Программа дополнительной активности учащихся «Посещение школьной библиотеки»
рабочая программа на тему
Пояснительная записка, цели, задачи и реализация программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnoy_akivnosti._poseshchenie_shkolnoy_biblioteki.docx | 32.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 1989 «Центр образования»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ СОШ №1989
«Центр образования»
_______________И.В. Серегина
«28» августа 2015год
Программа
дополнительной активности учащихся
«Посещение школьной библиотеки»
Программа соответствует требованиям письма Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 года. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
Москва
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы: «Посещение школьной библиотеки»
Автор программы: Н.В.Крестникова, программа дополнительной активности учащихся «Посещение школьной библиотеки» разработана в 2014-2015 учебном году, рассчитана на реализацию в течение одного учебного года. Программа прошла апробацию в ГБОУ СОШ №1989 «Центр образования», имеет художественную/ социально – педагогическую направленность, рассчитана на детей 7-18 лет, составлена на основе монографии: Рудакова Н. Путешествие в страну каталогов: [библиотечный урок в школе.] / Н.Рудакова // Школьная библиотека. – 2000.
Направленность: художественная/социально-педагогическая.
Сроки обучения: 1 год.
Возрастные категории: 7-10, 11-13, 14-18.
Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная.
Вид занятий: аудиторная.
Формы проведения: беседы, лекции, выступления.
Образовательные технологии: смешанные, дистанционные.
Тип программы: модифицированная.
Количество часов в неделю/год: 1/ 22
Целеполагание: педагогическая целесообразность в том, что учащиеся развивают творческие способности, читательское мастерство, повышают заинтересованность в чтении, приобретают навыки работы со справочным и обзорным материалом.
Ожидаемые результаты: развитие устойчивого интереса к книге.
Материально - техническое обеспечение: школьная библиотека, выставочный материал, звуковое оборудование, аудиотехника, видеотехника, книжный фонд, компьютерные системы, фонотека.
Пересечение с образовательным стандартом: 30%
Пояснительная записка
Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. «Национальная программа поддержки и развития чтения», подготовленная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом, отмечает снижение интереса к чтению у населения. Как известно, дети любят выдумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества. Побуждать к нему – значит обращать внимание школьников на внутренний, духовный мир человека.
Можно развивать способность к самостоятельной творческой активности в библиотечном кружке, на занятии по внеклассному чтению и другими, присущими библиотеке формами.
Раскрывая перед учащимися премудрости пользования библиотекой, библиотекарь рассеет его опасения относительно загадочности, сложности или непостижимости этого мира. Библиотекарь видит свою цель в том, чтобы убедить ребенка в необходимости освоения библиотечной грамоты и внушить ему веру в собственные силы.
Актуальность
Библиотеки, обслуживающие детей, могут не только обеспечить удовлетворение этих потребностей, но и способствовать их формированию.
Особую роль играют чтение и библиотеки в детстве и юности, поскольку книга и другие традиционные материалы, несмотря на внедрение новых информационных технологий, пока еще имеют приоритетное значение в получении образования, приобщении к культуре и искусству, в получении косвенного жизненного опыта, так необходимого для нормального развития подрастающего поколения.
Библиотеки наработали огромный опыт по работе с детьми и юношеством, содействуя развитию скрытых (латентных) в силу возрастных особенностей потребностей и их удовлетворению. Главным для детей является создание условий для их развития, приобщения к окружающему миру, нахождения себя в нем. И не самым главным, хотя и очень важным, здесь является информационная функция библиотек, ведь информационные потребности детей еще латентны (скрыты) и тоже нуждаются в особых условиях их формирования и раскрытия. Даже те конкретные нужды детей и подростков, которые связаны с приобретением образования, нуждаются в осмыслении и расширении. Главным же в работе библиотек остается – создание среды развития личности и ее социализации. В принципе, каждая библиотека может стремиться к реализации этих возможностей. Однако для этого необходим ряд условий. Прежде всего это – такая организация библиотечного обслуживания, которое бы отвечало возрастным, психологическим особенностям детства и юности. Основное поле деятельности взрослого, работающего с детьми, – создание культурной среды развития личности ребенка. Педагоги и психологи давно выделили критические точки роста личности в детстве, в том числе и связанные с ними содержание и формы включения личности в культуру, так называемые кризисные точки вхождения (или невхождения) в культуру.
Цель: формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте.
