Программа Чтение 2 класс II отделение III вариант
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Программа Чтение 2 класс II отделение III вариант
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chtenie_2_otd_3_var_2_kl_34_ned.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-интернат №23»
«Рассмотрено» Руководитель МО Мизернова И.Г. Протокол № ___ от «__» __________________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР Беликова Е.Г. «__»________________20___г. | «Утверждаю» Директор школы-интерната №23 А.Е.Годин Приказ № ___ от «__»_________________20___г. |
Рабочая программа
по предмету «Язык и литература»,
раздел «Чтение»
для обучающихся 2 «в» класса
II отделения III варианта
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель:
Чумакова А.В.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Белгород 2014
Чтение
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по обучению чтению составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова. Рассчитана на учащихся, обучающихся по II отделению III варианту программы (2 класс).
Программа рассчитана на 102 ч по 3 часа в неделю.
Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
В рабочей программе заложены возможности предусмотренного программой формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Учебно-информационные:
-умение рассматривать предметы окружающего мира в соответствии с предложенной целью, выделять их признаки и свойства,
- замечать изменения, с происходящим с объектом,
- умение соотносить результаты наблюдения с поставленной целью,
- умение производить измерения разными способами для решения учебных и практических задач,
- умение использовать готовые модели для изучения свойств и качеств предметов,
- адекватно воспринимать содержание и смысл устной речи,
- сознательное чтение текста разного типа (художественный, научно-популярный, учебный) вслух и про себя,
- выделять главные мысли текста,
- нахождение необходимого учебного материала (выборочное чтение),
- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.
Учебно-коммуникативные:
- формирование монологической речи учащихся,
- совершенствование диалогической речи учащихся; умение составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения,
- способность выбирать средства языка в соответствии с речевой ситуацией,
- адекватно воспринимать устную речь,
- безошибочное списывание,
- написание под диктовку,
- пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов.
Учебно-организационные:
- умение планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания,
- умение определять последовательность действий, называть в последовательности действия для решения учебной задачи,
- владеть способом контроля и оценки деятельности, соотнести результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом,
- определять причины возникших трудностей, выбрать пути преодоления ошибок.
Учебно-интеллектуальные:
- умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения,
- владение способами объединения предметов по общему признаку, определение общих свойств, признаков предметов (по результатам наблюдения, опытов, объяснений учителя, высказываний сверстников),
- распределять объекты в группу по общему признаку,
- формирование приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Специфика курса литературного чтения во 2 классе заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка.
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
- Развитие художественно-творческих и познавательных
способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог,
выразительно читать и рассказывать, импровизировать. - Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным
чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта
самостоятельной читательской деятельности. - Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к
чтению и книге, потребности в общении с миром художественной
литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников.
Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов
многонациональной России.
Методика чтения в школе для слабослышащих детей выделяет три большие группы задач: образовательно-познавательные, воспитательные (в том числе и эстетические), коррекционно-развивающие.
К образовательно-познавательным задачам можно отнести:
- Формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.
- Формирование умений школьников анализировать читаемые тексты (в объеме требований программы каждого класса).
- Уточнение и расширение знаний школьников об объектах окружающего мира, жизни людей, животных, растений, о человеке и его духовном мире; сообщение знаний о писателе, эпохе, отраженной в произведении.
- Обогащение учащихся знаниями о литературе, смежных видах искусства.
- Развитие навыков устной и письменной речи школьников.
Часть названных задач определена в школьных программах по чтению, часть же из них учитель должен сам сформулировать при изучении того или иного произведения исходя из его тематики и проблематики.
К коррекционно-развивающим задачам можно отнести:
- Обогащение словарного запаса школьников, уточнение значений известных слов, преодоление аграмматизма и недостатков произношения.
- Создание условий для речевого общения учащихся на уроке, расширение их речевой практики.
- Развитие слухового восприятия детей путем опознания, различения на слух слов, фраз, текстов изучаемых художественных произведений.
- Развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций, формирование интеллектуальных, организационных и учебных умений.
