Рабочая программа по предмету "Технология" 2 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме
Рабочая программа состоит из 2 разделов: пояснительной записки и календарно-тематического планирования. В пояснительной записке указаны цели программы, задачи, основные разделы программы, виды работ на уроке, требования к уровню подготовки учащихся и система оценки планируемых результатов освоения предмета. В календарно-тематическом планировании указаны темы уроков, количество часов на каждую тему, тип урока, планируемые результаты на каждый урок, формы организации познавательной деятельности, формы контроля и наглядность с ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya.doc | 307.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
имени Василия Тезетева
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО зам.директора по УВР Директор школы
учителей начальных классов
Протокол № __ _____________ Л.А.Дядькина ______________ Н.П.Мельникова
от «__»_________ 2014 г. «__»_________ 2014 г. Приказ № __ от «__»_________ 2014 г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Технология
Класс: 2В
Уровень общего образования: начальная школа
Учитель: Куличкова Анна Александровна
Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, в неделю 1 час
Планирование составлено на основе «Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа. 1-4 классы». УМК «Планета знаний»
Учебник: «Технология 2 класс», авторы О.В. Узорова, Е.Н. Нефедова. - Москва: АСТ. Астрель, 2012г.
Рабочую программу составила _____________________ Куличкова Анна Александровна
подпись расшифровка подписи
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для первого класса общеобразовательных школ и обеспечивает соответствие общим целям обучения предмету технологии, предусмотренным государственным стандартом образования.
Цели:
• развитие творческого потенциала личности ребенка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
• формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания', умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни;
• овладение знаниями о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о традициях и героическом наследии русского народа, первоначальными представлениями о мире профессий;
• воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
В процессе знакомства с различными видами декоративно-прикладного искусства и самостоятельного изготовления поделок у ребенка постепенно образуется система специальных навыков и умений. Труд, затраченный на изготовление красивых и нужных поделок, пробуждает у детей желание к последующей деятельности.
Задачи.
Реализация целей программы рассматривается в тесной связи с системой образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Образовательные задачи:
• знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства;
• освоение технологических приемов (знакомство с инструментами и материалами, а также - техника безопасности при работе с ними);
• формирование у детей определенных знаний, умений и навыков по каждой предложенной теме.
Воспитательные задачи:
- формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации;
- развитие интересов ребенка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с историей возникновения и использования предметов быта и домашней утвари; с устройством и свойствами окружающих нас предметов и устройств, с технологическими особенностями промышленного изготовления различных предметов и материалов;
- формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребенка;
- пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
- формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- воспитание экономичного подхода к использованию различных материалов для творчества, природных ресурсов, пониманию проблем экологии окружающей среды
Развивающие задачи:
- развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать, формировать предварительный план действий;
- развитие стремления к расширению кругозора, и приобретению опыта самостоятельного познания, умения пользоваться справочной литературой и другими источниками информации;
- развитие речи, памяти, внимания;
- развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентирование в пространстве и т.д.
- развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.
- развитие коммуникативной культуры ребенка.
- развитие пространственного мышления
- развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
Принципы прогpaммы.
Для достижения заявленной цели программ вышеперечисленные задачи решаются в комплексе на протяжении всего начального обучения в тесной связи с другими предметами. Oтбoр содержания данной программы опирается на стандарты начального общего образования с учетом традиций изучения технологии в начальной школе и принципом преемственности с дошкольным и средней школой.
Содержание данной программы направлено на реализацию приоритетных направлений технологического (трудового) образования - приобщению к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественно-технологической деятельности и развитие творческой одаренности ребенка. В результате дети, в соответствии с их возрастными особенностями, учатся обращаться с наиболее распространенными материалами, такими, как пластилин, бумага, ткань, нити, веревки, природные материалы, крупы и пр., овладевают основными приемами мастерства, достаточными для того, чтобы суметь за короткое время сделать своими руками без помощи взрослых полезную, эффектную, красивую поделку, которой ребенок сможет гордиться.
Концентрический принцип построения курса способствует изучению основных тем в несколько этапов, возвращению к ним на более высоком и углубленном уровне обобщения и практического применения подачи материала. Учебный материал первого года обучения подается по тематическому принципу - он разбит на 7 крупных тем, которые, в свою очередь, делятся на несколько подтем (уроков).
Основные разделы программы
В программе выделено семь структурных линий - семь разделов, реализующих концентрический и пошаговый принципы обучения, основанных на материале, с которым ведется работа, необходимых инструментах, и видов воздействия на эти материалы. Таким образом, формируются разделы, заявленные в учебнике как волшебные страны: работа с пластилином (Пластилиновая страна), работа с бумагой без помощи ножниц (Бумажная страна), работа с природными материалами (Кладовая природы), работа с бумагой при помощи ножниц (страна Волшебных ножниц), работа с текстильными материалами (город Ткачей), работа с бумагой в технике оригами (страна Оригами) и работа с различными материалами с применением изученных технологий (страна Фантазия).
Внутри каждого раздела эти же принципы позволяют сделать подачу материала наиболее полной и последовательной. Тема предваряется историей возникновения изучаемых материалов и инструментов, их местом в жизни человека и его творчестве. Например, перед непосредственной работой с пластилином школьники узнают о его «прабабушке» глине, о применении глины в прошлом и настоящем, о профессиях людей, связанных с использованием этого материала, об истории возникновения собственно пластилина, его отличии от глины. Затем в ходе экспериментов, лабораторных и практических работ учащиеся изучают свойства пластилина, которые и помогают им в изготовлении поделок.
Все разделы программы тесно взаимосвязаны. На каждом уроке закладывается пропедевтический уровень новых знаний, что позволяет изучать очередную тему, опираясь на устойчивую конструкцию первоначальных представлений, о сформированных заранее. Исследовательская деятельность на уроках не только позволяет более осмысленно освоить обязательный материал, но и способствует использованию элементов опережающего обучения. Это делает процесс формирования обязательных навыков более разнообразным и выводит его на другой уровень применения изученного в новых ситуациях, в новых условиях, на новых объектах.
Кроме того, учитывается принцип целостности содержания, согласно которому новый материал включается в систему более общих представлений по изученной теме. Так, например, при изучении темы «Город ткачей», учащиеся пополняют свои навыки работы с ножницами, полученные при знакомстве с темой «Бумажная страна». Такой подход помогает сформировать у учащихся более правильную картину окружающего мира.
Во 2 классе формируются четыре раздела, заявленные в учебнике как «Творческая мастерская» (работа с пластичными материалами и конструирование из бумаги), «Студия вдохновения» (работа с природными и рукотворными материалами, объёмное конструирование из бумаги), «Конструкторское бюро» (работа с текстильными материалами, оригами и работа с фольгой) и «Поделочный ералаш» (знакомство с окружающим миром, конструирование из бумаги и проволоки). В каждом из разделов объединяется работа с несколькими видами материалов и различными технологическими приемами. Например, в «Творческой мастерской» дети кроме знакомых им пластилина и бумаги научатся работать с соленым тестом для лепки и гофрированным картоном, а о пластилине и бумаге узнают нового, т. е. поработают с различными материалами с применением изученных и новых технологий.
Принцип вариативности
Программа делится на инвариантную часть, которая обеспечивает обязательные требования к знаниям, умениям и навыкам младших школьников и на вариативную часть, позволяющую расширить тематику каждого направления образования по данному предмету и добавить задания повышенной сложности, способствующие более полному восприятию информативной и деятельностно-прикладной части процесса обучения.
Инвариантная часть содержит учебный материал, обязательный для усвоения всеми учащимися, а также пропедевтический, необходимый для ознакомления для всех учащихся.
