Программа Окружающий мир 2 класс II отделение III вариант
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Программа Окружающий мир 2 класс II отделение III вариант
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_om_2_otd_3_var_2_kl_34_ned.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-интернат №23»
«Рассмотрено» Руководитель МО Мизернова И.Г. Протокол № ___ от «__» __________________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР Беликова Е.Г. «__»________________20___г. | «Утверждаю» Директор школы-интерната №23 А.Е.Годин Приказ № ___ от «__»_________________20___г. |
Рабочая программа
по предмету «Окружающий мир»
для обучающихся 2 «в» класса
II отделения III варианта
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель:
Чумакова А.В.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Белгород 2014
Окружающий мир
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по окружающему миру составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова. Рассчитана на учащихся, обучающихся по II отделению III варианту программы (2 класс).
Программа рассчитана на 68 часов в год по 2 часа в неделю.
Основными задачами данного учебного предмета являются накопление и систематизация представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни, природы, обогащение их нравственного опыта, формирование навыков правильного повеления (в семье, в школе, на улице, в общественных местах, в природе); воспитание любви и заботы к членам семьи, уважительного, внимательного отношения к окружающим людям (сверстникам и педагогам и др.); воспитание у детей бережного отношения к вещам, созданным трудом людей, уважения к труду, людям труда, ответственного отношения к природе, любви к родному краю, Родине.
Изучение предмета ведется в двух направлениях. Первое направление предусматривает знакомство с общественной жизнью, трудом людей, культурой поведения. Второе направление предусматривает знакомство с природой в непосредственном общении с нею. Первоначальные знания о природе являются основой для дальнейшего усвоения курса природоведения, имеют большое значение для общего и речевого развития слабослышащих детей, способствуют развитию словесно-логического мышления.
Изучение тематики первого направления («Наш дом», «Наша школа», «Город, где мы учимся», «Родная страна») в сочетании с содержанием раздела «Родная природа» позволяет ученикам накапливать, обогащать и систематизировать представления об окружающем мире, о близком и далеком.
В процессе обучения к одной и той же теме целесообразно возвращаться несколько раз в течение года как для закрепления полученных представлений, так и в целях их дальнейшего обогащения и развития.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром должны проводиться, как правило, не только в классном помещении, но и на пришкольном участке, в парке, на улице, в библиотеке и т. п. Занятия должны носить в основном ознакомительный характер.
Содержание программы носит коррекционный характер.
При проведении уроков используются беседы, наблюдения, экскурсии, работа с текстом, различные виды игр, практикумы.
Материально-техническое обеспечение программы представлено банком медиапрезентаций по изучаемым темам, аудио- и видеоматериалами, таблицами по ООМ, различными дидактическими пособиями.
Учебно-тематический план
№ | Название разделов | Всего | Из них: | |
Экскур. | Практ. работа | |||
1 четверть | ||||
День знаний. | 1 | |||
Как я отдыхал летом? | 1 | |||
Кто нас учит в школе? | 1 | |||
Готовимся к уроку. | 1 | |||
Когда я- дежурный. | 1 | 1 | ||
Безопасность дома. | 1 | |||
Я и мои друзья. | 1 | |||
Что как растёт? Уход за комнатными растениями | 1 | 1 | ||
Природа осенью. | 1 | |||
Экскурсия в осенний лес. | 1 | 1 | ||
Кто умеет летать? | 1 | |||
Что помогает человеку летать? | 1 | |||
