Программа кружка «Квиллинг»
календарно-тематическое планирование по технологии на тему
Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов квиллинга, развивая моторику руки, способствует интеллектуальному своему развитию. Квиллинг создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня квиллинг наиболее тесно связан с самым молодым видом искусства – дизайном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_kvilling_14-15.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Квиллинг»
Направленность: художественная
Возраст детей: 7 лет
Срок реализации: 1 год обучения
Митрофанова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
п. С-Коммунар, 2014 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основе книг: А. Быстрицкая «Бумажная Филигрань», Д.Дженкинс «Поделки и сувениры из бумажных ленточек», Х.Уолтер «Узоры из бумажных лент» и предусматривает дополнительное обучение детей 6-9 лет в области создания изделий и композиций в технике квиллинг.
Программа составлена с учетом знания возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего возраста.
Программа знакомит детей с древнейшим искусством бумажной филиграни – квиллингом. На занятиях учащиеся овладевают методикой выполнения разнообразных оригинальных изделий. Принцип выполнения их заключается в закручивании серпантином бумажных полосок, которые принимают ажурный филигранный вид. Скрутив их в спираль и придав нужную форму, любой ребенок сможет сделать изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно и даже объемные композиции. Сегодня этот вид творчества становится очень популярным в нашей стране.
Направленность программы – художественная.
Данная программа предназначена для обучения детей выполнению декоративных композиций в технике квиллинг.
Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Одно из величайших открытий человечества – изобретение бумаги дало начало различным ремёслам. Квиллинг (бумагокручение, или бумажная филигрань) искусство украшения витиеватыми кружками, завитками предметов интерьера и одежды. Сегодня бумажная филигрань находит всё больше своих последователей. Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства, квиллинг всегда был и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры всего человечества. В наши дни занятия квиллингом имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка.
Новизна программы.
Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.
Актуальность программы.
Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов квиллинга, развивая моторику руки, способствует интеллектуальному своему развитию. Квиллинг создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня квиллинг наиболее тесно связан с самым молодым видом искусства – дизайном.
Педагогическая целесообразность программы.
Занятия квиллингом помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Образовательная область программы.
Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с историей возникновения квиллинга, основами цветоведения, законами композиции и приемами работы с бумагой. А самое главное, они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.
Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что:
Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
Подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей.
Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
Цель программы – развитие художественно-эстетического мышления детей, посредством работы в технике квиллинг. Сформировать у детей чувство успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить.
Эта цель обуславливает следующие задачи:
Задачи программы 1-го года обучения:
Обучающие:
- формировать у детей практические навыки работы с бумагой в технике «квиллинг»;
- познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
- обращение с простейшими орудиями труда;
- создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
- развивать у детей способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
- развивать сенсорные и умственные способности;
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к работе с бумагой в технике «квиллинг»;
- совершенствовать трудовые навыки;
- формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы обучения, используемые во время проведения занятий:
Принцип наглядности: широкое использование наглядного материала – таблиц, схем, фотографий, работ детей и педагога, методических разработок, современных мультимедийных средств.
Принцип системности и последовательности – обучение ведется от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач.
Принцип доступности – материал дается в доступной для детей форме, возможен вариант игры, викторины, коллективной работы.
Принцип научности – все обучение ведется с опорой на учебную литературу, опыт педагогов, проверенные временем методы и технологии.
Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Возрастная категория детей – 7-8 лет.
Срок реализации программы – 1год.
Форма и режим проведения занятий
Форма проведения занятий – групповая, индивидуальная. Занятия квиллингом требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоять из 10-15 человек.
Режим занятий – 3 раза в неделю по 1 часу – 108 часов в год. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.
Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 1года детьми 7-8лет. В зависимости от желания и способности ребенка он может быть зачислен в группу независимо от возрастных рамок.
