РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Домоводство» 8класс
рабочая программа по технологии по теме

Кавылина Надежда Васильевна

Суепень обучения: средняя школа  8 класс 8 вид

Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.

Уровень базовый

 Срок реализации 2013-2014 учебный год.

Учитель: Кавылина Надежда Васильевна

 

Тип программы: программа специально (коррекционного) начального образовательного учреждения VIII вида

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domovodstvo_8_klass_devochki.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа »

РАССМОТРЕНО                

на заседании ШМО

учителей изо, технологии, ОБЖ, физкультуры

________________

        ФИО

Протокол

от «__» _______2013 г.

№ _____

СОГЛАСОВАНО

заместитель

директора по УВР

_______________

ФИО

«  »_____2013г.

УТВЕРЖДЕНО

приказ №

от «  » ____ 2013г.

директор

_____________

              ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  учебному курсу «Домоводство»

 8класс

Суепень обучения: средняя школа  8 класс 8 вид

Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.

Уровень базовый

 Срок реализации 2013-2014 учебный год.

Учитель: Кавылина Надежда Васильевна

Тип программы: программа специально (коррекционного) начального образовательного учреждения VIII вида

с. Новообинцево

Пояснительная записка.

Специальные коррекционные занятия по Домоводству  направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизированно формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.

«Питание» — один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Программа рассчитана на детей с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых

Формы и методы реализации программных задач.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

Занятия по Домоводству целесообразно проводить группами из 4—5 человек. Это позволит каждому ученику, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя).

На занятиях отводится время  для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по Домоводству, так и на занятиях по другим предметам.

Беседа на занятиях по Домоводству является одним из основных методов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записях в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями, другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным методом обучения, используемым на занятии.

В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.

Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т.д.).

В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.

Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт дальнего следования и пригородный» целесообразно начать с ознакомительной экскурсии, во время которой учащиеся получат представление о назначении вокзала, его основных службах, расписании поездов. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала.

Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.

На занятиях по Домоводству следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, „Квартплата», „Оформление на работу» и т.п.) следует отвести время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка.

Особое внимание следует обратить на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся.

Знакомя детей с новым приемом, учитель сначала дает объяснения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включается данный прием.

Бригадная форма работы может быть использована в выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т.д.).

В кабинете можно установить поочередное дежурство по бригадам. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий.

Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навыков целесообразно организовывать соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги их учитель подводит в конце занятия.

Занятия по Домоводству тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.

Домоводство учащихся иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателя при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т.п.

Связь учителя с воспитателем осуществляется также при совместном проведении отдельных экскурсий и некоторых итоговых практических занятий, которые можно объединять с внеклассными мероприятиями. Тесное взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.

Занятия по Домоводству проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой.

Проводить занятия по Домоводству в V-IX классах целесообразно на сдвоенных уроках.

Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным языком четко и лаконично.

Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например, место работы родителей, их должность и т.д.).

Тематическое планирование по курсу «Домоводство» 8 класс

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

Личная гигиена Значение косметики для юноши и девушки. Правила и приемы ухода за кожей лица. Практическая работа: использование средств косметики.

Значение здоровья для жизни человека.

Средства и способы его сбережения.

Одежда и обувь Особенности ухода за одеждой, изготовленной из шерстяных и синтетических тканей.

Практическая работа: стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей.

Правила и приемы глажения блузок, рубашек.

Практическая работа: глажение блузок, рубашек.

Химчистка. Знакомство с предприятием.

Правила пользования  услугами химчистки.

Питание Виды теста: дрожжевое и пресное.

Рецепты приготовления различного теста.

Рецепты приготовления чебуреков с картофельным пюре.

 Приготовление изделий из теста (чебуреки с картофельным пюре).

Рецепты приготовления блинов.

Приготовление блинов.

Рецепты приготовления печенья.

Приготовление печенья.

Рецепт приготовления манника.

Изделия из теста: манник, чай.

Рецепты приготовления продуктов впрок.

Приготовление продуктов впрок (соленая капуста).

Самостоятельный подбор продуктов для приготовления чего-либо по рецепту. Чтение рецептов.

Приготовление по рецепту.

Семья Грудной ребенок в семье.

Участие в уходе за ребенком: упражнения в купании, одевании младенца.

Содержание в чистоте детской постели, посуды и т. п.

Практическая работа: уход за детской посудой, игрушек.

Культура поведения Культура общения юноши и девушки.

Внешний вид молодых людей.

Жилище Уборка кухни, санузла, ванной комнаты.

Санитарно-гигиенические требования при уборке кухни, санузла.

Моющие средства, используемые при уборке.

Практическая работа: уход за кафельными стенами, раковиной.

Транспорт.

Экскурсия на автовокзал.

Междугородний автотранспорт.

 Автобусные маршруты.

Значение водного транспорта.

Приобретение билетов. Расписание.

Торговля Рынки. Виды рынков.

Различие рынков от магазинов.

Средства связи Виды телефонной связи.

 Правила пользования телефоном, телефоном-автоматом, таксофоном, телефонным справочником.

Культура разговора. Получение справок по телефону. Междугородняя телефонная связь. Тарифы.

Медицинская помощь Первая помощь при несчастных случаях, солнечном ударе, ожоги и т. п.

Практическая работа: просмотр в/фильма.

Помощь при несчастном случае.

Помощь утопающему.

Меры по предупреждению несчастных случаев.

Практическая работа: сюжетная игра: «Оказание помощи при несчастных случаях».

Учреждения, организации, предприятия 

Департамент, муниципалитет, милиция и т. п.

Экскурсия в администрацию поселка.

Экскурсия в милицию.

Экономика домашнего хозяйства 

Бюджет семьи. Виды источников дохода.

Основные статьи расходов: оплата жилья, коммунальные услуги, телефон, газ, электроэнергия, виды государственных страхований, питание, оплата проезда.

Виды приобретения (наличными и в кредит). Их значение; создание уюта и сбережение средств. Сбережение. Знание и способы экономии расходов.

Практическая работа:  планирование расходов на месяц.

Экскурсия в ЖКХ.

Повторение пройденного за прошедший год.

Подготовка класса к летним каникулам

4

6

14

2

2

4

6

2

4

6

4

10

 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир». С курсом «Окружающий...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА "Enjoy English" во 2 КЛАССЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА "Enjoy EnВО 2 КЛАССЕ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  КУРСА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 2 КЛАССЕ   2-----2парапьто()...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Домоводство» 6класс

Суепень обучения: средняя школа  6 класс 8 видКоличество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда Васильевна...

Рабочая программа курса «Азбука нравственности» (в рамках курса ОРКСЭ)

Рабочая программа курса "Азбука нравственности "( в рамках курса ОРКСЭ) для Внеурочной деятельности в 1 классе....

Примерная рабочая программы курса "Интеллектуальные витаминки " (полный курс)

Рабочая программа «Интеллектуальные витаминки» составлена на основе авторской программы (авт. Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В., Центр Развития Молодёжи г. Екатери...

Рабочая программа по домоводству для 5 класса (вариант 1.4)

Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. (Вариант 1.4). Данный вариант предполагае...

Рабочая программа по домоводству для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, II вариант)

Рабочая программа по домоводству составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.1...