Почему птицы улетают на юг? | 1 | |||
Что такое погода? | 1 | 1 | ||
Поведение на дороге. Дорожные знаки | 1 | |||
Проверочный урок. | 1 | |||
2 четверть | ||||
Ноябрь на дворе. Наблюдение за погодой. | 1 | 1 | ||
Моя страна. | 1 | |||
Мой адрес. | 1 | 1 | ||
Поздняя осень. | 1 | |||
Экскурсия в осеннюю рощу. | 1 | 1 | ||
Наши добрые дела по охране природы. | 1 | |||
Язык часов. | 1 | 1 | ||
Береги глаза. | 1 | 1 | ||
Секреты здоровья. | 1 | |||
Мой режим дня. | 1 | |||
Проверь свою осанку. | 1 | 1 | ||
Ты и незнакомые люди. | 1 | |||
Я и моя семья. | 1 | |||
Зима. Зимующие птицы. | 1 | |||
Здравствуй, ёлка. Готовимся к празднику. | 1 | |||
Проверочный урок. | 1 | |||
3 четверть | ||||
Зимние каникулы. Новогодние праздники. | 1 | |||
Я помогаю маме. | 1 | |||
Зимние виды спорта. | 1 | |||
Зима. Изменения в природе. | 1 | |||
Экскурсия. Наблюдения за изменениями в природе. | 1 | 1 | ||
Чем можно заниматься зимой? | 1 | |||
Как вести себя в трудных случаях. (01,02,03) | 1 | |||
Играть с огнём опасно! | 1 | |||
Мы живём в России. | 1 | |||
День Защитников Отечества. | 1 | |||
Ты и незнакомые люди. | 1 | |||
Я и моя семья. | 1 | |||
Международный женский день. | 1 | |||
Научись пользоваться электроприборами. | 1 | |||
Все профессии нужны. | 1 | |||
Кто кем хочет быть? | 1 | |||
Мы в гостях. Правила поведения за столом. | 1 | 1 | ||
Из чего мы едим? | 1 | 1 | ||
Проверь себя. | 1 | |||
Самостоятельная работа. | 1 | |||
4 четверть | ||||
Приметы весны. | 1 | |||
Весна в апреле. | 1 | |||
12 апреля- день Космонавтики. | 1 | |||
Кто где живёт? | 1 | |||
Будь воспитанным. | 1 | 1 | ||
Уберёмся вместе в классе. | 1 | 1 | ||
Бережём природу весной. | 1 | |||
Делаем грядки. | 1 | 1 | ||
Первое мая- праздник весны и труда. | 1 | |||
День Победы. | 1 | |||
Здравствуй, город. | 1 | |||
Что такое улица? | 1 | |||
Экскурсия на улицу. Переходим улицу. | 1 | 1 | ||
Я со знаками дружу. | 1 | |||
Лето началось. | 1 | |||
Проверь себя. | 1 | |||
Итого | 68 | 4 | 13 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
К концу II класса учащиеся должны:
- называть страну, в которой они живут, ее столицу;
- знать и уметь выполнять режим дня, элементарные требования личной гигиены;
- знать основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания и уметь использовать их в отношениях с людьми;
- знать правила поведения на улице и выполнять их; правила перехода улицы, обхода транспорта; виды переходов; дорожные знаки: «Осторожно, дети!», «Пешеходный переход», «Въезд запрещен», «Железнодорожный переезд»;
- правила регулирования движения транспорта и пешеходов светофором и милиционером-регулировщиком;
- знать и уметь выполнять элементарные правила обращения с бытовыми приборами; знать элементарные правила противопожарной безопасности;
- уметь охранять окружающие растения и животных; уметь поливать растения, ухаживать за ними;
- уметь правильно (вежливо) обращаться и разговаривать со старшими, сверстниками.
На основе наблюдений и экскурсий в природу учащиеся должны:
- уметь называть осенние месяцы и перечислять характерные признаки осени (похолодание, изменение окраски листьев на деревьях, листопад, отлет птиц);
- знать о труде людей осенью; уметь называть зимние месяцы и перечислять характерные признаки зимы (сильные морозы, замерзание водоемов, снегопад, метели, растения и животные зимой);
- знать о труде людей зимой; уметь называть весенние месяцы и перечислять характерные признаки весны (потепление, таяние снега, ледоход, распускание почек на деревьях, прилет птиц, появление раннецветущих растений, весенние грозы); знать о труде людей весной;
- уметь называть летние месяцы и перечислять характерные признаки лета (повышение температуры воздуха, цветение растений, летние дожди и грозы, созревание плодов, жизнь животных летом);
- знать о труде людей летом.
Содержание тем учебного курса
( 68 ч: по 2 часа в неделю)
Наш дом
- Профессии родителей. Труд и отдых в семье. Распределение трудовых обязанностей в семье. Помощь взрослым в домашних делах. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу. Вежливое обращение и внимательное отношение к соседям (взрослым, сверстникам, малышам).
- Основные формы обращения: приветствие, просьба, извинение, благодарность.
- Режим дня, виды труда в режиме дня; труд детей по самообслуживанию дома, его содержание и значение. Виды отдыха в режиме дня, их содержание и значение.
- Бережное отношение к домашнему имуществу, к личным вещи к вещам всех членов семьи, к комнатным растениям, домашним животным.
- Соблюдение правил противопожарной безопасности.
- Личная гигиена школьника. Соблюдение чистоты в помещениях. Гигиена зрения. Значение правильной освещенности рабочего места. Охрана здоровья в разное время года.
- Зеленые насаждения возле дома (деревья, кустарники, травянистые растения). Уход за ними и их охрана.
Наша школа
- Режим дня, виды труда в режиме дня; труд детей по самообслуживанию в школе, его содержание и значение. Виды отдыха в режиме дня, их содержание и значение.
- Соблюдение гигиены помещения (проветривание помещений, соблюдение чистоты и порядка в учебном и игровом помещениях).
- Бережное отношение к зданию, игровым и спортивным площадкам во дворе, к школьному имуществу, учебным книгам.
- Расписание уроков. Определение времени по часам с точностью до часа и минуты. Единицы измерения времени (год, месяц, неделя, сутки, час, минута). Названия дней недели. Табель-календарь. Правила для учащихся. Участие в общественно полезных делах школы.
- Уход за комнатными растениями, правильная расстановка их в классе.
- Труд детей на пришкольном участке в разное время года.
Город, где мы учимся. Родная страна
- Главная площадь города.
- Основные достопримечательности города: памятники, парки. Главные предприятия города.
- Культурно-просветительные учреждения города (библиотека, музей,
- театр и др.).
- Новые стройки в городе. Профессии людей, занятых на строительстве, на заводах, фабриках, в сфере обслуживания. Машины, облегчающие труд людей. Значение труда для общества и каждого человека.
- Транспорт города (села). Наземный, воздушный, водный транспорт, Профессии людей, работающих на транспорте.
- Регулируемые и нерегулируемые перекрестки и переходы. Пешеходный светофор и его сигналы. Правила поведения на дорогах.
- Дорожные знаки. «Въезд запрещен», «Движение пешеходов запрещено» и др. Правила выхода из общественного транспорта и обхода его при переходе через улицу.
- Места для игр и катания на санках, велосипедах и др. Остановки общественного транспорта. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Правила перехода через железнодорожный переезд. Знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума». Правила поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, магазине, библиотеке). Участие детей в подготовке праздничных утренников.
Родная природа
(в течение года)
Наблюдения за погодой. Ежедневные наблюдения за погодой (солнцем, состоянием неба, состоянием воздуха, ветром и осадками) отмечать в индивидуальных дневниках наблюдений и классном календаре природы и труда условными обозначениями и записями.
В календаре отмечается:
а) наличие солнца на небосводе;
б) состояние неба (соответственными условными знаками: ясное, облачное, пасмурное небо);
в) состояние воздуха (буквами: Т, X, П. Ж. М);
г) осадки (дождь, снег, град, иней, крупа и т.д. обозначаются соответственными условными знаками);
д) ветер (слабый, умеренный, сильный, очень сильный) обозначается соответственными условными знаками; сила ветра определяется по движению листьев, веток, стволов деревьев, пыли на дороге, направлению дыма из труб и другим признакам;
е) долгота дня (время восхода и захода солнца отмечается на основе данных наблюдений; периодические наблюдения 20 числа каждого месяца за местом восхода и захода солнца).
