1 класс рабочая программа
календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе программы курса «Технология» (УМС «Школа России»: Примерные программы Федерального государственного стандарта начального общего образования, авторы Роговцева Н.И., Анащенкова С.В., 2011г), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Оценки достижения планируемых результатов обучения начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya1_klass.doc | 233.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы курса «Технология» (УМС «Школа России»: Примерные программы Федерального государственного стандарта начального общего образования, авторы Роговцева Н.И., Анащенкова С.В., 2011г), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Оценки достижения планируемых результатов обучения начального общего образования.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные задачи курса
-духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
- знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
- овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;
- первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
- знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
- изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
- осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
- проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
- использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
- знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
- изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на учебный предмет «Художественный труд» в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 135ч:
в 1 классе — 33 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Количество часов в год в 1 класс: 33 I четверть: 9 ч. Количество часов в неделю: 1 II четверть: 7 ч.
Количество проектов: 5 III четверть: 9 ч.
Количество экскурсий: 3 IV четверть: 8 ч.
Результаты изучения курса
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание курса
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир, как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
В результате изучения блока «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»
Выпускник научится:
иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
В результате изучения блока «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты».
Выпускник научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
В результате изучения блока «Конструирование и моделирование»
Выпускник научится
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться
соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
В результате изучения блока «Практика работы на компьютере»
Выпускник научится:
соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
Результаты освоения курса 1 года обучения
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений
ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;
представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
первоначальная ориентация на оценку результатов собственной деятельностью;
проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;
представление о ценности природного мира для практической деятельности человека;
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
формировать этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;
знать основные моральные нормы поведения;
знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
группировать предметы, объекты на основе существенных признаков,
подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;
определять тему;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
слушать и понимать речь других;
принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
понимать важность коллективной работы;
контролировать свои действия при совместной работе;
допускать существование различных точек зрения;
договариваться с партнерами и приходить к общему решению.
Предметные результаты
- Доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда.
- Элементарные умения предметно- преобразовательной деятельности.
- Знания об основах культуры труда.
- Элементарный опыт творческой деятельности.
Содержание рабочей программы (1 класс- 33 часа)
Давайте познакомимся (3 ч)
Как работать с учебником. (1 час)
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Я и мои друзья Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты.
Материалы и инструменты. (1 час)
Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты». Организация рабочего места. Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места
Что такое технология. (1 час)
Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесса выполнения изделия). Осмысление умений, которыми овладеют дети на уроках.
Понятие: «технология».
Человек и земля (21 ч)
Природный материал. (1 час)
Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу.
Понятия: «аппликация», «пресс», «природные материалы», «план выполнения работы» (текстовый и слайдовый).
Изделие: « Аппликация из листьев».
Пластилин. (2 часа)
Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Использование «Вопросов юного технолога» для организации своей деятельности и ее рефлексии.
Понятия: «эскиз», «сборка».
Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».
Выполнение изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции.
Понятие: «композиция».
Изделие «Мудрая сова».
Растения. (2 часа)
Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями связанными с земледелием. Получение и сушка семян.
Понятие: «земледелие»,
Изделие: «заготовка семян»
Проект «Осенний урожай».
Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне.). Использование «Вопросов юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приемов работы с пластилином, навыков использования инструментов.
Понятие: «проект».
Изделие. «Овощи из пластилина».
Бумага. (1 час)
Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее.
Понятия: «шаблон». «симметрия», «правила безопасной работы».
Изделие. Закладка из бумаги
Насекомые. (1 час)
Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчел. Составление плана выполнения изделия по образцу на слайдах. Выполнение изделия из различных материалов (природные, бытовые материалы, пластилин, краски).
Изделие «Пчелы и соты».
Дикие животные. (1 час)
Виды диких животных. Знакомство с техникой «коллаж». Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре.
Проект «Дикие животные».
Изделие: «Коллаж «Дикие животные»
Новый год. (1 час)
Проект «Украшаем класс к новому году».
Освоение проектной деятельности: работа в парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия. Украшение на елку. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Выполнение елочной игрушки из полосок цветной бумаги.
Изделие: «украшение на елку»
Украшение на окно. Выполнение украшения на окно в форме елочки из тонкой бумаги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру). Приклеивание бумажного изделия мыльным раствором к стеклу.
Изделие: «украшение на окно»
Домашние животные. (1 час)
Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Выполнение фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином.
