Программа дополнительной активности учащихся «Посещение школьной библиотеки»
рабочая программа на тему

Пояснительная записка, цели, задачи и реализация программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 1989 «Центр образования»

                                                                         «УТВЕРЖДАЮ»

                                                            Директор ГБОУ СОШ №1989

 «Центр образования»

_______________И.В. Серегина

«28» августа  2015год

 Программа

дополнительной активности учащихся

 «Посещение  школьной библиотеки»

Программа соответствует требованиям письма Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 года. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

Москва

2015

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы: «Посещение  школьной библиотеки»

Автор программы:   Н.В.Крестникова, программа  дополнительной активности учащихся  «Посещение  школьной библиотеки» разработана  в 2014-2015 учебном  году, рассчитана на реализацию в течение одного  учебного года. Программа прошла апробацию в ГБОУ СОШ №1989 «Центр образования», имеет художественную/ социально – педагогическую направленность, рассчитана на детей 7-18 лет, составлена на основе монографии: Рудакова Н. Путешествие в страну каталогов: [библиотечный урок в школе.] / Н.Рудакова // Школьная библиотека. – 2000.

Направленность:  художественная/социально-педагогическая.

Сроки обучения:  1 год.

Возрастные категории: 7-10, 11-13, 14-18.

Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная.

Вид занятий: аудиторная.

Формы проведения: беседы, лекции, выступления.

Образовательные технологии:  смешанные, дистанционные.

Тип программы: модифицированная.

Количество часов в неделю/год: 1/ 22

Целеполагание:  педагогическая целесообразность   в  том, что учащиеся развивают творческие способности,  читательское мастерство,  повышают заинтересованность в чтении, приобретают  навыки работы со справочным и обзорным материалом.  

Ожидаемые результаты: развитие устойчивого интереса к книге.

Материально - техническое обеспечение: школьная  библиотека, выставочный  материал, звуковое оборудование, аудиотехника, видеотехника,  книжный фонд, компьютерные системы, фонотека.

Пересечение с образовательным стандартом: 30%

Пояснительная записка

       Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. «Национальная программа поддержки и развития чтения», подготовленная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом, отмечает снижение интереса к чтению у населения. Как известно, дети любят выдумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества. Побуждать к нему – значит обращать внимание школьников на внутренний, духовный мир человека.

      Можно развивать способность к самостоятельной творческой активности в библиотечном кружке, на занятии по внеклассному чтению и другими, присущими библиотеке формами.

     Раскрывая перед учащимися премудрости пользования библиотекой, библиотекарь рассеет его опасения относительно загадочности, сложности или непостижимости этого мира. Библиотекарь видит свою цель в том, чтобы убедить ребенка в необходимости освоения библиотечной грамоты и внушить ему веру в собственные силы.

Актуальность

   Библиотеки, обслуживающие детей,  могут не только обеспечить удовлетворение этих потребностей, но и способствовать их формированию.  

    Особую роль играют чтение и библиотеки в детстве и юности, поскольку книга и другие традиционные материалы, несмотря на внедрение новых информационных технологий, пока еще имеют приоритетное значение в получении образования, приобщении к культуре и искусству, в получении косвенного жизненного опыта, так необходимого для нормального развития подрастающего поколения.

    Библиотеки наработали огромный опыт по работе с детьми и юношеством, содействуя развитию скрытых (латентных) в силу возрастных особенностей потребностей и их удовлетворению. Главным для детей является создание условий для их развития, приобщения к окружающему миру, нахождения себя в нем. И не самым главным, хотя и очень важным, здесь является информационная функция библиотек, ведь информационные потребности детей еще латентны (скрыты) и тоже нуждаются в особых условиях их формирования и раскрытия. Даже те конкретные нужды детей и подростков, которые связаны с приобретением образования, нуждаются в осмыслении и расширении. Главным же в работе библиотек остается – создание среды развития личности и ее социализации. В принципе, каждая библиотека может стремиться к реализации этих возможностей. Однако для этого необходим ряд условий. Прежде всего это – такая организация библиотечного обслуживания, которое бы отвечало возрастным, психологическим особенностям детства и юности. Основное поле деятельности взрослого, работающего с детьми, – создание культурной среды развития личности ребенка.  Педагоги и психологи давно выделили критические точки роста личности в детстве, в том числе и связанные с ними содержание и формы включения личности в культуру, так называемые кризисные точки вхождения (или невхождения) в культуру. 

