тематическое планирование 2 класс.
календарно-тематическое планирование по технологии (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технология
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Технология» 2 класс создана на основе:
- Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;
- Примерной Программы начального общего образования. М., «Просвещение», 2004 год;
- Программы курса «Технология» под редакцией Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В, Фрейтаг И.П. М., «Просвещение», 2009 год;
- Учебного плана школы на 2010-2011 учебный год.
Курс «Технология. Человек, природа, техника», является компонентом учебно-методического комплекта (УМК) для 2 класса общеобразовательных учреждений. Данный УМК продолжает предметную линию «Технология» в рамках серии «Перспектива» (серия «Академический школьный учебник»). Он состоит из учебника, рабочей тетради и методического пособия. В построении УМК использована та же структура, логика подачи материала и навигационная система (условные обозначения, используемые в УМК), что и в 1 классе
Особенностью данного курса является тесная связь материала с предметом «Окружающий мир». За основу взята идея постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Учащиеся знакомятся:
— с основными сферами: земным, водным, воздушным и информационным пространствами;
— с особенностями технологического процесса в прошлом и настоящем в России и мире;
— с логикой развития культуры труда;
— с основными профессиями, обеспечивающими жизнедеятельность человека, развитие общества;
— с различными видами народно-прикладного искусства России.
Дети также изучают и учатся работать с природными материалами и материалами, являющимися результатом труда человека, — от примитивного доисторического каменного топора до современного компьютера и последних новинок техники, используемых на земле, в воде и воздухе.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Программа направлена на решение следующих задач:
- Развитие моторных способностей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на психофизиологические функции ребенка;
- Знакомство с видами материалов, их свойствами;
- Формирование умений выполнения заданий на воспроизведение образа;
- Формирование умений выстраивать последовательность создания поделки;
- Знакомство с народными ремеслами, видами декоративно-прикладного творчества;
- Развитие творческих способностей учащихся, элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей.
- Развитие способностей ориентироваться в информации разного вида;
- Овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.
- Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к окружающему миру, людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования, программы Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В, Фрейтаг И.П. в соответствии с базисным учебным планом и рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).
Основные содержательные линии
Во 2 классе лейтмотивом содержания курса становится знакомство с видами профессиональной деятельности человека начиная с древних времен и осмысление их значения для общества. В учебнике представлена информация об основных профессиях и ремеслах, овладение которыми необходимо для жизнеобеспечения человека. Они
возникли в прошлых веках и остались актуальными в наше время. Данный материал, по мнению авторов учебника «Технология. Человек, природа, техника», осуществляет предметную связь курса с историей России и изобразительным искусством, а также отражает один из культурологических аспектов обучения технологии во 2 классе. А главное — знакомство это происходит через призму практической деятельности. Таким образом, в процессе изучения предмета «Технология» ребенок познает природу, общество, мир во всем его единстве и многообразии.
Еще одной важной особенностью курса «Технология» для 2 класса является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности.
Основной задачей обучения становится освоение алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Результатом обучения становится не только освоение приемов работы с новыми материалами и инструментами, но и формирование навыков работы над проектом: продумывание идеи
проекта, анализ готового изделия, построение плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, непосредственно выполнение работы и, наконец, ее презентация, анализ и оценка, т. е. приемов работы от замысла до презентации поделки.
Использование в процессе обучения проектной деятельности создает условия для формирования общих учебных навыков (алгоритма учебных действий), навыков самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т. д.), позволяет научить детей общаться, развивать универсальные учебные действия.
Логика подачи материала в УМК опирается на ведущие принципы дидактики, переведенные в технологическую плоскость:
1) постепенный переход от простой поделки до проекта через освоение технологии процесса;
2) обучение тому, что (содержание), с какой целью (мотивация), какими средствами, а главное — КАК (последовательность и технология выполнения) делать;
3) обучение планированию всех видов деятельности — от самообслуживания до работы над проектом;
4) знакомство с материалами, инструментами, техникой и правилами работы с ними, профессиями и технологией труда в сферах:
- человек и земля;
- человек и воздух;
- человек и вода;
- человек и информация;
5) рассмотрение взаимодействия компонентов в триединстве «человек — природа — техника».