Изделие: «Котенок».
Такие разные дома. (1 час)
Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Выполнение макета домика с использованием гофрированного картона и природных материалов.
Понятия: «макет», «гофрированный картон».
Изделие: « Домик из веток».
Посуда. (2 часа)
Знакомство с видами посуды и. материалами, из которых ее производят. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом. Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при выполнении изделий для чайного сервиза.
Понятия: «сервировка», «сервиз».
Проект «Чайный сервиз»
Изделия: «чашка», « чайник», « сахарница»
Свет в доме. (1 час)
Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнивать старинные и современные способы освещения жилища. Выполнение модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы с шилом. Изделие: « Торшер».
Мебель (1 час)
Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и правила ухода за мебелью). Выполнение модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу.
Изделие: «Стул»
Одежда Ткань, Нитки (1 час)
Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы их которых ее изготавливают. Способы создания одежды. Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии.
Понятия: «выкройка», «модель»
Изделие: «Кукла из ниток»
Учимся шить (2 часа)
Знакомство с правилами работы с иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления закладки. Оформление игрушки при помощи пуговиц.
Изделия: «Закладка с вышивкой», « Медвежонок».
Передвижение по земле (1 часа)
Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения для жизни человека. Знакомство с конструктором его деталями и правилами соединения деталей. Выполнение из конструктора модели тачки.
Изделие: «Тачка».
«Человек и вода» 3 часа
Вода в жизни человека. (1 час)
Вода в жизни растений. Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян.
Понятие: «рассада».
Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями»
Питьевая вода. (1 час)
Выполнение макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца.
Изделие: «Колодец»
Передвижение по воде. (1 час)
Знакомство со значение водного транспорта для жизни человека. Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота, повторяя технологию его сборки. Создание формы цилиндра из бумаги. Проводить исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами. Осуществление работы над проектом.
Понятие: «оригами».
Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»
«Человек и воздух» 3 часа.
Использование ветра. (1 час)
Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки по линейке. Выполнение правил техники безопасности. Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление по самостоятельному замыслу.
Понятие: «флюгер».
Изделие: «Вертушка»
Полеты птиц. (1 час)
Знакомство с видами птиц. Закреплять навыки работа с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования бумаги материалов при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе.
Понятие: «мозаика».
Изделие: «Попугай»
Полеты человека. (1 час)
Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Выполнение модели самолета и парашюта. Закрепление умения работать с бумагой в технике «оригами», размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу.
Понятия: «летательные аппараты».
Изделие: «Самолет», «Парашют»
Человек и информация - 3 часа.
Способы общения. 1 час
Изучение способов общения. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково-символические системы (анаграммы и пиктограммы). Использование знаково-символической системы для передачи информации (кодирование,
шифрование).
Изделия: «Письмо на глиняной дощечке », «Зашифрованное письмо».
Важные телефонные номера. Правила движения.1 час
Знакомство со способами передачи информации Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Нахождение безопасного маршрута из дома до школы, его графическое изображение.
Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы.
Компьютер. 1 час.
Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска информации.
Понятия: «компьютер», «интернет»
Используемая литература
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
- Максимова Т.Н. Поурочные разработки по технологии: 1 класс. –М.: ВАКО, 2012
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В. Технология. 1 класс. Рабочая тетрадь. –М.: Просвещение, 2013
Календарно-тематическое планирование уроков технологии
для учащихся 1 класса на 2014/ 15 учебный год
№ | Название раздела Тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Универсальные учебные действия | Дата | ||
План | Факт | ||||||
1 | «Давайте познакомимся» Как работать с учебником. Я и мои друзья. | 1ч. | Комбинированный | Личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру, соблюдение приемов безопасного и рационального труда, планирование своей деятельности, освоение роли ученика, формирование интереса (мотивации) к учению. Регулятивные: организация своего рабочего места под руководством учителя, определение цели выполнения заданий на уроке, оценивание результатов своей работы.
| |||
2 | Материалы и инструменты. Организация рабочего места. | 1ч. | Комбинированный | ||||
3 | Что такое технология. | Комбинированный 1ч. | Комбинированный | ||||
4 | Человек и земля (23 ч) Природный материал. Изделие: « Аппликация из листьев». | 1ч. | Комбинированный | Личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру, соблюдение приемов безопасного и рационального труда, планирование своей деятельности, освоение роли ученика, формирование интереса (мотивации) к учению. Регулятивные: организация своего рабочего места под руководством учителя, определение цели выполнения заданий на уроке, оценивание результатов своей работы.
