Тематическое планирование по технологии в 4 классе
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по технологии и на основе авторской программы Т.М. Рагозиной, И.Б. Мыловой (УМК «Перспективная начальная школа») с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
В соответствии с концептуальным положением системы программа по технологии учитывает опыт ребёнка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой инфроструктурой, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом, с удалённостью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приёмов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся не только городских, но и сельских школ.
Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром , осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.
Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.
Программа по технологии в соответствии с требованиями стандартов предусматривает решение следующих задач:
- развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;
- освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; – овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;
- развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
- Простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки;
- Анализ конструкций, их свойств, условий и приёмов их создания;
- Моделирование, конструирование из различных материалов;
- Решение доступных конструктивно-технологических задач, простейшее проектирование, практика работы на компьютере.
В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерная особенность учебного предмета в связи с внедрением в учебно-образовательный процесс требований Федерального стандарта второго поколения – практико-ориентированная направленность предлагаемого содержания, сформированность элементарных общетрудовых навыков, овладение универсальными учебными действиями; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора.
С третьего класса в программу включён раздел «Практика работы на компьютере». Он предусматривает первичное использование информационных технологий.
Основные содержательные линии
С учетом специфики данного учебного предмета программный материал каждого года обучения представлен следующими разделами: «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда», «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты», «Конструирование и моделирование», «Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)».
Первый раздел — «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда» — состоит из четырех структурных единиц: «Трудовая деятельность в жизни человека», «Содержание труда людей ближайшего окружения», «Процесс труда», «Первоначальные умения проектной деятельности». В них на основе знакомства с особенностями труда, быта, ремесел родного края раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды, формируются первоначальные представления о мире профессий, эстетическая культура; содержится информация о ручном, механизированном и автоматизированном труде; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников и роли в ней учителя; дается общее представление о проектной деятельности.
Освоение учащимися проектной деятельности по предметной области «Технология» следует начинать со второго класса. Особенность ее содержания состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят близкие и важные для ребенка цели (изготовление моделей для уроков по окружающему миру, математики, для внеурочной игровой деятельности и т. п). Организуя проектную деятельность, важно активизировать детей на самостоятельное обоснование проекта, выбор конструкции и ее улучшение, отбор материалов и экономное их расходование, продумывание последовательности проведения работ.
Второй раздел — «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» — состоит из следующих структурных единиц: «Природные материалы», «Искусственные материалы», «Полуфабрикаты», «Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач». Распределение материалов по классам осуществляется на основе принципа доступности с постепенным увеличением степени технологической сложности изготавливаемых изделий, учитывая при этом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
Структурные единицы содержат информацию по применению материалов, наблюдения и опытное исследование некоторых их свойств как отдельно, так и в сравнении друг с другом, краткую характеристику технологических операций, описание практических работ, перечень объектов труда и творческие задания. В этом разделе учащиеся знакомятся информацией, необходимой для решения технических, технологических и практических задач, что обеспечивает самостоятельную деятельность детей при конструировании изделий из различных материалов.
Учитель вправе с учетом региональных особенностей, национальных традиций, возможностей школы вносить коррективы в перечень практических работ и объектов труда. На изготовление рекомендуемых изделий может быть затрачено от одного до четырех уроков.
Третий раздел – «Конструирование и моделирование» - представлен следующими структурными единицами: «Конструирование. Сборка моделей из деталей конструктора», «Использование измерений для конструирования и решения практических задач», «Моделирование пособий для различных уроков».
В них на основе происходит знакомство с понятиями «конструкция изделие», «модель»; формируются первоначальные представления о видах конструкций и различных способах их сборки. В разделе «Конструирование и моделирование» представлены конструкции изделий (пособий), выполнение которых необходимо для других предметных областей. Естественным результатом изготовления этих пособий является проверка их в действии на других уроках (функциональной составляющей изделия).
Четвертый раздел – «Практика работы на компьютере», предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников, работе с которыми целенаправленно обучаются дети, за счет включения электронных информационных источников.
Учебные материалы для четвертого класса позволяют организовывать практическую работу детей с электронным справочником для формирования первоначальных умений использовать электронные справочники и энциклопедии для поиска информации.
Программа предполагает обучение младших школьников умению организовать работу по самообразованию с использованием программных средств. В частности, дети учатся работать с тренажерами.
Особое внимание при изучении вышеуказанных разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям.
Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы с работой в малых группах и с коллективной работой, что особенно актуально для малокомплектных или разновозрастных классов сельской школы. Готовые работы желательно использовать на уроках по другим предметам, при организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений, для подарков.
Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, цель которой — формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой и других задач рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), посещать местные музеи декоративно-прикладного творчества, выставки, производственные предприятия.
Для успешной реализации программного материала следует проводить эвристические беседы в сочетании с поисковой исследовательской деятельностью детей для получения новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиске возможных и рациональных способов их обработки, правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции, конструкции.
Изучение курса «Технология» рассчитано на 135 часов и предусматривает следующее распределение часов по классам: 1 класс – 33 часа в год (1 час в неделю; 2 класс – 34 часа в год (1 час в неделю); 3 класс – 34 часа в год (1 час в неделю); 4 класс – 34 часа в год (1 час в неделю).
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Диагностические измерите-ли | Элементы дополни- тельного содержания | Дата проведе-ния | |
план. | факт. | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Ваза для осеннего букета | 1 | Комби-нированный | Овладение основными приемами обработки пластичных материалов. Овладение основными способами соединения деталей изделия | Знать: понятие «емкость»; свойства шпагата. Уметь: оформлять вазу для осеннего букета; рассматривать и сравнивать бумажный и льняной шпагаты; анализировать рисунок; оклеивать бумажным шпагатом и льняным шпагатом емкость; делать из шпагата украшения для вазы в форме улитки, листика, завитка, вилюшки, цветка |
| |||
2-3 | Аппликация из соломки | 2 | Комби-нированный | Природные материалы. Анализ по вопросам учителя образца изделия и способов соединения деталей. Создание собственной композиции. Анализ работы. Выставка лучших работ | Знать свойства соломки. Уметь: изучать по рисункам варианты наклеивания соломенных лент на кальку; выбирать для аппликации | Работа в группе | Создание композиции по собственному замыслу | ||
4 | Пластмас-сы | 1 | Комби-нированный | Многообразие материалов и область их применения. Овладение основными способами соединения деталей. Последовательность и краткая характеристика операций | Знать свойства пластмассы. Уметь: рассказывать, кто, где и как использует пластическую массу (пластик) и пенопласт; приводить примеры предметов, сделанных из пластика и пенопласта | Проверка модели | |||
5 | Подставки из пластико-вых емкостей | 1 | Комби-нированный | Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы (называние, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их свойствам | Знать свойства самоклеющейся Уметь: анализировать образцы готовых подставок; изучать этапы изготовления подставки из пластиковой бутылки по рисункам; выполнять декоративную подставку | Изготов-ление изделий по образцу | |||
6 | Ремонт книг | 1 | Комби-нированный | Овладение основными способами ремонта книг | Уметь: осматривать книги; выявлять повреждения книг; выполнять ремонт книг: подклеивать оторванный уголок, разорванную страницу, выпавший из книги лист, наращивание полей страниц у корешка; рассматривать рисунки и анализировать приемы ремонта книги | Создание декоратив-ных компо-зиций | |||
7 | Декоративные компози-ции из нитяных колец | 1 | Комби-нированный | Многообразие материалов и область их применения. Анализ образца, выбор материала с учетом поделочных свойств. Формат и размер изделия | Знать понятия «интерьер», «композиция». Уметь: работать в группе; размечать по чертежу кольца; вырезать кольцо, обматывать кольцо ниткой, располагая ее витки плотно друг к другу; закреплять нитки узелком с изнаночной стороны; соединять кольца между собой мелкими стежками; со-ставлять из колец композицию и прикреплять к рейке | ||||
8 | Металлы | 1 | Комби-нированный | Многообразие материалов и область их применения | Знать свойства проволоки и фольги. Уметь: рассказывать, кто, где и как использует проволоку и фольгу; приводить примеры предметов, сделанных из проволоки и фольги | ||||
9 | Брошь из фольги | 1 | Комби-нированный | Свойства фольги. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Соединение деталей из фольги | Знать: свойства фольги; технику тиснения. Уметь: переводить на кальку рисунок и контур изделия; вырезать шаблон; размечать по шаблону детали из картона и плотной ткани; обводить стержнем от шариковой ручки шаблоны; вырезать заготовку с припуском; на припуске вырезать зубчики; продавливать карандашом через кальку контур рисунка; накладывать картонную деталь на фольгу и закреплять ее зубчиками, сверху – деталь из ткани | Изготов-ление изделий по образцу | |||
10 | Брелок из проволоки | 1 | Комби-нированный | Изготовление объемных изделий из проволоки по образцам, рисункам, эскизам, чертежам. Овладение основными способами соединения деталей изделия | Уметь: из тонкой проволоки в пластиковой изоляции плести брелок для ключей; выполнять работу под руководством учителя; закреплять концы проволоки | ||||
11 | Новогодние фонарики | 1 | Комби-нированный | Создание изделий по собственному замыслу. Анализ работы. Выставка лучших работ | Уметь: выполнять детали по шаблону; оформлять развертки аппли-кацией | Работа в группе | Проверка модели | ||
12 | Новогодние фонарики | 1 | Комби-нированный | Виды бумаги и ее назначение. Сравнение свойств разных видов бумаги. Использование бумаги человеком. Разметка деталей с применением разметочных инструментов. Декоративное оформление и отделка изделий | Уметь: рассматривать готовые варианты игрушек; размечать детали по чертежу; вырезать детали; выполнять сборку изделия | Работа в группе | |||
13 | Контроль-ная работа по теме «Работа с бумагой. Бусы | 1 | Выполнение работ | Уметь: выполнять бусы из бумаги для новогодней елки; вырезать из бумаги одинаковые квадратики со стороной 6 см разного цвета; складывать квадратик дважды, изнаночной стороной внутрь; проглаживать фальцлинейкой линии сгиба; раскрывать заготовку за противоположные уголки; соединять противоположные уголки снизу; | Контрольная работа | ||||
14 | Работа над ошибками. Брелок из проволоки | 1 | Комби-нированный | Анализ работы. Выставка лучших работ | Уметь: из тонкой проволоки в пластиковой изоляции плести брелок для ключей; выполнять работу под руководством учителя; закреплять концы проволоки | ||||
15 | Каркасные модели из проволоки | 1 | Комби-нированный | Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам, чертежам. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Использование измерений для решения практических задач | Знать: свойства проволоки; понятие «каркас». Иметь представление о видах проволоки: алюминиевая, стальная, медная, покрытая изоляцией. Уметь: изготавливать веселых человечков из проволоки; объяснять свой выбор материалов для работы; размечать шаблон-мерку из картона; делать заготовку из проволоки; анализировать чертеж развертки шаблона-мерки; отмерять по шаблону-мерке | Работа в парах | Проверка модели в действии | ||
16 | Каркасные модели из проволоки | 1 | Комби-нированный | Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное размещение материалов и инструментов. Анализ работы. Выставка лучших работ | Уметь изготавливать веселых человечков из проволоки; соединять детали изделия | Проверка модели в действии | |||
17 | Кукла Анишит-Йокоповны | 1 | Комби-нированный | Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Использование измерений для решения практических задач. Овладение основными приемами обработки текстильных материалов | Знать: правила работы с текстильными материалами; технику выполнения швов «строчка», «роспись», «потайной»; свойства трикотажа. Уметь: изготавливать куклу для уроков литературного чтения; выбирать материал для изготовления куклы (детали головы, кистей рук – из трикотажа, платье – из плотной ткани с неосыпающимися краями); анализировать выкройку куклы; переводить выкройку на кальку; раскраивать детали из ткани, вырезать детали и стачивать их; выполнять соединение деталей швом «строчка» и «роспись» | Изготов-ление изделий по образцу | |||
18 | Кукла Анишит-Йокоповны | 1 | Комбинированный | Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Выставка лучших работ | Знать: технику выполнения швов «роспись», «потайной»; свойства трикотажа. Уметь: изготавливать куклу для уроков литературного чтения; оформлять лицо куклы; голову и туловище соединять потайным швом | ||||
19 | Лепка декоративного рельефа | 1 | Комби-нированный | Овладение основными приемами обработки пластичных материалов. Овладение основными способами соединения деталей изделия | Знать: свойства глины, соленого теста; понятие «рельеф». Уметь: выполнять декоративный рельеф из пластической массы соленого теста или глины; выбирать вариант рельефа; делать из шара овальную тонкую пластину; вырезать овал; выполнять работу по плану; сушить готовое изделие | Проверка модели | |||
20 | Футляр | 1 | Комби-нированный | Свойства текстильных материалов. Коллективное обсуждение пространственных отношений между деталями изделия и последовательности изготовления изделия по плану | Знать свойства текстильных материалов. Уметь: выполнять выкройку изделия по чертежу; из плотной ткани раскраивать основу футляра по выкройке; складывать пополам вырезанную деталь; соединять боковые стороны и сшивать их швом «строчка» по линии наметки; край обметывать петельным швом; пришивать тесьму к верхней части изделия с изнаночной стороны потайным швом; пришивать тесьму потайным швом к лицевой стороне; выполнять декоративное оформление футляра | Изготов-ление изделий по образцу | |||
