Программа Трудовое обучение 2 класс II отделение III вариант
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Программа Трудовое обучение 2 класс II отделение III вариант

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_trud_2_otd_3_var_2_kl_34_ned.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-интернат №23»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Мизернова И.Г.

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

Беликова Е.Г.

«__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор школы-интерната №23

А.Е.Годин

Приказ № ___ от «__»_________________20___г.

Рабочая программа

по предмету «Трудовое обучение»  

 для обучающихся 2 «в» класса

 II отделения III варианта

на 2014 – 2015 учебный год

 

Составитель:

Чумакова А.В.,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Белгород 2014

Трудовое обучение

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по трудовому обучению составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова. Рассчитана на учащихся, обучающихся по II отделению III варианту программы (2 класс).

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

В начальных классах закладывается фундамент общетрудовой подготовки учащихся. Правильно поставленное трудовое обучение и воспитание младших школьников, непосредственное и систематическое их участие в посильном труде являются незаменимыми факторами выработки на этой этапе обучения осознанного отношении к учебе, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития.

Трудовое обучение в начальных классах является составной частью единой системы обучения, воспитания и развития учащихся.

В процессе трудового обучения должны решаться следующие задачи:

  • воспитание у младших школьников трудолюбия, уважительного отношения к труду и к людям труда, бережного, экономного отношении к материалам, инструментам, оборудованию;
  • формирование основ трудовой культуры, первоначальных знаний и умений, необходимых дли вовлечения младших школьников в общественно полезный труд;
  • нравственное, эстетическое и физическое воспитание;
  • развитие творческих способностей в сочетании с готовностью к исполнительной деятельности.

Учащиеся начальной школы овладевают элементарными приемами ручной работы с различными материалами, выращивания растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления игрушек, различных полезных предметов для школы, детского сада, дома и т.д.

Трудовое обучение должно носить практический характер, предусматривающий активное, творческое участие школьников в общественно полезном труде. Во время практической работы младшие школьники закрепляют полученные знания, осваивают первоначальные приемы обработки различных материалов; у них формируются общетрудовые умения (планирование, организация, контроль труда), воспитывается культура труда.

При организации учебной деятельности на уроках трудового обучения необходимо учитывать и особые задачи, которые определяются специфичностью состава учащихся школы слабослышащих, ограниченностью их речевого развития. Все этапы урока должны быть максимально насыщены речевым общением. Учитель должен стимулировать учащихся к пользованию речью, ни в коем случае не удовлетворяясь молчаливым выполнением ими практических заданий.

На уроках трудового обучения, в процессе общественно полезного труда, внеклассной работы по техническому творчеству следует принять все меры для обеспечения безопасности труда детей. Материал по правилам безопасности труда, личной гигиены учащихся включен в каждую тему программы.

Для расширения технического кругозора младших школьников, закрепления знаний, полученных на уроках математики, ознакомления с окружающим миром и природоведения, изобразительного искусства, необходимо организовать занятия таким образом, чтобы дети принимали активное участие в планировании предстоящей трудовой деятельности, организации рабочего места, проводили в процессе работы необходимые измерения, расчеты, пользовались техническими рисунками, чертежами, инструкционными картами, самостоятельно контролировали свои действия.

Учебно-тематический план

№ п\п

Наименование разделов

Количество

часов

1 четверть

Осенние работы

4

Основы художественной обработки различных материалов

7

Обработка бумаги и картона

5

Итого – 16

2 четверть

Техническое моделирование

10

Обработка бумаги и картона

3

Основы художественной обработки различных материалов

3

Итого – 16

3 четверть

Обработка ткани

6

Основы художественной обработки различных материалов

6

Обработка бумаги и картона

4

Техническое моделирование

2

Весенние работы

2

Итого – 20

4 четверть

Уход за одеждой        

2

Весенние работы

4

Обработка бумаги и картона

2

Работа в классе

4

Техническое моделирование

4

Итого - 16

Всего

68

Требования к уровню подготовки обучающихся:

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

по техническому труду:

  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
  • названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
  • правила разметки по шаблонам;
  • способы обработки различных материалов, предусмотренных программой;

по сельскохозяйственному труду:

  • правила безопасности труда и личной гигиены во время сельскохозяйственных работ;
  • правила ухода за комнатными растениями (полив, рыхление почвы);
  • правила посадки (посева) сельскохозяйственных растений и уход за ними;
  • условия роста растений (свет, тепло, влага);

Учащиеся должны уметь:

по техническому труду:

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены на всех видах технического труда;
  • организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
  • бережно относиться к инструментам и материалам;
  • экономно размечать материал с помощью шаблонов;
  • правильно пользоваться ручными инструментами;
  • самостоятельно изготовлять по образцу изделие (аналогичное изделиям, предусмотренным программой);
  • правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда;

по сельскохозяйственному труду:

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во время сельскохозяйственных работ;
  • ухаживать за комнатными растениями (полив, удаление сухих листьев и веток, рыхление почвы);
  • подготовить и посеять семена в грунт (горох, фасоль, ипомея, бархатцы).