Специальные требования, предъявляемые к урокам чтения:
- Эмоциональность урока, вызываемая не только содержанием читаемого, но и применяемыми методами и приемами, рассчитанными на адекватное проявление у школьников определенных эмоциональных переживаний.
- Непосредственная связь изучаемого произведения с жизненным опытом учащихся и жизнью страны, что позволяет понять конкретный и обобщенно-художественный смысл читаемого произведения.
- Стимулирование творческой деятельности школьников в .процессе изучения литературных произведений включением вариативных заданий: отгадывание загадок, придумывание продолжения рассказа, нового его названия, составление викторин, загадок, кроссвордов, сценариев праздников и инсценировок, иллюстрирование, инсценирование.
- Развитие связной литературной речи школьников с использованием средств художественной изобразительности в связи с изучаемым произведением, использование методических приемов, стимулирующих разнообразие связных устных и письменных высказываний.
Одним из требований к урокам чтения является проведение коррекционной работы по развитию речи слабослышащих, обогащению их словарного запаса, формированию грамматического строя речи, коррекции недостатков произношения. Кроме навыка чтения и речеведческих умений, учащиеся овладевают приемами выразительного чтения.
Виды занятий во 2 классе: чтение, ответы на вопросы, беседы, описание сюжетных картинок, наблюдения, работа с текстом, различные виды игр, инсценировка, демонстрация действия, иллюстрирование текста, деление текста на части, озаглавливание, составление плана, пересказ прочитанного
Материально-техническое обеспечение программы представлено банком мультимедийных презентаций по изучаемым темам, аудио- и видеоматериалами, таблицами по ООМ, речевыми играми, различными дидактическими пособиями.
Во 2 классе проводится проверка техники чтения ( в конце первого полугодия, в конце учебного года).
Учебно-тематический план по чтению
№ п\п | Наименование разделов | Количество часов |
1 четверть | ||
Здравствуй, школа! | 7 | |
Осень пришла | 12 | |
О братьях наших меньших | 5 | |
24 | ||
2 четверть | ||
Что такое хорошо и что такое плохо | 18 | |
Новогодний праздник | 6 | |
24 | ||
3 четверть | ||
Учимся трудиться | 7 | |
Праздник мамы и весны | 16 | |
Родина любимая | 7 | |
30 | ||
4 четверть | ||
Устное народное творчество | 8 | |
Скоро лето! | 9 | |
Волшебные странички | 7 | |
24 | ||
Итого | 102 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся должны уметь:
- правильно, сознательно, плавно читать целыми словами без пропусков; сложные слова читать по слогам;
- соблюдать при чтении соответствующий темп (50 слов в минуту);
- соблюдать правила орфоэпии, читать незнакомые слова с проставленным ударением, соблюдать правильные ударения в знакомых словах;
- соблюдать правильную интонацию (в предложениях с соответствующими знаками препинания);
- выразительно читать с соблюдением пауз между предложениями и частями текста; читать знакомый текст про себя;
- пересказывать содержание прочитанного; описывать иллюстрации к тексту словами из текста;
- отвечать на вопросы, устанавливающие причинно – следственные отношения, последовательность действий;
- делить текст на части по вопросам;
- определять основную мысль прочитанного (с помощью учителя);
- выделять действующие лица;
- выбирать из текста слова и предложения, характеризующие действующих лиц, события;
- читать текст по ролям.
- Различать рассказ, стихотворение, сказку.
Учащиеся должны знать:
- стихотворения и отрывки из прозаических произведений (6 – 8 за год).
Содержание тем учебного курса
Навыки чтения.
Правильное, выразительное, сознательное, плавное чтение целыми словами без искажения и пропусков. Слоговое чтение сложных, трудных для произношения слов. Соблюдение соответствующего темпа (50—60 слов в минуту к концу года).
Соблюдение правил орфоэпии, указанных в программе по обучению произношению, правильных ударений в знакомых словах; чтение незнакомых слов с проставленным ударением.
Соблюдение правильной интонации в предложениях с соответствующими знаками препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак). Выразительное чтение с соблюдением пауз между предложениями и частями текста (после подготовки с учителем). Выделение при чтении важных по смыслу слов.
