Программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"
рабочая программа по технологии на тему
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новоаганская общеобразовательная средняя школа № 2».
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Кафедра учителей Зам. директора Руководитель ОУ начальных классов __________ __________О.В.Дубровко
Протокол № ____ «____» ______2014г. «____» _______2014г.
От «____» _____2014г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
« Умелые ручки» для 3 б класса
(наименование учебного предмета/курса)
Начальная ступень
(ступень образования)
Фамилия, имя, отчество учителя, составителя рабочей программы_____________________________
Мурсалимова Надежда Ивановна
Год составления рабочей программы 2014г
Пояснительная записка
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Курс “Умелые руки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего края ,трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Основные цели работы:
- всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
- создание условий для самореализации ученика в творчестве;
- формирование практических трудовых навыков;
- развитие индивидуальных творческих способностей.
Задачи:
развитие:
- творчества;
- сенсорики, мелкой моторики рук;
- пространственного воображения;
- технического и логического мышления, глазомера;
- способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
овладение:
- начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;
- опытом практической деятельности по созданию поделок;
- способами планирования и организации досуговой деятельности;
- навыками творческого сотрудничества.
воспитание:
- уважительного отношения к результатам труда;
- интереса к творческой и досуговой деятельности;
- практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа. коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты, презентации.
Ожидаемые результаты:
Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.
Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков.; оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение своих умений и навыков.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов: 134
Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 32 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Умелые ручки»
1 класс
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией
Тематическое планирование
1 класс, 32 часа
дата | Количест во часов | № п/п | Тема | Материалы |
I. Аппликация и моделирование (16часов) | ||||
4 | 1-4 | Аппликация из природных материалов на картоне. | Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка | |
4 | 5-8 | Аппликация из геометрических фигур. | Цветная бумага, картон | |
2 | 9-10 | Аппликация из пуговиц. | Пуговицы, картон | |
2 | 11-12 | Аппликация из салфеток. | Салфетки, картон | |
4 | 13-16 | Объёмная аппликация. | Гофрированная бумага, цветная бумага, картон | |
II. Работа с пластическими материалами (10 часов) | ||||
4 | 1-4 | Рисование пластилином. | Пластилин, картон | |
4 | 5-8 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | Пластилин, прозрачные крышки | |
2 | 9-10 | Лепка из солёного теста. | Солёное тесто | |
III. Аппликация из деталей оригами (6 часов) | ||||
3 | 1-3 | Аппликация из одинаковых деталей оригами. | Цветная бумага, картон | |
3 | 4-6 | Коллективные композиции в технике оригами. | Цветная бумага, картон |
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Умелые ручки»
2 класс
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
● оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки,
которые можно оценить как хорошие или плохие;
● называть и объяснять свои чувства и ощущения от произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
● самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
● в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
● проговаривать последовательность действий
● учиться высказывать своё предположение с помощью учителя -объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
● учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
● выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
● учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
● Познавательные УУД:
● ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
● донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
● слушать и понимать речь других.
знать
● виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клей,), их свойства и названия;
● названия инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
● технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание,
сборка ;
● способы разметки: сгибанием, по шаблону;
● способы соединения с помощью клея ПВА;
● виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
2 класс, 34 часа
дата | Коли чество часов | №п\п | Тема | Материалы |
I. Аппликация и моделирование (12 часов) | ||||
| 4 | 1-4 | Аппликация из листьев и цветов. | Засушенные цветы, листья |
| 4 | 5-8 | Аппликация из птичьих перьев. | Птичьи перья, картон |
4 | 9-12 | Аппликация из соломы. | Солома, картон | |
II. Работа с пластическими материалами (8 часов) | ||||
2 | 1-2 | Разрезание смешанного пластилина. | Пластилин, тонкая проволока, картон | |
2 | 3-4 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | Пластилин, прозрачные крышки | |
2 | 5-6 | Торцевание на пластилине. | Пластилин, гофрированная бумага | |
2 | 7-8 | Лепка из солёного теста. | Солёное тесто | |
III. Поделки из гофрированной бумаги (4 часа) | ||||
4 | 1-4 | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | Гофрированная бумага, картон | |
IV. Работа с бросовым материалом (10 часов) | ||||
2 | 1-2 | Конструирование дома для сказочных героев. | Цветная бумага | |
2 | 3-4 | Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. | Цветная бумага, спичечные коробки, большие коробки из-под обуви | |
5-10 | Игрушки из пластмассовых бутылок, банок, | Цветная бумага, Пластмассовые бутылки, банки |
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
« Умелые ручки» 3 класс
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
3 класс, 34 часа
дата | Количество часов | №п\п | Тема | Материалы |
I. Работа с природными материалами (4 часа) | ||||
2.09. 7.09. 16.09 23.09. | 4 | 1-4 | Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). | Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д. |
II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов) | ||||
7.10 14.10. 21.10. 28.10. 11.11. 18.11. | 6 | 1-6 | Торцевание гофрированной бумагой на картоне. | Гофрированная бумага, картон |
25.11. 2.12. 9.12. 16.12. | 4 | 7-10 | Мозаика из ватных комочков. | Вата, картон |
23.12. 13.01. 20.01. 27.01. | 4 | 11-14 | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. | Картон, цветная бумага |
3.02. 10.02. 17.02. 24.02. | 4 | 15-18 | Многослойная аппликация. | Открытки, картинки, картон |
III. Работа с пластическими материалами (6 часов) | ||||
3.03. 10.03.17.03. 31.03. | 4 | 1-4 | Мозаичная аппликация на стекле. | Пластилин, стекло |
7.04. 14.04. | 2 | 5-6 | Лепка из солёного теста. | Солёное тесто |
IV. Работа с бросовым материалом. (6 часов) | ||||
21.04. 28.04. 5.05. 12.05. 19.05.26.05. | 6 | 1-6 | Изготовление карандашницы (с использованием пластмассовой бутылки). | Цветная бумага, пластмассовые бутылки |
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
« Умелые ручки» 4 класс
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
4 класс, 34 часа
дата | Количество часов | №п\п | Тема | Материалы |
I. Работа с природными материалами (4 часа) | ||||
4 | 1-4 | Коллективные композиции, индивидуальные панно. | Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки | |
II. Объёмные и плоскостные аппликации (24 часа) | ||||
2 | 1-2 | Многослойные аппликации. | Открытки, картинки, картон | |
4 | 3-6 | Мозаика из квадратных модулей. | Картон, цветная бумага | |
2 | 7-8 | Элементы квиллинга. | Картон, цветная бумага | |
6 | 9-14 | Аппликации в технике квиллинг. | Картон, цветная бумага | |
4 | 15-18 | Техника изонить. Заполнение круга, угла. | Картон, цветные нитки | |
6 | 19-24 | Аппликации в технике изонить. | Картон, цветные нитки | |
III.Поделки на основе нитяного кокона (6 часов) | ||||
6 | 1-6 | Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. | Нитки, напальчник, цветная бумага |
Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие пособия:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Сайт Страна Мастеров
7. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности на 1 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/21/picture-263479-1611228227.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки". 1 класс. Школа 2100...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/12/picture-246283-1368340825.jpg)
Авторская программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки" (2 класс)
В данной программе "Умелые ручки" предусмотрена работа по расширению знаний и умений детей по обработке различных материалов. Дети знакомятся с такими операциями, как резание, плетение, с...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/25/picture-426253-1403695353.jpg)
рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"
программа разработана для внеурочной деятельности 1-4 классы "Умелые ручки"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/23/picture-465680-1406124507.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности" Умелые ручки" 2 класс
Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса, планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование....