Рабочая программа по технологии "Модульный курс информатика и ИКТ" 3 класс
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме
С ипользованием компьютера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Аннотация | 16.08 КБ |
Рабочая программа | 22.84 КБ |
Разработки уроков на деятельностной основе | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация.
Модульный курс «Информатика и ИКТ» предмет «Технология».
Название разработки.
Рабочая программа по модульному курсу «Информатика и ИКТ» предмет «Технология» (3класс).
Проблемы, решению которых будет способствовать разработка, сфера использования, круг пользователей.
Рабочая программа составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» 2004г и авторской программы А.В.Горячева.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагает примерное распределение часов по разделам курса; последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, определяет минимальный набор практически работ, необходимых для формирования информационно-коммуникативных компетенций воспитанников, требования к уровню подготовки учащихся начальных классов.
Данная программа (модульный курс «Информатика и ИКТ» предмет «Технология») предназначена для учащихся 3 класса, а также учителей начальных классов и информатики.
Цель разработки:
- формирование начал компьютерной грамотности;
- развитие логического мышления;
- развитие алгоритмических навыков и системных подходов к решению задач;
- формирование элементарных компьютерных навыков (знакомство с компьютером, с элементарными понятиями из сферы информационных технологий).
Основные задачи:
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ);
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
- дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
Обоснование актуальности.
Персональный компьютер превратился в основное средство деятельности во многих профессиях. И достаточный уровень взаимодействия человека с компьютером должно обеспечить школьное образование. Это творческое взаимодействие тем продуктивнее, чем больше развито логическое мышление, навыки оперирования формальными понятиями и объектами.
В начале массового обучения информатике основы алгоритмизации закладывались в старшей школе. Сейчас становится ясным, что целенаправленную работу по формированию алгоритмического стиля мышления целесообразно начинать в младших классах, так как у старшеклассников стиль мышления уже фактически сложился, новые формы мышления воспринимаются ими с трудом.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития таких важных для всей последующей учебы и жизни школьника психических процессов, как рефлексия, внутренний план действий, которые, в свою очередь, являются основой для формирования алгоритмического стиля мышления. Если это время будет упущено, то в старшем возрасте эти качества развить значительно труднее.
Проблема соотношения обучения основам теоретической информатики и компьютерным технологиям не должна обходить стороной младшие классы. Уроки информатики не будут полноценными, если на них не предусмотрена работа на компьютере.
В последнее время персональный компьютер значительно чаще появляется у наших учеников. В домашних условиях ребята и без помощи школы справятся с такими техническими проблемами, как работа с мышью и клавиатурой, выбор пункта в меню или "даже" сохранение файла. Известно, что заинтересованный пользователь в состоянии освоить текстовый редактор за несколько рабочих дней, т.е. за 30—40 часов. Если жесткая мотивация на результат отсутствует, а те же часы растянуты во времени на несколько месяцев, то эффективность освоения становится очень низкой.
Новизна разработки.
Рабочая программа модульный курс «Информатика и ИКТ» для учащихся 3 класса является авторско-состовительской на основе учебного пособия А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах». Организация предмета осуществляется:
- в рамках одного часа в неделю;
- с использованием компьютера.
Содержание.
1.Пояснительная записка.
2. Основное содержание.
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
4.Приложение.
4.1. Дидактический материал.
4.2. Разработки уроков.
4.3. Методические рекомендации.
5.Список литературы для учителя.
6. Список литературы для учащихся.
Продолжительность реализации.
В течение учебного года (34 часа).
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса «Информатика в играх и задачах» 3 класс.
Настоящая рабочая программа по информатике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и авторской программы А.В.Горрячева. Информатика в начальной школе не вынесена как отдельный предмет, а водится как учебный модуль предмета «Технология» в 3-4 классах.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагает примерное распределение часов по разделам курса; последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, определяет минимальный набор практически работ, необходимых для формирования информационно-коммуникативных компетенций воспитанников, требования к уровню подготовки учащихся начальных классов.
Мы живем в информационном обществе. Персональный компьютер превратился в основе средство деятельности во многих профессия. И достаточный уровень взаимодействия человека с компьютером должно обеспечить школьное образование. Курс информатики изучает некоторые вопросы из разделов теоретической и прикладной информатики без компьютера с целью подготовки к ознакомления с теоретическими основами информатики, развития логического мышления. В задачи пропедевтического курса информатики включается приобретение навыков и умений анализировать любые объекты и системы из окружающей нас действительности.
Для изучения выделяю следующие аспекты:
- Изучение алгоритмов;
- Развитие процессов мышления, рассуждения, логики;
- Изучение объектов и систем;
- Построение информационно-логической системы понятий и явлений, в которых обобщаются объекты, алгоритмы, правила вывода.
Но уроки информатики не будут для детей таковыми, если на них не предусмотрена работа на компьютере. Для курса информатики в начальной школе характерны цели, связанные как с основных понятий информатики, так и приобретением навыков работы на ПК.
Курс информатики можно разбить на пять модулей, в каждом из которых изучаются:
- Информация;
- Алгоритмизация;
- Персональный компьютер;
- Элементы логики;
- Объекты и системы.
Информация.
Раскрывается представление о информации, роль информации в процессе управления, способы представления информации. Формируются способности обучаемых использовать различные языки (естественные и искусственные) для представления информации.
Алгоритмизация.
Знакомит учащихся с понятием «алгоритм», правилами построения и его алгоритмическими структурами: линейные, с ветвлением, с циклом, с ветвлением и циклом. Развивает умение составлять алгоритм по схеме и схемы по алгоритму.
Персональный компьютер.
Содержание этого модуля направленно на формирование у учащихся первоначальных умений использования компьютера, передачи, поиска, хранения информации, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию). Знакомит с правилами техники безопасности и гигиены при работе с компьютером.
Элементы логики.
Содержание данного модуля направлено на развитие: логического мышления, стройную логическую речь, смекалки, творческого воображения, внимания, памяти, наблюдательности.
Объекты и системы.
В содержание этого модуля входят формирование представлений об объектах, признаках, свойств, составных частей. Овладение умениями выделять общие и единичные признаки объекта, группировать объекты на основе выделения общих свойств. А также знакомит с понятием «Множество, отношения на множестве, высказывания, графы».
Цели.
Изучение информатики направлено на изучение следующих целей:
Базовый уровень | Уровень возможного |
|
|
|
|
|
|
|
|
Требования к знаниями и умениям обучаемых.
уметь | Знать/понимать |
Приводить примеры основных источников информации | Предмет информатики, виды информации, ее хранение и передача |
Представлять назначение основных устройств компьютера | Название основных устройств . Необходимость в работе ПК. |
Пользоваться правилами техник безопасности. | Правила гигиены при работе с компьютером. |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических и учебных задача применением возможностей ПК. | Как найти информацию с использованием простейших запросов. передачи, поиска, хранения информации , представление материала в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам. Изменять и создавать простые информационные объекты на ПК. |
Примерное тематическое планирование изучения курса «Информатика 3 класс».
№ темы | Тема | Количество часов | № урока | Наглядное пособие |
Алгоритм. Знакомство с компьютером. | 1 | слайды | ||
Схема алгоритма. Знакомство с программами, разбор основных элементов Word. | 1 | слайды | ||
Алгоритмы с ветвлением. Запуск программы Word и выход их программы. | 1 | |||
Цикл в алгоритме. Значение основных клавиш. | 1 | |||
Алгоритмы с ветвлениями и циклами. Набор текста. | 1 | |||
Алгоритмы. Закрепление пройденного материала. (Урок – путешествие) | 1 | |||
Алгоритмы. Подготовка к контрольной работе. | 1 | |||
Алгоритмы. Контрольная работа. | 1 | |||
Алгоритмы. Обобщение и систематизация знаний. Сохранение документа в личной папке. | 1 | |||
Состав и действие объекта. Понятие «окно документа». Панель инструментов. | 1 | |||
Группа объектов. Общее название. Вставка в документ. Разнообразие вставляемых документов. | 1 | |||
Общие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса. Таблицы. | 1 | |||
Собственное имя объекта. Отличительные признаки объектов. Списки. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам. | 1 | |||
Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. Закрепление материала. (Урок-викторина) | 1 | |||
Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. Подготовка к контрольной работе. | 1 | |||
Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. Контрольная работа. | 1 | |||
Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. Обобщение и систематизация знаний. Вставка. Вставка готовых фигур. | 1 | |||