Основные критерии оценки трудовой

деятельности учащихся 

  • правильное, качественное и в полном объеме выполнение задания;
  • осознанное выполнение задания;
  • трудолюбие, самостоятельность, инициатива, творчество, самоконтроль;
  • положительное отношение к общественно полезному труду;
  • экономное расходование материалов, соблюдение правил сохранности инструментов, приспособлений,
  • соблюдение правил безопасности труда и личной гигиены;
  • основные требования к речевому оформлению трудовой деятельности  (при планировании, в процессе трудовой деятельности, при отчете);
  • активное пользование связной речью (в диалогической и описательно-повествовательной формах);
  • знание названий инструментов, материалов, трудовых операций. 

Содержание тем учебного курса

(68 ч; по 2 ч в неделю)

Технический труд (30 ч)

Обработка бумаги и картона (14 ч)

  • Правила безопасности труда при работе с шилом, иглой, ножницами.
  • Личная гигиена при работе с бумагой и картоном. Организация рабочего места.
  • Технико-технологические сведения. Знакомство с видами и основными свойствами бумаги, их значение при изготовлении изделий. Способы соединения деталей из бумаги и картона: клеем, нитками, проволокой.
  • Понятие о развертке.
  • Инструменты и приспособления, применяемые при изготовлении изделий из бумаги и картона (ножницы, шило, иглы, гладилка, линейка, угольник, шаблоны, кисточка для клея и красок, карандаши простые и цветные, краски); их назначение и хранение.
  • Беседы: «Что делают из бумаги?», «Как сделана тетрадь?».
  • Опыты и наблюдения. Сравнение видов бумаги и картона по прочности и отношению к влаге.

Практические работы

  • Коллективное планирование последовательности выполнении работы.
  • Разметка бумаги и картона.
  • Изготовление различных изделий на бумаги и картона (по образцу, техническому рисунку).
  • Сгибание, резание бумаги и картона.
  • Соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки.

Техническое моделирование (16 ч)

  • Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с монтажными инструментами (гаечный ключ, отвертка). Организация рабочего места.
  • Технико-технологические сведения. Детали конструктора и монтажный инструмент. Виды соединений (подвижные, неподвижные). Сборка и разборка моделей транспортных машин, сельскохозяйственных машин и орудий из деталей конструктора «Транспортные и сельскохозяйственные машины».
  • Беседы: «Транспортные машины, сельскохозяйственные машины и орудия, их назначение», «Облегчение труда человека машиной», «Труд людей вокруг нас», «Технические игрушки».

Практические работы

  • Сборка и разборка технических моделей из деталей конструктора по образцу, рисунку, техническому рисунку, собственному замыслу.
  • Примерный перечень изделий. Тележки одноосные и двухосные, мотороллер, трактор, грузовая автомашина, железнодорожная платформа, «Наш микрорайон» (макет изготовляется при изучении правил дорожного движения).

Бытовой труд (8 ч)

Обработка ткани (6 ч)

  • Правила безопасности труда при работе с иглами, булавками, ножницами. Гигиена труда. Организация рабочего места.
  • Технико-технологические сведения. Первоначальные сведения о тканях растительного происхождения (хлопчатобумажные, льняные). Виды ниток (швейные, штопальные, для вышивания, вязания). Разметка и экономный раскрой тканей, стежки «через край», «вперед иголку с перевивом».
  • Инструменты и приспособления для шитья (иглы швейные,  ножницы, наперсток, булавки). Правила хранения инструментов и материалов.
  • Беседы: «Как рубашка в поле выросла», «Какие ткани мы знаем?», «Какие нитки мы знаем?».
  • Опыты и наблюдения. Рассматривание образцов тканей с полотняным переплетением (ситец, марля, полотно), сравнение ниток по назначению и толщине.

Практические работы

  • Изготовление выкройки изделия прямоугольной формы, разметка ткани по выкройке и раскрой ее, выполнение косых стежков «через край» (обметочный).
  • Примерный перечень изделий. Салфетка, закладка, сувениры с вышивками изученными стежками.
  • Уход за одеждой
  • Изготовление метки, пришивание ее на одежду, изготовление, ремонт и пришивание вешалки, пришивание кнопок, крючков.

