Рабочая программа: Технология
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Н.И.Роговцевой, С.В.Анащенковой «Технология», 4 класс, 2011г., М.: «Просвещение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_moya_4_klass.docx | 123.66 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 5 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Утверждаю: к использованию в учебном процессе директор ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани ____________________ М.А.Сорокина « ____» _________2014 г | Согласовано: Зам. директора по УВР ______________________ «____»_________2014г.
| Рассмотрено: на заседании МО учителей начальных классов Протокол №1 от «____»________2014г. Руководитель МО ______________________ Вагина Н.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Технология
Класс 4 «А»
Учитель Быданцева Ольга Владимировна.
Количество часов 34 часа (1 час в неделю)
Программа разработана на основе Примерных программ по технологии
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, сборника рабочих программ 1 – 4 классы «Школа
России», М.Просвещение, 2011г., программы курса технология , 4 класс,
автор Н.И. Роговцева.
УМК «Школа России», в соответствии с ФГОС НОО.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Н.И.Роговцевой, С.В.Анащенковой «Технология», 4 класс, 2011г., М.: «Просвещение».
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность.
Цели изучения технологии в начальной школе:
• овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
• освоение продуктивной проектной деятельности.
• формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
Обучающие:
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места.
Развивающие:
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека;
- развитие коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата.
Воспитательные:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (34 учебных недели), что соответствует учебному плану.
Результаты изучения курса
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Тематическое планирование, характеристика деятельности.
Технология, 4 класс.
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Как работать с учебником. (1ч) Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы. Понятия: технология, материалы, инструменты, технологический процесс, приемы работы. | Обобщить знания о материалах и их свойствах; инструментах и правилах работы с ними. Планировать деятельность по выполнению изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты. Познакомиться с критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самоконтроля и самооценки. Создавать условные обозначения производств (пиктограммы), наносить их на контурную карту России в рабочей тетради. |
Человек и земля (21 ч) | |
Вагоностроительный завод (2 ч.) Знакомство с развитием железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона. Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развертки вагона, чертеж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона. Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова. Изделия: «Кузов вагона», «пассажирский вагон». | Находить и отбирать информацию об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательности их сборки из текстов учебника и других источников. Выбирать информацию, необходимую для выполнения изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдать правила безопасного использования этих инструментов. Создавать разные виды вагонов. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. С помощью учителя заполнять технологическую карту, анализировать ее структуру, сопоставлять технологическую карту с планом изготовления изделия. Организовывать рабочее место. Рационально использовать материалы при разметке и раскрое изделия. Распределять роли и обязанности при выполнения проекта. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
Полезные ископаемые (2 ч.). Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. Проектная работа. Понятия: полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга. Профессии: геолог, буровик. Изделие: «Буровая вышка». | Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей полезных ископаемых посредством бурения и поиском полезных ископаемых, из материалов учебника и других источников. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Выбирать информацию, необходимую для выполнения изделия, объяснять новые понятия. Анализировать конструкцию реального объекта и определять основные элементы конструкции. Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды соединений. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, заполнять технологическую карту. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвертки, гаечного ключа). Самостоятельно собирать буровую вышку. Распределять роли и обязанности при выполнения проекта. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление отдельных элементов («малахитовых плашек») учащимися. Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика. Изделие: «Малахитовая шкатулка». | Находить и отбирать информацию о создании изделий из поделочных камней и технологии выполнения «русская мозаика» из материалов учебника и других источников. Выбирать информацию, необходимую для выполнения изделия, объяснять новые понятия. Овладевать технологией лепки слоями для создания имитации рисунка малахита. Смешивать пластилин близких и противоположных оттенков для создания нового оттенка цвета. Использовать приемы работы с пластилином. Выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия. Выполнять соединение деталей, подбирая цвет и рисунок «малахитовых кусочков». Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. Распределять роли и обязанности при выполнения проекта. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
Автомобильный завод (2 ч.). Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы. Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Совершенствование навыков работы с различными видами конструкторов. Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция. Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика». | Находить и отбирать информацию о развитии автомобилестроения в России, видах, назначении и конструкции автомобиля «КамАЗ» и технологическом процессе сборки на конвейере из материалов учебника и других источников. Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выбирать информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Анализировать конструкцию реального объекта (автомобиля «КамАЗ») и определять основные элементы конструкции. Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды соединений. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. Составлять план изготовления изделия, заполнять технологическую карту. Распределять роли и обязанности при выполнения проекта. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
Монетный двор. Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым приемом – тиснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой – фольгой. Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литье, тиснение. Изделие: «Стороны медали», «Медаль». | Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников. Сравнивать стороны медали, объяснять особенности их оформления в зависимости от назначения. Выполнять эскиз сторон медали на основе образца, приведенного в учебнике, переносить эскиз на фольгу при помощи кальки. Осваивать правила тиснения фольги. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять технологическую карту. Соблюдать правила безопасного использования инструментов. Распределять роли и обязанности при выполнения проекта. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
