Программа дополнительной активности учащихся «Творческая мастерская»
рабочая программа по технологии на тему
Пояснительная записка, цели, задачи и реализация программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnoy_akivnosti._tvorcheskaya_masterskaya.docx | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 1989 «Центр образования»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ СОШ №1989
«Центр образования»
_______________И.В. Серегина
«28» августа 2015год
Программа
дополнительной активности учащихся
«Творческая мастерская»
Программа соответствует требованиям письма Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 года. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
Москва
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы: «Творческая мастерская»
Автор программы: Н.В.Крестникова, программа дополнительной активности учащихся «Творческая мастерская» разработана в 2014-2015 учебном году, рассчитана на реализацию в течение одного учебного года. Программа прошла апробацию в ГБОУ СОШ №1989 «Центр образования», имеет художественную направленность, рассчитана на детей 7-18 лет, составлена на основе монографии: Е.Е. Цамуталина «100 поделок из ненужных вещей». Ярославль.2004г
Направленность: художественная
Сроки обучения: от 1 месяца до 1 года.
Возрастные категории: 7-10, 11-13, 14-18.
Формы обучения: очно-заочная.
Вид занятий: аудиторная, внеаудиторная.
Формы проведения: индивидуальная, групповая (игровая деятельность, занятие-игра, праздник, художественное творчество).
Образовательные технологии: дистанционные, смешанные, игровые технологии, совместная творческая деятельность.
Тип программы: модифицированная.
Количество часов в неделю/год: 1/
Целеполагание: обогащение интеллектуального, образного, понятийного, эмоционального, художественного, социального и прочих опытов учащихся.
Ожидаемые результаты: владеть навыками работы с различными материалами, уметь работать в различных техниках. Иметь потребность в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве;
Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, актовый зал, выставочный материал, звуковое оборудование, аудиотехника, видеотехника, сценическое оборудование, компьютерные системы, фонотека.
Пересечение с образовательным стандартом: 30%
Пояснительная записка
Программа дополнительной активности «Творческая мастерская» предназначена для проведения занятий творческой мастерской и имеет художественно-эстетическую направленность. Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит детей к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у воспитанников складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность. Программа представляет собой систему знакомства с художественной культурой посредством изучения основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Программа дополнительной активности «Творческая мастерская» соединяет воедино сведения о живописи, графике, лепке, объемной пластике, декоративно-прикладных дисциплинах, таких как: витраж, мозаика, роспись, аппликация. Дети, прошедшие курс, должны ориентироваться в этих видах изобразительного и декоративно-прикладного творчества, должны знать основы технологий. В процессе посещения творческой мастерской у детей развивается интерес к творчеству, нестандартное мышление, необходимость в самосовершенствовании и реализации своего творческого потенциала.
Актуальность
Творчество - удивительный вид занятий, дающий возможность раскрыть свои возможности любому человеку. Способность понимать и чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, но и выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей. С этой целью и разработана данная программа творческой мастерской. Выполняемые изделия органически сочетают в себе эстетически-выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни.
Цель: развитие личности ребенка через творческое самовыражение средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе изучения и проб.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- обучить основам изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- познакомить с жанрами изобразительного искусства;
- обучить навыкам рисования различными материалами, в различных техниках;
-обучить основам технологий работы с различными материалами декоративно-прикладного искусства - познакомить со средствами художественной выразительности;
-познакомить с творчеством художников.
Развивающие:
-содействовать развитию творческих способностей;
- содействовать формированию эстетического вкуса, духовной культуры;
- развивать творческое мышление;
-развивать познавательную активность, инициативность и аккуратность;
-развивать образное восприятие окружающего пространства;
-развивать способность искать решение непредвиденных обстоятельств.
Воспитательные:
- воспитывать терпение, трудолюбие, толерантность;
- воспитывать взаимопомощь при выполнении работы;
- воспитывать уважительное отношение к труду своему и чужому;
- воспитывать у детей коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество;
-содействовать приобщению к нравственным и эстетическим ценностям мировой художественной культуры;
-формирование культуры поведения в обществе, общения в коллективе; -способствовать формированию уверенности в собственных силах.
Содержание программы
№ | Содержание программы (разделы, темы) | Количество часов | Примечание | ||
теории | практики | всего | |||
Составление программы мастерской. | |||||
Вводное занятие.
| |||||
Демонстрация учителем профессионального творческого опыта по конкретному направлению (проведение урока или серии уроков). | |||||
Знакомство с образцами творческих работ и с особенностями используемых материалов и инструментов. Организация рабочего пространства. | |||||
Показ учителем последовательности действий, методов, приемов, форм организации деятельности (мастер–класс). | |||||
Совместное с педагогом определение цели деятельности (творческого замысла) и составление плана деятельности. Подбор необходимых ресурсов. | |||||
Совместная творческая деятельность по этапам плана. | |||||
Рефлексия участников мастерской приобретенного опыта | |||||
Художественное оформление результата творческой деятельности. | |||||
Итоговая презентация работы на выставке, ярмарке, конкурсе, фестивале и т.д. |
Форма промежуточной (итоговой) аттестации:
- презентация;
- выставка творческих работ;
- ярмарка;
- конкурс;
- фестиваль.