Основы художественной обработки различных материалов (16 ч)

  • Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с ножницами, иглой, шилом; организация рабочего места.
  • Обобщение ранее полученных сведений о приемах лепки, приемы стилизации в лепке. Отделка изделий из глины.
  • Приемы лепки посуды способами кругового налепа и с помощью стеков.
  • Приемы обработки природных материалов (прокалывание шилом), способы соединения деталей  из природных материалов  с  помощью  быстро сохнущего   клея.
  • Художественная   вышивка и    аппликации     из   ткани.

Практические работы

  • Игры и упражнения на развитие воображения и фантазии («На кого похоже?», «Кто спрятан в имеющихся у вас природных материалах?»; изучение природных материалов  (ветки, корни различных растений, шишки, желуди, засушенные цветы, листья и др.), определение в них сходства с птицами, животными, сказочными персонажами).
  • Упражнения на передачу настроения цветом и композицией (выбор композиции, украшающего узора в соответствии с формой поверхности материалов, подбор ткани и ниток по цвету, толщине, фактуре в соответствии с назначением изделии). Вышивание декоративными швами «набор» и «крест».
  • Примерный перечень изделий. Тематические композиции (аппликация); поздравительные открытки; салфетка дня завтрака; коврик (холст, аппликация); лепка чашки, игрушки-свистульки, матрешки, фигурных пряников; игрушки из бумаги и картона;  куколка из мочала; сувениры из шишек, веток, корней, мха и др.
  • Внеклассная работа. Сбор природных материалов, наблюдения в природе. Изготовление на бумаги и природных материалов игрушек для детского сада.

Сельскохозяйственный труд (14 ч)

Осенние работы (4 ч)

  • Правила    безопасности    труда и    личной      гигиены     во время     работы на учебно-опытном участке.
  • Сведения по сельскохозяйственному труду. Правила сбора семян и способы их хранения.
  • Практические работы. Сбор семян. Удаление остатков растений   и     мусора (перекапывают     почву    старшие     школьники);    сгребание      опавших     листьев    и     веток.
  • Весенние работы (6 ч)
  • Правила    безопасности      труда     и    личной     гигиены    во      время          работы     на    участке.
  • Сведения по сельскохозяйственному труду.  Знакомство с семенами цветочно-декоративных и бобовых растений. Подготовка семян к посеву; отбор наиболее крупных  и здоровых семян, замачивание и проращивание их. Правила посева семян в грунт. Выращивание цветочно-декоративных растений (ноготки, настурция, душистый горошек), зернобобовых растений (горох, фасоль, бобы).

Практические работы

  • Посев семян в грунт, разравнивание грядок граблями, проведение бороздок по шнуру, полив их, посев семян с последующим заделыванием, установка этикеток.
  • Уход за растениями: полив, рыхление почвы, прополка, установка опорных колышков.

Работа  в    классе (4 ч)

  • Сведения по сельскохозяйственному труду. Знакомство с видами комнатных растений.
  • Правила  ухода  за комнатными   растениями.  
  • Размножение комнатных растений  семенами.

Практические работы

  • Уход за растениями: полив, удаление сухих листьев, пыли, рыхление почвы.   Выращивание комнатных растений (бальзамин, ипомея).
  • Опыты и наблюдения. 1. Определение условий для роста растений (влага, тепло, свет). 2. Опыт с одновременным посевом сухих, замоченных и пророщенных семян.

Литература для учащихся

  1. Зыкова Т.С., Кац З.Г., Руленкова Л.И. Дидактический материал по предметно-практическому обучению для учащихся 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида. – М: Просвещение, 2006
  2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2011
  3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2013
  4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Рабочая тетрадь к учебнику. - М: Просвещение, 2013

Пособия для учителя

  1. Технология. Рабочие программы. Системы уроков. 1-2 классы. Издательство «Учитель», 2013

Календарно-тематическое планирование

во 2 классе (II отделение III вариант)

по трудовому обучению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Учусь говорить правильно» для слабослышащих учащихся 1 «а» класса 2 отделения 2 варианта

Для того, чтобы цели и задачи предмета «Развитие речи» были реализованы в полном объеме, считаем необходимым введение курса коррекционных занятий «Учусь говорить правильно».Курс нацелен на разно...

Программа Математика 2 класс II отделение III вариант

Программа Математика 2 класс II отделение III вариант...

Программа ФГСР 2 класс II отделение III вариант

Программа ФГСР 2 класс II отделение III вариант...

Программа Чтение 2 класс II отделение III вариант

Программа Чтение 2 класс II отделение III вариант...

Программа Окружающий мир 2 класс II отделение III вариант

Программа Окружающий мир 2 класс II отделение III вариант...

Программа Развитие речи 2 класс II отделение III вариант

Программа Развитие речи 2 класс II отделение III вариант...

Программа Весёлая математика 2 класс II отделение III вариант

Программа Весёлая математика 2 класс II отделение III вариант...