Фаянсовый завод (2 ч.). Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать с пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса. Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор. Профессии: скульптор, художник. Изделие: «Основа для вазы», «Ваза». Тест: «Как создается фаянс». | Находить и отбирать информацию о технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать эмблемы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и обозначать на карте города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Анализировать технологию изготовления фаянсовых изделий и определять технологические этапы, которые возможно выполнить в классе. Выполнять эскиз декора вазы. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять технологическую карту. Соблюдать правила безопасного использования инструментов. Распределять роли и обязанности при выполнения проекта. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
Швейная фабрика (2 ч.). Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем. Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик. Понятия: кустарное производство, массовое производство, швейная фабрика, лекало, транспортер, мерка, размер. Изделие: «Прихватка». | Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве из материалов учебника и других источников. Находить и обозначать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер одежды. Объяснять новые понятия, используя текст учебника, выделять и сравнивать виды одежды по их назначению. Анализировать технологию изготовления одежды, определять технологические этапы, которые возможно выполнить в классе. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размер деталей, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Понятия: мягкая игрушка. Изделие: «Птичка». | Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Выделять общие этапы технологии и производства. Анализировать технологию изготовления, определять технологические этапы, которые возможно выполнить самостоятельно, материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации |
Обувное производство (2 ч.). Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и ее назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви. Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги. Закрепление знания о видах бумаги, приемах и способах работы с ней. Профессия: обувщик. Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви. Изделие: «Модель детской летней обуви». | Находить и отбирать информацию о технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве из материалов учебника и других источников. Находить и обозначать на карте города, в которых находятся крупнейшие обувные производства. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. Объяснять новые понятия, используя текст учебника, выделять и сравнивать виды обуви по их назначению. Анализировать технологию изготовления, определять технологические этапы, которые возможно выполнить самостоятельно, материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
Деревообрабатывающее производство (2 ч.). Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование. Профессия: столяр. Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк. Изделие: «Технический рисунок лесенки – опоры для растений», «Лесенка – опора для растений». | Находить и отбирать из материалов учебника и других источников информацию о древесине, ее свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника и другие источники. Анализировать технологию изготовления, определять технологические этапы, которые возможно выполнить самостоятельно, материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия. Осваивать правила работы со столярным ножом и использовать их при подготовке деталей. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия с помощью клея. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять технологическую карту. Соблюдать правила безопасного использования инструментов. Распределять роли и обязанности при выполнения проекта. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
Кондитерская фабрика (2 ч.). Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой. Профессия: кондитер, технолог-кондитер. Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тертое, какао-масло, конширование. Практическая работа: «Тест «Кондитерские изделия». Изделие: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье». | Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий и профессиональной деятельности людей, работающем на кондитерском производстве, из материалов учебника и других источников. Отыскивать на обертке продукции информацию о ее производителе и составе. Находить и обозначать на карте города, в которых находятся крупнейшие кондитерские фабрики. Анализировать рецепты пирожного «картошка» и шоколадного печенья, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Составлять план приготовления блюда, распределять обязанности. Соблюдать правила гигиены, правила приготовления блюд и правила пользования газовой плитой. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
Бытовая техника (2 ч.). Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Освоение приемов работы в технике «витраж». Профессия: слесарь-электрик, электрик, электромонтер. Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж. Практическая работа: «Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов». Изделие: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы». | Находить и отбирать информацию о бытовой технике, ее видах и назначении из материалов учебника и других источников. Находить и обозначать на карте города, в которых находятся крупнейшие производства бытовой техники. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Определять последовательность сборки простой электрической цепи по схеме и рисунку и соотносить условные обозначения с реальными предметами. Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливать их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования электроприборами. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять технологическую карту. Изготавливать абажур для настольной лампы в технике «витраж». Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
Тепличное хозяйство (1 ч.). Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Профессии: агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника. Изделие: «Цветы для школьной клумбы». | Находить и отбирать из материалов учебника и других источников информацию о видах и конструкциях теплиц, их значении для обеспечения жизнедеятельности человека. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Анализировать информацию на пакетике с семенами, выделять информацию, характеризующую семена и технологию их выращивания, определять срок годности семян. Соотносить информацию о семенах и условиях и выращиваниях с слайдовым и текстовым планом в учебнике, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Подготавливать почву для выращивания рассады, высаживать семена цветов, ухаживать за посевами, соблюдать технологию ухода за рассадой. Проводить наблюдения за всходами и записывать их в таблицу. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
Человек и вода (3 ч) | |
Водоканал (1 ч.). Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера. Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи. Изделие: «Фильтр для очистки воды». | Находить и отбирать из материалов учебника и других источников информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Делать выводы о необходимости экономного расходования воды. Осваивать способ очистки воды в бытовых условиях. На основе слайдового и текстового плана заполнять технологическую карту и изготавливать фильтр. Проводить эксперимент по очистке воды, составлять отчет на основе наблюдений. Изготавливать струемер и исследовать количество воды, которое расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи. Выбирать экономичный режим. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
Порт (1 ч.). Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел. Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы». Изделие: «Канатная лестница». | Находить и отбирать из материалов учебника и других источников информацию о работе и устройстве порта, о профессиях людей, работающих в порту. Находить и обозначать на карте крупнейшие порты России. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Анализировать способы вязания морских узлов, осваивать способы вязания простого и прямого узла. Соединять детали лестницы, самостоятельно оформлять изделие. Использовать морские узлы для крепления ступенек канатной лестницы. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
Узелковое плетение (1 ч.). Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». Понятие: макраме. Изделие: «Браслет». | Находить и отбирать из материалов учебника и других источников информацию об истории развития узелкового плетения и макраме, материалах, используемых для техники «макраме». Осваивать приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. Изготавливать изделие, использовать одинарный и двойной плоский узел, оформлять изделие бусинами. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
Человек и воздух (3 ч ) | |
Самолетостроение. Ракетостроение (3 ч.). Первоначальные сведения о самолетостроении, о функции самолетов и космических ракет, конструкция самолета и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолета из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором. Профессии: летчик, космонавт. Понятия: самолет, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета. Изделие: «Самолет». | Находить и отбирать из материалов учебника и других источников информацию об истории развития самолетостроения, о видах и назначении самолетов. Находить и обозначать на карте России города, в которых находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты. Объяснять конструктивные особенности самолетов, их назначение и области использования. Использовать приемы и правила работы с отверткой и гаечным ключом. Заполнять технологическую карту. Распределять роли и обязанности при выполнения проекта. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
Ракета – носитель. Закрепление основных знаний о самолетостроении, о конструкции самолета и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история. Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа. Изделие: «Ракета-носитель». | Осмысливать конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнять технологическую карту. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия по чертежу. Использовать правила сгибания бумаги для изготовления изделия. Соединять детали изделия при помощи клея. Самостоятельно декорировать изделие. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
Летательный аппарат. Воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу. Понятия: каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор. Изделие: «Воздушный змей». | Находить и отбирать из материалов учебника и других источников информацию об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Объяснять конструктивные особенности воздушных змеев, используя текст учебника. Осваивать правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. Заполнять технологическую карту. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия по чертежу. Распределять роли и обязанности при выполнения проекта. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
Человек и информация (6 ч) | |
Создание титульного листа (1 ч.). Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование ее особенностей при издании. Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник. Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплетная крышка, титульный лист. Изделие: «Титульный лист». | Находить и отбирать из материалов учебника и других источников информацию о технологическом процессе издания книги, о профессиях людей, участвующих в ее создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей. Определять этапы технологического процесса издания книги, которые можно воспроизвести в классе. Находить информацию об издательстве, выпустившем книгу, и специалистах, участвующих в процессе ее создания. Находить и определять особенности оформления титульного листа. Применять правила работы на компьютере. Отбирать информацию для создания текста и подбирать иллюстративный материал. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять технологическую карту. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
Работа с таблицами (1 ч.). Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word. Понятие: таблица, строка, столбец. Изделие: работа с таблицами. | Закреплять знания работы на компьютере. Осваивать набор текста, последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word: определять и устанавливать число строк и столбцов, вводить текст в ячейку таблицы, форматировать текст в таблице. Создавать на компьютере произвольную таблицу. Помогать одноклассникам при выполнении работы. Соблюдать правила работы на компьютере. |
Создание содержания книги (1 ч.). ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Практическая работа на компьютере. Практическая работа: «Содержание». | Объяснять значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. Закреплять умения сохранять и распечатывать текст. |
Переплетные работы (2 ч.). Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Изготовление переплета дневника и оформление обложки по собственному эскизу. Понятия: шитье втачку, форзац, переплетная крышка, книжный блок. Изделие: Книга «Дневник путешественника». | Находить и отбирать из материалов учебника и других источников информацию о видах выполнения переплетных работ. Объяснять значение различных элементов книги. Использовать правила работы шилом, ножницами и клеем. Создавать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематикой. Применять умения работать с бумагой. Оформлять изделие в соответствии с собственным замыслом. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
Итоговый урок (1 ч.). Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ. | Презентовать свои работы, объяснять их достоинства, способ изготовления, практическое использование. Использовать в презентации критерии оценки качества выполнения работ. Оценивать свои и чужие работы, определять и аргументировать достоинства и недостатки. Выявлять победителей по разным номинациям. |
Календарно – тематическое планирование.