21 | Оформление изделий вышивкой простым крестом | 1 | Комби-нированный | Нитки и их назначение. Сравнение ниток по цвету, прочности, мягкости, толщине. Инструменты и приспособления при работе | Иметь представление о видах переплетения нитей в тканях. Уметь: определять переплетение канвы; называть вид переплетения нитей | Изготов-ление изделий по образцу | |||
22 | Оформле-ние изделий вышивкой простым крестом | 1 | Комби-нированный | Рукотворный мир как результат труда человека. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Анализ работы. Вы-ставка лучших работ | на лоскутке канвы; выбирать для вышивки нитки мулине; закреплять нитки на ткани петелькой; вышивать рисунок; по краю готового изделия выполнять бахрому | ||||
23 | Нитяная графика | 1 | Комби-нированный | Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по схемам, эскизам, чертежам. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Использование измерений для решения практических задач | Уметь: изготавливать изделие в технике нитяной графики; изготавливать фоновую основу из цветного картона прямоугольной формы со сторонами 11 и 14 см; рисовать на изнаночной стороне основы цветочную композицию; делать проколы шилом; пронумеровать проколы на изнаночной стороне; выполнять работу четко под руководством учителя; анализировать схему натяжения нитей; выполнять крепеж из ниток и приклеивать к обратной стороне фоновой основы | Нитяная графика на картонной основе | |||
24 | Нитяная графика | 1 | Комби-нированный | Анализ работы. Выставка лучших работ |
| Нитяная графика на картонной основе | |||
25 | Сборка моделей транспортирующих устройств | 1 | Комби-нированный | Сборка моделей и макетов несложных объектов из деталей конструктора по образцу, рисунку, схеме | Знать: виды ременных передач; правила работы с конструктором; приемы работы с деталями металлического конструктора; названия деталей конструктора (планки, пластины, скоба, уголки, диск, колесо, втулки, оси, гайка, шайба, винты). Уметь: собирать модели транспортирующих машин и устройств, в которых должна быть ременная передача; анализировать и сравнивать виды ременных передач; собирать одну из моделей ременных передач из конструктора | Работа в группе | Проверка модели | ||
26 | Лепим | 1 | Комби-нированный | Свойства глины. Декоративное оформление и отделка изделий из пластичных материалов. Создание изделий по собственному замыслу. Основные виды со-единений деталей изделия из пластичных материалов | Знать свойства пластилина. Уметь: лепить фигурки из глины для школьной выставки; выбирать готовый вариант фигурки животного; выполнять заготовку яйцевидной формы; работать стекой; выравнивать пальцами края заготовки и поверхность; высушивать и раскрашивать изделие | Работа по образцу | |||
27 | Лепим | 1 | Комби-нированный | Анализ работы. Выставка лучших работ | Уметь: лепить из двух разных по размеру и одинаковых по форме заготовок фигурку девочки или мальчика; анализировать прием изготовления прически из пластилина | ||||
28 | Проект коллектив-ного создания фрагмента «Бородин-ское сражение» | 1 | Комби-нированный | Основные элементы изделия. Сбор анализа информации о создава-емом изделии. Поиск и построение плана деятельности под руковод-ством учителя. Коллективный выбор лучшего варианта | Знать, что размеры панорамы должны соответствовать размерам фигурок солдат. Иметь представление о значении Бородинской битвы. Уметь: анализировать фрагмент панорамы Бородинского сражения из учебника «Окружающий мир»; выбирать форму для основы из бумаги или картона; увеличивать шаблоны фигурок солдат; раскрашивать обмундирование солдат, используя рисунки в учебнике «Окружающий мир»; распределять работу в группе | Работа в группе | |||
29 | Проект коллективного создания фрагмента «Бородин-ское сражение» | 1 | Комби-нированный | Овладение основными способами соединения деталей изделия из бумаги и картона. Последовательность и краткая характеристика операций | Тестирование | ||||
30 | Электронный текст. Технические устрой-ства | 1 | Комби-нированный | Назначение основных устройств для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и под-ключаемых к нему устройств. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере. Бережное отношение к техническим устройствам | Знать: понятия «информация», «электронный текст»; что электронный вариант текста вводят в компьютер, используя клавиатуру, сохраняют его на носителе информации; правила орфографии и синтаксиса. Уметь: создавать электронный текст с помощью компьютера; сравнивать письменный и электронный тексты; называть технические устройства для работы с текстом; рассказывать, как подключить к компьютеру принтер | ||||
