рабочая программа по технологии для 3 класса
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему

Лыткина Светлана Владимировна

Рабочая программа предназначена для 3 класса по УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya.docx68.78 КБ

Предварительный просмотр:

I.Пояснительная  записка.

     Рабочая программа по технологии разработана  на основе Федерального Государственного образовательного стандарта  начального общего образования, примерных программ начального общего образования, программы по технологии  для начальной школы (автор Н.М. Конышева), «Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ№1 сл. Большая Мартыновка.

Цели программы:  

Основная цель углубление общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннее  развитие личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Её изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Задачи:

           - формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры

   - формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

  - расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;

  - расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;

  -развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения и др.);

  - развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;

  - развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

  - формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;

  - формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;

-  духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.                                                 


     II Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Технология» в начальной школе в 3 классе выделяется 1 час в неделю, 34 часа за год. В соответствии с  календарным учебным графиком  МБОУ-СОШ№1 сл. Большая  Мартыновка в  2014-2015 уч г., количество часов в неделю 1часа, количество часов за год  34 часа.         

III Общая характеристика учебного предмета

В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и прак-тические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей курс технологии можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки и тем самым составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей. Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоциональноволевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития. Учебный материал каждого года имеет системную блочно тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как практико-технологическая предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности. Содержательные акценты  программы сделаны на вопросах  освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся. Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность  учащихся; основные акценты смещаются от изготовления поделок и овладения отдельными приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий. Таким образом, программа и созданный на её основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать как вербального подхода (когда большая часть содержания усваивается «на словах»), так и узко технологического (при котором основное внимание направлено на обучение приёмам практической работы). Сочетание интеллектуального, эмоционального и практического компонентов на базе творческой предметно-преобразовательной деятельности позволяет представить курс технологии в начальных классах как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимальная организация своей деятельности как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

– воспитание ребёнка как члена общества, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;

– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;

– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

IV  Содержание учебного предмета

Формы и образы природы – образец для мастера ( 7 часов)

Рукотворный мир – мир «второй природы». Компьютерные технологии на службе человека, возможности их использования в создании рукотворного мира. Образы природы в изделиях мастеров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах оригами. Новые приёмы  изготовления изделий из бумаги способом складывания. Силуэт: красота линий и форм. Особенности силуэтных изображений, их разновидности и способы вырезания из бумаги. Выразительность силуэтных изображений. Изготовление узоров-силуэтов в квадрате и в полосе. Переработка образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера и пр. Технология изготовления декоративных изделий из бисера.

Характер и настроение вещи ( 7часов)

Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения. Конструирование изделий определённого назначения (передача характера и настроения в вещах): пригласительных билетов и поздравительных открыток, настольных карточек, упаковок для подарков, ёлочных украшений. Новые приёмы построения форм и разметки деталей изделия. Разметка на листе неправильной формы с помощью угольника. Бумажная пластика. Конструирование объёмных изделий из бумаги. Приёмы работы с циркулем. Разметка деталей, построение форм с помощью циркуля. Конструирование и изготовление изделий с использованием циркуля.

Красота и уют нашего дома. Гармония стиля ( 8 часов)

Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с учётом требований стилевой гармонии; новые приёмы обработки ткани. Изготовление простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей. Синтепон; разметка деталей на синтепоне. Сборка и от-делка изделий из ткани. Стилевые особенности записных книжек разного назначения. Конструирование записной книжки в мягкой обложке.

От мира природы – к миру вещей (2 часов)

Чудесный материал – соломка. Конструирование изделий из соломки. Использование человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных изделиях. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей.

Практика работы на компьютере (10 часов)

Компьютер как техническое устройство для работы с информацией. Основные устройства компьютера. Назначение основных устройств компьютера. Организация работы на компьютере. Подготовка компьютера к работе (включение компьютера). Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Правила безопасности при работе на компьютере. Понятия «винчестер», «дискета», «электронные диски», «компактные устройства-брелкиUSBflash». Мышь. Устройство мыши. Приемы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажере как программном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие об управлении работой компьютерной программой. Управление работой компьютерной программы с помощью мыши. Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Графические редакторы, их назначение и возможности использования. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого замысла.

Проектная деятельность.

Проекты:

1.«Образы природы в оригами»

2.«Сервиз для кухни сказочного героя»

3. Творческое конструирование. Доконструирование  записной книжки по творческому заданию.

V Результаты освоения учебного предмета технология

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам природы и их отражению в произведениях искусства.

Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе.

Проявлять внимательное и уважительное отношение к народной культуре и традициям.

Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.

Регулятивные УУД

Самостоятельно планировать умственные и практические действия.

Руководствоваться правилами при организации рабочего места и выполнении работы

Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.

Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.

Прогнозировать действия, необходимые для получения определённого декоративно-художественного эффекта.

Осуществлять мысленную трансформацию формы.

Оценивать природные материалы с точки зрения художественно-эстетической выразительности.

Воспринимать объяснения и инструкции учителя.

Проектировать изменение конструкции изделия в соответствии с дополнительной функцией (мини-

проект). Проявлять познавательную самостоятельность, настойчивость в решении поставленных задач. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

    Познавательные УУД

Воспринимать и анализировать, читать простейшую техническую документацию (технический рисунок, чертёж, эскиз) в учебнике и объяснения учителя. Ориентироваться в содержании учебника.

Воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь).

Проводить эксперименты с материалами. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.

Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Проектировать декоративно-художественную композицию для воплощения собственного замысла. Читать чертёжно-графическую документацию, выполнять работу на её основ.

   Коммуникативные УУД

Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников. Осуществлять совместную деятельность по изготовлению изделий.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология»

Учащиеся будут знать:

-о предметном мире как основной среде обитания современного человека;  о ценности и значении изучения объектов природы для создания гармоничного предметного мира (человек многое заимствует у природы в формах, устройстве изделий); -об общих правилах создания предметов рукотворного мира: о соответствии изделия обстановке, удобстве в использовании, эстетической выразительности;

-наиболее распространённые виды соединения деталей в изделиях (неподвижное и подвижное), способы создания некоторых разновидностей неподвижных и подвижных соединений в конструкциях из различных материалов;

- правила безопасной работы с циркулем, шилом и канцелярским ножом;

-о выполнении построения и разметке деталей соответствующих форм (круг, равносторонний треугольник, вписанный в круг) с помощью циркуля; -о построении прямоугольных фигур на листе неправильной формы с помощью угольника;

-о персональном компьютере как техническом средстве и возможностях его использования для решения простых художественно-конструкторских задач;  

-об особенностях силуэтных изображений, их художественной выразительности и способах вырезания силуэтов различных видов из бумаги.

Учащиеся могут знать:

-о первичности мира природы по отношению к искусственно созданному миру вещей;

-о бионике как науке, использующей для решения технико-технологических задач «конструктивные изобретения» природы;  

-об отдельных законах механики, используемых при конструировании предметной среды (на уровне общих представлений);

-о необходимости изменения и творческой переработки (стилизации природных форм в бытовых вещах в соответствии с их функцией, о приёмах стилизации природных форм в вещах;

- о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область её применения;

-универсальные вещи отличаются строгостью и простотой.

Учащиеся будут уметь:

-оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;  решать простые задачи конструктивного характера, связанные с изменением вида и способов соединения деталей.

-конструирование или частичное переконструирование изделия) в соответствии с новыми требованиями и условиями использования изделия;

-выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;

-выполнять построение прямоугольника на листе неправильной формы с помощью угольника и линейки;

-соблюдать безопасные приёмы работы с новыми инструментами – циркулем и канцелярским ножом, правильно их использовать;

-соблюдать безопасные приёмы работы на компьютере;

-выполнять шов «назад иголку» и использовать его при изготовлении изделий;

-изготавливать изделия из бисера по простым схемам; -целенаправленно вносить изменения в схемы в соответствии с простыми задачами конструктивного и декоративного плана;

-изготавливать изделия из различных пластических материалов;

-использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с конструктивной или декоративно - художественной задачей.

Учащиеся могут уметь:

-осознанно подбирать материалы для изделий на основе полученных представлений об их конструктивных и декоративно- художественных свойствах и в соответствии с поставленной задачей;

-придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;

-выполнять стебельчатый шов и использовать его при изготовлении изделий; конструировать простые изделия (или дорабатывать конструкции) с учётом некоторых требований и законов механики.

 Система оценки освоения учебного предмета .

При  использовании  системы оценивания следует учитывать цели контроля успевае-мости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер их труда.

Оценивание теоретических знаний.