Чтение знакомого текста про себя.
Работа над текстом.
Пересказ содержания прочитанного (сначала по вопросам учителя); подготовка к самостоятельному пересказу.
Описание содержания иллюстрации к тексту с использованием слов и выражений текста. Ответы на вопросы, устанавливающие причинно- следственные отношения, последовательность действий, оценку поступков и др.
Деление текста на части по вопросам. Определение (с помощью учителя) основной мысли прочитанного по отдельным вопросам.
Выделение действующих лиц. Выбор из текста (с помощью учителя) слов и предложений, характеризующих события, действующих лиц, картины природы.
Чтение текста по ролям (с драматизацией и без нее). Заучивание стихотворений и отрывков из прозаических произведений (6—8 за год).
Литература для учащихся
- Красильникова О. А. Чтение: Учебник 2 кл. специальных коррекционных (образовательных) учреждений II вида. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
- Трубачева И. З., Дейнега Е. Д. Книга для чтения. Учебник для 2 класса школ глухих. – М.: Просвещение, 1991.
Пособия для учителя
- Быкова Л.М., Горбунова Е.А., Зыкова Т.С., Носкова Л.П. Методика преподавания русского языка в школе глухих. – Москва: ВЛАДОС, 2002
- Красильникова О. А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Красильникова О. А. Уроки чтения развития речи во 2 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида: пособие для учителя / О. А. Красильникова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
Тексты для проверки техники чтения
В лесу
Однажды жарким летом дети пошли в лес. Собака Шарик побежал в лес вместе с ними. Дети собирали грибы и вкусные ягоды. Вдруг под пушистой елкой они увидели маленького ежа. Он свернулся клубком. Шарик хотел укусить ежика. Больно уколол Шарик нос об иголки и испуганно залаял.
(47 слов)
Как называется рассказ?
О ком говорится в рассказе?
Куда пошли дети?
Кто побежал вместе с ними?
Кого увидели дети?
Что сделал Шарик?
Почему Шарик залаял?
Осторожно
Саша пошел с мамой в магазин. Около магазина стояла грузовая машина. Вдруг Саша увидел, что между колесами сидит котенок. Саша испугался. Машина может задавить котенка. Когда из магазина вышел шофер и сел за руль, Саша закричал:
-Осторожно, дядя, ехать нельзя!
Шофер спросил Сашу:
-Почему нельзя?
-Там котенок, - сказал Саша.
Шофер вышел из машины, взял котенка на руки и отдал Саше.
(61 слово)
Как называется рассказ?
О ком говорится в рассказе?
Куда пошел Саша?
Что увидел Саша?
Почему Саша испугался?
Что сделал Саша?
Что сделал шофер?
Календарно-тематическое планирование
во 2 классе (II отделение III вариант)
по чтению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Учусь говорить правильно» для слабослышащих учащихся 1 «а» класса 2 отделения 2 варианта
Для того, чтобы цели и задачи предмета «Развитие речи» были реализованы в полном объеме, считаем необходимым введение курса коррекционных занятий «Учусь говорить правильно».Курс нацелен на разно...
Программа Математика 2 класс II отделение III вариант
Программа Математика 2 класс II отделение III вариант...
Программа ФГСР 2 класс II отделение III вариант
Программа ФГСР 2 класс II отделение III вариант...
Программа Трудовое обучение 2 класс II отделение III вариант
Программа Трудовое обучение 2 класс II отделение III вариант...
Программа Окружающий мир 2 класс II отделение III вариант
Программа Окружающий мир 2 класс II отделение III вариант...
План-конспект урока чтения в 4 классе по программе II вида(II отделение III вариант) по теме: «Рассказ Е.И.Пермяка «Пичугин мост».
Данный материал предназначен для педагогов специальных(коррекционных) образовательных учреждений II вида, а также для педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха в условиях инклюзии....
Презентация к уроку чтения в 1 классе по теме: "Рассказ "Осенью" по программе II вида ( II отделение II вариант)
Данный материал предназначен для педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида( II отделение II вариант), а также для педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха...