Программа Окружающий мир 2 класс II отделение III вариант
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Программа Окружающий мир 2 класс II отделение III вариант

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_om_2_otd_3_var_2_kl_34_ned.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-интернат №23»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Мизернова И.Г.

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

Беликова Е.Г.

«__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор школы-интерната №23

А.Е.Годин

Приказ № ___ от «__»_________________20___г.

Рабочая программа

по предмету «Окружающий мир»

для обучающихся 2 «в» класса

II отделения III варианта

на 2014 – 2015 учебный год

Составитель:

Чумакова А.В.,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Белгород 2014

Окружающий мир

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по окружающему миру  составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова. Рассчитана на учащихся, обучающихся по II отделению III варианту программы (2 класс).

Программа рассчитана на 68 часов в год по 2 часа в неделю.

Основными задачами данного учебного предмета являются накопление и систематизация представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни, природы, обогащение их нравственного опыта, формирование навыков правильного повеления (в семье, в школе, на улице, в общественных местах, в природе); воспитание любви и заботы к членам семьи, уважительного, внимательного  отношения к окружающим людям (сверстникам и педагогам и др.);  воспитание у детей бережного отношения к вещам, созданным трудом людей, уважения к труду, людям труда, ответственного отношения к природе, любви к родному краю, Родине.

Изучение предмета ведется в двух направлениях. Первое направление предусматривает знакомство с общественной жизнью, трудом людей, культурой поведения. Второе направление предусматривает знакомство с природой в непосредственном общении с нею. Первоначальные знания о природе являются основой для дальнейшего усвоения курса природоведения, имеют большое значение для общего и речевого развития слабослышащих детей, способствуют развитию словесно-логического мышления.

Изучение тематики первого направления («Наш дом», «Наша школа», «Город, где мы учимся», «Родная страна») в сочетании с содержанием раздела «Родная природа» позволяет ученикам накапливать, обогащать и систематизировать представления об окружающем мире, о близком и далеком.

В процессе обучения к одной и той же теме целесообразно возвращаться несколько раз в течение года как для закрепления полученных представлений, так и в целях их дальнейшего обогащения и развития.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром должны проводиться, как правило, не только в классном помещении, но и на пришкольном участке, в парке, на улице, в библиотеке и т. п. Занятия должны носить в основном ознакомительный характер.

Содержание программы носит  коррекционный  характер.

При проведении уроков используются беседы, наблюдения, экскурсии, работа с текстом, различные виды игр, практикумы.

Материально-техническое обеспечение программы представлено банком медиапрезентаций по изучаемым темам, аудио- и видеоматериалами, таблицами по ООМ, различными дидактическими пособиями. 

Учебно-тематический план

Название разделов

Всего  

Из них:

Экскур.

Практ. работа

1 четверть

День знаний.

1

Как я отдыхал летом?

1

Кто нас учит в школе?

1

Готовимся к уроку.

1

Когда я- дежурный.

1

1

Безопасность дома.

1

Я и мои друзья.

1

Что как растёт? Уход за комнатными растениями  

1

1

Природа осенью.

1

Экскурсия в осенний лес.

1

1

Кто умеет летать?

1

Что помогает человеку летать?

1

Почему птицы улетают на юг?

1

Что такое погода?

1

1

Поведение на дороге. Дорожные знаки

1

Проверочный урок.

1

2 четверть

Ноябрь на дворе. Наблюдение за погодой.

1

1

Моя страна.

1

Мой адрес.

1

1

Поздняя осень.

1

Экскурсия в осеннюю рощу.

1

1

Наши добрые дела по охране природы.

1

Язык часов.

1

1

Береги глаза.

1

1

Секреты здоровья.

1

Мой режим дня.

1

Проверь свою осанку.

1

1

Ты и незнакомые люди.

1

Я и моя семья.

1

Зима. Зимующие птицы.

1

Здравствуй, ёлка. Готовимся к празднику.

1

Проверочный урок.

1

3 четверть

Зимние каникулы. Новогодние праздники.

1

Я помогаю маме.    

1

Зимние виды спорта.

1

Зима. Изменения в природе.

1

Экскурсия. Наблюдения за изменениями в природе.

1

1

Чем можно заниматься зимой?

1

Как вести себя в трудных случаях. (01,02,03)

1

Играть с огнём опасно!

1

Мы живём в России.

1

День Защитников Отечества.

1

Ты и незнакомые люди.

1

Я и моя семья.

1

Международный женский день.

1

Научись пользоваться электроприборами.

1

Все профессии нужны.

1

Кто кем хочет быть?

1

Мы в гостях. Правила поведения за столом.

1

1

Из чего мы едим?

1

1

Проверь себя.