Ожидаемые результаты 1-го года обучения:
В результате обучения у учащихся:
- появятся представления об истории возникновения квиллинга,
- будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг,
- сформируются практические навыки художественной обработки бумаги в технике «квиллинг»,
- научатся обращаться с простейшими орудиями труда,
- смогут создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок,
- разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию,
- разовьют способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, разовьют глазомер,
- разовьют сенсорные и умственные способности, пространственное воображение,
- научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать
в порядке рабочее место.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-го года обучения
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | ||
всего | теория | практ | ||
| Вводное занятие | 2 | 2 | - |
1 | История квиллинга | 4 | 2 | 2 |
1.1 | История возникновения квиллинга. | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Посещение выставки | 2 | 1 | 1 |
2 | Материаловедение | 4 | 2 | 2 |
2.1 | Знакомство с материалами и инструментами. Бумага тонированная, цветная, серпантин, картон цветной. Основные их свойства и качества. | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки, калька, карандаш простой Основные их свойства и качества. | 2 | 1 | 1 |
3 | Основы композиции и цветоведения | 8 | 4 | 4 |
3.1 | Основные законы композиции. | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Цветовой круг. | 2 | 1 | 1 |
3.4 | Теплые и холодные цвета. | 2 | 1 | 1 |
4. | Техника выполнения квиллинга | 20 | 7 | 13 |
4.1 | Основные элементы квиллинга: плотная катушка | 4 | 2 | 2 |
4.2 | Основные элементы квиллинга: . “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм. | 8 | 2 | 6 |
4.3 | Листья | 6 | 2 | 4 |
4.4 | Эскиз | 2 | 1 | 1 |
5 | Цветочные композиции | 78 | 21 | 21 |
5.1 | Композиция «Колокольчики» | 10 | 3 | 5 |
5.2 | Композиция «Виноград» | 8 | 3 | 5 |
5.3 | Композиция «Ромашки» | 10 | 3 | 7 |
5.4 | Композиция «Васильки» | 10 | 3 | 7 |
5.5 | Композиция «Нарциссы» | 10 | 3 | 7 |
5.6 5.7 5.8. | Композиция «Подсолнухи» Композиция «Маки» Композиция «Цветочная поляна» | 10 10 10 | 3 3 3 | 7 7 7 |
6. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
| Итого: | 108 | 37 | 35
|
Предполагаемые результаты полученных знаний к концу 1 года обучения:
Знать:
- основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга
- различные приемы работы с бумагой
- историю искусства бумагокручения
Уметь:
- читать и зарисовывать схемы изделий
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг
- пользоваться различными приемами работы с бумагой.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первого года обучения
Вводное занятие
1. История квиллинга (4 часа).
1.1. История возникновения квиллинга.
Цель: Знакомство с историей возникновения квиллинга.
Теория: Использование этого вида искусства в жизни человека.
Практика: Знакомство с необходимыми материалами и инструментами.
1.2 Посещение выставки.
Знакомство с лучшими работами учащихся школы и педагога.
2. Материаловедение (4 часа).
2.1 Знакомство с материалами.
Теория: Знакомство с материалами, применяемыми в квиллинге, их основными свойствами и качествами: бумага тонированная, цветная, серпантин.
Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.
2.2 Знакомство с различными дополнительными приспособлениями.
Теория: Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем.
Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.
3. Основы композиции и цветоведения (8 часов)
Цель: Изучение основных законов композиции и цветоведения.
3.1 Основные законы композиции.
Теория: Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции для декоративного произведения.
Практическая работа: зарисовка композиций.
3.2 Основные и составные цвета.
Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.
Практическая работа: зарисовка композиций.
3.3 Цветовой круг.
Знакомство с цветовым кругом. Знакомство с основными и составными
цветами. Дополнительные цвета.
Практическая работа: зарисовка цветового круга.
3.3 Теплые и холодные цвета.
Знакомство с теплыми и холодными цветами Насыщенность цвета и его
светлость. Цветовой контраст.
Практическая работа: выполнение тренировочных зарисовок.
4. Техника выполнения квиллинга.(20 часов).
Цель: Научить выполнять основные элементы квиллинга.
4.1 Основные элементы квиллинга – плотная катушка.
Выполнение основных элементов квиллинга из бумаги - плотная катушка.
Практическая работа: техника выполнения плотной катушки
4.2 Основные элементы квиллинга – “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.
4.3 Изготовление листьев
Практическая работа: выполнение листьев из листа бумаги
4. 4. Выполнение эскиза.
Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции.
Практическая работа: техника выполнения эскиза композиции.
Технико- технологические сведения:
Материалы и приспособления.
Сочетание цветовых оттенков.
Гармония контрастных цветов.
5. Цветочные композиции
Цель: Научить составлять композиции из элементов квиллинга.
Технология выполнения изделий:
Подбор бумаги, выбор основы изделия и клеевого состава.
- правила построения композиции;
- определение композиционного центра;
- соблюдение законов цветоведения;
- способы оформления изделий из бумаги;
5.1 Композиция «Колокольчики»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Колокольчики» Изготовление ажурных элементов. Изготовление листьев.
Практическая работа: изготовление заготовок цветов и листьев.
Составление композиции
Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу
5.2.Композиция «Виноград»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: Разработка эскиза «Виноград» по предложенному образцу.
Изготовление необходимых элементов для композиции «Виноград»
Практическая работа: изготовление заготовок выпуклых катушек, сборка из них грозди винограда. Изготовление листьев из бумаги. Изготовление длинной спирали.
Составление композиции
Практическая работа: составление композиции из заготовок по разработанному эскизу.
5.3. Композиция «Ромашки»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Ромашки».
