Программа Математика 2 класс II отделение III вариант
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
Программа Математика 2 класс II отделение III вариант
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_matematika_2_otd_3_var_2_kl_34_ned.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-интернат №23»
«Рассмотрено» Руководитель МО Мизернова И.Г. Протокол № ___ от «__» __________________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР Беликова Е.Г. «__»________________20___г. | «Утверждаю» Директор школы-интерната №23 А.Е.Годин Приказ № ___ от «__»_________________20___г. |
Рабочая программа
по предмету «Математика»
для обучающихся 2 «в» класса
II отделения III варианта
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель:
Чумакова А.В.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Белгород 2014
Математика
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по математике составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова. Рассчитана на учащихся, обучающихся по II отделению III варианту программы (2 класс).
Учебный предмет рассчитан на 136 ч по 4 часа в неделю.
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. Основу начального курса математики должны составить четкие представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами, важнейших их свойствах и основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Программа предусматривает усвоение математических понятий на конкретном жизненном материала, а это дает возможность показать учащимся, что все те понятия и правила, с которыми они знакомятся на уроках, служат практике, родились из потребностей жизни. Это кладет начало правильному пониманию связи между наукой и практикой.
Изучение курса математики направлено на достижение следующих целей:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Конкретные задачи обучения математике в начальных классах тесно взаимосвязаны между собой:
- обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;
- создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;
- развитие творческих возможностей учащихся;
- формирование и развитие познавательных интересов.
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
- сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
- рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
- система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительно усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах – органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.).
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) – важнейшего метода математики.
Развитие интереса к предмету реализуется через методическую систему, предполагающую непременную доступность курса для каждого ученика. Материал преподносится в занимательной форме, используются дидактические игры. Широко представлены упражнения, носящие комплексный характер, т. е. требующие применения знаний из различных разделов курса. Они стимулируют развитие познавательных способностей учащихся. Дана система разнообразных постепенно усложняющихся упражнений, связанных с решением текстовых задач, содержание которых определяется требованиями программы. Наряду с решением готовых задач предусмотрены творческие задания на самостоятельное составление задач, на преобразование решенной задачи и др. Алгоритмизация курса выражена в усилении роли алгоритмов при рассмотрении таких вопросов, как письменные вычисления, правила выполнения действий в числовых выражениях, проверки действий и др.
Курс является началом и органической частью школьного математического образования.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой – уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим предметам.
Обучение математике тесно связано с формированием речи. Сознательное усвоение слабослышащими учащимися математических знаний невозможно без овладения ими необходимым речевым материалом. Это требует специальной работы, направленной как на овладение математической терминологией и специфическими для математического стиля конструкциями, так и на формирование умения употреблять их в самостоятельной речи. Изучение математики обогащает речь учащихся. С одной стороны, изученные на уроках математики речевые модели и конструкции используются ими в общении на уроках по другим дисциплинам, в быту, когда содержанием высказывания являются количественные отношения. С другой стороны, на уроках математики учащиеся получают практику употребления в речи словаря и фразеологии, используемых в жизни и учебной работе.
Итоговый контроль проводится в форме письменных контрольных работ.
Учебно-тематический план по математике
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего уроков, из них | |||
Уроки | Пр.р | К.р. | |||
1 четверть | |||||
Сложение и вычитание в пределах 10 | |||||
Нумерация чисел от 1до 10 | 1 | ||||
Сложение и вычитание в пределах 10 | 1 | ||||
Решение простых задач на нахождение суммы и остатка | 2 | ||||
Чтение, запись и нахождение значения числовых выражений, состоящих из 1—2 действий | 1 | ||||
Число 0 и его обозначение | 1 | ||||
Сложение и вычитание примеров вида 7-7, 0+8 | 1 | ||||
Входная (стартовая) контрольная работа. | 1 | 1 | |||
Работа над ошибками по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» | 1 | ||||
Нахождение числа, на несколько единиц больше, меньше данного | 3 | ||||
Числа от 11 до 20 | |||||
Нумерация | 2 | ||||
Десятки. Единицы | 3 | ||||
Сравнение чисел | 1 | ||||
Получение числа | 2 | ||||
Измерение длины. Сантиметр, дециметр | 2 | 2 | |||
Сложение и вычитание чисел | 2 | ||||
Год. Месяц | 1 | ||||
Решение примеров | 1 | ||||
Контрольная работа по теме: «Нумерация 11-20» | 1 | 1 | |||
Работа над ошибками по теме: « Нумерация 11-20» | 1 | ||||
Закрепление изученного материала | 2 | ||||
Контрольная работа за 1 четверть. | 1 | 1 | |||
Работа над ошибками | 1 | ||||
Итого | 32 | 2 | 3 | ||
2 четверть | |||||
Подготовка к введению задач в два действия | 2 | ||||
Решение составных задач в 2 действия | 3 | ||||
Табличное сложение и вычитание чисел | |||||
Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток | 2 | ||||
Сложение в пределах 20 | 9 | ||||
Решение примеров и задач | 1 | ||||
Контрольная работа по теме: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток» | 1 | 1 | |||
Сравнение чисел и выражений | 1 | ||||
Общие приемы вычитания с переходом через десяток | 1 | ||||
Вычитание чисел с переходом через десяток | 10 | ||||
Контрольная работа за 2 четверть | 1 | 1 | |||
Работа над ошибками | 1 | ||||
Итого | 32 | 2 | |||
3 четверть | |||||
Час. Обозначением часа | 2 | 1 | |||
Представление о килограмме | 2 | 1 | |||
Представление о литре | 2 | 1 | |||
Числа от 21 до 100 | |||||
Чтение и запись чисел 21 -100 | 4 | ||||
Сложение и вычитание круглых десятков | 1 | ||||
Сравнение чисел в пределах 100 | 1 | ||||
Миллиметр | 2 | 1 | |||
Метр, обозначение метра | 2 | 1 | |||
Внетабличное сложение и вычитание чисел | 3 | ||||
Контрольная работа по устному счету | 1 | 1 | |||
Минута. Определение времени по часам с точностью до минуты. | 1 | 1 | |||
Рубль. Копейка. Набор и размен монет | 1 | 1 | |||
Закрепление изученного материала | 4 | ||||
Контрольная работа по теме: « Нумерация чисел от 1 до 100» | 1 | 1 | |||
Работа над ошибками по теме: « Нумерация чисел от 1 до 100» | 1 | ||||
Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел | |||||
Решение примеров | 1 | ||||
Решение обратных задач | 3 | ||||
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого | 2 | ||||
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого | 2 | ||||
Закрепление изученного материала | 2 | ||||
Контрольная работа за 3 четверть | 1 | 1 | |||
Работа над ошибками | 1 | ||||
Итого | 40 | 7 | 3 | ||
4 четверть | |||||
Числовое выражение | 4 | ||||
Периметр многоугольника | 2 | 2 | |||
Свойства сложения | 4 | ||||
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание» | 1 | 1 | |||
Работа над ошибками по теме: «Сложение и вычитание» | 1 | ||||
Приемы сложения и вычитания чисел | 10 | ||||
Решение задач | 1 | ||||
Закрепление изученного материала | 3 | ||||
Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | |||
Работа над ошибками | 1 | ||||
Проверка сложения | 2 | ||||
Проверка вычитания | 2 | ||||
Итого | 32 | 2 | 2 | ||
Итого | 136 | 11 | 10 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
К концу II класса учащиеся должны знать:
- последовательность чисел от 0 до 100;
- таблицу сложения чисел в пределах 20.
Учащиеся должны уметь:
- читать и записывать числа от 0 до 10;
- измерять длину отрезков и предметов;
- определять время по часам;
- набирать заданную сумму денег и производить их размен.
Содержание тем учебного курса
(136 ч; по 4 часа в неделю)
Сложение и вычитание (продолжение)
- Сложение и вычитание в пределах 10.
- Решение простых задач.
- Чтение, запись и нахождение значений числовых выражений в 1—2 действия (без скобок).
- Число 0 и его обозначение.
- Сложение и вычитание вида 7 – 0, 0 + 8.
- Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
- Решение и составление простых задач на сложение и вычитание.
Числа от 11 до 20
- Название и последовательность чисел от 11 до 20. Их чтение и запись. Сравнение чисел.
- Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
- Измерение длины. Сантиметр. Обозначение сантиметра.
- Черчение отрезка заданной длины.
- Количество месяцев в году, их названия. Умение называть прошедший, настоящий и будущий месяцы года.
- Решение задач на сложение и вычитание (в пределах 10).
Табличное сложение и вычитание чисел
- Устное сложение двух однозначных чисел, сумма которых равна 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.
- Сравнение чисел с помощью вычитания. Знаки >, <.
- Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
- Сложение и вычитание в случаях вида 8 + 0, 10 - 0.
- Название данных чисел и искомого при сложении и вычитании.
- Нахождение неизвестного слагаемого и неизвестного уменьшаемого.
- Час. Обозначение часа – ч. Определение времени по часам (без минут). Решение простых задач на сложение и вычитание.
