Рабочая программа ФГОС по технологии в 3 классе (Е.А.Лутцева)
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учебной программы по курсу технологии для учащихся 3-го класса Е.А.Лутцевой (УМК «Начальная школа XXI века») 2013 год, допущенного Министерством образования РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_rab_progr_po_tekhnol_3_kl.doc | 288 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Новохайская средняя общеобразовательная школа № 14
Богучанского района Красноярского края
663469, п. Новохайский, ул. Мира 1
т. 2-24-31. E-mail xar.14@mail.ru
Тел. (факс) 8(39162) 22-4-31.
Рассмотрено Утверждаю
На заседании ШМО Директор школы:
Протокол №____________ _________(Е.Н.Степанов)
«____»____________2013 г Приказ №_______________ Рук. МО учителей «____»____________2013 г.
________Левкович И.В.
.
Рабочая программа
по технологии 3 класс
Уровень базовый
Программа составлена учителем начальных классов 1 кв. категории Левкович И.В.
п. Новохайский 2013/14 г.
1. Пояснительная записка:
1.1 Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учебной программы по курсу технологии для учащихся 3-го класса Е.А.Лутцевой (УМК «Начальная школа XXI века») 2013 год, допущенного Министерством образования РФ.
1.2 Цели и задачи учебного предмета.
Основными задачами курса являются:
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
- использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
2.1. Обоснование отбора содержания программы (общая логика последовательности изучения (преемственность)):
Предметно-практическая среда и предметно-манипулятивная деятельность ребенка являются основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.).
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении нескольких учебных предметов (изобразительного искусства, математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, основ безопасности жизнедеятельности), создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, позволяет реализовать полученные знания в интеллектуально-практической деятельности ученика.
2.2. Методы, формы и средства обучения.
Формы организации обучения: работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, — продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира.
Технологии обучения: системно – деятельностный.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Объем времени, отводимый на изучение технологии в 3 классе, составляет 68 часов, 2 часа в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Предметно-практическая среда и предметно-манипулятивная деятельность ребенка являются основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.).
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении нескольких учебных предметов (изобразительного искусства, математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, основ безопасности жизнедеятельности), создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, позволяет реализовать полученные знания в интеллектуально-практической деятельности ученика.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Личностные результаты изучения курса:
У третьеклассника продолжат формироваться умения:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты изучения курса:
Регулятивные УУД
У третьеклассника продолжат формироваться умения:
- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- учиться предлагать (из числа освоенных) конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов);
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД
У третьеклассника продолжат формироваться умения:
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытого нового знания и умения;
- находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
- с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
У третьеклассника продолжат формироваться умения:
- слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
- вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты изучения курса:
Третьеклассники будут иметь представление:
- о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальном и духовном);
- о качествах человека-созидателя;
- о производительности труда (не вводя термин);
- о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования;
- о способах получения искусственных и синтетических материалов;
- о передаче вращательного движения;
- о принципе работы парового двигателя;
- о понятиях информационные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток, электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка.
Третьеклассники узнают:
- сведения о древесине как сырье для получения искусственных материалов;
- названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлов, ткани);
- простейшие способы достижения прочности конструкций.
- последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- линии чертежа (осевая и центровая);
- правила безопасной работы канцелярским ножом;
- косую строчку, её варианты, назначение;
- агротехнические приёмы пересадки и перевалки растений, размножение растений отпрысками и делением куста;
- назначение технологических машин;
- несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
- основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип её работы;
- правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;
- профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся.
Третьеклассники научатся:
- под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
- читать простейший чертеж (эскиз) развёрток;
- соблюдать последовательность выполнения разметки развёрток (от габаритов – к деталям) и выполнять её с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертёж;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
- выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;
- оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;
- осуществлять перевалку и пересадку растений;
- выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста;
- собирать простейшую электрическую цепь и проверять её действие;
- безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом.
