" Традиции ремесла"
методическая разработка по технологии (1 класс) на тему
Тема : «Традиции ремесла», 1-й год обучения
Тип занятия: Изучение нового материала.
Тема занятия: Изготовление фрагмента в технике монастырского плетения
Цель: Ознакомить учащихся с техникой монастырского плетения. Изготовление
заданного изделия по схеме.
Продолжительность занятия: 90 мин.
Универсальные учебные действия:
Личностные: познавательный интерес к изучаемому материалу; понимать поставленную цель и задачи на занятии и стремиться их выполнить; оценивать свои достижения на занятии.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью педагога; высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; делать выводы; организовывать свою работу.
Познавательные: умение читать схемы изделий, сочетать цвета в изделии.
Задачи по здоровьесбережению:
- оценивать важность бережного отношения к здоровью человека; развивать зрительную память и моторику рук.
- управление своей деятельностью, мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
- управление поведением; умение слушать и слышать.
- использование в работе экологически чистых продуктов: стеклянный бисер, медная проволока.
Оборудование: мультимедиа, дидактический и наглядный материал, образцы изделий.
Материалы: иглы. леска( мононить), бисер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_remesla.rar | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детско-Юношеский центр
Конспект занятия
«Традиции ремесла»
Составитель:
педагог дополнительного образования
Киселева Ирина Викторовна
высшая педагогическая категория
2014 г.
Северодвинск
Конспект занятия «Традиции ремесла»
Педагог – Киселева Ирина Викторовна
Тема : «Традиции ремесла», 1-й год обучения
Тип занятия: Изучение нового материала.
Тема занятия: Изготовление фрагмента в технике монастырского плетения
Цель: Ознакомить учащихся с техникой монастырского плетения. Изготовление
заданного изделия по схеме.
Продолжительность занятия: 90 мин.
Универсальные учебные действия:
Личностные: познавательный интерес к изучаемому материалу; понимать поставленную цель и задачи на занятии и стремиться их выполнить; оценивать свои достижения на занятии.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью педагога; высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; делать выводы; организовывать свою работу.
Познавательные: умение читать схемы изделий, сочетать цвета в изделии.
Задачи по здоровьесбережению:
- оценивать важность бережного отношения к здоровью человека; развивать зрительную память и моторику рук.
- управление своей деятельностью, мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
- управление поведением; умение слушать и слышать.
- использование в работе экологически чистых продуктов: стеклянный бисер, медная проволока.
Оборудование: мультимедиа, дидактический и наглядный материал, образцы изделий.
Материалы: иглы. леска( мононить), бисер.
№ п/п | Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность ученика |
1. | Организационный момент. Знакомство педагога с детьми и взрослыми. Рассказ о Северном крае в стихах «Сказка про золотые руки и золотое ушко». | Добрый день – Гости званные да желанные! Мы рады гостям – Как добрым вестям! Лаской, Добротой сердечной – Будет каждый наделен! Рады, Рады бесконечно Передать вам всем поклон! (кланяется) Я приехала к Вам с далекого Северного края, из Архангельской губернии. Наш Северный край Все и любят, и чтут. В краю необычном Умельцы живут. Родная земля красоту им дала Сегодня на встречу с собой привела. У нас на Севере ценится КРАСОТА в работе, ДОБРОТА в отношениях, Да ЛЮБОВЬ к жизни, Потому что только ДОБРЫЙ человек с ЛЮБОВЬЮ в душе может сделать КРАСИВУЮ работу. Девки-то у нас модницы, выдумщицы. Северное сияние да жемчуга в косах носят. В работе они как солнце светятся. Да еще из жемчуга звезд наплетут Да таких, что каждая жемчужина свою сказку рассказывает. А вы любите сказки? Сегодня я Вас всех приглашаю в необычное путешествие, в увлекательную сказку, а путешествовать нам поможет волшебная игла. (педагог в руках держит иголочку с золотым ушком). «Жила на свете иголочка. Это была необыкновенная иголочка - с золотым ушком. Наша иголочка жила скучно. Иногда зашивала дырочки, а в основном – пылилась в резной шкатулочке для рукоделия. Однажды к хозяйке заглянула ее давняя подруга – Какая старинная и, должно быть, умелая иголочка. Подари ее мне, - она хороша для работы. - Я согласна! – хотела крикнуть иголочка. Но у нее было только одно ушко, золотое ушко. Именно поэтому она хорошо слышала, но разговаривать не умела. С этого у нее началась совсем другая жизнь. Весь день, с утра до позднего вечера, она проводила время в руках новой хозяйки. Сбылась иголочкина мечта – быть нужной, творить красоту. - Как же мне отблагодарить новую хозяйку? – думала иголочка. Ведь даже доброе слово «СПАСИБО» сказать она не могла. Однажды хозяйка забыла иголочку в катушке с голубыми нитками. А рядом лежало новенькое полотенце. И иголочка поняла, как отблагодарить хозяйку. Когда наступила ночь – иголочка принялась за работу. Почти до самого утра трудилась иголочка, и когда полотенце запестрело разноцветными узорами, воткнулось снова в голубую катушку. Утром хозяйка увидела полотенце и ахнула. - Кто же это сделал мне такой замечательный подарок? – недоумевала она, оглядываясь по сторонам. Тут она вспомнила про свою помощницу. Они были довольны и счастливы. Ведь золотые руки и золотое ушко дарили людям красоту. | Слушают. Да! Слушают |
2. | Сообщение темы, цели и задач занятия. | Сегодня на занятии мы попробуем сотворить красоту и подарить ее друг другу. Тема нашего занятия «Волшебная жемчужина». К концу занятия у каждого из вас должна получиться необыкновенная маленькая сказка, которая украсит девичью повязку.
