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами. Лепка"
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с внутренним убранством избы и назначением русской печи; создание представления о приемах конструирования из пластичных материалов.Планируемые резул...
Конспект урока изоискусства Тема: «Двор, что город, изба, что терем», 3 класс УМК "Перспектива"
Цели деятельности учителя: дать представление о том, что крестьянская изба – удивительное явление в народном деревянном зодчестве; углубить представление учащихся о знаках-символах в народн...