Вариативная часть включает материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся, на дополнительное закрепление обязательного материала и обеспечивающий индивидуальный подход в обучении. Вариативная часть включает в себя дифференцированные задания, различающейся по уровню сложности и объему, задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях, на формирование информативной грамотности и развитие логического и пространственного мышления, а также на развитие творческого и созидательного мышления.
Кроме того, практическая художественно-творческая деятельность ученика (изготовление поделок, декорирование и пр.) сочетается со зрительным и эмоциональным восприятием произведений искусства, работами мастеров, что позволяет избежать только одностороннего информативного изложения материала.
Для детского творчества предлагаются красивые, яркие, оригинальные и эффектные поделки, которые усложняются по мере приобретения детьми новых знаний, умений и навыков по принципу от простого к сложному.
Виды работ на уроках
Программа предполагает в каждом разделе динамичную смену рода деятельности.
Каждая тема требует освещения учителем разнообразной информации. Это может быть: объяснение, рассказ, предварительная, текущая и итоговая беседа.
Особое внимание уделяется правилам безопасной работы с инструментами (ножницы, шило, игла) и материалами (клей, пластилин, семена). В силу возрастных особенностей, младшие школьники нуждаются в неукоснительном соблюдении техники безопасности и формировании навыков правильного обращения с инструментами и материалами в их практическом применении.
Лабораторные работы позволят детям освоить каждую тему в полном объеме, узнать основные свойства изучаемого материала, продиктованные технологией его производства или природными особенностями. Например, при изучении темы «нити и веревки» в ходе лабораторной работы выявляется, что нити и веревки имеют различную толщину, фактуру, структуру, упругость, прочность, сферу применения, что их можно растягивать, разрывать различными способами, разделять на волокна. Попутно рассматриваются свойства ваты, как сырья для самодельной нити (состоит из волокон). И разбираются способы изготовления нитей и веревок (прядение, скручивание, складывание, сплетание).
Нередко в ходе урока учащиеся проводят такой вид работы, как эксперимент. Для ребенка выполнение лабораторной работы - уже экспериментирование, но иногда для заострения внимания на особо важных моментах применяется именно эта терминология. проводя эксперимент, ребенок в таких случаях строит предположение (гипотезу), которое затем. подтверждается или опровергается, и делает
вывод.
Практические работы помогут пошагово отработать каждый новый прием и навык до изготовления поделок. Оставшиеся в ходе лабораторной или практической работы материалы (пластилин, бумага, листья) почти всегда используются в индивидуальных поделках, коллективных работах, играх и фокусах.
Отдельного внимания заслуживает рубрика «Школа ЮНОГО мастера». Это - сочетание практической работы с изготовлением поделки и экспериментом. В отличие от изготовления базовой поделки, для которой характерен пошаговый алгоритм выполнения, подробно описанный в учебнике, в школе юного мастера даны иллюстрации - результаты работ, к которым ребенок должен прийти самостоятельно, продумывая этапы работы, способ изготовления, разработку плана и элементов поделки.
Игра, как ведущая деятельность младшего школьника - органичная часть запланированной работы на уроке, позволяющая наиболее ярко подчеркнуть важные этапы работы. Чтобы не превращать учебный процесс на уроке в неконтролируемую игру, учитель и придает игре нужное направление.
Кроме индивидуальной, используются такие виды работ, как работа в парах, и коллективные: по бригадам, по рядам и всем классом.
Благодаря этому, на каждом уроке дети успевают сделать не только несколько индивидуальных поделок, но и яркую коллективную поделку, которая является замечательным украшением для праздника, интересным наглядным пособием для других предметов. Кабинет каждую неделю будет оформлен руками детей, а к любому празднику не потребуется покупных декораций.
Выполняя лишь задания инвариантной части учебника, ученики смастерят около 100 ярких оригинальных и эффектных поделок - индивидуальных и коллективных.
Вариативная часть с творческими и дифференцированными заданиями, направленными на отработку знаний и умений, предполагает добавление еще более 120 поделок. Все они выполняются из доступных материалов, без помощи взрослых, не требуют дополнительной подготовки для учителя и могут быть использованы для оформления кабинета и в качестве подарков и сувениров.
После окончания каждого раздела, проведения контрольного теста и подведения итогов, каждому ребенку вручается красочный диплом, подтверждающий успешное завершение нового этапа обучения.
Все это позволит учащимся творить, используя полученные знания и представления, создавать разнообразные, сложные, нестандартные работы, поделки, придумывать и воплощать в жизнь собственные проекты, не ограничиваясь рамками урока.
Каждую поделку ребенок также легко может смастерить дома самостоятельно. Дети учатся дарить окружающим подарки, сделанные своими руками, ощущают их ценность, необычность и оригинальность.
Содержание программы
2 класс (34 часа)
Творческая мастерская
Работа с пластичными материалами и конструирование из бумаги (10ч)
Знакомство с учебником, его структурой, маршрутными картами, организация рабочего места. История съедобных и декоративных изделий из муки. Соленое тесто как поделочный материал. Правила безопасной работы с пачкающимися материалами. Инструменты для работы с соленым тестом. Правила безопасной работы с соленым тестом и инструментами. Свойства соленого теста. сравнение соленого теста с пластилином. Подготовка к лепке. Тестопластика. Изготовление цветного теста. Окрашивание готовой поделки. Работа со скалкой. Вырезание из раскатанной пластины. Приёмы лепки. Способы скрепления. Способы лепки объемных элементов. История сграффито. Гравюра – особый вид искусства графики. Изготовление пластилиновой платформы на картонной для сграффито основе разными способами. История пиктограмм. Применение свойств пластилина при изготовлении поделок на картонной основе в технике сграффито. Особенности способов сграффито (негатив и позитив). История техники живописи масляной краской. Сравнение живописи с поделками в технике примазывания пластилина объемными мазками. Создание пластилиновых картин на картонной основе – фактурная поверхность, последовательность выполнения работы мазками, смешивание цветов, направление мазков. Каркасный способ создания скульптур из соленого теста. Самостоятельное создание поделок на заданную тему из пластических материалов.
История возникновения бумаги. Изготовление бумаги в современном мире. Применение бумаги. Макулатура (спасение деревьев). Различные сорта бумаги. Свойства бумаги. Свойства бумаги как плоскостного материала. Применение свойств бумаги при изготовлении поделок из неё. Скручивание бумаги. Скатывание, сворачивание, гофрирование, формование из мятой бумаги. Правила безопасной работы с клеем. Приёмы работы с бумагой и клеем. Объемная аппликация. Конструирование из бумажных трубочек. Обрывная аппликация по контуру. Создание новых форм путем обрывания по контуру сложенных особым образом бумажных заготовок. Использование линий сгибов. Вырезание иглой из бумаги. Изготовление поделок из вырезанных элементов и заготовок ,из которых вырезали середину. Самостоятельное создание поделок на заданную тему.
История измерительных приборов и приспособлений для измерения различных величин. Часы, термометр, сантиметровая лента, ростомер. Изготовление макетов измерительных приборов с подвижными деталями. Свойства гофрированного картона и работа с ним. Макет часов из гофрированного картона. Построение прямоугольной заготовки по заданным размерам. Макет термометра из цветного картона. Испытание готовых изделий в действии. Измерения сантиметровой лентой и линейкой. Изготовление плоскостной поделки из бумаги. Самостоятельное создание поделок на заданную тему.
