Рабочая программа по технологии для 2 класса УМК "Гармония".
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Раздел № 1«Пояснительная записка»
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя
1.Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года.Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года).
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
3.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
4.Приказ Минобразования РО от 30.04.2014 №263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год».
5.Базисный учебный план МБОУ Милютинской СОШ на 2014-2015 уч. год.
6.Годовой календарный график МБОУ Милютинской СОШ на 2014-2015 уч. год.
7.Образовательная программа НОО МБОУ Милютинской СОШ на 2014-2015 уч. год.
8.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04 2014 г. № 08-548
9.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
10.Положение о портфолио ученика начальных классов МБОУ Милютинской СОШ Протокол № 3 от 31.10.2013;
11.Положение о проектно-исследовательской деятельности учащихся 1 уровня МБОУ Милютинской СОШ Протокол № 3 от 31.10.2013.
12. Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, (дисциплин, модулей) МБОУ Милютинской СОШ, принята на заседании педагогического совета №1 от 20.08.2014г.
13. Положение о системе текущих отметок обучающихся МБОУ Милютинской СОШ начального уровня образования в соответствии с ФГОСНОО протокол №5 от 26.12.2013г.
Рабочая программа для 2 класса по технологии разработана основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования (2010 г.) по технологии, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06 октября 2012 года, авторской программы Н.М. Конышевой (Смоленск:Ассоциация XXI век, 2012; учебно-методический комплект «Гармония»),
УМК
Учебно-методический комплект:
- Конышева Н.М. Технология. Наш рукотворный мир. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2012
- Конышева Н.М. Технология. Рабочая тетрадь к учебнику «Чудесная мастерская» для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2013
- Конышева Н.М. Технология. Методические рекомендации: Пособие для учителей. - Смоленск: Ассоциация ХХΙ век, 2012
4. Конышева Н.М. Технология. Программа 1-4 классы. Смоленск «Ассоциация ХХI век», 2013
Обоснование выбора УМК
Данный УМК обеспечивает выполнение требований федерального государственного стандарта начального общего образования. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы. В дидактическом и методическом отношении УМК является продолжением учебника для 1 класса по технологии Н.М. Конышевой.
Цели изучения предмета
• развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
• освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
• овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
• воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Цель данной программы
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучения предмета
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
- духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Раздел №2 «Общая характеристика учебного предмета»
Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета технология являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение.
Учебный материал 2 класса имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
В целом курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Отбор содержания курса определяется рядом принципов.
Согласно принципу гуманитаризации икультуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приемов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.
Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.
Учебный предмет интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
– литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы.
Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.
В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
Содержание предмета позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений:
Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.
Эмоционально-эстетическое развитиесвязано с тем, что учащиеся, так или иначе, проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учетом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.
Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.
На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремеслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.
Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.
Результаты изучения учебного предмета на конец второго класса
Предметные результаты:
- использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
- понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
- чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия дляполучение необходимых результатов;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные:
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
- понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;
- выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
Раздел №3 «Место учебного предмета в учебном плане»
Рабочая программа рассчитана на 34 часа
1 час в неделю - инвариантная часть учебного плана, 34 учебных недели
Рабочая программа составлена для 2 б класса
Последовательность тем изучается в соответствии с авторской программой.
Раздел №4 «Содержание учебного предмета»
Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях
Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции.
Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции.Использование симметриии асимметрии в изделии.
Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приемы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»).
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника
Привила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развертка объемного изделия. Получение и построение прямоугольной развертки, упражнения в построении прямоугольных разверток. Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчетно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка, упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).
Изделия по мотивам народных образцов
Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетерки». Раньше из соломки – теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.
Обработка ткани. Изделия из ткани
Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продергивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперед иголку». Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка).
Декоративно-прикладные изделия различного назначения
Конструирование игрушек из шаровидных форм (клубков, помпонов). Способы соединения деталей; отделка изделий. Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись).
Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приемов работы.
Возможные проекты
«О чём рассказывают наши вещи». Проектирование вещей с ярко выраженным характером:
1. Чайная чашка для сказочного героя (лепка);
2. Украшение для определённого персонажа (комбинированная техника);
3. Дом для сказочного героя (комбинированная техника).
Программа рассчитана на 34 часа. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 3 часов (данные часы отмечены курсивом в разделе №6 «Календарно-тематическое планирование»).
Резервное время использовано на:
- региональный компонент – 1 час;
- защиту проектов - 1 час;
- вторник – 1 час.(резерв)
Раздел №5 «Тематическое планирование»
Наименование разделов | Количество часов | Формы контроля | Дата |
Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях | 8 | ||
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника | 8 | ||
Изделия по мотивам народных образцов | 4 | ||
Обработка ткани. Изделия из ткани | 8 | Защита проекта | 10.03 |
Декоративно-прикладные изделия различного назначения | 5 | Итоговая работа | 19.05 |
Резерв | 1 | ||
Итого | 34 |
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ.
