Тема:"Предание о граде Китеж"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Цели и задачи:
- расширять представления учащихся о древнерусской литературе и ее темах,
- развивать навыки работы с летописными источниками, умение сопоставлять их с литературными версиями;
- воспитывать уважение к традициям русского народа, стремление изучать их и брать за основу формирования собственной духовности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predanie_o_grade_kitezhe.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения 3 класс
Тема:"Предание о граде Китеж"
Цели и задачи:
- расширять представления учащихся о древнерусской литературе и ее темах,
- развивать навыки работы с летописными источниками, умение сопоставлять их с литературными версиями;
- воспитывать уважение к традициям русского народа, стремление изучать их и брать за основу формирования собственной духовности.
ХОД УРОКА
1.Орг.момент.
Послушайте как звучат ваши сердца…
Я знаю, что они у вас добрые и отзывчивые и никому не причинят зла. Пожелайте всем от чистого сердца удачи, добра и успехов в учёбе.
2. Вступительное слово учителя: чтение отрывка из повести М. Горького.
«Мне нравилось бывать в церквах; стоя где-нибудь в углу, где просторнее и темней, я любил смотреть издали на иконостас – он точно плавится в огнях свеч, стекая густозолотыми ручьями на серый каменный пол амвона; тихонько шевелятся тёмные фигуры икон; весело трепещет золотое кружево царских врат, огни свеч повисли в синеватом воздухе, точно золотые пчёлы, а головы женщин и девушек похожи на цветы.
Всё вокруг гармонично слито с пением хора, всё живёт странною жизнью сказки, вся церковь медленно покачивается, точно люлька, – качается в густой, как смола, тёмной пустоте.
Иногда мне казалось, что церковь погружена глубоко в воду озера, спряталась от земли, чтобы жить особенною, ни на что не похожею жизнью. Вероятно, это ощущение было вызвано у меня рассказом бабушки о граде Китеже, и часто я, дремотно покачиваясь вместе со всем окружающим, убаюканный пением хора, шорохом молитв, вздохами людей, твердил про себя певучий, грустный рассказ:
Обложили окаянные татарове
Да своей поганой силищей,
Обложили они славен Китеж-град
Да во светлый час, заутренний...
Ой ли, господи, боже наш,
Пресвятая богородица!
Ой, сподобьте вы рабей своих
Достоять им службу утренню,
Дослушать святое писание!
Ой, не дайте татарину
Святу церкву на глумление,
Жён, девиц – на посрамление,
Малых детушек – на игрище,
Старых старцев на смерть лютую!
А услышал господь Саваоф,
Услыхала богородица
Те людские воздыхания,
Христианские жалости.
И сказал господь Саваоф.
Свет архангеле Михаиле:
– А поди-ка ты, Михайло,
Сотряхни землю под Китежем,
Погрузи Китеж во озеро;
Ин пускай там люди молятся
Без отдыху да без устали
От заутрени до всенощной
Все святы службы церковные
Во веки и века веков!»
3. Сообщение темы и цели урока
Именно это предание будет в центре нашего сегодняшнего разговора.
-Что такое предание? (воспоминание о событиях исторического прошлого. В предании всегда точно сообщается, когда и где произошло событие, о котором ведется рассказ. Герои — обыкновенные люди, только обладающие большей силой и отличающиеся особыми умениями. В преданиях содержится множество сведений, представляющих большой интерес: обстоятельства основания крупных городов и пребывания в них исторических лиц. В форме преданий народная память донесла до наших дней живое дыхание прошлого)
- Какие жанры устного народного творчества вам знакомы? (героический эпос, сказание, легенда)
- Что объединяет эти жанры? (Они все основаны на исторических событиях)
Игра «ДА-НЕТ»
Сказки- произведения, созданные народом -
Сказание- народный поэтический рассказ с историческим содержанием +
Легенда- поэтический рассказ об историческом событии, дополненный воображением, вымыслом +
Героический эпос - произведение фольклора, героическая песня – повествование о подвигах богатырей +
Тема произведения – это слова и выражения, с помощью которых один предмет сравнивается с другим для более яркого описания. -
4.Словарная работа.
