рабочая программа по технологии для 4 специального коррекционного класса 8 вида
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме
Рабочая программа по технологии (работа с тканью) в 4 классе разработана на основе государственной программы «Трудовое обучение. Работа с тканью.4 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой: М., «Просвещение», 2009.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________ И.М. Климина Протокол №_____от «___»__________2014 г | «Согласовано» Заместитель директора по УМР МБОУ СОШ№ 6 ______________ Н.В. Морозова «___»__________2014 г | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 6 ____________ Н.С. Исайкина «___» ____________ 2012 г Приказ №____от 01.09.2014г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА технологии (работа с тканью) В 4 КЛАССЕ
(коррекционный класс VIII вида)
НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
68 часов (2 часа в неделю)
Учитель: Шадрина Анна Александровна
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии (работа с тканью) в 4 классе разработана на основе государственной программы «Трудовое обучение. Работа с тканью.4 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой: М., «Просвещение», 2009.
Место предмета в базисном учебном плане. В 4 классе на предмет «Трудовое обучение. Работа с тканью» предусмотрено 2 часа в неделю (федеральный компонент).
Работа с тканью способствует развитию у детей с нарушением интеллекта координированной деятельности различных анализаторов, моторику пальцев рук и общее психофизическое недоразвитие.
Цель программы: повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.
Основные задачи :
- формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
- развитие мышления, способности к пространственному анализу;
- формирование эстетических представлений и вкуса;
- воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
Работа в швейной мастерской заключается в ознакомлении детей с материалами и инструментами для шитья и выработке умений и навыков их практического использования. Большое внимание уделяется усвоению и соблюдению правил безопасной работы, приучению учащихся к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда; умению частично анализировать образец, ориентироваться в задании с помощью учителя, работать по предложенному плану, контролировать текущие и итоговые результаты труда. Объем работ, выполнение которых запланировано в течение года, невелик, т.к. важно стремиться к тому, что бы дети доводили начатое до конца, имели время для достижения максимального для их возможностей качества изделия. Для этого необходимо проводить достаточное количество упражнений, добиваясь уверенного и самостоятельного выполнения детьми предусмотренных программой практических работ. Задача формирования общетрудовых умений является наиболее ответственной в трудовом обучении. Решать её следует систематически, начиная с 4-го класса. Нужно не только обучать школьников практическим приёмам выполнения тех или иных операций, а важно приучать обсуждать характеристики изделий, продумывать план предстоящей работы, оценивать сделанное на уроке.
Чтобы избежать ситуаций неуспеха и неудач в работе учащихся, необходима правильная организация предварительной ориентировки в задании и планирования с опорой на образец изделия и инструкционную (предметную) карту. Методически неверное объяснение приводит к тому, что тяжело умственно отсталый ученик действует не точно и в результате портит своё изделие. Частые неудачи приводят к неуверенности в работе, негативному отношению к труду. Следовательно, формирование общетрудовых умений и воспитание положительного отношения к труду тесно связаны между собой.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Ученик должен знать/понимать:
- правила безопасной работы в мастерской;
- основные приёмы работы с тканью;
- технологию выполнения ручного стежка «через край», тамбурного стежка, крестообразного стежка;
- правила обработки срезов;
- технологию выполнения стачного шва;
- правила пошива салфетки-прихватки, подушечки для игл;
- правила изготовления мягкой игрушки;
- правила ремонта одежды.
Ученик должен уметь:
- работать швейной иглой и ножницами;
- уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием;
- выполнять ручные стежки, стачной шов, обрабатывать срезы;
- выполнять изделие с помощью учителя, несложные изделия – самостоятельно;
- давать словесный отчёт и анализировать свои изделия и изделия товарища;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для овладения основами профессии швейного производства;
- выработки самостоятельности в труде;
- для повышения общего уровня интеллекта;
- развития художественного вкуса;
- культуры поведения и бесконфликтного общения;
- развития речи.
Содержание программы
Вводное занятие – 2 часа
Изготовление ткани – 12 часов.
Изделие. Макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги.
Технические сведения. Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани – полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Устройство и правила безопасной работы с ножницами.
Практические работы. Разметка полосок основы. Резание полосок (полностью не отрезаются). Разрезание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок. Контроль выполненной работы.
Салфетки-прихватки – 14 часов.
Изделия. Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоёв ткани, с обработкой срезов украшающими стёжками «через край». Выполняется из готового кроя. Другие виды обработки салфеток-прихваток.
Технические сведения. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Её назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение напёрстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения.
Практические работы. Вдевание нитки в иглу. Завязывание узла. Обработка срезов. Контроль выполненных изделий.
Подушечка для игл – 18 часов.
Изделие. Подушечка (10Х10 см), украшенная орнаментом из отделочных стежков.