Технология. 4 класс (34 ч.).
№ п\п | Тема урока | Тип урока Кол-во часов | Планируемые результаты | Информационно - техническое сопровождение | Домашнее задание | |||||
Предметные УУД | Личностные УУД | Метапредметные | ||||||||
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | ||||||||
Знакомство с учебником (1 ч.) | ||||||||||
1. | Как работать с учебником | Комбинированный урок
| Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы. Понятия: технология, материалы, инструменты, технологический процесс, приёмы работы | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. | Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. | Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной деятельности. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику | Ответить на вопросы юного технолога, с 5 учебника | |
Человек и земля (21 ч.) | ||||||||||
2. | Вагоностроительный завод Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», | Комбинированный урок | Иметь общие представления о видах обрабатывающей промышленности, определять к какой отрасли промышленности относится вагоностроение | Проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности. | Выделять необходимую информацию об истории развития железнодорожного транспорта в России. | Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. | Применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику. | Подготовить сообщение об изобретении железной дороги | |
3. | Вагоностроительный завод Изделия: «Пассажирский вагон» | Комбинированный урок | Иметь общие представления о видах обрабатывающей промышленности, определять к какой отрасли промышленности относится вагоностроение | Проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности. | Выделять необходимую информацию об истории развития железнодорожного транспорта в России. | Соблюдать простейшие нормы; слушать и понимать речь других. | Формировать способность к организации своей деятельности. | Интерактивная доска. | Изготовить вагон-цистерну | |
4. | Полезные ископаемые Изделие: «Буровая вышка».
| Комбинированный урок | Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. Проектная работа. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека бережно относиться к нему | Различать некоторые виды полезных ископаемых, иметь представление о способах добычи полезных ископаемых. | Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. | Составлять самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового изделия. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику | Подготовить сообщение о полезных ископаемых. | |
5. | Полезные ископаемые
Изделие; «Малахитовая шкатулка» | Комбинированный урок | Понятия: полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга. Профессии: геолог, буровик. Профессия: мастер по камню. Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека бережно относиться к нему | Различать некоторые виды полезных ископаемых, иметь представление о способах добычи полезных ископаемых. | Аргументировать свою точку зрения. | Составлять самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового изделия. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, документ-камера | Прочитать сказ Бажова «Малахитовая шкатулка» | |
6. | Автомобильный завод. КамАЗ. Кузов грузовика. | Комбинированный урок | Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция. | Проявлять интерес к процессу создания модели. | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. | Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: слушать и понимать речь других. | Применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику. | Подготовить сообщение о ВАЗе. | |
7. | Автомобильный завод Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика» | Комбинированный урок | Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Совершенствовать навыки работы с различными видами конструкторов | Проявлять интерес к процессу создания модели. | Находить и отбирать информацию о развитии автомобилестроения в России. | Вести диалог при работе в паре. | Определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке. Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, | Нарисовать автомобиль будущего. | |
8. | Монетный двор Изделия: «Стороны медали», «Медаль» | Комбинированный урок | Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладение новым приёмом — тиснением по фольге. Совершенствование умения заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой — фольгой. | Проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности. | Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Понимать важность коллективной работы; контролировать свои действия при совместной работе; допускать существование различных точек зрения; договариваться с партнерами и приходить к общему решению. | Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу, определять план выполнения заданий на уроках. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику | Подготовить сообщение об Олимпиаде в Сочи. | |
9. | Монетный двор Изделия: «Стороны медали», «Медаль» | Комбинированный урок | Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладеть новым приемом – тиснение по фольге. | Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. | Составлять план изготовления изделия. Проводить оценку этапов работы. Составлять рассказ для презентации. | Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи | Готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику | Найти материал об олимпийских медалях | |
10. | Фаянсовый завод Основа для вазы. Ваза. | Комбинированный урок | Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать с пластилином. | Проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. | Умение взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику | Нарисовать эскиз оформления вазы. | |
11. | Фаянсовый завод Ваза. | Комбинированный урок | Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса. Профессии: скульптор, художник. | Положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельностью. | Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике. | Умение задавать вопросы, умение аргументировать свою точку зрения. | С помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику | Оформить своё изделие. | |
