Рабочая программа 3 класс технология модуль информатика
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему

Шадрина Анна Александровна

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах» Образовательная система «Школа 2100» (Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________ И.М. Климина

Протокол №_____от

«___»__________2014 г

«Согласовано»

Заместитель директора по УМР

МБОУ  СОШ№ 6

______________ Н.В. Морозова «___»__________2014 г

                     «Утверждаю»

Директор       МБОУ СОШ № 6

____________ Н.С. Исайкина

             «___» ____________ 2014 г

         Приказ №____от 01. 09. 2014г

Рабочая программа

Шадриной Анны Александровны,

учителя начальных классов

предмет «Технология» модуль информатика

3 класс

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах» Образовательная система «Школа 2100» (Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011).

Главная цель курса — дать ученикам инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цели изучения курса в начальной школе:

1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:

  • применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если ... то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если ... и ..., то...”);
  • алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)”.

2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.

3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Основная задача курса — развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Говоря об общеобразовательных целях курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.

Учебно-методический материал по курсу для начальной шкоды (“Информатика в играх и задачах”, авторский коллектив: А. В. Горячев (руководитель) и др., издательство «Баласс») состоит из трех комплектов. В состав каждого комплекта входят 2 учебные тетради для учеников, методическое пособие для учителя и 8 контрольных работ (по 2 варианта на четверть).

В материале курса выделяются следующие рубрики:

  • статическая картина объекта (структуры, классы);
  • картина поведения объекта (процессы и алгоритмы);
  • язык как объект моделирования (логика рассуждений); 
  • информационная модель объекта (приемы моделирования и решения задач).

Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Формы, методы и отчасти содержание обучения информатике зависят от наличия или отсутствия компьютерного класса. Однако ведущие идеи курса могут быть донесены до учащихся и без использования компьютера. Во всяком случае, в младшей школе его использование не обязательно. При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения, индивидуально-групповые формы организации обучения, занятия по обобщению и систематизации, по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.

Изучение материала происходит “по спирали” — ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки.

Занятия проходят один раз в неделю. Планирование предмета рассчитано на 34 учебных часов. Программой предусмотрено проведение четырех контрольных работ (один раз в конце четверти).

Дидактической основой организации учебного процесса в программе является дидактическая система деятельностного метода обучения, включающая в себя: проблемно-диалогическу, здоровьесберегающую, игровую технологии, технологию оценивания достижений.

Формы: урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач; образовательное путешествие; творческая мастерская; познавательная лаборатория; исследование; презентация; диагностика; проектирование; консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника; внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны).

Формы, методы и отчасти содержание обучения информатике зависят от наличия или отсутствия компьютерного класса. Однако ведущие идеи курса могут быть донесены до учащихся и без использования компьютера. Во всяком случае, в младшей школе его использование не обязательно. При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения, индивидуально-групповые формы организации обучения, занятия по обобщению и систематизации знаний. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Алгоритмы

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Логические рассуждения

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Применение моделей (схем) для решения задач 

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

(личностные, метапредметные, предметные)

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе являются формирование следующих умений:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата проведения урока

Корректировка

Раздел 1 «Алгоритмы» (8 ч)

 

1

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели

1 ч.

Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов.

 

2

Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись

1 ч.

Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов.

 

3

Выполнение алгоритма.

1 ч.

Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.

 

4

Составление алгоритма

1 ч.

Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.

 

5

Поиск ошибок в алгоритме

1 ч.

Находить и исправлять ошибки в алгоритмах

 

6

Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы

1 ч.

Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла.

7

Контрольная работа по теме «Алгоритмы»

1 ч.

контрольная работа

 

8

Повторение темы «Цикл в алгоритме»

1 ч.

 

Раздел 2 «Группы (классы) объектов» (8 ч)

 

9

Общие названия и отдельные объекты.

1 ч.

Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия.

 

10

Разные объекты с общим названием.

1 ч.

Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).

 

11

Разные общие названия одного отдельного объекта

1 ч.

Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

 

12

Состав и действия объектов с одним общим названием.

1 ч.

Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.

 

13

Отличительные признаки.

1 ч.

Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.

 

14

Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе.

1 ч.

Описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

 

15

Имена объектов

1 ч.

Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

 

16

Контрольная работа по теме «Группы (классы) объектов»

1 ч.

контрольная работа

 

Раздел 3 «Логические рассуждения» (10 ч )

 

17

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие».

1 ч.

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний.

 

18-19

Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность.

2 ч.

Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).

 

20-21

Графы и их табличное описание

2 ч.

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

 

22

Пути в графах

1 ч.

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

 

23-24

Деревья.

2 ч.

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

 

25

Контрольная работа по теме «Логические рассуждения»

1 ч.

контрольная работа

 

26

Повторение по теме «Логические рассуждения»

1 ч.

 

Раздел 4  «Применение моделей (схем) для решения задач» (8 ч )

 

27

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией.

1 ч.

Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.

 

28

Решение задач по аналогии

1 ч.

Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.

 

29-30

Решение задач на закономерности

2 ч.

Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы.

 

31-32

Аналогичные закономерности

2 ч.

Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.

 

33

Контрольная работа по теме «Модели в информатике»

1 ч.

контрольная работа

 

34

Повторение темы «Применение моделей (схем) для решения задач»

1 ч.

 


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  1. А. В. Горячев и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. 3 кл. В 2 частях. М.: «Баласс», 2010-2012 г.
  2. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2005, 240с.
  3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. URL: http://school-collection.edu.ru/

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:

Аппаратные средства:

•        мультимедийные ПК;

•        проектор;

•        принтер;

•        сканер.

Программные средства:

•        операционная система Linux;

•        полный пакт офисных приложений OpenOffice.org;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии модуль "Практика работы на компьютере" для 4 класса УМК "Школа России"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание учебной дисциплины, результаты обучения....

Апробация в курсе "Технология" модуля "Информатика".

Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе даёт возможность активизировть познавательную и мыслительную деятельность учащихся....

Рабочая программа по технологии( с модулем информатика) для 3 класса

Рабочая программа по технологии ( с модулем информатика) для 3 класса О.А.Куревина,Е.А.Лутцева...

Рабочая программа по технологии с модулем информатики 4 класс по Матвеевой

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Деятельностный подход к построению процесса обучения по трудовому обучению является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует форми...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика" (3 класс, модуль 20 часов)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Занимательная информатика" (3 класс)(Модуль рассчитан на 20 часов - 2 полугодие учебного года)...

Рабочая программа к внутрипредметному модулю по технологии 4 класс

Рабочая программа к внутрипредметному модулю по технологии 4 класс...