Технические сведения. Назначение изделия. Название ткани, понятие о стежках и строчках. Тамбурные и крестообразные стежки. Их формы и размеры (анализ увеличенных макетов стежков). Стачной шов. Частота стежков в ручном стачном шве. Лицевая и обратная детали подушечки.
Практические работы. Разделка отделочных строчек на лицевой детали изделия. Выполнение отделочных строчек. Стачивание боковых срезов ручным стачным швом. Вывёртывание и набивка ватой подушечки. Обработка края косыми стежками. Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. Контроль изделия.
Ремонт одежды – 8 часов
Виды работ. Пришивание пуговиц. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. Стачивание распоровшегося шва.
Технические сведения. Виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц. Раскрой вешалки по долевой нитке. Последовательность стачивания распоровшегося шва.
Практические работы. Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц с образованием стойки. Закрепление нитки. Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и намётывание. Пришивание вешалки стачным швом. Пришивание вешалки к одежде. Стачивание распоровшихся швов одежды ручным стачным швом.
Мягкие игрушки -14
Изделия. Набивные игрушки: рыбки, гриб, заяц, медвежонок, утка и др.
Технические сведения. Анализ формы игрушек и название их частей. Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические плёнки, картон.
Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец. Эстетические требования изделий.
Практические работы. Разметка линий соединительного шва. Смётывание основных деталей. Стачивание обтачным швом. Вывёртывание и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. Анализ выполненных изделий.
Тематическое планирование уроков «Трудовое обучение. Работа с тканью» 4 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во уроков | Содержание урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведен. | Фактич. дата |
1,2 | Вводное занятие. | 2 | Знакомство с мастерской. Правила безопасной работы в мастерской. | Знать правила безопасной работы в швейной мастерской. Уметь организовывать рабочее место. | 01.09 02.09 | |
3,4 | Ткани. Применение тканей. | 2 | Ткани. Виды тканей. Их применение. Краткие сведения о получении нитей и ткани. | Знать виды ткани. Уметь описывать ткани. | 03.09 | |
5,6 | Нити основы и нити утка. | 2 | Строение ткани. Нити основы и нити утка. | Знать термины «нити основы» и «нити утка». Уметь определять нити в ткани. | ||
7,8,9,10 | Виды переплетения. | 4 | Полотняное переплетение- самое простое переплетение нитей в ткани. Ознакомление с другими видами переплетений. | Знать различные виды переплетений. Уметь отличать виды переплетений, анализировать демонстрационный макет и раздаточные образцы тканей полотняного переплетения. | ||
11,12, 13,14 | Практическая работа. Выполнение переплетения. | 4 | Разметка полосок основы. Резание полосок. Резание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок. Контроль выполненной работы. | Знать виды переплетения, способы переплетения. Уметь нарезать полоски и выполнять переплетение. | ||
15,16 | Цвета тканей и ниток. | 2 | Цвета тканей и ниток. Расцветка тканей. Выбор нити для ткани. | Уметь делать описание ткани, выбирать нити для тканей различной расцветки. | ||
17,18 | Инструменты и приспособления для швейных работ. | 2 | Швейная игла. Её назначение и применение. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение напёрстка. | Знать назначение и применение швейной иглы и напёрстка, праила безопасной работы со швейной иглой. | ||
19,20, 21,22 | Ручные стежки. Стежок «через край». | 4 | Знакомство с ручным стежком «через край» и правилами его выполнения. | Знать технику выполнения стежка «через край». Уметь выполнять украшающий стежок «через край». | ||
23,24, 25,26, 27,28 | Практическая работа. Салфетки-прихватки. | 6 | Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоёв ткани, с обработкой срезов украшающими стежками «через край». Вырезание салфетки- прихватки по готовой выкройке. Вдевание нитки в иглу, завязывание узла. Обработка срезов. Контроль выполненных изделий. | Знать назначение салфетки-прихватки, правила обработки срезов. Уметь вдевать нить в иглу, вырезать салфетку по готовой выкройке, обрабатывать срезы. | ||
29,30 | Подушечка для игл. | 2 | Назначение изделия, используемые ткани. | Знать назначение изделия. Уметь зарисовывать образцы подушечек в альбом. | ||
31,32 | Тамбурный стежок. | 2 | Понятие о стежках и строчках. Знакомство с тамбурным стежком. Форма и размеры. Выполнение тамбурного стежка. | Знать правила выполнения тамбурного стежка. Уметь выполнять тамбурный стежок. | ||
33,34 | Крестообразный стежок. | 2 | Понятие о стежках и строчках. Знакомство с крестообразным стежком. Форма и размеры. Выполнение крестообразного стежка. | Знать правила выполнения крестообразного стежка. Уметь выполнять крестообразный стежок. | ||
