Рабочая программа по курсу "Технология" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Аннотация
к рабочей программе по курсу «Технология»
УМК «Школа России»
4 класс «Б»
Учитель – Корнеева Е.А.
Рабочая программа по технологии 4 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Технология 1-4» Роговцевой Н.И. Анащенковой С.В. , ( М.: Просвещение, 2011) и ориентирована на работу по УМК «Школа России»:
• Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология. Учебник. 4 класс. М.: Просвещение, 2014
• авторская программа «Технология 1-4» Роговцева Н.И. Анащенкова С.В. , М.: Просвещение, 2011.
• методическое пособие с поурочными разработками «Технология 4 класс» . Н.В.Шипилова, Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова, М.: Просвещение, 2013.
• рабочая тетрадь «Технология 4 класс», авторы: Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг – М.: Просвещение, 2013
электронное приложение к учебнику «Технология. 4 класс (диск CD-ROM). – М.: Просвещение, 2014
Цели учебного курса «Технология 4 класс»:
Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
• Освоение продуктивной проектной деятельности.
• Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и
людям труда.
Задачи данного учебного предмета:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно- эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
В результате изучения блока «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты» выпускник научится:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
- применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно- художественной задачей.
В результате изучения блока «Конструирование и моделирование» выпускник научится:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
- соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
В результате изучения блока «Практика работы на компьютере» выпускник научится:
- соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
- использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
- создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
• называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
• анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
• организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
• применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла);
Результаты обучения за год
• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
3. Конструирование и моделирование.
• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере);
• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере).
4. Практика работы на компьютере.
• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
• создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_korneeva_e.a._rp_izo_4_kl_b.docx | 137.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ
ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА N 1055
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
4 КЛАСС «Б»
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧИТЕЛЬ- КОРНЕЕВА Е.А.
Принята на заседании педагогического совета … от «___»________________20___г. Протокол № __________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор …..… __________________(инициалы, фамилия) «___»_____________________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к курсу « Изобразительное искусство»
Авт. Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С. Питерских.
УМК «Школа России»
Рабочая программа по курсу изобразительное искусство разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Данная программа составлена для реализации курса изобразительное искусство в начальной школе, который является первой частью непрерывного курса изобразительного искусства 1-8 классы по программе Б.М. Неменского.
Общая характеристика предмета
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника.
Основные содержательные линии
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность; — конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья- Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Цели обучения
В процессе изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
•формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
•формирование основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
•понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
•овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
•овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Принципы
Данная рабочая программа строится на основе следующих дидактических принципов: – природосообразности – учета типологических психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Исходя из этого, принят концентрический принцип расположения учебного материала, предполагающий выделение протяженных во времени содержательных линий; – преемственности и перспективности, подчеркивающих пропедевтическое значение начального образования для формирования
готовности к дальнейшему обучению и реализующих межпредметные и внутрипредметные связи в содержании образования;
–– интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств конкретного учебного
предмета для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических умений.
Ценностные ориентиры
-духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че- ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
-культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
-формирование общечеловеческих мироотношения, т.е. основой программы является принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Планируемые результаты
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиск, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно- нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ — художник. 4 класс:учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Б.М.Неменского.:Просвещение, 2012
Содержание курса
4 КЛАСС (34 ч)
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Многообразие культур не случайно — оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны, они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую — в этом основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур создает богатство культуры человечества.
Цельность каждой культуры также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов. Каждую культуру поэтому нужно доносить как «целостную художественную личность».
Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению, но им присуще стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4 класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Истоки искусства твоего народа (8ч)
Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества.
Пейзаж родной земли
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.
Образ традиционного русского дома (избы)
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.
Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек.
Украшения деревянных построек и их значение
Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окна, очи дома, украшались наличниками, фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).
Деревня — деревянный мир
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.
Образ красоты человека
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).
Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».
Народные праздники
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.
Древние города твоей земли (7ч)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.
Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.
Древнерусский город-крепость
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.
Древние соборы
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная работа.
Древний город и его жители
Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.
Древнерусские воины-защитники
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.
Древние города Русской земли
Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.
Узорочье теремов
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.
Праздничный пир в теремных палатах
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
Каждый народ — художник (11 ч)
Учитель может выбрать три культуры: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока, Но учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.
Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).
Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.
Образ художественной культуры Древней Греции
Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).
Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.
Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).
Образ художественной культуры Японии
Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.
Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы
Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.
Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно осознание того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные.
Искусство объединяет народы (8 ч)
Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искуства ребенком.