Цель: формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте.

Задачи:

-удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;

-создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного развития;

-формировать общую культуру обучающихся;

- приобщение детей к чтению;

-пропаганда ценности чтения и книги;

-ознакомление учащихся с историей создания книги и историей развития библиотек и библиотечного дела;

-приобщение к правилам хранения и обращения с книгой, знакомство со способами обнаружить и устранить появившиеся дефекты;

-устранить повреждения.

Воспитательное значение

   Воспитание коллективизма, формирование навыков самостоятельной работы, формирование элементов творчества, познавательной активности.

   Умение вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие. Воспитывать у учащихся аккуратность, усидчивость, экономное отношение к материалам, ответственность за порученное дело.

Практическое значение

   Умение предопределять примерное содержание незнакомой книги по ее элементам и по внешним приметам. Знание элементов книги: титульный лист, оглавление, предисловие или аннотация, послесловие. Умение самостоятельно воспринимать и характеризовать избранную книгу в целом, прочитать произведение и воссоздать прочитанное по эпизодам. Умение доводить начатую работу до завершения. Умение подобрать интересный материал для школьного сайта.

Методы и формы работы

   По своей специфике образовательный процесс в объединении имеет развивающий характер, направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных особенностей, возможностей материально-технической базы, типа и вида учебных занятий.

Типы занятий:

• Сообщения новых знаний.

• Комбинированные.

• Обобщающего повторения.

• Самостоятельные работы.

• Коррекции и контроля знаний, умений, навыков.

Виды занятий:

• Деловая игра.

• Учебное занятие.

• Практическая работа.

• Выставка.

• Конкурс.

Активные формы познавательной деятельности:

• Конкурс знаний и умений.

• Встречи с творческими людьми.

• Час вопросов и ответов.

• Диспуты.

Методы организации занятий:

• Репродуктивный.

• Методы практической работы.

• Метод наблюдения.

• Метод игры.

• Наглядный метод обучения.

• Лекция

Содержание программы

Содержание программы

(разделы, темы)

Количество часов

Примечание

теории

практики

всего

1.

Вводное занятие. Постановка цели и задач. Инструктаж по технике безопасности.

2.

Инструктаж по правилам дорожного движения (при посещении внешкольной библиотеки).

3.

Проработка темы посещения библиотеки.

4.

Изучение правил поведения в библиотеке.

5.

Посещение библиотеки.

Тема 1. Дом, в котором живут книги.  

Тема 2. У времени есть своя память – история.

Тема 3. Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться.

Тема 4. Из чего состоит книга. Иллюстрации в книге.

Тема 5. Вести со всей планеты.

Тема 6. Как выбрать книгу в библиотеке.

Тема 7. Практические занятия.

Тема 8. Детское справочное бюро.

Тема 9. Увлекательно о разных науках.

Тема 10. Практическое занятие.  

6.

Итоговое занятие по результатам посещения библиотеки – литературная гостиная, конференция.

Содержание программы

Тема 1. Дом, в котором живут книги.  

Знакомство с библиотекой: понятия «Библиотека», «Читатель», «Абонемент», «Читальный зал». Экскурсия в библиотеку.

Праздник посвящение в читатели «Удивительная история, рассказанная Настей».

Значение сказок в жизни человека. Какие бывают сказки?

Подготовка к конкурсу «Детки и предки», «Сказки из бабушкиного сундучка».

Тема 2. У времени есть своя память – история.

Книги о героях русской истории. Великие полководцы. А.В. Суворов – герой земли русской. Презентация. Викторина «Крылатые выражения».

Тема 3. Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться.

Значение книги в жизни человека, беседа «Книга – твой лучший друг». Правила бережного отношения с книгой. Конкур «Эрудит шоу «Кто много читает, тот много знает». Как читать книги.

Тема 4. Из чего состоит книга. Иллюстрации в книге.

Знать основные элементы книги. Обложка, корешок, титульный лист, текст, иллюстрации, оглавление. Элементы книги – помощники в выборе книг. (беседа). Выставка – конкурс «Мы иллюстрируем книги».

Тема 5. Вести со всей планеты.

Понятие о газете и журнале. Знакомство с лучшими детскими газетами и журналами. Рассказ о любимом журнале.

Тема 6. Как выбрать книгу в библиотеке.