Наблюдения:
за редкими атмосферными явлениями и описание их в устной форме;
за местом восхода и захода солнца и положением его в полдень;
в разное время суток за освещенностью предметов, длиной их тени.
Временные понятия: утро, день, вечер, ночь; время года; времена года: зима, весна, лето, осень. Смена времен года.
Обобщение данных наблюдений за погодой за один день, месяц, целый сезон.
Наблюдения за явлениями природы по сезонам
Систематические наблюдения за изменениями, происходящими в природе и деятельности людей в течение каждого сезона.
Обобщение результатов наблюдений за погодой и сезонными явлениями, происходящими в природе, проводится на специальных уроках, ежемесячно и по отдельным сезонам.
Тело человека и уход за ним
I полугодие
- Части тела человека: голова, шея. туловище, руки (правая и левая), ноги (правая и левая).
- Голова: уши (правое и левое), лицо. Лоб, нос, глаза (правый и левый), брови, ресницы, рот (зубы и язык), щеки, подбородок.
- Туловище: спина, грудь, живот, бока (правый и левый), плечи, бедра.
- Названия пальцев. ногти (на пальцах рук и ног). Локоть, ладонь. Колено, пятка.
- Первоначальные представления о личной гигиене школьника. Правильная посадка за партой (столом), правильная осанка.
Обязательные формы и методы обучения
Практические занятия: а) изучение частей тела человека (уметь их называть и показывать); б) привитие навыков личной гигиены, гигиены зрения, сна, приема пищи.
Демонстрация картин; просмотр диа- или кинофильма.
Животные
II полугодие
- Домашние млекопитающие животные: кошка, собака, свинья, овца, кролик, лошадь, корова.
- Особенности внешнего строения изучаемых животных (части тела; кожный покров). Способы передвижения, питание.
- Различия домашних животных.
- Детеныши домашних животных. Значение домашних млекопитающих животных для человека.
- Дикие млекопитающие животные: белка, волк, лиса, медведь, лось, заяц, еж, крот, лев, тигр.
- Особенности внешнего строения изучаемых животных (части тела; кожный покров). Способы передвижения. Питание.
- Различия диких млекопитающих животных.
- Условия жизни диких млекопитающих животных (в сравнении с жизнью домашних животных). Приспособление их к условиям жизни в разное время года (спячка, линька). Польза и вред млекопитающих животных. Меры охраны полезных животных.
Обязательные формы и методы обучения
Наблюдения за домашними животными во время экскурсии на животноводческую ферму (во внеурочное время).
Экскурсия в зоопарк (во внеурочное время) с целью знакомства с дикими млекопитающими животными.
Наблюдения за животными в уголке живой природы и организация ухода за ними (белка, еж и др.).
Просмотр диафильмов и кинофильмов о содержании домашних животных и жизни диких животных в лесу.
Демонстрация чучел, моделей, картин.
Составление тематических наглядных пособий: «Домашние животные», «Дикие животные» (во внеурочное время).
Домашние птицы: куры, утки, гуси.
- Особенности внешнего строения изучаемых птиц (части тела, кожный покров). Способы передвижения. Питание.
- Различия домашних птиц.
- Образ жизни домашних птиц (содержание, кормление и уход за домашними птицами).
- Размножение домашних птиц (на примере кур).
- Хозяйственное значение домашних птиц.
- Дикие птицы: грач, скворец, ласточка, снегирь, ворона, воробей, сорока и др. Особенности их внешнего строения (части тела; кожный покров). Способы передвижения. Питание. Образ жизни диких птиц.
- Охрана и привлечение птиц.
Обязательные формы и методы обучения
Наблюдения за домашними и дикими птицами и образом их жизни во время экскурсии.
