Программа Трудовое обучение 2 класс II отделение III вариант
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему
Программа Трудовое обучение 2 класс II отделение III вариант
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_trud_2_otd_3_var_2_kl_34_ned.docx | 34.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-интернат №23»
«Рассмотрено» Руководитель МО Мизернова И.Г. Протокол № ___ от «__» __________________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР Беликова Е.Г. «__»________________20___г. | «Утверждаю» Директор школы-интерната №23 А.Е.Годин Приказ № ___ от «__»_________________20___г. |
Рабочая программа
по предмету «Трудовое обучение»
для обучающихся 2 «в» класса
II отделения III варианта
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель:
Чумакова А.В.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Белгород 2014
Трудовое обучение
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по трудовому обучению составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова. Рассчитана на учащихся, обучающихся по II отделению III варианту программы (2 класс).
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
В начальных классах закладывается фундамент общетрудовой подготовки учащихся. Правильно поставленное трудовое обучение и воспитание младших школьников, непосредственное и систематическое их участие в посильном труде являются незаменимыми факторами выработки на этой этапе обучения осознанного отношении к учебе, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития.
Трудовое обучение в начальных классах является составной частью единой системы обучения, воспитания и развития учащихся.
В процессе трудового обучения должны решаться следующие задачи:
- воспитание у младших школьников трудолюбия, уважительного отношения к труду и к людям труда, бережного, экономного отношении к материалам, инструментам, оборудованию;
- формирование основ трудовой культуры, первоначальных знаний и умений, необходимых дли вовлечения младших школьников в общественно полезный труд;
- нравственное, эстетическое и физическое воспитание;
- развитие творческих способностей в сочетании с готовностью к исполнительной деятельности.
Учащиеся начальной школы овладевают элементарными приемами ручной работы с различными материалами, выращивания растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления игрушек, различных полезных предметов для школы, детского сада, дома и т.д.
Трудовое обучение должно носить практический характер, предусматривающий активное, творческое участие школьников в общественно полезном труде. Во время практической работы младшие школьники закрепляют полученные знания, осваивают первоначальные приемы обработки различных материалов; у них формируются общетрудовые умения (планирование, организация, контроль труда), воспитывается культура труда.
При организации учебной деятельности на уроках трудового обучения необходимо учитывать и особые задачи, которые определяются специфичностью состава учащихся школы слабослышащих, ограниченностью их речевого развития. Все этапы урока должны быть максимально насыщены речевым общением. Учитель должен стимулировать учащихся к пользованию речью, ни в коем случае не удовлетворяясь молчаливым выполнением ими практических заданий.
На уроках трудового обучения, в процессе общественно полезного труда, внеклассной работы по техническому творчеству следует принять все меры для обеспечения безопасности труда детей. Материал по правилам безопасности труда, личной гигиены учащихся включен в каждую тему программы.
Для расширения технического кругозора младших школьников, закрепления знаний, полученных на уроках математики, ознакомления с окружающим миром и природоведения, изобразительного искусства, необходимо организовать занятия таким образом, чтобы дети принимали активное участие в планировании предстоящей трудовой деятельности, организации рабочего места, проводили в процессе работы необходимые измерения, расчеты, пользовались техническими рисунками, чертежами, инструкционными картами, самостоятельно контролировали свои действия.
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование разделов | Количество часов |
1 четверть | ||
Осенние работы | 4 | |
Основы художественной обработки различных материалов | 7 | |
Обработка бумаги и картона | 5 | |
Итого – 16 | ||
2 четверть | ||
Техническое моделирование | 10 | |
Обработка бумаги и картона | 3 | |
Основы художественной обработки различных материалов | 3 | |
Итого – 16 | ||
3 четверть | ||
Обработка ткани | 6 | |
Основы художественной обработки различных материалов | 6 | |
Обработка бумаги и картона | 4 | |
Техническое моделирование | 2 | |
Весенние работы | 2 | |
Итого – 20 | ||
4 четверть | ||
Уход за одеждой | 2 | |
Весенние работы | 4 | |
Обработка бумаги и картона | 2 | |
Работа в классе | 4 | |
Техническое моделирование | 4 | |
Итого - 16 | ||
Всего | 68 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
по техническому труду:
- правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
- названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
- правила разметки по шаблонам;
- способы обработки различных материалов, предусмотренных программой;
по сельскохозяйственному труду:
- правила безопасности труда и личной гигиены во время сельскохозяйственных работ;
- правила ухода за комнатными растениями (полив, рыхление почвы);
- правила посадки (посева) сельскохозяйственных растений и уход за ними;
- условия роста растений (свет, тепло, влага);
Учащиеся должны уметь:
по техническому труду:
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены на всех видах технического труда;
- организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- бережно относиться к инструментам и материалам;
- экономно размечать материал с помощью шаблонов;
- правильно пользоваться ручными инструментами;
- самостоятельно изготовлять по образцу изделие (аналогичное изделиям, предусмотренным программой);
- правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда;
по сельскохозяйственному труду:
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во время сельскохозяйственных работ;
- ухаживать за комнатными растениями (полив, удаление сухих листьев и веток, рыхление почвы);
- подготовить и посеять семена в грунт (горох, фасоль, ипомея, бархатцы).
