Контрольно-измерительные материалы на уроках трудового обучения в 1 классе коррекционной школы VIII вида.
опыты и эксперименты по технологии (1 класс) на тему
На каждую четверть подобран материал для самостоятельной работы включающий план работы, схемы и образцы работ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщение опыты учителя начальных классов Жирновой Н.Н.
«Использование контрольно-измерительных материалов на уроках трудового обучения в начальных классах»
(выступление на педагогическом совете)
Содержание учебной программы по трудовому обучению в начальной школе направлено на реализацию следующей цели:
- подготовка учащихся к профессионально-трудовому обучению и развития самостоятельности учащихся при выполнении практических заданий.
То есть, самостоятельная работа должна являться неотъемлемой часть данной программы.
Отсутствие данного навыка у учащихся в выполнении задания по труду проявляется в том, что они не умеют целенаправленно использовать в работе свои умения и знания. Это выражается в неумении пользоваться инструкциями (устными и письменными), чертежами, образцами, в неумении планировать свою работу и выполнять ее в соответствии с планом и на других предметах. Таким образом, используя самостоятельные работы на уроках трудового обучения, я развиваю умение использовать полученные знания на практике.
Оценивая уровень развития самостоятельности ученика, возможно более точное определение дальнейших форм и методов работы с классом и отдельными учениками.
Рабочая программа по трудовому обучению в начальной школе включает в себя несколько видов работы в каждой четверти. Итоги работ учащихся в конце четверти являлись средним показателем успешности ученика и не отражали пробелов в обучении. В связи с этим возник вопрос о том, каким образом отследить проблемы в обучении каждого ученика?
Анализируя программу, я пришла к выводу о том, что курс «Трудовое обучение» предполагает решение следующих задач:
-развитие ручной умелости через овладение различными ручными операциями, влияющими на психофизиологические функции ребенка;
-формирование умений ориентироваться в задании на воспроизведение образца;
-формирование умений планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;
-знакомство со свойствами разных материалов, необходимыми для решения конструктивных и художественно-эстетических задач при изготовлении изделий, знакомство с происхождением материалов, ручными ремеслами.
Это помогло мне определить четыре основных направления контроля.
1. Развитие ручной умелости.
2. Развитие умения ориентироваться в задании.
3. Развитие умения планировать.
4.Развитие умения контролировать свою деятельность
Контрольно-измерительные материалы, отражающие данные направления способствуют созданию условий для развития учебных навыков, умения осуществлять самоконтроль, для повышения уровня восприятия материала.
Обязательное условие – учащиеся не знают о том, что данный урок является контрольной работой, т.к. в этом случае не наблюдается напряжение и волнение детей.
Итоги контрольной работы заносятся в протокол и определяются дальнейшие пути работы на уроке с учётом трудностей учащихся.
Например: протокол контрольной работы учеников 3 класса в 1 четверти.
ЗУН | Верещагина | Крылов | Меньщиков | Некрасова | Паршуков | Силантьев | Холкин | |
Ручная умелость | Условия работы | + | +- | - | - | +- | + | +- |
Аккуратность изготовления деталей | + | +- | - | - | +- | + | +- | |
аккуратность изготовления изделия | + | +- | - | - | - | + | + | |
Ориентирование в задании | Анализ образца | + | + | + | +- | - | + | + |
Выбор приемов и инструментов | + | +- | - | +- | +- | + | + | |
Умение создать выразительность композиции | + | +- | - | - | - | + | +- | |
Планирование работы | Последовательность изготовления изделия | + | + | +- | +- | - | +- | + |
Последовательность сборки изделия | + | +- | - | - | - | + | + | |
Контроль | Умение исправлять ошибки в процессе работы | +- | +- | - | - | - | +- | +- |
Оценка качества готового изделия | + | +- | - | - | - | + | +- |
Можно отследить развитие навыков ребенка в динамике.
Например: результаты Крылов А.
Практика показала, что оценивание должно происходит не только на этапе контроля и проверки, как соотнесение результата деятельности ученика с образцом, но и в течение всей самостоятельной работы.
Отслеживание пробелов в развитии детей, помогает сделать урок более эффективным, способствующим развитию ребенка.
Кроме того, в протоколе КИМ наглядно видно, кто из детей требует индивидуального подхода.
Сравнивая результаты, полученные за два прошедших года можно утверждать, что КИМ способствуют достижению цели программы по трудовому обучению.
Первые самостоятельные практические работы я использовала в своей практике три года назад. В течение практики, некоторые работы я вынуждена была заменить на более простые, так как большинство детей с работой не справились.
На данный момент мной разработаны самостоятельные практические работы для 1,2,3,4 классов на каждую четверть.
Контрольные работы проводятся по темам программы в виде самостоятельной практической работы.
В силу психофизиологических особенностей детей с умственной отсталостью, в качестве самостоятельной работы я предлагаю им задание на точное повторение образца.
Подготовка к контрольной работе для учителя, довольно сложный процесс.
Каждый ученик получает пакет с набором необходимых материалов для работы. Я показываю детям готовый образец , а затем схемы поэтапного изготовления изделия. Работы выполняются полностью самостоятельно без коллективного анализа и планирования. Ученик должен самостоятельно провести анализ образца и последовательно выполнить каждый этап изготовления изделия. Сравнить свое изделие с образцом и оценить его.
Самостоятельные практические работы проводятся по 4 видам работы: лепка, аппликация, работа с тканью, конструирование. Работу с проволокой, древесиной и природными материалом считаю применять нецелесообразно в силу психофизических особенностей умственно отсталых детей и незначительным количеством часов по данным темам.
Всем известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности мелких движений пальцев рук. Развитие моторики может положительно повлиять на познавательные возможности детей со слабым интеллектуальным развитием.
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и самостоятельность в исполнении работы. А правильно организованный контроль позволяет определить пробелы в обучении, корректировать процесс обучения, планировать последующее обучение, рекомендует меры по предупреждению неуспеваемости. Таким образом, в процессе развития ребенка трудовое обучение является весомым фактором.
Предварительный просмотр:
Схемы выполнения изделия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 3 классе коррекционной школы VIII вида
Данный урок разработан для учащихся 3 - го класса коррекционной школы 8 вида.к6щ7жд Урок в форме новогоднего путишествия. Дааный урок направлен на развитие высших психических процессов и познавательн...
Урок ОБЖ для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Задача взрослых, и родителей и педагогов , состоит а том , чтобы не только самим оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными, сложными, а порой опасными ситу...
Урок математики в 1 классе коррекционной школы VIII вида
Занятие предназначено для учащихся 1 класса. Тема урока "Сложение и вычитание в пределах 3". Урок - обобщение. Мотивация данной темы обеспечивается за счет игровой формы проведения урока, использовани...
Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс коррекционной школы 8 вида
Рабочая программа по трудовому обучению разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – ...
Конспект урока математики во 2 классе коррекционной школы VIII вида по теме: "Прибавление однозначного числа к 10"
Цели урока: познакомить детей с приёмом прибавления однозначного числа к 10; систематизировать знания обучающихся о числах от 1 до 20, закрепить навыки сложения и вычитания в числовом отрезке....
Урок математики во 2 классе коррекционной школы VIII вида
Цель урока: обобщить и систематизировать знания детей по теме “Сложение и вычитание в пределах 10”.Задачи:· Образовательная: закрепить вычислительн...
Урок чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида
Конспект занятия по чтению в 3 классе специальной (коррекционной) школы №4 г. Хабаровска.Тема: «Посмотри, как день прекрасен!»Цель урока: Учащиеся получат возможность совершенствовать умение чит...