А поможет нам выполнить украшение для девичьей повязки один из приемов плетения. Этот прием плетения необычен и называется он – монастырским. | Обращаем внимание на макет головного убора Демонстрация работ учащихся, включающих монастырское плетение |
3. | Подготовительный этап. Рассказ о монастырском плетении. Легенда о происхождении жемчуга. Рассказ об особенностях северного жемчуга Рассказ о традициях поморской семьи. | А кто знает из вас, почему такой вид плетения называют монастырским? Когда-то очень давно при каждом монастыре существовали мастерские, в которых изготовляли церковную утварь. Работники мастерских занимались золотным шитьем, вышивкой, шитьем и плетением из бисера и жемчуга. Именно в технике монастырского плетения изготовлялись оклады к иконам и оформлялась церковная утварь. На протяжении многих веков эта традиция работы с жемчугом и бисером сохранилась. Поэтому основные современные работы выполняются из бисера и из искусственного жемчуга. Это традиционно на Северной земле. Ребята, а вы знаете, откуда появился жемчуг? Сейчас я вам предлагаю послушать старинную легенду о происхождении жемчуга. «Мать у подножия креста сыновьева слезы лила. Горькие слезы. Тяжело они падали на ее плат и не скатывались, а оставались при ней. И стали они тяжелым половинчатым жемчугом , которым поморки расшивали покрова, плащеницы и ризы. Но сын материнский ожил, и возрадовалась мать, и слезы светлым радостным ручьем покатились из ее глаз. Этот жемчуг скатный, раскатился он, разошелся по всему белу свету. Все дивуются ему, лучше он самоцветов. Слеза горе облегчает, но не делит его, твое горе при тебе остается, а радостные слезы и другие с тобой разделят. Радует и печалит жемчуг, давали его в приданое девкам- невестам, чтобы ничьи, никакие слезы они не забывали. Красит жемчужина все, к чему бы она ни была пристроена. Считают жемчуг зернами. Зерно это морем дано, как хлебное землей. « И что это такое. Этот жемчуг? Тайна» Блеск северного жемчуга матовый, теплый. Его низали прядками в ожерелья и использовали в шитье. Это не только мастерство, но и искусство. Ожерелья для девушек допускались только из жемчуга или белого бисера. У нас на Севере говорят: «Цветны-то ожерелки носить только жонкам, мужним жонам, девку-то жемчужок красит» Пусть легенда о жемчуге напомнит вам только о радостных мгновениях. В старину на Севере поморским девочкам с детства внушалось: женщина, владеющая ремеслом может одарить своей работой. Это предметы вышивки и ткачества, предметы лицевого шитья и низанья бисером, шитья жемчугом. Она может проявить свои достоинства перед старшими женщинами в семье мастерством в области искусства. В каждой избе всегда стояли или висели станки, а иначе их раньше называли пяла, с работой. Работу брали с собой, когда шли погостить к родственникам в дальнюю деревню: им хотелось похвастаться перед родственниками, товарками, а может быть даже привлечь жениха. Научившись работать, девушка с очень раннего возраста начинала складывать плоды своих трудов в сундук – «коробейку»- и эта сокровищница постепенно наполнялась и богатела. | Да. Нет. Демонстрация работ (иконы) Нет. Слушают. Просмотр работ. |
4. | Основной этап. Готовность к занятию. Беседа по технике безопасности Психологический настрой на работу Знакомство с условными обозначениями, схемами, правилами чтения схем Дидактическая игра «Хлопки». | Работать с бисером, с волшебными иглами очень сложно. Поэтому у северных мастериц существуют свои секреты, с которыми мы сегодня познакомимся. Для выполнения работы на столе у каждого из вас лежит лоток, в котором магнит, 2 волшебные иглы с леской; искусственный жемчуг, схема, которая поможет вам разобраться в секретах мастерства. Девки на Севере были не только мастеровыми, но и грамотными. Умели читать, считать и пользоваться схемами плетения. А главное они знали «золотые правила» нельзя. А хотите вы про них узнать? Главное нельзя небрежно обращаться с волшебными иглами, поэтому они всегда дружат с магнитом Нельзя поворачиваться, разговаривать, отвлекаться во время работы, так как волшебные жемчужины могут раскатиться. Нельзя выполнять работу небрежно, она должна быть аккуратной и выполненной точно по схеме. Нельзя иметь плохое настроение, сердиться, ссориться, так как это может сказаться на качестве вашей работы. Я думаю, что вы умницы и все запомнили. А сейчас продолжаем путешествие в сказку вместе с волшебной иглой и приступаем к нашей работе. Я вам предлагаю выполнить фрагмент украшения. Давайте вспомним, что только ДОБРЫЙ человек с ЛЮБОВЬЮ в душе может сделать КРАСИВУЮ работу. Для того, чтобы было легче выполнить работу я предлагаю поработать со схемами. А для работы нам необходимо познакомиться условными обозначениями и правилами чтения. Посмотрите, у каждого из вас есть схема. Рассмотрим ее. Точкой обозначается жемчужинка. Линия со стрелкой обозначает леску с волшебной иголкой. Стрелка указывает направление движения волшебной иглы с леской. Количество точек равняется количеству жемчужин на волшебной игле. Для начала работы необходимо на леску одеть четыре жемчужины. Леску согнуть пополам - жемчужины опуститься вниз. Затем выравниваем концы лески с волшебными иглами. И берем плетение в левую руку. Правой волшебной иголочкой продергиваем через верхнюю левую жемчужинку СВЕРХУ ВНИЗ А сейчас, чтобы закрепить наши знания по схеме давайте разучим игру «Хлопки» Правая рука – правая иголочка Левая рука – левая иголочка. Хлопки – жемчужинки. На волшебную иголочку надеваем 4 жемчужинки. Иглы двигаются навстречу друг другу А сейчас продолжаем и на правую иголочку нанизываем две жемчужины А на левую иголочку нанизываем одну жемчужинку Волшебные иголочки начинают двигаются навстречу друг другу(правая на встречу левой) А теперь продолжаем работу по схеме | Слушают. Проверяют индивидуальное рабочее место. Да! Слушают Слушают. Слушают. Работают со схемами Повторяют каждый этап. Дети хлопают (1,2,3,4) руки двигаются навстречу друг другу Дети хлопают (1,2) Дети хлопают (1) Дети показывают Дети повторяют движение |
5. | Практическая часть. Настрой на работу. Самостоятельная работа учащихся. Работа с пословицами. | А сейчас каждый начинает выполнять работу, используя волшебные иголочки и жемчужины. Если кто-то что-то подзабыл, то обращает внимание на схему. А я с удовольствием подойду к каждой из вас и помогу овладеть секретом мастерства, если увижу поднятую руку. (Самостоятельная работа сопровождается музыкой. «Золотое кольцо» «Край ты мой, любимый.» 4. 1 «Край ты мой , заброшенный»2.18) Милые мастерицы! Обращаю ваше внимание на качество работы. Лучше предупреждать ошибки , чем исправлять их. А сейчас отложите свои работы. Приехала Я из Архангельской губернии. Всякая работа сопровождается у нас пословицами и поговорками. А сколько на Севере пословиц и поговорок о труде и ремесле знают: не сосчитать, не перечесть; из поколения в поколения, из уст в уста передаются они от старшим к младшим. Я думаю, что с пословицами и поговорками о труде и вы знакомы. Давайте проверим. Я начинаю, а вы заканчивайте. Лучше меньше да… . Семь раз отмерь –. Глаза боятся, а. Терпенье и труд-. Ремесло –. Болтать не велено –. Молодцы. Какие девицы-умницы меня сегодня окружают. Не белоручки – работящие. | Работают по индивидуальной схеме под контролем педагога лучше один раз отрежь руки делают все перетрут золотой браслет на руку коли дело не сделано |
6. | Физ.пауза Снятие эмоционального напряжения. | Трудятся не только люди, но и все живое на земле. Давайте поиграем, заодно и отдохнем, чтобы глаза и руки отдохнули. Во время чтения стихотворения попробуйте вставить пропущенные слова. Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат … Паучок-… Пчелы в поле и в саду Обучают нас… И к тому же в их труде Все по справедливости. Отражение в воде учит нас… Учит снег нас … Учит солнце … И при всей огромности Обучает … У родной земли весь год Обучаться нужно. Север. Край. Семья и род. Дружный весь большой народ Учит крепкой … | пению, терпению, труду. правдивости. чистоте, доброте. скромности. дружбе. |
7. | Рассказ о северном костюме | Вот и отдохнули. Продолжаем путешествие за волшебной иголочкой в удивительный мир красоты. В старину в коробейку складывали не только волшебные иглы и жемчуг, но и головные уборы, неотъемлемую часть северного девичьего костюма. У нас на Севере сохранились традиции. Как увидишь костюм, так сразу дух захватывает от моря цветов, изобилия жемчуга, шуршание сарафанов, да сверкание ярких лент. А кто хочет примерить девичий головной убор? Давайте попробуем. | Примерка головного убора |
8. | Оформление работы. | Наша сказка приближается к завершению. Нам осталось оформить и закрепить нашу работу.
На память о нашем Центре, который расположен в красивейшем городе северного края Северодвинске, я приготовила рекламу и ленточку для ее украшения.
А чтобы работа ладилась в руках – для вас я включаю музыку. («Белый день» «Дарья»3.06) | Оформляют индивидуальную работу. |
9. | Подведение итогов. Знакомство с содержанием программы объединений | Мы познакомились только с одним приемом работы с жемчугом. Занимаясь в коллективе можно научиться изготовлять разные сувениры. В технике гобеленового плетения выполняли украшения, объемные сувениры, учились ткать из жемчуга небольшие сувениры, картины, рамы для икон, иконы. Учились изготовлять элементы сценического костюма (повязки, ожерелья, браслеты) А сегодня на занятии мы выполнили фрагмент украшения, оформили творческую работу. Таким образом можно оформить любой подарок. Ведь не зря в народе говорят: «Руки работают, а сердце дарит» Пожалуйста, возьмите работу с собой, пусть она напоминает о нашей встрече. Святая Русь поднимется с коленей, Вдыхая полной грудью кислород, И впитывая мудрость поколений Божественную силу обретет. Я люблю свою родину чистую: святость храмов, величие рек, я любуюсь тобой неистово, как любой другой человек. Наша сказка подошла к концу. Мораль сей сказки такова: «Ученье свет, а не ученье – тьма» От души вас приглашаем, И сердечно принимаем. Все заботы бросьте- Приезжайте в гости. | Слушают |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России" 3 класс
Данная программа может быть реализована в любом образовательном учреждении в рамках внедрения ФГОС в начальных классах. Она включает одно из основных направлений образования - воспитание патриотизма. ...
КТП по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России" 2 класс
Пояснительная записка и КТП с УУД....
Внеурочная деятельность "Праздники, традиции и ремесла России", 2 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, в которой раскрываются цели и задачи данного курса; дается общая характеристика курса, формы организации занятий, требования к уровню подготовки, кале...
Мониторинг достижения детьми предметных результатов в ходе реализации проекта по курсу «Праздники, традиции и ремесла народов России»,
По результатам мониторинга можно увидеть уровень сформированности предметных результатов по курсу "Праздники, традиции и ремесла народов России"...
Экран достижений учащихся по программе "Праздники, традиции и ремесла народов России"
Внимание к русской национальной культуре особенно активно проявляется в настоящее время. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Без знаний традиций, обычаев русского наро...
Конспект занятия по программе внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России" 1 класс
Тема: "Зимушка-зима. Новый год."Цель: познакомится с новогодними стихотворениями; изготовить маску для новогоднего карнавала.Задачи: образовательная: разучивание новогодних стих...
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»
Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец по имени Балаш. (Он) Балаш собирал лечебные травы и помогал всем и людям и зверям. У купца бы...