Третьеклассники овладеют общетрудовыми и общеучебными умениями
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить проблему, искать практическое решение выделенной проблемы;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы решения проблем.
6. Содержание учебного предмета, курса (68 ч)
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (28 ч)
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала ХХ в. Использование человеком энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества.
Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).
Гармония предметов и окружающей среды - соответствие предмета (изделия) обстановке.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.
Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу).
Самообслуживание — правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.
- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (20 ч)
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение.
Разметка развёрток с опорой на простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т.д.
- Конструирование и моделирование (10 ч)
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, щелевого замка, сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям.
Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.
- Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (10 ч)
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.
Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, видео, DVD).
7. Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока | Планируемые результаты освоения материала | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
I четверть (18 часов) | ||||||
Информация и её преобразование (10 ч) | ||||||
1 | Информация и информационные технологии. Какая бывает информация. Урок-исследование | 1 | 06.09 | Рассматривает, читает учебник. Проводит исследование. Анализирует результаты. Делает выводы. Рассказывает о своём опыте работы на компьютере. Обсуждает вопросы о роли компьютерных технологий в жизни современного общества, о правилах работы на компьютере. Выполняет отдельные упражнения на компьютере. | С помощью учителя находит наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Вступает в беседу и обсуждение на уроке. Выявляет и формулирует учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий). | Сотрудничать в малых группах; положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. |
2 | Учимся работать на компьютере. Включение и выключение компьютера. Урок-практикум | 1 | 07.09 | Рассматривает, читает учебник. Рассказывает о своём опыте работы на компьютере. Обсуждает вопросы о роли компьютерных технологий в жизни современного общества, о правилах работы на компьютере. Выполняет отдельные упражнения на компьютере. | Выполняет предлагаемые задания в паре, группе; самостоятельно делает простейшие обобщения и выводы. Определяет с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. | Воспитание и развитие желания трудиться, уважительно относиться к чужому мнению. |
3 | Компьютерные программы. Урок-практикум | 1 | 13.09 | Рассматривает, читает учебник. Рассказывает о своём опыте работы на компьютере. Обсуждает вопросы о роли компьютерных технологий в жизни современного общества, о правилах работы на компьютере. Выполняет отдельные упражнения в работе на компьютере. | Понимает особенности декоративно-прикладных изделий. Слушает учителя и одноклассников, высказывает своё мнение. Работает по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления). | Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. |
4 | Работа с компакт-диском (CD, DVD). Урок-практикум | 1 | 14.09 | |||
5 6 | Работа с Интернетом. Урок-практикум | 2 | 20.09 21.09 | |||
7 | Книга – источник информации. Как родилась книга. Урок-путешествие | 1 | 27.09 | Читает и понимает текст «Изобретение бумаги». Осознаёт, что бумага – это искусственный материал. Рассказывает об этапах изготовления бумажного листа в Древнем Китае. Изготавливает коллективный проект «Мир бумаги». Оформляет коллекцию, композиционно представляет образцы бумаги. Объединяет коллекцию сюжетной композицией. Подписывает и кратко характеризует каждый образец. Защищает проект. Оценивает проекты по заданным условиям и с учётом оригинальности работы. | Понимает необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. Вступает в беседу и обсуждение на уроке. По контролем учителя выполняет пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи). | Уважительно относиться к своему и чужому труду и результатам труда. |
8 | Изобретение бумаги. Основные технологические этапы ручного изготовления бумаги. Урок- исследование | 1 | 28.09 | |||