Задачи:
-удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;
-создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного развития;
-формировать общую культуру обучающихся;
- приобщение детей к чтению;
-пропаганда ценности чтения и книги;
-ознакомление учащихся с историей создания книги и историей развития библиотек и библиотечного дела;
-приобщение к правилам хранения и обращения с книгой, знакомство со способами обнаружить и устранить появившиеся дефекты;
-устранить повреждения.
Воспитательное значение
Воспитание коллективизма, формирование навыков самостоятельной работы, формирование элементов творчества, познавательной активности.
Умение вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие. Воспитывать у учащихся аккуратность, усидчивость, экономное отношение к материалам, ответственность за порученное дело.
Практическое значение
Умение предопределять примерное содержание незнакомой книги по ее элементам и по внешним приметам. Знание элементов книги: титульный лист, оглавление, предисловие или аннотация, послесловие. Умение самостоятельно воспринимать и характеризовать избранную книгу в целом, прочитать произведение и воссоздать прочитанное по эпизодам. Умение доводить начатую работу до завершения. Умение подобрать интересный материал для школьного сайта.
Методы и формы работы
По своей специфике образовательный процесс в объединении имеет развивающий характер, направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных особенностей, возможностей материально-технической базы, типа и вида учебных занятий.
Типы занятий:
• Сообщения новых знаний.
• Комбинированные.
• Обобщающего повторения.
• Самостоятельные работы.
• Коррекции и контроля знаний, умений, навыков.
Виды занятий:
• Деловая игра.
• Учебное занятие.
• Практическая работа.
• Выставка.
• Конкурс.
Активные формы познавательной деятельности:
• Конкурс знаний и умений.
• Встречи с творческими людьми.
• Час вопросов и ответов.
• Диспуты.
Методы организации занятий:
• Репродуктивный.
• Методы практической работы.
• Метод наблюдения.
• Метод игры.
• Наглядный метод обучения.
• Лекция
Содержание программы
№ | Содержание программы (разделы, темы) | Количество часов | Примечание | ||
теории | практики | всего | |||
1. | Вводное занятие. Постановка цели и задач. Инструктаж по технике безопасности. | ||||
2. | Инструктаж по правилам дорожного движения (при посещении внешкольной библиотеки). | ||||
3. | Проработка темы посещения библиотеки. | ||||
4. | Изучение правил поведения в библиотеке. | ||||
5. | Посещение библиотеки. | ||||
Тема 1. Дом, в котором живут книги. | |||||
Тема 2. У времени есть своя память – история. | |||||
Тема 3. Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться. | |||||
Тема 4. Из чего состоит книга. Иллюстрации в книге. | |||||
Тема 5. Вести со всей планеты. | |||||
Тема 6. Как выбрать книгу в библиотеке. | |||||
Тема 7. Практические занятия. | |||||
Тема 8. Детское справочное бюро. | |||||
Тема 9. Увлекательно о разных науках. | |||||
Тема 10. Практическое занятие. | |||||
6. | Итоговое занятие по результатам посещения библиотеки – литературная гостиная, конференция. |
Содержание программы
Тема 1. Дом, в котором живут книги.
Знакомство с библиотекой: понятия «Библиотека», «Читатель», «Абонемент», «Читальный зал». Экскурсия в библиотеку.
Праздник посвящение в читатели «Удивительная история, рассказанная Настей».
Значение сказок в жизни человека. Какие бывают сказки?
Подготовка к конкурсу «Детки и предки», «Сказки из бабушкиного сундучка».
Тема 2. У времени есть своя память – история.
Книги о героях русской истории. Великие полководцы. А.В. Суворов – герой земли русской. Презентация. Викторина «Крылатые выражения».
Тема 3. Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться.
Значение книги в жизни человека, беседа «Книга – твой лучший друг». Правила бережного отношения с книгой. Конкур «Эрудит шоу «Кто много читает, тот много знает». Как читать книги.
Тема 4. Из чего состоит книга. Иллюстрации в книге.
Знать основные элементы книги. Обложка, корешок, титульный лист, текст, иллюстрации, оглавление. Элементы книги – помощники в выборе книг. (беседа). Выставка – конкурс «Мы иллюстрируем книги».
Тема 5. Вести со всей планеты.
Понятие о газете и журнале. Знакомство с лучшими детскими газетами и журналами. Рассказ о любимом журнале.
Тема 6. Как выбрать книгу в библиотеке.