1

Самостоятельная работа.

1

4 четверть

Приметы весны.

1

Весна в апреле.

1

12 апреля- день Космонавтики.

1

Кто где живёт?

1

Будь воспитанным.

1

1

Уберёмся вместе в классе.

1

1

Бережём природу весной.

1

Делаем грядки.

1

1

Первое мая- праздник весны и труда.

1

День Победы.

1

Здравствуй, город.

1

Что такое улица?

1

Экскурсия на улицу. Переходим улицу.

1

1

Я со знаками дружу.

1

Лето началось.

1

Проверь себя.

1

Итого

68

4

13

Требования к уровню подготовки обучающихся:

К концу II класса учащиеся должны:

  • называть страну, в которой они живут, ее столицу;
  • знать и уметь выполнять режим дня, элементарные требования личной гигиены;
  • знать основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания и уметь использовать их в отношениях с людьми;
  • знать правила поведения на улице и выполнять их; правила перехода улицы, обхода транспорта; виды переходов; дорожные знаки: «Осторожно, дети!», «Пешеходный переход», «Въезд запрещен», «Железнодорожный переезд»;
  • правила регулирования движения транспорта и пешеходов светофором и милиционером-регулировщиком;
  • знать и уметь выполнять элементарные правила обращения с бытовыми приборами; знать элементарные правила противопожарной безопасности;
  • уметь охранять окружающие растения и животных; уметь поливать растения, ухаживать за ними;
  • уметь правильно (вежливо) обращаться и разговаривать со старшими, сверстниками.

На основе наблюдений и экскурсий в природу учащиеся должны:

  • уметь называть осенние месяцы и перечислять характерные признаки осени (похолодание, изменение окраски листьев на деревьях, листопад, отлет птиц);
  • знать о труде людей осенью; уметь называть зимние месяцы и перечислять характерные признаки зимы (сильные морозы, замерзание водоемов, снегопад, метели, растения и животные зимой);
  • знать о труде людей зимой; уметь называть весенние месяцы и перечислять характерные признаки весны (потепление, таяние снега, ледоход, распускание почек на деревьях, прилет птиц, появление раннецветущих растений, весенние грозы); знать о труде людей весной;
  • уметь называть летние месяцы и перечислять характерные признаки лета (повышение температуры воздуха, цветение растений, летние дожди и грозы, созревание плодов, жизнь животных летом);
  • знать о труде людей летом.

Содержание тем учебного курса

( 68 ч: по 2 часа в неделю)

Наш дом

  • Профессии родителей. Труд и отдых в семье. Распределение трудовых обязанностей в семье. Помощь взрослым в домашних  делах. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу. Вежливое обращение и внимательное отношение к соседям (взрослым, сверстникам, малышам).
  • Основные формы обращения: приветствие, просьба,  извинение,  благодарность.
  • Режим дня, виды труда в режиме дня; труд детей по самообслуживанию дома, его содержание и значение. Виды отдыха в режиме дня, их содержание и значение.
  • Бережное отношение к домашнему имуществу, к личным вещи к вещам всех членов семьи, к комнатным растениям, домашним животным.
  • Соблюдение правил противопожарной безопасности.
  • Личная гигиена школьника. Соблюдение чистоты в помещениях. Гигиена зрения. Значение правильной освещенности рабочего места. Охрана здоровья в разное время года.
  • Зеленые насаждения возле дома (деревья, кустарники, травянистые растения). Уход за ними и их охрана.

Наша школа

  • Режим дня, виды труда в режиме дня; труд детей по самообслуживанию в школе, его содержание и значение. Виды отдыха в режиме дня, их содержание и значение.
  • Соблюдение гигиены помещения (проветривание помещений, соблюдение чистоты и порядка в учебном и игровом помещениях).
  • Бережное отношение к зданию, игровым и спортивным площадкам во дворе, к школьному имуществу, учебным книгам.
  • Расписание уроков. Определение времени по часам с точностью до часа и минуты. Единицы измерения времени (год, месяц, неделя, сутки, час, минута). Названия дней недели. Табель-календарь. Правила для учащихся. Участие в общественно полезных делах школы.
  • Уход за комнатными растениями, правильная расстановка их в классе.
  • Труд детей на пришкольном участке в разное время года.