Студия вдохновения
Работа с природными и рукотворными материалами, объёмное конструирование из бумаги (8 ч)
Сбор и хранение природных материалов (плоскостные материалы, объемные материалы, цитрусовые). Красная книга. Многообразие природного материала. Генеалогия и генеалогическое древо. Свойства листа засушенного растения. Плоскостная аппликация из листьев засушенных растений. История макаронных изделий. Многообразие форм макаронных изделий. Использование форм макаронных изделий для плоскостной аппликации.
Способы создания аппликации из макаронных изделий (конструктивный, мозаичный, комбинированный). Плоскостные аппликации из спагетти в технике соломка. Профессии женщин, первичное профориентирование. День матери. Профессии матери. История изобретения, изготовления и применения мыла. Создание пластической массы для лепки из влажной мыльной стружки. История применения пряностей и прочих ароматических веществ. Лепка из влажной мыльной стружки. Самостоятельное создание поделок на заданную тему.
Симметрия как свойство окружающего мира. Линии и оси симметрии. Использование свойств симметрии при изготовлении бумажных заготовок. Правила безопасной работы с ножницами. Объемные поделки из бумаги на основе осевой симметрии. Бахрома и завитки в прямом и переносном значении. Техника нарезания бумаги «лапшой». По клеткам, по наметке, без наметки, в несколько слоев. Объемные поделки из бумаги с использованием заготовок в технике нарезание «лапшой». История новогодних праздников. Традиции украшения елки. История елочных игрушек. Подготовка яичной скорлупы для использования в поделке. Закрепление канцелярской резинки на скорлупе. Сравнение эстетических и декоративных свойств узкой бумажной ленты в ровном и завитом виде. Техника завивания полосы бумаги при помощи ножниц. Свойства завитой бумаги. Интенсивность завивания бумаги, распрямление завитой бумаги. Объемная поделка из яичной скорлупы и завитой бумаги. Самостоятельное изготовление новогодних игрушек. Объемная поделка из бумаги на основе елочного шарика или яичной скорлупы. Поделка из бумаги на основе цилиндра с использованием изученных технологий.
Конструкторское бюро
Работа с текстильными материалами, оригами и работа с фольгой (9 часов)
Ознакомление с историей ткачества. Формирование представлений о простых и особых переплетениях нитей в тканях. Формирование представления об истории вышивки и ее применении в современном мире. Формирование представлений об истории профессии портного и о ремонте одежды. Вышивка на ткани полотняного плетения. Совершенствование навыков вышивания на основе шва «Вперед-иголку». Раскрой ткани. вышивка на ткани.
Знакомство с историей развития самодельной игрушки. Вышивка на картонной основе. Раскрой ткани по шаблону. Пришивание пуговиц на ткань. Изготовление объемной заготовки из ткани. Изготовление объемной игрушки из ткани. Вышивка на картонной основе.
Формирование представлений о машинных и ручных швах, разделении технологических операций при производстве изделий из ткани. Ознакомление с новым видом шва – «Обметочным соединительным швом через-край». Технология временного скрепления ткани канцелярскими скрепками. Вшивание петельки между слоями ткани. поделка из бумаги с вышивкой, поделка из ткани.
Формирование представлений об истоках праздника «День Защитника Отечества» и его значении для военных и гражданских мужчин. Знакомство с миром мужских профессий, первичная профориентация. Свойства самоклеющейся бумаги. Работа с двухслойной самоклеющейся бумагой. Поделки из бумаги в технике оригами плоскостная аппликация.
Знакомство с гофрированной бумагой. Изучение свойств гофрированной бумаги. Объемная поделка из гофрированной бумаги.
Формирование представления об изготовлении и назначении фольги. Изучение свойств фольги. Сравнение свойств фольги с бумаги. Использование свойств фольги для конструирования и декорирования, оборачивание фольгой. Скульптура из фольги.
Ознакомление с историей ювелирного дела и ювелирных украшений. Индивидуальное и промышленное производство украшений. поделка из бумаги в технике оригами Соревнование по рядам, поделки из фольги, лепка из фольги.
Поделочный ералаш
Знакомство с окружающим миром, конструирование из бумаги и проволоки (7ч)
Ознакомление с историей возникновения книг и книгопечатания. Современное книгопроизводство. Изготовление сшивной книжки.
Изготовление книжного переплета. Ремонт книг при помощи прозрачного скотча. Изготовление закладок для книг из цветного картона. Оклеивание цветного картона с двух сторон прозрачным скотчем («ламинирование»). макет сшивной книги. Книжный переплет. макет фабричной книги., Закладки. Поделка из цветного картона.
Ознакомление с ролью бытовых приборов, машин и механизмов в жизни человека. Многообразие бытовых приборов. Правила пользования бытовыми приборами. Машины и механизмы на службе человека. Сфера применения и назначения машин. Ознакомление с пользой и предназначением диких и домашних животных. Уход за домашними питомцами. Растения в жизни человека. Виды сельскохозяйственных растений. Проращивание семян растений. поделка на основе яичной скорлупы.
Ознакомление с историей голубиной почты. Сведения о голубиной почте времен ВОВ. Закрепление навыков выполнения поделок в технике оригами. Патриотическое воспитание - письмо-благодарность ветеранам, поздравление с Днем Победы. Поделка из бумаги в технике оригами.
Ознакомление с производством и сферой применения проволоки. Сравнение свойств материалов для творчества – проволоки, фольги в виде жгута и шерстяной нити. Моделирование из проволоки. Декоративные жгуты. Поделка из проволоки. Буквы из проволоки. Веселые лозунги.
Систематизация знаний о проволоке. Использование изученных свойств проволоки для декорирования предметов и создания поделок. Моделирование из проволоки. Поделка из проволоки на основе пишущего карандаша. Каркасная модель из проволоки.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ
к концу 2 класса
Учащийся научится:
- различать виды материалов, их свойства и названия;
- различать неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);
- читать чертеж, разбираться в линиях чертежа, указанных в программе;
- понимать значение новых терминов (коллаж);
- работать с новыми материалами: проволока, фольга, слоеное тесто;
- выделять новые свойства уже встречавшихся материалов;
- применять новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет;
- применять новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги;
- использовать новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения;
- использовать приемы комбинирования в одном изделии различных материалов;
- соблюдать технику безопасности при работе с колюще-режущими предметами (ножницами, иглой, шилом, теркой), пачкающимися материалами (клей, краски, пластилин);
- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
- с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№10), тонкой веревочки;
- вырезать из бумаги детали криволинейного контура;
- вырезать из бумаги полоски на глаз;
- обрывать бумажные детали по намеченному контуру;
- плести разными способами из различных материалов;
- вышивать приемом «вперед иголку» по криволинейному контуру;
- самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка;
- самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания;
- контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;
- владеть простейшими приемами и видами народных ремесел.