Темы в течение года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато различными художественными культурами и что они не случайно разные.
Теперь задачи принципиально меняются — от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни.
Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.
Все народы воспевают материнство
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.
Все народы воспевают мудрость старости
Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.
Изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.
Сопереживание — великая тема искусства
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).
Герои, борцы и защитники
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.
Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).
Юность и надежды
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Искусство народов мира (обобщение темы)
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Истоки родного искусства | 8 |
2 | Древние города нашей земли | 7 |
3 | Каждый народ — художник | 11 |
4 | Искусство объединяет народы | 8 |
Итого | 34 |
Система оценивания планируемых результатов.
Критерии оценивания.
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация(сложность организации работы, соответствие рисунка заданной Оценка деятельности должна быть аргументирована и понятна обучающемся. Учителю следует рассказать обучающимся о критериях оценки художественной работы перед выполнением творческого задания.
На уроках изобразительно искусства высоко оценивается реализация обучающимися собственной индивидуальности, желания сделать что-то свое, нетрадиционное и нестандартное в выполнении творческой деятельности. При освоении навыков и приемов изображения в рисунке низко оценивается метод копирования. теме, название рисунка).
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе.
34 часа в год, 1 час в неделю.
Программа « Изобразительное искусство»
Авт. Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С. Питерских.
Программа: Школа России.
Учебник: Изобразительное искусство. Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. 4 класс. – М.: «Просвещение», 2013.
Дата урока | No п/п | Тема | Основные виды учебной деятельности | Универсальные учебные действия | ||
предметные | личностные | метапредметные | ||||
Р а з д е л 1.Истоки родного искусства (8 часов) | ||||||
1трим | 1 | Пейзаж родной земли | Участвовать в беседе о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками | Знать характерные черты родного пейзажа. Знание художников, изображающих природу. Умение нарисовать пейзаж по памяти | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека | Наблюдать природу и природные явления. Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решений различных художественно- творческих задач. |
1трим | 2 | Гармония жилья и природы. Деревня – де- ревянный мир. | Воспринимать и эстети- чески оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризо- вать значимость гармо- нии постройки с окружа- ющим ландшафтом. Объ- яснять особенности кон- струкций русской избы | Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы. Овладение навыками конструирования из бумаги конструкции избы. Создавать коллективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, сво- его народа. Формиро- вание понимания осо- бой роли культуры и ис-кусства в жизни обще-ства и каждого отдель-ного человека. Форми-рование навыков кол-лективной деятельности | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата |
1трим | 3 | Образ традиционного русского дома. | Воспринимать и эстети- чески оценивать красоту русского деревянного | Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, | Участвовать в совмест- ной творческой деятель- ности при выполнении |
1трим | зовать значимость гар- монии постройки с окружающим ландшаф- том. Объяснять особен- ности конструкции рус- ской избы. | Овладение навыками конст- руирования из бумаги мо- дели избы. Создавать кол- лективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений. | своего народа. Формирование понима- ния особой роли куль- туры и искусства в жиз-ни общества и каждого отдельного человека | учебных и практических работ, реализации проек-тов. Уметь осуществлять самоконтроль и кор- ректировку хода работы и конечного результата | ||
1трим | 4 | Украшение де- ревянных построек и их значение. | Воспринимать и эстети- чески оценивать красоту русского деревянного зо- дчества. Характеризовать значимость гармонии по- стройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструк- ции русской избы. | Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы в пейзаже. Изображать живописными средствами образ русской избы и других традиционных построек деревни. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Наблюдать природу и природные явления. Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианта решений различных художественно- творческих задач. |
1трим | 5 | Образ красоты человека. Женский портрет. | Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма. | Знание традиционной наци- ональной одежды, роль го- ловного убора, украшения в народном костюме. Умение создать женский народный образ. Знание художников изображающих женские портреты в русских национальных костюмах. Характеризо- вать и эстетически оцени- вать образы в произведениях художников. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа. | Уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи. |
1трим | 6 | Образ красоты человека. Мужской портрет | Приобретать представления об особенностях русского мужского образа. Различать деятельность | Знать характер сельского труда. Иметь представление о своеобразии русской при- роды, деревенской местно- сти, ее жителях, специфике | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа | Уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять |
1трим | Братьев - Мастеров при создании русского костюма | их труда. Умение изобра- зить сцены труда из кресть- янской жизни. Овладение навыками изображения фигуры человека. | этапы работы. Овладевать основами живописи. | |||
7 | Народные праздники. Коллективное панно | Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников. | Знать несколько произведе- ний на темы народных праздников. Создание коллективного панно на тему народных праздников. Овладение элементарными основами композиции. Умение использовать раз- личные приемы и способы выразительности при создании панно. | Формирование навыков коллективной деятельности. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | |
1трим | 8 | Обобщение темы | Обобщать свои знания по теме «Истоки родного искусства». Закончить создание коллективного панно. | Знание правил выполнения коллективной работы. Умения использовать средства выразительности для изображения характера работы. | Формирование умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. | Участвовать в обсуж- дении содержания и выразительных средств; понимать ценность ис- кусства в гармонии чело-века с окружающим ми-ром; моделировать кол- лективное панно и давать оценку итоговой работе. |
Р а з д е л 2. Древние города нашей земли (7 часов) | ||||||
1трим | 1 | Древнерусский город-крепость. | Познакомиться с древнерусской архитектурой. Беседа по картинам художников, изображающих древнерусские города. Конструирование башен-бойниц из бумаги. | Знание понятия «макет», как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот. Знать конструкцию внутреннего пространства древнего русского города. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа | Уметь анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать роль пропорций в архитектуре. |
2рим | 2 | Древние соборы. | Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм. | Знание особенности собор- ной архитектуры, пропор- ции соборов. Умение объяснять, почему собор является смысловым цент- ром города. Знание конст- рукции, символики частей храма, украшений храма. Умение выполнять групп- повую работу по постройке древнего города. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа | Уметь анализировать образец, определять материалы, контроли- ровать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать роль пропорций в архитектуре. |
2рим | 3 | Древний город и его жители. | Беседовать о красоте русской природы. Анализировать полотна известных художников. Работать над композицией пейзажа с церковью. | Знать организацию внутреннего пространства кремля. последовательно её выполнять. | Испытывать чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека | Уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи. |
2рим | 4 | Древнерусские воины- защитники. | Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Изображать в графике древнерусских воинов (князя и его дружину) | Знание, как жили князь и его люди, как одевались. Умение изобразить древнерусских воинов. Знание различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Овладен навыками изображения фигуры человека. | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Уметь создавать элементарные композиции на заданные темы графическими материалами, и рисования фигуры человека. использовать правила рисования фигуры человека. |
2рим | 5 | Города Русской земли | Участвовать в беседе о красоте исторического образа города и его значении для современной архитектуры. Изобразить живописно или графи- чески наполненного жизнью людей древнерусского города | Знать основные структурные части города. Знать старинные русские города: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Участвовать в коллектив- ной работе по созданию макета древнего города с его жителями. | Испытывать эстетические чувства, развивать в себе художественно- творческое мышление, наблюдательность, фантазию. | Искать нужную информацию, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. |
2рим | 6 | Узорочье теремов. | Познакомиться с деко- ром городских архитек- турных построек и деко- ративным украшением интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Подготовить фон теремных палат. | Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Выражать в изображении праздничную нарядность , узуорочье интерьера терема. | Формировать уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом | Уметь создавать элементарные композиции на заданную тему, использовать правила передачи пространства на плоскости в изображении внутреннего убранства палат. |
2рим | 7 | Пир в теремных палатах. (Обобщение темы). | Знакомство с картинами художников. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Создавать изображения на тему праздничного пира. | Знать картины русских художников (А. Коровина, В. Васнецова, А. Рябуш- кина). Уметь создавать многофигурные компози- ции в коллективном панно, изображать предметный мир праздника «Княжеский пир | Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. | Участвовать в обсуж- дении содержания и вы- разительных средств; по-нимать ценность искус-ства в гармонии человека с окружающим миром; моделировать коллек-тивное панно и давать оценку итоговой работе. Уметь находить справочно- информа- ционный материал по |
Р а з д е л 3. Каждый народ – художник (11 часов) | ||||||
2рим | 1 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | Беседа о многообразии представлений народов мира о красоте. Знаком- ство с особенностями японской культуры. Выполнение графического рисунка | Обрести знания о необыч- ной художественной куль- туре Японии, особенности легких конструкций, по- строек в Японии.Уметь изображать природу через детали. Приобретать новые умения в работе с вырази- тельными средствами худо- жественных материалов. | Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Понимать особенности изображения, украше- ния и постройки в искусстве Японии. | Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. |
