Рабочая программа по курсу Трудовое обучение в подготовительном классе коррекционной школы VIII вида
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

Мануйлова Ольга Викторовна

Рабочая программа по курсу  Трудовое обучение в подготовительном классе коррекционной школы VIII вида.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (F - 70).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.  Общая характеристика учебного предмета.

1.2.Статус документа

1.3.Цели и задачи обучения

1.3.1.Коррекционноая направленность обучения на уроках ручного труда

1.4.Место предмета в учебном плане.

1.5.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

1.6. Личностные, метапредметные, (межпредметные связи)

и предметные результаты освоения предмета «Трудовое обучение. Технология. Ручной труд.»

1.7. Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования

1.8. Формы и методы обучения.

1.9. Принципы, используемые при обучении по курсу: «Трудовое обучение. Технология. Ручной труд для 1-4 классов»

2.        СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ КЛАССЕ».

3.        ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.        ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

4.1.Материально- техническое обеспечение  

4.2.Материалы и инструменты

4.3.Информационно-образовательные ресурсы.

 

4.4.Список учебно-методической литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Чумаковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

СОГЛАСОВАНО                                                         УТВЕРЖДАЮ

Протокол метод.объединения                                           Директор школы

№_______от________                                             ______________ П.И. Новиков

                                                                Приказ №________

от «____»________________2015 г.

Рабочая программа

по курсу

Трудовое обучение в подготовительном классе

НА 2015/2016УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработчик программы:

учитель трудового обучения, Мануйлова О.В.,

2015г.

Рабочая программа представляет собой документ, состоящий из:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

1.1.  Общей характеристики учебного предмета.

1.2.Статуса документа

1.3.Целей и задач обучения

1.3.1.Коррекционной направленности обучения на уроках ручного труда

1.4.Места предмета в учебном плане.

1.5.Общеучебных умений, навыков и способов деятельности. 

1.6. Личностных, метапредметных, (межпредметных связей)

и предметных результатов освоения предмета «Трудовое обучение. Технология. Ручной труд.»

1.7. Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования

1.8. Форм и методов обучения.

1.9. Принципов, используемых при обучении по курсу: «Трудовое обучение. Технология. Ручной труд для 1-4 классов»

  1. СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ КЛАССЕ».
  2. ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. ИСПОЛЬЗУЕМЫХ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, ОСНАЩЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. 

4.1.Материально- технического обеспечения  

4.2.Материалов и инструментов

4.3.Информационно-образовательных ресурсов.

4.4.Списка учебно-методической литературы.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Общая характеристика учебного предмета.

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В.А.Сухомлинский)

В педагогике придаётся особое значение ручному труду. В нём заложены неиссякаемые резервы развития личности ребёнка. Он является благоприятным условием его обучения и воспитания. Формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков способствует социальной адаптации ребёнка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде. Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП). В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений.

В программе предусмотрено изучение следующих видов труда: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами», «Работа с проволокой и металлоконструктором».

Актуальность.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

1.2.Статус документа

Рабочая программа

по учебному предмету «Трудовое обучение » для воспитанников

Составлена на основе:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой; 7-е издание. Москва «Просвещение» 2010.

1.3.Цели и задачи обучения

Цель занятий в подготовительном классе — повышение уровня как психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению.

Задачи по обучению технике работы по ручному труду.

- Сформировать у детей интерес к видам труда.

- Познакомить со свойствами материалов.

- 3накомить с новыми для детей основными приёмами работы.

- Развивать умение пользоваться простейшими инструментами.

- Развивать общую ручную умелость.

- Координировать работу глаз и обеих рук.

- Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа.

- Развивать у детей технические навыки с материалами (семена, крупы, бумага, ткань, нити, тесто, салфетки и т. д.)

- Начиная с простейших поделок, постепенно осваивать более сложные приёмы работы с различными материалами, подвести к созданию работ по собственному замыслу.

Задачи по сенсорному воспитанию.

- Повышать сенсорную чувствительность.

- Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета.

Задачи по развитию речи.

- Формировать речевую деятельность.

- Развивать диалогическую речь.

- Активно употреблять слова, обозначающие действия, свойства.

- Называть материалы, используемые для работы.

- Активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы.

Задачи по эстетическому воспитанию.

-  Учить создавать выразительные образы.

- Развивать умение подбирать цвета.

- Учить видеть, чувствовать, оценивать и созидать прекрасное.

- Формировать композиционные навыки.

- Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе деятельности с различными материалами.

Задачи по нравственному воспитанию.

- Формировать у детей умение трудится в коллективе.

- Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность,   самостоятельность.

- Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь.

- Развивать желание детей сделать приятное для родителей.

- Повышать самооценку детей через достижения в изобразительной деятельности.

- Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию.

Кроме того, в подготовительном классе наряду с обучающей должна решаться и диагностическая задача, что позволит предупредить ошибочное зачисление в специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида детей с другими нарушениями, сходными по своему проявлению с умственной отсталостью.

Однако решению указанных задач препятствуют такие особенности детей, как сниженная познавательная активность, недоразвитие эмоционально-волевой сферы, ослабленность словесной регуляции деятельности, недоразвитие мелкой моторики рук, недостаточная сформированность умственных действий, необходимых для совершения трудового процесса. Поэтому эффективное усвоение учебного материала по труду возможно лишь при решении учителем специфических задач, вытекающих из особенностей психофизического развития учащихся и определяющих коррекционную направленность трудового обучения.