9 | Конструкции современных книг. Урок-практикум | 1 | 04.10 | Рассказывает этапы развития книги, книгопечатания (из чего изготавливали книги, как наносили тексты). Проводит исследование по заданиям учебника (сравнивает конструкции разных книг, обнаруживает разные виды книг). Отмечает особенности книжного блока и обложки рабочей тетради. Выполняет мелкий ремонт книги по инструкционной карте. | Находит необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Слушает учителя и одноклассников, высказывает своё мнение. Планирует практическую деятельность на уроке. | Сотрудничать в малых группах. Уважительно относиться к своему и чужому труду и результатам труда. |
10 | Ремонт книги. Урок-практикум | 1 | 05.10 | |||
Человек – строитель, созидатель, творец. Преобразование сырья и материалов (18 ч) | ||||||
11 | Зеркало времени. Одежда и стиль эпохи. Урок-исследование | 1 | 11.10 | Разрабатывает проект (обдумывает идеи, конкретизирует замысел, готовит необходимую документацию). Выполняет и корректирует проект. Обосновывает значимость изделия. | Называет используемые для рукотворной деятельности материалы. Ведет небольшой познавательный диалог по теме урока, анализирует изделия. Вступает в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов природы, результатов трудовой деятельности человека-мастера. |
12 | Модель одежды. Отражение эпохи в культуре одежды. Урок-исследование | 1 | 12.10 | |||
13 | Древние русские постройки. Урок-исследование | 1 | 18.10 | Определяет конструктивные особенности древних построек. Выполняет творческий проект. Находит в учебнике (в Интернете) информацию о колокольне Ивана Великого в Московском Кремле, Тульском Кремле. Готовит сообщение по теме самостоятельно. | Понимает особенности декоративно-прикладных изделий. Слушает учителя и одноклассников, высказывает своё мнение. Работает по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления). | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера. Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. |
14 | Древние русские постройки. Урок-практикум | 1 | 19.10 | Перечисляет конструкторские и технологические задачи, решаемые древним зодчим-строителем. выполняет коллективный проект из гофрокартона. Обсуждает приёмы обработки. Соблюдает правила безопасности во время работы канцелярским ножом. | Наблюдает конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. Определяет в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Вступает в беседу и обсуждение на уроке. | Положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Воспитание и развитие внимательного и доброжелательного отношения к сверстникам. |
15 16 | Коллективный проект. Макет крепости. Защита проекта. Урок-практикум | 2 | 25.10 26.10 | |||
17 | Плоские и объёмные фигуры. Урок-практикум | 1 | 01.11 | Сравнивает плоскостные и объёмные предметы. Определяет возможные способы получения объёма. Группирует предметы. Понимает смысл терминов «трёхмерная проекция» (на уровне представления), «основание», «грань». Изготавливает игрушку (головоломку) на основе спичечных коробков или кубиков. | Понимает необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. Вступает в беседу и обсуждение на уроке. Под контролем учителя выполняет пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи). | Понимает исторические традиции ремёсел. Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. |
18 | Макеты «диван», «кроватка», «стульчик». Урок-практикум | 1 | 02.11 | |||
II четверть (14 часов) | ||||||
19 | Делаем объёмные фигуры. Изготовление русской избы. Урок-исследование | 1 | 15.11 | Наблюдает образцы призм и коробку. Делает выводы: способ получения плоскостных изображений объёмных фигур называется «развёртка». Читает чертёж развёртки объёмной фигуры. Решает задачи на мысленную трансформацию объёмной формы в плоскую развёртку. Выполняет расчётно-измерительные и вычислительные задания. | Находит необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Слушает учителя и одноклассников, высказывает своё мнение. Планирует практическую деятельность на уроке. | Уважительно относиться к результатам труда мастеров. Воспитание и развитие внимательного и доброжелательного отношения к сверстникам. |
20 21 22 | Делаем объёмные фигуры. Изготовление русской избы. Урок-практикум | 3 | 16.11 22.11 23.11 | Выполняет расчётно-измерительные и вычислительные задания. Пользуется условными обозначениями при записи последовательности изготовления развёртки коробки. Называет формулу развёртки. Выполняет рицовку. Собирает и склеивает изделие. Проверяет соответствие зазора крышки. Обсуждает варианты оформления. | Предлагает (из числа освоенных) конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике). Определяет с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. | Уважительно относиться к чужому мнению. Умение участвовать в диалоге, сотрудничать в паре. Воспитание и развитие внимательности и доброжелательности. |