№ п/п | Вид работы | дата |
1 | Итоговая работа | 19.05 |
Характеристика универсальных учебных действий. Планируемые результаты на базовом и повышенном уровнях
Раздел | Универсальные учебные действия | Планируемые результаты на базовом уровне | Планируемые результаты на повышенном уровне |
Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях | Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности Регулятивные: ориентироваться в содержании учебника; руководствоваться правилами при организации рабочего места и выполнении работы; творчески использовать полученные знания и умения в практической работе; производить оценку выполненной работы (своей и товарищей) Познавательные: воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь); проводить эксперименты с материалами Коммуникативные: Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого.. | Учащиеся научатся: рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы; находить информацию о симметрии как средстве художественной выразительности, обсуждать её; выполнять разметку и вырезание фигур с двумя осями симметрии; рассматривать, анализировать, сравнивать особенности формы, фактуры, окраски природных материалов. | Получат возможность научиться: анализировать графические схемы изготовления изделий; рассматривать и анализировать симметричные формы; упражняться в разметке и вырезании фигур с одной осью симметрии, в использовании различных приемов дополнительного декорирования симметричных форм; воображать и создавать композицию; отбирать материал для работы |
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника | Личностные: проявлять мотивацию к учебной и творческой деятельности Регулятивные: воспринимать и анализировать информацию в учебнике. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.Руководствоваться правилами при выполнении работы.Прогнозировать действия с ориентацией на предполагаемый результат. Самостоятельно планировать умственные и практические действия. Познавательные: Анализировать информацию в учебнике; анализировать и сравнивать образцы. Читать чертёжно-графическую документацию, выполнять работу на её основе.Моделировать, выполнять мысленную трансформацию объёмного изделия в плоскую развёртку.Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку,стремление к познавательной самостоятельности.Проектировать конструкцию и декор изделия в соответствии с его назначением.Планировать умственные и практические действия. Коммуникативные: аргументировано излагать свою точку зрения,выслушивать мнение своих товарищей.Оценивать результаты выполненной работы. | Учащиеся научатся: рассматривать, анализировать, сравнивать особенности формы, фактуры, окраски природных материалов; воспринимать, анализировать графическую инструкцию и объяснение учителя; выполнять построение прямоугольных деталей, разметку деталей декора другими известными способами; решать задачи на трансформацию развертки в объемное изделие, на построение разверток; рассматривать образцы изделий; осваивать новые приемы разметки и пластической трансформации бумаги. | Получат возможность научиться: отбирать материал для работы; осваивать новые приемы работы; создавать композиции в объеме; упражняться в использовании освоенных приемов для получения соответствующих форм и для изготовления изделий; выполнять расчетно-вычислительные задания. |
Изделия по мотивам народных образцов | Личностные: анализировать и оценивать полученные результаты; оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений. Регулятивные: Воспринимать, анализировать и оценивать информацию в учебнике.Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы.Планировать умственные и практические действия.Руководствоваться правилами при выполнении работы. Познавательные: Проявлять внимательное и уважительное отношениек народной культуре и традициям.Проектировать изменение конструкции изделияв соответствии с дополнительной функцией (мини-проект). Коммуникативные: инициативно сотрудничать, аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. | Учащиеся научатся: рассматривать, изучать, анализировать образцы; выполнять расчетно-измерительные операции; слушать, оценивать и обсуждать информацию | Получат возможность научиться: упражняться в обработке материала; осваивать новые приемы работы; определять выбор наиболее целесообразных материалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией. |
Обработка ткани. Изделия из ткани | Личностные: проявлять мотивацию к учебной и творческой деятельности Регулятивные: анализировать и сравнивать образцы изделия.Планировать последовательность операций.Прогнозировать взаимосвязи предполагаемыхдействий и результатов.Производить контроль и оценку результатов работы. Познавательные: Проектировать изменение конструкции изделия всоответствии с дополнительной функцией (мини-проект). Рассматривать и анализировать образцы. Слушать, оценивать и обсуждать информацию. Воспринимать и усваивать новую информацию. Анализировать и сравнивать образцы изделия. Принимать учебно-познавательную задачу, понимать алгоритм действий, выполнять работу на его основе.Планировать последовательность операций.Творчески использовать приобретённые знания иумения в собственной деятельности. Коммуникативные Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. | Учащиеся научатся: воспринимать информацию о переплетении нитей в тканях, о взаимосвязи формы изделия и расположения вышивки; рассматривать, изучать образцы изделия; выполнять расчетно-измерительные операции; слушать, оценивать и обсуждать информацию | Получат возможность научиться: упражняться в разметке ткани способом продергивания нитей; в выкраивании ткани по прямолинейной разметке; в изготовлении бахромы по краю ткани; в выполнении прямых стежков и шва «вперед иголку» |
Декоративно-прикладные изделия различного назначения | Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать и обсуждать выполненные творческие работы Регулятивные: Производить контроль,корректировку работы иоценку её результатов. Соблюдать культуру трудаи организованность. Познавательные: Воспринимать и усваивать новую информацию. Проектировать собственное изделие.Планировать последовательность операций.Творчески использоватьприобретённые знания иумения в собственной деятельности. Коммуникативные Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своихтоварищей. | Учащиеся научатся: воспринимать и анализировать информацию о мозаике как особой художественной технике и технологии её изготовления; о связи предмета с окружающей обстановкой | Получат возможность научиться: упражняться с создании декоративно-художественной композиции в технике мозаики; воспринимать, анализировать и отбирать необходимую информацию |
а) Формы организации учебной деятельности
- индивидуальная
- парная
- групповая
- фронтальная
- индивидуально-групповая
- урок-проект, урок-игра и т.п.