Работа в парах.
- Определите лексическое значение следующих слов:
ЗЫБЬ
ПРИШЕСТВИЕ
ГРАД
ИСТОЧНИКИ
* Волны на поверхности жидкости
* Приход, появление.
* Город
* Выходы подземных вод на земную поверхность
5. Усвоение новых знаний.
– Итак, «в заволжских лесах есть озеро. Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно и днем и ночью. Лишь изредка легкая зыбь пробегает по озеру. Бывают дни, когда до тихих берегов озера доносится протяжное пение и слышится далекий колокольный звон.
Давным-давно, еще до прихода татар, на месте озера стоял славный град Китеж. В центре города возвышалось шесть глав церквей. Придя на Русь, завоевав многие земли наши, Батый услыхал про славный Китеж-град и устремился к нему со своими ордами.
Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. До татар доносился лишь колокольный звон церквей. Жители молились о спасении, так как от татар нечего было ждать добра.
И как только татары ринулись к городу, воды озера разлились и стали затоплять город. Китеж стал уходить под воду. Воды озера сомкнулись над городом. Татары в страхе бежали прочь.
Это легендарное озеро находится в Нижегородской области, в Воскресенском районе, а называется оно Светлояр. Действительно, вода в нем прозрачная, чистая, голубая, теплая.
А еще люди говорят, что если три круга вокруг озера проползти на коленях, то смоешь с себя все грехи».
6. Закрепление новых знаний.
Игра «Построй город»
-Каким должен быть человек, чтобы мог надеяться увидеть Китеж-град?
На домиках написать характеристики человека. В результате на доске «выстраивается» город из разноцветных домиков, под крышами которых написано: любовь, доброта, милосердие, взаимопомощь, вера и т.п.
- Можно ли найти дорогу к этому городу? Найдите ответ в учебнике.
– Вспомните: когда Высшая Сила хотела наказать человека, она посылала землетрясения (Вавилонская башня), наводнения (Всемирный Потоп). Это были наказания. Наказан ли Китеж?..
– Мысль о спасении (а не наказании!) города через погружение под воду – основа веры русского человека в рай на земле. Рай, имя которому – Китеж.
Работа по иллюстрациям. (по рядам)
Найдите и прочитайте точное описание к иллюстрациям.
7. Рефлексия.
- Что такое предание?
- Какова тема предания?
- Можно ли сказать об уроке, что он прошел для вас с пользой?
- Чему вы сегодня научились?
8. Информация о домашнем задании.
Прочитать предание о святом Егории. Составить вопросник по произведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»
Данный материал адресован учителям, ведущим в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
Поисково исследовательская работа на тему: "Легенды, устные предания и сказки родного края""
"Легенды,устные предания и сказки родного края"...
Конспект урока по теме "Хранители предания в религиях мира".
Основные термины и понятия урока - жрец, раввин, апостол, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, хафиз, имам, сангха, лама. Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, ус...
открытое занятие по теме: "Преданье старины далёкой..."
Открытое занятие по теме: "Преданье старины далёкой..." входит в раздел "Работа с природным материалом"авторской (рабочей) программы кружка "Радуга творчества"для детей 7-12 лет для детей второго года...
Урок ОРКСЭ по модулю ОМРК на тему "Хранители преданий в религиях мира"
Урок на тему "Хранители преданий в религиях мира" разработан с использованием интернет-сервиса, который позволит учащимся на этапе рефлексии создать облако тегов....
Конспект урока ОРК для 4 класса по теме "Хранители преданий"
План - конспект урока по Основам мировых религиозных культур 4 кл.по теме "Хранители преданий". На уроке используются технологии критического мышления, ИКТ. Применяется групповая работа....