Повышение мотивации к обучению на различных этапах урока.
статья по технологии на тему

Статья "Повышение  мотивации   к  обучению на различных  этапах урока." с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья20.36 КБ
Файл Презентация651.68 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение  мотивации   к  обучению на различных  этапах урока.

 

Калабина Татьяна Владимировна,

МБОУ ООШ №140

«Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров»
Л.С. Выготский.

       Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.

П.Я. Гальперин

         В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса.          Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах.

Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. 

          Каждый ребенок успешен

     Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? На эти вопросы я и попыталась для себя ответить.

Как развить интерес к обучению, как научить ребенка мыслить и самостоятельно делать выводы?

   Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.

Современный урок

Развитие школьников в процессе обучения

Активная деятельность: работают все, работает каждый

Проблемность : маленькое открытие каждый день

Диалог: учёт разных мнений

Творчество учителя и детей

Интерес детей к учению, желание учиться

Самостоятельность учащихся

Четкость цели и ориентация на достижение результатов

Связь с жизнью: решение практических задач

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.
П.Я. Гальперин



Мотив - это то, что побуждает человека к действию.
Мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности,
к активному освоению содержания образования

Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы  и методы и будут учитывать следующие  факторы, влияющие на формирование учебной мотивации

Повышение уровня учебной мотивации

Процесс длительный, кропотливый и целенаправленый, формируется через проведение:

 уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, и использование различных приёмов.

Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Этап вызывания исходной мотивации

актуализировать мотивы предыдущих достижений

(“мы хорошо поработали над предыдущей темой”),

вызывать мотивы относительной неудовлетворенности (“но не усвоили еще одну важную сторону этой темы”),

усилить мотивы ориентации на предстоящую работу (“а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях”),

усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

«Активная любознательность,
стремление узнать»

Обеспечить восприятие учебного материала с увлечением, вовлечь  учащихся   в   активную   деятельность,   помочь   овладеть   новыми формами    учебной    деятельности.  

На    этой    стадии    учащиеся      спорят,   стараются   самостоятельно   найти   ответы   на   свои  вопросы и вопросы товарищей.

 Деятельность учителя на данном этапе: определение    таких    способов    учебно-предметных    действий,    которые обеспечили   бы   восприятие   материала   с   увлечением.

Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации

учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы,

вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы),

 к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы)

Формированию учебной мотивации способствует

Умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности-дидактическая игра, занимательные задания, загадки, и ребусы.

Проблемные вопросы, задачи

Проектная деятельность

Использование ИКТ в формах учебной работы на различных этапах урока

Компетентностный подход к обучению

                          Учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер

Базовые технологии:

метод проектов

РКМЧП

игровые технологии ИКТ

Цель компетентностно-ориентированных заданий

    Организация деятельности обучающегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий

Технология создания учебных ситуаций

                   Учебная ситуация – особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его и  частично – запоминают.

 

         Учебная ситуация – это способ реализации системно-деятельностного подхода.

Создание учебных ситуаций

                Задача учителя - создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появляется потребность в открытии.

           Ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи:

ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности

 от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли учащиеся поставить учебную задачу или нет.

Учебная деятельность младших школьников

Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами )

Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты)

Наблюдение, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий)  

Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение

Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.)

Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии


На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

   1) Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (надо - могу - хочу) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. действия или его обосновании.
Слайд 30

Этап завершения урока

Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. ,усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя.

Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях.

Выводы:
мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Спасибо за внимание!



Подписи к слайдам:

Стадия вызова
актуализировать мотивы
предыдущих достижений
(“
мы хорошо поработали над предыдущей темой”),
вызывать
мотивы относительной неудовлетворенности
(“но не усвоили еще одну важную сторону этой темы”),
усилить
мотивы ориентации на предстоящую работу
(“а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях”),
усилить
непроизвольные мотивы
удивления, любознательности.
Цель
компетентностно
-ориентированных заданий

Организация
деятельности обучающегося
, а не воспроизведение им информации или отдельных действий
Стадия рефлексии
Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока
возникала положительная установка на дальнейшее учение
.
,
усиление
оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя
.
Бывает
важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях.
Каждый ребенок успешен
!
К
ак
развить интерес к обучению, как научить ребенка мыслить и самостоятельно делать
выводы?
Формирование
мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.
«Если
на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров
»

Л.С. Выготский.

Спасибо за внимание!
П
роцесс
длительный, кропотливый и
целенаправленый
, формируется
через
проведение:

уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность,
и
использование различных приёмов.
Своевременное
чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Повышение уровня учебной мотивации
Компетентностный
подход к обучению

Учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер

Базовые технологии:
метод проектов
РКМЧП
игровые технологии ИКТ
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном
действии




На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся
к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального
затруднения
.


1) Актуализацию
изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2
) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3
) мотивацию к пробному учебному действию (надо - могу - хочу) и его самостоятельное осуществление;

4
) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. действия или его обосновании.
Слайд 30





.

Калабина
Татьяна Владимировна,
МБОУ ООШ №140
Августовский педагогический
форум работников образования Куйбышевского района
г.о
. Самара
Повышение
мотивации к
обучению на различных
этапах урока
Мотивирование к учебной
деятельности
Предполагает
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на
уроке
:
актуализируются
требования к нему со стороны учебной деятельности (надо);
создаются
условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);
устанавливаются
тематические рамки (могу
).

В
развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и
самополагания
в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального Я с образом Я - идеальный ученик, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их
реализации
мотивация
является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности
;
педагогические
цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
формируется
определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
через
формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Выводы:

Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать следующие факторы
,
влияющие на формирование учебной мотивации
Формированию учебной мотивации способствует
У
мелое
использование игровых ситуаций и других элементов занимательности-дидактическая игра, занимательные задания, загадки, и
ребусы.
Проблемные
вопросы, задачи
Проектная деятельность
Использование
ИКТ в формах учебной работы на различных этапах
урока








Вопрос
о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.
П.Я. Гальперин



Мотив -
это то, что побуждает человека к действию.

Мотивация

-
это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности,

к
активному освоению содержания образования
Создание учебных ситуаций

Задача учителя - создавать такие
учебные ситуации
, когда у ребенка появляется потребность в открытии.
Ситуации
играют большую роль для постановки учебной задачи:
ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности
от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли учащиеся поставить учебную задачу или нет.
Стадия осмысления
учитель ориентируется на
познавательные и социальные мотивы,
вызывая
интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы
),

к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы
)
Развитие школьников в процессе обучения
Активная деятельность: работают все, работает каждый
Проблемность
:
маленькое открытие каждый день
Диалог: учёт разных мнений
Творчество учителя и детей
Интерес детей к учению, желание учиться
Самостоятельность учащихся
Четкость цели и ориентация на достижение результатов
Связь с жизнью: решение практических
задач
Современный урок
О
беспечить
восприятие учебного материала с увлечением, вовлечь учащихся в активную деятельность, помочь овладеть новыми формами учебной деятельности.
На
этой стадии учащиеся

спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей
.

Деятельность учителя на данном этапе: определение таких способов учебно-предметных действий, которые обеспечили бы восприятие материала с
увлечением.
«Активная любознательность,
стремление узнать»
Технология создания учебных ситуаций
Учебная
ситуация
– особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют
его и частично – запоминают
.

Учебная
ситуация
– это способ реализации системно-
деятельностного
подхода.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...