  У умственно отсталых детей, поступающих в школу, наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и нарушение тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы с ними еще до начала школьного обучения в подготовительной группе детского сада или в подготовительном классе школы.

Специфические задачи обучения труду направлены на

  • коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общетрудовых умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда); планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия); 
  • повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений); 
  • компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.); 
  • коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.)

В процессе обучения труду должны компенсироваться недоразвитие эмоционально-волевой сферы детей, формироваться такие личностные качества, как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность.

При составлении рабочей программы учтены
- концепция образовательного учреждения, его целевые ориентиры; 
- особенности учащихся класса (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации);  
- уровень профессиональной компетентности педагога, мои возможности;
- состояние материально-технического обеспечения образовательного учреждения,  в том числе и учебно-методического.    

- При составлении рабочей программы учтены особые образовательные потребности ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

Раннее получение специальной помощи средствами образования;

 Обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;

Научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;

Доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе  образования;

Удлинение сроков образования;

Систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;

Специальное обучение их «переносу» у чётом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

Обеспечение особой, пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учётом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

Использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

Развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учётом возрастных и индивидуальных особенностей к обучению и социальному взаимодействию с окружающей средой;

Стимуляция к познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру;

- При составлении рабочей программы учтены особые образовательные потребности, характерные для  ребенка с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями):

Выделение пропедевтического элемента в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами в образовании;

Выделение учебных предметов, способствующих формированию представлению о природных и социальных компонентах окружающего мира;

Овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающего с окружающей средой;

Возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и служащих;

Психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающего с педагогами и другими обучающими;

Психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации;

Постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации;

- При составлении рабочей программы учтены особые образовательные потребности, характерные для  ребенка с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития:

Создание оптимальных путей развития;

Использование специфических методов и средств обучения, дифференцированным, «пошаговым» обучением;

Обязательной индивидуализацией обучения;

Формирование элементарных социально – бытовых навыков и навыков самообслуживания;

Обеспечения ухода и присмотра за обучающими;

Дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за её пределами;

Организация обучение в разновозрастных классах (группах);

Организация взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающего и его семьи, обеспечивающие особую организацию всей         жизни обучающего в условиях организации и дома.

1.3.1.Коррекционная направленность обучения на уроках ручного труда предполагает: 

  • поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе.
  • максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии школьников; 
  • взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи); 
  • неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале; 
  • замедленность обучения; 
  • подачу учебного материала малыми порциями; 
  • максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических действий; 
  • предварение изучения нового материала пропедевтикой; 
  • руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником; 
  • подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, которые имеют общие черты и сходные приёмы обработки поделочных материалов; 
  • подбор доступных для работы поделочных материалов. 

Прежде всего, учитель обращает внимание на развитие и коррекцию психических процессов воспитанников (таблица 1).

Таблица 1

Психические процессы и их виды

Восприятие

зрительное, слуховое, осязательное

Представления

зрительные, слуховые, осязательные

Внимание

непроизвольное, произвольное, постпроизвольное устойчивое, неустойчивое

Память

наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, слуховая, зрительная, эмоциональная

Мышление

наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное), словесно-логическое

Воображение

пассивное (преднамеренное, непреднамеренное), активное (творческое, воссоздающее)

Весь образовательно-воспитательный процесс в школе-интернате VIII вида направлен на коррекцию отклонений в развитии детей с психическими отклонениями средствами учебной деятельности, трудовой подготовки, внеклассной, воспитательной работы, дополнительного образования, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. 

Коррекционная работа выражается в формировании, развитии и коррекции  умений:

- Формирование: точности, скорости, координации, целостного образа об окружающей, действительности, пространственных представлений 

  • В формировании умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
  • предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

- Развитие: восприятия форм, величины, цвета предметов, представлений,

  • ориентации, творческого воображения, наблюдательности, конструктивных навыков, речи, мыслительной деятельности, предупреждения вербализма,
  • положительных черт личности (коммуникабельности, товарищества, оценки результатов труда).

- Коррекция: развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в пространстве.

Коррекционные цели и задачи (таблица 2) в образовательно-воспитательном процессе вытекают из степени поражения центральной нервной системы.

Таблица 2

Психические процессы

Цели и задачи

ощущения и восприятие

Формировать: целостность восприятия (осмысленность, точность, избирательность), высоту порогов чувствительности. 

Обучать: дифференцированности восприятий, восприятию времени, ориентироваться в большом и малом пространстве

Развивать: сенсорные возможности учащихся, константность восприятия, ощущения (вкусовые, обонятельные, слуховые, тактильные), остроту зрения, глазомер, восприятие пространства.

Совершенствовать: цветоразличение, кинестетические ощущения и восприятия.

мышление

Обучать: выделять в предмете главное, обобщать, исключать, рассуждать, анализировать, абстрагированию, критичности мышления 

Развивать: наглядно-образное мышление, развивать словесно-логическое мышление, развивать мобильность и коммуникабельность

память и представление

Формировать: точность представлений, умения самостоятельно выполнять домашние задания, полноту восприятий 

Обучать: адекватно оценивать значимость результатов своей учебной и трудовой деятельности, осмысленному запоминанию, продуктивному запоминанию, добиваться понимания поставленной цели, задания, добиваться осмысленности выполнения задания

Развивать: логическую память, словесно-логическую память, зрительную память

внимание

Формировать: настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность

Обучать: распределению внимания

Развивать: произвольное внимание, устойчивость внимания

эмоции

Формировать: привычку правильного поведения

Обучать: согласовывать свои эмоции и действия согласно ситуации, в которой находишься, дифференцировать чувства

Развивать: мимические и пантомимические мышцы

1.4.Место предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Новосибирской области (1 вариант) учебный предмет «Трудовое обучение» изучается в дошкольной группе и во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между дошкольным, начальным и основным звеном образования. Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение учебного предмета «Трудовое обучение»  в режиме 6-дневной учебной недели в дошкольной подготовительной группе составляет 66 учебных часов из расчета 2 часа в неделю; или 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю, (33 учебные недели как в 1 классе, или 35 учебных недель как во 2,3,4 классе).

Программа рассчитана на 1год обучения для детей в подготовительном классе. Форма работы групповая. Продолжительность занятия – 30 минут.

   Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава группы каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Итоговое количество часов может варьироваться (+2ч). Учитель может вносить изменения в календарно-тематическом плане для закрепления материала, вызывающего у воспитанников затруднения.

1.5.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. 

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Программа  предполагает овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля. Дети овладевают элементарными трудовыми умениями при работе с иголкой, нитками и тканью, ножницами, бумагой и картоном.

В программе дан примерный перечень изделий, имеющих развивающее значение. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.

  Определяющими требованиями в содержании обучения для нас учебно-воспитательная значимость труда школьников, его общественно полезный характер, его коррекционная направленность. 
Каждое занятие ручного труда имеет свои особенности, в то же время на каждом занятии воспитанники поэтапно знакомятся с организацией труда, учатся ориентироваться в задании, планировать работу, выполняют приёмы обработки поделочных материалов, подводят итоги. Воспитанники знакомятся со всеми этапами урока. Они приобретают некоторый опыт в правильном обращении с инструментами и приспособлениями для работы, получают первоначальные навыки обработки различных материалов. Дети с особенностями развития нуждаются в более длительном повторении и закреплении знаний, умений и навыков, приобретённых в течение предыдущего года. В связи с этим с каждым годом обучения трудоёмкость практических заданий в каждом виде труда не должна сильно возрастать. Но вместе с тем в конце года обучения предусматривается такой уровень развития учащихся, который позволит в следующем году предъявить к ним более высокие требования. 

1.6.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Конструирование. Ручной труд.»

Так как одной из основных задач коррекционная (специальная) школа VIII вида ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию воспитанникам практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихсявоспитанников с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями. Обучение трудовому обучению невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на занятиях учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для воспитанников, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами.

В результате освоения предметного содержания курса трудового обучения у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов. На первый план при изучении курса трудового обучения выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.

Личностными результатами изучения предмета являются:

  • Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности;
  • Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;
  • Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;
  • Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
  • Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;
  • Развитие умений и навыков познания и самопознания через накопление опыта эстетического переживания;
  • Умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность.

Материал:

Бумага разных видов, картон простой и цветной, бумажные салфетки, гофрированная бумага, ткань, вата, ватные диски, природный материал: крупы, семена, пластилин, тесто, коробки, спички, нитки, краски, гуашь, карандаши, фломастеры, ножницы, клеёнка, клей, кисточки, влажные салфетки.

Способы работы:

1. Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

2. Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

3. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

4. Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.

5. Наклеивание ниток и ткани на изображение.

6. Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение.

7. Наклеивание ватных дисков на изображение.

8. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.

9. Скрепление различных деталей.

10. Сматывание ниток в клубок.

11. Моделирование из природного материала: скорлупы, семечек, гороха, фасоли, крупы, веточек, камешков.

12. Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

13. Конструирование из коробок с элементами аппликации.

14. Лепка предметов из теста и их закрашивание.

15. Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.

16. Барельеф.

Работа с педагогом предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары практикумы.

Ожидаемый результат.

- Познакомятся с различными материалами и их свойствами.

навыки работы с ножницами и клеем.

- Научатся некоторым приемам преобразования материалов.

- Научатся видеть необычное в обычных предметах

- Разовьют мелкую моторику рук.

-Овладеют различными приемами преобразования материалов.

- Освоят обобщенные способы работы.

-Разовьют познавательные, конструктивные способности.

- Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

- Сформируется положительное отношение к труду.

- Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

- Подготовится рука к письму.

Работа с тканью.

- узнают и научатся выполнять правила безопасного пользования ножницами и иголкой;

- умения вдевать нитку, завязывать узелок; пришивать пуговицы,

-умеет выполнять шов «вперед иголку» и «через край

Работа с природным материалом.

- умений создавать выразительность образ, создавать общие композиции.

- умение замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке;

- умение аккуратно и экономно использовать материалы.

- могут планировать свою работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- развитие фантазии, воображения.

Работа с бумагой и картоном

-умения складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях;

- использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы.

- умение самостоятельно продумывать композицию своей работы;

-умения детей создавать объемные игрушки в технике оригами.

- развитая моторика рук;

- сформирован интерес к творческой деятельности;

- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.

Продуктивная деятельность по своему характеру является художественной деятельностью, поэтому имеет большое значение в эстетическом воспитании. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Таким образом, занятия продуктивными видами деятельности являются важным средством всестороннего развития детей. С учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Метапредметные результаты изучения трудового обучения проявляются:

  • В соблюдении норм и правил культуры труда;
  • В соблюдении норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности;
  • В развитии творческого образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
  • В развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, творческой интуиции;
  • В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.

Межпредметные связи

Широкие связи художественного труда с другими образовательными областями позволяют на одном занятии решать самые разные образовательные задачи, закреплять полученные знания и навыки в других видах образовательной деятельности.

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

 Математика. Счет в пределах 10. Представление о треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге.

 Изобразительное искусство. Основные и дополнительные цвета. Аппликация на белом и цветном фоне, геометрический и растительный орнамент Расчленение объекта на простые геометрические формы. Понятие о декоративных узорах. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия

 Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Называние предметов, их характеристик, правильное построение простых нераспространенных предложений при ответах на вопросы. Полные ответы на вопросы. Умение дополнить ответ товарища. Использование в речи вновь усвоенных слов и предложений. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.

В области предметных результатов обучающемуся предоставляется возможность научиться:

В познавательной сфере:

  • Распознать виды, назначения материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах;
  • познавать мир через учебную трудовую деятельность, представлять место и роль труда в жизни человека и общества;
  • понимать особенности разных видов декоративно прикладного искусства;
  • различать изученные виды и способы обработки материалов;
  • приобретать практические навыки и умения в трудовой деятельности;
  • формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации;
  • создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций;
  • применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • формировать эмоционально-ценностное отношение к труду и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;
  • развивать эстетический вкус как способность чувствовать и воспринимать виды творчества во всем их многообразии;
  • уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в различных видах ДПИ, проявлять эмоционально-ценностное отношение к труду и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.

В коммуникативной сфере:

  • формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;
  • (школьники учатся: комментировать свою деятельность сначала по образцу учителя, давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания, формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы выполнения работы).

В эстетической сфере:

  • реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;
  • развивать творческое мышление, вкус, воображение и фантазию;
  • воспринимать эстетические ценности, проявлять интерес к творческим видам деятельности, художественно-декоративным традициям своего народа; формировать эстетический кругозор.

В физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью приспособлений;
  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

В трудовой сфере:

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • соблюдение трудовой дисциплины;
  • подбор и применение инструментов, приспособлений в зависимости от целей и задач трудовой деятельности.

В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
  • осознание ответственности за качество результатов труда;
  • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому для формирования у них представлений об объектах труда, их свойствах, назначении и применении, способах и методах изготовления и др. требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий.

При обучении трудовому обучению общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи трудового обучения с другими учебными предметами, особенно с изобразительным искусством, музыкой, математикой, чтением. Деятельностный подход – основной способ получения знаний. В результате освоения предметного содержания трудового обучения у учащихся с ОВЗ должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности.

Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации. Когда действия учеников мотивированы, когда они смогут полученные на уроках трудового обучения знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности, качество усвоения материала возрастает.

  1. Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования

При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать уровни освоения образовательной области «Труд» у детей.

Высокий.

Имеет устойчивый интерес к труду, проявляет инициативу, выполняет несложные трудовые поручения самостоятельно, с удовольствием включается в совместный со взрослым трудовой процесс, может сам ставить трудовые цели; поддерживает порядок и чистоту с помощью взрослого; испытывает удовлетворение от хорошо выполненной работы; может оценить качество своего результата и исправить ошибки; проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда; испытывает положительные эмоции в процессе труда, гордится его результатами, стремится получить ободрение, хочет быть полезным другим людям, понимает необходимость труда; четко и точно выполняет трудовые действия, успешно трудится вместе с ровесниками.

Средний.

Имеет интерес к труду, но редко проявляет инициативу, выполняет трудовые поручения с помощью взрослого; поддерживает порядок и чистоту по предложению и с помощью
взрослого; испытывает удовлетворение от хорошо выполненной работы; затрудняется в адекватной оценке качества своего результата и в исправлении ошибок, недостаточно контролирует свои трудовые действия, может нарушать их последовательность, не обращать внимания на условия труда, переключаться с одной трудовой задачи до ее завершения на другую; не всегда проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда; испытывает положительные эмоции в процессе труда, гордится его результатами, стремится получить ободрение, с удовольствием включается в совместный труд со взрослым и другими детьми, но не всегда успешно взаимодействует с детьми.

Низкий.

Не проявляет устойчивого интереса к труду; активность низкая, не замечает нарушения чистоты и порядка, не испытывает удовлетворения от хорошо сделанной работы;
при выполнении трудовых поручений нуждается в помощи взрослого, действует наиболее
продуктивно в совместной со взрослым деятельности; не всегда проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда; не проявляет положительных эмоций в процессе труда, трудовые действия не освоены, действует неуверенно, в коллективном со сверстниками труде действует непродуктивно.

Низший.

Не проявляет интереса к труду, не стремится трудиться вместе со взрослым,
сверстниками; не замечает нарушения чистоты и порядка, не испытывает выраженного  удовлетворения от сделанной работы; не выполняет трудовые поручения; трудовые действия не сформированы.

Формы контроля освоения программы:

  •  Педагогическое наблюдение (диагностика);
  • Анализ детских работ;
  • Работы по образцу;
  • Творческие работы.

  • Формы подведения итогов программы:
  • выставки;
  • участие в смотрах, конкурсах, и т. д.

1.9.Формы и методы обучения по курсу: «Конструирование. Ручной труд в подготовительной группе» .

Формирование умений воспитанников включает дозированную помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.

Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт.

Исправление недостатков, свойственных детям с особыми образовательными потребностями (ООП), обеспечивается соответствующим содержанием, организацией и специальными методами обучения. Процесс обучения ручному труду проходит главным образом фронтально. Вместе с тем типологические и личностные особенности детей с ООП, различная степень их самостоятельности в труде требуют дифференцированного подхода.

Это требование нашло отражение в содержании программы по ручному труду. Имеются в виду различные уровни сложности трудовых заданий при выполнении программных изделий. Вместе с тем в ходе обучения труду дошкольников обязателен индивидуальный подход к учащимся, изучение, наблюдение за успехами и выявление возможностей каждого ученика. Особенности психофизического развития дошкольников с ООП являются причиной того, что на первых порах обучения воспитанники не могут без помощи учителя и часто вообще не могут самостоятельно выполнять трудовые задания. Однако помощь педагога на разных этапах обучения варьируется и постепенно уменьшается.

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Методы стимулирования: словесные, сюрпризные моменты.

Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отводится  наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Основные технологии: личностно – ориентированные, информационно – коммуникативные, здоровьесьерегающие, разноуровневые.

1.10.Принципы, используемые при обучении по курсу: «Коструирование. Ручной труд в подготовительной группе» .

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении  всего года, а также дополнять их новыми сведениями.
  Методика работы по программе строится также  по принципу связи теории с практикой, поэтому основное время на занятиях отводится практическим работам.

Принципы построения педагогического процесса.

  • Доступность предполагаемого к изучению материала, соответствие его возрастным и психофизическим особенностям детей;
  • Систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;
  • Изучение интересов и потребностей детей;
  • Практическое участие и наглядное оформление.
  • Индивидуального подхода;
  • От простого к сложному;
  • Системность работ;
  • Принцип тематических циклов;
  • Гуманизм;
  • Педагогический оптимизм;
  • Принцип дифференцированного и индивидуального подхода;
  • Принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
  • Принцип личностно-ориентированного подхода
  • Принцип максимальной адаптации к запросам детей (учитываются рекомендации родителей, воспитателей, педагогов общего образования).
  • Принцип уважения труда.
  • Принцип поддержки и помощи взрослого.
  • Принцип единства требования ко всем членам группы.
  • Принцип природосообразности.
  • Взаимосвязи трудовой практики с другими видами деятельности (игрой, элементарным решением математических задач, рисованием, развитием речи);
  • Объективности, научности;
  • Последовательности, систематичности;
  • Доступности при необходимой степени трудности;
  • Наглядности, разнообразия методов;
  • Сознательности и активности обучаемых;
  • Прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

Эффективность процесса труда зависит от рациональной организации труда, предполагающей упорядоченность действий и самодисциплину учащихся. Поэтому формирование у них умений и навыков трудовой культуры, правильной организации труда имеет большое значение. Часто невнимание учителя к этим вопросам снижает познавательные и воспитательные результаты уроков трудового обучения. 
      Обращается особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ КЛАССЕ».

Подготовительный класс функционирует как пропедевтико-диагностический. В него могут направляться дети с низким уровнем подготовленности к обучению по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) и дети, состояние которых требует более длительного обследования.

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:

Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.

Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

Самостоятельное изготовление поделки.

Анализ готовых поделок своих и товарищей.

Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Занятия проводятся под классическую музыку Баха, Чайковского (времена года), Паганини, Рахманинова, Глинка и других. Под сборник детских песен.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ подготовительный класс по Воронковой

(2 ч в неделю)

В ходе реализации программы предполагается использование различных природных материалов: семена арбуза, яблока, дыни, тыквы; различные крупы (гречка, рис, горох); сухие листья.

  • Для поделок используется соленое тесто, макаронные изделия.
  • Для работы с бумагой и картоном: двусторонняя цветнаябумага, цветной картон.
  • Для работы с тканью: хлопчатобумажная ткан, иголки, пуговицы и нитки.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

·         Экскурсии на природу в разное время года («Цветы на клумбах», «Снежки», «Лепка снеговика», «Иней на ветках», «Распускание почек на ветках», «Клумба весной» и др.).

·         Сбор листьев клена, березы, дуба. Панно из засушенных листьев «Осень», «Узор из засушенных листьев на полосе», «Иней на ветках зимой» и др.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Обыгрывание по темам:

·         Заборчик («Зоопарк»).

·         Домик с дорожкой («Матрешки»).

·         Дороги с мостом («Машинки»).

·         Башенки (мелкие игрушки «Солдатики»).

·         Кукольная мебель: стол, стул, кровать, диван («Куколки»).

·         Стол обеденный, стул большой, средний, маленький («Три медведя»).

·         Заборы и ворота («Автобаза», «Зоопарк»).

·         Дом двухэтажный, домик.

·         Лесенки-ступеньки («Сцена», «Цирк»).

·         Сборка гаража («Транспорт»).

·         Сборка моста и дороги, моста через реку («Машинки на дороге», «Лодочки и кораблики на воде»).

·         Сборка транспорта: машина, автобус («Покатаем кукол»).

РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ

·         Знакомство со свойствами пластилина, условиями хранения, подготовка к работе.

·         Упражнения в раскатывании пластилина. Изготовление бубликов, баранок.

·         Способ размазывания пластилина. Изготовление огурца, елочки способом размазывания на заготовках.

·         Подбор пластилина по цвету. Изготовление овощей.

·         Изготовление способом размазывания плоской игрушки.

·         Лепка раскатыванием столбиков, плетенок, кренделей, батона, булочек.

·         Упражнения в раскатывании столбиков разной толщины (понятия «длина», «толщина»). Изготовление улиток. Обыгрывание композиции «Семья улиток».

·         Изготовление елок, самолетов. Обыгрывание композиции «Самолеты над лесом».

·         Лепка шариков, орешков (скатывание шара). Повторение понятия величины (больше, меньше, еще меньше). Обыгрывание композиции «Гусеницы на листочке».

·         Скатывание шара и столбика, лепка погремушки.

·         Лепка печенья (овсяное). Обыгрывание композиции «Печенье и пирожные для куклы».

·         Изготовление из столбиков лесенки-заборчика. Составление композиции «Улица».

·         Лепка по образцу яблока, помидора (форма шара).

·         Лепка по образцу предметов овальной формы (огурец, картофель, слива, банан). Составление композиции.

·         Лепка: «Мишка-неваляшка», «Зайчик-неваляшка», «Птичка-невеличка» (с использованием природного материала), «Утенок и цыпленок», «Миска, вазочка, блюдечко». Обыгрывание композиции «Угощение для куклы».

РАБОТА С БУМАГОЙ

·         Обыгрывание и наклеивание композиций: «Дождь идет», «Цветы на клумбе», «Узор на ковре», «Осень в лесу».

·         Обыгрывание, наклеивание на плоских макетах композиции «Зажглись в домах разноцветные огоньки».

·         Резание ножницами полосок. Изготовление цепочки, бабочки, разных узоров на панно.

·         Складывание основы листа. Изготовление книжки, тетрадки.

·         Изготовление складыванием бумаги летающих игрушек (стрела, змей, самолетик).

·         Изготовление открытки из сложенных квадратов.

·         Изготовление складыванием бумаги парусника, вертушки, вазы.

·         Изготовление подарка «Цветы в вазе».

·         Складывание — сгибание бумаги. Изготовление стаканчика, корзиночки, тюльпана объемного.

·         Резание ножницами полос, квадратов по сгибу. Аппликация предметов из геометрического материала.

·         Резание по кривой (разметка по шаблону).

·         Аппликация.

РАБОТА С НИТКАМИ

Сматывание клубка. Шнурок. Кисточка. Косичка.

  1. ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. 

При изучении тем курса используются:

Инструменты и материалы;

Наглядные пособия (операционные планы, таблицы, схемы-опоры, образцы изделий и др.);

Дидактический материал;

Коррекционные задания и упражнения.

4.1.Материально- техническое обеспечение

Для занятий необходимы

- отдельное, хорошо проветриваемое, светлое помещение;

- полки и шкафы, а также коробки для хранения материалов и удобства пользования ими;

- наглядность: иллюстрации, картины, наборы открыток; выставка работ объединения;

- заготовка необходимого кол-ва о материала разного происхождения для выполнения индивидуальных и коллективных работ в течение всего года.

Технические средства обучения.

1.  Компьютер

2.  Мультимедиапроектор.

3.  Экран.

Учебно-практическое оборудование.

Классная доска

4.2.Материалы и инструменты:

Комплект материалов, приспособлений для работы на учебный год

на одного школьника дошкольный класс

Материалы, инструменты, приспособления

Количество

Материалы

Бумага цветная (разной плотности)

2 набора

Картон белый для ручного труда (тонкий) (21×29 см)

1 набор

Картон цветной для ручного труда (тонкий)

1 набор

Картон цветной для ручного труда (толстый)

1 набор

Пластилин в коробке

1 набор (большой)

Нитки вязальные разного цвета

1 моток

Клей крахмальный (клейстер)

1 баночка

Клей ПВА

1 бутылочка

Клеящий карандаш

1 шт.

Карандаш графитный ТМ

1 шт.

Ручка шариковая

1шт.

Фломастеры разного цвета

1 набор

Деревянная палочка с заострёнными концами (зубочистки)

10-15 шт.

Строительный набор

1 набор.

Природные материалы

Листья дуба

5-6 шт.

Листья берёзы (5×5 см)

6 шт.

Семена липы, клёна (крылатки)

4-5 шт.

Листья ивы

10-12 шт.

Еловые шишки (длинные и короткие)

2-3 шт.

Жёлуди (разной величины)

10-15 шт.

Сосновые шишки

2-3 шт.

Сучки и корешки

5-6 шт.

Инструменты

Ножницы детские

1шт.

Стека для пластилина

1шт.

Плоская кисть для клея (щетина) с деревянной ручкой №8

1шт.

Вспомогательные приспособления

Подставка для кисточки

1шт.

Коробка для пластилина

1шт.

Коробка для хранения природных материалов

1шт.

Тряпочки или бумажные салфетки для вытирания рук

1 упаковка

Доска для пластилина

1шт.

Клеёнка или салфетка (для работы с клеем)

1 шт на парту

Баночка  для клея

1шт.

Листы бумаги для работы с клеем (макулатура)

10 шт.

Коробочка для мусора

1шт.

4.3.Информационно-образовательные ресурсы.

1.  Наглядные пособия:

  • операционные планы,
  •  таблицы,
  • схемы-опоры,
  • образцы изделий
  • макеты «Овощи»,
  • макеты «Фрукты»,
  •  макеты «Геометрические фигуры»,
  • набор детской посуды,
  • игрушки,
  • строительные кубики,
  • наборы конструкторов,
  • мозаика,
  • операционно- технологические карты по разделам: работа с пластилином, текстильными материалами, бумагой и картоном, природным и бросовым материалом, стенды правил безопасной работы с инструментами, ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

2.  Дидактический материал по темам.

3.  Интернет - источники

4.  Коррекционные задания и упражнения.

4.4.Список учебно-методической литературы.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2.  Л.А. Кузнецова методическое руководство к учебнику «Ручной труд» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. СПб,, 2008. 
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы  (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20 июня 2003 года)
  4. Устав МОУ Куйбышевского района «Чумаковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
  5. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 7-е издание. - М.: Просвещение, 2010.
  6. Антипов В.И. Руководство трудовым обучением в младших классах вспомогательной школы.- М., 1970.
  7. Антипов В.И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе.- М.,1971.
  8. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. Воронковой В.В. –М.,1994.
  9. Ельников Д.П. Обучение школьников прикладным видам труда // Школа и производство.- 2000.- №1.
  10. Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы 8 вида.-М.: Издательский центр «Академия», 2005.-192 с.
  11. Зотов Ю.Б. Организация современного урока.- М., 1984.
  12. Ковалева Е. А. Трудовое обучение во вспомогательной школе. Из опыта работы.- М., 1980.
  13. В. П.Кузнецов. Работа с бумагой и картоном на уроках труда в начальных классах. М.: Просвещение,1967
  14. Мирский С. Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 1997.- №3.
  15. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М., 1980.
  16. Нагибина М.И. Нетрадиционные материалы на уроках труда в начальной школе.- Ярославль, 1996.
  17. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей.- Ярославль, 1998.
  18. Павлова Н. П. Трудовое обучение в 1 – 3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1992.
  19. Петрова В. Г. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: просвещение, 1983г. – 208с.
  20. Пинский Б.И. Коррекционно- воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы .-М., 1972.
  21. Тарасенко С.Д. Забавные поделки.- М., 1992.
  22. Ткаченко В.Г. Обучение приемам работы измерительной линейкой на уроках труда во вспомогательной школе //Дефектология.- 1999.-№5.
  23. Трудовое обучение во вспомогательной школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы / составитель Ковалева Е.А.- М., 1988.
  24. Цамулина Е.Е. Изготовление поделок из ненужных вещей.- Ярославль, 1999.
  25. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушением развития.- М.,2002.
  26. Белякова О.В. Поделки из природных материалов. -  М.: АСТ-                Москва, 2010 -  316(4) с.
  27. учебная программа Н. Н. Павловой «Трудовое обучение», изданной в сборнике программ подготовительного и 1—4-го классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под редакцией В. В. Воронковой) и рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации; 
  28. учебник - практикум « Ручной труд», методические рекомендаций к организации и проведению уроков трудового обучения, предназначенных для учителей, воспитателей и родителей.; 
  29. демонстрационные (предметные и комбинированные) технологические карты. 
  30. Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента. -

     М.: Просвещение, 1992. – 168 с.Гусакова Г.А. Аппликация, 3-е изд., доп. и дораб. -  М.:               Просвещение,  1997. - 128 с.

  1. Мешакина Л. Мозаика из яичной скорлупы. – М.: АСТ-Пресс Книга,   2011. – 80 с. – (Мастер-класс на дому)
  2. Оригинальные картины из зерен / сост.  Гаравская Д.М. Кеймина В.А Кошки и собаки, Контэнт, 2009. -  64 с.
  3. Перевертень Г.И. Аппликации из цедры и шелухи лука. Поделки своими   руками. -  Донецк: Издательство  АСТ, Сталкер, 2004 – 14(2) с.
  4. Перевертень Г.И. Чудеса из пуха растений. Поделки своими руками. -  Донецк:  ООО Издательство АСТ, Сталкер, 2004 – 14(2)
  5. Уникальные картины из зерен, Цветы и букеты / под ред. Е. Зуевской, Контэнт, 2011 -  48 с.
  6. Что можно сделать из природного материала /  сост. Гульянц Э.К.,

     Базик И.Я. Книга для воспитателя. - 2-е издание дораб.- М.:   Просвещение, 1991.    -  175 с.

  1. Гончарова Т. А. Рукоделие.– М.: Вече, 1998;
  2. Гусакова А. М. Рукоделие в начальных классах: Кн. Для учителя по внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1985;
  3. Кузнецов И.Н. Современный этикет. – М.: Дашков и К 0 , 2006;
  4. Мишина К., Зыкова А. Большая книга вопросов и ответов. \\ Что? Зачем? Почему? – М.: Эксмо, 2003;
  5. Монина Г.Б. Лютова – Робертс Е.К. Как я справляюсь Со своим гневом: Психологический инструментарий на каждый день. – Санкт – Петербург, 2005;
  6. Монина Г.Б. Лютова–Робертс Е.К. Как я справляюсь Со своей тревогой: Психологический инструментарий на каждый день.- Санкт – Петербург, 2005;
  7. Норбеков Мирзакарим. Тренировка тела и духа.– М.:АСТ. Астрель. Транзиткнига, 2005;
  8. Петрова О.О., Умнова Т.В. возрастная психология.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
  9. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей \\ Детская психология и психотерапия.- Санкт - Петербург: РЕЧЬ 2005;
  10. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие \\ Детская психология и психотерапия.- Санкт - Петербург: РЕЧЬ 2004;

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Бич Р. Оригами. \\ Большая иллюстрированная энциклопедия. - М.: Эксмо, 2005;
  2. Браницкий Г.А. \\ Рукоделие. Стильный интерьер своими руками. Картины из ниток. – М., Минск.: ООО «Издательство АСТ Харвест», 2005;
  3. Гончар В. В. Кристаллы. \\ Бумажная планета. Супер альбомы для моделирования и    аппликации.– МФТИ.: Аллегро – пресс, 1994;
  4. Гуляева В. Додонова Е. Синяя птица. \\Самоделки. – М.: Совместное издание СП « СТФ – ЮС» и полиграфической фабрики « Малыш», 1991;
  5. Дафтер Хелен Фантазии из шёлковых ленточек \\ картины, одежда, аксессуары.- М.: Издательская группа «КОНТЭНТ», 2007;
  6. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. \\Умелые руки – Ярославль.: академия развития, 2006;
  7. Долженко Г.И. 100 оригами. \\Умелые руки - Ярославль.: Академия развития, 2006;
  8. Кожохина С.К. Батик. \\Всё о картинах на ткани.- Ярославль: Академия развития, 2006;
  9. Матюхина Ю.А., Медведева О.П. Папье-маше. \\Нехитрая наука бумажных шедевров.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007;
  10. Михайлова И. Лепим из солёного теста.- М.: Эксмо, 2004;
  11. Нина Соколова-Кубай Узоры из бумаги. \\Белорусская выцинанка.- Тверь: культура и традиции, 2006;
  12. Романовская А.Л., Чезлов Е.М.  Забавные поделки крупные и мелкие.- Москва – Минск - АСТ – Харвест, 2007;
  13. Рудник Т.Ф.  Волшебная страна Оригами. \\Фантазии из бумаги. Мир вашего ребёнка -
  14. Столярова А.М. 34 куклы. \\ Культура и традиции, 2004;
  15.  Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. \\Умелые руки.- Ярославль.: Академия развития, 2002;
  16. Черныш Игорь. Удивительная бумага\\ Основы художественного ремесла. -  М.:АСТ – ПРЕСС, 1998;
  17. Чудин А. В. Цветы. \\ Бумажная планета. Супер альбомы для моделирования и аппликации. – МФТИ.: Аллегро – пресс, 1995;
  18. Муханова И.Ю. Лоскутные узоры. \\ Новые возможности. - М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002;  Журналы: Умняша.: Развивающий журнал для детей.

                  Пуговка;

                   Цветная ниточка;

                   Делаем сами.

                   Коллекция идей.     

  1. Утц Аннетта. Учимся мастерить. 100 потрясающих игр и поделок. -  М.: Изд-во  Эксмо, 2002. – 128 с.
  2. Лубковска К. Сделаем это сами. -  М.: Просвещение, 1993. – 123 с.
  3.  Коллекция идей:  журнал для умелых ребят. -  М.: ЗАО Эдипресс-Конлига, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка и содержание образовательной программы,   нормы оценок по предмету, требования к...

Рабочая программа по живому миру для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по живому миру для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП по предмету, пояснительную записку, содержание образовательной программы, нормы оценок, требования кЗУН....

Рабочая программа по занимательному труду для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по занимательному труду для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП по предмету, пояснительную записку, содержание образовательной программы, норму оценок, требования к ...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП, пояснительную записку, содержание образовательной программы, нормы оценок, требования к ЗУН,...

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса коррекционной школы VIII вида

В рабочую программу входят: пояснительная записка, содержание программы, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература, график контрольных работ....

Рабочая программа по живому миру для 4 класса коррекционной школы VIII вида

В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....

Рабочая программа по занимательному труду для 4 класса коррекционной школы VIII вида

В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....