КТП по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России" 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Пояснительная записка и КТП с УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_prazdniki_i_traditsii_2_klass.docx | 96.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28» г. Белгорода
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол заседания от 26.08.2014 № 1 | СОГЛАСОВАНО 3аместитель директора _________/ О.В. Резанова 26.08.2014 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________/ А.В. Козловцева Приказ от 01.09.2014 г. № 383 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
духовно нравственное направление
для обучающихся 2-х классов
«Праздники, традиции и ремёсла народов России»
Составитель:
учитель начальных классов
Чиркова Ю.А.
2014-2015
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов Росии» для 1-4 классов разработана на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана - Граф, 2014. — 192с.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы программа реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключается в принципах к подбору ее содержания: это природосообразность, педоцентризм и культуросообразность.
Актуальность, практическая значимость: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур, развитие художественного вкуса.
Описание места программы в структуре основной образовательной программы ОО
«Праздники, традиции и ремесла народов России» входит во внеурочную деятельность по направлению «Духовно-нравственное развитие личности».
Цели и задачи рабочей программы направлены на развитие умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации и работу, адекватную поставленной учебной задаче».
Цель программы: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи программы:
- Знакомство обучающихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) .
- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д..
- Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности.
- Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса.
- Формирование чувства национального достоинства.
Описание ценностных ориентиров содержания программы курса
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Отличительная особенность. Данная программа рассчитана на детей 7 - 11 лет.
Содержание данной программы внеурочной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
—педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
—культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).
Режим занятий: содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 35 минут каждое. Количество аудиторных занятий не превышает 50 % от общего количества занятий.
Срок реализации программы – 4 года: 1 год обучения (1 класс) – 33 часа, 2-4 год обучения (2-4 классы) - 34 часа.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся
Средствами эффективного усвоения программного курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, беседы, просмотр кинофильмов, презентаций, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок. Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы – выставка работ и фольклорный праздник.
2. Общая характеристика курса
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения, уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности.
Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель — «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.
3. Описание места учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30–35 мин. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
5. Личностные и метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты
- Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
- Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
- Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
В результате освоения программы «Традиции русского народа» формируются личностные универсальные учебные действия:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик получит возможность научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе реализации программы курса у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов
1 уровень
Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни;
2 уровень
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом;
3 уровень
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
6. Содержание учебного курса
2 год обучения (2 класс)
Раздел 1.Старинный русский быт. 6часов
1.Одежда. Традиционный костюм крестьян
Функциональный характер одежды в старину. Рубашка, сарафан — у женщин. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки - у крестьян (мужская одежда).Роль орнамента-оберега (вышивка). Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения. Лапти, баретки, онучи,
Одежда. Традиционный костюм бояр
Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем
Русская изба. Элементы избы. Крестьянская утварь. Красный угол. Иконы.
Боярские палаты. Терема. Светёлки. Крытые галереи.
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания
Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.
Мясные и постные кушанья. Пироги. Мёд. Пиво. Взвары. Варенья. Соления.
Семейные праздники. Семейные обряды. Именины
Быт крестьянской и городской семьи. Распорядок дня.
Игры и забавы детей Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки. Катание зимой на санях и с ледяных гор. Девичьи посиделки. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; карусели.
Учёба Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности. Береста и бумага.
Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы. Учебные книги. Учитель.
Раздел 2. Новый русский быт (со времён Петра I). 5 часов.
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт.
Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское» (европейское) платье. Принудительное бритьё бород. Петровские ассамблеи.
Наряды дам. Одежда. Украшения. Сложные причёски. Атрибуты придворных. Нарядные туфли. Косметика дам XVIII века. Наряды девушек и дам XIX века.
Одежда дворян-мужчин, цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты.
Одежда купчих, мещанок, крестьянок, особые головные уборы.
Одежда мужчин и мальчиков из крестьянских и мещанских семей Русские пословицы и поговорки об одежде.
Усадьба. Дворянские особняки
Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура. Интерьер. Зимние сады. Атрибуты и аксессуары барского дома. Картинные галереи. Домашний театр.
Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны
Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Домашнее обучение детей
Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Альбомы со стихами и пожеланиями. Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники. Посещение театров. Маскарады. Домашние театры.
Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства. Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища. Пансионы и гимназии. Смольный институт благородных девиц.
Раздел 3. Русские народные праздники. 11 часов.
Будни и праздники на Руси. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян. Сочетание языческих и христианских праздников.
Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды. Роль традиций.
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.
Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева». Традиционные кушанья. Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха
Масленица — весенний праздник проводов зимы. Традиции и обряды. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.
Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты.).
Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси. Раздача верующим просфор и общего хлеба — Артоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка.
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Егорьев день — 6 мая.
День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы.
Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь.
День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). Традиции и обряды.
Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень. Традиции и обряды. Приметы, пословицы, поговорки.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров
Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Преображение; день Нерукотворного образа.
Успение Богородицы (Первые Осенины). Спожинки — окончание жатвы.
Покров Богородицы. Девичьи гадания и посиделки. Окончание работ по найму.
Раздел 4.Русские народные промыслы. 6 часов.
Керамика Гжели. История и стиль гжели. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы.
Хохлома. История и стиль. Орнамент деревянной расписной посуды.
Жостово . Стиль и содержание росписи металлические подносов.
Павлово-Посадские шали. Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой.
Вятская игрушка. Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села
Дымково близ города Кирова (Вятка)). Забавные звери, сказочные образы. Вятские матрёшки. Бытовой жанр игрушки и скульптуры малых форм.
Богородская деревянная игрушка из окрестности Сергиева Посада (Загорск), села Богородское. Забавные фигурки людей, животных и птиц.
Раздел 5. Русские народные игры. 1 час.
Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Игры с пасхальными яйцами.
Раздел 6. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки). 2 часа.
Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей.
Раздел 7. Народные танцы. 3 часа.
Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Слияние в хороводе танца, игры и песни. Тема труда, красоты природы, любви.
Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».
Кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.
7. Тематическое планирование
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п | Наименование разделов темы | Часы учебного времени | В том числе | |
Теория | Практика | |||
Старинный русский быт. | 6 | 3 | 3 | |
Новый русский быт со времён Петра I. | 5 | 4 | 1 | |
Русские народные праздники. | 11 | 2 | 9 | |
Русские народные промыслы. | 6 | 1 | 5 | |
Русские народные игры | 1 | 1 | ||
Народные песни, загадки, пословицы | 2 | 1 | 1 | |
Народные танцы.Переплясы.Хороводы. | 3 | 1 | 2 | |
Итого | 34 | 12 | 22 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел I. Старинный русский быт. 6 часов.
1.Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр
— познакомить с особенностями крестьянской одежды и ее элементами;
— сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;
2.Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем
— продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати;
лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);
— показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.
3.Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания
— оценить достоинства традиционной русской кухни;
— уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар»).
4.Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины
— разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).
5.Учеба. Школа
— сравнить учебу детей в старину с современной школой;
— букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги.
Раздел II .Новый русский быт (со времён Петра I). 5 часов.
6.Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки
— сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I.
7.Усадьба. Дворянские особняки
— показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов.
8.Быт дворянской семьи. Литературно-музыкальные салоны
— разучить несколько элементов старинного танца.
— прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
9.Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса
Универсальные учебные действия:
— проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.
Раздел III. Русские народные праздники. 11 часов.
11.Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение
— разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;
— познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;
— изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.
12.Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха.
— воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор.
13.Встреча Масленицы.
— разучить песни и игры;
— научиться печь блины, красить пасхальные яйца;
14.Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала.Петров день. Ильин день.
— разучить песни о завивании берёзки, хороводы; — научиться плести венки.
15.Осень золотая. Спасы. Успение. Покров
— сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;
— нарисовать картинку на тему осенней ярмарки.
Раздел IV. Русские народные промыслы. 6 часов.
16.Керамика Гжели.
— нарисовать несколько гжельских орнаментов.
17.Хохлома и Жостово.
— раскрасить узоры хохломских ложек и Жолтовских подносов.
18.Павловопосадские шали.
— сравнить орнаменты нескольких шалей.
19.Вятская и Богородская игрушка.
— изготовить из пластилина несколько видов вятской и Богородской игрушки.
Раздел V. 20.Русские народные игры. 1 час.
Наиболее популярные детские игры
— разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.).
Раздел VI. Народные песни, загадки, пословицы, потешки. 2 часа.
— разучить несколько песенок, считалок; — научиться разгадывать загадки.
Раздел VII. 22.Народные танцы. Парные пляски. Переплясы. Хороводы. 3 часа.
— разучить хороводы, игры-хороводы.
8. Календарно-тематическое планирование.
2 «А» класс
№ п/п | № урока | Раздел программы | Тема урока | Предметные результаты | Метапредметные результаты и деятельность учащихся | Дата | |||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | по ктп | по факту | |||||
1. | 1. | Старинный русский быт. | Одежда. Традиционный костюм. | Ознакомить с элементами старинного русского костюма. | Формулирование цели, поиск информации, моделирование,структурирование учебного материала , анализ объектов, сравнение, классификация, постановка и решение проблемы (её формулирование, самостоятельное нахождение способов решения) | Способность поступать по образцу и заданному правилу Сохранять заданную цель Видеть выявленную ошибку и исправлять её по указанию взрослых контролировать собственную деятельность | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи. | 01.09 | |
2. | 2. | Одежда. Традиционный костюм бояр и крестьян. | Познакомить с особенностями крестьянской одежды; сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду. | 08.09 | |||||
3. | 3. | Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем | Продемонстрировать устройство крестьянской избы. Показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой. | 15.09 | |||||
4. | 4. | Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания | Познакомить с традиционной русской кухней. Приготовить несколько простейших блюд. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, синтез). | Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. Самооценка своего поведения в отношениях с людьми. Выполнение правил дидактической и ролевой игры. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). | 22.09 | ||
5. | 5. | Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. | Разучить несколько наиболее известных игр. | 29.09 | |||||
6. | 6. | Учеба. Школа | Сравнить учебу детей в старину с современной школой. Сравнить букварь «Азбуковник» и современные учебные книги. | 06.10 | |||||
7. | 7. | Новый русский быт со времён Петра I. 5 часов. | Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки | Сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I. | Анализ, сравнение, выбор альтернативы, обобщение. Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях. Классификация качеств по признаку положительное-отрицательное. Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Решение логических и творческих задач. | Самоконтроль и самооценка выполнения заданий. Выполнение правил дидактической и ролевой игры. | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи. | 13.10 | |
8. | 8. | Усадьба. Дворянские особняки | Показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов. | 20.10 | |||||
9. | 9. | Быт дворянской семьи. Балы и праздники. | Разучить несколько элементов старинного танца. | 10.11 | |||||
10. | 10. | Литературно-музыкальные салоны | Прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. | 17.11 | |||||
11. | 11. | Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса | Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. | 24.11 | |||||
12. | 12. | Русские народные праздники. | Зимушка-зима. Новый год.. | Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. | Анализ объектов, сравнение, наблюдение, обобщение постановка и решение проблемы, выводы. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом. Формировать умение ставить цель и планировать УД. Формирование умения добывать информацию из предложенного материала, находить ошибки. Правила участия в диалоге. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы. | 01.12 | |
13. | 13. | Рождество. Святки. | Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние Стихи. | 08.12 | |||||
14. | 14. | Крещение | Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках. | 15.12 | |||||
15. | 15. | Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. | Познакомить с традициями масленичных игр. Качели. Катание с гор. | 22.12 | |||||
16. | 16. | Встреча Масленицы; | Научиться печь блины, | 22.12 | |||||
17. | 17. | Пасха | Научиться красить пасхальные яйца; | 12.01 | |||||
18. | 18. | Лето красное. Егорьев день. Иван Купала. Петров день. Ильин день | Научиться плести венки. | 19.01 | |||||
19. | 19. | Троица. Духов день | Разучить песни о завивании берёзки, хороводы; | 19.01 | |||||
20. | 20. | Осень золотая. Спасы. | Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; | 26.01 | |||||
21. | 21. | Успение. | Нарисовать картинку на тему осенней ярмарки. | 02.02 | |||||
22. | 22. | Покров | Поделки из природного материала. | 09.02 | |||||
23. | 23. | Русские народные промыслы. | Керамика Гжели | Нарисовать несколько гжельских орнаментов. | Формулирование цели, поиск информации, моделирование,структурирование учебного материала , анализ объектов, сравнение, классификация, постановка и решение проблемы (её формулирование, самостоятельное нахождение способов решения) | Способность поступать по образцу и заданному правилу Сохранять заданную цель Видеть выявленную ошибку и исправлять её по указанию взрослых контролировать собственную деятельность | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи. | 16.02 | |
24. | 24. | Хохлома | Раскрасить узоры хохломских ложек. | 16.02 | |||||
25. | 25. | Жостово | Раскрасить узоры жостовских подносов. | 02.03 | |||||
26. | 26. | Павлово-Посадские шали | Сравнить орнаменты нескольких шалей. | 02.03 | |||||
27. | 27. | Вятская игрушка | Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской игрушки. | 16.03 | |||||
28. | 28. | Богородская игрушка | Изготовить из глины и пластилина несколько видов богородской игрушки. | 16.03 | |||||
29. | 29. | Русские народные игры. | Русские народные игры | Разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. Самооценка своего поведения в отношениях с людьми. | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи. | 06.04 | |
30. | 30. | Народные песни. Песни для детей | Народные песни, загадки, пословицы | Разучить несколько песенок, считалок; | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Анализ объектов, сравнение, наблюдение, обобщение постановка и решение проблемы, выводы. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. Правила совместной деятельности в группах. | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной.Работа в группах. презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | 13.04 | |
31. | 31. | Детские песенки, потешки, загадки, пословицы. | Научиться разгадывать загадки. | 13.04 | |||||
32. | 32. | Народные танцы. | Народные танцы Парные пляски. Переплясы. | Разучить хороводы, игры-хороводы. | 20.04 | ||||
33. | 33. | Хороводы. Игры-танцы. | Разучить хороводы, игры-хороводы. | 27.04 | |||||
34. | 34. | Итоговое занятие. | Выставка работ. Фольклорный праздник. | 18.05 |
2 «Б» класс
№ п/п | № урока | Раздел программы | Тема урока | Предметные результаты | Метапредметные результаты и деятельность учащихся | Дата | |||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | по ктп | по факту | |||||
1. | 1. | Старинный русский быт. | Одежда. Традиционный костюм. | Ознакомить с элементами старинного русского костюма. | Формулирование цели, поиск информации, моделирование,структурирование учебного материала , анализ объектов, сравнение, классификация, постановка и решение проблемы (её формулирование, самостоятельное нахождение способов решения) | Способность поступать по образцу и заданному правилу Сохранять заданную цель Видеть выявленную ошибку и исправлять её по указанию взрослых контролировать собственную деятельность | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи. | 05.09 | |
2. | 2. | Одежда. Традиционный костюм бояр и крестьян. | Познакомить с особенностями крестьянской одежды; сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду. | 12.09 | |||||
3. | 3. | Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем | Продемонстрировать устройство крестьянской избы. Показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой. | 19.09 | |||||
4. | 4. | Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания | Познакомить с традиционной русской кухней. Приготовить несколько простейших блюд. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, синтез). | Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. Самооценка своего поведения в отношениях с людьми. Выполнение правил дидактической и ролевой игры. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). | 26.09 | ||
5. | 5. | Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. | Разучить несколько наиболее известных игр. | 03.10 | |||||
6. | 6. | Учеба. Школа | Сравнить учебу детей в старину с современной школой. Сравнить букварь «Азбуковник» и современные учебные книги. | 10.10 | |||||
7. | 7. | Новый русский быт со времён Петра I. 5 часов. | Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки | Сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I. | Анализ, сравнение, выбор альтернативы, обобщение. Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях. Классификация качеств по признаку положительное-отрицательное. Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Решение логических и творческих задач. | Самоконтроль и самооценка выполнения заданий. Выполнение правил дидактической и ролевой игры. | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи. | 17.10 | |
8. | 8. | Усадьба. Дворянские особняки | Показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов. | 24.10 | |||||
9. | 9. | Быт дворянской семьи. Балы и праздники. | Разучить несколько элементов старинного танца. | 07.11 | |||||
10. | 10. | Литературно-музыкальные салоны | Прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. | 14.11 | |||||
11. | 11. | Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса | Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. | 21.11 | |||||
12. | 12. | Русские народные праздники. | Зимушка-зима. Новый год.. | Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. | Анализ объектов, сравнение, наблюдение, обобщение постановка и решение проблемы, выводы. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом. Формировать умение ставить цель и планировать УД. Формирование умения добывать информацию из предложенного материала, находить ошибки. Правила участия в диалоге. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы. | 28.11 | |
13. | 13. | Рождество. Святки. | Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние Стихи. | 05.12 | |||||
14. | 14. | Крещение | Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках. | 12.12 | |||||
15. | 15. | Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. | Познакомить с традициями масленичных игр. Качели. Катание с гор. | 19.12 | |||||
16. | 16. | Встреча Масленицы; | Научиться печь блины, | 26.12 | |||||
17. | 17. | Пасха | Научиться красить пасхальные яйца; | 16.01 | |||||
18. | 18. | Лето красное. Егорьев день. Иван Купала. Петров день. Ильин день | Научиться плести венки. | 23.01 | |||||
19. | 19. | Троица. Духов день | Разучить песни о завивании берёзки, хороводы; | 30.01 | |||||
20. | 20. | Осень золотая. Спасы. | Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; | 06.02 | |||||
21. | 21. | Успение. | Нарисовать картинку на тему осенней ярмарки. | 13.02 | |||||
22. | 22. | Покров | Поделки из природного материала. | 20.02 | |||||
23. | 23. | Русские народные промыслы. | Керамика Гжели | Нарисовать несколько гжельских орнаментов. | Формулирование цели, поиск информации, моделирование,структурирование учебного материала , анализ объектов, сравнение, классификация, постановка и решение проблемы (её формулирование, самостоятельное нахождение способов решения) | Способность поступать по образцу и заданному правилу Сохранять заданную цель Видеть выявленную ошибку и исправлять её по указанию взрослых контролировать собственную деятельность | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи. | 27.02 | |
24. | 24. | Хохлома | Раскрасить узоры хохломских ложек. | 06.03 | |||||
25. | 25. | Жостово | Раскрасить узоры жостовских подносов. | 13.03 | |||||
26. | 26. | Павлово-Посадские шали | Сравнить орнаменты нескольких шалей. | 20.03 | |||||
27. | 27. | Вятская игрушка | Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской игрушки. | 03.04 | |||||
28. | 28. | Богородская игрушка | Изготовить из глины и пластилина несколько видов богородской игрушки. | 03.04 | |||||
29. | 29. | Русские народные игры. | Русские народные игры | Разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. Самооценка своего поведения в отношениях с людьми. | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи. | 10.04 | |
30. | 30. | Народные песни. Песни для детей | Народные песни, загадки, пословицы | Разучить несколько песенок, считалок; | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Анализ объектов, сравнение, наблюдение, обобщение постановка и решение проблемы, выводы. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. Правила совместной деятельности в группах. | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной.Работа в группах. презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | 17.04 | |
31. | 31. | Детские песенки, потешки, загадки, пословицы. | Научиться разгадывать загадки. | 24.04 | |||||
32. | 32. | Народные танцы. | Народные танцы Парные пляски. Переплясы. | Разучить хороводы, игры-хороводы. | 08.05 | ||||
33. | 33. | Хороводы. Игры-танцы. | Разучить хороводы, игры-хороводы. | 08.05 | |||||
34. | 34. | Итоговое занятие. | Выставка работ. Фольклорный праздник. | 15.05 |
2 «В» класс
№ п/п | № урока | Раздел программы | Тема урока | Предметные результаты | Метапредметные результаты и деятельность учащихся | Дата | |||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | по ктп | по факту | |||||
1. | 1. | Старинный русский быт. | Одежда. Традиционный костюм. | Ознакомить с элементами старинного русского костюма. | Формулирование цели, поиск информации, моделирование,структурирование учебного материала , анализ объектов, сравнение, классификация, постановка и решение проблемы (её формулирование, самостоятельное нахождение способов решения) | Способность поступать по образцу и заданному правилу Сохранять заданную цель Видеть выявленную ошибку и исправлять её по указанию взрослых контролировать собственную деятельность | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи. | 04.09 | |
2. | 2. | Одежда. Традиционный костюм бояр и крестьян. | Познакомить с особенностями крестьянской одежды; сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду. | 11.09 | |||||
3. | 3. | Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем | Продемонстрировать устройство крестьянской избы. Показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой. | 18.09 | |||||
4. | 4. | Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания | Познакомить с традиционной русской кухней. Приготовить несколько простейших блюд. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, синтез). | Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. Самооценка своего поведения в отношениях с людьми. Выполнение правил дидактической и ролевой игры. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). | 25.09 | ||
5. | 5. | Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. | Разучить несколько наиболее известных игр. | 02.10 | |||||
6. | 6. | Учеба. Школа | Сравнить учебу детей в старину с современной школой. Сравнить букварь «Азбуковник» и современные учебные книги. | 09.10 | |||||
7. | 7. | Новый русский быт со времён Петра I. 5 часов. | Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки | Сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I. | Анализ, сравнение, выбор альтернативы, обобщение. Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях. Классификация качеств по признаку положительное-отрицательное. Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Решение логических и творческих задач. | Самоконтроль и самооценка выполнения заданий. Выполнение правил дидактической и ролевой игры. | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи. | 16.10 | |
8. | 8. | Усадьба. Дворянские особняки | Показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов. | 23.10 | |||||
9. | 9. | Быт дворянской семьи. Балы и праздники. | Разучить несколько элементов старинного танца. | 06.11 | |||||
10. | 10. | Литературно-музыкальные салоны | Прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. | 13.11 | |||||
11. | 11. | Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса | Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. | 20.11 | |||||
12. | 12. | Русские народные праздники. | Зимушка-зима. Новый год.. | Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. | Анализ объектов, сравнение, наблюдение, обобщение постановка и решение проблемы, выводы. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом. Формировать умение ставить цель и планировать УД. Формирование умения добывать информацию из предложенного материала, находить ошибки. Правила участия в диалоге. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы. | 27.11 | |
13. | 13. | Рождество. Святки. | Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние Стихи. | 04.12 | |||||
14. | 14. | Крещение | Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках. | 11.12 | |||||
15. | 15. | Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. | Познакомить с традициями масленичных игр. Качели. Катание с гор. | 18.12 | |||||
16. | 16. | Встреча Масленицы; | Научиться печь блины, | 25.12 | |||||
17. | 17. | Пасха | Научиться красить пасхальные яйца; | 15.01 | |||||
18. | 18. | Лето красное. Егорьев день. Иван Купала. Петров день. Ильин день | Научиться плести венки. | 22.01 | |||||
19. | 19. | Троица. Духов день | Разучить песни о завивании берёзки, хороводы; | 29.01 | |||||
20. | 20. | Осень золотая. Спасы. | Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; | 05.02 | |||||
21. | 21. | Успение. | Нарисовать картинку на тему осенней ярмарки. | 12.02 | |||||
22. | 22. | Покров | Поделки из природного материала. | 19.02 | |||||
23. | 23. | Русские народные промыслы. | Керамика Гжели | Нарисовать несколько гжельских орнаментов. | Формулирование цели, поиск информации, моделирование,структурирование учебного материала , анализ объектов, сравнение, классификация, постановка и решение проблемы (её формулирование, самостоятельное нахождение способов решения) | Способность поступать по образцу и заданному правилу Сохранять заданную цель Видеть выявленную ошибку и исправлять её по указанию взрослых контролировать собственную деятельность | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи. | 26.02 | |
24. | 24. | Хохлома | Раскрасить узоры хохломских ложек. | 05.03 | |||||
25. | 25. | Жостово | Раскрасить узоры жостовских подносов. | 12.03 | |||||
26. | 26. | Павлово-Посадские шали | Сравнить орнаменты нескольких шалей. | 19.03 | |||||
27. | 27. | Вятская игрушка | Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской игрушки. | 02.04 | |||||
28. | 28. | Богородская игрушка | Изготовить из глины и пластилина несколько видов богородской игрушки. | 09.04 | |||||
29. | 29. | Русские народные игры. | Русские народные игры | Разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. Самооценка своего поведения в отношениях с людьми. | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи. | 16.04 | |
30. | 30. | Народные песни. Песни для детей | Народные песни, загадки, пословицы | Разучить несколько песенок, считалок; | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Анализ объектов, сравнение, наблюдение, обобщение постановка и решение проблемы, выводы. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. Правила совместной деятельности в группах. | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной.Работа в группах. презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | 23.04 | |
31. | 31. | Детские песенки, потешки, загадки, пословицы. | Научиться разгадывать загадки. | 30.04 | |||||
32. | 32. | Народные танцы. | Народные танцы Парные пляски. Переплясы. | Разучить хороводы, игры-хороводы. | 07.05 | ||||
33. | 33. | Хороводы. Игры-танцы. | Разучить хороводы, игры-хороводы. | 07.05 | |||||
34. | 34. | Итоговое занятие. | Выставка работ. Фольклорный праздник. | 14.05 |
2 «Г» класс
№ п/п | № урока | Раздел программы | Тема урока | Предметные результаты | Метапредметные результаты и деятельность учащихся | Дата | |||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | по ктп | по факту | |||||
1. | 1. | Старинный русский быт. | Одежда. Традиционный костюм. | Ознакомить с элементами старинного русского костюма. | Формулирование цели, поиск информации, моделирование,структурирование учебного материала , анализ объектов, сравнение, классификация, постановка и решение проблемы (её формулирование, самостоятельное нахождение способов решения) | Способность поступать по образцу и заданному правилу Сохранять заданную цель Видеть выявленную ошибку и исправлять её по указанию взрослых контролировать собственную деятельность | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи. | 02.09 | |
2. | 2. | Одежда. Традиционный костюм бояр и крестьян. | Познакомить с особенностями крестьянской одежды; сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду. | 09.09 | |||||
3. | 3. | Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем | Продемонстрировать устройство крестьянской избы. Показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой. | 16.09 | |||||
4. | 4. | Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания | Познакомить с традиционной русской кухней. Приготовить несколько простейших блюд. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, синтез). | Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. Самооценка своего поведения в отношениях с людьми. Выполнение правил дидактической и ролевой игры. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). | 23.09 | ||
5. | 5. | Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. | Разучить несколько наиболее известных игр. | 30.09 | |||||
6. | 6. | Учеба. Школа | Сравнить учебу детей в старину с современной школой. Сравнить букварь «Азбуковник» и современные учебные книги. | 07.10 | |||||
7. | 7. | Новый русский быт со времён Петра I. 5 часов. | Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки | Сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I. | Анализ, сравнение, выбор альтернативы, обобщение. Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях. Классификация качеств по признаку положительное-отрицательное. Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Решение логических и творческих задач. | Самоконтроль и самооценка выполнения заданий. Выполнение правил дидактической и ролевой игры. | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи. | 14.10 | |
8. | 8. | Усадьба. Дворянские особняки | Показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов. | 21.10 | |||||
9. | 9. | Быт дворянской семьи. Балы и праздники. | Разучить несколько элементов старинного танца. | 11.11 | |||||
10. | 10. | Литературно-музыкальные салоны | Прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. | 18.11 | |||||
11. | 11. | Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса | Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. | 25.11 | |||||
12. | 12. | Русские народные праздники. | Зимушка-зима. Новый год.. | Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. | Анализ объектов, сравнение, наблюдение, обобщение постановка и решение проблемы, выводы. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом. Формировать умение ставить цель и планировать УД. Формирование умения добывать информацию из предложенного материала, находить ошибки. Правила участия в диалоге. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы. | 02.12 | |
13. | 13. | Рождество. Святки. | Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние Стихи. | 09.12 | |||||
14. | 14. | Крещение | Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках. | 16.12 | |||||
15. | 15. | Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. | Познакомить с традициями масленичных игр. Качели. Катание с гор. | 23.12 | |||||
16. | 16. | Встреча Масленицы; | Научиться печь блины, | 13.01 | |||||
17. | 17. | Пасха | Научиться красить пасхальные яйца; | 20.01 | |||||
18. | 18. | Лето красное. Егорьев день. Иван Купала. Петров день. Ильин день | Научиться плести венки. | 27.01 | |||||
19. | 19. | Троица. Духов день | Разучить песни о завивании берёзки, хороводы; | 03.01 | |||||
20. | 20. | Осень золотая. Спасы. | Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; | 10.02 | |||||
21. | 21. | Успение. | Нарисовать картинку на тему осенней ярмарки. | 17.02 | |||||
22. | 22. | Покров | Поделки из природного материала. | 24.02 | |||||
23. | 23. | Русские народные промыслы. | Керамика Гжели | Нарисовать несколько гжельских орнаментов. | Формулирование цели, поиск информации, моделирование,структурирование учебного материала , анализ объектов, сравнение, классификация, постановка и решение проблемы (её формулирование, самостоятельное нахождение способов решения) | Способность поступать по образцу и заданному правилу Сохранять заданную цель Видеть выявленную ошибку и исправлять её по указанию взрослых контролировать собственную деятельность | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи. | 03.03 | |
24. | 24. | Хохлома | Раскрасить узоры хохломских ложек. | 10.03 | |||||
25. | 25. | Жостово | Раскрасить узоры жостовских подносов. | 17.03 | |||||
26. | 26. | Павлово-Посадские шали | Сравнить орнаменты нескольких шалей. | 17.03 | |||||
27. | 27. | Вятская игрушка | Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской игрушки. | 31.03 | |||||
28. | 28. | Богородская игрушка | Изготовить из глины и пластилина несколько видов богородской игрушки. | 07.04 | |||||
29. | 29. | Русские народные игры. | Русские народные игры | Разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. Самооценка своего поведения в отношениях с людьми. | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи. | 14.04 | |
30. | 30. | Народные песни. Песни для детей | Народные песни, загадки, пословицы | Разучить несколько песенок, считалок; | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Анализ объектов, сравнение, наблюдение, обобщение постановка и решение проблемы, выводы. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. Правила совместной деятельности в группах. | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной.Работа в группах. презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | 21.04 | |
31. | 31. | Детские песенки, потешки, загадки, пословицы. | Научиться разгадывать загадки. | 28.04 | |||||
32. | 32. | Народные танцы. | Народные танцы Парные пляски. Переплясы. | Разучить хороводы, игры-хороводы. | 05.05 | ||||
33. | 33. | Хороводы. Игры-танцы. | Разучить хороводы, игры-хороводы. | 05.05 | |||||
34. | 34. | Итоговое занятие. | Выставка работ. Фольклорный праздник. | 12.05 |
2 «Д» класс
№ п/п | № урока | Раздел программы | Тема урока | Предметные результаты | Метапредметные результаты и деятельность учащихся | Дата | |||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | по ктп | по факту | |||||
1. | 1. | Старинный русский быт. | Одежда. Традиционный костюм. | Ознакомить с элементами старинного русского костюма. | Формулирование цели, поиск информации, моделирование,структурирование учебного материала , анализ объектов, сравнение, классификация, постановка и решение проблемы (её формулирование, самостоятельное нахождение способов решения) | Способность поступать по образцу и заданному правилу Сохранять заданную цель Видеть выявленную ошибку и исправлять её по указанию взрослых контролировать собственную деятельность | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи. | 05.09 | |
2. | 2. | Одежда. Традиционный костюм бояр и крестьян. | Познакомить с особенностями крестьянской одежды; сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду. | 12.09 | |||||
3. | 3. | Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем | Продемонстрировать устройство крестьянской избы. Показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой. | 19.09 | |||||
4. | 4. | Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания | Познакомить с традиционной русской кухней. Приготовить несколько простейших блюд. | Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, синтез). | Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. Самооценка своего поведения в отношениях с людьми. Выполнение правил дидактической и ролевой игры. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). | 26.09 | ||
5. | 5. | Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. | Разучить несколько наиболее известных игр. | 03.10 | |||||
6. | 6. | Учеба. Школа | Сравнить учебу детей в старину с современной школой. Сравнить букварь «Азбуковник» и современные учебные книги. | 10.10 | |||||
7. | 7. | Новый русский быт со времён Петра I. 5 часов. | Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки | Сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I. | Анализ, сравнение, выбор альтернативы, обобщение. Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях. Классификация качеств по признаку положительное-отрицательное. Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Решение логических и творческих задач. | Самоконтроль и самооценка выполнения заданий. Выполнение правил дидактической и ролевой игры. | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи. | 17.10 | |
8. | 8. | Усадьба. Дворянские особняки | Показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов. | 24.10 | |||||
9. | 9. | Быт дворянской семьи. Балы и праздники. | Разучить несколько элементов старинного танца. | 07.11 | |||||
10. | 10. | Литературно-музыкальные салоны | Прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. | 14.11 | |||||
11. | 11. | Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса | Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых. | 21.11 | |||||
12. | 12. | Русские народные праздники. | Зимушка-зима. Новый год.. | Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. | Анализ объектов, сравнение, наблюдение, обобщение постановка и решение проблемы, выводы. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом. Формировать умение ставить цель и планировать УД. Формирование умения добывать информацию из предложенного материала, находить ошибки. Правила участия в диалоге. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, делать выводы. | 28.11 | |
13. | 13. | Рождество. Святки. | Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние Стихи. | 05.12 | |||||
14. | 14. | Крещение | Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках. | 12.12 | |||||
15. | 15. | Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. | Познакомить с традициями масленичных игр. Качели. Катание с гор. | 19.12 | |||||
16. | 16. | Встреча Масленицы; | Научиться печь блины, | 26.12 | |||||
17. | 17. | Пасха | Научиться красить пасхальные яйца; | 16.01 | |||||
18. | 18. | Лето красное. Егорьев день. Иван Купала. Петров день. Ильин день | Научиться плести венки. | 23.01 | |||||
19. | 19. | Троица. Духов день | Разучить песни о завивании берёзки, хороводы; | 30.01 | |||||
20. | 20. | Осень золотая. Спасы. | Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; | 06.02 | |||||
21. | 21. | Успение. | Нарисовать картинку на тему осенней ярмарки. | 13.02 | |||||
22. | 22. | Покров | Поделки из природного материала. | 20.02 | |||||
23. | 23. | Русские народные промыслы. | Керамика Гжели | Нарисовать несколько гжельских орнаментов. | Формулирование цели, поиск информации, моделирование,структурирование учебного материала , анализ объектов, сравнение, классификация, постановка и решение проблемы (её формулирование, самостоятельное нахождение способов решения) | Способность поступать по образцу и заданному правилу Сохранять заданную цель Видеть выявленную ошибку и исправлять её по указанию взрослых контролировать собственную деятельность | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи. | 27.02 | |
24. | 24. | Хохлома | Раскрасить узоры хохломских ложек. | 06.03 | |||||
25. | 25. | Жостово | Раскрасить узоры жостовских подносов. | 13.03 | |||||
26. | 26. | Павлово-Посадские шали | Сравнить орнаменты нескольких шалей. | 20.03 | |||||
27. | 27. | Вятская игрушка | Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской игрушки. | 03.04 | |||||
28. | 28. | Богородская игрушка | Изготовить из глины и пластилина несколько видов богородской игрушки. | 03.04 | |||||
29. | 29. | Русские народные игры. | Русские народные игры | Разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. Самооценка своего поведения в отношениях с людьми. | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной задачи. | 10.04 | |
30. | 30. | Народные песни. Песни для детей | Народные песни, загадки, пословицы | Разучить несколько песенок, считалок; | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Анализ объектов, сравнение, наблюдение, обобщение постановка и решение проблемы, выводы. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. Правила совместной деятельности в группах. | Умение взаимодействовать с одноклассниками в ходе учёбы, кооперироваться, передавать информацию адекватно поставленной.Работа в группах. презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | 17.04 | |
31. | 31. | Детские песенки, потешки, загадки, пословицы. | Научиться разгадывать загадки. | 24.04 | |||||
32. | 32. | Народные танцы. | Народные танцы Парные пляски. Переплясы. | Разучить хороводы, игры-хороводы. | 08.05 | ||||
33. | 33. | Хороводы. Игры-танцы. | Разучить хороводы, игры-хороводы. | 08.05 | |||||
34. | 34. | Итоговое занятие. | Выставка работ. Фольклорный праздник. | 15.05 |
9. Описание материально-технического обеспечение образовательного процесса
Информационно-коммуникативные средства обучения
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Принтер
Дидактический материал: серия презентаций: «Как жили на Руси»; «Художественные промыслы России»; «Православные праздники»; «Русские народные праздники»;
Техническое оснащение учебных занятий: видео- и аудио- техника: проектор, интерактивная доска, компьютеры и текстовый редактор. Акварель, гуашь, цветная бумага, пластилин, природный материал. Музыка и музылькальные клипы для релаксации.
Литература для учителя
1.Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000Жемчугова П.П. Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).
2.Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.
3.Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с.;
4.Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками. - Волгоград: Учитель, 2007.
5.Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.;
6.Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья / (Редкол. В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел. обл. – Белгород, 2006. - 172 с.;
7.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 368 с.
Ресурсы сети интернет:
http://www.vestnik.edu.ru/kuznezov.html
http://www.omskedu.ru/conferens/?id=19
http://mon.gov.ru/pro/fgos/noo/
http://ps.1september.ru/
http://www.standart.edu.ru/
http://www.vestnik.edu.ru/
http://edu.resobr.ru/archive/year/articles/1908/
10. Приложение к программе
Примерные объекты экскурсий
- Мастерские народного промысла, студии художников.
- Краеведческий, этнографический, минералогический, зоологический и иные музеи, соответствующие изучаемой тематики.
Примерные темы проектов
-выставка-конкурс плакатов, рисунков, сочинений, кроссвордов, стенгазет;
- агитбригада;
- конкурс фоторабот о достопримечательностях города Белгорода
- создание слайд-презентаций;
- выставка творческих работ;
- викторина;
- участие в праздниках .
Список книг, рекомендуемых для детского чтения
1. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
2. Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
3. Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории»
4. Андерсен Г.Х. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка», «Ромашка», «Ель», «Пятеро из одного стручка», «Стойкий оловянный солдатик»
5. Артюхова Н. «Трусиха»
6. Атнабаев А. «Край мой»
7. Бабич Ш. «Присяга народу», «Кураю»
8. Благинина Е. «Наш дедушка», «Посидим в тишине»
9. Барто А.Л. «Требуется друг», «Сережа», «Вежливость», «В театре», «Вовка – добрая душа»
1. Берестов В. «Богатыри», «Любили тебя без особых причин…»
2. Богданов Н.А «След человека»
3. Братья Гримм «Бременские музыканты», «Лиса и кот», «Метелица»
4. Бунин И.А. Матери
5. Винокуров Е.М. «Мальчики»
6. Волков В. «Волшебник Изумрудного города»
7. Гайдар А.П. «Голубая чашка», «Тимур и его Команда», «Сказка о Мальчише-Кибальчише…», «Совесть», «Чук и Гек»
8. Гарипов Р. «Жаворонок»
9. Дик И. «Красные яблоки»
10. Добронравов Н. «Если отец герой!»
11. Драгунский В.Ю. «Друг детства», «Тайное становится явным»
12. Дриз О. «Мы мужчины», «Добрые слова»
13. Евтушенко Е.А. «Людей неинтересных в мире нет…», «Люди сильны друг другом»
14. Емельянов Б. «Мамины руки», «Зеленая букашина»
15. Зощенко М.М. «Самое главное», «Бабушкин подарок», «Золотые слова»
16. Катаев В.П. «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
17. Клюев Е. «Сказки простого карандаша»
18. Крылов И.А. «Демьянова уха», «Стрекоза и муравей»
19. Маршак С.Я. «Кот и лодыри», «Ежели вы вежливы», «Друзья-товарищи», «Урок вежливости», «Рассказ о неизвестном герое», «Не так»
20. Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
21. Милн А. «Вини-Пух и все-все-все» («День рождения Иа»)
22. Михалков С.В. «Родина-мать», «Мы тоже воины», «Находка», «Одна рифма», «Прогулка», «Лапуся», «Недотепа», «Тридцать шесть и пять», «Сашина каша», «Хорошие товарищи», «Дядя Степа», «Просчитался»
23. Мошковская Э.Э. «Жадных нет», «Вежливое слово», «Не надо больше ссориться!»
24. Носов Н.Н. Рассказы
25. Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»
26. Осеева В.А. «Плохо», «Обидчики», «Печенье», «Волшебное слово», «Почему», «Что легче?», «Хорошее», «Сыновья», «Синие листья», «Отомстила», «Три товарища», «Просто старушка»
27. Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки», «Трус»
28. Паустовский К.Г. «Скрипучие половицы»
29. Платонов А.П. «Сухой хлеб», «Ещё мама»
30. Пляцковский М. «Мама»
31. Полевой Б. «Последний день Матвея Кузьмина»
32. Пришвин М.М. «Ребята и утята», «Моя Родина»
33. Пушкин А.С. Сказки
34. Родари Д. «Чиполлино», «Чем пахнут ремесла»
35. Симонов К.М. «Родина»
36. Сутеев В. «Палочка выручалочка», «Разные колеса», «Под грибом»
37. Толстой Л.Н. «Косточка», «Птичка», «Белка и волк», «Филипок», «Бабка и внучка», «Старый дед и внучек», «Лгун», «Котенок», «Кто прав?», «Два товарища», «Правда всего дороже»
38. Чуковский К.И. «Федорино горе», «Мойдодыр», «Телефон»
39. Яковлев Ю. «Мама»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России" 3 класс
Данная программа может быть реализована в любом образовательном учреждении в рамках внедрения ФГОС в начальных классах. Она включает одно из основных направлений образования - воспитание патриотизма. ...
Мониторинг достижения детьми предметных результатов в ходе реализации проекта по курсу «Праздники, традиции и ремесла народов России»,
По результатам мониторинга можно увидеть уровень сформированности предметных результатов по курсу "Праздники, традиции и ремесла народов России"...
Конспект занятия по программе внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России" 1 класс
Тема: "Зимушка-зима. Новый год."Цель: познакомится с новогодними стихотворениями; изготовить маску для новогоднего карнавала.Задачи: образовательная: разучивание новогодних стих...
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»
Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец по имени Балаш. (Он) Балаш собирал лечебные травы и помогал всем и людям и зверям. У купца бы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России"
Программа разработана на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред. Н.Ф.Виноградовой.-М.:Вентана-Граф, 2014 в соответствии с ФГОС начального общего образования....
Программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России" 4 класс
Программа по внеурочной деятельности с КТП...
Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России"
Программа внеурочной деятельности...