Программа дополнительной активности учащихся «Творческая мастерская»
рабочая программа по технологии на тему

Пояснительная записка, цели, задачи и реализация программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 1989 «Центр образования»

                                                                         «УТВЕРЖДАЮ»

                                                            Директор ГБОУ СОШ №1989

 «Центр образования»

_______________И.В. Серегина

«28» августа  2015год

 Программа

дополнительной активности учащихся

 «Творческая мастерская»

Программа соответствует требованиям письма Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 года. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

Москва

2015

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы: «Творческая мастерская»

Автор программы:   Н.В.Крестникова, программа  дополнительной активности учащихся  «Творческая мастерская» разработана  в 2014-2015 учебном  году, рассчитана на реализацию в течение одного  учебного года. Программа прошла апробацию в ГБОУ СОШ №1989 «Центр образования», имеет  художественную направленность, рассчитана на детей 7-18 лет, составлена на основе монографии: Е.Е. Цамуталина «100 поделок из ненужных вещей». Ярославль.2004г

Направленность: художественная

Сроки обучения: от 1 месяца до 1 года.

Возрастные категории: 7-10, 11-13, 14-18.

Формы обучения: очно-заочная.

Вид  занятий: аудиторная, внеаудиторная.

Формы проведения: индивидуальная, групповая (игровая деятельность, занятие-игра, праздник, художественное творчество).

Образовательные технологии: дистанционные, смешанные, игровые технологии, совместная творческая деятельность.

Тип программы: модифицированная.

Количество часов в неделю/год: 1/

Целеполагание:  обогащение интеллектуального, образного, понятийного, эмоционального, художественного, социального и прочих опытов учащихся.

Ожидаемые результаты: владеть навыками работы с различными материалами, уметь работать в различных техниках. Иметь потребность в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве;

Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, актовый зал, выставочный  материал,  звуковое оборудование, аудиотехника, видеотехника, сценическое оборудование, компьютерные системы, фонотека.

Пересечение с образовательным стандартом: 30%

Пояснительная записка

    Программа дополнительной активности «Творческая мастерская» предназначена для проведения занятий творческой мастерской и имеет художественно-эстетическую направленность. Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит детей к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у воспитанников складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность. Программа представляет собой систему знакомства с художественной культурой посредством изучения основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Программа  дополнительной активности «Творческая мастерская» соединяет воедино сведения о живописи, графике, лепке, объемной пластике, декоративно-прикладных дисциплинах, таких как: витраж, мозаика, роспись, аппликация. Дети, прошедшие курс, должны ориентироваться в этих видах изобразительного и декоративно-прикладного творчества, должны знать основы технологий. В процессе посещения творческой мастерской у детей развивается интерес к творчеству, нестандартное мышление, необходимость в самосовершенствовании и реализации своего творческого потенциала.

Актуальность

     Творчество - удивительный вид занятий, дающий возможность раскрыть свои возможности любому человеку. Способность понимать и чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, но и выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей. С этой целью и разработана данная программа творческой мастерской. Выполняемые изделия органически сочетают в себе эстетически-выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни.

Цель: развитие личности ребенка через творческое самовыражение средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе изучения и проб.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

- обучить основам изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

- познакомить с жанрами изобразительного искусства;

- обучить навыкам рисования различными материалами, в различных техниках;

-обучить основам технологий работы с различными материалами декоративно-прикладного искусства - познакомить со средствами художественной выразительности;

-познакомить с творчеством художников.

Развивающие:

-содействовать развитию творческих способностей;

- содействовать формированию эстетического вкуса, духовной культуры;

- развивать творческое мышление;

-развивать познавательную активность, инициативность и аккуратность;

-развивать образное восприятие окружающего пространства;

-развивать способность искать решение непредвиденных обстоятельств.

Воспитательные:

- воспитывать терпение, трудолюбие, толерантность;

- воспитывать взаимопомощь при выполнении работы;

- воспитывать уважительное отношение к труду своему и чужому;

- воспитывать у детей коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество;

-содействовать приобщению к нравственным и эстетическим ценностям мировой художественной культуры;

-формирование культуры поведения в обществе, общения в коллективе;                 -способствовать формированию уверенности в собственных силах.

Содержание программы

Содержание программы

(разделы, темы)

Количество часов

Примечание

теории

практики

всего

Составление программы мастерской.

Вводное занятие.

  • Ознакомление детей с особенностями творческой мастерской.
  • Правила техники безопасности.
  • Обсуждение плана работы группы (класса).

Демонстрация учителем профессионального творческого опыта по конкретному направлению (проведение урока или серии уроков).

Знакомство с образцами творческих работ и с особенностями используемых материалов и инструментов. Организация рабочего пространства.

Показ учителем последовательности действий, методов, приемов, форм организации деятельности (мастер–класс).

Совместное с педагогом определение цели деятельности (творческого замысла) и составление плана деятельности. Подбор необходимых ресурсов.

Совместная творческая деятельность по этапам плана.

Рефлексия участников мастерской приобретенного опыта

Художественное оформление результата творческой деятельности.

Итоговая презентация работы на выставке, ярмарке, конкурсе, фестивале и т.д.

Форма промежуточной (итоговой) аттестации:

- презентация;

- выставка творческих работ;

- ярмарка;

- конкурс;

- фестиваль.

Формы организации деятельности

-Фронтальная (все дети одновременно выполняют одинаковую работу под руководством педагога);

-Индивидуальная (самостоятельная работа ребенка при выполнении индивидуального задания);

-Коллективная (дети выполняют общую работу, проявляя самостоятельность и взаимопомощь);

-Групповая (для выполнения работы дети объединяются в малые группы);

Формы проведения занятий

    Вводные, теоретические, практические, занятия ознакомления, повторения, обобщения полученных знаний, беседа, занятия с игровым элементом, комбинированные занятия, конкурсы и выставки, прогулки на природу, где учащиеся познают окружающий мир, знакомятся с различными видами декоративно-прикладного искусства, познают красоту и неповторимость цветовой гаммы, наблюдают и изучают природные формы и краски (деревьев, цветов, трав, животных, красоту времён года) и т.д.

В процессе работы с детьми используются различные методы:

-словесный метод: устное изложение, беседа, объяснение, дискуссия, обсуждение, инструктаж

-наглядный метод: показ презентаций, иллюстраций, плакатов, картин и репродукций, наглядных пособий, примеров работ, просмотра работ из фонда

-практический: практические упражнения, выполнение практических заданий

-репродуктивные методы: работа по плану, схеме, по показу, инструкции

-игровые методы: дидактические игры, познавательные, развивающие воображение

-частично-поисковый метод: участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом. Помогает подготовить детей к самостоятельной постановке и решению проблем, организации активного поиска решения задач

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы дети будут:

-обладать знаниями основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

-владеть навыками работы с различными материалами, уметь работать в различных техниках;

-иметь потребность в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве;

-уметь творчески реализовывать задуманные идеи;

Работа с родителями

    В течении года проводится работа с родителями и поддерживается с ними тесное сотрудничество. Родители участвуют в творческой жизни мастерской. В течении года проводятся родительские собрания, открытые занятия, беседы с родителями о достижениях и трудностях у детей, даются рекомендации по педагогике. Очень популярны совместные экскурсии и посещение выставок. С целью выявления проблем и запросов к уровню подготовки детей проводится анкетирование родителей.

Материально-техническое оснащение

  Инструменты и приспособления:  простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, трафареты букв. 

   Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.  

Список  литературы

1.Б.Г. Гагарин «Конструирование из бумаги», изд: ЦК Узбекистана, Ташкент, 1998г.;

2.В.В. Сохачевская, «Лоскутное шитье», методическая разработка учебно-практических занятий, Магнитогорск, изд: МаГУ, 2005г;

3.В.В.Выгонов «Я иду на урок», начальная школа, трудовое обучение, М.: «Первое сентября, 2002г.

4.«Нетрадиционные техники изо-деятельности» Творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, изд: Екатеринбург, 2010.

5.«Уроки труда в специальной (коррекционной) школе VI вида. 1-4 классы. Издательство: Владос, Москва 2006г.

6.«Трудовое обучение» - 1 класс Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус. Автор-составитель Е.Г. Лебедева. Волгоград, 2004г.

7.Н.Ф. Тарловская «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». «Просвещение», Москва, 1994г

8.Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007

9.Е.Виноградова “Браслеты из бисера”

10.Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

11. Т.М. Геронимус “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации”. 1997г.

12.Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.

13. Н.Гусева “365 фенечек из бисера”

14.С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”

15. А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”

14) М.А.Гусакова “Аппликация”

15) М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

16) С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”

Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

  1. Е.Е. Цамуталина «100 поделок из ненужных вещей». Ярославль.2004г
  2. Журнал «Веселый художник» №1-18, 2010г
  3. «Умелые руки не знают скуки», серия книг: поделки из скорлупы, из поролона, из соломки, открытки-сюрпризы,     М.: «Просвещение», 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей. Кружок «Волшебная мастерская»

Кружок «Волшебная мастерская» интегрируется с общеобразовательными курсами «Технология» и «Изобразительное искусство». Программой предусматриваются тематические пересечения с такими...

программа дополнительного образования 3класс "Мастерская слова"

Целью  курса является формирование лингвистической и коммуникативной компетентностей  обучающегося, воспитание его духовно-нравственных качеств на основе  приобретения языковых знаний, ...

Программа дополнительной активности учащихся «Здоровьесбережение»

Пояснительная записка, цели и задачи и реализация программы....

Программа дополнительной активности учащихся «Посещение библиотеки вне школы»

Пояснительная записка, цели, задачи и реализация программы...

Программа дополнительной активности учащихся «Посещение школьной библиотеки»

Пояснительная записка, цели, задачи и реализация программы...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мастерская Самоделкина»

Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественно- эстетическую направленность. Она разработана для детей  младшего школьного возраста....

Программа дополнительного образования "Волшебная мастерская"

Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности....