Рабочая программа по технологии с модулем информатики 4 класс по Матвеевой
рабочая программа по информатике (4 класс) по теме
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Деятельностный подход к построению процесса обучения по трудовому обучению является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета «Технологии» в 4 классе являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В рабочую программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.
Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, то есть учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.
Цель трудового обучения будет достигнута, если ребенок на уроке труда займет позицию: «Я хочу это сделать сам».
В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. На уроке должна быть часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие. Теоретическая часть урока занимает по времени втрое меньше, чем практическая.
Основные содержательные линии
С учетом специфики данного учебного предмета в рабочей программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд», «Практика работы на компьютере».
Содержание рабочей программы разделено по компонентам деятельности. Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер
совместной работы учителя и учащегося по осознанию практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы.
Второй раздел программы «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.
Третий раздел «Учимся выполнять новые операции» и четвертый «У нас получаются красивые изделия» определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.
Последний раздел «За год мы узнали новые слова» является своеобразным справочником – контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисляемые слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу.
Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий.
В рамках данного курса введен модульный узел «Информатика и программирование», на изучение программного материала отводится 14 часов.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы учащихся.
Важной задачей школы и, особенно интегрированного курса «Технологии и ИКТ», является обучение работе с информацией. В данном курсе обучение начинается с рассмотрения понятия информации, источников информации,поиска, передачи, хранения и обработки информации. В дальнейшем рассматривается компьютер как универсальная машина для обработки информации, обменивающаяся информацией с человеком.
Цели обучения
В процессе обучения в начальнойшколе реализуются следующие цели:
· развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
· освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
· овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда;способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
· воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Технология» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования. В IV классе на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала 68 часов в год.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Обучение трудовому обучению способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них:
S коллективно обсуждать образец изделия или техническое задание на его разработку, обосновывая конструктивные особенности вещи и ее назначение;
S самостоятельно составлять план работы;
Sразличать по назначению и конструктивным особенностям инструменты: режущие – переплетный и макетный нож, канцелярские и портновские ножницы, буравчик, пилка для лобзика, острогубцы; колющие – шило круглое и трехгранное, иглы швейные, для вышивания и штопки; ударный – молоток; монтажные – отвертка и гаечный ключ; разметочные – линейка, циркуль, угольник;
S самостоятельно размещать на рабочем месте с соблюдением правил хранения разметочные, колющие, режущие и ударные инструменты, санитарно-гигиенический инвентарь;
S самостоятельно выбирать вид материала для изготовления и отделки изделия в зависимости от его назначения и конструкции;
S различать по внешнему виду и свойствам цветную бумагу для аппликаций и бумажную макулатуру, кальку, цветной упаковочный картон, хлопчатобумажную и льняную гладкокрашенную и набивную ткань, флизелин, вату, искусственную кожу, пенопласт, полиэтилен, фанеру; растительные и природные материалы: ветки, плоды, цветы листья; клей ПВА и силикатный;
S планировать условия соблюдения правил безопасной работы.
Результаты обучения
Основными результатами обучения трудового обучения являются: начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.); начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение).Обучащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.
К концу учебного года учащиеся 4 класса должны
ЗНАТЬ:
- новые слова: тиснение, выпиливание, шлифование, пенопласт, сегмент, полуовал, пилка, лобзик, винт, гайка, макетный нож, пробойник и т. д.;
- правила ТБ с различными материалами и инструментами, правила санитарной и личной гигиены;
- приемы разметки (шаблон, угольник, циркуль, линейка);
- способы контроля размеров деталей.
УМЕТЬ:
1 уровень:
- использовать изученные понятия для приготовления деталей;
- выполнять правила по ТБ и санитарии;
- организовать рабочее место;
- понимать рисунки, эскизы.
2 уровень:
- определять название деталей;
- определять материал, из которого сделана деталь;
- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
- различать графическое изображение и эскиз, рисунок;
- самостоятельно подсчитывать размеры по имеющимся данным.
В результате изучения трудового обучения ученик должен
знать/понимать
· роль трудовой деятельности в жизни человека;
· распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
· влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
· область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
· основные источники информации;
· назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
уметь
· выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
· осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
· получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
· работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
· изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
· соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
· создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
· осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
· использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
· соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
· создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
· осуществления сотрудничества в совместной работе.
В результате изучения информатики учащиеся должны
понимать:
· чтов зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
· что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
· что информацию можно представлять на носителе с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
· что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
· что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
· что человек может быть и источником, и приемником информации;
знать:
· что данные – это закодированная информация;
· что тексты и изображения – это информационные объекты;
· что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, числом, таблицей;
· как записывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде числа, текста, рисунка, таблицы);
· правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
· представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде числа, текста, рисунка, таблицы;
· кодировать информацию различными способами и декодировать ее, используя кодовую таблицу соответствия;
· работать с текстами и изображениями (информационными объектами на экране компьютера);
· осуществлять поиск, простейшие преобразование, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, интернет;
· называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
· пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, калькулятором и компьютером;
· использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск и запуск программ);
· запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;
· создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА технология
(59 часов)
Общетрудовые знания, умения и способы деятельности
Трудовая деятельность в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье (общее представление).
Содержание труда людей ближайшего окружения (профессии). Ручной, механизированный и автоматизированный труд.[1]
Процесс труда: планирование, организация рабочего места, распределение рабочего времени, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатами деятельности. Осуществление сотрудничества при коллективной работе. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовой техникой.
Создание моделей несложных объектов (первоначальные умения проектной деятельности).
Работа с природным материалом (5 ч)
Многообразие материалов и область их применения: древесина, бумага, металл, текстильные и пластичные материалы. Природные и искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам.
Комплексные работы (18 ч)
Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Определение последовательности изготовления изделия по карте. Условные обозначения на чертежах и схемах.
Работа с бумагой и картоном (24 ч)
Изготовление изделий из картона и бумаги. Краткая характеристика операций обработки бумаги. Основные способы соединения деталей изделия. Изготовление плоскостных и объёмных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам, чертежам.
Работа с текстилем (12 ч)
Изготовление изделий из текстильных материалов. Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов. Способы выполнения ручных швов. Изготовление плоскостных и объёмных изделий из текстильных материалов. Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА информатика
(9 часов)
Повторение
Человек и информация. Действия с информацией
Объект и его свойства. Отношения между объектами.
Компьютер.
Понятие, суждение, умозаключение.
Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь».
Суждение.
Умозаключение.
Модель и моделирование.
Модель объекта. Модель отношения между понятиями.
Алгоритм. Какие бывают алгоритмы. Исполнитель алгоритма. Алгоритм и компьютерная программа.
Информационное управление
Цели и основа управления. Управление собой и другими. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».
При устном ответе учащийся должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.
«5», если:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4», если:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3», если:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2», если:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Нормы оценок выполнения практических работ.
Учитель выставляет обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
«5», если:
- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
- изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
«4», если:
- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- в основном правильно выполняются приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
«3», если:
- имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени недовыполнена на 15-20 %;
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
«2», если:
- имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- неправильно выполнялись многие приемы труда;
- самостоятельность в работе почти отсутствовала;
- норма времени недовыполнена на 20-30 %;
- изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
- не соблюдались многие правила техники безопасности.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Примечания |
1 | Работа с природным материалом | 5 ч | |
2 | Работа с бумагой и картоном | 24ч | |
3 | Работа с текстильными материалами | 12 ч | |
4 | Комплексные работы | 18 ч | |
5 | Информатика и ИКТ | 9 ч |
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya.docx | 69.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лесно-Калейкинская средняя общеобразовательная школа»
Альметьевского района Республики Татарстан
«Рассмотрено» на заседании ШМО ______ / ____________ / Протокол № ___ от «___» _________ 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Тимофеева М.Н. ______ «___» _________ 2013 г. | Директор школы _________ Савинова Н.В. Приказ № ___ от «___» ____________ 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
учителя начальных классов
Козловой Светланы Александровны
Класс – 4
Уровень – базовый
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № _____
« ___» ___________ 20___ г
2013/2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по технологии и ИКТ для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Технология (труд) для I-IV классов» авторской программы Т.М. Геронимус , «Технология (труд)» и авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 год., утвержденной МО РФ, базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РТ утвержденной МО и Н РТ от 09.07.2012 г. №4154/12, положения о рабочей программе МБОУ «Лесно-Калейкинская СОШ» и учебного плана МБОУ «Лесно-Калейкинская СОШ» Альметьевского муниципального района РТ на 2013-14 уч. год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Деятельностный подход к построению процесса обучения по трудовому обучению является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета «Технологии» в 4 классе являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В рабочую программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.
Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, то есть учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.
Цель трудового обучения будет достигнута, если ребенок на уроке труда займет позицию: «Я хочу это сделать сам».
В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. На уроке должна быть часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие. Теоретическая часть урока занимает по времени втрое меньше, чем практическая.
Основные содержательные линии
С учетом специфики данного учебного предмета в рабочей программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд», «Практика работы на компьютере».
Содержание рабочей программы разделено по компонентам деятельности. Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер
совместной работы учителя и учащегося по осознанию практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы.
Второй раздел программы «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.
Третий раздел «Учимся выполнять новые операции» и четвертый «У нас получаются красивые изделия» определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.
Последний раздел «За год мы узнали новые слова» является своеобразным справочником – контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисляемые слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу.
Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий.
В рамках данного курса введен модульный узел «Информатика и программирование», на изучение программного материала отводится 14 часов.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы учащихся.
Важной задачей школы и, особенно интегрированного курса «Технологии и ИКТ», является обучение работе с информацией. В данном курсе обучение начинается с рассмотрения понятия информации, источников информации,поиска, передачи, хранения и обработки информации. В дальнейшем рассматривается компьютер как универсальная машина для обработки информации, обменивающаяся информацией с человеком.
Цели обучения
В процессе обучения в начальнойшколе реализуются следующие цели:
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда;способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Технология» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования. В IV классе на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала 68 часов в год.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Обучение трудовому обучению способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них:
коллективно обсуждать образец изделия или техническое задание на его разработку, обосновывая конструктивные особенности вещи и ее назначение;
самостоятельно составлять план работы;
различать по назначению и конструктивным особенностям инструменты: режущие – переплетный и макетный нож, канцелярские и портновские ножницы, буравчик, пилка для лобзика, острогубцы; колющие – шило круглое и трехгранное, иглы швейные, для вышивания и штопки; ударный – молоток; монтажные – отвертка и гаечный ключ; разметочные – линейка, циркуль, угольник;
самостоятельно размещать на рабочем месте с соблюдением правил хранения разметочные, колющие, режущие и ударные инструменты, санитарно-гигиенический инвентарь;
самостоятельно выбирать вид материала для изготовления и отделки изделия в зависимости от его назначения и конструкции;
различать по внешнему виду и свойствам цветную бумагу для аппликаций и бумажную макулатуру, кальку, цветной упаковочный картон, хлопчатобумажную и льняную гладкокрашенную и набивную ткань, флизелин, вату, искусственную кожу, пенопласт, полиэтилен, фанеру; растительные и природные материалы: ветки, плоды, цветы листья; клей ПВА и силикатный;
планировать условия соблюдения правил безопасной работы.
Результаты обучения
Основными результатами обучения трудового обучения являются: начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.); начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение).Обучащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.
К концу учебного года учащиеся 4 класса должны
ЗНАТЬ:
- новые слова: тиснение, выпиливание, шлифование, пенопласт, сегмент, полуовал, пилка, лобзик, винт, гайка, макетный нож, пробойник и т. д.;
- правила ТБ с различными материалами и инструментами, правила санитарной и личной гигиены;
- приемы разметки (шаблон, угольник, циркуль, линейка);
- способы контроля размеров деталей.
УМЕТЬ:
1 уровень:
- использовать изученные понятия для приготовления деталей;
- выполнять правила по ТБ и санитарии;
- организовать рабочее место;
- понимать рисунки, эскизы.
2 уровень:
- определять название деталей;
- определять материал, из которого сделана деталь;
- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
- различать графическое изображение и эскиз, рисунок;
- самостоятельно подсчитывать размеры по имеющимся данным.
В результате изучения трудового обучения ученик должен
знать/понимать
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
- основные источники информации;
- назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
уметь
- выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
- создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
- использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
- соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- осуществления сотрудничества в совместной работе.
В результате изучения информатики учащиеся должны
понимать:
- чтов зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно представлять на носителе с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
- что человек может быть и источником, и приемником информации;
знать:
- что данные – это закодированная информация;
- что тексты и изображения – это информационные объекты;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, числом, таблицей;
- как записывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде числа, текста, рисунка, таблицы);
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде числа, текста, рисунка, таблицы;
- кодировать информацию различными способами и декодировать ее, используя кодовую таблицу соответствия;
- работать с текстами и изображениями (информационными объектами на экране компьютера);
- осуществлять поиск, простейшие преобразование, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, интернет;
- называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, калькулятором и компьютером;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск и запуск программ);
- запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;
- создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА технология
(59 часов)
Общетрудовые знания, умения и способы деятельности
Трудовая деятельность в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье (общее представление).
Содержание труда людей ближайшего окружения (профессии). Ручной, механизированный и автоматизированный труд.[1]
Процесс труда: планирование, организация рабочего места, распределение рабочего времени, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатами деятельности. Осуществление сотрудничества при коллективной работе. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовой техникой.
Создание моделей несложных объектов (первоначальные умения проектной деятельности).
Работа с природным материалом (5 ч)
Многообразие материалов и область их применения: древесина, бумага, металл, текстильные и пластичные материалы. Природные и искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам.
Комплексные работы (18 ч)
Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Определение последовательности изготовления изделия по карте. Условные обозначения на чертежах и схемах.
Работа с бумагой и картоном (24 ч)
Изготовление изделий из картона и бумаги. Краткая характеристика операций обработки бумаги. Основные способы соединения деталей изделия. Изготовление плоскостных и объёмных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам, чертежам.
Работа с текстилем (12 ч)
Изготовление изделий из текстильных материалов. Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов. Способы выполнения ручных швов. Изготовление плоскостных и объёмных изделий из текстильных материалов. Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА информатика
(9 часов)
Повторение
Человек и информация. Действия с информацией
Объект и его свойства. Отношения между объектами.
Компьютер.
Понятие, суждение, умозаключение.
Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь».
Суждение.
Умозаключение.
Модель и моделирование.
Модель объекта. Модель отношения между понятиями.
Алгоритм. Какие бывают алгоритмы. Исполнитель алгоритма. Алгоритм и компьютерная программа.
Информационное управление
Цели и основа управления. Управление собой и другими. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».
При устном ответе учащийся должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.
«5», если:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4», если:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3», если:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2», если:
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Нормы оценок выполнения практических работ.
Учитель выставляет обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
«5», если:
- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
- изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
«4», если:
- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- в основном правильно выполняются приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
«3», если:
- имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени недовыполнена на 15-20 %;
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
«2», если:
- имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- неправильно выполнялись многие приемы труда;
- самостоятельность в работе почти отсутствовала;
- норма времени недовыполнена на 20-30 %;
- изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
- не соблюдались многие правила техники безопасности.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Примечания |
1 | Работа с природным материалом | 5 ч | |
2 | Работа с бумагой и картоном | 24ч | |
3 | Работа с текстильными материалами | 12 ч | |
4 | Комплексные работы | 18 ч | |
5 | Информатика и ИКТ | 9 ч |
№ урока в курсе | № урока в теме | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Вид контроля, измерители | Планируемый результат | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||||||
Работа с природным материалом (5 ч) | ||||||||
1. | 1 | Экскурсия в парк за природными материалами. Сортировка и закладка на хранение собранного материала.Инструктаж по ТБ | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: собирают только отмершие природные материалы, правила сушки листовых и объемных растительных природных материалов. УДУ: сортировать материалы при сборе. | 03.09 | |