23 | Доброе мастерство. Урок-экскурсия | 1 | 29.11 | Понимает, что такое ремесленное производство. Рассказывает о художественной культуре России. Проводит экскурсию «Ремёсла родного края». Воспринимает и оценивает текстовую и визуальную информацию, обсуждает её. Принимает учебную задачу; понимает смысл предлагаемой информации, действует в соответствии с ней. | Сравнивает конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознаёт их связь с выполняемыми утилитарными функциями. Ведёт небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализирует изделия. Осуществляет контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов). | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. Участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. |
24 | Изготовление игрушки и её роспись. Урок-практикум | 1 | 30.11 | |||
25 | Разные времена – разная одежда. Урок-исследование | 1 | 06.12 | Понимает взаимосвязь конструктивных особенностей одежды и её отделки в древности и в наше время. Читает текст, рассматривает образцы изделий и композиций. Воспринимает новую информацию по изучаемой теме, обсуждает её. Открывает новое знание. Проводит практическое исследование. | С помощью учителя исследует конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных). Ведёт небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализирует изделия. Определяет с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. | Воспитание и развитие готовности прийти на помощь. участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. |
26 | Русский костюм. Урок-исследование | 1 | 07.12 | |||
27 28 | Разные времена – разная одежда. Какие бывают ткани. Урок-исследование | 2 | 13.12 14.12 | Сравнивает натуральные, искусственные и синтетические ткани, способы их получения и свойства. Самостоятельно проводит исследования (в группе). Приводит примеры использования тканей в различных сферах жизнедеятельности человека. Собирает коллекцию образцов ткани. | С помощью учителя ищет наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Вступает в беседу и обсуждение на уроке. Выявляет и формулирует учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий). | Воспитание и развитие заботливости. Сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. |
Новогодняя мастерская (4 ч) | ||||||
29 30 31 | Новогодняя мастерская. Урок-практикум Снежинки. Украшение класса. Подарок родителям. | 3 | 20.12 21.12 27.12 | Рассматривает и обсуждает образцы изделий. Рассматривает и анализирует графическую инструкцию. Решает задачи, связанные с освоением нового способа построения формы звезды. Выполняет построение звезды с помощью циркуля и линейки. Обсуждает возможные варианты выполнения работы. Изготавливает звезду по образцу и по инструкции. Решает творческие задачи. | Понимает особенности декоративно-прикладных изделий. Слушает учителя и одноклассников, высказывает своё мнение. Ведёт небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализирует изделия. | Уважительно относиться к культуре всех народов. Участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. |
32 | Новогодняя мастерская. Урок-выставка | 1 | 28.12 | Читает, слушает объяснения учителя, рассматривает образцы и графическую инструкцию в учебнике. Решает творческие, художественно-конструкторские задачи. Выполняет построение прямоугольных заготовок по чертежу и техническому рисунку. Конструирует и изготавливает дополнительные декоративные детали. Изготавливает настольную карточку в соответствии с заданием. | Сравнивает конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознаёт их связь с выполняемыми утилитарными функциями. Ведёт небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализирует изделия. Осуществляет контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов). | Участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. Воспитание и развитие уверенности в себе, чуткости, доброжелательности, общительности. |
III четверть (21 час) | ||||||
Человек – строитель, созидатель, творец. Преобразование сырья и материалов (12 ч) | ||||||
33 34 | Разные времена – разная одежда. Застёжки и отделка одежды. Урок-исследование | 2 | 10.01 11.01 | Сравнивает застёжки. Готовит сообщение по теме из истории застёжки. Выполняет коллективную работу (декоративное панно), связанную с освоением приёмов пришивания пуговиц. Распределяет работу (вышивание, пришивание пуговицы). | Выполняет предлагаемые задания в паре, группе. Самостоятельно делает простейшие обобщения и выводы. Определяет с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. | Участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. |