Второкласник получит возможность научиться:
- самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу;
- создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе «бросовых», и разных способов соединения;
- узнать область применения и назначения таких технических устройств, как компьютер, основные источники информации, названия основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
- получать необходимую информацию, используя такие технические устройства, как компьютер.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала;
• уважительное отношение к людям труда, к разным профессиям;
• внимательное отношение к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала;
• эмоционально-ценностное отношение к результатам труда.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к культуре своего народа;
• понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
• положительной мотивации к изучению истории возникновения профессий;
• представлений о роли труда в жизни человека;
• адекватной оценки правильности выполнения задания.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• правильно организовать своё рабочее место (в соответствии с требованиями учителя);
• соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами (ножницы, шило, игла), пачкающимися материалами (клей, краска, пластилин, солёное тесто);
• различать виды материалов (пластилин, бумага, гофрированный картон, ткань, нити, верёвки, фольга, проволока, природные материалы, крупы и пр.) и их свойства;
• определять детали и конструкции (деталь — составная часть конструкции), различать однодетальные и многодетальные конструкции;
• устанавливать последовательность изготовления изученных поделок из изученных материалов;
• называть приёмы изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка,
процарапывание, вырезание, нарезание бумаги лапшой, скручивание и т. д.);
• использовать правила рациональной разметки деталей на плоскостных материалах (разметка на изнаночной стороне, экономия материала);
• понимать назначение шаблона, заготовки, выкройки, что такое развёртка объёмного изделия;
• понимать правила безопасного пользования бытовыми электроприборами;
• называть телефоны экстренных вызовов служб спасения;
• правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности;
• различать материалы и инструменты по их назначению;
• выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению изделий (экономную разметку, обрывание по контуру, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея),
• эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку, выполнять разметку по шаблону, по линии сгиба,
по специальным приспособлениям (линейка, угольник, сантиметровая лента), на глаз и от руки);
• выполнять комбинированные работы из разных материалов;
• выполнять разметку для шва на ткани с полотняным переплетением нити способом продёргивания нити; швы «вперёд-иголка» и обмёточный соединительный через край;
• экономно использовать материалы при изготовлении поделок.
Учащиеся получат возможность научиться:
• рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом;
• определять неподвижное соединение деталей, различные способы соединения (с помощью клея, скотча, ни
тей, пластилина, в шип);
• выполнять различные виды отделки и декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, швы «вперёд-иголка», «через край» и пр.);
• вести поиск и представлять информацию о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах; о процессе хлебопечения, изготовлении съедобного и декоративного теста; об истории возникновения бумаги и о бумажном производстве в наши дни; об измерительных приборах и их истории (часы, термометр и пр.); об истории новогодних
игрушек и ёлочных украшений; об истории вышивки и её применении в современном мире; об истории ювелирного дела и ювелирных украшений; об истории возникновения книг и книгопечатания;
• изготавливать удобным для себя способом из изученных материалов поделки: по образцу, на заданную тему и импровизируя.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• понимать цель выполняемых действий,
• понимать важность планирования работы;
• с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;
• выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
• осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью или образцом;
• осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
• решать практическую творческую задачу, используя известные средства;
• осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
• продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
• объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
• различать и соотносить замысел и результат работы;
• включаться в самостоятельную практическую деятельность, создавать в воображении художественный замысел, соответствующий поставленной задаче и предлагать способы его практического воплощения;
• вносить изменения и дополнения в конструкцию изделия в соответствии с поставленной задачей или с новыми условиями использования вещи;
• продумывать и планировать этапы работы, оценивать свою работу.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• различать виды материалов, их свойства, инструменты по их назначению, способы соединения деталей;
• характеризовать материалы по их свойствам;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• группировать профессии людей по материалам, с которыми они связаны;
• конструировать объёмные изделия из бумаги, пластилина, природных материалов;
• анализировать образец, работать с простыми схемами и инструкциями.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря, памяток;
• сравнивать, группировать, классифицировать плоскостные и объёмные изделия, съедобные и декоративные изделия из теста, инструменты, измерительные приборы, профессии.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
• выражать собственное эмоциональное отношение к изделию при посещении выставок работ;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
• задавать вопросы уточняющего характера, в том числе по цели выполняемых действий, по приёмам изготовления изделий.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема блока | Количество часов | Примечания |
1 | Творческая мастерская Работа с пластичными материалами и конструирование из бумаги | 10 | |
Работа с пластилином и слоеным тестом | 5 | ||
Работа с бумагой | 5 | ||
2 | Студия вдохновения Работа с природными и рукотворными материалами, объёмное конструирование из бумаги | 8 | |
Работа с природными и рукотворными материалами | 4 | ||
Объемное конструирование из бумаги | 4 | ||
3 | Конструкторское бюро Работа с текстильными материалами, оригами и работа с фольгой | 9 | |
Работа с текстилем | 5 | ||
Оригами и объемное конструирование | 2 | ||
Работа с фольгой | 2 | ||
4 | Поделочный ералаш Знакомство с окружающим миром, конструирование из бумаги и проволоки | 7 | |
Книжное производство | 2 | ||
Бытовые приборы. Уход за растениями. | 2 | ||
Голубиная почта | 1 | ||
Работа с проволокой | 2 | ||
5 | Итоговая творческая работа | 1 | |
Всего | 34 |
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект для учителя:
- О.В. Узорова, Е.Н. Нефедова. «Технология 2 класс» - Москва: АСТ. Астрель, 2012 г.,
- О.В. Узорова, Е.Н. Нефедова. Рабочая тетрадь к учебнику О.В. Узоровой, Е.Н. Нефедовой «Технология 2 класс» Москва: АСТ. Астрель, 2012 г.,
- О.В. Узорова. Обучение во 2 классе по учебнику «Технология» О.В. Узоровой, Е.Н. Нефедовой: программа, тематическое планирование, методические рекомендации.- Москва: АСТ. Астрель, 2013 г.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект для учащихся:
- О.В. Узорова, Е.Н. Нефедова. «Технология 2 класс» - Москва: АСТ. Астрель, 2012 г.,
- О.В. Узорова, Е.Н. Нефедова. Рабочая тетрадь к учебнику О.В. Узоровой, Е.Н. Нефедовой «Технология 2 класс» Москва: АСТ. Астрель, 2012 г.,
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Предмет «Технология» подразумевает как творческое развитие, так и формирование знаний о материалах, инструментах, техниках, умение применять их в работе и быту.
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
- ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоение содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
- оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
- осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
- включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
- использование критериальной системы оценивания;
- оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
уровень | отметка | комментарий |
Материал не усвоен | «2» (неудовлетворительно) | Учащийся не владеет изученными материалами и технологиями, не знает соответствующей терминологии, основ изобразительного искусства, выполняет изделие по образцу с серьезными нарушениями технологии |
Минимальный уровень | «3» (удовлетворительно) | Минимальные знания о материалах и технологиях, слабое владение терминологией, выполнение работы по образцу с отклонениями от технологии, небрежно. |
«4» (хорошо) | Умение оперировать терминологией, обязательной для усвоения, знание изученной информации о материалах и технологиях, выполнение работы по образцу с незначительными отклонениями в конструкции, использовании материалов, в аккуратности исполнения. | |
Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) | «4+» (очень хорошо) | Владение обязательной терминологией, знание информации о материалах и технологиях, умение применять полученные умения и навыки при создании собственных творческих работ с незначительными отклонениями от канонов либо с помощью взрослых. |
«5» (отлично) | Свободное владение обязательной терминологией, информацией о материалах и технологиях, умение применять их при создании собственных творческих работ без ошибок и помощи. | |
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) | «5+» (превосходно) | Владение знаниями, умениями и навыками, терминами, учебными материалами, инструментами, выходящими за границы обязательного к изучению материала, свободное применение обязательных и неизученных технологий и материалов при создании собственных творческих работ без помощи взрослых. |
Оценка уровня знаний учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (оценка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
При текущем контроле проверяется уровень усвоения умений и навыков работы с конкретным изучаемым материалом и технологией, оцениваются практические работы как результат изучения темы.
Тематический контроль позволяет оценить уровень сформированности знаний и практических умений по разделу. Знания проверяются в форме тестирования, в которое включаются вопросы о материалах, их свойствах, изученных приборах и инструментах, основах изученных техник работы с материалами. Умения проверяются в виде самостоятельной творческой работы по заданию учителя, во время которой учащиеся самостоятельно изучают рисунок изделия, его поэтапное выполнение, продумывают план работы, создают изделие, опираясь на полученные умения и навыки работы с материалами.
Целью итогового контроля является проверка навыков самостоятельной творческой работы детей. Ученики готовятся к итоговой работе за четверть, полугодие или год. В этот период времени они изучают материалы и техники. В последнюю неделю четверти (года) второклассники продумывают идею изделия, подбирают материалы, планируют работу и осуществляют замысел в практической деятельности на итоговом уроке.
Критерии оценки теоретических знаний учащихся по технологии
Вид работы | «5» (отлично) | «4» (хорошо) | «3» (удовлетворительно) | «2» (неудовлетворительно) |
Устный опрос | Полные и безошибочные ответы на все вопросы учителя | Ответы на вопросы с незначительными ошибками, либо с незначительной помощью | Ответы на вопросы с помощью учителя, одноклассников | Значительные затруднения при ответах на вопросы, отказ от ответа |
Тестирование | Выполнение работы без ошибок. | Верное решение не менее 80% заданий либо неполные, неточные ответы на отдельные вопросы. | Верное решение не менее 60% заданий либо неполные или неточные ответы на все вопросы | Верное решение менее 60% заданий. |
Для оценки творческих работ учащихся целесообразно применять критериальное оценивание.
Обязательно оцениваются практические работы, самостоятельные творческие работы, самостоятельно подготовленные сообщения, доклады.
Самостоятельные творческие работы оцениваются в соответствии с критериями, за каждый из которых дается 1 балл:
- Соответствие теме задания.
- Самостоятельность выполнения работы (делал все сам или привлекал взрослых).
- Оригинальность идеи, исполнения (интересные подходы в использовании материалов, техник).
- Аккуратность исполнения.
- Умение представить свою работу, описать ход, технологию исполнения.
Критерии оценивания самостоятельно подготовленных сообщений, докладов:
- Отбор, систематизация материала в соответствии с темой, заданием.
- Разнообразие источников информации.
- Выразительный устный рассказ.
- Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
- Умение отвечать на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.
№ | Тема урока | Дата по плану | Ко-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Форма организации познаватель ной деятельнос ти | Формы контроля | Организа ция самостоя тельной деятельнос ти | Наглядность, ИКТ | Дата по факту | |||||
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные | |||||||||||||
Творческая мастерская - 10 ч | |||||||||||||||
1 | Съедобные и декоративные скульптуры | 1 | Комбини рованный | Знать область применения и назначения инструментов, Уметь работать с учебником; выполнять инструкции при решении учебных задач; получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы и т.д. | Усвоить первоначальные представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, наблюдать связи человека с природой и предметным миром | Формировать положительное отношение к людям труда, к разным профессиям, уважительное отношение к иному мнению. Использовать речевые средства для решения различных коммуникатив ных и познаватель ных задач. | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий Взаимо п роверка | Проводить эксперименты при изучении свойств теста | Учебник с. 3-13, рабочая тетрадь с. 3 -13 | |||||
2 | Веселое тесто
| 1 | Комбини рованный | Знать область применения и назначения инструментов, Уметь работать с учебником; выполнять инструкции при решении учебных задач; получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы и т.д.; лепить простейшие формы из теста | Усвоить первоначальные представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, наблюдать связи человека с природой и предметным миром | Формировать положительное отношение к людям труда, к разным профессиям, уважительное отношение к иному мнению. Использовать речевые средства для решения различных коммуникатив ных и познаватель ных задач. | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий Взаимо п роверка | Проводить эксперименты при изучении свойств теста | Учебник с.14-17, рабочая тетрадь с. 14 | |||||
3 | Веселое тесто | 1 | Комбини рованный | Знать новый инструмент – скалка и приемы работы с ней. Уметь сравнивать свойства теста и пластилина, находить сходства и различия; раскатывать пластины скалкой, используя изученные приемы (раскатывание, вытягивание, заострение, сплющивание); изготавливать миниатюрные барельефы из теста, раскрашивать готовую поделку, грунтовать поделки клеем ПВА; использовать памятку для наведения порядка на рабочем месте | Организовывать свою деятельность подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты; осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; включаться в самостоятельную практическую деятельность, различать виды материала ,их свойства | Формировать эмоционально – нравственную отзывчивость | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий Взаимоп роверка, самоконтроль | Изготавливать поделки из соленого теста | Учебник с. 18 – 19 рабочая тетрадь с. 14 | |||||
4 | Пластилиновая гравюра
| 1 | Комбини рованный | Знать историю возникновения техники сграффито, о мастерах гравюры, технологию работы с пластилином, правила безопасности работы с пластилином, инструменты для сграффито, технику контурного процарапывания. Уметь выполнять декоративное оформление изделий из пластилина, решать творческую задачу: сделать пластилиновую платформу на картонной основе различными способами, самостоятельно устранять неровности, выполнять процарапывание с выскребанием; выполнять поделки из пластилина на картонной основе в технике сграффито: «пиктограмма», «подарки осени»; выполнять | Пользоваться словарями и справочной литературой для школьников; понимать цель выполняемых действий, объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работ; характеризовать материалы по их свойствам; соблюдать нормы речевого этикета . | Развитие доброжелатель ности, доверия и внимательно сти к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается | Фронтально-индивидуаль ная работа | Текущий Взаимоп роверка | Выполнять поделку из пластилина на картонной основе в технике сграффито; коллективную презентацию «Осенний листопад» | Учебник с. 20-23, рабочая тетрадь с. 15 | |||||
5 | Пластилиновые картины
| 1 | Комбини рованный | Знать мастеров живописи, приёмы лепки в изображении предметов сложной формы, технику живописи объемными мазками, и примазыванием. Уметь последовательно выполнять работы объемными мазками и примазыванием; последовательно выполнять работы | Самостоятельно оценивать свою работу на уроке; работать с памяткой, осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников | Формировать эмоционально – нравственную отзывчивость | Фронтаьно-индивидуаль ная работа. Работа в парах. | Текущий Взаимоп роверка | Самостоятельно выполнять плоскостную поделку из пластилина на картонной основе в технике примазывания объемными мазками «Волшебное перо жар-птицы» | Учебник с. 24-27, рабочая тетрадь с. 15 | |||||
6 | Скульптурный мир
| 1 | Комбини рованный | Знать разнообразие мира скульптуры, правила безопасности работы с пластилином; технологию лепки. Уметь работать с соленым тестом (закрепление навыков), применять знания, полученные на предыдущих уроках, действовать в соответствии с заданной последователь ностью: объемная лепка на каркасной основе, встраивание в изделие; выполнять работу аккуратно, технологически правильно, эстетично, лепить по образцу, на заданную тему, решать творческую задачу: применять различные виды лепки, комбинировать их, соединять различными способами детали поделки, соблюдать размеры и пропорции, декорировать изделие | Понимать цель выполняемых действий, конструировать объёмные изделия из соленого теста, анализировать образец, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу изделия, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре
| Внимательно относиться к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала | Индивидуаль ная работа | Текущий Само-контроль | Самостоятельная поделка из соленого теста | Учебник с. 28-29 | |||||
7 | Бумажный цветник
| 1 | Комбини рованный | Знать свойства бумаги и историю её возникновения, виды и сорта бумаги, способы воздействия на бумагу, правила работы с ножницами и технику безопасности при обращении с этим инструментом, новые приемы создания декоративных деталей из бумаги. Уметь создавать декоративные детали из бумаги: из листа бумаги | Понимать важность планирования, самостоятельно продумывать последовательность анализа образца, быть терпимым к другим мнениям