Таким образом, особенностью построения учебного курса «Технология» во 2 классе является то, что основные понятия предмета: наука технология, технологический процесс, инструменты, материалы, виды ресурсов, проект, результат труда, профессии, правила безопасности при работе и т. д. — представлены в комплекте не изолированно,
а в целостной системе. И ребенок усваивает содержание учебного предмета в активной познавательной деятельности: играя, конструируя, проектируя один, вместе с товарищами и учителем в классе или с родителями дома. Ученик не получает готовое задание, а сам вырабатывает его путем поиска информации, проведения опытов, наблюдений, обсуждая с товарищами, обучаясь вести диалог, делать выводы, проверять себя, демонстрировать итоги своей работы, результат своего труда — поделку, изделие, защищать проект на выставке, в классе, школе.
В курсе «Технология» для 2 класса предлагаются задания с использованием бумаги, тонкого картона, пластилина или глины, природных материалов, ткани и ниток, упаковочного материала, фольги. Содержание этого предмета имеет практико-ориентированную направленность. Однако практическая деятельность является лишь средством развития социально значимых личностных качеств школьников, формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
При подборе материала для практической работы авторы исходили из следующих положений:
— как можно меньше изобразительной деятельности ребенка, как можно больше конструкторской;
— использование общей конструкции для создания нескольких вариантов изделий с использованием творческих заданий;
— знакомство с природой и возможностями использования ее богатств человеком;
— ознакомление со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
— первичное знакомство с законами природы, на которые опирается человек при работе;
— преимущественно объемные изделия, работа над которыми способствует развитию пространственного видения, восприятия ребенка;
— предлагаемые для изготовления изделия — объекты предметного мира, а не объекты природы (то, что создается человеком; природа же дает сырье и диктует законы);
— в процессе анализа задания знакомство с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
— в ходе практической работы ознакомление с условными линиями чертежа, с технологическими операциями:
- разметка (на глаз и по шаблону);
- раскрой (ножницами по прямой линии разметки (бумага, ткань), разрывание пальцами (бумага));
- сборка (на клею, на пластилине);
- украшение (аппликация из бумажных деталей и деталей из ткани);
лепка (шара и других форм).
Все эти положения наиболее ярко могут быть отражены в работе над проектом.
Учебник-практикум «Технология. Человек, природа, техника» разделен на четыре основные части, которые выделены цветом:
- «Земля» — земное пространство;
- «Вода» — водное пространство;
- «Воздух» — воздушное пространство;
- «Информация» — информационное пространство.
В каждой части материал разделен на темы, которые отражены в колонтитулах. Тема разбита на рубрики:
— название темы и постановка задачи;
— краткое введение «Путешествуем во времени»;
— основное содержание «Учимся новому» (упражнения, технологические задания, формы и компоненты обучения);
— практическая работа «Делаем сами» или «Проводим эксперимент»;
— информация к размышлению «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);
— выводы и обобщения «Подведем итоги»;
— итоговый контроль «Проверим себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).
Изучение практически каждой темы урока в учебнике завершается работой над проектом. В учебнике дано название проекта, определена форма работы (индивидуальная, парная, групповая), кратко описан ход реализации проекта.
Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика. Приступая к работе над проектом, ученик должен прежде всего определить цель всей работы: зачем нужно создавать это изделие, почему мы делаем его как проект. Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки
учебного процесса и является значимым для ученика. Это позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата.
В процессе работы параллельно решается задача речевого развития детей, выработки навыков анализа и планирования работы, поэтому следует обсудить с ними все этапы работы, обратив внимание на те из них, выполнение которых требует от учеников наибольших усилий. После завершения работы следует проанализировать и оценить выполненное изделие. Все это поможет ребенку осознать важность своего труда, осмыслить процесс выполнения работы, допущенные ошибки и достижения. Это послужит мотивацией к работе, будет способствовать развитию трудовых навыков учащихся, речи, познавательных способностей и умения учиться. С этой же целью полезно предлагать ребенку рассказать кому-то (брату, сестре, бабушке и др.), как он работал над изделием, что было особенно трудно, что получилось хорошо, а что не удалось..