 При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», пра-вильно применять и произносить термины.

«5» ставится, если обучаемый:

 -  полностью усвоил учебный материал;

 -  умеет изложить его своими словами;

 -  самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

 -  правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«4» ставится, если обучаемый:

 -  в основном усвоил учебный материал;

 -  допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

 -  подтверждает ответ конкретными примерами;

 -  правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«3» ставится, если обучаемый:

 -  не усвоил существенную часть учебного материала;

 -  допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

 -  затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

 -  слабо отвечает на дополнительные вопросы.

«2» ставится, если обучаемый:

 -  почти не усвоил учебный материал;

 -  не может изложить его своими словами;

 -  не может подтвердить ответ конкретными примерами;

 -  не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Оценивание практических работ.

Учитель выставляет обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.

«5» ставится, если обучаемым:

 -  тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

 -  правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;

 -  изделие изготовлено с учетом установленных требований;

 -  полностью соблюдались правила техники безопасности.

«4» ставится, если обучаемым:

 -  допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

 -  в основном правильно выполняются приемы труда;

 -  работа выполнялась самостоятельно;

 -  изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

 -  полностью соблюдались правила техники безопасности.

«3» ставится, если :

 -  имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

 -  отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

 -  самостоятельность в работе была низкой;

 -  изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

 -  не полностью соблюдались правила техники безопасности.

«2» ставится, если:

 -  имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

 -  неправильно выполнялись многие приемы труда;

 -  самостоятельность в работе почти отсутствовала;

 -  изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

 -  не соблюдались многие правила техники безопасности.

Контрольных работ по технологии программа  не предусматривает.

Особенности оценка индивидуального проекта

              Количество проектных работ устанавливается по каждому предмету в соответствии с рекомендациями к программе учебно-методического комплекта  «Гармония»  и  должно быть следующим:

класс

                                                    Предметы

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

Иностранный язык

Музыка

Изо

Технология

физкультура

ОРКСЭ

3

2

2

1

2

2

1

2

3

2

В рабочей программе в разделе «Содержание учебного предмета» отражаются  направления проектной деятельности обучающихся; к рабочим программам  прилагается  график проектной деятельности на учебный год.

В календарно-тематическом планировании по всем предметам учебного плана при выполнении проектов в графе « Деятельность  обучающихся» планируется  составление   плана действий по проекту.

В начальных классах  предусматривается работа в  системе  над формированием  у обучающихся умений составлять личных план действий по проекту.

 Проекты разрабатываются и защищаются обучающимися в соответствии с графиком проектной деятельности на учебный год;

Отметки «5», «4», «3», «2» по проекту  не выставляются. Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат..  В целях мотивации нужна оценка проекта через голосование: ученикам выдаются бюллетени, на которых они пишут фамилию, имя ученика.чей проект больше понравился. Возможна оценка проектов по номинациям: креативность( оригинальность ) ; информационность ; художественность; аккуратность и т. д.

Школьники, добившиеся особых результатов в выполнении проекта,  отмечаются дипломами, грамотами, подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Для этого необходимо выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.

Работа над проектом осуществляется согласно следующих этапов:

Подготовительный этап. Подготовка к разработке проекта осуществляется на занятии со всеми детьми класса. Учитель отбирает возможные темы и предлагает ученикам выбрать понравившуюся тему проекта для самостоятельной работы. При этом, над одним проектом могут работать сразу несколько учеников. Темы могут быть предложены и учащимися. На этом этапе происходит установление сотрудничества учителя и учеников, высказываются идеи и гипотезы по методам решения проблемы в проекте. Ученики входят в состояние заинтересованности задачей, задают вопросы. Учитель актуализирует проблему и выводит мышление учеников на поисковый уровень.

Этап планирования. На следующем занятии учащиеся под руководством учителя обговаривают план действий по выполнению проекта. Возможно объединение учеников в  команды для выполнения коллективного проекта. Учитель выслушивает идеи детей, подсказывает, как найти источники сбора материала и методы его обработки. Дополнительно проговариваются требования к оформлению результатов работы. Если проект объемный, учитель заранее готовит литературу, которой могут воспользоваться дети, определяет области поисковой деятельности.

Этап исследования. Детьми совместно со взрослыми (педагогами, родителями) производится сбор и уточнение информации. Дети делятся результатами собранных материалов. Происходит развитие познавательной активности, самостоятельности. Учащиеся в группах, а затем в классе совместно уточняют, как будет представлен проект: выставка, презентация, отчет, альбом, видеофильм, мероприятие и др.