Книжные выставки, тематические полки – их роль в выборе книг. Игра «Найди книгу»

Тема 7. Практические занятия.

Различные литературные ринги, конкурсы, литературные КВНы, подготовка и проведение утренников для начальной школы на Неделю детской книги.

Тема 8. Детское справочное бюро.

Заинтересовать справочной литературой, научиться ею пользоваться. Первые энциклопедии. Выставка-просмотр справочных изданий. Игра «Поиск».

Тема 9. Увлекательно о разных науках.

Знакомство с фондом научно-познавательных книг, научить их отличать от художественных. Особенности расстановки этого фонда. Самостоятельный поиск литературы по темам.

Тема 10. Практическое занятие.  

Проверка учебников, выпуск молнии, ремонт книг и выставка «Спасибо, Айболитам!» Подготовка и проведение утренника «Путешествии в мир книг».

Форма промежуточной аттестации: тестирование, опрос.

Форма  итоговой аттестации: конкурс  чтецов, сочинение, реферат, доклад, проектная работа,  презентация, творческая работа (поделка, рисунок).

Привлекаемые ресурсы: наглядные пособия.

Ожидаемый результат

1.Ребята владеют сформированной техникой чтения, темп чтения 250-270 слов в минуту.

2.Умеют использовать комментарии (авторские, переводчика, редактора, подстрочные) в конце книги, применяют справочный аппарат книги.

3.Самостоятельно составляют список литературы для индивидуального плана обучения.

4.При обнаружении в книге дефекта – умеют его устранить: переплести, подклеить книгу.

5.Организация творческой деятельности.

Список  литературы

1. Ананьева Л. Читаем книжки от форзаца до сноски: [библиотечный урок «Элементы книги» по книгам К.И. Чуковского в 5 кл.] / Л.Ананьева // Библиотека в школе. – 2002. –№ 4 – С. 11

2. Войченко Л. Читатель. Книга. Библиотека: [игра «Поле чудес» по закреплению знаний по ББЗ в 5 кл.] / Л.Войченко // Школьная библиотека. – 2000. – № 3. – С. 30-31

3. Красногорская Г.П. Приглашение в Читалию: [библиографич. игра для учащихся 6-7 кл.: о библиотеке, истории книги, игра по детской энциклопедии] / Г.П.Красногорская // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 22-25

4. Ротова Т. Кто и как построил книгу, для чего она нужна: [сценарий библиотечного урока по структуре книги в 5-7 кл.] / Т.Ротова // Новая библиотека. – 2005. – № 7. – С. 43-44

5. Рудакова Н. Путешествие в страну каталогов: [библиотечный урок в 5-7 кл.] / Н.Рудакова // Школьная библиотека. – 2000. – № 4. – С. 31-34

6. Ступак Т.В. Путешествие в библиоград: [игра-путешествие по библиотеке для 5 кл.] / Т.В. Ступак // Читаем, учимся, играем. – М., 2005. – Вып. 2. – С. 49-50

7. Чайка Н.П. Юным книголюбам: [олимпиада для учащихся 7-8 кл. о труде библиотекаря; литературный кроссворд, конкурс знатоков книг; о рекомендательных пособиях и другие материалы и задания] / Н.П. Чайка // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 22-30

8. Хохлова Г.А. «Корабль мысли»: [библиографическая викторина для 6-7 кл.] / Г.А. Хохлова // Читаем, учимся, играем. – М., 2005. – Вып. 9. – С. 18-21

9. Янина С.Д. «Аптека для души»: дидактический спектакль из истории книгопечатания, библиотек, библиотекарей: [в 5 кл.] / С.Д. Янина, М.Н. Медведева // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 118-123: фото библиотекарей: М.Загоскина, В.Одоевского, Н.Лобачевского, А.Дельвига, Н.Крылова, В.Стасов.а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Программа дополнительной активности учащихся «Здоровьесбережение»

Пояснительная записка, цели и задачи и реализация программы....

Программа дополнительной активности учащихся «Посещение библиотеки вне школы»

Пояснительная записка, цели, задачи и реализация программы...

Программа дополнительной активности учащихся «Творческая мастерская»

Пояснительная записка, цели, задачи и реализация программы...

Программа дополнительного образования "Активный москвич"

Рабочая программа ДО "Активный москвич" разработана для учащихся начальных классов, с целью изучения достопримечательностей и истории родного города....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...