б) Методы обучения
- объяснительно-иллюстративный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником;
- репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму;
- проблемное изложение изучаемого материала;
- частично-поисковый;
- исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
в) Учебный процесс на основе данной программы опирается на следующие технологии обучения:
-технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- проблемно-диалогического обучения;
- ИКТ – технологии;
- технологии педагогического мастерства;
- технология развития критического мышления
Раздел №6 «Календарно-тематическое планирование»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Требования к результатам | Виды контроля | дата | примечание |
Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях (8ч.) | |||||||
1 | Вводный урок. Правила безопасной работы. | 1 | Фронтальная работа. Работа с информационными источниками | свойства материалов, инструменты и правила работы с ними | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 02.09 | |
2 | Изготовление квадрата. Оригами | 1 | Работа в парах при выполнении совместных заданий. | способы разметки квадрата методом сгибания; техника оригами | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 09.09 | |
3 | Базовая форма треугольник. Композиция | 1 | Коллективная работа | знание способов разметки квадрата методом сгибания; техники оригами. Умение размечать квадрат; работать по готовым схемам; складывать многослойные заготовки, изготавливать различные фигурки в технике оригами; понятие «композиция» и правила ее составления | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 16.09 | |
4 | Простые и симметричные формы | 1 | Фронтальная беседа. Самостоятельная работа. | понятие «симметрия» и «асимметрия»; правила экономной разметки | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 23.09 | |
5 | Симметрия и асимметрия в композиции | 1 | Фронтальная беседа. Самостоятельная работа. | понятия «симметрия» и «асимметрия», «композиция» | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 30.09 | |
6 | Формы с двумя осями симметрии | 1 | выполнение разметки и вырезание фигур с двумя осями симметрии | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 07.10 | ||
7 | РК. Композиция из засушенных растений | 1 | Фронтальная беседа. Работа в парах | техника аппликации из засушенных растений; свойства этого природного материала; правила составления выразительной композиции | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 14.10 | |
8 | Лесная скульптура | 1 | Фронтальная беседа. Работа в малых группах. | изготовлениемаленькой скульптуры из природного материала | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 21.10 | |
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника (8 ч.) | |||||||
9 | Построение прямоугольника от двух прямых углов | 1 | Фронтальная беседа. Самостоятельная работа. | прием построения прямоугольника от двух прямых углов | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 28.10 | |
10 | Развёртка. Подставка для кисти | 1 | Фронтальная беседа. Самостоятельная работа | развертка простейших объемных деталей | 11.11 | ||
11 | Изготовление поздравительных открыток. | 1 | Фронтальная беседа. Самостоятельная работа | способы вырезания симметричных деталей | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 18.11 | |
12 | Изготовление коробки | 1 | Самостоятельная работа | способы разметки деталей прямоугольной формы; развертка коробки;особенности разметки крышки для коробки | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 25.11 | |
13 | Упаковка из готовой формы | 1 | Фронтальная беседа. Самостоятельная работа | расчет длины бумажной полосы для оклейки коробки; способы разметки и вырезания деталей для аппликации | Контроль над выполнением практических действий | 02.12 | |
14 | Изготовление елочной игрушки «Фонарик» | 1 | Фронтальная беседа. Самостоятельная работа. | правила экономной и аккуратной разметки деталей с помощью линейки | Ответы на вопросы. Контроль над выполнением практических действий | 09.12 | |
15 | Изготовление гирлянды без клея. | 1 | Фронтальная беседа. Работа в группах. Самостоятельная работа. | способы вырезания симметричных деталей | Ответы на вопросы. Контроль над выполнением практических действий. | 16.12 | |
16 | Изготовление композиции «Елочка». | 1 | Фронтальная беседа. Самостоятельная работа. | способы изготовления симметричных деталей | Контроль над выполнением практических действий | 23.12 | |
Изделия по мотивам народных образцов (4 ч.) | |||||||
17 | Весеннее печенье «тетёрки». | 1 | Фронтальная беседа. Работа в группах. | символизм древних узоров. муляж весеннего печенья из пластилина или соленого теста | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 13.01 | |
