Пояснительная записка по технологии 1 класс 21 век
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

Булашова Екатерина Николаевна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_tehnologiya.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии  разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  второго  поколения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование,  основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ№4 г.Туймазы, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по  технологии и   авторской программы «Технология 1-4 классы» Е.А.Лутцева (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться,  утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.

Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

● развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

● формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия  способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

● формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;

● овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

● использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

● развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

● воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно - прикладного искусства и дизайна.

Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами.

Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной  среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.

Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

На изучение предметного курса в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год.

  1. Содержание рабочей программы (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета)

Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям:

- общекультурные и общетрудовые компетенции; основы культуры труда, самообслуживание;

- из истории технологии.

В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:

- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

- Конструирование и моделирование.

- Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Создание условий для формирования следующих умений:

- отзывчиво относится к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь;

- проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;

- испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;

- принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относится к ним;

- делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла, опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения.

Метапредметные результаты.

Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;  совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное; самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы; коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать. Осуществлять текущий контроль точности выполнение технологических операций, итоговый контроль общего качества выполненного изделия.

Познавательные: при помощи учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике, энциклопедиях, справочниках, сети Интернет; открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнение пробных поисковых упражнений; преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы; уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Иметь представление: 

  • о роли и месте человека в окружающем мире;
  • о созидательной, творческой деятельности человека;
  • о роли природы в жизни человека;
  • о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
  • о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
  • о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред.

Знать:

  • Что такое деталь (составная часть изделия);
  • Что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
  • Какое соединение деталей называют неподвижным;
  • Виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;
  • Последовательность изготовления несложных  изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • Способы разметки: сгибанием, по шаблону;
  • Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  • Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
  • Названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;

Уметь:

  • Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
  • Различать материалы и инструменты по их назначению;
  • Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
  • Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
  • Использовать для сушки плоских изделий пресс;
  • Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
  • Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
  • Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий;
  1. Перечень учебно-методического обеспечения
  1.  Технология: 1 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Е.А.Лутцева. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  2. Е.А.Лутцева. Технология: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Е.А.Лутцева. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка по технологии, автор Лутцева Е., 4 класс

Пояснительная записка по программе Е.Лутцевой  "Технология" для 4 класса....

Пояснительная записка по технологии для 1-4 классов по ПНШ

Пояснительная записка по технологии по перспективной начальной школе...

Пояснительная записка по технологии для 1 и 4 классов

Пояснительная записка по технологии для 1 и 4 классов...

Пояснительная записка по технологии (девочки) 5 класс по ФГОС

Пояснительная записка по технологии (девочки) 5 класс по ФГОС....

Пояснительная записка по технологии 1 класс УМК "Гармония"

В материале содержится пояснительная записка к рабочей программе по технологии для 1 класса УМК "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....

Пояснительная записка по технологии по программе "Школа России" 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа по технологии для 2 класса раз­работана в соответствии с требованиями Федерально­го государственного образовательного стандарта на­чального общего образования, ...