Формы организации деятельности
-Фронтальная (все дети одновременно выполняют одинаковую работу под руководством педагога);
-Индивидуальная (самостоятельная работа ребенка при выполнении индивидуального задания);
-Коллективная (дети выполняют общую работу, проявляя самостоятельность и взаимопомощь);
-Групповая (для выполнения работы дети объединяются в малые группы);
Формы проведения занятий
Вводные, теоретические, практические, занятия ознакомления, повторения, обобщения полученных знаний, беседа, занятия с игровым элементом, комбинированные занятия, конкурсы и выставки, прогулки на природу, где учащиеся познают окружающий мир, знакомятся с различными видами декоративно-прикладного искусства, познают красоту и неповторимость цветовой гаммы, наблюдают и изучают природные формы и краски (деревьев, цветов, трав, животных, красоту времён года) и т.д.
В процессе работы с детьми используются различные методы:
-словесный метод: устное изложение, беседа, объяснение, дискуссия, обсуждение, инструктаж
-наглядный метод: показ презентаций, иллюстраций, плакатов, картин и репродукций, наглядных пособий, примеров работ, просмотра работ из фонда
-практический: практические упражнения, выполнение практических заданий
-репродуктивные методы: работа по плану, схеме, по показу, инструкции
-игровые методы: дидактические игры, познавательные, развивающие воображение
-частично-поисковый метод: участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом. Помогает подготовить детей к самостоятельной постановке и решению проблем, организации активного поиска решения задач
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы дети будут:
-обладать знаниями основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
-владеть навыками работы с различными материалами, уметь работать в различных техниках;
-иметь потребность в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве;
-уметь творчески реализовывать задуманные идеи;
Работа с родителями
В течении года проводится работа с родителями и поддерживается с ними тесное сотрудничество. Родители участвуют в творческой жизни мастерской. В течении года проводятся родительские собрания, открытые занятия, беседы с родителями о достижениях и трудностях у детей, даются рекомендации по педагогике. Очень популярны совместные экскурсии и посещение выставок. С целью выявления проблем и запросов к уровню подготовки детей проводится анкетирование родителей.
Материально-техническое оснащение
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, трафареты букв.
Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.
Список литературы
1.Б.Г. Гагарин «Конструирование из бумаги», изд: ЦК Узбекистана, Ташкент, 1998г.;
2.В.В. Сохачевская, «Лоскутное шитье», методическая разработка учебно-практических занятий, Магнитогорск, изд: МаГУ, 2005г;
3.В.В.Выгонов «Я иду на урок», начальная школа, трудовое обучение, М.: «Первое сентября, 2002г.
4.«Нетрадиционные техники изо-деятельности» Творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, изд: Екатеринбург, 2010.
5.«Уроки труда в специальной (коррекционной) школе VI вида. 1-4 классы. Издательство: Владос, Москва 2006г.
6.«Трудовое обучение» - 1 класс Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус. Автор-составитель Е.Г. Лебедева. Волгоград, 2004г.
7.Н.Ф. Тарловская «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». «Просвещение», Москва, 1994г
8.Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007
9.Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
10.Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
11. Т.М. Геронимус “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации”. 1997г.
12.Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.
13. Н.Гусева “365 фенечек из бисера”
14.С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
15. А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
14) М.А.Гусакова “Аппликация”
15) М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
16) С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
- Е.Е. Цамуталина «100 поделок из ненужных вещей». Ярославль.2004г
- Журнал «Веселый художник» №1-18, 2010г
- «Умелые руки не знают скуки», серия книг: поделки из скорлупы, из поролона, из соломки, открытки-сюрпризы, М.: «Просвещение», 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей. Кружок «Волшебная мастерская»
Кружок «Волшебная мастерская» интегрируется с общеобразовательными курсами «Технология» и «Изобразительное искусство». Программой предусматриваются тематические пересечения с такими...
программа дополнительного образования 3класс "Мастерская слова"
Целью курса является формирование лингвистической и коммуникативной компетентностей обучающегося, воспитание его духовно-нравственных качеств на основе приобретения языковых знаний, ...
Программа дополнительной активности учащихся «Здоровьесбережение»
Пояснительная записка, цели и задачи и реализация программы....
Программа дополнительной активности учащихся «Посещение библиотеки вне школы»
Пояснительная записка, цели, задачи и реализация программы...
Программа дополнительной активности учащихся «Посещение школьной библиотеки»
Пояснительная записка, цели, задачи и реализация программы...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мастерская Самоделкина»
Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественно- эстетическую направленность. Она разработана для детей младшего школьного возраста....
Программа дополнительного образования "Волшебная мастерская"
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности....