Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie.doc | 241 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел | Тема урока | Содержание | Кол. часов | Дата | Тип урока | Основные методы и формы работы, технология | ЗУН ОУУН | |
план | факт | ||||||||
ГДЕ МЫ ЖИВЁМ (2 ч) | Твой адрес в мире. Наш край ХМАО – Югра. Главный город края (столица) | Название нашей планеты – Земля. Россия – многонациональное государство. Знакомство с государственной символикой (герб, флаг, гимн) | 1 | 04.09 | Комбинированный | Фронтальная беседа, учебный диалог, репродуктивный. | Знать: – название нашей планеты; – родной страны и ее столицы; – региона, где живут учащиеся. Уметь: – называть свой адрес в мире: планета Земля, страна Россия, область, город, улица, дом, квартира; – давать устное описание объектов окружающего мира | ||
Что нас окружает | Объекты живой и неживой природы: люди, животные, здания, машины и т. д. Отличие объектов природы от созданных человеком | 1 | 08.09 | Комбинированный | Знать, что нас окружает; предметы живой и неживой природы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов | ||||
ПРИРОДА (21 ч) | Неживая и живая | Солнце, воздух, вода, растения, животные – окружающая нас природа. Первоначальные представления о живой и неживой природе | 1 | 11. 09 | Комбинированный | Знать: – названия времён года; – основные свойства воздуха и воды; – общие условия, необходимые для жизни растений и животных. Уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы | |||
Явления | Природные явления. Сезонные изменения в природе. Народный календарь Югры. | 1 | 15.09 | Комбинированный | Знать: – понятие «явления природы»; – основные свойства воздуха и воды. Уметь: – различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; – определять признаки сезонных изменений в природе; – определять температуру воздуха, воды и тела человека | ||||
Как измеряют температуру? | Знакомство с различными видами термометров. Правила пользования ими. Уметь измерять и записывать температуру. Опыты с природными объектами, простейшие измерения температуры воздуха, воды | 1 | 18.09 | Практическая работа | Знать: – понятие «температура»; – правила измерения температуры; – названия времён года. Уметь определять температуру воздуха, воды и тела человека | ||||
Что такое погода? Народный календарь. | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. Сезонные изменения на территории ХМАО-Югра | 1 | 22.09 | Комбинированный | Знать: – понятие «погода»; – названия времён года; – названия осенних месяцев; – основные свойства воздуха и воды. Уметь: – определять признаки сезонных изменений в природе; – определять температуру воздуха, воды и тела человека | ||||
Урок-экскурсия «В гости к осени» | Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки осени в неживой природе | 25.09 | Урок-экскурсия | Знать правила поведения на экскурсии. Уметь: – устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; – выполнять правила поведения в природе | |||||
В гости к осени. Народный календарь. | Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Сезонные изменения на территории ХМАО-Югра | 29.09 | Комбинированный | Знать: – признаки осени; – названия осенних месяцев; – основные свойства воздуха и воды. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | |||||
Звёздное небо | Земля – планета | 02.10 | Комбинированный | Знать: – понятия «звездное небо»; – «созвездие». Уметь: – работать с картой звездного неба; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете | |||||
Заглянем в кладовые земли | Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы | 06.10 | Практическая работа | Знать: – понятия «горная порода» и «минералы»; – названия и отличия горных пород от минералов (3 минерала); – состав гранита. Уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы | |||||
Про воздух | О чистом воздухе и его необходимости для жизни людей и растений. Загрязнение воздуха отравляющими веществами | 09.10 | Комбинированный | Знать: – основные свойства воздуха и воды; – общие условия, необходимые для жизни растений и животных. Уметь: – определять свойства воздуха; – определять признаки сезонных изменений в природе; – определять температуру воздуха, воды и тела человека | |||||
И про воду | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды. Вода в природе. Охрана воды. | 13.10 | Практическая работа | Знать, где используется вода, как и почему она загрязняется. Уметь: – называть свойства воды; – роль воды для живой природы; – называть очистительные сооружения | |||||
Какие бывают растения? | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения Ханты-Мансийского округа (различие) | 1 | 16.10 | Практическая работа | Знать: – чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; – лиственные и хвойные деревья; – 2–3 вида растений, занесённых в Красную книгу. Уметь: – определять растения; – называть дикорастущие и культурные растения родного края (различие) | ||||
Какие бывают животные? | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в Ханты-Мансийском округе). Взаимосвязь растений и животных | 20.10 | Знать: – общие условия, необходимые для жизни животных; – особенности внешнего вида животных и растений; – особенности ухода за домашними животными; – меры безопасности при общении с животными; – 2–3 вида животных, занесённых в Красную книгу. Уметь раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2–3 примера | ||||||
Невидимые нити | Связи между живой и неживой природой. Связи человека с окружающей природой | 23.10 | Комбинированный | Знать понятие «невидимые нити в природе». Уметь устанавливать взаимосвязи в природе | |||||
Невидимые нити в осеннем лесу | Особенности времен года (на основе наблюдений). Взаимосвязь растений и животных. Правила поведения в природе. Народный календарь Югры. | 26.10 | Комбинированный | Знать понятие «невидимые нити в природе». Уметь устанавливать связи между: а) растениями и животными; б) грибами и животными; в) грибами и растениями | |||||
Дикорастущие и культурные растения. Влияние деятельности человека на растения на территории Югры. | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения Ханты-Мансийского округа (различие). Влияние деятельности человека на растения на территории Югры. | 30.10 | Комбинированный | Знать дикорастущие и культурные растения. Уметь: – делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные прядильные); – различать части растений, отображать их на рисунке; – оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране. | |||||
Дикие и домашние животные Влияние деятельности человека на животных на территории Югры. | Деление на домашних и диких животных. Особенности жизни, питания, ухода, выращивание детёнышей. Влияние деятельности человека на животных на территории Югры. | 13.11 | Комбинированный | Знать: – общие условия, необходимые для жизни животных; – особенности внешнего вида животных и растений; – особенности ухода за домашними животными; – меры безопасности при общении с животными. Уметь раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2–3 примера | |||||
Комнатные растения | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). | 16.11 | Практическая работа | Знать особенности выращивания комнатных растений. Уметь выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений | |||||
Животные живого уголка | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных | 20.11 | Комбинированный | Знать: – представителей живого уголка; – правила ухода за животными живого уголка. Уметь правильно ухаживать за животными живого уголка | |||||
Про кошек и собак | Ответственность за животных, бережное отношение к животным. Наиболее распространенные породы кошек и собак | 23.11 | Комбинированный | Знать: – породы кошек и собак; – правила ухода за животными живого уголка. Уметь: – называть редкие породы кошек и собак; – характеризовать условия жизни кошек и собак | |||||
Красная | Правила поведения в природе. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Красная книга родного края. | 27.11 | Комбинированный | Знать: – историю создания Красной книги; – 2–3 вида растений и животных родного края, занесённых в Красную книгу. Выполнять правила поведения в природе Уметь устанавливать взаимосвязи в природе | |||||
Будь природе другом Проверочная работа по теме «Природа» | Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | 30.11 | Рефлексия | Знать 2–3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу. Уметь: – объяснять экологические знаки; – выполнять правила поведения в природе | |||||
ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА | Город и село | Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | 04.12 | Экскурсия по городу | Знать: – понятия «город» и «село»; – названия строительных машин; – примеры различных видов транспорта; – составные части экономики; – названия товаров; – понятия: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». Иметь первоначальные представления о жизни города и села, об отдельных производственных процессах | ||||
Что такое экономика | Человек – член общества. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий) | 07.12 | Комбинированный | Знать: – понятие «экономика»; – названия строительных машин; – примеры различных видов транспорта; – составные части экономики; – названия товаров. Иметь первоначальные представления об экономике города и села, об отдельных производственных процессах | |||||
Из чего что сделано Проверочная работа | Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий) | 11.12 | Комбинированный | Знать: – материалы и объекты труда; – составные части экономики; – названия товаров; – названия профессий. Уметь определять материалы, из которых изготовлены товары | |||||
Как построить новый дом | Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Жилище народов Севера. Основные виды жилищ. Чум – жилище кочевых народов Югры. | 14.12 | Комбинированный | Знать: – названия строительных машин; – этапы строительства дома; – названия профессий; - основные виды жилищ народов Севера. Уметь рассказывать о строительстве домов в городе и селе | |||||
Какой бывает транспорт | Человек – член общества. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий) | 18.12 | Комбинированный | Знать: – понятие «транспорт»; – виды транспорта. Уметь приводить примеры различных видов транспорта | |||||
За покупками | Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий) | 1 | 21.12 | Урок-игра | Знать: – названия товаров; – понятия «торговля», «гастроном»; – названия профессий. Уметь: – классифицировать товары; – характеризовать процессы «купли-продажи» | ||||
Культура и образование Тестовая контрольная работа за 1 полугодие. | Понятие о культурных и образовательных учреждениях. Югорская семья. Домашняя утварь – искусное мастерство северян. | 1 | 25.12 | Комбинированный | Знать: – понятия «культура», «образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение»; – названия профессий. Уметь называть профессии в сфере образования и культуры | ||||
Все профессии важны | Важность и значимость каждой профессии. | 28.12 | Комбинированный | Знать: – названия профессий; – особенности труда людей родного края. Уметь: – называть профессии своих родителей; – охарактеризовать 2–3 профессии | |||||
В гости к зиме. Народный календарь. | Времена года. Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Народный календарь Югры. | Урок-экскурсия | Знать: – признаки сезонных изменений в природе зимой; – названия зимующих птиц. Уметь проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе | ||||||
В гости к зиме | Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Жизнь птиц зимой | Знать: – как растения и животные готовятся к зиме; – понятие «природное сообщество елового леса». Уметь называть особенности ели и жизни животных, связанных с этим деревом | |||||||
Невидимые нити в зимнем лесу Проверочная работа по теме «Жизнь города и села» | Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки зимы в неживой природе | Комбинированный | Знать понятие «невидимые нити». Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | ||||||
ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ (10 ч) | Строение тела человека | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Комбинированный | Знать: – основные системы органов человека, их роль в организме; – правила сохранения и укрепления здоровья; – понятие «здоровый образ жизни». Уметь: – определять органы человека; – рассказывать о функции основных систем органов строения человека | |||||
Если хочешь быть здоров | Режим дня школьника. Правила организации домашней учебной работы | Урок – путешес- твие по городу «Здоровейску» | Знать: – правила сохранения и укрепления здоровья; – понятие «здоровый образ жизни»; – режим дня, режим питания, профилактику болезней. Уметь: – выполнять режим дня, режим питания; – вести здоровый образ жизни | ||||||
Поговорим о болезнях | Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Режим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья | Комбинированный | Знать: – понятие «болезнь»; – правила сохранения и укрепления здоровья. Уметь проводить профилактику болезней | ||||||
Берегись автомобиля! | Правила личной гигиены, Правила движения по загородной дороге | Урок-КВН | Знать правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД. Уметь выполнять правила дорожного движения | ||||||
Берегись автомобиля! | Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре) | Урок-игра | Знать: – правила поведения на дороге, – дорожные знаки ПДД. Уметь выполнять правила дорожного движения | ||||||
Домашние опасности | Меры безопасности в домашних условиях | Комбинированный | Знать правила обращения с электро- и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. Уметь выполнять правила безопасного поведения дома | ||||||
Пожар | Противопожарная безопасность. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение | Комбинированный | Знать: – правила безопасности, которые надо соблюдать дома; – правила противопожарной безопасности; – правила поведения в социальной среде: подъезде, лифте, квартире. Уметь выполнять правила безопасного поведения дома | ||||||
Лесные опасности | Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре) | 1 | Урок-заочное путешествие | Знать: – лесные опасности; – съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения; – правила экологической безопасности. Уметь: – правильно вести себя на природе; – выполнять правила поведения у водоёмов | |||||
Как нужно купаться | Правила безопасного поведения на воде. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, | 1 | Комбинированный | Фронтальная беседа, репродуктивный | Знать: – правила экологической безопасности, – как вести себя на природе; – правила поведения у водоёмов. Уметь выполнять правила поведения у водоема | ||||
Очень подо-зрительный тип… | Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре) | 1 | Комбинированный | Фронтальная беседа, проверочная работа. | Знать правила поведения в социальной среде, как вести себя с незнакомые люди. Уметь выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми | ||||
Наша дружная семья. Югорская семья. Проверочная работа по теме «Здоровье и безопасность» | Ввести понятие «культура общения» (в семье). Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи | 1 | Комбинированный | Знать понятия «культура общения», «семья». Уметь выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе | |||||
ОБЩЕНИЕ (5 ч) | В школе | Правила поведения и культура общения в школе. Школьные товарищи, друзья. Совместные игры, учеба, отдых. Инсценировка школьных ситуаций | 1 | Комбинированный | Знать: – понятия «культура общения»; – элементарные нормы общения в семье, в школе. Уметь применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах | ||||
Правила вежливости | Взаимоотношения мальчиков и девочек. Вежливые слова. Культура телефонного разговора. | 1 | Комбинированный | Фронтальная беседа, репродуктивный. | Знать: – понятие «культура общения»; – правила вежливости. Уметь: – выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе; – выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах | ||||
День рождения | Правила поведения в гостях и приём гостей. Как вести себя за столом | Комбинированный | Знать понятие «культура общения». Уметь: – выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе; – выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах | ||||||
Мы – зрители и пассажиры Проверочная работа по теме «Общение» | Культура поведения в общественных местах. Правила для пассажиров | Комбинированный | Знать понятия «зрители», «пассажиры», «культура общения». Уметь выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре | ||||||
ПУТЕШЕСТВИЯ (18 ч) | Посмотри вокруг… | Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Горизонт. Линии горизонта. Основные стороны горизонта. Промежуточные стороны горизонта | Экскурсия.Практическая работа. | Знать: – понятие «горизонт»; – условные обозначения сторон горизонта. Уметь: – ориентироваться на местности с помощью компаса; – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; – устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; – различать по карте и показывать различные формы земной поверхности | |||||
Для чего нужен компас? | Определение сторон горизонта по компасу | 1 | Практическая работа. | Знать: – правила определения сторон горизонта с помощью компаса; – условные обозначения сторон горизонта. Уметь: – ориентироваться на местности с помощью компаса; – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки | |||||
Формы земной поверхности | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) | 1 | Комбинированный | Знать: – формы земной поверхности; – условные обозначения сторон горизонта. Уметь: – ориентироваться на местности с помощью компаса; – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; – различать по карте и показывать различные формы земной поверхности | |||||
Водоёмы | Разнообразие водоемов: река, пруд, озеро, море и т. д. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края) | 1 | Комбинированный | Знать: – понятие «водоем»; – правила поведения у водоемов. Уметь: – ориентироваться на местности с помощью компаса; – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; – различать по карте и показывать различные водоемы | |||||
В гости к весне. Народный календарь. | Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки весны в неживой природе Сезонные изменения на территории ХМАО-Югра | 1 | Комбинированный | Фронтальная беседа. | Знать признаки весны. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | ||||
В гости к весне | Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки весны в неживой природе | 1 | Урок-экскурсия | Фронтальная беседа. | Знать: – названия времен года; – названия весенних месяцев, весенние явления; – три названия раннецветущих растений. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | ||||
В гости к весне | Изменения в живой природе весной. Связь живой и неживой природы | 1 | Комбинированный | Групповая работа | Знать: – названия весенних месяцев, весенние явления; – три названия раннецветущих растений. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе весной | ||||
Путешествие по родной стране | Изображение нашей страны на карте. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Россия – наша Родина. Города России (2–3): названия, достопримечательности, расположение на карте | 1 | Знать: – название родной страны; – условные обозначения сторон горизонта; – Ф. И. О. первого космонавта, 2–3 созвездия. Уметь: – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; – различать по карте и показывать различные формы земной поверхности; – показывать на карте город Москву – столицу России, называть 2–3 достопримечательности – показывать на карте границы России, 1–2 города, столицу России, родной город | ||||||
Что такое карта и как её читать? | Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) | 1 | Комбинированный | Знать: – понятие «карта»; – условные обозначения на карте. Уметь: – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, – различать по карте и показывать различные формы земной поверхности; – показывать на карте город Москву – столицу России, границы России, 1–2 города, столицу России, родной город | |||||
Путешествие по Москве | Москва – столица России. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) | 1 | Урок-заочная экскурсия | Индивидуальный опрос | Знать: – столицу России; – правила работы с картой. Уметь: – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; – различать по карте и показывать различные формы земной поверхности; – показывать на карте город Москву – столицу России, границы России, 1–2 города, столицу России, родной город | ||||
Московский кремль | Москва – столица России. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) | 1 |
| Комбинированный | Знать достопримечательности Москвы. Уметь: – показывать на карте город Москву – столицу России; – называть 2–3 достопримечатель-ности | ||||
Город на Неве. Путешествие по Оке | Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Города России (2–3): название, до-стопримечательности, расположение на карте | 1 | Комбинированный | Знать достопримечательности города на Неве. Уметь: – показать на карте город на Неве; – называть 2–3 достопримечатель-ности | |||||
Путешествие по планете | Глобус. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте). | 1 | Урок контроля и оценки | Знать: – правила работы с картой и глобусом; – условные обозначения на карте и глобусе; – условные обозначения сторон горизонта. Уметь: – ориентироваться на местности с помощью компаса; – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; – различать по карте и показывать различные формы земной поверхности | |||||