35 36 | Разные времена – разная одежда. Знакомство с косой строчкой на примере закладок. Урок-практикум | 2 | 17.01 18.01 | Планирует практическую работу. Составляет план операций. Определяет этап, на котором могут возникнуть затруднения. Обсуждает пути решения проблемы. Выполняет тренировочное упражнение на плёнке. Сшивает детали из фотоплёнки косой строчкой. Подготавливает и вставляет картинку и оформляет концы ниток закладки. | Называет используемые для рукотворной деятельности материалы. Ведёт небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализирует изделия. Предлагает (из числа освоенных) конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике). | Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций. Уважительно относиться к культуре всех народов. Сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. |
От замысла - к результату: семь технологических задач. Разработка проекта. | ||||||
37 | От замысла - к результату: семь технологических задач. Урок-исследование | 1 | 24.01 | Перечисляет последовательность этапов работы над проектом от замысла до воплощения. Рассматривает изделие из разных материалов. Обсуждает и называет общие этапы (технологию) изготовления изделий. Объясняет последовательность выполнения технологических операций. Называет различные профессии. Классифицирует профессии. Оценивает замысел одной из групп и высказывает своё мнение: всё ли учли разработчики при описании замысла. | Наблюдает конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. Определяет в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Вступает в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. | Участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её; объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. |
38 | Идея – замысел – образ. Урок-исследование | 1 | 25.01 | |||
39 | Конструкция. Урок-исследование | 1 | 31.01 | Сравнивает особенности разных изделий. Анализирует конструкцию образцов - простых и сложных по устройству. Обсуждает варианты работы с товарищами. Обсуждает особенности и основные правила изготовления фигурных открыток. Решает творческие задачи художественно-конструкторского плана. | Понимает особенности декоративно-прикладных изделий. Слушает учителя и одноклассников, высказывает своё мнение. Работает по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления). | Участвовать в диалоге, высказывает своё мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. |
40 | Материалы. Урок-исследование | 1 | 01.02 | |||
41 | Технология изготовления. Урок-исследование | 1 | 07.02 | Решает задачи на мысленную трансформацию объёмных изделий. Обсуждает возможные варианты выполнения работы. Выполняет практическую работу по учебнику и рабочей тетради. | Находит необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Слушает учителя и одноклассников, высказывает своё мнение. Учится планировать практическую деятельность на уроке. | Участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. |
42 | Инструменты. Урок-исследование | 1 | 08.02 | |||
43 44 | Практическое выполнение проекта. Урок-практикум | 2 | 14.02 15.02 | Читает информацию в учебнике, рассматривает, анализирует, сравнивает образцы изделий. Обсуждает особенности и основные правила изготовления изделия. | Понимает необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. Вступает в беседу и обсуждение на уроке. Под контролем учителя выполняет пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи). | Сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. |
Преобразование энергии сил природы (12 ч) | ||||||
45 | Человек и стихии природы. Урок-проект | 1 | 21.02 | Приводит примеры основных стихий (сил) природы и рассказывает об их роли в жизни человека. Рассматривает иллюстрации в учебнике, отвечает на вопросы. Анализирует, в каких технических устройствах работают стихии. Выполняет задания в рабочей тетради. Понимает устройство русской печи. | Понимает особенности декоративно-прикладных изделий. Слушает учителя и одноклассников, высказывает своё мнение. Работает по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления). | Воспитание и развитие трудолюбия. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. |
46 | Огонь работает на человека. Русская печь. Урок-проект | 1 | 22.02 | |||
47 | Главный металл. Урок-путешествие | 1 | 28.02 | Отвечает на вопросы по тексту в учебнике. Объясняет значение новых понятий. Делает обобщение: «Металл - искусственный материал». Проводит практическое исследование образцов металлов. Описывает физические свойства металла и применяемые способы защиты его от коррозии. Называть профессии людей, добывающих природное сырьё и получающих из него металл. | Понимает необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения. Вступает в беседу и обсуждение на уроке. Под контролем учителя выполняет пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи). | Соотносить информацию с имеющимися знаниями. Умение сотрудничать в малых группах; положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. |