Этап оформления материалов. Учащиеся под руководством учителя, родителей  оформляют результаты в соответствие с принятыми правилами.

Требования к оформлению технического(конструкторского); познавательного или информационного; социального проектов:

Титульный лист: тема проекта(его тип), оборудование, данные об авторе проекта.2лист-план действий обучающегося  по подготовке проекта,  3лист-продукт проектной деятельности:  рисунок, театрализация сказки, газета, сценарий , учебное пособие, опорные карточки по теме, разработка памяток, кукольные постановки,чертеж,  ролевая игра, реклама, доклад-информация, буклет и т.д.; презентация ( не более 5-7 слайдов)

Требования к оформлению исследовательского проекта (виды: презентация, схема-модель,доклад):

1.Тема в виде вопросительного предложения; данные об авторе проекта.

2.Актуальность(зачем изучается эта тема?)

3.План действий .

4.Информация.

5.Вывод или «Мое маленькое открытие»

Этап презентации. Это своеобразная защита проекта. Происходит демонстрация продукта работы, небольшое индивидуальное или коллективное выступление детей с рассказом как именно они работали над проектом . Каждый ребенок выполняет свою роль при защите проекта, получает оценку своего труда.

Памятка для обучающихся, защищающих проект.

  • Огласите название вашего проекта, объясните, почему вы выбрали эту тему.
  • Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут.
  • Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.
  • Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.
  • Употребляйте только понятные вам термины.
  • Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
  • Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).
  • Старайтесь ответить на все вопросы обучающихся по своему проекту.
  • На поставленный вопрос следует отвечать кратко.
  • Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».
  • После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.
  • Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.

                  В ходе презентации ученики  учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность. При этом демонстрируется и наглядный материал, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

Этап рефлексии. Проводится анализ выполнения проекта в коллективе учащихся: успехи и неудачи, их причины. Обучающиеся участвуют в обсуждении проектов, осуществляют устную самооценку.

Проводится анализ достижения поставленной цели. Учитель делает акцент на успехах учеников.

Только при прохождении всех этапов работы над проектом могут быть достигнуты положительные результаты.

VI Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

 Наименования  учебного оборудования

1.    

Книгопечатная продукция

  •  Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. Издательство  Москва« Просвещение», 2011 год.
  •  Примерные программы начального общего образования. Издательство Москва « Просвещение», 2011 год, в 2-х частях.
  • Программа по технологии для начальной школы (автор Н.М.Конышева). Издательство Смоленск « Ассоциация XXI  век», 2013год.

Комплект учебников для учащихся:

  • Н.М.Конышева «Технология» учебник. 3 класс. Издательство Смоленск « Ассоциация XXI  век», 2013 год.
  • Н.М.Конышева «Технология», тетрадь в 2-х частях. 3 класс. Издательство Смоленск « Ассоциация XXI  век», 2013 год.

Методические пособия для учителя:

  • Н.М.Конышева. «Методические рекомендации к учебнику «Технология» 3 класс.Издательство Смоленск «Ассоциация XXI  век», 2013 год.

2.  

Технические средства обучения (ТСО)

  • Интерактивная доска.
  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор

3.    

Натуральные объекты

Глина. Текстильные материалы. Нитки. Фольга. Ткань. Упаковочные коробки. Соломенная крошка. Пластиковые упаковки-капсулы.

4.

Учебно-практическое оборудование

  • Инструментов для работы с различными материалами.

Ножницы, стека, игла


VII.Календарно- тематическое планирование

урока

Дата

план

Дата

факт

Тема урока

(изделие)

Содержание курса

Деятельность

учащихся

Методы оценки

достижений

учащихся

Формы и образы природы – образец для мастера (7 часов)

1

5.09

Вводный урок. Тема года и четверти.

Учебник -с.3.

Рабочая тетрадь №1, с.3,

Ознакомление с задачами, содержанием и организацией работы в предстоящем учебном году.

Формирование умения работать с информацией (учебником).

Формирование представлений о гармонии объектов природы, установки на их внимательное и вдумчивое изучение.

Рассматривать, читать учебник и рабочие тетради.

Обсуждать содержание учебника и тетрадей, в том числе тематику и содержание предстоящей проектной работы.