31 | Компьютерные про-граммы для работы с текстом. Ввод текста с клави-атуры | 1 | Комби-нированный | Назначение основных устройств для ввода, вывода, обработки информации. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере. Бережное отношение | Знать, что есть разные компьютерные программы для работы с электронными текстами: текстовые редакторы, программы-переводчики, программы распознавания текста; понятия «редактировать», «форматировать». Уметь: называть компьютерные про-граммы (графические редакторы, про-граммы-тренажеры); вводить текст в компьютер с помощью клавиатуры; использовать специальные клавиши в электронном тексте | Простей-шие приемы поиска информа-ции | |||
32 | Текстовой редактор | 1 | Комби-нированный | Вывод текста на принтер. Бережное отношение к техническим устройствам | Знать: назначение главного меню и инструментальной компьютерной программы; понятия «главное меню текстового редактора», «инструменты текстового редактора», «рабочая область для создании и редактирования текста». Уметь: рассматривать изображение главного окна одного из текстовых редакторов; анализировать действия при работе с электронным текстом («Создать», «Открыть», «Сохранить», «Печать») | Простей-шие приемы поиска информа-ции | |||
33 | Контроль-ная работа по теме: «Работаем | 1 | Комби-нированный | Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере. Бережное отношение к техническим устрой-ствам. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Включение и вы-ключение компьютера и подключаемых к нему устройств | Уметь: работать с электронным оглавлением справочника; с помощью электронной энциклопедии получать информацию о бытовом приборе по алгоритму; открывать алфавитный указатель, используя пункт главного меню электронной энциклопедии; отвечать на вопросы, используя электронную энциклопедию; открывать текстовый редактор и работать в нем; оформлять электронный текст рисунком из электронной энциклопедии; сохранять результат своей работы | Тести-рование по теме: «Работа-ем с электронной энциклопедией» | Создание небольшо-го текста по интересной детям тематике с использованием изображе-ний на экране компьюте-ра | ||
34 | Работа над ошибками. Редактирование текста. Форматирование текста | 1 | Комби-нированный | Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление | Знать, как использовать компьютерную мышь для редактирования текста. Уметь: называть приемы редактирования текста (вставить, удалить, заменить букву); называть инструменты для форматирования текста (изменение вида и размера шрифта, изменение цвета шрифта, написание части текста полужирным шрифтом, написание части текста курсивом, подчеркивание части текста, расположение текста или части текста ровно у левого (правого) края страницы, расположение текста или части текста в центре страницы) | Носители информа-ции |
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы по курсу «Технология» И. Б. Мыловой, утверждённой Минобрнауки РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.
Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические пособия:
1. Рагозина, Т. М. Технология : 4 класс : учебник / Т. М. Рагозина, А. А. Гринева, И. Б. Мылова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
2. Рагозина, Т. М. Технология : 4 класс : метод. пособие / Т. М. Рагозина, И. Б. Мылова. – М. : Академкнига/Учебник, 2008.
Программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и рекомендаций для разработчиков авторских программ в контексте учебного комплекта «Перспективная начальная школа» и полностью соответствует основной концепции данного проекта, заключающейся в организации развивающего учебно-воспитательного процесса в условиях педагогической поддержки индивидуальности ребенка.
Деятельностный подход к процессу обучения данного учебного курса обеспечивает формирование у школьников представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, а также формирует у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из природных, искусственных и синтетических материалов, деталей конструктора, полуфабрикатов, овладения первоначальными умениями проектной деятельности. В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
• практико-ориентированная направленность содержания обучения;
• применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и тематических пересечений с образовательными предметами (окружающий мир, математика, литературное чтение, изобразительное искусство и др.), для решения технических и технологических задач;
• применение полученного опыта практической деятельности выполнения домашних трудовых обязанностей независимо от технологической направленности обучения; программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых навыков, овладение соответствующими умениями и способами деятельности, приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора; в программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.
С учетом специфики данного учебного предмета программный материал представлен разделами, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности»), «Домашний труд», «Практика работы на компьютере».