35,36 | Стачной шов. | 2 | Понятие о стачном шве. Использование при выполнении изделий. Частота стежков в ручном стачном шве. Лицевая и обратная детали подушечки. | Знать понятие «стачной шов». Уметь выполнять ручной стачной шов. | ||
37,38 | Практическая работа. Изготовление подушечки для игл. Изготовление выкройки для подушечки | 2 | Определение размеров для подушечки. Изготовление выкройки. | Знать, как определяются размеры для подушечки. Уметь изготавливать выкройку для подушечки. | ||
39,40 | Отделочные строчки. | 2 | Разметка отделочных строчек на лицевой детали изделия. Выполнение отделочных строчек. | Знать технику выполнения отделочных строчек на изделии. Уметь выполнять отделочные строчки. | ||
41,42 | Стачивание боковых срезов. | 2 | Стачной шов. Стачивание боковых срезов ручным стачным швом. | Знать понятие «стачной шов», технику выполнения стачного шва. Уметь выполнять ручной стачной шов. | ||
43,44 | Набивка подушечки. Обработка края. | 2 | Вывёртывание и набивка ватой подушечки. Обработка края косыми стежками. | Знать правила вывёртывания подушечки, технологию обработки края косыми стежками. Уметь обрабатывать края косыми стежками. | ||
45,46 | Петелька для подушечки. Контроль изделия. | 2 | Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. | Знать правила пришивания петельки для подушечки. Уметь изготавливать петельку для подушечки. | ||
47,48,49 | Пришивание пуговиц. | 3 | Виды пуговиц. Способы их пришивания. | Знать виды пуговиц, способы и правила пришивания пуговиц. Уметь определять места оторванной пуговицы, пришивать разные виды пуговиц к изделию, выполнять закрепление нитки. | ||
50,51,52 | Вешалка для одежды. | 3 | Раскрой вешалки. Разметка линий сгибов на заготовке для вешалке. Загиб и намётывание. Пришивание вешалок к одежде. | Знать правила пришивания вешалки к халатам и верхней одежде. Уметь выполнять раскрой вешалки, её изготовление и пришивание. | ||
53,54 | Стачивание распоровшегося шва. | 2 | Повторение правил выполнения стачного шва. Стачивание распоровшегося шва одежды ручным стачным швом. | Знать понятие термина «стачной шов», правила его выполнения. Уметь выполнять выполнять стачивание распоровшегося шва. | ||
55,56 | Мягкие игрушки. | 2 | Мягкие игрушки. Набивные игрушки из готового кроя: рыбки, гриб, заяц, медвежонок, утка и др. | Знать части мягкой игрушки, их названия. Уметь анализировать формы игрушек. | ||
57,58 | Материалы для мягких игрушек. | 2 | Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец. Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические плёнки, картон. | Знать ткани и дополнительные материалы для изготовления игрушек. Уметь определять ткани и дополнительные материалы для изготовления игрушек. | ||
59,60 | Изготовление мягкой игрушки. | 2 | Изготовление выкройки для мягкой игрушки. Раскрой ткани. | Знать правила изготовления выкройки и раскроя ткани. Уметь изготавливать выкройку мягкой игрушки и раскрой ткани. | ||
61,62 | Смётывание деталей игрушки. | 2 | Разметка линий соединительного шва. Смётывание основных деталей и стачивание обтачным швом. | Знать правила выполнения разметки линий соединительного шва и технику смётывания основных деталей. Уметь смётывать основные детали по размеченным швам, стачивать их. | ||
63,64 | Набивка ватой. | 2 | Вывёртывание изделия и набивка её ватой. | Знать правила вывёртывания изделия, набивки её ватой. | ||
65,66 | Дополнительные детали. | 2 | Выбор дополнительных деталей. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. | Знать дополнительные материалы для мягкой игрушки. Уметь пришивать и приклеивать дополнительные детали к мягкой игрушке. | ||
67,68 | Анализ выполненных изделий. | 2 | Эстетические требования к изделиям. Контроль изделия. | Знать эстетические требования к изделиям. Уметь анализировать свою работу. |
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В.Воронковой (М., «Просвещение», 2009 г.)
- Г.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая «Швейное дело». Учебник для 4 класса вспомогательной школы.
- Малышева А.Н. Работа с тканью. Ярославль, Академия развития, 2010.
- Тибсон Рей. Разноцветные одежки (серия «Наши руки не для скуки»). М., РОСМЭН,2005.
- Кочетова С. Игрушки для всех. М., ОЛМА - ПРЕСС,2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"
Рабочая программа составлена на основе программы по математике для 4 класса, комплекта «Школа России», рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства ...
Рабочая программа по технологии для учащихся 3 классов специального (коррекционного) класса VIII вида
Школьники с проблемами в умственном развитии ограничены в выборе профессии, поэтому требуются значительные усилия по их профессиональной ориентации. Начиная с ...
Рабочая программа по математике для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
Знания тогда только знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой....
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...