Числа от 21 до 100
- Название и последовательность чисел в пределах 100. Чтение и запись чисел 21 —100. Их десятичный состав.
- Денежные знаки достоинством 50 и 100 единиц. Их набор и размен.
- Метр. Обозначение метра — м. Соотношение метра и сантиметра. Практические работы по измерению длины в целых метрах.
- Сравнение предметов: длинный — короткий, высокий — низкий, толстый— тонкий; длиннее на … — короче на…, выше на ...— ниже на…, толще на ...— тоньше на, шире на ...— уже на … .
- Представление о килограмме. Обозначение килограмма — кг. Представление о литре.
- Количество дней в месяце. Умение называть сегодняшнее, вчерашнее и завтрашнее число, день недели и месяц года.
- Количество минут в часе. Определение времени по часам с точностью до 5 мин.
- Решение задач на сложение и вычитание (в пределах 20).
Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел
- Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Проверка сложения и вычитания.
- Минута. Обозначение минуты — мин.
- Определение времени по часам с точностью до минуты.
- Задачи на сложение и вычитание в пределах 100.
- Повторение изученного материала
Перечень обязательных контрольных работ
- Входная (стартовая) контрольная работа.
- Контрольная работа по теме: «Нумерация 11-20».
- Контрольная работа за I четверть.
- Контрольная работа по теме: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток».
- Контрольная работа за II четверть.
- Контрольная работа по устному счету.
- Контрольная работа по теме: « Нумерация чисел от 1 до 100».
- Контрольная работа за III четверть.
- Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание».
- Итоговая контрольная работа.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Литература для учащихся
- Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник для 1 класса начальной школы (2 часть). - М.: Просвещение, 2003.
- Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы (1 часть), М.: Просвещение, 2010
- Моро М. И., Волкова С. И. Тетрадь по математике для 1 класса (2 часть). – Просвещение, 2009
- Моро М. И., Волкова С. И. Тетрадь по математике для 2 класса (1 часть). – Просвещение, 2010
- Слезина Н.Ф. Математика. Учебник для 1 класса школ глухих и слабослышащих. - М: «Просвещение», 1991
- Слезина. Н.Ф.Математика. Учебник для 2 класса школ глухих и слабослышащих. – М: «Просвещение», 1991.
Пособия для учителя
- Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010.
- Ефимова А. В., Гринштейн М. Р. 212 задач и примеров по математике для 2 класса. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
- Математика: коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 - 2 классов начальной школы / авт.-сост. А. А. Шабанова. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Математика: коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 – 2 классов начальной школы / авт.-сост. А. А. Шабанова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Рудницкая В. Н. Контрольные работы по математике: 2 класс: к учебнику М. И. Моро и др. « Математика: учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч.»/ В. Н. Рудницкая. – 6 – е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Электронно-учебные пособия:
Демонстрационные плакаты и таблицы:
- Время
- Посмотри и сравни
- Геометрические фигуры
- Миллиметр. Сантиметр. Дециметр. Метр
- Час. Минута
- Учусь определять время
- Веселые часики
- Цвета
- Слагаемое. Сумма
- Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность
- Периметр
- Схемы задач
Дидактический материал:
- Касса цифр
- Счетный материал
- Демонстрационные часы
Мультимедийные презентации
- Коллекция игр для устного счета
- Тематические презентации к урокам
Диски
- Математика – 1 класс. Уроки Кирилла и Мефодия
- Математика – 1 класс. Дорофеев
- Математика – 1 класс. Моро
- Учусь решать задачи
Календарно-тематическое планирование
в 1 классе (II отделение III вариант)
по математике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Учусь говорить правильно» для слабослышащих учащихся 1 «а» класса 2 отделения 2 варианта
Для того, чтобы цели и задачи предмета «Развитие речи» были реализованы в полном объеме, считаем необходимым введение курса коррекционных занятий «Учусь говорить правильно».Курс нацелен на разно...
Программа ФГСР 2 класс II отделение III вариант
Программа ФГСР 2 класс II отделение III вариант...
Программа Чтение 2 класс II отделение III вариант
Программа Чтение 2 класс II отделение III вариант...
Программа Трудовое обучение 2 класс II отделение III вариант
Программа Трудовое обучение 2 класс II отделение III вариант...
Программа Окружающий мир 2 класс II отделение III вариант
Программа Окружающий мир 2 класс II отделение III вариант...
Программа Развитие речи 2 класс II отделение III вариант
Программа Развитие речи 2 класс II отделение III вариант...
Программа Весёлая математика 2 класс II отделение III вариант
Программа Весёлая математика 2 класс II отделение III вариант...