Книжные выставки, тематические полки – их роль в выборе книг. Игра «Найди книгу»
Тема 7. Практические занятия.
Различные литературные ринги, конкурсы, литературные КВНы, подготовка и проведение утренников для начальной школы на Неделю детской книги.
Тема 8. Детское справочное бюро.
Заинтересовать справочной литературой, научиться ею пользоваться. Первые энциклопедии. Выставка-просмотр справочных изданий. Игра «Поиск».
Тема 9. Увлекательно о разных науках.
Знакомство с фондом научно-познавательных книг, научить их отличать от художественных. Особенности расстановки этого фонда. Самостоятельный поиск литературы по темам.
Тема 10. Практическое занятие.
Проверка учебников, выпуск молнии, ремонт книг и выставка «Спасибо, Айболитам!» Подготовка и проведение утренника «Путешествии в мир книг».
Форма промежуточной аттестации: тестирование, опрос.
Форма итоговой аттестации: конкурс чтецов, сочинение, реферат, доклад, проектная работа, презентация, творческая работа (поделка, рисунок).
Привлекаемые ресурсы: наглядные пособия.
Ожидаемый результат
1.Ребята владеют сформированной техникой чтения, темп чтения 250-270 слов в минуту.
2.Умеют использовать комментарии (авторские, переводчика, редактора, подстрочные) в конце книги, применяют справочный аппарат книги.
3.Самостоятельно составляют список литературы для индивидуального плана обучения.
4.При обнаружении в книге дефекта – умеют его устранить: переплести, подклеить книгу.
5.Организация творческой деятельности.
Список литературы
1. Ананьева Л. Читаем книжки от форзаца до сноски: [библиотечный урок «Элементы книги» по книгам К.И. Чуковского в 5 кл.] / Л.Ананьева // Библиотека в школе. – 2002. –№ 4 – С. 11
2. Войченко Л. Читатель. Книга. Библиотека: [игра «Поле чудес» по закреплению знаний по ББЗ в 5 кл.] / Л.Войченко // Школьная библиотека. – 2000. – № 3. – С. 30-31
3. Красногорская Г.П. Приглашение в Читалию: [библиографич. игра для учащихся 6-7 кл.: о библиотеке, истории книги, игра по детской энциклопедии] / Г.П.Красногорская // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 22-25
4. Ротова Т. Кто и как построил книгу, для чего она нужна: [сценарий библиотечного урока по структуре книги в 5-7 кл.] / Т.Ротова // Новая библиотека. – 2005. – № 7. – С. 43-44
5. Рудакова Н. Путешествие в страну каталогов: [библиотечный урок в 5-7 кл.] / Н.Рудакова // Школьная библиотека. – 2000. – № 4. – С. 31-34
6. Ступак Т.В. Путешествие в библиоград: [игра-путешествие по библиотеке для 5 кл.] / Т.В. Ступак // Читаем, учимся, играем. – М., 2005. – Вып. 2. – С. 49-50
7. Чайка Н.П. Юным книголюбам: [олимпиада для учащихся 7-8 кл. о труде библиотекаря; литературный кроссворд, конкурс знатоков книг; о рекомендательных пособиях и другие материалы и задания] / Н.П. Чайка // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 22-30
8. Хохлова Г.А. «Корабль мысли»: [библиографическая викторина для 6-7 кл.] / Г.А. Хохлова // Читаем, учимся, играем. – М., 2005. – Вып. 9. – С. 18-21
9. Янина С.Д. «Аптека для души»: дидактический спектакль из истории книгопечатания, библиотек, библиотекарей: [в 5 кл.] / С.Д. Янина, М.Н. Медведева // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 118-123: фото библиотекарей: М.Загоскина, В.Одоевского, Н.Лобачевского, А.Дельвига, Н.Крылова, В.Стасов.а
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Программа дополнительной активности учащихся «Здоровьесбережение»
Пояснительная записка, цели и задачи и реализация программы....
Программа дополнительной активности учащихся «Посещение библиотеки вне школы»
Пояснительная записка, цели, задачи и реализация программы...
Программа дополнительной активности учащихся «Творческая мастерская»
Пояснительная записка, цели, задачи и реализация программы...
Программа дополнительного образования "Активный москвич"
Рабочая программа ДО "Активный москвич" разработана для учащихся начальных классов, с целью изучения достопримечательностей и истории родного города....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...