18 | Раньше из соломки – теперь из ниток | 1 | Фронтальная беседа. Работа в группах. Самостоятельная работа. | подбор цвета ниток для создания выразительной композиции; вырезание основы | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 20.01 | |
19 | Народная глиняная игрушка | 1 | Фронтальная беседа. Работа в группах. | представление о народной глиняной игрушке; -ее предназначении; - символизме узоров | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 27.01 | |
20 | Птица – солнце | 1 | Фронтальная беседа. Самостоятельная работа. | приемы работы по изготовлению птицы-солнца; изготовление из бумаги | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 03.02 | |
Обработка ткани. Изделия из ткани (8 ч.) | |||||||
21 | Разметка по шаблону | 1 | Фронтальная беседа. Самостоятельная работа. | правила разметки | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 10.02 | |
22 | Игольница в обложке | 1 | Фронтальная беседа. Самостоятельная работа | знание правил разметки по шаблону | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 17.02 | |
23 | Разметка продергиванием нити | 1 | Беседа. Самостоятельная работа | представление о строении ткани | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 24.02 | |
24 | Салфетка с бахромой | 1 | Фронтальная беседа. Самостоятельная работа | Иметь представление о строении ткани. Умение размечать салфетку по продернутым нитям; образовывать бахрому по краям салфетки. | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 03.03 | |
25 | Защита проектов Салфетка с бахромой | 1 | коллективная работа | представление результатов исследования для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования | индивидуальный опрос | 10.03 | |
26 | Шов «вперед иголку» | 1 | Фронтальная беседа. Самостоятельная работа | Знание технологии выполнения шва «вперед иголку». Умение подбирать нитки для вышивки; продергивать нити; выбирать вариант рисунка вышивки; прокладывать стежки; проверять, качество выполненной работы. | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 17.03 | |
27 | Вышивание салфетки | 1 | Фронтальная беседа. Самостоятельная работа | технология выполнения шва «вперед иголку» | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 07.04 | |
28 | Декоративная игольница | 1 | Фронтальная беседа. Самостоятельная работа | устройство декоративной игольницы; правила разметки деталей по шаблону | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 14.04 | |
Декоративно-прикладные изделия различного назначения (5 ч.) | |||||||
29 | Мозаика из пластилина | 1 | Фронтальная беседа. Работа в малых группах. | отличительные особенности произведений из мозаики; материалы, используемые для работ в технике мозаики; способы крепления материала | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 21.04 | |
30 | Мозаика из бумаги | 1 | Фронтальная беседа. Работа в малых группах. | особенности создания композиции в технике мозаики; составлениекомпозиции из кусочков бумаги | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 28.04 | |
31 | Барельеф | 1 | Работа в малых группах | барельеф и горельеф; их отличия от объемной скульптуры | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 05.05 | |
32 | Ваза для цветов | 1 | Самостоятельная работа | способы лепки | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 12.05 | |
33 | Итоговая работа «Книжка-календарь» | 1 | Фронтальная беседа. Самостоятельная работа. | выполнение разметки деталей; подбор материала для изделия; вырезание детали из бумаги, сложенной в несколько слоев; проверка качества выполненной работы | Текущий контроль. Контроль над выполнением практических действий | 19.05 | |
34 | Резерв | 1 |
Условные обозначения (сокращения)
РК – региональный компонент
Раздел №7 «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Технология» в частности.
Для проведения уроков технологии каждому обучающемуся необходимы:
- материалы: наборы цветной бумаги, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, природные и утилизированные материалы, гуашь;
- инструменты: ножницы (школьные), простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.
Комплект таблиц «Технология. Обработка бумаги и картона» (1,2)
Комплект таблиц «Технология. Обработка природного материала и пластика»
Комплект таблиц «Технология. Обработка ткани»
Комплект таблиц «Технология. Организация рабочего места»
Технические средства: компьютер.
Оборудование класса:Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...
Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...
Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по технологии 3 класс Школа России, составлена на основе авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой
рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...