Рабочая программа по технологии ,4 класс . УМК ПНШ.
методическая разработка по технологии (4 класс) по теме
2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 46.3 КБ |
tematicheskoe_planirovanie.docx | 57.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Щедровская основная общеобразовательная школа
Утверждена приказом директора МБОУ Щедровская ООШ _______ /Огула Л. А./ Приказ № ____ от «____» __________ 20__ г. | Рассмотрена и рекомендована к утверждению МС школы Протокол № ____ от «__»__________ 20__г. |
Рабочая учебная программа
по технологии
(наименование учебного предмета/курса)
четырёхлетней начальной школы/ 4 класс
(ступень образования/класс)
2013-2014 учебный год
(срок реализации программы)
Составлена на основе программы курса «Технология» И.И.Колесниченко,Т.М.Рогозина,И.Б.Мылова
Программу составила Полякова Татьяна Васильевна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
с. Шедровка
2013г.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы основного начального общего образования по технологии (Программы четырёхлетней начальной школы. М.: Академкнига/Учебник2007) и авторских программ – Программы курса «Технология» И.И.Колесниченко,Т.М.Рогозина,И.Б.Мылова. Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по технологии.
При составлении программы руководствовались приказом Минобразования Ростовской области № 610 от 14.07.2011 «Об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)», приказом ОО Чертковского района № 218 от 27.06.2011 «О формировании учебных планов в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном году», «Положением об учебной рабочей программе», утверждённым приказом № 56 от 19.08.2011 по МОУ Щедровской ООШ.
Целью изучения курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности.
В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие задачи:
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Роль учебного курса:
В программу курса включены вопросы ,позволяющие заложить прочный фундамент таких предметов основной школы ,как информатики и технологии.
В примерную программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.
Основными результатами обучения технологии являются: начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.); начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение). Учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.
Учебный предмет «Технология» позволяет применять в дальнейшем полученный на уроках опыт практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ Щедровская ООШ , рассчитана на 68 часов в год,2 часа в неделю.
Количество часов в I четверти – 18.
Количество часов во II четверти – 14.
Количество часов в III четверти – 20.
Количество часов в IV четверти – 16.
Для реализации программного содержания использованы следующие пособия:
• Гринева, А. А. Технология : 4 класс : учебник / А. А. Гринева, И. А. Кузнецова, Т. М. Рагозина. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.
• Гринева, А. А. Технология : 4 класс : методическое пособие / А. А. Гринева, И. А. Кузнецова, Т. М. Рагозина. – М. : Академкнига/Учебник, 2008.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | Тестовые работы | Контрольные работы количество часов | |||
1. | Первоначальные умения проектной деятельности | 4 | 4 | - | |
2. | Изготовление изделий из бумаги и картона | 16 | 16 | - | - |
3. | Изготовление изделий из пластичных материалов | 4 | 4 | - | - |
4. | Изготовление изделий из текстильных материалов | 15 | 15 | - | - |
5. | Изготовление изделий из проволоки и фольги | 5 | 5 | - | - |
6. | Изготовление изделий из полуфабрикатов | 5 | 5 | - | - |
7. | Сборка моделей из деталей конструктора | 4 | 4 | - | - |
8. | Домашний труд | 4 | 4 | - | - |
9. | Практика работы на компьютере | 10 | 10 | - | - |
Итого | 68 | 68 | - | - |
Содержание тем учебного курса
С учетом специфики данного учебного предмета программный материал представлен разделами, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности»), «Домашний труд», «Практика работы на компьютере».
Раздел «Общетрудовые знания, умений и способы деятельности» состоит из четырех структурных единиц: «Трудовая деятельность в жизни человека», «Содержание труда людей ближайшего окружения», «Процесс труда», «Первоначальные умения проектной деятельности». В них раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды, формируются первоначальные представления о мире профессий, эстетическая культура на основе знакомства с особенностями труда, быта, ремесел родного края; содержится информация о ручном, механизированном и автоматизированном труде; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников и роли в ней учителя; дается общее представление о проектной деятельности. Содержание данного раздела целесообразно изучать в ходе освоения содержания других разделов программы.
Раздел «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» состоит из структурных единиц: «Многообразие материалов и область их применения», «Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач», «Использование измерений для решения практических задач», «Изготовление изделий из бумаги и картона», «Изготовление изделий из природных материалов», «Изготовление изделий из пластичных материалов», «Изготовление изделий из текстильных материалов», «Изготовление изделий из проволоки и фольги», «Изготовление изделий из полуфабрикатов», «Сборка моделей и макетов из деталей конструктора».
Раздел «Домашний труд» включает ряд важных аспектов для жизни и развития ребенка: правила ухода за одеждой и обувью, мелкий ремонт одежды и ее декоративное оформление, ремонт книг из домашней библиотеки, декоративное оформление предметов быта и жилища с использованием разных материалов и технологических операций. Предложенные материалы можно комбинировать между собой либо дополнять другими материалами, доступными для обработки младшими школьниками. Здесь же ученики получают общее представление об устройстве современной бытовой техники, знакомятся с правилами управления и безопасными приемами труда при ее использовании. Дидактические единицы «Уход за одеждой», «Декоративное оформление предметов быта и жилища», «Современная бытовая техника» изучаются в ходе обработки конкретных материалов.
Особое внимание при изучении всех разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям, технике.
Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и с коллективной работой, что особенно актуально для малокомплектных или разновозрастных классов сельской школы. Готовые работы желательно использовать для организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, в оформлении школьных и домашних помещений.
Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, задача которой - формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой и других задач рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), посещать местные музеи декоративно-прикладного творчества, выставки и предприятия.
Для успешной реализации программного материала рекомендуется применять: эвристические беседы; поисковую исследовательскую деятельность детей с целью «открытия» новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий и определении свойств используемых материалов; поиск возможных и рациональных способов их обработки; поиск правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции или конструкции. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, он закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. Особенность содержания проектной деятельности в начальной школе состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, объединяют знакомые, легко повторяющиеся в опыте ребенка действия, ставят цели, недалеко отстоящие во времени и важные для ребенка (изготовление воздушных и плавающих моделей для игры и т. п.). Организуя проектную деятельность, важно активизировать детей на самостоятельное обоснование проекта, выбор конструкции и ее улучшение, отбор материалов и экономное их расходование, продумывание последовательности проведения работ.
Основные содержательные линии
№ | Раздел . Основ ные содержатель- ные линии. | Планируемый результат | Вид кон-троля. | ||
Базовый уровень | Повышенный уровень | ||||
Знать: | Уметь: | ||||
1 | Общетрудовые знания, умения и способы деятельнос-ти. | распространенные виды профессий, связанных с механизированным трудом (с учетом региональных особенностей); | осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности; | Практическая работа | |
2 | Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности. | • область применения и назначение таких инструментов, как угольник, фальцлинейка, шило, кусачки, ножерезка, оправка, отвертка; машин, используемых человеком для перевозки груза; технических устройств; | осуществлять последовательность изготовления изделия, поэтапный контроль за ее ходом и соотносить результаты деятельности с образцом; изготавливать изделия из доступных материалов (цветного и упаковочного картона, соломы, глины, шерстяной и шелковой ткани, полуфабрикатов) по сборочной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам; • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия; • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов; | Практическая работа ,выставка изделий. | |
3 | Домашний труд. | • осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, плетеным узором, окрашиванием, вышивкой, фурнитурой; | Практическая рабо- та ,выставка изде лий. | ||
4 | Практи ка работы на компьютере | основные источники информации; • правила организации труда при работе за компьютером; • основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон); • дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки); • назначение основных функциональных устройств компьютера; • назначение периферийных компьютерных устройств; • назначение устройств внешней памяти. | • соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере; • работать с текстом и изображением, представленным на мониторе компьютера; • владеть элементарными приемами работы с дисководом и электронным диском; • владеть приемами работы с мышью; • работать с прикладной программой, используя мышь. Осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки); • владеть элементарными приемами работы с графическими объектами с помощью компьютерной программы (графический реактор). | использовать компьютерные программы – для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.); | Практика рабо ты на ком пью тере |
Контроль осуществляется в следующих видах: текущий , тематический.
Формы контроля: практическая работа; выставка изделий;
Критерии оценивания знаний , умений , навыков практических работ учащихся
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа аккуратна ,интересна.
Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа неаккуратна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не аккуратна , в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Технология» к концу четвертого года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
- распространенные виды профессий, связанные с автоматизированным трудом;
- предприятия родного края, занятые производством техники;
- влияние деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначения ручных инструментов, простейших механизмов, технических устройств (компьютера);
уметь:
- выполнять инструкцию, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- изготавливать изделия из доступных материалов (бархатной, крепированной, цветной бумаги, ватмана, картона, соломы, глины, натуральной ткани, проволоки, полуфабрикатов, деталей конструктора) по сборочной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
- создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
- осуществлять декоративное оформление изделий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта);
- соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, средствами информационных и коммуникационных технологий;
- создания различных изделий по собственному замыслу из бумаги, картона, природных и текстильных материалов, проволоки, полуфабрикатов, деталей конструктора;
- осуществления сотрудничества в совместной работе.
Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы
В результате изучения технологии (труда) ученик должен
знать/понимать:
роль трудовой деятельности в жизни человека;
распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
основные источники информации;
назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
уметь:
выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
компьютерные программы – для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
осуществления сотрудничества в совместной работе.
Материально-техническое обеспечение:
- Книгопечатная продукция
Методические пособия для учащихся:
Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 1-4 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
Учебно-методические пособия для учителя
1) Авторская программа по технологии И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2005 г. –
2)Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология.. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
3)Уроки технологии 1-4 с применением информационных технологий. Старикова В.В. Издательство : М , «Глобус» ,2008 (методическое пособие с электронным приложением).
- ТСО: Классная доска. Персональный компьютер.
- Учебно-практическое оборудование: Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения
Интернет-ресурсы
Сайты: http://nsportal.ru , http://www.proshkolu.ru
Медиа-ресурсы
Электронное приложение «Уроки технологии 1-4 с применением информационных технологий». Старикова В.В. Издательтво : М , «Глобус» ,2008.
Список использованной литературы
- Авторская программа по технологии И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2005 г. – Ч.1: 144 с. Проект «Перспективная начальная школа» , разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приложение к приказу Минобрнауки РФ № 111 от 15 .01.2004г).
- Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 1-4 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник. ,2007.
- Тематическое планирование .Начальная школа. Программа « ПНШ» ,Издательство «Учитель» ,2011.
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...
Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...
Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по технологии 3 класс Школа России, составлена на основе авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой
рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...