Изготовление необходимых элементов для композиции «Ромашки» Практическая работа: изготовление заготовок цветов и стеблей, листьев из бумажных полосок
Составление композиции
Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу
5.4..Композиция «Васильки»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: разработка эскиза композиции
Изготовление необходимых элементов для композиции
Практическая работа: изготовление цветов приемом закручивания нарезанных полосок, стеблей и листьев из бумаги
Составление композиции
Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу
5.5.Композиция «Нарциссы»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: разработка эскиза композиции
Изготовление необходимых элементов для композиции
Практическая работа: изготовление заготовок листьев, цветов, лепестков.
Составление композиции
Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу
5.6.Композиция «Подсолнухи»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Подсолнухи»
Изготовление необходимых элементов для композиции
Практическая работа: изготовление заготовок лепестков цветов, стеблей и листьев
Сборка цветов
Практическая работа: сборка цветов из заготовок лепестков
Составление композиции по эскизу
Практическая работа: составление композиции из заготовок
5.7 Композиция «Маки»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Маки»
Изготовление необходимых элементов для композиции
Практическая работа: изготовление заготовок лепестков цветов, стеблей и листьев
Сборка цветов
Составление композиции по эскизу
Практическая работа: составление композиции из заготовок
5.8. Композиция «Цветочная поляна»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: разработка эскиза композиции
Изготовление необходимых элементов для композиции
Практическая работа: изготовление цветов приемом закручивания нарезанных полосок, стеблей и листьев из бумаги
Составление композиции
Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу
6. Итоговое занятие.(2 часа).
Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках школы, в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:
Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
Коллективная работа – один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала.
Смотр творческих достижений – используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.
2. Необходимые условия реализации программы
Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, компьютер, проектор, экран, хорошее верхнее освещение и дополнительное боковое.
Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности.
Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий
Бумажные полоски шириной 3 мм, 5мм, 7мм.
Полоски гофрированного картона
Зубочистки.
Пинцеты.
Цветной картон
Ножницы.
Клей
Рамки для оформления работ.
Карандаш,
Ластик.
Бумага для эскизов, калька.
Дидактические материалы:
- Наглядные пособия – таблицы, изготовлены преподавателем:
«Цветовой круг. Смешивание цветов»;
«Основные элементы квиллинга»;
Композиция «Колокольчики» |
Композиция «Виноград» |
Композиция «Ромашки» |
Композиция «Васильки» |
Композиция «Нарциссы» |
Композиция «Подсолнухи» Композиция «Маки» Композиция «Цветочная поляна» |
- Работы преподавателя
- Работы учащихся.
- Фотографии с различных выставок.
- Презентации :
История появления бумаги и картона,
История возникновения квиллинга,
Основные законы композиции.,
Цветовой круг,
Теплые и холодные цвета,
Основные элементы квиллинга: плотная катушка,
Основные элементы квиллинга: капля.
Ажурные элементы квиллинга.
Инструкции по технике безопасности.
Правила поведения в образовательном учреждении.
Формы и виды контроля
№ | Разделы | Вид контроля | Форма контроля | Сроки проведения |
1 | Вводное занятие | Вводный | Собеседование | Сентябрь |
2 | Изготовление основных элементов квиллинга | Рубежный | Выставка детских работ | Декабрь |
3 | Изготовление цветов в технике квиллинга | Рубежный | Итоговое занятие | Январь |
4 | Цветочные композиции | Рубежный | Выставка детских работ | Март |
5 | Цикл творческих работ | Итоговый | Итоговое занятие | Май |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2006.
Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1. –М.: «Юный художник», 2001.
Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: «Титул», 1998.
Сокольникова Н.М. Основы живописи. – Обнинск: «Титул», 1996.
Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: «Титул», 1996.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-
Дону: 2011
2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. –
Феникс», Ростов-на-Дону: 2011
3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.:
Эксмо,2009.
4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО
Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008
5. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 –
ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007
6. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. –
М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка " Умелые руки" , " Волшебство квиллинга"
Работа из цветной бумаги для квиллинга....
программа кружка "Квиллинг - волшебный завиток"
Кружок "Квиллинг - волшебный завиток" в 3 б классе я веду второй год. Квиллинг - это искусство бумагокручения, в давние времена это занятие было возможно среди дам из высшего общества, т.к. ...
Образовательная программа по квиллингу
Программа рассчитана на 34 часа....
Рабочая программа кружка «Бумагопластика (квиллинг)» 4 класс
Рабочая программа кружка «Бумагопластика (квиллинг)» для учащихся 4 класса коррекционной школы-интернатаПредлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, котора...
Программа “Волшебный квиллинг”
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает нео...
Рабочая программа "Волшебный квиллинг" 1-4 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный квиллинг" (художественно-эстетическое направление), с календарно тематическим планом...
Рабочая программа "Волшебный квиллинг"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный квиллинг" для учащихся 1-4 классов....