12. | Швейная фабрика Изделие: «Прихватка» | Комбинированный урок | Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Работа с текстильными материалами. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека бережно относиться к нему. | Выделять из текста информацию о технологии швейного производственного процесса. | Проявлять инициативу в ситуации общения. | Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи каждого этапа работы над изделием. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику. | Научиться снимать мерки, определять размер одежды. | |
13. | Мягкая игрушка Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка» | Комбинированный урок | Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размеры деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию; сравнивать предметы, объекты; группировать предметы. | Контролировать свои действия при совместной работе; допускать существование различных точек зрения; договариваться с партнерами и приходить к общему решению. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику | Подготовить сообщение о профессиях швейного производства | |
14. | Обувное производство Изделие: «Модель детской летней обуви» | Комбинированный урок | Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви. Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. | Личностная саморегуляция. Учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работы. | Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы. | Способность строить понятные для партнёра высказывания. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику | Научиться определять размер обуви | |
15. | Обувное производство Изделие: «Модель детской летней обуви» | Комбинированный урок | Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знаний о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней. | Учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работы. | Построение рассуждений, анализ, синтез, классификация, обобщение. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Формировать собственное мнение и позицию. | Способность ребёнка подчинять свои импульсивные желания сознательно поставленным целям. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику | Оформить своё изделие. | |
16. | Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Технический рисунок лесенки – опоры для растений». | Комбинированный урок | Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. | Проявление положи- тельного отношения к занятиям предметно-практической деятельности | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. | Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы по существу. | Контроль и коррекция. Использовать правила оценивания в ситуациях, спланированных учителем. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику | Нарисовать эскиз мебели. | |
17. | Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Лесенка – опора для растений». | Комбинированный урок | Знакомство со свойствами древесины. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование. Профессия: столяр. | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Выделять из текста информацию о технологии производственного процесса обработки древесины. | Контролировать свои действия и действия партнёра. | Оценивать свою работу. Воспроизводить и применять правила работы в группе. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику | Подготовить сообщение об использовании древесины. | |
18. | Кондитерская фабрика Изделия: «Пирожное «Картошка»». | Комбинированный урок | Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Находить в учебнике и отбирать информацию из других источников о технологии производства кондитерских изделий. | Излагать свою точку зрения. Договариваться с партнерами и приходить к общему решению. | Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи каждого этапа работы над изделием. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику | Подготовить сообщение о шоколаде. | |
19. | Кондитерская фабрика Изделия: «Шоколадное печенье». | Комбинированный урок | Приготовление пирожного «Картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой. | Составлять рассказ о видах деятельности человека на производстве, о производствах. | Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы. | Контролировать свои действия, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи. | Определять план выполнения заданий под руководством учителя. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику | Найти рецепт печенья. | |
20. | Бытовая техника. Практическая работа: «Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов». Изделие: «Настольная лампа». | Комбинированный урок | Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию; сравнивать предметы, объекты; группировать предметы. | Контролировать свои действия при совместной работе; допускать существование различных точек зрения; договариваться с партнерами и приходить к общему решению. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику. | Познакомиться с правилами эксплуатации бытовой техники. | |
21. | Бытовая техника. Изделие: «Абажур. Сборка настольной лампы». | Комбинированный урок | Сборка простой электрической цепи. Освоение приемов работы в технике «витраж». Профессия: слесарь-электрик, электрик, электромонтер | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека бережно относиться к нему. | Выделять из текста информацию о технологии швейного производственного процесса. | Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику | Подготовить сообщение о витраже. Учебник с. 84 | |
22. | Тепличное хозяйство. Изделие: «Цветы для школьной клумбы». | Комбинированный урок | Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы. | Участвовать в диалоге на уроке и жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; слушать и понимать речь других. | Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику. Презентация «Народный костюм» | подготовить семена для посадки. Учебник с.93 | |
Человек и вода (3 ч.) | ||||||||||
23. | Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды». | Комбинированный урок | Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера. | Проявлять интерес к отдельным видам предметно - практической деятельности.
| Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. | Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией учебника. | Оценивать результаты выполненного задания. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику | Подготовить сообщение о водоснабжении города. Учебник с. 96-98 | |
24. | Порт. Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы». Изделие: «Канатная лестница». | Комбинированный урок | Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека на производстве. | Находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций. | Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией учебника. | Выполнять учебные действия. Принимать и воспроизводить и применять правила работы группе. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику | Прочитать о порте в учебнике с. 101-104 | |
25. | Узелковое плетение. Изделие: «Браслет». | Комбинированный урок | Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». | Проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности. | Использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работы с материалами учебника. | Находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций. | Применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику | Прочитать об истории возникновения макраме. Учебник с. 107-110 | |
Человек и воздух (3 ч.) | ||||||||||
26. | Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолет». | Комбинированный урок | Находить и отбирать информацию об истории развития самолётостроения, о видах и назначении самолётов. Находить и отмечать на карте России крупнейшие заводы производящие самолёты. Объяснять особенности самолётов, их назначение. Сравнивать различные виды летательных аппаратов. Осуществлять поиск информации о профессиях создателей летательных аппаратов. | Бережно относиться к результату профессиональной деятельности человека, объяснять причины успешности и неуспешности собственной деятельности. | Самостоятельно проводить анализ изделий и определять последовательность их выполнения. | Находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций. | На основе слайдов и демонстрируемого изделия определять последовательность сборки модели самолёта из конструктора. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику | Подготовить сообщение о изобретении самолёта. Учебник с. 114-117 | |
27. | Ракета – носитель. Изделие: «Ракета-носитель». | Комбинированный урок | Осмыслить конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия по чертежу, использовать правила сгибания бумаги для изготовления изделия. Соблюдать правила работы с ножницами. | Гордиться достижениями своей страны в области исследования космоса. | Самостоятельно проводить анализ изделий и определять последовательность их выполнения. | Способность строить понятные для партнёра высказывания. Правильно соблюдать интонацию при чтении. | Проводить самооценку, корректировать своё поведение в соответствии с определённой ролью. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику | Подготовить сообщение о лётчиках-космонавтах (по выбору). | |
28. | Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие: «Воздушный змей». | Комбинированный урок | Находить и отбирать информацию об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Осваивать правила разметки деталей изделия из бумаги и картона. Использовать приёмы работы шилом. Заполнять технологическую карту. Распределять обязанности для работы в группе. | Гордиться достижениями своей страны в области исследования космоса. | Использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и собственного кругозора. | Способность строить понятные для партнёра высказывания. Правильно соблюдать интонацию при чтении. | Осваивать правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику | Прочитать о воздушных змеях. Учебник с. 121-122 | |
Человек и информация (6 ч.) | ||||||||||
29. | Создание титульного листа. Изделие: «Титульный лист». | Комбинированный урок | Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, профессиях людей, участвующих в её создании. Выделять этапы издания книги, определять этапы технологического процесса издания книги, которые можно воспроизвести в классе. | Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. | Использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и собственного кругозора. | Распределять обязанности при выполнении групповой работы в соответствии с собственными возможностями и интересами, соотносить их с интересами группы. | Проводить самооценку, корректировать своё поведение в соответствии с определённой ролью. | Ноутбук ученический | Познакомиться с работой издательства. Учебник с.127 | |
30. | Работа с таблицами. Изделие: работа с таблицами. | Комбинированный урок | Закреплять знания работы на компьютере. Осваивать набор текста, последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом редакторе. Соблюдать правила работы на компьютере. | Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. | Использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и собственного кругозора. | Распределять обязанности при выполнении групповой работы в соответствии с собственными возможностями и интересами, соотносить их с интересами группы. | Проводить самооценку, корректировать своё поведение в соответствии с определённой ролью. | Ноутбук ученический | Узнать, из каких элементов состоит книга. Учебник с. 128-129 | |
31. | Создание содержания книги. Практическая работа: «Содержание». | Комбинированный урок | Объяснять значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле. В процессе создания книги. | Выполнять правила личной гигиены. Адекватно воспринимать оценку учителя. Оценивать работу по заданным критериям. | Использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и собственного кругозора. | Распределять обязанности при выполнении групповой работы в соответствии с собственными возможностями и интересами, соотносить их с интересами группы. | Проводить самооценку, корректировать своё поведение в соответствии с определённой ролью. | Ноутбук ученический | Потренироваться набирать текст на компьютере. | |
32. | Переплетные работы. Изделие: Книга «Дневник путешественника». | Комбинированный урок | Объяснять значение различных элементов книги, создавать эскиз обложки книги в соответствии с темой. Оформлять изделие в соответствии с собственным замыслом. | Иметь нравственные представления о взаимопомощи, качествах и свойствах личности. | Использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и собственного кругозора. | Распределять обязанности при выполнении групповой работы в соответствии с собственными возможностями и интересами, соотносить их с интересами группы. | Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, профессиях людей. Об издательстве. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику | Потренироваться создавать таблицы и работать с таблицей. | |