Путешествие по планете | Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте). Решение кроссвордов | 1 | Комбинированный | Знать: – правила работы с картой и глобусом; – условные обозначения на карте и глобусе; – условные обозначения сторон горизонта. Уметь: – ориентироваться на местности с помощью компаса; – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; – различать по карте и показывать различные формы земной поверхности | |||||
Страны мира | Познакомить с некоторыми странами мира. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) | 1 | Комбинированный | Знать страны мира. Уметь: – ориентироваться на местности с помощью компаса; – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, 1–3 страны, столицу | |||||
Страны мира | Познакомить с некоторыми странами мира. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) | 1 | Комбинированный | Знать страны мира. Уметь: – ориентироваться на местности с помощью компаса; – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, 1–3 страны, столицу | |||||
Путешествие в космос Проверочная работа по теме «Путешествие» | Земля – планета. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода | 1 | Урок- игра | Знать фамилию первого космонавта, 2–3 созвездия. Уметь работать с картой звездного неба | |||||
Впереди лето. Народный календарь Югры. Тестовая контрольная работа за 2 полугодие. | Познакомить с признаками лета. Народный календарь Югры. Правила купания, загара. Помощь при ожогах | 1 | Урок контроля и оценки | Знать: – правила поведения у водоёмов; – названия времен года; – названия летних месяцев; – правила безопасности, которые надо соблюдать во время летнего отдыха. Уметь: – ориентироваться на местности с помощью компаса; – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; – устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; – различать по карте и показывать различные формы земной поверхности | |||||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | Что мы узнали и чему научились за год? | Обобщить знания, полученные детьми за год | 1 | Урок контроля и оценки |
Планирование контроля.
Административные контрольные работы: 2
Проверочные работы по изученным темам: 5
Критерии оценки знаний
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.
Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету “Окружающий мир”
Ошибки:
- неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
- неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
- неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных признаков;
- несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объектов на карте.
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
"5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.
Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы позволяют проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с "открытым ответом" позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.
В письменных проверочных работах по предмету “Окружающий мир” орфографические ошибки не учитываются.
Специфической формой контроля является проверка умения работать с приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Основная цель таких проверочных работ - определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыты, вести самостоятельно практические работы.
Учитывая, что область "Человек и окружающий мир" включает знания естественно - научного и обществоведческого содержания, проверочные работы должны состоять из двух самостоятельных частей и представлять измерители по естествознанию и обществознанию.
Итоговые письменные проверочные работы проводятся в конце полугодия. Они включаются в уроки по окружающему миру и занимают часть урока (25 минут)
Тест
Оценки:
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«З» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
Нестандартные уроки
Экскурсии - № 7, 24, 32, 50, 55.
Практическая работа - № 5, 10, 13, 19, 50, 51.
Урок-игра - № 29, 36, 38, 42, 59, 66.
На большей части уроков используется компьютерная технология.
Список литературы:
- Развивающее обучение в начальной школе: специфика учебной деятельности, проекты уроков\ авт.-сост. Г. В. Шакина, - Волгоград: Учитель, 2009.
- Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности\ А. Б. Воронцов. – М.: РассказовЪ, 2003.
- Практика развивающего обучения \ А. Б. Воронцов.
- Сборник программ для начальной общеобразовательной школы (система Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова).- М.: Вита-Пресс, 2004.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Типовая рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. С курсом «Окружающий мир» интегрирован курс краеведения «Мы дети природы».
Курс рекомендован Департаментом образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа для использования в учреждениях образования в качестве национально-регионального компонента. Темы данного курса включены в «Тематическое планирование». На их изучение отводится 10-15 минут урока.
Количество часов в год - 68
Количество часов в неделю - 2
Количество часов в 1 четверти -18
Количество часов во 2 четверти -14
Количество часов в 3 четверти -19
Количество часов в 4 четверти -17
Учебно-методическое обеспечение:
Программа: Окружающий мир («Мир вокруг нас»)/ А.А.Плешаков, 2007
Учебник: Мир вокруг нас. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч./ А.А.Плешаков – М. : Просвещение, 2006
Рабочая тетрадь: Рабочая тетрадь к учебнику 2 класса «Мир вокруг нас» В 2ч. / А.А.Плешаков - М.: Просвещение, 2009
Методические пособия:
Плешаков, А. А. Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 2 класс» / А. А. Плешаков, В. П. Александрова, С. А. Борисова. – М.: Просвещение, 2002.