Основные критерии оценки трудовой
деятельности учащихся
- правильное, качественное и в полном объеме выполнение задания;
- осознанное выполнение задания;
- трудолюбие, самостоятельность, инициатива, творчество, самоконтроль;
- положительное отношение к общественно полезному труду;
- экономное расходование материалов, соблюдение правил сохранности инструментов, приспособлений,
- соблюдение правил безопасности труда и личной гигиены;
- основные требования к речевому оформлению трудовой деятельности (при планировании, в процессе трудовой деятельности, при отчете);
- активное пользование связной речью (в диалогической и описательно-повествовательной формах);
- знание названий инструментов, материалов, трудовых операций.
Содержание тем учебного курса
(68 ч; по 2 ч в неделю)
Технический труд (30 ч)
Обработка бумаги и картона (14 ч)
- Правила безопасности труда при работе с шилом, иглой, ножницами.
- Личная гигиена при работе с бумагой и картоном. Организация рабочего места.
- Технико-технологические сведения. Знакомство с видами и основными свойствами бумаги, их значение при изготовлении изделий. Способы соединения деталей из бумаги и картона: клеем, нитками, проволокой.
- Понятие о развертке.
- Инструменты и приспособления, применяемые при изготовлении изделий из бумаги и картона (ножницы, шило, иглы, гладилка, линейка, угольник, шаблоны, кисточка для клея и красок, карандаши простые и цветные, краски); их назначение и хранение.
- Беседы: «Что делают из бумаги?», «Как сделана тетрадь?».
- Опыты и наблюдения. Сравнение видов бумаги и картона по прочности и отношению к влаге.
Практические работы
- Коллективное планирование последовательности выполнении работы.
- Разметка бумаги и картона.
- Изготовление различных изделий на бумаги и картона (по образцу, техническому рисунку).
- Сгибание, резание бумаги и картона.
- Соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки.
Техническое моделирование (16 ч)
- Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с монтажными инструментами (гаечный ключ, отвертка). Организация рабочего места.
- Технико-технологические сведения. Детали конструктора и монтажный инструмент. Виды соединений (подвижные, неподвижные). Сборка и разборка моделей транспортных машин, сельскохозяйственных машин и орудий из деталей конструктора «Транспортные и сельскохозяйственные машины».
- Беседы: «Транспортные машины, сельскохозяйственные машины и орудия, их назначение», «Облегчение труда человека машиной», «Труд людей вокруг нас», «Технические игрушки».
Практические работы
- Сборка и разборка технических моделей из деталей конструктора по образцу, рисунку, техническому рисунку, собственному замыслу.
- Примерный перечень изделий. Тележки одноосные и двухосные, мотороллер, трактор, грузовая автомашина, железнодорожная платформа, «Наш микрорайон» (макет изготовляется при изучении правил дорожного движения).
Бытовой труд (8 ч)
Обработка ткани (6 ч)
- Правила безопасности труда при работе с иглами, булавками, ножницами. Гигиена труда. Организация рабочего места.
- Технико-технологические сведения. Первоначальные сведения о тканях растительного происхождения (хлопчатобумажные, льняные). Виды ниток (швейные, штопальные, для вышивания, вязания). Разметка и экономный раскрой тканей, стежки «через край», «вперед иголку с перевивом».
- Инструменты и приспособления для шитья (иглы швейные, ножницы, наперсток, булавки). Правила хранения инструментов и материалов.
- Беседы: «Как рубашка в поле выросла», «Какие ткани мы знаем?», «Какие нитки мы знаем?».
- Опыты и наблюдения. Рассматривание образцов тканей с полотняным переплетением (ситец, марля, полотно), сравнение ниток по назначению и толщине.
Практические работы
- Изготовление выкройки изделия прямоугольной формы, разметка ткани по выкройке и раскрой ее, выполнение косых стежков «через край» (обметочный).
- Примерный перечень изделий. Салфетка, закладка, сувениры с вышивками изученными стежками.
- Уход за одеждой
- Изготовление метки, пришивание ее на одежду, изготовление, ремонт и пришивание вешалки, пришивание кнопок, крючков.