48 | Изготовление изделия с использованием металлической проволоки. Урок-практикум | 1 | 01.03 | |||
49 | Ветер работает на человека. Урок-исследование | 1 | 07.03 | Исследует мощность воздушного потока, получающегося при выдохе человека. Анализирует предназначение мельницы. Выполняет практическую работу в рабочей тетради. Понимает принцип работы передаточного механизма. Изготавливает действующую модель ветряка. Защищает групповой проект после его завершения. | Находит необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Слушает учителя и одноклассников, высказывает своё мнение. Планирует практическую деятельность на уроке. | Воспитание и развитие эмпатии, самостоятельности, ответственности. Участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. |
50 | Устройство передаточного механизма. Урок-исследование | 1 | 14.03 | |||
51 | Вода работает на человека. Урок-проект | 1 | 15.03 | Открывает новое знание. Находит сходство и различие передаточных механизмов, работающих от силы ветра и от силы воды. Выполняет практическую работу. Разрабатывает модель. Решает конструкторско-технологическую задачу. Делает эскизы. | Понимает особенности декоративно-прикладных изделий. Слушает учителя и одноклассников, высказывает своё мнение. Планирует практическую деятельность на уроке. | Соотносить информацию с имеющимися знаниями. Участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. |
52 | Водяные двигатели. Урок-проект | 1 | 21.03 | |||
53 | Паровые двигатели. Урок-исследование | 1 | 22.03 | Читает и анализирует материал «Из истории парового двигателя». Делает выводы о достоинствах парового двигателя. Выполняет практическую работу по заданиям в тетради. Изготавливает модель. Проводит испытание под контролем учителя. | Сравнивает конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознаёт их связь с выполняемыми утилитарными функциями. Ведёт небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализирует изделия. Осуществляет контроль точности выполнения операций. | Сотрудничать в малых группах; положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. |
IV четверть (15 часов) | ||||||
54 | Паровые двигатели. Урок-исследование | 1 | 04.04 | Читает и анализирует материал «Из истории парового двигателя». Делает выводы о достоинствах парового двигателя. Выполняет практическую работу по заданиям в тетради. Изготавливает модель. Проводит испытание под контролем учителя. | Сравнивает конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознаёт их связь с выполняемыми утилитарными функциями. Ведёт небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализирует изделия. Осуществляет контроль точности выполнения операций. | Сотрудничать в малых группах; положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. |
55 | Получение и использование электричества. Урок-исследование | 1 | 05.04 | Проводить исследование, демонстрирующее явление электризации. Анализировать результаты, делать выводы. Приводить примеры «хранилища энергии», потребляемой фонариком, утюгом, лампочкой. | С помощью учителя исследует конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных). Ведёт небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализирует изделия. Определяет с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. | Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. |
56 | Электрическая цепь. Урок-практикум | 1 | 11.04 | |||
Растения в твоём доме. Секреты агротехнологии (10 ч) | ||||||
57 | Живая красота. Урок-исследование | 1 | 12.04 | Читает текст «Живая природа», отвечает на вопросы по содержанию. Рассказывает правила при выращивании растений дома, на улице (в саду, на грядках, клумбах). Приводит примеры размножения растений (семенами и черенками листа, стебля). Называет особенности агротехники выращивания растения. Выбирает и называет растение, срезает черенки и ставит в воду. | С помощью учителя исследует конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных). Ведёт небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализирует изделия. Определяет с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. | Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. |
58 | Выращивание комнатных цветов из черенка. Урок-практикум | 1 | 18.04 | |||
59 60 | Размножение растений делением куста и отпрысками. Урок-практикум | 2 | 19.04 25.04 | Проводит опыты, длительные наблюдения. Делает выводы. Вносит необходимые коррективы в процесс выращивания растений, ведёт записи наблюдений. Сообщает о ходе развития растения. | С помощью учителя находит наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Вступает в беседу и обсуждение на уроке. Выявляет и формулирует учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий). | Сотрудничать в малых группах; положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Ответственно относиться к выполнению длительных наблюдений. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера. |