Интегрированный курс краеведения «Мы – дети природы»: Книга для учителя начальных классов\ Авт.-сост.: Т. К. Орлова, Л. Г. Демус, Н. Г. Богордаева, Л. Н. Нечаева; Под ред. Т. К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003.
Разделы программы 2 класса:
1.Введение – 2 ч.
2. Природа. – 21 ч (1 экскурсия; 4 практические работы).
3. Жизнь города и села. - 11ч (2 экскурсии);
4. Здоровье и безопасность. – 10 ч.
5. Общение. - 5ч.
6. Путешествие. - 18ч (3 экскурсии, 2 практические работы).
Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающей характер.
Целью данного курса является
воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества, развитие базовых способностей обучающихся на основе мыследеятельностного подхода в образовании.
Задачи:
- формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- формировать чувство сопричастности к жизни природы и общества;
- формировать личностные качества культурного человека - доброты, терпимости, ответственности;
- формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине;
- формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природе и социальной среде;
- развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира;
- осуществлять подготовку к изучению естественно - научных и общественных;
- формировать навык работы с научным текстом.
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Программа обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитии речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающихся.
Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В процессе ознакомления с миром природы и общества у детей развиваются наблюдательность, интеллектуальная активность, умение подмечать сходство и различие в наблюдаемом, умение рассуждать, формируются навыки общения.
Характерными особенностями содержания программы «Окружающий мир» являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира, как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществляется на основе следующих ведущих идей: идея многообразия мира, идея экологической целостности мира, идея уважения к миру.
Многообразие, как форма существования мира, ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно - научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры.
Экологическая целостность мира - важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Уважение к миру - это предлагаемое и применяемое нами формула нового отношения к окружающему, основанного на познании самоценности сущего, на включение в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру.
Этнографические знания, получаемые детьми в ходе изучения интегрированного курса «Мы дети природы», дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть интересное, прекрасное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты.
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:
рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный:
воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Формы организации процесса обучения:
- Индивидуальная
- Парная
- Групповая
- Фронтальная
- Экскурсия
К концу 2 класса обучающиеся должны знать:
- о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; правила поведения в природе;
- основные сведения о своём городе; домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
- строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасности поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
- основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
- названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
К концу 2 класса обучающиеся должны уметь:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; различать изученные объекты живой и неживой природы; различать изученные группы животных и растений; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города, трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
- называть жилища и предметы быта (домашняя утварь) народов Югры.
- приводить примеры достопримечательностей родного города, Москвы, Санкт-Петербурга.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связей между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране.
Особенности организации контроля по окружающему миру
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.
Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету “Окружающий мир”
Ошибки:
- неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
- неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
- неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных признаков;
- несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объектов на карте.
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
"5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.
Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания.
Критерии оценивания теста.
Оценки:
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено.
«З» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
Ведущей технологией является компьютерная технология, так как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.
Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
Цель: повысить качество процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;
Задачи:
- изучить возможности использования интерактивной доски;
- организовать дифференцированное обучение при помощи обучающих программ;
- использовать ИКТ в целях контроля и самоконтроля обучающихся;
- стимулировать познавательную деятельность при помощи создания презентаций обучающимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Окружающий мир" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .
Рабочая программа курса "Окружающий мир" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню п...
Рабочая программа курса "Окружающий мир" 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой (Программа «Окружающий мир 1-4 классы» – М.: Вентана-Граф, 2011). В авторскую программу ...
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой 2 класс
Рабочая программа курса "Окружающий мир", разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы по окружающему миру, авторской программы Н. Ф. Виноградово...
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс Уровень программы базовый Надомное обучение.
Данное календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочих программ «Окружающий мир» Плешаков А.А. 1-4 классы (Москва «Просвещение» 2012г.), которые разработаны на основе Федеральн...
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для второго класса по программе "Школа России"
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для второго класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи...
Рабочая программа курса Окружающий мир 4 класс
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по курсу Окружающий мир. 4 класс. "Школа России", Плешаков А.А. ФГОС НОО...
Рабочая программа курса "Окружающий мир" 1 класс
В данном файле размещена рабочая программа к предмету "Окружающий мир" для 1 класса....
Комментарии
Рабочая программа курса
рабочая программа
Странно. Попробую
Теперь всё в порядке
Спасибо!