Город, где мы учимся. Родная страна

  • Главная площадь города.
  • Основные достопримечательности города: памятники, парки. Главные предприятия города.
  • Культурно-просветительные учреждения города (библиотека, музей,
  • театр и др.).
  • Новые стройки в городе. Профессии людей, занятых на строительстве, на заводах, фабриках, в сфере обслуживания. Машины, облегчающие труд людей. Значение труда для общества и каждого человека.
  • Транспорт города (села). Наземный, воздушный, водный транспорт, Профессии людей, работающих на транспорте.
  • Регулируемые и нерегулируемые перекрестки и переходы. Пешеходный светофор и его сигналы. Правила поведения на дорогах.
  • Дорожные знаки. «Въезд запрещен», «Движение пешеходов запрещено» и др. Правила выхода из общественного транспорта и обхода его при переходе через улицу.
  • Места для игр и катания на санках, велосипедах и др. Остановки общественного транспорта. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Правила перехода через железнодорожный переезд. Знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума». Правила поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, магазине, библиотеке). Участие детей в подготовке праздничных утренников.

Родная природа

(в течение года)

Наблюдения за погодой. Ежедневные наблюдения за погодой (солнцем, состоянием неба, состоянием воздуха, ветром и осадками) отмечать в индивидуальных дневниках наблюдений и классном календаре природы и труда условными обозначениями и записями.

В календаре отмечается:

а) наличие солнца на небосводе;

б) состояние неба (соответственными условными знаками: ясное, облачное, пасмурное небо);

в) состояние воздуха (буквами: Т, X, П. Ж. М);

г) осадки (дождь, снег, град, иней, крупа и т.д. обозначаются соответственными условными знаками);

д) ветер (слабый, умеренный, сильный, очень сильный) обозначается соответственными условными знаками; сила ветра определяется по движению листьев, веток, стволов деревьев, пыли на дороге, направлению дыма из труб и другим признакам;

е) долгота дня (время восхода и захода солнца отмечается на основе данных наблюдений; периодические наблюдения 20 числа каждого месяца за местом восхода и захода солнца).

Наблюдения:

за редкими атмосферными явлениями и описание их в устной форме;

за местом восхода и захода солнца и положением его в полдень;

в разное время суток за освещенностью предметов, длиной их тени.

Временные понятия: утро, день, вечер, ночь; время года; времена года: зима, весна, лето, осень. Смена времен года.

Обобщение данных наблюдений за погодой за один день, месяц, целый сезон.

Наблюдения за явлениями природы по сезонам

Систематические наблюдения за изменениями, происходящими в природе и деятельности людей в течение каждого сезона.

Обобщение результатов наблюдений за погодой и сезонными явлениями, происходящими в природе, проводится на специальных уроках, ежемесячно и по отдельным сезонам.

Тело человека и уход за ним

I полугодие

  • Части тела человека: голова, шея. туловище, руки (правая и левая), ноги (правая и левая).
  • Голова: уши (правое и левое), лицо. Лоб, нос, глаза (правый и левый), брови, ресницы, рот (зубы и язык), щеки, подбородок.
  • Туловище: спина, грудь, живот, бока (правый и левый), плечи, бедра.
  • Названия пальцев. ногти (на пальцах рук и ног). Локоть, ладонь. Колено, пятка.
  • Первоначальные представления о личной гигиене школьника. Правильная посадка за партой (столом), правильная осанка.

Обязательные формы и методы обучения

Практические занятия: а) изучение частей тела человека (уметь их  называть и показывать); б) привитие навыков личной гигиены, гигиены зрения, сна, приема пищи.

Демонстрация картин; просмотр диа- или кинофильма.

Животные

II полугодие

  • Домашние млекопитающие животные: кошка, собака, свинья, овца, кролик, лошадь, корова.
  • Особенности внешнего строения изучаемых животных (части тела; кожный покров). Способы передвижения, питание.
  • Различия домашних животных.
  • Детеныши домашних животных. Значение домашних млекопитающих животных для человека.
  • Дикие млекопитающие животные: белка, волк, лиса, медведь, лось, заяц, еж, крот, лев, тигр.
  • Особенности внешнего строения изучаемых животных (части тела; кожный покров). Способы передвижения. Питание.
  • Различия диких млекопитающих животных.
  • Условия жизни диких млекопитающих животных (в сравнении с жизнью домашних животных). Приспособление их к условиям жизни в разное время года (спячка, линька). Польза и вред млекопитающих животных. Меры охраны полезных животных.

Обязательные формы и методы обучения

Наблюдения за домашними животными во время экскурсии на животноводческую ферму (во внеурочное время).

Экскурсия в зоопарк (во внеурочное время) с целью знакомства с дикими млекопитающими животными.

Наблюдения за животными в уголке живой природы и организация ухода за ними (белка, еж и др.).

Просмотр диафильмов и кинофильмов о содержании домашних животных и жизни диких животных в лесу.

Демонстрация чучел, моделей, картин.

Составление тематических наглядных пособий: «Домашние животные», «Дикие животные» (во внеурочное время).

Домашние птицы: куры, утки, гуси.