Под проектом традиционно понимается единство замысла и реализации. После определения цели требуется составить четкий, конкретный план работы.
В учебнике планы всех изделий представлены в краткой форме под заголовком «План работы», приведен алгоритм его выполнения в фотографиях или рисунках. Это помогает ученику контролировать последовательность действий и распределять деятельность при групповой работе. Обязательно надо определить форму работы. Чаще всего это работа в группе, так как в данном случае она является наиболее продуктивной. Учитель должен не только распределить роли, обозначить, кто и что будет делать при выполнении плана, но и научить детей делать это самостоятельно. Разобрав план работы, можно приступать к его реализации, предварительно выбирая материалы, инструменты, повторить правила и приемы работы с материалами и инструментами.
После реализации плана целесообразно оформить работу и провести ее презентацию. Такая работа способствует развитию речевых навыков учащихся, умений самоанализа и самоконтроля. Это может быть выставка поделок, демонстрация работ учителем или учащимися, оформление работы для папки достижений, но с одним обязательным условием — обсуждением и оценкой результатов работы.
Презентация результатов проекта и его оценка являются обязательными компонентами проектной деятельности. При этом надо учитывать, что оценка является относительным понятием в этом возрасте и должна носить позитивный характер, т. е. указания на ошибки могут быть только в форме предложений по их исправлению.
Работа над проектом включает в себя несколько этапов:
— подготовительный (определение цели, постановка задач, анализ готового изделия, определение ресурсов, планирование работы);
— реализация (самостоятельное выполнение работы по плану, промежуточное обсуждение результатов, оформление работы);
— презентация результатов проекта (значимость работы, где и как ее можно использовать);
— оценка результатов проекта (четкость выполнения плана и последовательность операций, использование материалов и инструментов, эстетичность работы, активность
каждого участника, характер общения и взаимопомощи при выполнении работы, презентация работы).
В процессе презентации изделия школьник учится строить монологическое высказывание, рассказывая о цели изготовления изделия и вариантах его использования. В ходе оценки проекта учащиеся должны научиться отвечать на вопросы: «Что нового вы узнали? Чему научились? Как вы это сделали?», т. е. научиться анализировать и оценивать
свою работу. В данном методическом пособии в рамках отдельных уроков будут представлены конкретные примеры реализации проекта на уроке по такой схеме.
Обучение работе над проектом позволяет развить различные способности ребенка: личностные, коммуникативные, технологические, социальные, художественные и др.
Проектируя, ребенок учится формулировать цель, соотносить поставленную цель с условиями ее достижения, выстраивать программу действий в соответствии с собственными возможностями, добиваться реализации цели, безусловного завершения работы, различать виды ответственности внутри своей учебной деятельности.
Обучение ребенка происходит в ходе практической работы. Учитывая это, необходимо предоставлять ребенку максимум самостоятельности, помогая ему при изготовлении
некоторых изделий, а не выполнять вместо него ту часть работы, которая ему по силам. Здесь важен сам процесс изготовления, когда развитие произвольных движений руки
действительно оказывает положительное влияние на развитие внимания, воли, аккуратности и мышления детей. При этом нужно позаботиться о том, чтобы работа вызывала положительные эмоции у детей (хвалить за каждую удачу, за выдержку и внимание, воздерживаться от нелестных замечаний и т. д.).
Выполнение заданий потребует от ребенка определенных умений работы с пластилином, бумагой, тканями, красками, природными материалами и др. Описание уже изученных, а также осваиваемых во 2 классе приемов и правил работы инструментами учитель или родители найдут в приложении к данному пособию в виде памяток.