Множество. Число элементов множества. Практическая работа «Множество». | 1 | |||
Логические операции. Пересечение множеств. Изобразить на компьютере пересечение множеств. | 1 | |||
Логические операции. Пересечение множеств. | 1 | |||
Истинность высказывания. Отрицание. | 1 | |||
Истинность составного высказывания. | 1 | |||
Граф. Построение графа. Практическое занятие «Построение графа». | 1 | |||
Ориентированный граф. практическое занятие «Построение ориентированного графа». | 1 | |||
«Просто я работаю волшебником». Множество, отношения на множестве, отрицание, логические операции. Графы. Закрепление материала. Практическая работа «Построение множеств, логические операции, работа с графами». | 1 | |||
Подготовка к контрольной работе. | 1 | |||
Контрольная работа. | 1 | |||
Обобщение и систематизация знаний по темам «Множества», «Высказывания», «Графы и отношения». Знакомство с программой Power Point. | 1 | |||
Аналогия. Создание презентаций с «нуля». | 11 | |||
Закономерность. Разметка слайдов. | 1 | |||
Аналогичная закономерность. Художественноеоформление презентаций. | 1 | |||
Аналогия и закономерность. Закрепление материала. (Путешествие в джунгли). | 1 | |||
Аналогия и закономерность. Подготовка к контрольной работе. | 1 | |||
Аналогия и закономерность. Контрольная работа. | 1 | |||
Выигранная стратегия. Практическая работа по закреплению изученного материала. | 1 |
Предварительный просмотр:
Тема: «Схема алгоритма. Разбор основных элементов Word».
Цель урока: закрепление понятия «алгоритм», «команда алгоритма», познакомить учащихся со способом записи алгоритма в виде схем, научить включать и выключать компьютер, запускать программы, выполнять завершение программы; развивать внимание, творческое воображение, мелкие мышцы руки, способствовать формированию самооценки; воспитывать взаимопомощь и способность к сотрудничеству.
Этапы урока | Деятельность Учителя (формы, Учащихся методы, приемы) ЗАР ЗБР | Предполагаемые результаты деятельности. Учителя Учащихся | Выводы и предложения | |||
1.Проверка домашнего задания. | Фронтальный опрос. | Предлагают различные варианты выполнения работы. | Записывают основные команды, которые подойдут для выполнения любого алгоритма. Сравнивают алгоритмы с разным количеством действий. | Помог учащимся воспроизвести выполненные команды. | Осознают практическую ценность изучаемого материала. | |
2. Разминка. | Частично-поисковый метод. Задания на развития логического мышления. | Осмысливают. | Применяют свои знания для объяснения решения. | Организовал работу в группах. | Развивают внимание, творческое воображение. | |
3.Изучение новой темы «Схема алгоритма». 4.Физкульт- минутка. | Объяснительно – иллюстративный метод. Понятие «Схема алгоритма», «Условные обозначения». Использование возможностей интерактивной доски. Организует выполнение упражнений. | Выполняют алгоритм «Рисование фигуры». Составление схемы. Выполняют физические упражнения. | Делают вывод о том, что будет, если команды поменять местами? | Подводит учащихся к осмыслению понятия «Схема». | Наглядно увидели необходимость четкого и последовательного выполнения команд. Снятие усталости. | |
5.Закрепление материала. | Организует закрепление знаний: применение к различным схемам алгоритмов. | Применяют знания к составлению схемы алгоритма по рисунку. Взаимопроверка тетрадей. | Составляют схему алгоритма «Съешь банан». | Акцентирует внимание учащихся на продуктивном, конструктивном, творческом уровне усвоения материала. | Научились применять знания к составлению схемы алгоритма. | |
6.Выдача домашнего задания. | Комментарии по выполнению задания. | Применяют свои знания. | Использование полученных знаний в изучении других предметов. | Помог учащимся осмыслить полученные знания. | Нахождение путей решения поставленной задачи. | |
7.Работа за компьютером. | Объяснительно-иллюстративный метод. Просмотр слайдов: включение и выключение компьютера, запуск программы, завершение выполнения программы, основные элементы Word. | Теоретически осмысливают и практически применяют осваиваемые навыки. | Применение навыков работы на компьютере. | Организовал практическое занятие. | Получили навыки работы на компьютере. | |
8.Релаксация. | Мобилизация учащихся на осмысление своих действий и самооценку. | Оценивают свою деятельность на уроке. | Оценивает способность учащихся к рефлексии своей деятельности. | Реализовали рефлексию своей деятельности. |
Тема: «Алгоритм. Знакомство с компьютером».
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «Алгоритм», «Команда алгоритма», правилами построения алгоритма, учить составлять и выполнять линейные алгоритмы; познакомить с правила техники безопасности при работе на компьютере, с составляющими компьютера; развивать логическое мышление, творческое воображение; воспитывать аккуратность и последовательность в выполнении действий.
Оборудование: модели: 3 яйца, бумажный стакан с надписью «Молоко», пакет «Соль», миска, сковорода, компьютер, мультфильм «Вовка в тридевятом царстве», учебник «Информатика в играх и задачах".
Этапы урока | Деятельность Учителя (формы, Учащихся методы, приемы) ЗАР ЗБР | Предполагаемые результаты деятельности. Учителя Учащихся | Выводы и предложения | |||
1.Подготови тельная работа | Познавательный мотив. Вводная беседа «Что такое компьютер?» Демонстрация слайдов. | Процесс осмысления. Найти значение слова «Компьютер» в словаре. | Подумать о компьютере будущего. | Подготовка учащихся к изучению нового материала. | Осмысление понятий «компьютер». | |
2. Изучение новой темы «Алгоритм. Правила построения алгоритма». | Метод объяснительно – иллюстративный. Демонстрация мультфильма «Вовка в тридевятом царстве». Знакомство с понятием «алгоритм». Игра «Кто лучше готовит омлет?» Демонстрация слайдов «Дидактический материал к уроку». | Осмысливают просмотренный мультфильм. Называют команды. | Применяют свои знания для составления алгоритма «Рецепт». Делают вывод о том, что такое алгоритм, чем «команда» отличается от «алгоритма». | Помог практическими действиями представить и осмыслить изучаемые понятия. | Познакомились с понятием «Алгоритм», «Команда алгоритма», правилами построения алгоритма. | |
3.Физкульт- минутка. | Организует выполнение упражнений. | Выполняют физические упражнения. | Снятие утомления и усталости. | |||
4..Закрепление пройденного материала. | Частично –поисковый метод. Использование рисунка, объясняющего составление линейного алгоритма. Вопрос «Как составить алгоритм?» | Прием исследования. Выясняют что необходимо, чтобы составить алгоритм? | Составляют алгоритм «Съешь банан». | Организовал работу по составлению алгоритма. | Усвоили понятия «Алгоритм», «Построение алгоритма». | |
5.Выдача домашнего задания. | Комментарии по выполнению алгоритма «Возьми банан». Показ слайдов этого алгоритма. | Применяют свои знания. | Применять приемы исследования в изучении других предметов. | Направил деятельность учащихся на практическое применение знаний. | Нахождение путей решения поставленной задачи. | |
6.Работа за компьютером. | Объяснительно-иллюстративный метод. Знакомство с правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. | Запоминают правила техники безопасности. | Разрабатывают дополнения к правилам поведения в компьютерном классе. | Акцентирует внимание учащихся на усвоение материала. | Запомнили основные устройства компьютера. Компьютерные программы. | |
7.Релаксация. | Мобилизация учащихся на осмысление своих действий и самооценку. | Оценивают свою деятельность на уроке. | Оценивает способность учащихся к рефлексии своей деятельности. | Реализовали рефлексию своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу « ИНФОРМАТИКИ» для 4 класса (А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко)
Рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю. Включает в себя "Титульный лист", "Пояснительную записку", "Учебно-тематический план", "Содержание курса. Требования к уровню подгото...
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике во 2 классе в рамках ФГОС НОО
Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной обр...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса « Музей в твоём классе»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального ком...
Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир" 1 класс
Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир" 1 класс. Программа составлена на основе авторской программы Окружающий мир Плешаков А.А. / «Школа России» Сборник рабочих программ.1-4 к...
Рабочая программа по учебному курсу "Литературное чтение".1 класс.
Рабочая программа по учебному курсу "Литературное чтение". 1 класс. Программа "Школа России."...
Рабочая программа по факультативному курсу "Информатика " 4 класс
Рабочая программа по факультативному курсу "Информатика " 4 класс составлена на основании нормативно-правовых документов: Федерального компонента госуд...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для 4 класса
В рабочей программе нашли отражение цели, изложенные в Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования. Они направлены на реализацию качественно новой лично...