Раздел «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности» состоит из четырех структурных единиц: «Трудовая деятельность в жизни человека», «Содержание труда людей ближайшего окружения», «Процесс труда», «Первоначальные умения проектной деятельности». В них раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды, формируются первоначальные представления о мире профессий, эстетическая культура на основе знакомства с особенностями труда, быта, ремесел родного края; содержится информация о ручном, механизированном и автоматизированном труде; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников и роли в ней учителя; дается общее представление о проектной деятельности. Содержание данного раздела целесообразно изучать в ходе освоения содержания других разделов программы.
Раздел «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» состоит из структурных единиц: «Многообразие материалов и область их применения», «Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач», «Использование измерений для решения практических задач», «Изготовление изделий из бумаги и картона», «Изготовление изделий из природных материалов», «Изготовление изделий из пластичных материалов», «Изготовление изделий из текстильных материалов», «Изготовление изделий из проволоки и фольги», «Изготовление изделий из полуфабрикатов», «Сборка моделей и макетов из деталей конструктора».
Круг изучаемых дидактических единиц по годам обучения разный.
Раздел «Домашний труд» включает ряд важных аспектов для жизни и развития ребенка: правила ухода за одеждой и обувью, мелкий ремонт одежды и ее декоративное оформление, ремонт книг из домашней библиотеки, декоративное оформление предметов быта и жилища с использованием разных материалов и технологических операций. Предложенные материалы можно комбинировать между собой либо дополнять другими материалами, доступными для обработки младшими школьниками. Здесь же ученики получают общее представление об устройстве современной бытовой техники, знакомятся с правилами управления и безопасными приемами труда при ее использовании. Дидактические единицы «Уход за одеждой», «Декоративное оформление предметов быта и жилища», «Современная бытовая техника» изучаются в ходе обработки конкретных материалов.
Особое внимание при изучении всех разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям, технике.
Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и с коллективной работой, что особенно актуально для малокомплектных или разновозрастных классов сельской школы. Готовые работы желательно использовать для организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, в оформлении школьных и домашних помещений.
Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, задача которой – формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой и других задач рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), посещать местные музеи декоративно-прикладного творчества, выставки и предприятия.
Для успешной реализации программного материала рекомендуется применять: эвристические беседы; поисковую исследовательскую деятельность детей с целью «открытия» новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий и определении свойств используемых материалов; поиск возможных и рациональных способов их обработки; поиск правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции или конструкции.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, он закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. Особенность содержания проектной деятельности в начальной школе состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, объединяют знакомые, легко повторяющиеся в опыте ребенка действия, ставят цели, недалеко отстоящие во времени и важные для ребенка (изготовление воздушных и плавающих моделей для игры и т. п.). Организуя проектную деятельность, важно активизировать детей на самостоятельное обоснование проекта, выбор конструкции и ее улучшение, отбор материалов и экономное их расходование, продумывание последовательности проведения работ.
Раздел «Практика работы на компьютере» предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, что позволяет расширить ряд информационных источников, работе с которыми целенаправленно учатся дети, за счет включения электронных информационных источников. Учебные материалы для 4 класса позволяют организовывать практическую работу детей с электронным справочником с целью формирования первоначальных умений использовать электронные справочники и энциклопедии для поиска информации. Программа предполагает обучение младших школьников умению организовать работу по самообразованию с использованием программных средств. Дети учатся работать с тренажерами.
Основными результатами учебного предмета являются: начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.); начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение).
Учащиеся приобретают навыки сотрудничества, формируется культура их труда.
Количество часов в год – 34.
Количество часов в неделю – 1.
Количество часов в I четверти – 9.
Количество часов во II четверти – 7.
Количество часов в III четверти – 10.
Количество часов в IV четверти – 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс "Школа России".
Ктп по технологии составлено на 1 час в неделю, всего 35 часов в год....
УУД Календарно-тематическое планирование по технологии 1 класс
ФГОС УМК " Школа России"Календарно-тематическое планирование с УУД по предмету "Технологиия"1 класс...
Тематическое планирование по технологии 4 класс
Тематическое планирование по технологии...
Календарно-тематическое планирование по технологии. 3 класс
Тематическое планирование по технологии в 3 классе...
Календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс
Календарно-тематическое планирование по технологии для 3 класса. Развивающая система Л.В. Занкова. Автор программы Т.Н. Проснякова....
Календарно- тематическое планирование уроков технологии 3 класс
Календарно- тематическое планирование уроков технологии 3 класс...
Календарно-тематическое планирование по технологии 1 класс
В 2011 году мы вступили в новый стандарт. В связи с этим возникла необходимость написания новых рабочих программ по предмету. Кому предстоит работать с 1 классом может смело брать для работы. В ...