| |||
5 | Пластилин. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». | 1ч. | Комбинированный | ||||
6 | Пластилин. Изделие «Мудрая сова». | 1ч. | Комбинированный | ||||
7 | Растения. Изделие: «заготовка семян» | 1ч. | Комбинированный | ||||
8-9 | Растения. Проект «Осенний урожай». Изделие. «Овощи из пластилина». | 2 ч. | Комбинированный | ||||
10 | Бумага. Изделие. Закладка из бумаги. | 1ч. | Комбинированный | ||||
11 | Насекомые. Изделие «Пчелы и соты». | 1ч. | Комбинированный | Личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру. Соблюдение приемов безопасного и рационального труда, планирование своей деятельности, освоение роли ученика. Формирование интереса (мотивации) к учению, оценивание жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Регулятивные: Определение цели выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя, определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Познавательные: поиск, отбор и использование необходимой информации из учебника и других справочных и дидактических материалов, формирование представления о разнообразии видов бумаги.
| |||
12 | Дикие животные. Проект «Дикие животные». Изделие: «Коллаж «Дикие животные» | Урок- исследование 1ч. | Урок- исследование | ||||
13-14 | Новый год. Проект «Украшаем класс к новому году». Украшение на елку. Изделие: «украшение на елку» Украшение на окно. Изделие: «украшение на окно» | 2ч. | Комбинированный | ||||
15 | Домашние животные. Изделие: «Котенок». | 1 ч. | Комбинированный | ||||
16 | Такие разные дома. Изделие: « Домик из веток». | 1 ч. | Комбинированный | ||||
17-18 | Посуда. Проект «Чайный сервиз» Изделия: «чашка», « чайник», « сахарница» | 2ч. | Комбинированный | ||||
19 | Свет в доме. Изделие: « Торшер». | 1 ч. | . Комбинированный
| ||||
20 | Мебель Изделие: «Стул» | 1ч. | Комбинированный | ||||
21 | Одежда Ткань. Нитки .Изделие: «Кукла из ниток» | 1ч. | Комбинированный | ||||
22-23 | Учимся шить Изделия: «Закладка с вышивкой», « Медвежонок» | 2 ч. | Комбинированный | ||||
24 | Передвижение по земле Изделие: «Тачка». | 1ч. | Комбинированный | ||||
25 | Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями» | 1ч. | Комбинированный | ||||
26 | Питьевая вода. Изделие: «Колодец» | 1ч. | Комбинированный | ||||
27 | Передвижение по воде. Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот» | 1 ч. | Комбинированный | ||||
28 | «Человек и воздух» Использование ветра. Изделие: «Вертушка». | 1 ч. | Комбинированный | Личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру, соблюдение приемов безопасного и рационального труда, планирование своей деятельности, освоение роли ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, оценивание жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов, с точки зрения общечеловеческих норм. Регулятивные: Определение цели выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя, определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Познавательные: поиск, отбор и использование необходимой информации из учебника и других справочных и дидактических материалов, формирование представления о разнообразии видов бумаги.
| |||
29 | Полеты птиц. Изделие: «Попугай» | Урок- игра 1ч. | Урок- игра | ||||
30 | Полеты человека. Изделие: «Самолет», «Парашют» | 1 ч. | Комбинированный | ||||
31 | Человек и информация Способы общения. | 1 ч. | Комбинированный | Личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру, соблюдение приемов безопасного и рационального труда, планирование своей деятельности, освоение роли ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, оценивание жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов, с точки зрения общечеловеческих норм. Регулятивные: Определение цели выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя, определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Познавательные: поиск, отбор и использование необходимой информации из учебника и других справочных и дидактических материалов, формирование представления о разнообразии видов бумаги.
| |||
32 | Важные телефонные номера, Правила движения. Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы. | 1 ч. | Комбинированный | ||||
33 | Компьютер. | 1 ч. | . Комбинированный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
математика 1 класс рабочая программа стандарты второго покаления
Рабочая программа по математике для 1 класса разработана с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования....
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Конспекты уроков по математике во 2 классе.Рабочие программы для 2-го класса.
Конспекты уроков по матемтике во 2 классе.Рабочие программы для 2-го класса....
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...