2. | 2 | Подготовка материалов к работе. Объемные игрушки из природных материалов «Райская птичка» | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: горячая обработка шишки дает возможность ее согнуть. Окунание сухой детали в столярный клей консервирует ее форму. УДУ: вместе с учителем по необходимости выполнять изгибание и консервацию деталей. | 06.09 | |
3. | 3 | Планирование и организация рабочего места. .Объемные игрушки из природных материалов «На отдыхе». Т.Б | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: горячая обработка шишки дает возможность ее согнуть. Окунание сухой детали в столярный клей консервирует ее форму. УДУ: вместе с учителем по необходимости выполнять изгибание и консервацию деталей. | 10.09 | |
4. | 4 | Объемные игрушки из природных материалов «Лесные строители» | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: горячая обработка шишки дает возможность ее согнуть. Окунание сухой детали в столярный клей консервирует ее форму. УДУ: вместе с учителем по необходимости выполнять изгибание и консервацию деталей. | 13.09 | |
5. | 5 | Объемные игрушки из природных материалов «Папа и сыночек» | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: горячая обработка шишки дает возможность ее согнуть. Окунание сухой детали в столярный клей консервирует ее форму. УДУ: вместе с учителем по необходимости выполнять изгибание и консервацию деталей. | 17.09 | |
Работа с бумагой и картоном (24 ч) | ||||||||
6. | 1 | Овладение основными приемами обработки бумаги Складная коробка. | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: правила складывания бумаги из прямоугольной заготовки. УДУ: самостоятельно выполнять приемы складывания. | 20.09 | |
7. | 2 | Трудовая деятельность в жизни человекаУкладка для инструментов. (Проект) | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: правила безопасной работы ножом, ножницами, порядок разметки деталей по эскизу. УДУ: размечать изделие по эскизу и шаблону, обрезать изделие ножом. | 24.09 | |
8. | 3 | Ребристая упаковка для объемного подарка «Бабушкин сундучок». | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: последовательность разметки контуров развертки коробки на бумаге, правила работы с утюгом, с тканью. УДУ: размечать изделия на бумаге, переносить его на ткань, вырезать и клеить бумагу и ткань. | 27.09 | |
9. | 4 | Ребристая упаковка для объемного подарка «Бабушкин сундучок». | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | 01.10 | ||
10. | 5 | Тетрадка-малышка. | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: правила безопасной работы иглой, шилом, ножом. УДУ: размечать изделие по эскизу и шаблону, сшивать детали в три прокола ниткой, обрезать готовое изделие ножом. | 04.10 | |
11. 12 | 6 7 | Профессии связанные с технологической деятельностью. Блокнот для записей. | 2 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | ЗнатьУДЗ: порядок разметки деталей по эскизу, правила безопасной работы ножом, шилом. УДУ: обрезать готовое изделие ножом, пользоваться степлером. | 08.10 11.10 | |
13 14 | 8 9 | Лягушонок-озорник из бумажных конусов. | 2 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: приемы разметки заготовки для конуса по шаблонам или циркулем. УДУ: подвижно соединять два конуса. | 15.10 18.10 | |
15 | 10 | Подготовка материалов к работе. Т.Б. Рамка для фотографий. | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: приемы работы над эскизом, разметки по линейке и угольнику, приемы сборки и украшения изделия. УДУ: обрезать изделие ножом, работать с шилом, собирать и украшать изделие. | 22.10 | |
16 | 11 | Рамка для фотографий. | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | 25.10 | ||
17. | 12 | Планирование рабочего места. Аппликация «Скоро дождик» | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: правила работы с разметкой, с пробойником, молотком. УДУ: собирать аппликация из заготовок. | 29.10 | |
18. | 13 | Аппликация «Скоро дождик» | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | 01.11 | ||
19 20. | 14 15 | Каскад колокольчиков. | 2 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: приемы работы с циркулем при изготовлении конусов. УДУ: соединять их между собой с помощью нити в форме каскада, работать с иглой. | 12.11 15.11 | |
21. | 16 | Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментамиПапочка-игольница. | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: названия частей переплетной крышки. УДУ: самостоятельно выполнять операции по графической инструкционной карте. | 19.11 | |
22. | 17 | Папочка-игольница. | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | 22.11 | ||
23. | 18 | Выполнение последовательности операцийРаскладной конверт. | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: суть операции «рицовка». УДУ: надрезать по линии сгиба ножом заготовку, отгибать фрагменты детали по линейке, вырезать внутренние углы в два приема. | 26.11 | |
24. | 19 | Раскладной конверт. | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | 29.11 | ||
25. | 20 | Распределение рабочего времени. Елочное украшение «Цветные лучики». | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: алгоритм складывания фигурки. УДУ: соединять получившиеся заготовки в разных вариантах. | 03.12 | |
26 27 | 21 22 | Елочная подвеска «Рыбки - подружки». | 2 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: правила подгонки парных деталей при склеивании. УДУ: вклеивать отделочные детали между парными основными. | 06.12 10.12 | |
28. | 23 | Маска-мишка. Полумаска. | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: правила разметки, правила работы с заготовкой, макетным ножом и шилом. УДУ: работать с ножом и шилом, пользоваться заготовкой. | 13.12 | |
29. | 24 | Маска-мишка. Полумаска. | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | 17.12 | ||
Работа с текстильными материалами (12ч) | ||||||||
30. | 1 | Т.Б.Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Ажурный елочный шарик» | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов. УДУ: соединять коконы. | 20.12 | |
31. | 2 | Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Цыпленок» | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов. УДУ: соединять коконы. | 24.12 | |
32. | 3 | Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Совенок» | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов. УДУ: соединять коконы. | 27.12 | |
33 | 4 | Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Совенок» | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | 14.01 | ||
34 | 5 | Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Лохмушка» | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов. УДУ: соединять коконы. | 17.01 | |
35. | 6 | Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Лохмушка» | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | 21.01 | ||
36. | 7 | Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Рыбка - принцесса». | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов. УДУ: соединять коконы. | 24.01 | |
37. | 8 | Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Рыбка - принцесса». | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | 28.01 | ||
38. | 9 | Сувениры из ажурного нитяного кокона «Солнышко» | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов. УДУ: соединять коконы. | 31.01 | |
39 | 10 | Сувениры из ажурного нитяного кокона «Чиполлино». | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов. УДУ: соединять коконы. | 04.02 | |
40 41 | 11 12 | Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона. | 2 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | . УДЗ: правила безопасного разрезания кокона пополам, приемы изготовления дна и отделки края изделия. УДУ: самостоятельно смять кокон для получения дна, зафиксировать его двумя картонными кружками, отделать край тесьмой или кружевом. | 07.02 11.02 | |
Комплексные работы (18 ч) | ||||||||
42. | 1 | Создание моделей несложных объектов. Модель автомобиля. | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: приемы разметки полосок по заданной длине. УДУ: самостоятельно работать по предметной инструкционной карте. | 14.02 | |
43. | 2 | Изготовление плоскостных и объемных изделий Корзиночка. | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | 18.02 | ||
44. | 3 | Корзиночка. | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | 21.02 | ||
45. | 4 | Динамическая игрушка «Зайчик-дергунчик». | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: принцип действия игрушек с подвижными частями; подвижный способ соединения с контргайкой. УДУ: собрать по схеме на винтах детали, связать их. | 25.02 | |
46. | 5 | Динамическая игрушка «Зайчик-дергунчик». | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | 28.02 | ||
47. | 6 | Несложный ремонт книг. Книжкина больница | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | 04.03 | ||
48. | 7 | Аппликация «Учимся плавать». | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: приемы работы с циркулем, приемы разметки, тиснения, приемы работы с бумагой - оригами. УДУ: собирать изделие по алгоритму. | 07.03 | |
49 | 8 | Аппликация «Учимся плавать». | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | 11.03 | ||
50. | 9 | Проект «Клумба». | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: правильное название материала, его свойства. УДУ: вырезать детали без разметки, на глаз, собирать и связывать, придавая новую форму. | 14.03 | |
51. | 10 | Проект «Клумба». | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | 18.03 | ||
52. | 11 | Декоративное оформление предметов быта и жилища. Игольничек «Мышка». | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: приемы разметки, резания и соединения кожаных деталей. УДУ: выполнять все предусмотренные операции. | 21.03 | |
53. | 12 | Игольничек «Мышка». | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | 01.04 | ||
54. | 13 | Т.Б. Кожаная закладка. Брелок для ключей. | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: приемы склеивания искусственной кожи, пробивания отверстий пробойником. УДУ: подгонять парные детали после склеивания. | 04.04 | |
55. | 14 | Кожаная закладка. Брелок для ключей. | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | 08.04 | ||
56. 57 | 15 | Декоративное оформление предметов быта и жилища. Подсвечник из металлической банки Т.Б. | 2 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: выполнять изделие по образцу, соблюдать правила работы с режущими инструментами | 11.04 15.04 | |
58. | 17 | Игрушка из полуфабрикатов «Японка» | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | УДЗ: изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам | 18.04 | |
59 | 18 | Игрушка из полуфабрикатов «Японка» | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | 22.04 | ||
Информатика и ИКТ (9 ч.) | ||||||||
.60. | 1 | Действия с информацией Человек и информация. Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | Называть действия, которые можно производить с информацией (получать, представлять, хранить, передавать, обрабатывать, преобразовывать, кодировать, декодировать).Понимать смысл действий с информацией. Знать органы чувств: нос, ухо, язык, глаза, кожа. Называть виды информации по способу представления (текстовая, числовая, звуковая, графическая), по способу восприятия (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая) Знать влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье | 25.04 | |
61. | 2 | Объект и его свойства Отношения между объектами | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | Уметь называть объекты реальной действительности, его свойства. Уметь приводить примеры отношений между объектами. | 29.04 | |
62. | 3 | Компьютер- машина для работы с информацией | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | Называть и различать устройства ввода и вывода, обработки, передачи и хранения информации. Понимать, что компьютер работает с данными с помощью программ. | 02.05 | |
63. | 4 | Понятие в информатике. Деление и обобщение понятий | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | Уметь определять предмет по заданным свойствам, представлять информацию о предмете различными способами. Знать что такое термин. Иметь представление о структуре деления и обобщения понятий. Уметь выполнять деление и обобщение понятий. | 06.05 | |
64. | 5 | Отношения между понятиями Совместимые и несовместимые понятия | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | Уметь устанавливать отношения между понятиями, представить отношения между понятиями в виде схемы, кругов Эйлера-Венна Понимать сущность совместимых и несовместимых понятий. Уметь устанавливать отношения между понятиями, изображать их схематически. | 09.05 | |
65. | 6 | Модель объекта Модель отношения между понятиями | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | Сформировать понятие модель и моделирование. Понимать связь между текстовой и графической моделей с моделями реального мира. Иметь представление о назначении и свойствах моделей, о цели моделирования. Уметь устанавливать и строить модели отношений между понятиями разными способами. | 13.05 | |
66. | 7 | Алгоритм Какие бывают алгоритмы | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | Иметь представление об алгоритмах. Уметь практически работать с алгоритмами. Различать виды алгоритмом. Уметь создавать алгоритмы разными способами. | 16.05 | |
67. | 8 | Итоговая контрольная работа | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | 20.05 | ||
68. | 9 | Цели и основа управления Управление собой и другими людьми | 1 | комбинированный | текущий с выполнением ПР | Иметь представление об управлении, схеме управления. Иметь представление о процессе управления. Понимать, что основой любого управления является информация | 23.05 |
Список литературы по реализации программы.
Для учителя:
1. Геронимус Т.М.Работаем с удовольствием. Уроки труда 1-4 классы. Метод. Рекомендации для учителя. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 144 с.
2. Геронимус Т.Г. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.
3. Геронимус Т.Г. Мастерская трудового обучения в 1-4 класах: Методические рекомендации. – М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС, 1997.
4. Лебедева Т.Г. Трудовое обучение. 4 класс: Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус/ Авт. – сост. Е.Г. Лебедева. – Волгоград: 2005.- 74с. ISBN 5-7057-0636-7
6. Учебник «Информатика» 4 класс, Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010,2011
7. Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 4 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010, 2011
8. Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
9. Электронное пособие. CD-диск, содержащие учебные и развивающие задания к курсу.
Для учащихся:
- Рабочая тетрадь «Информатика» для 3-4 классов.
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии "Модульный курс информатика и ИКТ" 3 класс
С ипользованием компьютера....
Рабочая программа по технологии( с модулем информатика) для 3 класса
Рабочая программа по технологии ( с модулем информатика) для 3 класса О.А.Куревина,Е.А.Лутцева...
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"
Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует авторской программе....
Рабочая программа по технологии для учащихся 3 класса по программе: "Планета знаний"
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»Содержание учебного предметаТематическое планированиеКалендарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по технологии для учащихся 2 класса по программе "Школа России"
Содержание: I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» II. Содержание учебного предмета III. Тематическое планирование ...
Рабочая программа по технологии для учащихся 3 класса по программе "Школа России"
Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»3-5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...