Для облегчения выполнения заданий в рабочей тетради даны развертки деталей, шаблоны, необходимые для создания поделок, которые ребенок должен вырезать и использовать для изготовления поделки. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с темами учебника. В ней представлены материалы для практических работ, экспериментов, описания проектов, которые помогут сделать работу на уроке интереснее и продуктивнее, значительно разнообразив ее.
В ходе занятий по изготовлению доступных ребенку изделий развивается его глазомер, мелкие мышцы руки, речь и необходимые практические умения и навыки. Кроме того, ребёнок учится подготавливать рабочее место, настраиваться на продолжительную работу, слушать объяснение, выполнять в соответствии с инструкцией необходимые действия, доводить начатое до конца. Все это поможет в решении главной задачи начального обучения — научить ребенка учиться, а это позволит в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной повседневной жизни.
Для занятий на уроках по предмету «Технология» во 2 классе необходимы:
материалы:
— тонкая цветная бумага;
— тонкий и толстый (гофрированный) картон;
— пластилин, глина;
— масса для моделирования;
— цветные нитки (мулине);
— тальк или крахмал;
— бисер;
— фольга;
— краски акварельные;
— клей ПВА;
— клейкая лента;
инструменты:
— ножницы с закругленными концами лезвий;
— линейка 30 см (деревянная или пластмассовая);
— выдвижной резачок (острый перочинный нож);
— карандаш (М или ТМ);
— кисточки;
— стека (заостренная деревянная или пластмассовая палочка);
— прочная нитка для разрезания пластилина;
— клеенка (или плотная бумага);
— циркуль;
— шило.
Общим материально выраженным итогом обучения во 2 классе станет презентация на последнем уроке папки достижений, которую учащиеся собирают на протяжении
всего учебного года и где помещают созданные ими изделия или фотографии изделий, а также дополнительный материал, который находят самостоятельно.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 2 класса
К концу второго класса учащиеся должны знать:
- виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);
- о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе.
- Новые термины, встречающиеся на уроках (коллаж).
- Свойства новых материалов ( тесто).
- Новые свойства уже встречавшихся материалов.
- Новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет.
- Новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги.
- Новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения.
- Приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.
- знать область применения и назначения, таких технических устройств, как компьютер, основные источники информации, назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
К концу второго класса учащиеся должны уметь:
- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
- с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки.
- Лепить способом вытягивания из целого куска.
- Вырезать из бумаги детали криволинейного контура.
- Вырезать из бумаги полоски на глаз.
- Обрывать бумажные детали по намеченному контуру.
- Плести разными способами из различных материалов.
- Вышивать приемом "вперед иголку" по криволинейному контуру.
- Самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка.
- Самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.
- Самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу.
- Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
- Создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов соединения.
- Владеть простейшими видами народных ремесел;
- Получать необходимую информацию, используя такие технические устройства, как компьютер
Критерии оценивания:
Оценка «5» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами.
Оценка «4» -выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия
Оценка «3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушений в конструкции изделия.
Если изделие имеет нарушение конструкции, не отвечающее его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.
Тематическое планирование уроков
технологии
34 часа(1 ч в нед.)
№ | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся |
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ (1 Ч) | ||
1 | Как работать с учебником. Знакомство. с новым учебником и рабочей тетрадью .Изделие: папка достижений | Знакомятся с новым учебником и рабочей тетрадью; вспоминают приемы работы с бумагой, способы соединения деталей в изделии, правила разметки, правила работы с шаблонами, ножницами, клеем); знакомятся на практическом уровне с понятиями «цветовая гамма», «сочетание цветов». |
ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ (23Ч) | ||
2 | Земледелие. Знакомство с технологией выращивания лука.Наблюдение за ростом растения. Практическая работа: выращивание лука. | Знакомятся с технологией выращивания лука; показать, как можно самостоятельно вы- растить овощи; формиуют знания о значении, примене- нии и пользе лука в жизни человека, о профессиях, связанных с земледелием; на практическом уровне научить проводить наблюдение, учатся бережно относится к результатам своего труда |
3 | Посуда. Виды посуды и материалы. Способы изготовления посуды из глины. Плетение корзин. Изделие: композиция из картона и ниток «Корзина с цветами». | Повторяют материал видах ниток, навыки работы с картоном, клеем, ножницами, рациональные приемы разметки бумаги с помощью шаблонов, приемы наматывания; формируют умение грамотно составлять композицию; воспитывают организованность и аккуратность в работе при выполнении такого вида творчества, как обмотка шаблона; развивают творческие способности и эстетический вкус через работу по подбору цвета. |
4 | Посуда.Работа с пластичным материалом (пластилин).Приемы работы с пластилином Изделие: композиция из пластилина «Семейка грибов на поляне». | Знакомятся с правилами поведения в лесу; повторить и закрепить материал о свойствах пластилина; развивать умения и навыки работы с ним; совершенствовать умение работать по плану; развивают фантазию с помощью самостоятельной работы по оформлению изделия. |
5 | Посуда. Работа с пластичными материалами (тесто-пластика). Сравнение работы с солёным тестом и приёмов работы с пластилином Изделие: магнит из теста. | Уточняют свои представления о профессиях (знакомятся с профессиями пекаря, кондитера), о видах пластичных материалов и работе с ними; развивают навыки лепки; учится сравнивать мате-риалы по предложенным критериям; формировать навык самостоятельного анализа изделия; с помощью работы над созданием элемента украшения развивают эстетический вкус, умение сочетать цвета. |
6 | Посуда.Работа с пластичными материалами (глина или пластилин) Изделие: проект «Праздничный стол»—посуда, выполненная индивидуально из глины(или пластилина) для оформления общего праздничного стола. | Повторяют материал о свойствах глины; развивают и закрепляют умения и навыки работы с глиной, применения приемов лепки из целого куска глины; совершенствуют умения работать по плану. |
7 | Народные промыслы. Хохлома.Технология создания хохломского растительного орнамента. Работа с папье-маше. Изделие: миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше. | Знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью, с технологией изготовления изделий из папье-маше, с отделкой изделия в виде орнамента; закреплять умения и навыки работы с бумагой и такими инструментами, как карандаш, ножницы, кисть; развивают умение изображать объекты природы, соблюдая стилевые особенности хохломской росписи; выявляют особенности народного творчества и народного промыслам. |
8 | Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Апплика-ционные работы.Особенности создания городецкой росписи. Изделие: разделочная доска «Городецкая роспись». | Знакомятся с особенностями городецкой росписи, ее историей; расширить представления о народном творчестве; анализируют готовое изделие по заданной схеме, учатся экономно расходовать материалы; закрепляют умение работы с шаблонами. |
9 | Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материа-лами (пластилин).Особенности создания дымковской игрушки. Изделие: дымковская игрушка. | Знакомятся с основными элементами дымковской росписи; закрепляют навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина; с помощью практической работы по созданию дымковской игрушки. |
10 | Народные промыслы. Матрешка,её история.Разные способы росписи матрёшки. Работа с текстильными материа-лами (апплицирование) Изделие: матрешка из картона и ткани. | Вспоминают сведения об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец); знакомятся с историей матрешки; закрепляют навыки работы с тканью и навыки самостоятельного анализа изделия по заданной схеме.. |
11 | Народные промыслы. Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы. Изделие: пейзаж «Деревня» | Знакомятся с видами рельефа; вспоминают свойства, состав и использование пластилина, способы лепки; умение составления тематической композиции; учится соблюдать пропорции при изображении перспективы, формируют цветовосприятие. |
12 | Домашние животные и птицы. Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование.Создание движущейся конструкции. Изделие: игрушка «Лошадка» | Знакомятся со способами использования лошадей; учатся составлять технологическую карту; развивают навыки работы с шаблонами, ножницами; учатся самостоятельному анализу предмета; навыкам конструирования. |
13 | Домашние животные и птицы. Работа с природными материалами(пшено, фасоль,семени). Мозаика. Изделие: композиция «Курочка из крупы» или «Петушок». | Знакомятся со значением курицы в жизни человека; расширяют представления о видах природных материалов; закрепляют умения и навыки работы с природными материалами. |
14 | Домашние животные и птицы. Работа с природным материалом. Групповая работа. Проект «Деревенский двор» | Расширяют представления о видах природных материалов; закрепляют умения и навыки работы с природными материалами. |
15 | Новый год. История возникновения ёлочных игрушек. Приёмы изготовления изделий из яичной скорлупы. Изделия: «Новогодняя маска», «Ёлочные игрушки» | Выполняют объемные изделия на основе разверток; отрабатывают навыки самостоятельного анализа и планирования; развивают чувство взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности. |
16 | Строительство.Знакомство с профессией плотник. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. Изделие: композиция «Изба». | Знакомятся со строением избы; отрабатывают навыки создания аппликации из бумаги; учатся способу достижения эффекта объемности в аппликации; работают над созданием композиции. |
17 | В доме. Работа с волокнистыми материалами. Традиции оформления русской избы.Помпон. Изделие: домовой. | Знакомятся с поверьем о домовом, со способом изготовления игрушки из помпона; учатся работать циркулем; совершенствовать умение работать по плану. |
18 | В доме. Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Устройство печи. Лепка Изделие: композиция «Русская печь». | Знакомятся с внутренним убранством избы и значением русской печи в быту, с приемами конструирования из пластичных материалов; повторяют приемы лепки. |
19 | В доме. Внутреннее убранство избы. Ткачество.Работа с бумагой. Плетение. Изделие: коврик. | Знакомятся со структурой ткани, с новым видом работы — переплетением полосок бумаги, с основами разметки по линейке; определяют необходимые для такой работы качества: тру- долюбие, терпение, усидчивость. |
20 | В доме. Внутреннее убранство избы. Мебель, традиционная для русской избы. Работа с картоном. Конструирование. Изделие: стол и скамья. | Вспоминают приёмы конструирования из бумаги; соблюдение последовательность технологических операций; развивают техническое и логическое мышление, мелкую моторику, терпение, усидчивость и аккуратность с помощью практической работы. |
21 | Народный костюм.Национальный костюм и способы его украшения.. Виды и свойства тканей.Работа с нитками и картоном. Изделие: композиция «Русская красавица». | Повторяют правила работы в группе, создание композиции, оформление изделия; учится взаимопомощи с помощью групповой работы над проектом; развивают творческие навыки; воспитывать художественно-эстетический вкус, осмысление значимости совместного труда. |
22 | Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и тканью. Создание выкроек. Изделие: костюмы Ани и Вани. | Знакомятся со способами обработки волокон натурального происхождения, с особенностями национальных костюмов; учатся приему плетения в три нитки (косичка); закрепляют навык составления композиции с использованием различных материалов; воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи. |
23 | Народный костюм. Технология выполнения строчки косых стежков.Правила работы с иглой,техника безопасности при шитье. Изделие: кошелек. | Знакомятся с правилами разметки ткани; изучают приём разметки ткани с помощью шаблона; учатся работать с выкройками; развивают навыки кроя; на практическом уровне воспитывают любовь к народному творчеству. |
24 | Народный костюм. Работа с ткаными материалами. Шитье,вышивка.Виды швов и стежков. Изделие: « Тамбурные стежки», «Салфетка» | Учатся создавать изделия, используя шов «через край», пришивать пуговицу. |
ЧЕОВЕК И ВОДА (3Ч) | ||
25 | Рыболовство.Приспособления для рыболовства. Работа с волокнис-тыми материалами. Изонить. Изделие: композиция «Золотая рыбка». | Учатся создавать изделия, украшенные изонитью, различают приспособления для рыболовства. |
26 | Рыболовство.Аквариум и аквариумные рыбки,их виды. Композиция из природных материалов. Изделие «Аквариум» | Знакомятся с видами аквариумных рыбок.. Определяют и отбирают природные материалы для выполнения аппликации, составляют композицию.Выделяют технологические операции:разметка,сборка,отделка. |