33. | Переплетные работы. Изделие: Книга «Дневник путешественника». | Комбинированный урок | Объяснять значение различных элементов книги, создавать эскиз обложки книги в соответствии с темой. Оформлять изделие в соответствии с собственным замыслом. | Оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков. | Использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и собственного кругозора. | Распределять обязанности при выполнении групповой работы в соответствии с собственными возможностями и интересами, соотносить их с интересами группы. | Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, профессиях людей. Об издательстве. | Интерактивная доска, электронное приложение к учебнику | Оформить «Дневник путешественника» | |
34. | Итоговый урок. Выставка работ. | Комбинированный урок | Презентовать свои работы, объяснять их достоинства, способ изготовления, практическое использование. Использовать в презентации критерии оценки качества выполнения работ. Оценивать свои и чужие работы, определять и аргументировать достоинства и недостатки. | Оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков. | Использовать дополнительные источники информации для расширения представлений и собственного кругозора. | Распределять обязанности при выполнении групповой работы в соответствии с собственными возможностями и интересами, соотносить их с интересами группы. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Представить свои работы на итоговой выставке. |
Основные требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по технологии
учащихся 4 класса
Учащиеся должны знать/понимать:
• распространенные виды профессий, связанных с механизированным трудом (с учетом региональных особенностей);
• область применения и назначения инструментов: угольника, фальцлинейки, шила, кусачек, ножа-резака, оправки, отвертки; машин, используемых человеком для перевозки груза; технических устройств (машин, компьютера);
• основные источники информации;
• правила организации труда при работе за компьютером;
• основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);
• дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);
• назначение основных функциональных устройств компьютера;
• назначение периферийных компьютерных устройств;
• назначение устройств внешней памяти.
Уметь:
• выполнять инструкцию, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
• осуществлять организацию и планирование собственное трудовой деятельности;
• осуществлять последовательность изготовления изделия поэтапный контроль за ее ходом и соотносить результаты деятельности с образцом;
• получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных носителях);
• работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
• изготавливать изделия из доступных материалов (цветного и упаковочного картона, соломы, глины, шерстяной и шелковой ткани, полуфабрикатов) по сборочной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
• соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
• создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
• осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, плетеным узором, окрашиванием, вышивкой, фурнитурой;
• соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;
• включать и выключать компьютер;
• владеть элементарными приемами работы с дисководом электронным диском;
• владеть приемами работы с мышью;
• работать с прикладной программой, используя мышь. Осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки);
• владеть элементарными приемами работы с графическими объектами с помощью компьютерной программы (графический редактор).
■ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• поиска, преобразования и применения информации для решения различных задач;
• выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта);
• соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, средствами информационных и коммуникационных технологий;
• создания различных изделий по собственному замыслу из бумаги, картона, природных и текстильных материалов, проволоки, фольги, полуфабрикатов, деталей конструктора;
• осуществления сотрудничества в совместной работе;
• работы с программными продуктами, записанными на электронных дисках, для обеспечения возможности дальнейшего использования учащимися программно-педагогических средств в учебном процессе;
• работы с тренажером;
• соблюдения санитарно-гигиенических правил при работе с компьютерной клавиатурой
- знать свойства изучаемых материалов, освоить приёмы сравнительного анализа изучаемых свойств, уметь применять эти знания на практике, в работе над проектом, при изготовлении изделия; знать варианты использования таких материалов, как полиэтилен, синтепон, проволока (металлы) в повседневной жизни;
- соотносить по форме реальные объекты и предметы быта (одежды), анализировать изделие, сравнивая его с реальным объектом, заменять используемые материалы при создании реальных объектов на доступные для моделирования изделия по образцу;
- различать виды мягких игрушек, уметь применять правила работы над мягкой игрушкой, знать последовательность работы над мягкой игрушкой;
- оперировать знаниями о видах швов и правильно применять их при изготовлении изделий;
- овладеть алгоритмом работы над стебельчатым и петельным швами; уметь свободно работать иглой, использовать пяльцы в практической работе;
- осмыслить понятие «развёртка», усвоить правила построения развёртки;
- знать приёмы составления композиции;
- освоить понятия «масштаб», «чертёж», «эскиз», «технический рисунок», «схема»;
- уметь читать простые чертежи, различать линии чертежа и использовать их;
- уметь выполнять эскиз, технический рисунок, чертёж, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями, выполнять работу по схеме;
- знать профессии людей, занятых в основных видах городского хозяйства и производства;
- освоить новые виды работ: конструирование из проволоки (каркас); обработка мягкой проволоки; шитьё мягких игрушек на основе использованных ранее материалов (старые перчатки, варежки); создание пальчиковой куклы; создание объёмной модели по заданному образцу; составление композиции из воздушных шариков; вязание крючком; соединение различных технологий в работе над одним изделием;
- освоить технологию ручного ткачества, конструирования костюмов из ткани, бисероплетение;
- уметь сочетать в композиции различные виды материалов: пластилин, природные материалы (крупы и засушенные листья), бумагу и т. д., а также сочетать цвета;
- уметь сочетать, изготавливать и красиво упаковывать подарки;
- уметь самостоятельно готовить простую пищу (холодные закуски, бутерброды), починить одежду.