Основы художественной обработки различных материалов (16 ч)
- Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с ножницами, иглой, шилом; организация рабочего места.
- Обобщение ранее полученных сведений о приемах лепки, приемы стилизации в лепке. Отделка изделий из глины.
- Приемы лепки посуды способами кругового налепа и с помощью стеков.
- Приемы обработки природных материалов (прокалывание шилом), способы соединения деталей из природных материалов с помощью быстро сохнущего клея.
- Художественная вышивка и аппликации из ткани.
Практические работы
- Игры и упражнения на развитие воображения и фантазии («На кого похоже?», «Кто спрятан в имеющихся у вас природных материалах?»; изучение природных материалов (ветки, корни различных растений, шишки, желуди, засушенные цветы, листья и др.), определение в них сходства с птицами, животными, сказочными персонажами).
- Упражнения на передачу настроения цветом и композицией (выбор композиции, украшающего узора в соответствии с формой поверхности материалов, подбор ткани и ниток по цвету, толщине, фактуре в соответствии с назначением изделии). Вышивание декоративными швами «набор» и «крест».
- Примерный перечень изделий. Тематические композиции (аппликация); поздравительные открытки; салфетка дня завтрака; коврик (холст, аппликация); лепка чашки, игрушки-свистульки, матрешки, фигурных пряников; игрушки из бумаги и картона; куколка из мочала; сувениры из шишек, веток, корней, мха и др.
- Внеклассная работа. Сбор природных материалов, наблюдения в природе. Изготовление на бумаги и природных материалов игрушек для детского сада.
Сельскохозяйственный труд (14 ч)
Осенние работы (4 ч)
- Правила безопасности труда и личной гигиены во время работы на учебно-опытном участке.
- Сведения по сельскохозяйственному труду. Правила сбора семян и способы их хранения.
- Практические работы. Сбор семян. Удаление остатков растений и мусора (перекапывают почву старшие школьники); сгребание опавших листьев и веток.
- Весенние работы (6 ч)
- Правила безопасности труда и личной гигиены во время работы на участке.
- Сведения по сельскохозяйственному труду. Знакомство с семенами цветочно-декоративных и бобовых растений. Подготовка семян к посеву; отбор наиболее крупных и здоровых семян, замачивание и проращивание их. Правила посева семян в грунт. Выращивание цветочно-декоративных растений (ноготки, настурция, душистый горошек), зернобобовых растений (горох, фасоль, бобы).
Практические работы
- Посев семян в грунт, разравнивание грядок граблями, проведение бороздок по шнуру, полив их, посев семян с последующим заделыванием, установка этикеток.
- Уход за растениями: полив, рыхление почвы, прополка, установка опорных колышков.
Работа в классе (4 ч)
- Сведения по сельскохозяйственному труду. Знакомство с видами комнатных растений.
- Правила ухода за комнатными растениями.
- Размножение комнатных растений семенами.
Практические работы
- Уход за растениями: полив, удаление сухих листьев, пыли, рыхление почвы. Выращивание комнатных растений (бальзамин, ипомея).
- Опыты и наблюдения. 1. Определение условий для роста растений (влага, тепло, свет). 2. Опыт с одновременным посевом сухих, замоченных и пророщенных семян.
Литература для учащихся
- Зыкова Т.С., Кац З.Г., Руленкова Л.И. Дидактический материал по предметно-практическому обучению для учащихся 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида. – М: Просвещение, 2006
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2011
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2013
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Рабочая тетрадь к учебнику. - М: Просвещение, 2013
- Технология. Рабочие программы. Системы уроков. 1-2 классы. Издательство «Учитель», 2013
Календарно-тематическое планирование
во 2 классе (II отделение III вариант)
по трудовому обучению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Учусь говорить правильно» для слабослышащих учащихся 1 «а» класса 2 отделения 2 варианта
Для того, чтобы цели и задачи предмета «Развитие речи» были реализованы в полном объеме, считаем необходимым введение курса коррекционных занятий «Учусь говорить правильно».Курс нацелен на разно...
Программа Математика 2 класс II отделение III вариант
Программа Математика 2 класс II отделение III вариант...
Программа ФГСР 2 класс II отделение III вариант
Программа ФГСР 2 класс II отделение III вариант...
Программа Чтение 2 класс II отделение III вариант
Программа Чтение 2 класс II отделение III вариант...
Программа Окружающий мир 2 класс II отделение III вариант
Программа Окружающий мир 2 класс II отделение III вариант...
Программа Развитие речи 2 класс II отделение III вариант
Программа Развитие речи 2 класс II отделение III вариант...
Программа Весёлая математика 2 класс II отделение III вариант
Программа Весёлая математика 2 класс II отделение III вариант...