27 | Рыболовство.Знакомство со сказочными морскими персонажами. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Изделие: «Русалка» | Знакомятся с алгоритмом выполнения резаной и обрывной аппликации, учатся составлению композиции на определенную тему; повторяют приемы работы над созданием аппликации. |
ЧЕОВЕК И ВОЗДУХ (3Ч) | ||
28 | Птица счастья. Значение символа птицы в культуре. Оберег. Работа с бумагой.Освоение техники оригами. Изделие : «Птица счастья» | Знакомятся с понятием «оберег». Осваивают способы работы с бумагой:сгибание,складывание, прием складывание в технике оригами. |
29 | Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование . Изделие: ветряная мельница. | Знакомятся с использованием ветра человеком; отрабатывают умение выполнять изделия на основе развертки; совершенствуют умение работать по плану. |
30 | Использование ветра.Флюгер ,его назначение , использование Свойство фольги Работа с фольгой. Изделие: флюгер. | Знакомятся с возможностями использования ветра; знакомятся с новым видом бумаги (металлизированная); учатся формировать изделия из металлизированной бумаги; развивают навыки самооценки и самоконтроля, мелкую моторику пальцев; воспитывают аккуратность и усидчивость посредством работы с хрупким материалом. |
ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ (4Ч) | ||
31 | Кнгопечатание. История книгопечатания. Способы создания книги,значение её для человека. Оформление разных видов книг. Работа с бумагой и картоном.Изделие : «Книжка-ширма» | Знакомятся с процессом изготовления книги; развивают чертежные навыки, умение выполнять разметку по линейке. |
32 | Поиск информации в интернете. Способы поиска информации. Правила набора текста. Практическая работа: ищем информацию в Интернете. | Отбирают, обобщают, используют на практике информацию о компьютере и способах поиска её в Интернете. Осваивают правила безопасного использования компьютера Находят информацию с помощью взрослого.. |
33 | Поиск информации в интернете. Способы поиска информации. Правила набора текста. Практическая работа: ищем информацию в Интернете. | Знакомятся с процессом изготовления книги; развивают чертежные навыки, умение выполнять разметку по линейке. |
34 | Заключительный урок. Подведение итогов за год.Презентация изделий.Выбор лучших работ | Подводят итоги года; проверяют усвоение знаний,овладение ими основных навыков и универсальных учебных действий. |
Учебно-методическое обеспечение
для педагога:
- Методическое пособие с электронным приложением «Уроки технологии с применением информационных технологий 1 – 4 классы»; М., «Глобус», 2009 год.
- Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Методическое пособие для учителя «Уроки технологии. 2 класс». М., «Просвещение», 2009 год.
- Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. — М., 1998год. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2009 год.
для учащихся:
- Роговцева Н.И., Богданова Н.Б., Фрейтаг И.П. Рабочая тетрадь «Технология. Человек, природа, техника».
- Роговцева Н.И., Богданова Н.Б., Фрейтаг И.П. Учебник «Технология 2 класс». М., «Просвещение», 2009г
- Тестирование по ТБ
Педагогические условия и средства реализации стандарта:
Формы: урок.
Типы уроков:
- - урок изучение нового материала;
- - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- -комбинированный урок;
- -урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
- урок – сообщение новых знаний
- урок-закрепление знаний
- урок-повторение знаний
- урок – игра
- проверка знаний
Учебное оборудование:
- техические средства ( проектор, компьютер, магнитофон)
- учебные (столы, доска)
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устного контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии и принципы обучения:
Традиционные технологии:
- Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);
-Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
-Игровые технологии.
Технологии развивающего обучения:
-Система развивающего обучения Л.В. Занкова;
- Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова.
Принципы обучения:
- Принцип научности обучения
- Связи теории с практикой
- Системности
- Принцип сознательности и активности в обучении
- Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
- Принцип наглядности
- Доступность обучения
- Принцип прочности усвоения знаний
Формы подведения итогов:
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Работа в паре, в группе
- Проектная деятельность
- Презентация своей работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива
Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...
Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива
Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...