2рим | 2 | Изображение японок в национальной одежде. | Познакомиться с традиционными представлениями о красоте японской и русской женщинами. Знакомство с произведениями японских художников. Выполнение портрета японской женщины в национальном костюме. | Уметь создать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства. Приобрести новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные и композиционные навыки . | Воспринимать ува- жительно культуру и искусство других наро- дов. Формирование эс- тетических потребнос- тей в общении с искус- ством, потребности в самостоятельной прак- тической деятельности. | Приобрести новые конструктивные и композиционные навыки. Освоить новые эстетические представления о поэтической красоте мира |
2рим | 3 | Народы гор и степей. | Беседа о разнообразии и красоте природы различных регионов нашей страны. Изображение жизни людей в степи и горах. | Знание образа жилых построек народов. Умение цветом передавать пространственные планы. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов | Умение осуществлять поиск информации, ис- пользуя материалы учеб-ника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учеб-ных практических работ. |
2рим | 4 | Города в пустыне. | Познакомиться с особенностями культуры Средней Азии. Наблю- дать связь архитектур- ных построек с особен- ностями природы и при- родных материалов. Вы- полнение аппликации. | Знание особенностей архитектуры среднеазиат- ского города Умение вы- полнить объёмную аппли- кацию среднеазиатского города. Овладевать навы- ками конструирования из бумаги и орнаментальной графики. | Ф уважительного отношения к культуре и искусству других народов. ормирование | У поиск информации, ис- пользуя материалы учеб-ника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учеб-ных практических работ. мение осуществлять |
2рим | 5 | Древняя Эллада. | Беседа о художественной культуре Древней Греции. Моделирование из бумаги конструкций греческих храмов. | Знание искусства Древней Греции, архитектуры Ак- рополя. Умение характе- ризовать отличительные черты и конструктивные элементы греческого храма. Умение моделировать из бумаги конструкции греческих храмов | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. | Умение рационально строить свою творческую деятельность, стремиться к освоению новых знаний и умений. |
2рим | 6 | Древнегреческие праздники. Архитектура тела. Изображение олимпийских спортсменов. | Беседа о конструктив- ности в греческом пони- мании красоты мира. Красота построения че- ловеческого тела-«архи- тектура» тела, воспетая греками. | Знание искусства древне- греческой вазописи, знание скульпторов, изображаю- щих богов. Уметь изобра- зить олимпийских спорт- сменов и участников празд- ничного шествия,(фигуры в традиционных одеждах), работать над панно в группе. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. | Создавать коллективное панно на тему древнегреческих праздников; овладение умением вести диалог при составлении плана работы над панно. |
3трим | 7 | Древнегреческие праздники. Создание коллективного панно. | ||||
3трим | 8 | Европейские города Средневековья. Изображение готического храма. Витражи. | Беседа об образе готических городов средневековой Европы: величие и устремлён- ность вверх готического храма, готические витра- жи и впечатление от них, портал храма, ратуша, центральная площадь. Создавать коллективное панно. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. |
3трим | 9 | Европейские города. Создание коллективного панно. | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Участвовать в коллек- тивной творческой деятельности при выпол-нении панно. Умение рационально организо-вывать рабочее место. | ||
3трим | 10 | Портрет средневекового жителя. | Беседа о средневековых готических костюмах, их вертикальных линиях, удлиненных пропорции- ях, о единстве форм кос- тюма и архитектуры, об- щее в их конструкции и украшениях. | Знание сословий разделе- ния людей, средневековых готических костюмов (вер- тикальные линии, удлинен- ные пропорции). Иметь представление о традици- онной европейской одежде средневековья. Развитие навыков изображения человека. | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении панно. |
3трим | 11 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | Выставка работ и беседа на тему «Каждые народ- художник» Осознавать целостность каждой культуры. Обобщать свои знания по теме четверти. | Знание общих представлений об образах городов разных стран, их жителях (в разные столе- тия). Умение отличать образы городов, анализи- ровать эти отличия. | Формирование уважи- тельного отношения к культуре и искусству других народов. Фор- мирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни об- щества и каждого от- дельного человека. | Участвовать в обсуж- дении содержания и вы- разительных средств; по-нимать ценность искус-ства в гармонии чело-века с окружающим ми-ром. Уметь находить справочно-информа- ционный материал по теме и пользоваться им. |
Р а з д е л 4. Искусство объединяет народы (8 часов) | ||||||
3трим | 1 | Материнство | Познакомиться с произ- ведениями искусства, выражающими красоту материнства.Наблюдать и анализировать вырази тельные средства произ- ведений. Изобразить образ матери и дитя. | Знание художников, изображающих красоту материнства. Умение изобразить мать и дитя. Развивать навыки тельные средства произ- ведений. Изобразить образ матери и дитя. | Формирование эстетических чувств, художественно- творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Умение выражать свое отношение к произве- дению изобразительного искусства. Участвовать в обсуждении содер- жания и выразительных средств. Умение давать оценку своей работе по заданным критериям. |
3трим | 2 | Мудрость старости. | Беседовать о богатстве духовной жизни человека. Знакомство с полотнами известных художников. Выполнение портрета пожилого человека | Знание художников, изо- бражающих пожилых лю- дей. Знание, что красота – это эстетическая и духовная категория. Умение найти хорошее в повседневной жизни стариков; изобразить любимых бабушку, дедуш- ку. Развивать навыки вос- приятия произведения искусства. | Формирование эстетических чувств, художественно- творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников |
3трим | 3 | Сопереживание | Рассказать, что искус- ство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п. Знаком- ство с полотнами рус- ских и европейских ху- дожников. Изобразить в самостоятельной твор- ческой работе драма- тический сюжет. | Знание, художников | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников |
3трим | 4 | Герои- защитники. Выполнение памятника героям войны в графике. | Беседовать о героях-за- щитниках. Анализиро- вать памятники героям- защитникам.Приобретать собственный опыт в со- здании героического об- раза. Выполнение памят- ника героям войны в графике. | Знание героев п.Шимск. Знание памятников героям Отечества. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с постав- ленной задачей. Умение выражать свое отноше- ние к произведению изобразительного искусства. |
3трим | 5 | Герои- защитники. Памятник героям войны. Окончание работы в графике. | ||||
3трим | 6 | Юность и надежды. | Знакомство с произведе- ниями изобразительного искусства, посвящен- ными теме детства, юно- сти, надежде. Высказы- ваться и приводить при- меры из личного опыта. Изобразить мечту о сча- стье, подвиге, путешест- вии. | Знание основных сюжетов и тем детства, юности в произведениях художников. Умение изобразить радость детства с помощью графических материалов | Формирование эстетических чувств, художественно- творческого мышления, наблюдательности и фантазии | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами владения графическими материалами. |
3трим | 7 | Искусство народов мира.(Обобщение темы | Обобщить знания по теме «Искусство народов мира» Рассказывать об особенностях культуры разных народов. | Знание видов искусств, жанров искусств, главные художественные музеи России, знание художни- ков. Уметь выполнить коллективный коллаж, | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Участвовать в обсужде- нии содержания и выра- зительных средств; по- нимать ценность искус- ства в гармонии челове- ка с окружающим ми- ром. |
3трим | 8 | Итоговая выставка работ. | Творческие отчёты. Обсуждение своих работ и работ одноклассников | Создавать отчёт или сообщение по выбранной теме. | Уважительно относиться к другому мнению. Высказыванию. | Умение давать оценку своей работе и работам одноклассников по заданным критериям. |
Итого | 34 |
Учебно-методическое обеспечение
Данная программа обеспечена учебно-методическими ком- плектами для 1—4 классов общеобразовательных организаций. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.
Учебники
Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ — художник. 4 класс.
Пособия для учащихся
Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Пособие для учителей
Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1—4 классы.
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
- Коллекция для видео «Чудеса Света»
- Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»
Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
- Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
- Репродукции картин разных художников.
- Муляжи для рисования (2 набора)
- Коллекция бабочек для рисования
- Серии фотографий и иллюстраций природы.
- Фотографии и иллюстрации животных.
- Тела геометрические (1 набор)
- Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
- Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Технические средства обучения (ТСО)
Музыкальный центр
CD/DVD-проигрыватели
Телевизор
Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением
Мультимедиа-проектор
Аудиторная доска с магнитной поверх- ностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций
Экран (на штативе или навесной)
Графический планшет
Оборудование класса
Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса « Русский язык » УМК «Школа России» 2 класс
В разработке содержится пояснительная записка,общая характеристика курса,отражено описание места курса в учебном плане, дано описание ценностных ориентиров содержания курса,отражены личностные,метопре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по физической культуре «Школа мяча (баскетбол)» 2 класс
Пояснительная запискаСовременная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонент...
Рабочая программа по курсу "Умники и умницы. Школа развития речи" 3 класс ФГОС
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс...
Рабочая программа по курсу "Экономика для начальной школы 4 класс"
Основная цель социально-экономического образования и воспитания младших школьников является формирование элементарных эконмических представлений, необходимых в практической деятельности, и начала...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Шахматная школа" для обучающихся 1-4 классов
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлен...
Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России...
Рабочая программа за курс 3 класса УМК Школа России
Рабочая программа для обучающихся по АООП для ЗПР Вариант 7.2...