календарно-тематическое планирование технология 4
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс) на тему

календарно-тематическое планирование технология 4

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_tekhnologiya_4.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка.

      Рабочая программа предмета «Технология» для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П.Фрейгат, Н.В.Добромысловой, Н.В. Шипиловой «Технология. 1-4 классы» (учебно-методический комплекс «Школа России»).

      Изучение курса «Технология» в начальной школе направлено достижение следующих    целей:

  • Приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
  • Приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико–технологическими умениями и проектной деятельностью;
  •  Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

    Технология как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

  • формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
  • уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
  • освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;

2.Общая характеристика учебного предмета.

1) Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания.

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и  декоративно-прикладного  искусства и т.д. разных народов России). Особенности тематики материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия коренного народа.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетичность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации, её использование в организации работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

        Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые,  индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности-изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т.д. .  

  Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.

2) Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты.

            Общее понятие о материалах и их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов  и их практическое применение в жизни.

           Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

           Инструменты и приспособления для обработки материалов, соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации; анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности технологических действий; подбор и замена  материалов и инструментов; экономная разметка; обработка, с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей на глаз, по шаблону, по трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, циркуля; выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом); простейшая обработка (шлифование и др.); формообразование деталей (сгибание, складывание и др.); сборка деталей (клеевое, ниточное, винтовое и др. виды соединения); отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивание, аппликация и др.).

Использование измерений и построение для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, чертёж, эскиз, развёртка, схема. Название линий чертежа  (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва).  Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, чертежу, эскизу, схеме.

4) Конструирование и моделирование.

Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия. Понятие о конструкции изделия. Разные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

          Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным  условиям ( технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным).

5) Практика работы на компьютере.

Информация, её подбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения и переработки информации

Назначение основных устройств компьютера. Включение и выключение компьютера и подключённых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью. Использование простейших средств текстового редактора.     Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам,каталогам). Правила безопасного использования компьютера, бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР, готовыми материалами на электронных носителях.

 Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок); преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.  

Виды учебной деятельности учащихся.

- Простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способы их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;

- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);

- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

- простейшее проектирование (принятие идеи, поиски отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).

К концу  обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки, которые включают:

  • элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
  • соответствующую возрасту  технологическую компетентность:

-знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки;

-анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач;

-подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогноз возможных результатов; экономную разметку;

-обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия; проверку изделия в действии;

  • достаточный уровень графической грамотности: выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертёжных инструментов ( линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделия; опору на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведение и конструирование объектов;
  • умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов,  подбор материалов и технологии их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;
  • овладение такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществлении объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей     практической работе;
  •  умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель - подчинённый);
  • Развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

3.Описание места технологии в учебном плане:

     Согласно базисному учебному плену общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ №20» города Кирова на изучение  предмета «Технология» в начальной школе выделяется 136 часов. Из них на  в 4 классе отводится  34 часа (1 час в неделю,34 учебные недели). 

4.Описание ценностных ориентиров содержание учебного курса:

  • Духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре, развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы.

  • Формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России,  развитие способности к равноправному сотрудничеству.

  • Формирование целостной картины мира на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства  с миром природы.

  • Развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценности ребёнка; а также на основе мотивации успеха и готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
  • Формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

- внутреннего плана деятельности, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки;

-умение переносить усвоенные знания в практику изготовления изделий;

-коммуникативные умения и навыки, умение принять чужую точку зрения, обсуждать совместную деятельность, распределять обязанности аргументировать свою точку зрения;

-первоначальных конструктивных и технологических знаний, строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоение приёмов работы с различными материалами, соблюдения правил техники безопасности при работе с инструментами, организации рабочего места;

-первоначального умения поиска информации, необходимой для урока;

-творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения технологии:

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

        1.Личностные результаты:

  1. Воспитание патриотизм, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Принятие и освоение  социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  7. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

        2.Метапредметные результаты:

     1.Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной     деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.  

3.Формирование умения планировать, контролировать, корректировать и оценивать учебную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5.Использование различных способов поиска для сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры. Фиксировать в цифровом формате измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

6.Овладение навыками осмысленного чтения текстов. Различение стиля и жанра текстов  в соответствии с целями и задачами. Осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Составление текстов в устной и письменной форме.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям.

8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать  различные точки зрения и права каждого иметь и излагать свою точку зрения и оценку событий.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

       3.  Предметные результаты   обучения:

1.Подготовка материалов к работе. Экономное  расходование материалов.

 2.Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени.

3.Отбор и анализ информации, её использование в организации работы.  

4.Элементарная творческая и проектная деятельность, культура проектной деятельности и оформление документации.

5.Освоение навыков самообслуживания, навыков по уходу за домом и  за комнатными растениями.

6. Выполнение элементарных расчётов стоимости   изготовления изделия.

7. Получат первоначальные представления о созидательном и   нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

8. Первоначальные представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

9. Навыки самообслуживания, овладеть технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоить правил техники безопасности.

10. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения неотложных конструкторских, художественно-конструкторских и организационных задач.

11. Первоначальные знания о правилах создания предметной и информационной среды и умения принимать их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.    

Учащиеся 4 класса научатся:

1.Общекультурным и обще трудовым компетенциям. Основам культуры труда, самообслуживания:

- называть наиболее распространённые в своём регионе  традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе и профессии родителей) и описывать их особенности;

- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство, прочность, эстетичность, руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

- анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

- организовывать своё рабочее место, выполнять доступные по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

2. Технологии ручной обработки материалов, элементам графической грамоты:

- подбирать материалы для изделий по декоративно – художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

- отбирать и выполнять оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении при заготовке, формировании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;

- применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими ( игла, шило);

- выполнять символические действия моделирования и преобразования моделей и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия  по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

3.Конструированию и моделированию:

- анализировать устройство изделия, выделять детали, определять их форму, взаимное расположение, виды соединения деталей;

- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, атак же другие доступные и сходные по сложности;

- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

4. Практике работы на компьютере:

- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско–технологических задач;

- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

- создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера и Power Point.

Ученики получат возможность научиться:

1.Общекультурным и обще трудовым компетенциям. Основам культуры труда, самообслуживания:

- уважительно относиться к труду людей;

- понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, и уважать их;

-понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах; разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте;

- демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

2. Технологии ручной обработки материалов, элементам графической грамоты:

- отбирать и выстраивать оптимальную последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

-прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной  или декоративно-художественной  задачей.

3.Конструированию и моделированию:

- соотносить объёмные конструкции, основанные на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрсток;

- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно- эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

4. Практике работы на компьютере:

- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения и переработки.

6.Содержание учебного предмета:

п/п

Наименование разделов

Количество

часов

Содержание

1

Как работать с учебником.

1

Анализировать и сравнивать учебник и тетрадь, использовать знаково-символические средства.

2

Человек и земля.

21

Осуществлять поиск информации, используя учебник;

Выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия.

Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных задач и реализации проектов. Учитывать выделенные учителем ориентиры деятельности в новом учебном материале учитывать правила планирования и контроля выполнения изделия. Адекватно воспринимать оценку учителя.

3

Человек и вода.

3

Проектировать изделие. Создавать образ в соответствии с замыслом. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Уметь чётко формулировать свои мысли.

4

Человек и воздух.

3

Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику.

5

Человек и информация.

6

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла и поставленной задачи.

Осуществлять информационный и практический поиск  и открытие нового знания. Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6

Итого

34

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

/№

п/п

Тема урока

Кол-во

час

часов

Основные виды деятельности

Знакомство с учебником (1 ч)

1

Как работать с учебником.

1

Развитие умений учащихся ориентироваться в учебнике

и рабочей тетради.

Человек и земля (21 ч)

2

3

Вагоностроительный завод.

2

Конструирование из картона и бумаги.

Выполнение изделия тележка, кузов вагона, пассажирский вагон.

4

5

Полезные ископаемые.

2

Конструирование из металлического конструктора.

Выполнение изделия «Буровая вышка».

Работа с пластилином

«Малахитовая шкатулка».

6

7

Автомобильный завод

2

Конструирование из металлического конструктора.  

Выполнение изделия «Модель КАМАЗа».

8

9

Монетный двор.

2

Проектная работа

Выполнение изделия «Медаль» из фольги.

10

11

Фаянсовый завод

2

Выполнение изделия «Ваза»

Работа с пластилином.

12

13

Швейная фабрика

2

Выполнение изделия «Прихватка», новогодняя   игрушка, «Птичка».

Работа с тканью.

14

15

Обувная фабрика

2

Выполнение  изделия из бумаги «Модель летней  детской обуви».

16

17

Деревообрабатывающее производство

2

Выполнение изделия из древесины «Лесенка для растений»

18

19

Кондитерская фабрика

2

Выполнение изделия «пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье».

20

21

Бытовая техника

2

Выполнение изделия «Настольная лампа».

Сборка простой электрической цепи.

22

Тепличное хозяйство.

1

Выращивание рассады для школьной клумбы, уход за рассадой.

Человек и вода (3 ч)

23

Водоканал

1

Выполнение изделия «Фильтр для воды».

Способы экономного расходования воды.

24

Порт.

1

Выполнение изделия «Канатная лестница».

с использованием способов крепления морскими узлами.

25

Узелковое плетение

1

Выполнение изделия «Браслет» одинарными плоскими узлами.

Человек и воздух (3 ч)

26

Самолётостроение.

1

Выполнение изделия «Самолёт». Конструирование из металлического конструктора.

27

Ракета-носитель

1

Выполнение изделия «Ракета-носитель».

Конструирование из картона и бумаги.

28

 Летательный аппарат.

1

Выполнение изделия «Воздушный змей».

Конструирование из картона и бумаги.

Человек и информация (6 ч)

29

30

Издательское дело.

2

Выполнение изделия «Титульный лист». Работа на компьютере.

31

32

Создание книги.

2

Практическая работа «Содержание книги» на компьютере.

33

Переплётные работы.

1

Выполнение изделия «Дневник путешественника» по собственному эскизу.

34

Итоговый урок.

1

Обобщение полученных знаний, умений, навыков.

Презентация своих работ.

        

Приложение 2

Система оценки знаний учащихся.

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение  всего года обучения в четвёртом классе.

Особенностями системы оценки являются:

- комплексный подход к оценке результатов образования;

 - использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

- использование накопительной системы оценивания («Мои достижения»), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

- использование таких форм и методов оценки, как  проекты, практические работы, самоанализ, самооценка,  наблюдение и др.

На этапе завершения работы над изделием проходит текущий контроль.

Работы оцениваются по следующим критериям:

- качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом;

- степень самостоятельности;

- уровень творческой деятельности;

- соблюдение технологии процесса изготовления изделия;

- чёткость, полнота и правильность ответа;

- соответствие изготовленной детали изделия  и всего изделия заданным характеристикам;

- аккуратность выполнения изделия, экономное использование средств;

- целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия.

Критерии оценок:

«5»: - рационально используется рабочее место,

- полностью соблюдаются правила техники безопасности,

- работа выполнена в заданное время,

- соблюдалась технологическая последовательность

- качество 100%

«4» -небольшие недостатки в планировании и организации рабочего места;

- соблюдаются правила техники безопасности;

- работа выполнена самостоятельно;

- соблюдалась технологическая последовательность, но наблюдались небольшие отклонения при выполнении отдельных операций;

- качество 60-79%.

«3» - недостатки в планировании и организации рабочего места;

- низкая самостоятельность выполнения изделия;

- изделие выполнено с отклонениями то образца;

- изделие не закончено в срок;

-качество 35-59%

«2» - учение не справился с работой, не соблюдал правила техники безопасности,

изделие выполнено с большими отклонениями то образца;

- изделие не закончено в срок, выполнено небрежно;

- качество ниже 35%.

8.Материально-техническая база обеспечения образовательного процесса:

Библиотечный фонд:

Учебно-методическая литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2.Примерная программа начального общего образования.

3.Учебник «Технология», 4 класс (авторы Н.И. Роговцева,  Н.В. Богданова, Н.В.Добромыслова).

4.Рабочая тетрадь «Технология», 4 класс (авторы Н.И. Роговцева,  Н.В. Богданова,      Н.В.Добромыслова).

5. «Технология», 4 класс. Поурочные разработки по технологии 4 класс Т.М.Максимова  

6.CD  «Технология», 4 класс (авторы Н.И. Роговцева,  Н.В. Богданова,      Н.В.Добромыслова).

     Таблицы:

  • Технология работы с тканью.
  • Технология обработки бумаги и картона.
  • Технология организации рабочего места.

    Раздаточный материал:

  • Коллекция «Бумага и картон»
  • Коллекция «Лён. Хлопок. Шерсть».

   ТСО:

  • Магнитная доска
  • Персональный компьютер с принтером
  • Экспозиционный экран 150х150см

Оборудование класса:

  • -комплекты ученических столов и стульев
  • -стол учительский с тумбой
  • -стол компьютерный
  • -шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.

Календарно-тематическое планирование.

п/п

по

теме

Название раздела.

Тема урока

Тип

урока

Элементы содержания урока

Дата

план

Дата

факт

Основные виды

учебной деятельности

Планируемые результаты

освоения материала

Знакомство с учебником (1 ч)

1

1

Как работать с учебником.

УИНМ

Планировать деятельность на основе вопросов рубрики «Вопросы юного технолога».

Познакомиться с критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самооценки.

Познакомиться с условными обозначениями.

Объяснять понятия « технология», «материалы», «инструменты», «технологический процесс», «приёмы работы».

Обобщать знания о материалах и их свойствах инструментах и правилах работы с ними.

Человек и земля  (21 ч)

2

1

Вагоностроительный завод.

Изделие «Ходовая часть (тележка)»,

«Кузов вагона»

«Пассажирский вагон».

УИНМ

Находить информацию об истории ж/д транспорта, видах вагонов, последовательности их сборки. Знакомство с новыми терминами.

Составлять план выполнения  модели. Выполнять  разметку деталей при помощи линейки и циркуля, овладение основами черчения, раскрой деталей ножницами.

Соблюдение правил ТБ.

Объяснить понятия: «машиностроение», «локомотив», «конструкция вагона», «цистерна», «рефрижератор», «хоппер-дозатор», «ходовая часть».

Составлять технологическую карту последовательности выполнения изделия.

Создать модель вагона. Контролировать правильность выполнения модели.

Проводить оценку своей работы и её презентацию.

3

2

УРУиН

4

3

Полезные ископаемые.

Изделие «Буровая вышка».

Практическая  работа

Находить и отбирать информацию

о буровых вышках и их назначении.

Самостоятельно по инструкции собирать вышку. Проводить оценку этапов работы. Контролировать правильность и качество своей работы.

Создать модель буровой вышки из конструктора. Составлять технологическую карту последовательности выполнения изделия.

Провести презентацию работы.

5

4

Полезные ископаемые.

Изделие «Малахитовая шкатулка».

Проектная

работа

Находить и отбирать информацию

о поделочных камнях.

Овладеть техникой лепки слоями для создания имитации малахит.

Распределение обязанностей в группе.

Объяснять понятия «поделочный камень», «имитация», «мозаика».

Знакомство с профессией «мастер по камню». Составлять технологическую карту последовательности выполнения изделия.

Изготовить изделие, провести презентацию групповой работы.

6

5

Автомобильный завод.

Изделие

 модель «КАМАЗа».

Проектная работа

Сбор информации о видах автомобилей, их назначении. Анализировать конструкцию автомобиля, знакомство с названием деталей. Выбрать необходимые для работы детали конструктора.

Соблюдение ТБ при работе с гаечным ключом и отвёрткой.

Создать модель кузова грузовика из металлического конструктора.

Познакомиться с приёмами конвейерной сборки модели.

Объяснять новые термины.

Составлять технологическую карту последовательности выполнения изделия.

Контроль правильность сборки. Презентация групповой работы.

7

6

8

7

Монетный двор.

Изделие «Медаль».

УИНМ

Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских деталей, их изготовлении. Выполнить эскиз сторон медали, перенести эскиз на фольгу при помощи кальки. Осваивать приёмы тиснения фольги.

Соединять детали при помощи пластилина. Соблюдение правил ТБ при работе с фольгой.

Объяснять понятия: «знак отличия», «рельефный рисунок», «аверс», «реверс», «штамповка», «литьё», «тиснение».

Работать с фольгой.

Осваивать правила тиснения фольги.

Составлять технологическую карту последовательности выполнения изделия.

Контролировать правильность выполнения поделки.

9

8

УРУиН

10

9

Фаянсовый завод.

Изделие «Ваза».

УИНМ

Находить и отбирать информацию  о технологии изготовления фаянсовой посуды, об истории возникновения фаянсового производства в России.

Выполнять эскиз декора вазы. Использовать изученные приёмы работы с пластилином.

 Объяснять понятия «фаянс», «обжиг»,  «глазурь», «декор».

Составлять технологическую карту последовательности выполнения изделия.

Контролировать правильность выполнения поделки.

Оценить свои знания, выполнив тест « Как создаётся фаянс».

11

10

УРУиН

12

11

Швейная фабрика.

Изделие «Прихватка» («Новогодняя игрушка», «Птичка»).

УИНМ

Находить и отбирать информацию  о технологии изготовления одежды, последовательностью снятия мерок. Выполнять раскрой деталей по лекалу. Соединять детали строчкой прямых швов. Соблюдать правила ТБ при работе с иглой и ножницами. Самостоятельно декорировать изделие.

Объяснять понятия: «швейная фабрика», «лекало», «мерка», «размер», «раскройщик», «мастер швейного производства». Выполнение прямых стежков, петельных стежков. Составлять технологическую карту последовательности выполнения изделия.

Контролировать правильность выполнения поделки.

13

12

УРУиН

14

13

Обувное производство.

Изделие «Модель детской летней обуви».

Практическая

работа

Находить и отбирать информацию  о технологии изготовления обуви.

Снимать мерки и определять свой размер обуви.

Выделять и сравнивать виды обуви в зависимости от назначения.

Соотносить назначение обуви с материалами, необходимыми для её изготовления.

Анализировать технологию изготовления обуви, определять технологические этапы производства.

Декорировать своё изделие по собственному замыслу.

Объяснять понятия: обувь, натуральные и искусственные материалы, модельная обувь, размер обуви.

Выполнять разметку и  раскрой деталей из бумаги и картона.

Составлять технологическую карту последовательности выполнения изделия.

Контролировать правильность выполнения поделки.

Соблюдать правила ТБ при работе с ножницами.

15

14

УРУиН

16

15

Деревообрабатывающее производство.

Изделие «Лесенка-опора для растений»

УИНМ

Находить и отбирать информацию  о технологии изготовления изделий из древесины.

Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Соотносить размеры лесенки с размерами растения.

Осваивать приёмы работы столярным ножом.

Объяснять понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк.

Называть профессию «столяр».

Рассказывать о свойствах древесины, технологии её обработки.

Различать виды пиломатериалов, способы их производства и обработки с помощью шлифования, склеивания деталей клеем.

Соблюдать правила ТБ при работе с ножом.

Изготавливать изделие из реек, соединяя их клеем.

Самостоятельно декорировать изделие.

Контролировать правильность выполнения поделки.

17

16

УРУиН

18

17

Кондитерская фабрика.

Изделие: пирожное «картошка».

УИНМ

Находить и отбирать информацию  о технологии изготовления  кондитерских изделий, работе кондитеров.

Анализировать технологию производства шоколада, называть ингредиенты, необходимые для его производства.

Анализировать рецепт приготовления пирожного, заполнять технологическую карту с помощью учителя.

Соблюдать правила гигиены при  приготовлении блюда, использовать необходимые кухонные принадлежности и посуду.

Объяснять понятия: какао-бобы, какао-масло, конширование. Называть профессию «технолог-кондитер».

Объяснять технологию производства шоколада, знать ингредиенты, необходимые для его производства.

Знать рецепт приготовления пирожного.

Приготовить пирожное, соблюдая правила гигиены приготовления пищи.

Контролировать правильность приготовления пирожного.

Контролировать правильность выполнения поделки.

Соблюдать правила ТБ при работе с ножницами.

19

18

Практическая

работа

20

19

Бытовая техника.

Изделие «Настольная лампа».

Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов»

УИНМ

Собирать модель лампы на основе простой электрической цепи.

Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять технологическую карту с помощью учителя.

Изготавливать абажур для настольной лампы в технике «витраж».

Выполнять разметку деталей  при помощи линейки, раскрой  при помощи ножа и ножниц.

Использовать навыки работы с бумагой и картоном.

Объяснять понятия: бытовая техника, электрооборудование, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж. Называть профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтёр.

Называть правила эксплуатации бытовой техники, знать её роль в жизни людей.

Объяснять действие простой электрической цепи.

Осваивать работу с батарейкой.

Осваивать приёмы работы в технике «витраж».

Контролировать правильность выполнения поделки.

Соблюдать правила ТБ при работе с  ножом и ножницами.

21

20

Практическая работа

22

21

Тепличное хозяйство.

Изделие «Цветы для школьной клумбы». 

Комбинированный урок

По материалам учебника познакомиться с технологией выращивания  растений в теплице, деятельностью человека по уходу за растениями в теплице.

Анализировать информацию на пакетике с семенами  о сорте растения, однолетник или многолетник, способах высадки, сроке годности.

Подготовить почву для выращивания рассады, высадить семена, ухаживать за рассадой, проводить наблюдения за всходами.

Объяснять понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника. Называть профессии: агроном, цветовод, овощевод.

Рассказывать о технологии выращивания растений в теплицах, знать их назначение.

 Знать правила ухода за растениями. Вырастить рассаду цветов в домашних условиях.

Человек и вода (3 ч)

23

1

Водоканал.

Изделие «Фильтр для очистки воды».

Комбинированный

Составление  рассказа о водоснабжении города и очистке воды по иллюстрации учебника, делать выводы о необходимости экономно расходовать воду, провести эксперимент по очистке воды, изготовить фильтр для воды.

Объяснять понятия «водоканал»,

«фильтрация». Рассказать о значении чистой воды, необходимости её экономить. Знакомиться со способами очистки воды.

24

2

Порт.

Изделие «Канатная лестница».

Практическая работа

 «Технологический рисунок канатной лестницы».

Практическая работа

Знакомство со способами вязания простых узлов, использовать морские узлы для крепления ступенек лестницы, изготовление изделия в соответствии с текстовым и слайдовым планом.

Объяснять понятия «морской узел», «порт», «причал».

Называть профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник.

Осваивать способы крепления предметов при помощи морских узлов (простого, прямого, якорного).

25

3

Узелковое плетение.

Изделие «Браслет»

Практическое занятие

Знакомство с техникой «макрамэ».

Изготовление изделия в соответствии с текстовым и слайдовым планом.

Использовать одинарный и  двойной плоские узлы. Украшать изделие бусинками.

Анализировать изделие, презентовать свою работу.

Сравнивать способы вязания морских узлов и узлов в технике «макрамэ».

Изготовить изделие и украсить в соответствии с собственным замыслом.

Человек и воздух (3 ч)

26

1

Самолётостроение.

Изделие «Самолёт».

Конструирование

Находить информацию по истории самолётостроения.

На основе слайдового плана определять последовательность работы и количество необходимых деталей, а так же способы их соединения. Распределять обязанности в группе. Проводить оценку этапов работы и качество выполнения операций.

Объяснять понятия: самолётостроение, лётчик. Называть профессии: лётчик, конструктор самолетов, лётчик-испытатель.

Изготовить модель самолёта из деталей конструктора. Использовать приёмы работы отвёрткой и гаечным ключом.

27

2

Ракета-носитель.

Изделие «Модель ракеты».

Моделирование.

Находить информацию по истории ракетостроения.

На основе слайдового плана определять последовательность работы и количество необходимых деталей, а так же способы их соединения, самостоятельно выполнять разметку деталей. Проводить оценку этапов работы и качество выполнения операций.

Выполнять модель ракеты из бумаги и картона на основе самостоятельно выполненного чертежа.

28

3

Летательный аппарат.

Изделие « Воздушный змей».

УРУиН

Находить информацию об особенностях конструкции воздушного змея.

 На основе слайдового плана определять последовательность работы и количество необходимых деталей, а так же способы их соединения, самостоятельно выполнять разметку деталей. Проводить оценку этапов работы и качество выполнения операций.

Выполнять изготовление воздушного змея из бумаги и картона на основе чертежа учебника

Называть детали изделии, знать их назначение.

Человек и информация (5 ч)

29

1

Издательское дело.

Изделие «Титульный лист».

Проектная работа

Находить информацию об основных элементах книги, особенностях и назначении титульного листа.

Использовать умение работать с компьютером для создания титульного листа книги, подбирать иллюстративный материал.

Объяснять понятия: издательское дело, печатная продукция, макет, форзац, книжный блок, титульный лист.

Знакомство с профессиями: редактор, художник иллюстратор, корректор.

Называть способы передачи информации.

Создать титульный лист книги в соответствии с собственным замыслом.

30

2

Издательское дело.

Изделие «Таблица».

Проектная работа

Закреплять умения работать на компьютере.

Научиться создавать таблицу, определять количество строк и столбцов таблицы.

Создать произвольную таблицу, соблюдая правила работы на компьютере.

Объяснять понятия: таблица, строка, столбец. Планировать последовательность операций для выполнения собственного замысла.

Помогать одноклассникам при выполнении задания.

31

3

Создание книги.

Практическая работа «Содержание книги»

Практическая работа

Подбирать информацию в соответствии с темой урока.

Печатать текст на компьютере, закреплять умение сохранять и распечатывать текст.

Использовать в  практической деятельности знания программы Microsoft  Word.

32

4

Создание книги.

Практическая работа «Содержание книги»

Практическая работа

33

5

Переплётные работы.

Изделие «Дневник путешественника».

УИНМ

Находить информацию о видах переплётных работ.

Создать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной темой.

Применять умения работать с бумагой и картоном.

Объяснять понятья: переплётная крышка, книжный блок, шитьё втачку.

Применять навыки работы шилом и иглой.

Соблюдать правила ТБ.

34

1

Итоговый урок.

обобщение

Выставить лучшие работы, выполненные в течение учебного года

Подведение итогов года

Презентация лучших работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по технологии

Календарно-тематический план составлен в соответствии с ФГОС, содержит УУД...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...