| Эмоционально – ценностное отношение к результатам труда | Коллективная работа | Текущий | Коллектив ные работы: Изготовление поделок: «Цветы на лугу» (объемная аппликация из бумаги), «Цветная башня» (объемная конструкция из бумажных трубочек | Учебник с. 30-35, рабочая тетрадь с. 15 | |||||
8 | Бумажный лоскуток
| 1 | Комбини рованный | Знать новые приёмы обрывной аппликации, технику безопасности при работе с иглой и шилом. Уметь изготовлять изделия из бумаги, используя изученные приемы, действовать по инструкции: подготовка к работе (подкладной материал, разметка контура карандашом, вырезание иглой при обведении контура с нажимом, выдавливание вырезанного фрагмента из заготовки), осуществлять контроль за ходом и результатом деятельности; участвовать в коллективной работе с использованием декоративных обрывных форм из бумаги и сочетанием различных техник; самостоятельно продумывать этапы выполнения поделки после анализа образца | Понимать важность планирования работы, анализировать образец, осуществлять контроль своих действий, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
| Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий Взаимо проверка | Изготавливать поделку: «Декоративная открытка» (плоскостная аппликация из бумаги с применением техники вырезания иглой из бумаги. Выполнение коллективной работы «Лоскутное одеяло-панно» (плоскостная аппликация из бумаги) | Учебник с. 36-39, рабочая тетрадь с. 16 | |||||
9 | Удивительные приборы
| 1 | Комбини рованный | Знать измерительные приборы и их историю (часы, термометр и пр.), свойства гофрированного картона, технику безопасности при работе с канцелярскими кнопкам, шилом и иглой. Уметь различать виды часов, термометров, ростомеров и сантиметровых лент; действовать в соответствии с заданной последователь ностью при конструировании макета часов с движущимися деталями, конструировать макет термометра с нитяной подвижной частью. | Осуществлять контроль за ходом и результатом деятельности; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения | Формировать познаватель ный интерес к ручному труду | Индиви-дуальная работа | Текущий. | Изготавливать поделку: «Разноцветные часы» (макет часов из цветного гофрирован ного картона). Веселый термометр (макет термометра из цветного картона). | Учебник с. 40-45, рабочая тетрадь с. 16 - 17 | |||||
10 | Твои творческие достижения
| Урок обобщения | Иметь представление о единицах измерения расстояний и о приспособлениях для измерения расстояний. Уметь изготавливать поделки в парах: «Ростомер «Я расту» (плоскостная поделка из обойной бумаги), использовать изученные технологии для закрепления деталей клеем и декорирования изделии, изготавливать плоскостную поделку из обойной бумаги с использованием изученных технологий; сравнивать сантиметровую ленту и линейку и их применять | Продумывать план действий при работе в паре, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. Решать творческую задачу: изготавливать плоскостную поделку из обойной по образцу; использовать изученные технологии для закрепления деталей клеем и декорированием изделия. | Развивать доброжелатель ность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, внимательно относиться к людям | Фронтальная, работа в паре | Текущий Взаимоп роверка | Изготавливать поделки в парах: «Ростомер «Я расту» (плоскостная поделка из обойной бумаги). | Учебник с. 46-49, рабочая тетрадь с. 31 - 33 | ||||||
Студия вдохновения – 8ч | |||||||||||||||
11 | Древо жизни
| Комбини рованный | Знать правила сбора и хранения природных материалов, историю распространения и использования пряностей и специй, информацию о Красной книге, понятие о родословной человека, генеалогии и генеалогическом древе, свойства засушенных листьев растений. Уметь осознавать себя как часть семьи, представлять модели семьи. | Осуществлять контроль за ходом и результатом деятельности; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения | Формировать познавательный интерес к ручному труду | Фронтальная, коллективнаяработа | Текущий Взаимоп роверка | Выполнять коллективную работу «Древо класса» (плоскостная поделка из засушенных листьев). | Учебник с. 50-57, рабочая тетрадь с.18 | ||||||
12 | Макаронная симфония
| Комбини рованный | Знать историю возникновения макаронных изделий, технику работы с макаронными изделиями, с семенами растений, многообразие форм макаронных изделий, особенности аппликаций из макаронных изделий на бархатной бумаге. Уметь анализировать образцы аппликаций из макаронных изделий на бархатной бумаге; подготавливать спагетти для имитации соломки (разламывание по размеру), работать с готовыми объемными формами; поддерживать направления наклеивания (как при штриховке). окрашивать готовые работы или детали композиции. | Осуществлять контроль за ходом и результатом деятельности; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения | Формировать познавательный интерес к ручному труду | Фронтально-индивидуаль ная работа | Текущий Самопро верка | Самостоятельно украшать рамки для фотографий, заколки с помощью окрашенных макаронных изделий | Учебник с. 58-61, рабочая тетрадь с.18 | ||||||
13 | Праздничное вдохновение
| 1 | Комбини рованный | Знать женские профессии, историю Всемирного Дня матери; историю возникновения мыла, многообразие мыла, чистящих и моющих веществ; новый материал – мыльную стружку; свойства пластичного материала – влажной мыльной стружки; знать историю пряностей и ароматических веществ, их использования и производства. Уметь работать с мыльным тестом. изготавливать мыльную стружку, работать с теркой с учетом техники безопасности; работать с новым материалом для лепки – влажной мыльной стружкой и изготавливать сувенирное мыло | Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и организационных задач; объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе; продумывать и планировать этапы работы, оценивать свою работу; выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда
.
| Использовать речевые средства для решения различных коммуникатив ных и познавательных задач | Индивидуаль-ная работа | Текущий Само-контроль | Поделка «Душистое мыло» (объемная поделка из мыльной стружки). | Учебник с 62-63 рабочая тетрадь с. 19 | |||||
14 | Удивительные половинки | 1 | Комбини рованный
| Иметь представление о симметрии как о свойстве окружающего мира. Знать: различные виды симметрии (в природе и творениях человека) - основные приемы обработки бумаги, - приемы создания композиций на плоскости, правила безопасной работы с клеем, приемы работы с бумагой и клеем.. Уметь создавать изделия по собственному замыслу, соблюдая приемы безопасного и рационального труда; находить ось симметрии; использовать свойства симметрии для вырезания бумажных заготовок для поделок | Понимать цель выполняемых действий, конструировать изделия из бумаги; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу изделия, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре | Использовать речевые средства для решения различных коммуникатив ных и познавательных задач | Парная работа | Текущий Самоконтроль | Изготовление поделок: «Зеленый луг» (поделка из бумаги), «Бумажная ферма» (объемная поделка из бумаги). | Учебник с. 64-67, рабочая тетрадь с. 19 | |||||
15 | Бумажная бахрома
| 1 | Комбини рованный | Знать историю украшения бытовых предметов, изделий из ткани декоративной бахромой; технологию нарезания бумаги узкими полосами – нарезание «лапшой» по наметке и без. Уметь сравнивать декоративные свойства бумаги, нарезанные узкими и широкими полосами; размечать полосы по шаблону-линейке, по клеткам тетрадного листа, карандашом; нарезать без наметки, по наметке, экспресс-методом (несколько полос сразу – слоями); изготавливать заготовки для поделки с нарезанием по краю на глаз, без наметки; объемные поделки из бумаги на основе древесной ветви | Понимать цель выполняемых действий, конструировать изделия из бумаги; продумывать и планировать этапы работы, оценивать свою работу; выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда
| Формировать познавательный интерес к ручному труду | Индивидуаль-ная работа | Текущий Само-контроль | Изготовление поделок: «Еловая веточка» (объемная поделка из бумаги с применением технологии нарезания «лапшой»). | Учебник с. 68-69, рабочая тетрадь с. 20 | |||||
16 | Бумажные завитки
| 1 | Комбини рованный
| Знать традиции отмечания новогодних праздников с древних времен и до наших дней. историю новогодних игрушек; традиции изготовления елочных украшений технологию подготовки яичной скорлупы для изготовления самодельных игрушек; свойства ровной и завитой бумаги; технологию завивания бумаги при помощи ножниц. Уметь сравнивать декоративные особенности ровного и завитого серпантина; подготавливать яйцо к работе; распрямлять бумажный завиток при помощи ножниц; изготавливать объемную поделку из яичной скорлупы с использованием конфетти и завитых полос бумаги | Понимать цель выполняемых действий, конструировать изделия из бумаги; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу изделия, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре | Использовать речевые средства для решения различных коммуникатив ных и познавательных задач. | Парная работа | Текущий Взаимо контроль | Изготовление поделок: «Золотая рыбка» (объемная поделка на основе яичной скорлупы и завитой бумаги). | Учебник с. 70-73 | |||||
17 | Бумажные завитки
| 1 | Комбини рованный
| Знать традиции отмечания новогодних праздников с древних времен и до наших дней. историю новогодних игрушек; традиции изготовления елочных украшений технологию подготовки яичной скорлупы для изготовления самодельных игрушек; свойства ровной и завитой бумаги; технологию завивания бумаги при помощи ножниц. Уметь сравнивать декоративные особенности ровного и завитого серпантина; подготавливать яйцо к работе; распрямлять бумажный завиток при помощи ножниц; изготавливать объемную поделку из яичной скорлупы с использованием конфетти и завитых полос бумаги | Понимать цель выполняемых действий, конструировать изделия из бумаги; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу изделия, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре | Использовать речевые средства для решения различных коммуникатив ных и познавательных задач. | Парная работа | Текущий Взаимо контроль | Изготовление поделок: «Золотая рыбка» (объемная поделка на основе яичной скорлупы и завитой бумаги). | Учебник с. 70-73 | |||||
18 | Твои творческие достижения
| 1 | Урок - обобщения | Иметь представление о материалах для изготовления первых елочных игрушек на Руси. Знать: Уметь самостоятельно конструировать по схеме объемную поделку из бумаги на основе елочного шарика или яичной скорлупы; использовать изученные технологии для закрепления деталей на выпуклой поверхности и декорирование изделий; изготавливать объемную поделку из бумаги на основе картонного цилиндра из заготовки-развертки с использованием техники завивания «лапшой» | Понимать цель выполняемых действий, конструировать изделия из бумаги; продумывать и планировать этапы работы, оценивать свою работу; выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда
| Развивать доброжелатель ность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, внимательно относиться к людям | Индивидуаль- ная работа | Текущий | Изготовление поделок: «Птичка-невеличка» (поделка из бумаги на основе елочного шарика или яичной скорлупы), «Дед Мороз и Снегурочка» (поделки из бумаги на основе цилиндра | Учебник с. 74-77 | |||||
Конструкторское бюро - 9 ч | |||||||||||||||
19 | Иголка-белошвейка
| 1 | Комбини рованный | Знать историю ткачества, в том числе на Руси, материалы для ткачества, виды тканей, применение различных переплетений, правила работы и техники безопасности при обращении с иглой; новые приемы работы с иглой на ткани: наметка линии шва путем удаления одной нити из ткани, применения шва «вперед-иголку» на ткани; технологию получения бахромы по краю изделия из нитей основы ткани (путем убирания лишних нитей). Иметь представление об истории профессии портного и о ремонте одежды, представления о простых и особых переплетениях, об истории вышивки и ее применении в современном мире. Уметь удерживать ткань во время шитья (растягивая между пальцами), закреплять нить с обратной стороны, отмеривать и отрезать ткань по заданным размерам, вышивать на ткани полотняного плетения швом «Вперед-иголку» | Отбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
| Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | Индивидуаль- ная работа | Текущий Взаимоп роверка | Вышивать на ткани полотняного плетения швом «Вперед-иголку» | Учебник с.80 – 85, рабочая тетрадь с. 21 | |||||
20 | Иголка-белошвейка
| 1 | Комбини рованный | Знать правила работы и техники безопасности при обращении с иглой; новые приемы работы с иглой на ткани: наметка линии шва путем удаления одной нити из ткани, применения шва «вперед-иголку» на ткани; технологию получения бахромы по краю изделия из нитей основы ткани (путем убирания лишних нитей). Иметь представление об истории профессии портного и о ремонте одежды, представления о простых и особых переплетениях, об истории вышивки и ее применении в современном мире. Уметь удерживать ткань во время шитья (растягивая между пальцами), закреплять нить с обратной стороны, отмеривать и отрезать ткань по заданным размерам, вышивать на ткани полотняного плетения швом «Вперед-иголку» раскрой ткани. | Отбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать результат | Формировать познавательный интерес к ручному труду | Индивидуаль- ная работа | Текущий | Поделка «Шарфик для игрушки» (вышивка на ткани). | Учебник с. 86-87, | |||||
21 | Мастерская игрушек
| Комбини рованный | Знать историю самодельных и фабричных игрушки, правила работы и техники безопасности при обращении с шилом. Уметь вышивать на картонной основе, работать с шилом, кроить ткань по шаблону, пришивать пуговиц на ткань, изготавливать объемную заготовку из ткани. | Понимать цель выполняемых действий, конструировать изделия из бумаги; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу изделия, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре | Использовать речевые средства для решения различных коммуникатив ных и познавательных задач. | Парная работа | Текущий Взаимо контроль | Поделка «Паучок на паутине» (объемная игрушка из ткани, вышивка на картонной основе). | Учебник с.80– 91, рабочая тетрадь с. 21 | ||||||
22 | Портновский переулок
| 1 | Комбини рованный | Иметь представления о машинных и ручных швах, разделении технологических операций при производстве изделий из ткани. Знать различные виды швов (машинные и ручные); новый вид шва – «Обметочный соединительный шов через край»; технологию временного скрепления ткани канцелярскими скрепками. Уметь работа с шилом; вшивать петельки между слоями ткани; делать поделку из бумаги с вышивкой | Отбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать результат | Уважительно относится к творчеству как своему, так и других людей | Индивидуаль- ная работа | Текущий Взаимоп роверка | Поделка «Мышка-сердечко» (поделка из бумаги с вышивкой) | Учебник с. 92-95 | |||||
23 | Портновский переулок
| 1 | Комбини рованный | Знать различные виды швов (машинные и ручные); новый вид шва – «Обметочный соединительный шов через край»; технологию временного скрепления ткани канцелярскими скрепками. Уметь работа с шилом; вшивать петельки между слоями ткани; делать поделку из бумаги с вышивкой | Понимать важность планирования работы. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда | Формировать познавательный интерес к ручному труду | Индивидуаль- ная работа | Текущий | Поделка «Прихватка для мамы» (поделка из ткани). | Учебник с. 92-95 | |||||
24 | Деловая бумага | 1 | Комбини рованный | Знать историю праздника Дня Защитника Отечества и его значении для военных и гражданских мужчин; мужские профессии; профессии членов семьи-мужчин; свойства самоклеющейся бумаги; свойства самоклеющейся бумаги. Уметь работать с двухслойной самоклеющейся бумагой; поделки из бумаги в технике оригами; оформлять плакат с помощью двухслойной самоклеющейся бумаги; самостоятельно продумывать и декорировать работу. | Понимать цель выполняемых действий, конструировать изделия из бумаги; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу изделия, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре | Использовать речевые средства для решения различных коммуникатив ных и познавательных задач. | Парная работа | Текущий Взаимо контроль | Изготовление поделок: «Подарок папе» (поделка из бумаги в технике оригами), «Визитница-кармашек» (поделка из бумаги в технике оригами), «Клейкая бумага» (плоскостная аппликация). | Учебник с. 96– 99, рабочая тетрадь с. 22 | |||||
25 | Бумажная оранжерея
| 1 | Комбини рованный | Знать свойства гофрированной бумагой. Уметь сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки, характеризовать основные требования к изделию, применять свойства гофрированной бумаги для создания объемных элементов из бумаги, делать объемную поделку из гофрированной бумаги | Отбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать результат | Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей | Индивидуаль- ная работа | Текущий Взаимоп роверка | Изготовление поделок: «Роза» (объемная поделка из гофрированной бумаги). | Учебник с. 100-101, рабочая тетрадь с. 22, 23 | |||||
26 | Серебряное царство
| 1 | Комбини рованный | Знать свойства фольги, технологию изготовления и применения фольги. Уметь сравнивать свойства фольги с бумаги; использовать свойства фольги для конструирования и декорирования; оборачивать мелкие предметы фольгой, лепить из фольги двумя способами, изготавливать скульптуры из фольги. | Различать виды материалов, использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей
| Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Индивиуаль- ная работа | Текущий Взаимоп роверка | Изготовление поделок: серебряные предметы (оборачивание фольгой) Лебединое озеро (Скульптура из фольги) | Учебник с. 102-107, рабочая тетрадь с. 23 | |||||
27 | Твои творческие достижения
|
| Урок - обобщения | Знать историю ювелирного дела и ювелирных украшений; индивидуальное и промышленное производство украшений. Уметь отбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи; создавать поделки в технике оригами в сочетании с изученными техниками, создавать поделки-украшения, используя все изученные навыки воздействия на фольгу, создавать украшения из фольги различными способами, создавать украшения из бумаги в технике оригами
| Понимать цель выполняемых действий, конструировать изделия из бумаги; продумывать и планировать этапы работы, оценивать свою работу; выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда
| Развивать доброжелатель ность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, внимательно относиться к людям | Индивидуаль- ная работа | Текущий | Изготовление поделок: Брошь «Звезда» (поделка из бумаги в технике оригами), Соревнование по рядам «Ювелирный салон» (поделки из фольги - лепка из фольги). | Учебник с. 108-109, рабочая тетрадь с. 24 | |||||
Поделочный ералаш - 7 ч | |||||||||||||||
28 | Книжная фабрика
| 1 | Комбини рованный | Знать историю возникновения книг и книгопечатания; современное книгопроизводство Уметь различать компоненты книги; изготавливать сшивную книжку и книжный переплет; ремонтировать книги при помощи прозрачного скотча; изготавливать закладки для книг из цветного картона; оклеивать цветной картон с двух сторон прозрачным скотчем («ламинирование») Книжный переплет (макет фабричной книги). | Отбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи. Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать результат. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата | Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей | Индивидуаль- ная работа | Текущий Взаимоп роверка | Изготовление поделок: «Книжка-малышка» (макет сшивной книги). | Учебник с. 112-118 | |||||
29 | Книжная фабрика
| 1 | Комбини рованный | Знать историю возникновения книг и книгопечатания; современное книгопроизвод ство. Уметь изготавливать закладки для книг разными способами. | Свободно ориентироваться в книге; осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата | Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий Взаимоп роверка | Изготавливать закладку для порядка (поделка из цветного картона) | Учебник с.120-121 | |||||
30 | Помощники человека
| Знать роль бытовых приборов, машин и механизмов в жизни человека; правила пользования бытовыми приборами; сферу применения и назначения машин. Уметь ориентироваться в мире бытовых приборов; самостоятельно формулировать правила техники безопасности при обращении с бытовыми приборами; обсуждать принципы действия машин и механизмов. | Включаться в самостоятельную практическую деятельность; группировать профессии людей по материалам; свободно ориентироваться в книге | Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий | Проращивать семена растений | Учебник с.122-127, рабочая тетрадь с. 24 - 26 | |||||||
31 | Помощники человека
| 1 | Комбини рованный | Знать пользу и предназначение диких и домашних животных; роль растений в жизни человека; виды сельскохозяйственных растений. Уметь осознавать разницу между ролью домашних животных в прошлом и в наши дни; ухаживать за домашними питомцами, растениями; проращивать семена растений. | Понимать важность планирования работы. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда | Формировать познавательный интерес | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий Взаи-мопро-верка, самоконт-роль | Изготовление поделок: Весенний огород (поделка на основе яичной скорлупы). | Учебник с. 128-129, рабочая тетрадь с. 28 - 29 | |||||
32 | Крылатые вестники
| Знать историю голубиной почты, сведения о голубиной почте времен ВОВ. Уметь осознавать важность героического прошлого наших предков; выполнять поделку в технике оригами: письмо-благодарность ветеранам, поздравление с Днем Победы. | Понимать цель выполняемых действий, важность планирования работы; анализировать образец; выражать собственное эмоциональное отношение к изделию | Уважительное отношение к ветеранам ВОВ. Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей | Поделка: Почтовый голубь (поделка из бумаги в технике оригами) | Учебник с. 130-131, рабочая тетрадь с. 29 | |||||||||
33 | Проволочная фантазия
| 1 | Комбини рованный | Знать производство и сферу применения проволоки. Уметь сравнивать свойства материалов для творчества – проволоки, фольги в виде жгута и шерстяной нити; моделировать из проволоки. | Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и организационных задач; осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда | Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию | Фронтально-индивидуаль ная работа. | Текущий, самоконт-роль | Изготовление поделок: декоративные жгуты (поделка из проволоки). Буквы из проволоки. Выполнение коллективной работы: Веселые лозунги. | Учебник с. 132-133, рабочая тетрадь с. 30 | |||||
34 | Твои творческие достижения. Итоговая творческая работа | 1 | Урок -отчет | Уметь использовать изученные свойства проволоки для декорирования предметов и создания поделок; моделировать из проволоки; самостоятельно изготавливать поделки из проволоки | Понимать цель выполняемых действий, важность планирования работы; самоконтроль и оценка своей работы (соответствие задуманного реальному воплощению идеи) | Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения | Индивидуаль ная, парная работа. | Текущий | Изготовление поделок: оплетенный карандаш (поделка из проволоки на основе пишущего карандаша). Проволочный человечек (Каркасная модель из проволоки) | Учебник с. 134-137, рабочая тетрадь с. 34-35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 2 класса по УМК Планета знаний.
Рабочая программа по русскому языку, литературному чтению, математике. окружающему миру....
Рабочая программа для 3 класса по УМК "Планета знаний"
Рабочая программа по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ИЗО влючает в себя пояснительную записку, учебно - тематическое планирование, содержание программы, планируемые...
Рабочие программы 3-4 класс английский язык "Планета знаний" c УУД
Рабочая прогрмма на 2015-2016 учебный год по Планете знаний с УУД 3-4 класс....
Рабочая программа для 1 класса по УМК "Планета знаний".
Рабочая программа содержит пояснительную записку по всем предметам (литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, музыка), календарно-тематическ...
Рабочая программа для 2 класса по УМК "Планета знаний"
Рабочая программа содержить пояснительную записку по всем предметам (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство) и календарно-тематическое пла...
Рабочие программы 1-4 класс по ФГОС УМК "Школа России" с тематическим планированием 1 класс УМК "ШКОЛА РОССИИ"
Рабочие программы 1-4 класс УМК"Школа России"...
Рабочая программа для 3 класса по УМК "Планета знаний".
Рабочая программа содержит пояснительную записку по всем предметам (русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству) и календарно-тематическо...