Рассказывать о своем понимании связей рукотворного мира с миром природы.

Обсуждать (повторять) вопросы культуры и организации труда на уроках технологии, подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте в течение урока и его уборке, об известных правилах обращения с инструментами.

Оформить индивидуальную рабочую тетрадь на печатной основе.

Решать  задачи на мысленную трансформацию заготовок из бумаги.

 Выполнять практическую работу по схематической инструкции (изготавливать изделия по графическим схемам).

Рассказ  ученика

2

12.09

Стилизация образов природы в оригами.

Учебник – с.10-17;

Рабочая тетрадь№ 1 с. 4-9.

Ознакомление с новыми технологиями получения форм и изготовления фигур в оригами. Расширение и детализация знаний и представлений о формах природных объектов и их стилизации в изделиях.

Развитие умения работать по инструкции в виде графической схемы.  Развитие тонкой моторики, внимания, творческого воображения, ассоциативно-образного мышления.

Изделия: фигурки курицы, голубя(идр.).

Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами).

Читать и анализировать графические схемы изготовления изделий.

Рассказывать об этапах работы по графической инструкции.

Вырезать детали по прямолинейной разметке.

Упражняться в аккуратном и точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги.

Анализировать различные способы работы, обсуждать их и сравнивать.

Решать задачи на мысленную трансформацию исходной формы при работе с бумагой.

Изготавливать фигурки курицы и голубя по графической инструкции, вносить в изделия творческие дополнения. Составлять план действий по проекту.

Работа в паре

3-4

19.09

26.09

Вырезание из бумаги. Силуэт.

Учебник –с.18-19;

Рабочая тетрадь №1 с. 10-11

ТБ при работе с ножницами.

Ознакомление с декоративно-художественными особенностями силуэтных изображений.

Освоение технологии вырезания силуэтов из бумаги.

Расширение культурного кругозора.

Развитие воображения, пространственного мышления, тонкой моторики, эстетического вкуса.

Воспитание внимательного отношения к формам и образам природы.

Воспитание интереса и уважения к произведениям мастеров.

Вырезные узоры и композиции.

Читать текст, воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее.

Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами).

Анализировать особенности силуэтных изображений, их художественную выразительность, приемы изготовления изделий.

Упражняться в вырезании простых симметричных и асимметричных силуэтных изображений.

Упражняться в применении средств художественной выразительности при изготовлении силуэтов.

Решать задачи на мысленную трансформацию узоров в квадрате и в полосе  в соответствии с правилами их создания.

Изготавливать изделия с симметричной (в квадрате) полосе  и асимметричной композицией в технике силуэтного вырезания.

Презентация проекта: «Образы природы в оригами»

5

3.10

Силуэт: строгий

расчёт.

Учебник –с.12-15

Рабочая тетрадь №1 с.12-15

ТБ при работе с ножницами.

Ознакомление с декоративно-художественными особенностями силуэтных изображений.

Освоение технологии вырезания силуэтов из бумаги.

Расширение культурного кругозора.

Развитие воображения, пространственного мышления, тонкой моторики, эстетического вкуса.

Воспитание внимательного отношения к формам и образам природы.

Воспитание интереса и уважения к произведениям мастеров.

Вырезные узоры и композиции.

Читать текст, воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее.

Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами).

Анализировать особенности силуэтных изображений, их художественную выразительность, приемы изготовления изделий.

Упражняться в вырезании простых симметричных и асимметричных силуэтных изображений.

Упражняться в применении средств художественной выразительности при изготовлении силуэтов.

Решать задачи на мысленную трансформацию узоров в квадрате и в полосе  в соответствии с правилами их создания.

Изготавливать изделия с симметричной (в квадрате) полосе  и асимметричной композицией в технике силуэтного вырезания.

Фронтальный контроль

6-7

10.10

17.10

Образы природы в коллаже

Учебник –с.24-29;

Рабочая тетрадь №1 с.16-17.

ТБ при работе с ножницами.

Ознакомление с декоративно-художественными особенностями коллажа.

Освоение технологии изготовления коллажа из бумаги и ткани.

Расширение культурного кругозора.

Развитие воображения, пространственного мышления, тонкой моторики, эстетического вкуса.

Воспитание интереса и уважения к произведениям мастеров. Коллажи из ткани и бумаги. Композиция «Сказочная птица»; комбинированная техника.

Читать текст, рассматривать образцы изделий и композиций.

Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее.

Анализировать способы и правила изготовления коллажа из бумаги и ткани.

Обсуждать варианты работы с товарищами.

Создавать групповые или индивидуальные композиции на плоскости в технике коллажа.

Работа в группе

Характер и настроение вещи.(7 ч)

8-9

(1-2)

24.10

31.10

Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей.

Учебник –с.54-67;

Рабочая тетрадь №1 с.24-29

ТБ при работе с ножницами.

Формирование у учащихся представлений о «характере», эмоционально-художественной выразительности, информативности вещей.

Формирование представлений о единстве формы и функции в вещах.

Закрепление чертежно-графических знаний и умений.

Формирование умений подбора средств художественной выразительности в соответствии с творческим замыслом; развитие вкуса.

Развитие образного мышления, творческого воображения.

Воспитание эстетического отношения к окружающему миру. Пригласительные билеты и поздравительные открытки.

Открытка с окошком.

Читать, слушать объяснения, рассматривать, анализировать, сравнивать образцы изделий.

Обсуждать особенности и основные правила изготовления открыток с окошком.

Решать творческие задачи художественно-конструкторского плана.

Создавать эскизы открытки с окошком в рабочей тетради.

Выполнять построение прямоугольной заготовки – основы открытки.

Осваивать новые приемы работы.

Изготавливать открытку.

Индивидуальный контроль

10-11

(3-4)

14.11

21.11

Новые приемы бумагопластики.

Учебник –с.82-87;

Рабочая тетрадь №1 с.34.

ТБ при работе с ножницами.

Формирование новых приёмов обработки и пластической трансформации бумажных заготовок. Совершенствование приёмов построения прямоугольной развёртки. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий.

Развитие внимания, воображения и пространственного мышления.

Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.

Дед Мороз и Снегурочка.

Рассматривать, анализировать и сравнивать образцы изделий.

Решать задачи на построение развёрток, создание образа игрушки.

Подбирать материалы в соответствии с решаемой декоративно-художественой задачей.

Обсуждать возможные варианты выполнения работы.

Выполнять построение прямоугольных деталей.

Выполнять разметку деталей декора известными способами.

Изготавливать игрушку по образцу и по замыслу.

Самостоятельная работа

12-13

(5-6)

28.11

5.12

Приёмы построения и разметки форм с помощью циркуля.

Учебник –с.88-97;

Рабочая тетрадь №1 с.35-38.

ТБ при работе с ножницами и циркулем.

Формирование приемов работы с циркулем, умений выполнять чертежно-графические работы с помощью циркуля.

Развитие внимания, воображения и пространственного мышления.

Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий.

Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.

Воспитание коммуникативных умений

Подвеска на ёлку.

Рассматривать и обсуждать образцы изделий.

Упражняться в выполнении разметки с помощью циркуля и линейки.

Упражняться в построении окружности и различных фигур с помощью циркуля и линейки.

Решать задачи на мысленную трансформацию объемных изделий.

Обсуждать возможные варианты выполнения работы.

Выполнять построение деталей с помощью циркуля и линейки.

Изготавливать фонарик по образцу и по инструкции.

Решать творческие задачи.

Фронтальный контроль

14

(7)

12.12

 Единство вещи и упаковки к ней. Повторение и закрепление различных способов разметки, сборки и отделки изделий

Учебник –с.72-81;

Рабочая тетрадь №1 с.30-33

ТБ при работе с ножницами.

Расширение знаний и представлений о функциях упаковки, единстве упаковки и вещи.

Закрепление умений строить прямоугольник с помощью угольника, читать чертёж и технический рисунок изделия и работать по ним.

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Воспитание аккуратности, художественного вкуса.

Упаковка для подарка к Новому году и Рождеству.

Читать тексты учебника, воспринимать и анализировать образцы изделий.

Рассматривать и анализировать графическую техническую документацию: чертеж, технический рисунок, эскиз.

Решать задачи на мысленную трансформацию объемной формы в плоскую развертку.

Выполнять расчетно-измерительные и вычислительные задания.

Решать задачи на создание адекватного образа подарочной упаковки.

Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать варианты.

Выполнять построение прямоугольной развёртки в соответствии с чертежом.

Выполнять работу по созданию декора упаковки.

Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (8 ч)

15-17

(1-3)

19.12

26.12

16.01

Стилевое единство в вещах. Изготовление простейшей выкройки. Разметка и раскрой парных деталей из ткани. Шов строчка.

Учебник –с.102-115;

Рабочая тетрадь №2-с.4-9.

ТБ при работе с иглой и ножницами.

Расширение культурного кругозора, знаний и представлений о культуре быта.

Формирование знаний и представлений о стиле и стилевой гармонии.

Развитие чувства стиля.

Воспитание усидчивости и аккуратности.

Формирование приемов изготовления простейшей выкройки.

Ознакомление с новыми свойствами текстильных материалов, расширение сенсорного опыта.

Формирование умений разметки и раскроя парных деталей из ткани.

Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления.

Прихватка для горячей посуды. Чайная грелка.

Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать образцы.

Обсуждать информацию.

Решать творческие художественно-конструкторские задачи.

Выполнять эскизы кухонных прихваток в рабочей тетради.

Вносить конструктивные изменения и дополнения в эскизы в соответствии с заданием.

Изготавливать выкройку прихватки(грелки).

Осваивать новые приемы разметки деталей на ткани и синтепоне.

Выполнять разметку и раскрой деталей из ткани и синтепона.

Осваивать приемы сшивания деталей из ткани.

Изготавливать прихватку(чайную грелку) в соответствии с инструкцией.

Решать задачи на поиск наиболее адекватных способов отделки изделия.

Выполнять отделку изделия в соответствии с замыслом.

Мини-проект: эскиз комплекта для кухни (прихватка для горячей посуды и грелка на чайник).

18-19

(4-5)

23.01

30.01

Проектирование предметов по принципу стилевого единства.

Сервиз (лепка, роспись).

Учебник –с.140-143;

Раб.тет. №2-с.15-19.

Расширение культурного кругозора, знаний о традициях и новаторстве в создании бытовых вещей декоративно-прикладного вида.

Формирование представлений о приемах стилизации природных форм в бытовых вещах.

Совершенствование приемов лепки.

Развитие чувства формы.

Развитие конструктивности, целесообразности, вариативности мышления.

Развитие тонкой моторики, воображения, ассоциативно-образного мышления.

Развитие художественного вкуса и интереса к культурно-историческим традициям.

Воспитание уважительного отношения к работе мастеров.

Читать, слушать объяснения, рассматривать и анализировать образцы, их художественно- эстетические особенности.

Анализировать и обсуждать предлагаемые в учебнике варианты решения задачи и использованные в них способы стилизации природных форм в бытовых вещах.

Изготавливать макеты бытовых вещей на основе стилизованных природных форм – в соответствии с изученными правилами. Составлять план действий по проекту.

Проект: «Сервиз для кухни сказочного героя.»

20-21

(6-7)

6.02

13.02

Конструирование более сложной выкройки. Новые приёмы шитья.

Учебник –с.120-126;

Раб.тет. №2-с.10-11.

ТБ при работе с ножницами, иглой.

Расширение культурного кругозора, воспитание бытовой культуры.  

Обучение приему конструирования более сложной выкройки.

Закрепление и совершенствование приемов шитья.

Развитие смекалки, конструктивности и вариативности мышления.

Обучение новым приемам работы с тканью.

Обучение новым приемам работы с тканью

Воспитание аккуратности, усидчивости и добросовестности в работе.

Обложка из ткани для книг.

Рассматривать и обсуждать образцы.

Читать, слушать, оценивать и обсуждать информацию.

Производить измерения, вычисления для определения размеров обложки.

Решать задачи на построение выкройки.

Изготавливать бумажную выкройку обложки.

Читать словесную и графическую инструкцию и выполнять работу в соответствии с ней.

Осваивать новые приемы работы.

Сшивать обложку.

Обрабатывать край обложки, используя освоенные швы.

Работа в паре

22

(8)

20.02

Конструкция и образ записной книжки. Простой переплёт.

Записная книжка.

Учебник –с.130-121139;

Раб. Тет. №2-с.12-14.

ТБ при работе с шилом, иглой, ножницами.

Расширение представлений о единстве функционального и эстетического аспектов в изделии.

Формирование умения анализировать конструкцию изделия и устанавливать взаимосвязи между особенностями его функции и конструктивными особенностями.

Совершенствование расчетно-измерительных, чертежно-графических умений; закрепление приема разметки прямоугольника с помощью угольника.