Наблюдения за прилетом и отлетом птиц. Зимняя подкормка птиц и наблюдения за ними с последующей фиксацией полученных данных в календаре природы.
Просмотр диафильмов и кинофильмов о содержании домашних птиц и жизни птиц в лесу.
Демонстрация чучел, моделей, картин.
Составление тематических наглядных пособий: «Домашние птицы», «Зимующие птицы» (во внеурочное время).
Полезные (дождевые черви, божьи коровки, жабы, птицы) и вредные (капустница, лимонница, тля, слизень) обитатели сада и огорода.
- Различия изучаемых животных. Способы привлечения полезных животных и меры борьбы с вредителями сада и огорода.
Обязательные формы и методы обучения
Наблюдения в природе за полезными и вредными обитателями сада и огорода с целью изучения их внешних отличительных особенностей.
Практическая работа с целью выявления характерных особенностей изучаемых объектов (использовать раздаточный материал).
Демонстрация таблиц.
Просмотр диафильмов и кинофильмов о жизни насекомых, земноводных, о борьбе с насекомыми.
Литература для учащихся
- Речицкая Е. Г., Филоненко – Алексеева А. Л. Солнечный Зайчик: Ознакомление с окружающим миром: Учеб. для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Ознакомление с окружающим миром. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. – М.: Просвещение, 2003.
Пособия для учителя
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Домашние птицы. – Санкт-Петербург «Паритет», 2005
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Насекомые. – Санкт-Петербург «Паритет», 2005
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Кем быть? – Санкт-Петербург «Паритет», 2005
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Транспорт. – Санкт-Петербург «Паритет», 2005
- Титова М. О. Изучение природы в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида; Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Диски:
Диск «Окружающий мир. 1 класс»
Диск «Окружающий мир. 2 класс. Плешаков А.А.»
Диск «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс»
Диск «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс»
Тематические презентации к урокам
Дидактический и наглядный материал по темам:
- Наша школа
- Родная природа
- Наш дом
- Тело человека и уход за ним
- Временные понятия
- Город, где мы учимся
- Родная страна
- Дикие животные
- Домашние животные
- Дикие птицы
- Домашние птицы
- Полезные и вредные обитатели сада и огорода
- Осень
- Зима
- Весна
- Лето
Плакаты:
- Режим дня
- Город Белгород
- Правила поведения на пожаре
- Правила поведения в лесу
- Один дома
- Хорошие манеры
- Правила поведения на дороге
- Правила поведения за столом
- Правила гигиены
- Правила дорожного движения
- Правила осанки
- Переход улиц и дорог
- Тело человека
- Веселые часики
- Дикие животные
- Домашние животные
- Дикие птицы
- Домашние птицы
- Полезные и вредные обитатели сада и огорода
- Круглый год
Календарно-тематическое планирование
во 2 классе (II отделение III вариант)
по окружающему миру
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Учусь говорить правильно» для слабослышащих учащихся 1 «а» класса 2 отделения 2 варианта
Для того, чтобы цели и задачи предмета «Развитие речи» были реализованы в полном объеме, считаем необходимым введение курса коррекционных занятий «Учусь говорить правильно».Курс нацелен на разно...
Программа Математика 2 класс II отделение III вариант
Программа Математика 2 класс II отделение III вариант...
Программа ФГСР 2 класс II отделение III вариант
Программа ФГСР 2 класс II отделение III вариант...
Программа Чтение 2 класс II отделение III вариант
Программа Чтение 2 класс II отделение III вариант...
Программа Трудовое обучение 2 класс II отделение III вариант
Программа Трудовое обучение 2 класс II отделение III вариант...
Программа Развитие речи 2 класс II отделение III вариант
Программа Развитие речи 2 класс II отделение III вариант...
Программа Весёлая математика 2 класс II отделение III вариант
Программа Весёлая математика 2 класс II отделение III вариант...