61 | Когда растение просит о помощи. Урок-исследование | 1 | 26.04 | |||
62 | Когда растение просит о помощи. Урок-применения полученных знаний на практике | 1 | 16.05 | Обсуждает результаты наблюдений за отпрысками и определённой частью растений. Выясняет различия двух операций: «пересадка» и «перевалка». Решает, в какое время года можно проводить перевалку, когда лучше проводить пересадку и почему. Работает по инструкционной карте. Соблюдает правила агротехнологии. | Выполняет предлагаемые задания в паре, группе. Самостоятельно делает простейшие обобщения и выводы. Определяет с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. | Воспитание и развитие готовности прийти на помощь. Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. |
63 | Цветочное убранство интерьера. Урок-исследование | 1 | 17.05 | Выполняет коллективный творческий проект по собственному выбору. Распределяет работу. Находит дополнительную литературу. Составляет эскизы. Подбирает растения. | Называет используемые для рукотворной деятельности материалы. Ведёт небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализирует изделия. Предлагает приёмы и способы выполнения отдельных этапов работы. | Соотносить информацию с имеющимися знаниями. Воспитание и развитие заботливости. Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. |
64 65 66 | Цветочное убранство интерьера. Урок-проект | 3 | 23.05 24.05 29.05 | |||
Великие изобретения человечества (2 ч) | ||||||
67 68 | Великие изобретения человечества. Для любознательных. Урок-защита проектов | 2 | 30.05 31.05 | Проявляет умение преобразовывать информацию, полученную из разных источников. Сопровождает своё сообщение иллюстративным материалом (рисунками, фотографиями, схемами, макетами, моделями и т.д.). Пользуется компьютерными технологиями. Решает конструкторско-технологические задачи. Оценивает работы одноклассников. | Понимает особенности декоративно-прикладных изделий. Слушает учителя и одноклассников, высказывает своё мнение. | Уважительно относиться к результатам труда. |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Основная литература - УМК:
- Лутцева Е.А. Технология : 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2013.
- Лутцева Е.А. Технология : 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2013.
- Лутцева Е.А. Технология : программа для 1-4 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.
- Лутцева Е.А. Технология : 3 класс : органайзер для учителя : сценарии уроков - М.: Вентана-Граф, 2012.
Дополнительная литература:
Оборудование: ПК учителя, проектор, обучающие диски, раздаточный материал, таблицы, алгоритмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс с учётом требований ФГОС НОО программа обучения Занкова Л.В., автор учебника Проснякова Т.Н.
Курс состоит из модуля «Информатика и ИКТ» автор Горячев А.В. (32 часа) и модуля «Технология» автор Проснякова Т.Н.. (38 часов). Программа составлена на основе авторских программ Цирулик Н.А., планиро...
Рабочая программа по курсу "Технология" 1 класс ФГОС Школа России
Рабочая программа по курсу "Технология" 1 класс ФГОС Школа России...
Рабочая программа по курсу "Технология" 1 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО
Рабочая программа по предмету "Технология" 1 классПояснительная записка.Учебно-тематический план.Содержание программы.Требования к уровню подготовки учащихся.Планируемые результаты освоения прог...
Рабочая программа по предмету "Технология" 2 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"
Рабочая программа состоит из 2 разделов: пояснительной записки и календарно-тематического планирования. В пояснительной записке указаны цели программы, задачи, основные разделы программы, виды работ н...
Рабочая программа по предмету "Технология" 4 класс Куревина О.А, Лутцева Е.А.
Рабочая программа по технологии составлена на основе Примерной программы начального общего образования по предмету "Технология", в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения и ориент...
Рабочая программа по курсу "Технология" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО
Аннотацияк рабочей программе по курсу «Технология»УМК «Школа России»4 класс «Б»Учитель – Корнеева Е.А.Рабочая программа по технологии 4 класс сост...
Рабочая программа учебного предмета "Технология" 1 класс на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС НОО
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС НОО, используя конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/...