Освоение приема сшивания тетради «в 3 прокола»;

Развитие чувства стиля, конструктивности, целесообразности и гибкости мышления.

Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда.

Рассматривать,  изучать, обсуждать образцы изделия.

Воспринимать информацию о взаимосвязи формы изделия с его назначением.

Выполнять построение прямоугольных деталей с помощью чертежно-измерительных инструментов.

Выполнять сшивание тетради в три прокола.

Решать художественно-конструкторские задачи.

Осваивать приемы работы с фальцлинейкой, шилом и канцелярским ножом.

Изготавливать записную книжку в мягкой обложке. Составлять план действий по проекту.

Презентация

проекта: творческое конструирование. Доконструирование  записной книжки по творческому заданию.

ПРАКТИКА РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ(10 ч.)

23

(1)

27.02

Технические устройства для работы с информацией.

Компьютер как техническое устройство для работы с информацией. Основные устройства компьютера. Назначение основных устройств компьютера.

Наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы ( графика, тексты, видео, интерактивное видео),процессы создания информационных объектов с помощью компьютера. Исследовать (наблюдать,  сравнивать, сопоставлять):

— материальные и информационные объекты;

— инструменты    материальных   и информационных технологий;

— элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы); их свойства: цвет, ширину и шаблоны линий; шрифт,  цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзацев; — технологические свойства — способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление,  копирование и вставка текстов.

Проектировать  информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий,  корректировать замысел и готовую продукцию в  зависимости    от    возможностей конкретной инструментальной среды.

Искать,  отбирать  и использовать необходимые составные элементы   информационной   продукции (изображения, тексты, звуки, видео).

Планировать   последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от особенностей конкретной инструментальной среды. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать(осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

Индивидуальный контроль

24

(2)

6.03

Компьютер.

Организация работы на компьютере. Подготовка компьютера к работе (включение компьютера). Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

25

(3)

13.03

Правила безопасной работы на компьютере.

Правила безопасности при работе на компьютере.

26

(4)

20.03

Технические устройства, которые можно подключить к компьютеру.

Знакомство с техническими устройствами, которые можно подключить к компьютеру.

27

(5)

3.04

Носители информации. Работа с электронным диском.

Усвоение новых понятий «винчестер», «дискета», «электронные диски», «компактные устройства-брелкиUSBflash».

самоконтроль

28-29

(6-7)

10.04

17.04

Компьютерные программы. Как работать с компьютерной мышью.

Мышь. Устройство мыши. Приемы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажере как программном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие об управлении работой компьютерной программой. Управление работой компьютерной программы с помощью мыши.

30

(8)

24.04

Как управлять работой программы. Клавиатура компьютера.

Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

31

(9)

8.05

Контрольные задания.

Обобщение и систематизация, полученных знаний.

Контрольные задания

32

(10)

15.05

Работа над ошибками.

 Графические редакторы. Как выключить компьютер.

Графические редакторы, их назначение и возможности использования. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого замысла.

взаимоконтроль

От мира природы – к миру вещей (2 ч)

33-34

(1-2)

22.05

29.05

Формы и образы реальных животных и их передача в пластике.  

Учебник –с.122-127;

Обогащение и детализация знаний и представлений о формах, образах животных, особенностях их пластики.

Закрепление и расширение способов пластического изображения животных в процессе лепки.

Совершенствование способов лепки из целого куска пластилина.

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения и речи.

Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления.

Развитие художественного вкуса.

Воспитание интереса к окружающему миру.

Лепка животных по наблюдениям.

Читать, слушать информацию о скульптурных изображениях животных, способах лепки из целого куска пластилина, средствах художественной выразительности в пластике, обсуждать ее; рассматривать образцы.

Проводить целенаправленные наблюдения за животными с целью детализации знаний и представлений об их внешности, пластике.

Вообразить любимое животное в виде скульптурного изображения.

Упражняться в использовании новых знаний и освоенных приемов работы для создания выразительного образа.

Создавать одно фигурную пластическую композицию в технике лепки из пластилина.

Работа в группе

       СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                       СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                                                               Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ – СОШ № 1                                                                                                                             ____________________ /Безверхова В.И./

сл.Большая Мартыновка

             от__________________ 2014 г.   № ____                                                                                                       ____________________ 2014 г

         

           председатель методического совета

       

           __________________             /Басюк Е.П./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе  "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...

Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы  «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...