Контроль и оценка планируемых результатов
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения во втором классе.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии является основным и базовым для большинства видов художественно-творческой деятельности.
Текущий контроль проходит на этапе завершения работы над изделием. Отметка складывается из критериев: аккуратность выполнения работы; соблюдение технологии процесса изготовления изделия; качество. Отметка выставляется по пятибалльной шкале со второй четверти второго класса.
Итоговый контроль в формах
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
чёткость, полнота и правильность ответа;
соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием)
Содержание курса
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека; элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды); анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса; элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение); выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия;работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей; культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка); освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их свойствах, происхождение; подготовка материалов к работе и их экономное расходование; инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования; общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.); называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей, раскрой деталей, сборка изделия или его деталей; умение заполнять технологическую карту; выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий; конструирование и моделирование изделий из материалов по образцу, простейшему чертежу или эскизу; понятие о конструкции изделия; виды и способы соединения деталей; основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Практика работы на компьютере.
Информация, ее отбор, анализ и систематизация; способы получения, хранения, переработки информации; назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации; соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; работа с простыми и информационными объектами (текст, таблица, рисунок, схема): преобразование, создание, сохранение, удаление; создание небольшого текста по интересной детям тематике; вывод текста на принтер; использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Виды контроля и диагностики
Тема | Тематический | Промежуточный | Комплексный | Предметный | Стандартизированный | Нестандартизированный | Итоговый | Включение в состав Портфолио | Дата |
Проект «Шоколадное печенье». | + | + | + | ||||||
Практическая работа: «Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов». | + | + | |||||||
Проект « Школьная клумба». | + | + | |||||||
Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы». | + | + | |||||||
Практическая работа: «Содержание». | + | + | |||||||
Проект «Дневник путешественника». | + | + | + | + |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технология 4 класс.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция | |
Программа «Технология 1-4» Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова. | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения технологии, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. |
Учебники 1.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник: 4 класс. | В учебниках представлены практические задания, технологическая документация (технологическая карта, чертеж и др.), задания на самообслуживание, культурно – исторические справки, разнообразный иллюстративный материал. Многие задания включают ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства их достижения. |
Рабочие тетради 1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь: 4 класс. | Рабочие тетради состоят из заданий по темам и отдельно выполненных на плотной бумаге шаблонов. В пособия включены практические и тестовые задания, отдельные правила. Рабочие тетради имеют цветные иллюстрации. |
Методические пособия для учителя: 1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 4 класс. | Методические пособия построены как поурочные разработки с детальным описанием хода урока и методик его реализации. |
Печатные пособия | |
Комплекты тематических таблиц Демонстрационный и раздаточный материал. Коллекции "Бумага и картон", "Лен", "Хлопок", «Шерсть" Раздаточные материалы (справочные) | |
Информационно-коммуникативные средства | |
Электронное приложение к учебнику «Технология» 4 класс (Диск CD-ROM), авторы С.А. Володина, О. А. Петрова, М. О. Майсурадзе, В. А. Мотылева | Соответствует содержанию учебника. В пособии представлены слайдовые иллюстрации к вводным текстам тем, закадровые комментарии к ним, правила и технология работы с материалами, инструментами, видеозапись изготовления всех изделий с подробными комментариями учителей – методистов. |
Технические средства обучения | |
| |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |
Набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой). Объемные модели геометрических фигур. Наборы цветной бумаги, картона Заготовки природного материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Технология"
Программа "Гармония", автор Коныщева 2 класс...
Рабочая программа. Технология 3 класс. УМК "Гармония"
Рабочая программа. Технология 3 класс. УМК "Гармония"...
Рабочая программа технология 2-4 класс
Рабочая программа по технологии 2-4 класс УМК "Гармония"...
Рабочая программа Технология 1 класс
По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по технологии (2010г.) и авторской прогр...
Рабочая программа Технология 2 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 2 класса разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);- про...
рабочая программа "Технология" 2 класс по программе "Школа России"
рабочая программа "Технология" 2 класс по программе "Школа России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Технология» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Технология» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...