  • Особенности внешнего строения изучаемых птиц (части тела, кожный покров). Способы передвижения. Питание.
  • Различия домашних птиц.
  • Образ жизни домашних птиц (содержание, кормление и уход за домашними птицами).
  • Размножение домашних птиц (на примере кур).
  • Хозяйственное значение домашних птиц.
  • Дикие птицы: грач, скворец, ласточка, снегирь, ворона, воробей, сорока и др. Особенности их внешнего строения (части тела; кожный покров). Способы передвижения. Питание. Образ жизни диких птиц.
  •  Охрана и привлечение птиц.

Обязательные формы и методы обучения

Наблюдения за домашними и дикими птицами и образом их жизни во время экскурсии.

Наблюдения за прилетом и отлетом птиц. Зимняя подкормка птиц и наблюдения за ними с последующей фиксацией полученных данных в календаре природы.

Просмотр диафильмов и кинофильмов о содержании домашних птиц и жизни птиц в лесу.

Демонстрация чучел, моделей, картин.

Составление тематических наглядных пособий: «Домашние птицы», «Зимующие птицы» (во внеурочное время).

Полезные (дождевые черви, божьи коровки, жабы, птицы)  и вредные (капустница, лимонница, тля, слизень) обитатели сада и огорода.

  • Различия изучаемых животных. Способы привлечения полезных животных и меры борьбы с вредителями сада и огорода.

Обязательные формы и методы обучения

Наблюдения в природе за полезными и вредными обитателями сада и огорода с целью изучения их внешних отличительных особенностей.

Практическая работа с целью выявления характерных особенностей изучаемых объектов (использовать раздаточный материал).

Демонстрация таблиц.

Просмотр диафильмов и кинофильмов о жизни насекомых, земноводных, о борьбе с насекомыми.

Литература для учащихся

  1. Речицкая Е. Г., Филоненко – Алексеева А. Л. Солнечный Зайчик: Ознакомление с окружающим миром: Учеб. для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Ознакомление  с окружающим миром. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. – М.: Просвещение, 2003.

Пособия для учителя

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Домашние птицы. – Санкт-Петербург «Паритет», 2005
  2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Насекомые. – Санкт-Петербург «Паритет», 2005
  3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Кем быть? – Санкт-Петербург «Паритет», 2005
  4. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Транспорт. – Санкт-Петербург «Паритет», 2005
  5. Титова М. О. Изучение природы в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида; Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Диски:

Диск «Окружающий мир. 1 класс»

Диск «Окружающий мир. 2 класс. Плешаков А.А.»

Диск «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс»

Диск «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс»

Тематические презентации к урокам

Дидактический и наглядный материал по темам:

  • Наша школа
  • Родная природа
  • Наш дом
  • Тело человека и уход за ним
  • Временные понятия
  • Город, где мы учимся
  • Родная страна
  • Дикие животные
  • Домашние животные
  • Дикие птицы
  • Домашние птицы
  • Полезные  и вредные обитатели сада и огорода
  • Осень
  • Зима
  • Весна
  • Лето

Плакаты:

  • Режим дня
  • Город Белгород
  • Правила поведения на пожаре
  • Правила поведения в лесу
  • Один дома
  • Хорошие манеры
  • Правила поведения на дороге
  • Правила поведения за столом
  • Правила гигиены
  • Правила дорожного движения
  • Правила осанки
  • Переход улиц и дорог
  • Тело человека
  • Веселые часики
  • Дикие животные
  • Домашние животные
  • Дикие птицы
  • Домашние птицы
  • Полезные  и вредные обитатели сада и огорода
  • Круглый год

Календарно-тематическое планирование

во 2 классе (II отделение III вариант)

по окружающему миру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Учусь говорить правильно» для слабослышащих учащихся 1 «а» класса 2 отделения 2 варианта

Для того, чтобы цели и задачи предмета «Развитие речи» были реализованы в полном объеме, считаем необходимым введение курса коррекционных занятий «Учусь говорить правильно».Курс нацелен на разно...

Программа Математика 2 класс II отделение III вариант

Программа Математика 2 класс II отделение III вариант...

Программа ФГСР 2 класс II отделение III вариант

Программа ФГСР 2 класс II отделение III вариант...

Программа Чтение 2 класс II отделение III вариант

Программа Чтение 2 класс II отделение III вариант...

Программа Трудовое обучение 2 класс II отделение III вариант

Программа Трудовое обучение 2 класс II отделение III вариант...

Программа Развитие речи 2 класс II отделение III вариант

Программа Развитие речи 2 класс II отделение III вариант...

Программа Весёлая математика 2 класс II отделение III вариант

Программа Весёлая математика 2 класс II отделение III вариант...