Рабочая программа по технологии для 3 класса
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Рабочая программа
по технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_.docx | 55.13 КБ |
kalend-tem_plan.docx | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Городское бюджетное общеобразовательное учреждение г. Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №29»
| ||||||||||||||||||||||
Рабочая программа
по технологии
для 3 – Б класса
уровень базовый
Количество часов в неделю: 1 час
Срок реализаци : 1 год ( 34 часа )
ФИО автора и название примерной программы , на основе которой разработана данная рабочая программа:
авторская программа Н.М. Конышевой «Технология. Художественно-конструкторская деятельность»
ФИО учителя, составившего данную программу:
Якименко Тамара Дмитриевна
Севастополь
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основу рабочей программы по технологии для 3 класса ГБОУ г. Севастополя «Средней общеобразовательной школы № 29» положена авторская программа Н.М. Конышевой «Технология. Художественно-конструкторская деятельность» и обеспеченная учебником Н.М. Конышевой «Технология» 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013 и рабочей тетрадью: Н.М. Конышева «Технология» 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013 (учебно-методический комплект «Гармония»). Учебники комплекта "Гармония" рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и включены в Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067). Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373, а также примерной программе по технологии для начальной школы.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании социально значимых умений и общей творческой направленности личности, духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Изучение технологии способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
1.Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
2.Расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира.
3.Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.).
4.Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
5.Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений.
6.Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
7.Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов; личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Основная проблема, рассматриваемая в программе третьего класса, – «человек – предмет – среда». Дальнейшее ознакомление с некоторыми новыми правилами дизайна строится на осмыслении духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, информационно- коммуникационная технология, технология личностно-ориентированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей курс технологии можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки и тем самым составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебнике 3 класса предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются от изготовления поделок и овладения отдельными приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.
Таким образом, программа и созданный на её основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать как вербального подхода (когда большая часть содержания усваивается «на словах»), так и узко технологического (при котором основное внимание направлено на обучение приёмам практической работы). Сочетание интеллектуального, эмоционального и практического компонентов на базе творческой предметно-преобразовательной деятельности позволяет представить курс технологии в начальных классах как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся.
Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
- Формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания.
- Формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки.
- Воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении.
- Формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности.
- Воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации.
- Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
· окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
· математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
· изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
· родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
· литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:
рассказ, лекция, объяснение, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный:
воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ:
- Индивидуальная
- Парная
- Групповая
- Фронтальная
- Экскурсия
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Технология» в 3 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34 ч (34 учебные недели).
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Формы и образы природы – образец для мастера | 8 |
2. | Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия | 8 |
3. | Красота и уют нашего дома. Гармония стиля. | 10 |
4. | От мира природы к миру вещей. | 8 |
Итого: | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Формы природы и форма вещей
Изучение и анализ форм природы, их переосмысление в декоративно- художественных изделиях и предметах бытового назначения. Элементы бионики в изготовлении вещей с определенными конструктивными и декоративными свойствами.
Композиция из природных форм: передача природных форм и образов в различных материалах: коллажи на темы природы; оригами, образы животных; лепка животных по наблюдениям.
Стилизация природных форм в бытовых вещах: подбор декора к изделию в соответствии с его формой на основе стилизации растительных и других природных мотивов.
Характер и настроение вещи. Гармония вещей.
Целесообразность формы и декора в предметах быта. Проектирование вещей определенного назначения с учетом конкретных закономерностей и основных принципов дизайна.
Пригласительные билеты, поздравительные открытки; убранство праздничного стола; украшения для елки и интерьера: игрушки, упаковки для подарков (конструирование, стилизация, комбинированная работа); обложка для книги (ткань, аппликация); записная книжка определенного назначения (простой переплет).
Основные принципы и конкретные примеры стилевой гармонии. Варианты стилевого объединения в вещах (комплекты предметов интерьера: кухонный комплект, сервиз, комплект украшений).
Новые материалы и технологии
Новые приемы разметки: работа с циркулем (построение окружности, развертки, построение форм на основе круга); построение прямоугольника с помощью угольника; комбинированное построение разверток с использованием разных инструментов.
Новые приемы обработки ткани и новые технологии шитья: изготовление выкройки; раскрой парных деталей с припуском и без припуска; швы « назад иголку», стебельчатый, тамбурный.
Технология переплета. Простой переплет (книжка- тетрадь в мягкой обложке).
Изготовление изделий из бисера. Чтение и составление простейших схем.
Комбинаторика в формообразовании. Использование модулей в формообразовании предметов.
Технология печати оттисков с матриц. Эстамп.
Наблюдения и опыты в 3 классе: аналогии в формах и конструкциях природы и созданиях человека ( птица- самолет, рыба- подводная лодка, колючки репейника- застежка «репейник» и проч.); упорядоченное и строго закономерное строение объектов природы в соответствии с универсальными законами (семена в корзинке подсолнуха, чешуйки шишек, рыб; лепестки и листья растений,...); целесообразность и красота этих закономерностей; наблюдение и изучение форм животных, растений для последующего использования их в изделиях.
Изучение образцов дизайна и декоративно- прикладного искусства: коллажи; посуда на основе стилизованных природных форм; декоративные предметы интерьера; декоративные игрушки и малая бытовая скульптура; стилизованные открытки и упаковки для подарков; комплекты предметов для кухни; сервизы; записные книжки; силуэты изображения; изделия из бисера; эстампы.
Логические задачи и задания на пространственное мышление (мысленная трансформация плоской развертки в объемное изделие, вычисление размеров, внесение дополнений и изменений в конструкцию,...)
Проекты : Кукольный театр с пальчиковыми куклами (коллективная работа).
планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
У учащихся могут быть сформированы:
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
- уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи заключают в себе историческую и, культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
- понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- следовать при выполнении работы указаниям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять. поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
- выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В зависимости от этапа обучения используются три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в 3 классе. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Критерий оценки качественных результатов выполнения заданий:
- чёткость, полнота и правильность ответа на вопросы по изделию;
- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
- целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
Характеристика цифровой отметки
• “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);
• “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;
• “3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, Отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания защищать проект.
СВЕДЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УЧИТЕЛЕМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ОСНАЩЕНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
Для учителя:
- Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс УМК «Гармония». Автор: Понятовская Юлия Николаевна. Редактор: Галанжина Елена Станиславовна. Издательство: Планета (уч), 2013 г. Серия: Образовательный стандарт: http://www.labirint.ru/books/367018/
- Учебник: Н.М.Конышева «Технология» 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014
- Рабочая тетрадь: Н.М.Конышева «Технология» 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014.
- Методические рекомендации Н.М.Конышева «Технология» 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.
Ресурсы Интернета
- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
- Методический центр: http://numi.ru/
- Инструменты для обработки различных материалов.
- Коллекции «Виды бумаги и картона», «Виды ткани».
- Муляжи «Овощи», «Фрукты».
- Модели геометрических фигур.
- Таблицы по темам.
- Технологические карты.
Для детей:
- Учебник: Н.М.Конышева «Технология» 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014
- Рабочая тетрадь: Н.М.Конышева «Технология» 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014.
Примерное тематическое планирование составлено из расчёта 1 часа в неделю (34 часа).
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу третьего класса учащиеся узнают:
- виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);
- способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента, для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
- способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
- что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки[1];
- условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;
- способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и % формы);
- что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
- что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
- как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
- что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;
- как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
- швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;
- о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;
- о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;
Учащиеся научатся:
- правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
- с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
- читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;
- выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
- чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);
- выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
- выполнять разметку по предмету;
- выполнять изображения в технике барельефа;
- лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
- изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
- создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;
- выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;
- выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;
- выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
- выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;
- выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);
- анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
- придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
Учащиеся получат возможность узнать:
- что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);
- что вещи должны подходить к окружающей обстановке, к характеру и облику своего хозяина;
- что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
- что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
- о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
- что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;
- что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.
Учащиеся получат возможность научиться:
- планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
- выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;
- вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
- создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
- расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
- выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.
Предварительный просмотр:
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Элементы содержания | Страницы учебника |
Формы и образы природы – образец для мастера (8 ч.) | ||||
1 | 04.09 | Вводный урок. Обсуждение темы года и четверти | Ознакомление с порядком организации работы на уроках труда, с правилами по технике безопасности, с требованиями аккуратности и четкости выполнения работы | С. 3-9 |
2 | 11.09 | Образы природы в оригами.. Курица. Кролик. Голубь | Повторение: известные способы изготовления квадрата без помощи чертежных инструментов. Обучение чтению схем, усвоению основных приемов работы в технике оригами. Работа над развитием воображения, творческой смекалки | С. 14-17 |
3 | 18.09 | Силуэт: красота линий и форм. Вырезание из бумаги. Узоры-силуэты в квадрате. Узоры-силуэты в полосе. | Обучение новым способам вырезания, развитие творческих способностей, фантазии. Обучение правильной работе с ножницами | С. 18 - 22 |
4 | 25.09 | Образы природы в коллаже из ткани и бумаги. | Обучение созданию образов, навеянных природой, руководствуясь представлениями, основанными на реальных впечатлениях | С. 24-29 |
5 | 02.10 | Помпон из ниток. | Обучение созданию образов, навеянных природой, руководствуясь представлениями, основанными на реальных впечатлениях | С. 30-31 |
6 | 09.10 | Образы животных в пластике. Лепка животных по наблюдению и по памяти | Обогащение и детализация знаний и представлений о формах, образах животных, особенностях их пластики. Овладение способами пластического изображения животных в процессе лепки. Обучение передаче характерных особенностей животного в пластике. | С. 32-35 |
7 | 16.10 | Стилизация и использование природных форм в вещах. Чудо-посуда; лепка, роспись. | Формирование представлений о приемах стилизации природных форм в бытовых вещах. Совершенствование приемов лепки и кистевой росписи. Работа над развитием чувства формы, конструктивности, целесообразности, вариативности мышления | С. 36-43 |
8 | 23.10 | Образы природы в изделиях из бисера. Цветы. | Ознакомление с технологией изготовления изделий из бисера. Расширение знаний и представлений о передаче разнообразных форм природы в декоративно-прикладных изделиях. | С. 44-48 |
Характер и настроение вещи (8 ч) | ||||
9 | 06.11 | Пригласительные билеты. | Формирование представления о единстве формы и функции в вещах, умения подбора средств художественной выразительности в соответствии с проектным замыслом, развитие чувства стилевой гармонии; воспитания художественного вкуса | С. 55 - 56 |
10 | 13.11 | Поздравительные открытки. Открытка с окошком. | Формирование представления о единстве формы и функции в вещах, умения подбора средств художественной выразительности в соответствии с проектным замыслом, развитие художественного вкуса | С.56-63 |
11 | 20.11 | Поздравительные открытки. Фигурные открытки. | Формирование представлений о характере, эмоционально-художественной выразительности, информативности вещей, о единстве формы и функции в вещах; развитие чувства стилевой гармонии | С.64-67 |
12 | 27.11 | Настольная карточка. | Закрепление чертежно-графических знаний и умений, приемов работы с бумагой, ножницами, клеем. Воспитание художественного вкуса | С. 68-71 |
13 | 04.12 | Упаковка «Домик» для подарка к Новому году | Повторение и закрепление различных способов разметки, сборки и отделки изделий. Обучение украшению изделия в развертке. Развитие образного мышления, художественного вкуса Подведение итогов проделанной работы, отбор лучших работ для школьной выставки | С.72-81, |
14 | 11.12 | Новые приемы бумагопластики «Дед Мороз» «Снегурочка» | Ознакомление с приемами бумагопластики. Развитие художественного вкуса. Обучение приемам изготовления фигурок для новогоднего стола | С. 82-87 |
15 | 18.12 | Приемы построения и разметки форм с помощью циркуля. Фонарик из кругов. | Работа над овладением новыми сложными приемами разметки с помощью циркуля, развитием художественного вкуса, дизайнерского мышления | С. 88-97 |
16 | 25.12 | Приемы построения и разметки форм с помощью циркуля. Рождественская звезда. | С. 98-101 | |
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля. (10 ч.) | ||||
17 | 15.01 | Простейшая выкройка. Изготовление выкройки кухонной прихватки для горячей посуды | Формирование первоначальных понятий стиля и стилевой гармонии, представления о функциональных и художественно-эстетических особенностях изделия, развитие приемов изготовления простейшей выкройки | С. 102-106 |
18 | 22.01 | Изготовление выкройки из бумаги | Формирование первоначальных понятий стиля и стилевой гармонии, представления о функциональных и художественно-эстетических особенностях изделия, развитие приемов изготовления простейшей выкройки | |
19 | 29.01 | Разметка и раскрой парных деталей из ткани. Шов «строчка». Прихватка для горячей посуды | Расширение и закрепление понятий и представлений о стилевом единстве в вещах. Формирование умений разметки и раскроя парных деталей из ткани. Развитие чувства стиля. Воспитание усидчивости и аккуратности. Повторение и закрепление приема выполнения швов | С.107-115 |
20 | 05.02 | Разметка и раскрой прокладки из синтепона | Расширение и закрепление понятий и представлений о стилевом единстве в вещах. Формирование умений разметки и раскроя парных деталей из ткани. Развитие чувства стиля. Воспитание усидчивости и аккуратности. Повторение и закрепление приема выполнения швов | Разметка и раскрой |
21-22 | 12.02 19.02 | Закрепление приемов раскроя ткани и шитья. Грелка на чайник. | Продолжение и углубление темы. Обучение использованию технологии построения выкройки, разметки, раскроя парных деталей из ткани, выполнению известных ручных швов, созданию стиля проектируемых вещей и их стилевого единства | С. 116-119 |
23 | 26.02 | Конструирование более сложной выкройки. Обложка из ткани для книги. | Обучение приему более сложной выкройки. Закрепление и совершенствование приемов шитья. Развитие смекалки, конструктивности и вариативности мышления. Воспитание аккуратности, усидчивости и добросовестности в работе. | С. 120-126 |
24 | 05.03 | Монограмма. Стебельчатый шов. | С. 127-129, | |
25 -26 | 12.03 19.03 | Записная книжка в мягкой обложке | С. 130-139 | |
От мира природы к миру вещей ( 8 ч. ) | ||||
27 | 02.04 | Лепка и роспись чудо-сосуда. | Овладение способами пластического изображения посуды в процессе лепки. | С. 140-143 |
28 | 09.04 | Какие вещи можно назвать красивыми. | Развитие эстетического вкуса. | |
29 | 16.04 | Чудесный материал – соломка. Простые конструкции из соломки. | С. 144-151 | |
30 | 23. | Работа с конструктором. Виды соединения деталей. | Правила работы гаечным ключом и отверткой Подвижные и неподвижные соединения деталей | С. 152-159 |
31 | 30.04 | Модели ракет из разных материалов. | Закрепление приемов работы с разными материалами | С. 161-164 |
32 | 07.05 | Чертим и строим из кирпичиков. | Развитие чертёжных умений. | |
33 | 14.05 | Проект: Детская площадка «Здоровье и красота». | Закрепление приемов работы с разными материалами. Формирование умения работать в группе. | С. 168-169 |
34 | 21.05 | Проект : Дизайнерский сервиз. | Закрепление приемов работы с разными материалами. Формирование умения работать в группе. | С.170-172 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программапо Кубановедение
Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....